Развитие мелкой и крупной моторики у ребенка

Играем с 8-месячным ребёнком

Ближе к году ребёнок интересуется всё более широким кругом вещей. Эту любознательность обязательно следует поддерживать и подпитывать через развивающие игры.

ТОП-5 лучших развлечений для восьмимесячных малышей:

  1. Кто говорит мяу? Дети обычно обожают смотреть за птичками и зверьками. Показывайте на изображение кошки и спрашивайте: «Как мяукает кошка?» Затем отвечайте – мяу-мяу. Также стоит познакомить ребёнка с тем, как «разговаривают» собаки, лошади, лягушки и т.д.
  2. Ползунки. Кладите поблизости от крохи его любимую или новую игрушку и предлагайте добраться до неё ползком. Как только задание будет выполнено, обязательно похвалите «добытчика» и позвольте поиграть с игрушкой. Затем дистанция увеличивается.
  3. Прятки. Модификация прежнего развлечения, поскольку ребятишки обожают скрываться и находить. Мама прячется за креслом либо диваном, а кроха старается подползти к ней и постараться её разыскать. Ещё один вариант – ребёнок прячется, а мамочка его отыскивает.
  4. Бросание. Подойдут кубики и различные пищащие безделушки. Такое занятие формирует способность к познанию предметов и действий с ними. Ближе к году игра усложняется – вещи бросаются в специальную ёмкость (ведро, коробка).
  5. Третий лишний. Крохе даются две знакомые игрушки, а потом предлагается третья. Малышу необходимо понять, что придётся высвободить одну ручку, чтобы схватить заинтересовавшую его машинку либо куклу.

Ребёнок активно ползает, поэтому все опасные для него либо дорогие вам предметы следует спрятать или положить повыше.

Забавы для развития 11-месячных крох

11-месячные карапузы уже довольно-таки активно ходят, поэтому необходимо всячески стимулировать это умение. Предлагаем ТОП-5 лучших развлечений для развития навыков движения для малышей до года.

  1. Каталки. Для совершенствования равновесия, обучения ходьбе пригодятся специальные приспособления на колёсах, которые катят перед собой.
  2. Качалки. Самый популярный вариант – игра с лошадкой-качалкой. Это развлечение помогает развивать координированность действий, совершенствует вестибулярный аппарат. Однако оставлять младенца наедине с этим приспособлением категорически запрещено. Кстати, подобные игрушки актуальны вплоть до трёх лет.
  3. Забавы в песочнице. Одиннадцатимесячные крохи обожают возиться в песочнице, однако это возможно лишь в тёплое время года. Зимой же можно приобрести специальный кинетический песок, который к тому же способствует совершенствованию моторики пальчиков.
  4. Рыбалка. Попробуйте привязать небольшие безделушки к длинным шнуркам и закрепить верёвочки на стуле. Продемонстрируйте, как можно вытянуть «улов». Поверьте, детский восторг будет обеспечен, когда карапуз вытянет любимую игрушку.
  5. Телефон. Сконструируйте из плотной бумаги своеобразную трубку, причём один раструб нужно будет прислонить к детскому уху, а во второй будете говорить вы. Потом предложите крохе сказать несколько слов.

К году ребёнок продолжает интересоваться прежними игрушками, которые и в этом возрасте остаются актуальными: матрёшки, пирамиды и ёмкости для складывания.

Советы психолога

Новорождённый ребенок, скажем прямо, мало что умеет. И задача родителей – стимулировать его познавательные способности через совместную деятельность. Существует несколько важных правил, которых следует придерживаться маме при организации занятий с грудными малышами.

Правило № 1. Инициатива исходит от взрослых

Развивающие игры с детьми в пелёнках имеют определённые отличия от пряток, догонялок и прочих развлечений для малышей 3-5 лет. Новорождённые и младенцы постарше вообще не представляют, что такое игра и как в неё приглашать участников. Именно родители, занимаясь с грудничком до года, предлагают ему поиграть, а ребенок, будучи ведомым, откликается на их предложение.

Правило № 2. Игры обязаны учитывать возрастные особенности

Если мамочка хочет, чтобы развивающие занятия доставляли ребёнку не только радость, но и пользу, их необходимо подбирать с учётом возрастных показателей.

Большое заблуждение – полагать, что ребёнок и в 4 недели, и в 10 месяцев, и ближе к году совершенно одинаков. Для детей первого года жизни характерно удивительно быстрое развитие, хотя маму может смутить тот факт, что малыши «просто» глядят своими глазками и не выдают какую-либо реакцию.

Предлагая ребёнку развивающие игры, помните о следующих правилах:

  • занятия подбираются крайне тщательно, ориентируясь на специфические особенности каждого месяца жизни малыша;
  • задействуются, прежде всего, ощущения малышей – зрительные, слуховые и осязательные;
  • нельзя предлагать ребёнку занятия, неподходящие ему по возрасту, иначе существует риск перегрузки детской психики и физического переутомления.

Правило № 3

Важно учитывать индивидуальность малышей. Возрастной принцип крайне важен, однако не всегда подобранное занятие подходит ребёнку

Нужно понимать, что каждый малыш развивается в собственном темпе, например, встаёт прежде нормативных показателей либо, напротив, позже других детей начинает ходить

Возрастной принцип крайне важен, однако не всегда подобранное занятие подходит ребёнку. Нужно понимать, что каждый малыш развивается в собственном темпе, например, встаёт прежде нормативных показателей либо, напротив, позже других детей начинает ходить.

Незначительные сдвиги от усреднённых показателей допустимы и даже естественны. Маму должна встревожить устоявшаяся неспособность ребёнка первого года выполнять задания, рассчитанные на его возраст.

Возможно, подобные особенности свидетельствуют о нарушениях в развитии.

В такой ситуации нужно не дожидаться трёх-четырёх лет, а показать малыша специалистам прямо сейчас. Вероятно, потребуются не только развивающие игры, но и особый комплекс занятий, курс массажа, приём медикаментозных средств, которые сгладят обнаруженные трудности.

Правило № 4. Выбирайте время для игр

Малышам на первом году жизни важна стабильность.

Поэтому развивающие игры нужно «внедрять» во взаимодействие с ребёнком не изредка, от случая к случаю (например, мамочка решила неожиданно поиграть в перерыве между готовкой и уборкой), а делать их важной частью детского режима.

Вот почему для обучающих «развлечений» необходимо выделять особое время в течение дня. Такие занятия должны стать нормой, ежедневной привычкой, целой системой. Лишь в случае последовательности и целенаправленности можно будет говорить об их пользе.

Правило № 5. Учёт заинтересованности малышей

Начинать занятия с новорождённым ребёнком либо младенцем ближе к году нужно тогда, когда он более всего расположен к играм:

  • после сна и приёма пищи (необходимо подождать полчаса-час);
  • в случае сухих пелёнок либо подгузников;
  • отсутствие колик, газиков или любого другого недомогания.

Идеальное время для забав – когда прошла половина периода бодрствования, ребенок выспался, покушал, активен и желает приступить к познанию окружающего мира. Кстати, даже малейшее неудобство в виде крошки на простыне может привести к слезам и отказу от игр.

Советы психолога касаются и протяжённости самого развлечения. Опасное заблуждение – считать, что чем дольше мамы станут играть с детьми на первом году жизни, тем скорее появятся результаты.

Первоначально длительность одной игры с новорождённым составляет 2 минуты, постепенно она увеличивается до 10 минуток. Младенец узнаёт много нового, поэтому быстро устаёт. Перегружая малыша, родители нивелируют пользу от проведённых занятий.

Как играть с шестимесячным ребенком

С шестого месяца жизни ребенка его досуг начинает активно меняться. Он все меньше времени проводит во сне, больше бодрствует и не желает проводить время в кроватке. Кроха начинает учиться вставать на ножки, сидеть и ползать, а значит теперь в его распоряжении находится пространство всей комнаты или по крайней мере манежа. Главной задачей каждых родителей при этом является обеспечение безопасность малыша и в то же время нужно предоставить ему безопасный и свободный простор для перемещения.

Для игр лучше подготовить более безопасное пространство. Например, расстелить на полу теплый плед, положить на него несколько ярких погремушек, резиновых зайчиков и прочее. Ребенка положить на плед на животик. Тем более, что в этом возрасте ребенок начинает пытаться ползать. Некоторые родители хотят проскочить этот этап развития, считая, что ползающие дети позднее начинают ходить. На самом деле умение ползать позволяет ребенку не только увлекательно проводить время во врем игр, но и положительно влияет на развитие мышц спины.

С возрастом у детей начинает развиваться память и внимание. Поэтому игры с шестимесячным малышом должны быть направлены не только на развитие двигательной активности, но и на развитие логики, мышления и памяти

Однако проводить полноценные занятия с крохой вряд ли получится, все задания следует давать ребенку только в игровой форме.

У шестимесячного ребенка уже достаточно развиты слух и зрение, поэтому играя с ним, важно напевать песенки, проговаривать коротенькие стишки и потешки, рассказывать ему сказки. Кроха хорошо реагирует на предметы, пропавшие из поля его зрения

Активная игра с мячом или с каким-либо другим подходящим предметом, который способен катиться по полу, вызывает у малыша огромный восторг. Кроха старается все пощупать, попробовать на зуб, поэтому материал и фактура предметов, которых он касается, должны быть разнообразными. Это поможет развивать мелкую моторику пальцев рук, а значит, ускорит развитие речи ребенка.

Существует несколько видов игр для ребенка 5 месяцев, в которые он может играть вместе с родителями.

Возьмите любимую игрушку ребенка, вытяните перед его лицом на расстоянии 30-40 сантиметров. Подвигайте ею со стороны в сторону, чтобы ребенок учился следить взглядом за предметом.
Игра в прятки. Покажите ребенку игрушку, убедитесь, что он зафиксировал на ней взгляд. Накройте игрушку платком или чашкой. Попросите малыша найти игрушку

Эта игра учит кроху искать предмет, развивает внимание и память.
Играйте с крохой в речевые игры «ку-ку», «ладушки», «сорока» и прочие. Они способствуют развитию речевого аппарата.
Положите перед малышом несколько разных игрушек, которые можно легко взять в руку

Попросите ребенка взять, к примеру, погремушку, или зайчика. Это занятие развивает память, логику и мелкую моторику.

Регулярно играя с малышом и занимаясь с ним развивающими заданиями, родители могут заметить улучшение его показателей общего психо-физического развития, моторики, отметить, что движения малыша стали более осознанными.

Важно помнить, что, играя с ребенком, нужно давать ему пробовать на ощупь различные материалы и текстуры, это поспособствует развитию моторики, позволит определять на ощупь различные предметы. Сначала можно учиться на твердых предметах: печенье, хлеб, сушка, морковь, погремушка, текстильные игрушки из различных материалов

Когда малыш научится хватать твердые предметы, можно предложить ему другие консистенции и структуры. Такие занятия довольно увлекательны и полезны для детей 6 месяцев.

Энергия движения

После занятий, требующих концентрации, очень хорошо сделать зарядку, состоящую из простых упражнений. Малыши любят повторять все за старшими. Показывая движение и сразу же называя его, родители расширяют словарный запас маленького спортсмена. Упражнения должны быть простыми — прыжки, ходьба, бег на месте, приседания.

Можно понемногу усложнять, добавляя хлопки, вначале по одному, после каждого упражнения, постепенно прибавляя еще. Дома можно заниматься под музыку, а потом просто танцевать от души. На улице бросать друг другу мячик или катать его ногой. Крохе обязательно понравится сбивать мячом кегли, которые можно заменить пустыми пластиковыми бутылками.

Если ребенок уверенно ходит, что обычно случается после полутора лет, то с ним уже можно играть в прятки. Поначалу достаточно накрывать друг друга легкой тканью и спрашивать, где находится тот, кого спрятали. Вопрос этот риторический, так как ответ дается через откидывание ткани.

Дети понимают эту игру на интуитивном уровне и активно ее поддерживают. Дальше можно играть в догонялки и прятаться за шторой или столом, но обязательно так, чтобы ребенок видел, где взрослый. Он постарается повторить действие и будет активно искать себе укрытие. Так разрабатывается ориентирование в пространстве. Ближе к двум годам можно прятать игрушки в комнате и предлагать их найти. Несмотря на кажущуюся простоту, все эти игры очень полезны для всестороннего развития ребенка и совсем не затратны по деньгам.

Игры для малышей от 7 до 9 месяцев

Этот квартал отличается любопытством – дети уверенно ползают, а к 9 месяцам уже встают на ноги. Круг занятий тоже расширяется.

Седьмой месяц

Большинство ребят в 7 месяцев чаще сидят, поэтому задействовать нужно их руки.

Пальчиковая игра – знакомый всем стих «сорока-ворона», в которой детям по очереди загибают пальчик. Это нужно для моторики и подготовки к манипуляциям руками.

Мешочки с крупами – также для мелкой моторики в разные тканевые мешочки сыпят разные крупы. Мешочков должно быть несколько, например, с фасолью, с рисом, с гречкой, с горохом. Такое упражнение должно быть под присмотром родителя, если малыш начнет есть крупы, это не смертельно, но крайне нежелательно.

Молоток с пищалкой – им ребенок стучит по всему, до чего дотягивается. Это полезно для координации движений.

Еще в 2006 было доказано, что математические способности есть у детей 7 месяцев. Поочередно 2 или 3 женщины говорили одинаковое слово, после чего грудничку предлагали выбрать один видео кадр из двух – с двумя и соответственно с тремя женщинами. Дети безошибочно выбирали кадр с тем количеством женщин, которое совпадало с количеством голосов.

Восьмой месяц

Большой интерес к животным, поэтому нужно показывать ребенку картинки или игрушки, живность на улице, и показывать, какие звуки издает то или иное животное

Очень важно, чтобы игрушечные и нарисованные звери при этом внешне были больше похожи на настоящих, а не на фантастических несуществующих

Изучение состояний – берется обычная пластиковая прозрачная бутылка, в которую насыпают крупу или наливают воду. Малыш трясет, переворачивает бутылку, крутит ее и рассматривает, как себя при этом ведет то, что внутри, и как это звучит.

Для тех, кто еще плохо ползает – недалеко от ребенка кладется яркая игрушка, до которой он должен доползти. В дальнейшем игрушка постепенно кладется все дальше и дальше. Вместо игрушки можно играть в прятки. Например, мама прячется за угол, ребенок видит это и ползет искать.

Девятый месяц

Игры в ванной с водными игрушками – уточки, кораблики, мельницы и фонтаны, сегодня выбор очень большой.

Матрешка, разборная пирамида с кольцами – развитие моторики, понимание разных размеров, синхронизация действий.

Для моторики хороши также любые игры, где нужно бросать или складывать разные предметы в одну емкость, коробку, бутылку. Избегайте слишком мелких предметов, особенно если оставляете ребенка без присмотра.

Игры на развитие мелкой моторики

Огромный вклад в развитие дошкольной педагогики внесла Мария Монтессори. Основной её идеей было то, что игры для развития мелкой моторики можно и нужно делать своими руками из того, что находится дома. Сегодня на рынке представлено огромное количество уже готовых дидактических материалов для занятий. Родитель решает сам, сделать самому или приобрести готовую игру, на результат это никак не повлияет.

Бусы. Нанизывать на шнурок бусины или макароны. Так же, способствует изучению цветов.

Сортеры различных видов. Способствую изучению форм, цветов, а также развитию логического мышления.

Мозаика. Данная игра останется с малышом на долгие годы, вначале ему будет интересно просто ставить и вытаскивать детали, с возрастом же он сможет собирать картины. Оптимальная игра для развития мелкой моторики.

Забавные прищепки. Игра, которую с лёгкостью можно сделать самостоятельно. Достаточно вырезать из картона силуэт животного и купить разноцветные прищепки.

Собери яйцо. Первая игра головоломка для малыша, учитывая, что основной вид деятельности детей до двух лет направлена на манипуляции с предметом, данная игра – находка. Ребенку будет интересно разбирать яйца на две части, изучать, а потом, собирать обратно, подбирая по цвету и форме.

Малышу 18-19 месяцев — развивающие игры и игрушки

Малыш растет и его увлекает игра в конструктор типа лего или деревянный конструктор. Он может по 30-40 минут сосредоточенно вставлять детальки лего друг в дружку, собирая при этом незамысловатые предметы. Или же строить простой домик из деревянного конструктора.

Леве в 1,5 года мы купили наклейки в виде машин и животных. Сынуля с восторгом начал их клеить обратно на листик и на свой шкафчик. При этом он старался проговаривать знакомый предмет и животное.

На улице ребенка увлекает игра в мяч. Мышцы у малыша стали крепче чем полгода назад. Он уже может пинать мячик, а не только его кидать.

Дома опять можно дать малышу играть в бобы и фасоль или даже макароны типа рожков или ракушек. Снабдите его ложкой, несколькими стаканами или детскими ведерками. Уверена, вашего малыша увлечет это занятие на длительное время. Он будет пересыпать бобы и макароны из стаканчика в стакан уже при помощи ложки. Но опять же следите за егозой — он может с легкостью проглотить мелкие предметы.

Продолжаем читать сказки, и уже можно читать стишки. Например, детские стишки А. Барто. Малыш к этому времени уже сам вам будет приносить книжки и показывать картинки, называя знакомые предметы.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие  навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Что значит развивать мелкую моторику?

Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения

Это важно не только для выработки красивого почерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором

Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:

  • упражнения с мелкими предметами;
  • графические задания;
  • пальчиковые игры.

В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы

При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не  оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.    

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого воспитателю и родителям предлагается воспользоваться картотекой упражнений для развития мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет.

Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду

Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:

  • Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
  • Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
  • Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
  • Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
  • Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
  • Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.

Для верного определения уровня развития ребёнка важно проводить диагностику в комфортной для малышей обстановке

Видео: диагностика мелкой моторики детей 4–5 лет

Смотрите это видео на YouTube

Развитие мелкой моторики начинается с первых месяцев жизни. Каждый новый предмет ребёнок стремится потрогать, подвигать, даже попробовать на вкус. Эти действия заложены самой природой. Взрослым нужно только помочь маленькому человеку получить больше информации из окружающего мира, научить его правильно двигаться, развивать речь, воспитывать характер. Ведь от этого зависит интеллектуальное и творческое развитие личности. И родители, и воспитатели должны сделать всё необходимое, чтобы ребёнок смог полностью раскрыть свой потенциал и в будущем стал успешным человеком.

Маленькие достижения

  • Умение поднимать голову из положения лежа на животе. Вначале это буквально сантиметр и пару секунд. Но если внимательно наблюдать, то можно заметить, что с каждым днем высота и длительность удержания головы будут возрастать. Стимулом для развития становится частое выкладывание в положение лежа на животе;
  • Изменения во взгляде. Взгляд месячного малыша изменяется. Он становится более осмысленным. Иногда, рассматривая лица мамы, кроха напоминает маленького философа. Развитие зрительных центров позволяет из мутного пространства, которое окружало ребенка после рождения, выделять отдельные элементы и черты, видеть яркие цвета и запоминать их. Чтобы помочь своему чаду, старайтесь еженедельно менять гирлянду и игрушки в кроватке, чаще играть с погремушками над малышом, водя их из стороны в сторону, давайте возможность видеть, как вы разговариваете с крохой, улыбаетесь ему, поете;
  • Новые звуки. Постепенно, кроме крика, малыш учится произносить другие звуки. Это зачатки «гуления». Именно их этого странного и милого произношения в будущем появятся слова;
  • Стремление удержать голову. Месячный карапуз, когда его берут на руки, стремится самостоятельно удержать голову и повернуть ее в нужном направлении. При интенсивных занятиях и массаже, к 2 месяцам это умение будет уже уверенным, малыш сможет осваивать новые двигательные навыки;
  • Улыбка. Первая осознанная улыбка маме происходит именно в этом возрасте. Ранее это были неконтролируемые движения, а теперь реакция;
  • Захват и удержание. Следуя за врожденным хватательным рефлексом, дети от 1 до 2 месяцев учатся не только руководить своим телом, но и совершать манипуляции с предметами. Настоящая победа, когда карапузу удается самостоятельно скоординировать свои движения и достать интересующий его предмет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: