Ребенок в 4 месяца: что должен уметь, навыки у девочек и мальчиков, таблица роста и веса

Чему учится малыш от 0 до 1 месяца

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.

Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.

Выбираем слинг и детское автокресло

Наталья Новикова

Педиатр, массажист, физиотерапевт

Развитие ребенка по месяцам

Первый год жизни ребенка: развитие по месяцам

Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает. 

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
  • Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).

Питание ребенка

Как определить, что малыш готов к прикорму, как его правильно вводить, с каких продуктов нужно начинать и как избежать аллергии.

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Физическое развитие:

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие:

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Медицинский осмотр в 4 месяца

В этом месяце маме и малышу необходимо будет посетить детскую поликлинику дважды – для ежемесячного осмотра ребенка педиатром и для введения второй вакцины против пневмококковой инфекции (при отсутствии медицинского отвода от прививок).

Педиатр, наблюдающий маленького пациента с рождения, на текущем приеме даст оценку общему состоянию здоровья, а также:

  • взвесит и измерит его рост;
  • измерит окружности головы и груди, сравнит их с общепринятыми медицинскими нормами;
  • осмотрит большой родничок;
  • проверит основные рефлексы (хватательный рефлекс, рефлекс Моро).

Также, даже при отсутствии жалоб, доктор в обязательном порядке послушает сердечко, легкие, ощупает животик. По всем вышеперечисленным параметрам специалист судит о том, здоров ли грудничок и нормально ли происходит его развитие.

К врачам узкого направления, таким как невролог, хирург, ортопед, четырехмесячным детям дается направление только при необходимости. Если же жалоб нет, ребенок растет и развивается в соответствии с нормами, то этих специалистов по плану нужно будет посетить лишь по достижению полугодовалого возраста.

Обратите внимание! На первом году жизни важно не игнорировать ежемесячные приемы педиатра, дабы не упустить и обнаружить возможные проблемы со здоровьем, которые могут проявиться со временем

Математические умения

В 3 годика детки уже имеют некоторые математические навыки. Они должны знать и уметь следующее:

  • считать до пяти в прямом и обратном порядке;
  • показывать называемое число на пальцах;
  • знать, как выглядят цифры от 1 до 5;
  • сравнивать количество предметов в разных группах, используя понятия «больше», «меньше», «одинаково»;
  • знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
  • узнавать очертания геометрических фигур в различных предметах (часы – круг, телевизор – прямоугольник).

Некоторые малыши уже знают все цифры от 0 до 10 и умеют их писать. Это хорошее подспорье для будущей подготовки к школе.

Как развивать 4-х месячного ребенка

На данном этапе важно помогать ребенку разрабатывать ручки. Давайте ему резиновые игрушки-пищалки. Если малышу понравится звук, который издается игрушкой при легком надавливании, он будет часто сдавливать игрушку, тем самым, тренируя ручки

Подносите ребенку различные предметы: твердые кубики, резиновые колечки, мягкие мячики. Малыш будет сжимать и ощупывать их, развивая мелкую моторику рук и изучая свойства предметов

Если малышу понравится звук, который издается игрушкой при легком надавливании, он будет часто сдавливать игрушку, тем самым, тренируя ручки. Подносите ребенку различные предметы: твердые кубики, резиновые колечки, мягкие мячики. Малыш будет сжимать и ощупывать их, развивая мелкую моторику рук и изучая свойства предметов.

Чаще разговаривайте с малышом, меняя интонацию. Рассказывайте ему, что вы делали, как можно чаще называйте его по имени. Показывайте ему различные интересные предметы и произносите их названия. Если малыш лепечет вам что-то, не перебивайте его, дождитесь, пока он закончит «говорить». Учите его новым звукам и слогам: для этого иногда достаточно несколько раз произнести слог, как малыш начнет повторять его за вами.

К физическим упражнениям можно добавить разведение и скрещивание ручек. А чтобы малыш быстрее научился переворачиваться на бочок, поворачивайте ему ножки так, чтобы таз при этом тоже слегка поворачивался.

Укладывать спать малыша нужно стараться в одно и то же время. Многие дети в этом возрасте могут спокойно спать по 10-11 часов, давая родителям возможность немножко отдохнуть. Для того, чтобы ребенок легко засыпал, нужно придумать какой-нибудь свой ритуал для отхода ко сну: читайте ему одну и ту же сказку или стишок, или пойте одну и ту же колыбельную.

За 4 месяца мама уже научилась правильно обращаться с малышом, чего не скажешь о большинстве пап. Самое время привлекать отца к воспитанию малыша. Для этого почаще давайте ребенка папе на руки, научите его общаться и играть с малышом. Ведь тесный эмоциональный контакт с обоими родителями – залог гармоничного развития вашего ребенка. К тому же, общение ребенка с папой послужит источником дополнительных положительных ощущений для них обоих.

Основные умения

Перечень основных этапов развития поможет подготовить родителей к новым свершениям, открытиям и достижениям своего крохи. Все четырехмесячные малыши забавные, смешные, интересные, и будет лучше, если взрослые окажутся в курсе, чего ждать от подвижных и активных крох, пытающихся уже вылезти из пеленок, а на что еще пока рассчитывать рановато.

Физическое развитие

В 4 месяца малыш:

самостоятельно и достаточно уверенно держит головку, когда его берут на руки;
активно двигает ручками и ножками во время своего бодрствования;
увеличивает активность этих движений в некоторые моменты своей жизни: например, когда его раздевают (переодевают) или когда к нему подходит родной человек, к которому он привык (мама, папа, бабушка и др.), — так он выражает свою радость;
при виде незнакомого маленький, но уже такой умненький человечек чаще всего замирает и настораживается, подавляя свою двигательную активность;
тянется ручками к тем предметам, которые его заинтересовали; хватает те, до которых он в состоянии дотянуться, подтягивает их к себе, рассматривает, пробует на вкус;
когда находится в положении лежа (неважно — на спинке или на боку), делает движения, словно пытается сесть: не нужно торопить его с этим умением и усаживать слишком рано, особенно если это девочка;
лежа на спине, приподнимает самостоятельно головку;
лежа на животе, сам способен перевернуться на бок;
в том же положении (лежа на животе) довольно высоко приподнимает головку, поворачивает ее влево и вправо, даже упирается ручками в ту поверхность, где лежит, — соответственно, слегка приподнимает корпус, достаточно глубоко прогибая при этом спинку.

Социальное развитие

Четырехмесячный ребенок:

интересуется тем, что происходит вокруг него;
особенное внимание обращает на движущиеся предметы: человека или животного, прошедших мимо, или же на игрушку, которой можно периодически проводить перед его глазами;
оживляется при виде игрушек и радуется каждой новой;
реагирует на звуки: определяет на слух то место, откуда идет шум, поворачивает к нему головку;
ему нравится, когда его берут уже не НА ручки, а ПОД ручки — это положение, из которого он может созерцать большую часть окружающего его мира;
запоминает голоса: легко узнает голос мамы, проявляя при этом радость; папу и других домашних, которые входят в круг его общения в этом возрасте, четырехмесячный малыш также способен узнавать по первым нотам их голоса;
проявляет интерес к звукам музыки – она нравится большинству малышей; ребенок, услышав ее, начинает прислушиваться, замирает на какое-то время, а затем может проявить целую бурю эмоций посредством своей оживленной мимики и гуления;
пробует собственный голос, издает своеобразные гортанные, порой очень певучие звуки, к которым сам же любит прислушиваться;
лепечет и гулит;
реагирует на собственное имя;
отвечает на улыбку, прекрасно понимая ее значение;
некоторые даже заразительно смеются в этом возрасте, но это бывает очень редко: родители должны помнить, что в 4 месяца маленький человечек активно заменяет смех и радость быстрыми и интенсивными движениями своих ручек и ножек.

Это лишь основные умения, которые приобретают малыши в возрасте 4 месяцев. В реальности могут быть некоторые отступления от этих стандартных норм, которых родителям не стоит бояться. Каждый маленький человечек очень индивидуален, что может сказываться и на его развитии. Если же отклонения существенны, они вызывают сомнения и страхи у взрослых, то лучше посоветоваться со специалистом, но не делать самостоятельных поспешных выводов.

Если кроха не проявляет особого интереса к происходящему вокруг и не стремится к общению, есть повод для беспокойства

Что должен уметь

В 4 месяца ребенок начинает меняться. Причем изменения касаются всех сфер: внешности, физического и психоэмоционального развития.

У малыша появляется много новых умений. Вот что должен уметь делать кроха в этом возрасте:

При появлении мамы начинает улыбаться, радоваться, гулить. Если мама отходит, проявляет недовольство, ищет ее взглядом.

Например, папа пришел с работы, малыш его услышал и радостно пищит.

Он активно лепечет на своем языке. Может произносить отдельные буквы или даже слоги;

Рассматривает ее, удерживает некоторое время.

Ребенок все старается тянуть в рот.

А также поднимать корпус из положения «лежа на животе», опираясь на предплечья, а позже и на кисти.

Если в начале месяца этого умения еще нет, то к концу месяца оно, как правило, появляется.

  • Если четырехмесячного малыша поддерживая под мышки поставить на поверхность, то он хорошо упирается ножками, присаживается, пританцовывает;
  • Ребенок узнает свое имя, реагирует, когда к нему обращаются;
  • Узнает грудь или бутылочку, ждет кормления при их виде, поддерживает во время кормления.

Внешность четырехмесячного малыша также претерпевает изменения. Волосики, с которыми ребенок родился, меняются на новые, часто другого оттенка. Глазки малыша также могут изменить свой цвет, часто становятся темнее. Если при рождении у крохи были голубые глазки, они могут стать зелеными, серыми и даже карими, в зависимости от наследственности.

Не все детки развиваются одинаково. У каждого свой темп развития: одни детки более быстрые и в 4 месяца умеют гораздо больше, другие – наоборот, только начинаю приобретать необходимые навыки.

Поиграйте с малышом

Конечно, в арсенале 4-месячного ребенка уже есть несколько простейших игр, которыми он любит себя занимать: рассматривать ручки или игрушки, «пританцовывать» под веселую музыку, «общаться» с родителями, гулить в хорошем настроении, разглядывать себя в зеркале, затрагивать ручками мобиль, чтобы игрушки начали двигаться, бить по игрушкам

Однако для дальнейшего полноценного развития ребенку необходимо внимание родителей. Есть несколько несложных игр для этого возраста, которые помогут развивать двигательные, речевые и другие навыки

  • Для тренировки мышц и подготовки ребенка к ползанию полезно укреплять мышцы спины и живота крохи, побуждая его часто переворачиваться. Стимулировать его интерес можно с помощью яркой игрушки, которую нужно перемещать перед глазами малыша так, чтобы он тянулся за ней, изменяя положение.
  • Также готовиться к ползанию можно, обучая ребенка умению брать игрушку из разных положений – тянуться за ней, лежа на животике, на боку. Пусть тянется как следует, это поможет укрепить нужные для ползания мышцы!
  • Подготовкой к навыку сидения на четвертом месяце может стать притягивание младенца за ручки до положения сидя. После этого нужно вернуть малыша на спинку. Если в это время с ним радостно агукать, петь веселую песенку, такое занятие принесет ему не только практическую пользу, но и массу удовольствия.
  • Укрепить мышцы ног (что в дальнейшем поможет крохе научиться вставать, стоять и ходить) можно с помощью такого упражнения. Под веселую потешку малыш пружинит ножками, отталкиваясь от поверхности, поддерживаемый мамой за подмышки (не опираясь на ножки полностью!).

Следующий блок игр-упражнений направлен на развитие восприятия малыша.

  • Нужно вложить в ручку ребенка подходящую по размеру резиновую «пищалку». Если он не понял сам, для чего она нужна, взрослые показывают ему, сжимая своей рукой его кулачок. Как только появился звук, карапуз начнет сам сжимать-разжимать игрушку. Когда он это делает, он развивает моторику, хватательные движения, тактильные ощущения.
  • Можно с пользой применять и способность ощупывать предметы. Например, предлагать ребенку игрушки или предметы разной формы из разных материалов – дерева, резины, пластика, металла, разных тканей (шелка, льна, бархата), меха. Пусть ощупывает и трогает каждый, пока не утратит интерес. Так активируется тактильное восприятие.
  • Слуховое можно развивать, знакомя грудничка со звучанием различных музыкальных инструментов (колокольчик, бубен, металлофон, барабан и т. д.). Их звуки не должны быть слишком резкими, чтобы не испугать малыша. Пусть сначала рассмотрит эти предметы, услышит, как они называются, а затем увидит, как они «работают». После этого пусть попробует извлечь звук самостоятельно. Если в это время ему подбадривающее улыбается мама, агукает, ласково хвалит, называя по имени, маленький музыкант будет прилагать все усилия, чтобы инструмент зазвучал! Повторяя такие игры раз за разом, малыш постепенно научится соотносить то, как выглядит предмет, с его названием и звучанием.
    Также слуховое восприятие тренируют различная музыка (лучше, конечно, классическая), записи детских песенок, мамино пение.
  • Зрение стимулируется при рассматривании ярких, контрастных предметов. Можно «путешествовать» вместе с ребенком по соседним комнатам, разглядывая их обстановку, позволяя ему трогать заинтересовавшие предметы, дотягиваться до них. В этом возрасте малышу полезно поваляться на животике на ярком одеяле или детском коврике с крупным рисунком (аппликацией) – это также тренирует зрение. А возможность потрогать поверхность также синхронизирует восприятие зрительного и тактильного.
  • Ну а речь на данном этапе пока развивается исключительно в «общении» с родителями, подражании им. Так что полезно постоянно эмоционально говорить с малышом, медленно и четко произнося звуки, читать ему забавные потешки, петь песенки (кроха с удовольствием «подпоет»), менять интонацию, силу голоса. Можно показывать ребенку звуки, которые произносят разные птицы или животные (медведь, кошка, собака, мышь, гусь, утка, курица, петух, цыпленок, корова, лошадь и т. д.).

Что умеет ребенок в 4 месяца?

Четырехмесячный ребенок – уже полноценный собеседник. Он активно проявляет интерес к знакомым людям и живо ищет общения. Малыш уже испытывает определенные эмоции и при появлении в его поле зрения мамы, начинает улыбаться. Для полноценного развития ребенку требуется не только уход, но и общение, когда окружающие его взрослые поют песенки, рассказывают потешки, показывают игрушки. Это способствует психическому и интеллектуальному развитию.

Очень важен тактильный контакт. Не бойтесь заласкать ребенка, выросший в любви и нежности малыш намного счастливее ребенка, росшего у строгих родителей.

Играя, развиваемся

Игра для ребенка – это эффективные упражнения для его активного психологического и физического развития. Во время игры с ребенком 4 месяцев старайтесь, чтобы все вызывало у него положительные эмоции. Иначе желание повторить какой-нибудь игровой элемент может вызвать неприятие или даже плач.

В этом возрасте самая основная игрушка – он сам. Малыш тщательно изучает свои ручки, ножки, играет с ними. Для развития хватательных навыков и звукового восприятия предлагайте ребенку совместную игру с яркими игрушками, издающими звуки, – погремушками, колокольчиками и другими. Самое главное, чтобы они были безопасными для маленького члена вашей семьи, потому что при изучении игрушек в ход пойдут и вкусовые рецепторы.

Любимая игра для четырехмесячного малыша – это «потягушки», когда крепко схватившись за пальцы взрослого, он потягивается и старается самостоятельно сесть.

Помощь малышу в развитии

В возрасте четырех месяцев одним из самых лучших способов помочь ребенку в развитии – это постоянно общение. Постоянно говорите с ним и внимательно прислушивайтесь к нему. Комментируйте каждое своё действие, описывайте каждый предмет в доме, говорите об всем происходящем на улице.

Полезно для ребенка будет чтение книг. Читать нужно медленно, четко и экспрессивно. Процесс чтения через определенные промежутки времени следует прерывать просмотром иллюстраций. Необходимо красочно описать изображенные на ней предметы и объекты.

Очень важно проводить основательное знакомство ребенка с окружающим миром. Как можно чаще выводите его на прогулки на улицу, детские площадки и парки

Давайте ребенку поиграться с предметами, которые не представляют для него опасности.

Набор домашних игрушек ребенка можно постепенно обновлять, но будьте внимательны и случайно и выбросьте его любимые. Больше всего четырехмесячному малышу нравятся игрушки, которые можно помять, покидать и побить. Также его могут заинтересовать музыкальные игрушки и любые пищалки-свистелки.

Типичные ошибки родителей

Среди причин, тормозящих развитие, специалисты упоминают неправильно питание и плохой уход. Но не менее важным является и фактор воспитания. Ошибки, которые допускают родители, могут стать серьезнейшим препятствием для формирования полноценного человека.

  • Не нужно раньше времени присаживать ребенка или ставить на ножки. Кости в этом возрасте достаточно мягкие, могут развиться деформации, которые в дальнейшем осложнят развитие опорно двигательной системы вашего малыша. Всему свое время!
  • Нельзя резко поднимать за ручки и крутить ребенка. Могут быть вывихи, повреждения суставов.

  • В комнате, где находится младенец, нельзя включать громкую музыку, особенно бит или рок. Резкие, громкие звуки негативно сказываются на нервной системе, вплоть до развития эпилептических приступов. Если вдруг в абсолютной тишине раздается резкий звук, ребенок может сильно испугаться, вплоть до судорог.
  • Таким же эффектом обладают резкие, яркие краски. Нельзя, чтобы младенец смотрел телевизор.
  • Телевизор и компьютер являются источником электромагнитных излучений. Они негативно влияют на формирующийся организм ребенка, поэтому их следует убрать из детской комнаты.
  • При хорошем весе у мальчиков и девочек, а также при нормальной лактации у матери не нужно вводить дополнительный прикорм.

https://youtube.com/watch?v=ZksFZYtq5-g

Любите своих детей, разговаривайте с ними, читайте сказки, пойте песенки, вовремя кормите, гуляйте с ними на свежем воздухе. Малыш должен чувствовать тепло и позитивные эмоции. От того, как ребенок развивается в младенчестве, зависит его дальнейшая судьба.

Скоро вашему малышу будет 5 месяцев. Советуем ознакомиться, что должен уметь делать 5-месячный ребенок

Читайте далее:

Эффективные игры для развития мелкой моторики рук ребенка

Ребёнок в 6 месяцев: навыки и достижения

Влияние моторики рук на развитие речи

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

Двигательное развитие в четвертый месяц

ТестПри тракции (подтягивании) за руки из положения лежа на спине в положение сидя малыш начинает пытаться садиться: активно приподнимает голову вперед — голова и туловище в процессе приподнимания располагаются на одной линии, — пытается подтянуться к рукам взрослого, активно сгибая ручки.ТестЕсли, держа ребенка под мышки, поставить его вертикально с опорой на стопы, то он опирается на них, стоит с прямым туловищем, может переступать ногами, переносить вес с ноги на ногу. Однако функцию стояния и ходьбы нецелесообразно тренировать до того, как ребенок начнет сам вставать, держась за предметы

Да и после этого нет необходимости в тренировке ходьбы — здоровые дети всегда начинают ходить самостоятельно.Внимание!Тест-игра Надо взять погремушку яркого цвета, привлечь к ней внимание ребенка. Когда он увидит ее, то начнет радоваться, протягивать вперед ручки

Необходимо, чтобы при вытягивании руки вперед он мог коснуться погремушки. Предложите ребенку погремушку, протягивая ее над рукой ребенка. Если он сразу не пытается ее захватить, то легко прикоснитесь к тыльной стороне ручки ребенка игрушкой. При этом ребенок должен раскрыть ладонь и взять игрушку. Если ребенок и после этого не возьмет сам игрушку, то дотроньтесь ее рукояткой до кончиков его раскрытых пальцев. Когда ребенок наконец-то захватит игрушку, обхватите кулачок малыша с игрушкой своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу. Чередуйте руку ребенка, в направлении которой протягиваете игрушку. Особенность проверки заключается в том, что зажимать и удерживать погремушку, просто всунутую в ладонь, а не активно взятую, может даже новорожденный за счет врожденного хватательного рефлекса, доставшегося нам от обезьян.

Что должен уметь

В 4 месяца ребенок начинает меняться. Причем изменения касаются всех сфер: внешности, физического и психоэмоционального развития.

У малыша появляется много новых умений. Вот что должен уметь делать кроха в этом возрасте:

При появлении мамы начинает улыбаться, радоваться, гулить. Если мама отходит, проявляет недовольство, ищет ее взглядом.

Например, папа пришел с работы, малыш его услышал и радостно пищит.

Он активно лепечет на своем языке. Может произносить отдельные буквы или даже слоги;

Рассматривает ее, удерживает некоторое время.

Ребенок все старается тянуть в рот.

А также поднимать корпус из положения «лежа на животе», опираясь на предплечья, а позже и на кисти.

Если в начале месяца этого умения еще нет, то к концу месяца оно, как правило, появляется.

  • Если четырехмесячного малыша поддерживая под мышки поставить на поверхность, то он хорошо упирается ножками, присаживается, пританцовывает;
  • Ребенок узнает свое имя, реагирует, когда к нему обращаются;
  • Узнает грудь или бутылочку, ждет кормления при их виде, поддерживает во время кормления.

Внешность четырехмесячного малыша также претерпевает изменения. Волосики, с которыми ребенок родился, меняются на новые, часто другого оттенка. Глазки малыша также могут изменить свой цвет, часто становятся темнее. Если при рождении у крохи были голубые глазки, они могут стать зелеными, серыми и даже карими, в зависимости от наследственности.

Не все детки развиваются одинаково. У каждого свой темп развития: одни детки более быстрые и в 4 месяца умеют гораздо больше, другие – наоборот, только начинаю приобретать необходимые навыки.

Когда стоит беспокоиться

Каждый малыш развивается по своему графику. То, что один может освоить в 4 месяца, другой – сумел изучить в три, а некоторые могут запаздывать.

Есть некоторые моменты, на которые следует обратить внимание:

  • Если кроха не гулит, не лепечет, не проявляет никакой двигательной активности.
  • Отсутствуют реакции на звук (это голос мамы, музыка, произношение его имени родителем).
  • Нет реакции на появление знакомых людей, в частности, родителей.
  • Нет интереса к игрушкам и играм.
  • Малыш не удерживает головку, лежа на животике.

Малыш должен хорошо удерживать головку, лежа на животике

  • Не переворачивается или не пробует.
  • Нет осмысленной улыбки и реакции на улыбку взрослого.

Дополнительная информация. В этом возрасте малыш проявляет особый интерес к играм, поскольку познаёт внешний мир. Мама должна предлагать ему различные игрушки по формам, текстурам и материалам.

Если родители отмечают у своего ребенка три и более отклонений, значит, малыш развивается с некоторой патологией. Данные проблемы не стоит списывать на самотек, они достаточно серьезные. Чтобы их выяснить, необходимо обратиться к педиатру. Если получить квалифицированный совет вовремя – сделать шаг к быстрому и успешному выравниванию проблемной ситуации. Детский врач подскажет, какая сфера нуждается в развитии, поможет отыскать исток проблемы. В исключительных случаях может понадобиться медикаментозное лечение.

Определенных таблиц с навыками ребенка, где прописаны точные данные, не существует, ведь каждый малыш развивается индивидуально. Лучшим решением послужит наблюдение за своим чадом. Не стоит выискивать в нем никаких недостатков, а просто развивать в форме игры. Тогда кроха будет чувствовать любовь и заботу родителей.

Рефлексы

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс. Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья. Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро. Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

Развитие речи

Речь трехлетки сильно отличается от речи двухлетнего крохи. В этом возрасте у ребенка уже довольно большой словарный запас – от 1000 слов. Малыш может рассуждать и делать простые умозаключения о людях, предметах и явлениях.

Дети активно запоминают новые слова, играют с ними (меняют произношение, рифмуют, придумывают звуковые комбинации). Длинные, сложные слова малышам еще трудно произносить, поэтому они их коверкают.

Ребенок 3 лет должен уметь:

  • рассказать, как прошел его день;
  • использовать в речи предложения из 3–5 слов и более;
  • описать картинку;
  • запоминать стихи и песни;
  • называть не только сам предмет, но и его детали (ручка чашки, нос собаки);
  • устанавливать смысловые связи между предметами;
  • задавать вопросы и отвечать на них;
  • использовать вежливые слова («спасибо», «пожалуйста»).

Режим дня четырехмесячного ребенка

Новый день подросшего грудничка, как и в первые месяцы жизни, начинается с необходимых гигиенических процедур:

  • необходимо умыть младенцу лицо, вытереть ватным тампоном шейные складки, промыть глазки, очистить при необходимости ушки и носик;
  • крохотные ноготки растут быстро, поэтому в этом возрасте их приходится стричь довольно часто, ведь маленький так и норовит засунуть ручки/пальчики в рот;
  • ежедневное вечернее (или дневное) купание также является обязательным — у крохи вырабатывается привычка содержать свое тело в чистоте, а каждодневная гигиена способствует его здоровому физическому развитию.

Прогулки с 4-месячным чадом родителям следует организовывать как минимум дважды в день, с оглядкой на погодные условия. Длительность прогулок в теплое время года может быть увеличена с 2 до 4 часов, режим дня при кормлении грудью позволяет при желании гулять и больше – до 6 часов. В холодную погоду педиатры советуют бывать на воздухе по возможности 1 или 2 часа в день. Полностью воздержаться от гуляния необходимо при сильном ветре, ливне, а зимой – в сильные морозы.

Примерно так может выглядеть режим дня в 4 месяца:

Время Элемент режима Примерная длительность
6.00 Кормление, умывание, утренний туалет (смена подгузника) 30 мин.
6.30 – 7.30 Бодрствование, легкая гимнастика 1 час
7.30 – 9.30 Утренний сон 2 часа
9.30 Кормление 30 мин.
9.30 – 11.00 Бодрствование, игры, утренняя прогулка 1,5 часа
11.00 – 13.00 Дневной сон 2 часа
13.00 Кормление 30 минут
13.30 – 14.30 Бодрствование, массаж, гимнастика 1 час
14.30 – 16.30 Дневной сон на свежем воздухе 2 часа
16.30 Кормление 30 мин.
17.00 – 18.00 Бодрствование, игры 1 час
18.00 – 19.30 Вечерний сон 1,5 часа
19.30 – 20.00 Бодрствование после пробуждения, общение с мамой 30 мин.
20.00 Кормление 30 мин.
20.30 Купание, подготовка к ночному сну 30 мин.
20.30 – 6.00 Сон 8 – 9 ч.

Ребенку 4 месяца: развитие, меню и сон

Маленький ребенок в 4 месяца уже может порадовать рядом захватывающих умений:

  • Уже может сознательно вам улыбаться.
  • Любит играть с людьми и может заплакать, когда игра прекращается.
  • Копирует некоторые движения и выражения лица, например, хмурый взгляд или улыбку.
  • Начинает лепетать. Копирует звуки, которые слышит.
  • Плачет по-разному, чтобы показать голод, боль или усталость.
  • Сообщает вам, счастлив он или грустит.
  • Отвечает на привязанность.
  • Тянется к игрушке одной рукой.
  • Совместно использует руки и глаза, например, видит игрушку и тянется к ней.
  • Следит за движущимися объектами глазами из стороны в сторону.
  • Узнает знакомых людей и предметы на расстоянии.
  • Держит голову ровно, без опоры.
  • Опирается на ноги, когда ступни находятся на твердой поверхности.
  • Пробует или уже переворачивается со спинки на животик.
  • Может держать игрушку, трясти ее и раскачивать болтающиеся игрушки.
  • Тянет руки ко рту.
  • Лежа на животе, отталкивается от локтей.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: