О чем важно помнить?
Вот еще одно важное свойство: виды деятельности детей на таком занятии нельзя будет строго разделить, они будут плавно перетекать один в другой. Мы можем организовать познавательную деятельность воспитанников таким образом, что они будут вспоминать различные времена года, производить анализ сезонных изменений, учиться различать и группировать весенние цветы, перелетных и зимующих птиц
Затем ненавязчиво можно перейти к речевой игре, проходящая в форме чтения стихов о весне. Физическая активность – это, например, подвижная игра «Весенние цветы», а художественная деятельность – рисунок или аппликация «Подснежник».
Думаю, такие занятия можно провести и в средней группе ДОУ, только форма подачи материала, конечно, будет более простой. Если у вас, например, 2 младшая группа, то занятие, посвященное весне, скорее всего, будет комплексным, поскольку для малышей все занятия в основном такие.
Ну, это лишь только мои примеры. А как интегрированные занятия проводите вы в детском саду? Может быть, вы еще сможете выделить какие-нибудь особенности, которые не учла я, поделитесь опытом!
Чуть не забыла, могу еще порекомендовать вам одно хорошее пособие Н. Н. Леоновой «Художественно-эстетическое развитие детей 5—7 лет». В нем собраны конспекты занятий, предполагающих обучение детей изобразительной деятельности нестандартными способами. Очень интересно, на мой взгляд!
Полезные пособия
Мне кажется, что суть проблемы кроется в том, что интегрированные уроки в ДОУ стали проводиться не так давно. Конечно, это теперь уже не ноу-хау, но определение это вошло в педагогику только в 90-х годах ХХ века. Кроме того, часто в литературе используется еще и такое понятие, как комплексное интегрированное занятие. И как тут разобраться, в чем отличия, да еще и составить четкий план НОД?
Думаю, что изучить особенности каждого из занятий будет гораздо проще на конкретных примерах. Со своей стороны, я могу порекомендовать некоторые интересные пособия для педагогов, которые, как мне кажется, дают наглядное представление о структуре, целях и задачах и тех и других занятий.
Комплексные занятия удобно распределены по темам с ориентацией на то, что воспитатель сможет проводить их каждую неделю, в книге Н. С. Голицыной «Конспекты комплексно-тематических занятий» для старшей группы. Мне кажется, что эти конспекты в дальнейшем можно будет взять за образец при подготовке к самостоятельным занятиям и по другим темам, поскольку они грамотно составлены.
Подобные пособия, к слову, есть для дошкольников разных возрастов. Например, ориентацией этой книги является уже подготовительная группа. Здесь собраны конспекты на целый учебный год.
Что касается интегрированных занятий, то для их проведения с детьми того же возраста есть книга автора А. В. Аджи, которая содержит конспекты таких занятий для подготовительной группы детского сада. В ней я нашла описание около ста занятий, направленных на речевое развитие детей шести–семи лет и активизацию их познавательной деятельности.
Конечно, я указала здесь далеко не полный список полезных пособий, а лишь поделилась собственным опытом. Буду рада, если вы тоже поделитесь полезными книгами по нашей теме. Расскажите, какой литературой пользуетесь вы, дорогие коллеги?
Модели организации образовательного процесса
Прежняя и самая распространённая в нашей стране модель организации учебного процесса включала в себя три пункта:
1. Проведение занятий по расписанию, где дети решали сформированные методиками задачи.
2. Формирование умений и навыков по ходу режимных моментов: приём утром, завтрак, прогулка, подготовка к тихому часу и так далее.
3. Знания и умения, полученные детьми, закрепляются в самостоятельной и индивидуальной работе.
Эта программная модель работала до введения приказа Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года по ФГТ, который касался утверждения структуры основ образовательных программ дошкольного образования. В приказе оговаривалось решение образовательных задач посредством совместной деятельности взрослых и детей, причём не только ограничиваясь рамками НОД (непосредственно образовательной деятельности), но даже при проведении всевозможных режимных моментов соответственно специфике детского дошкольного учреждения.
Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе должно вобрать в себя все лучшие моменты, случившиеся в результате совместной деятельности детей и воспитателя, поскольку именно они помогают ребёнку осваивать мир и преодолевать трудности.
Характеристики и личные качества
ФГТ определяет весьма конкретные характеристики и интегративные качества личности, так сказать, идеальный социальный портрет ребёнка-дошкольника. Результаты основной программы и качество всей деятельности обязательно оцениваются — как промежуточные (текущие), так и итоговые.
Предполагаемые результаты по ФГОС подаются как целевые ориентиры, как возможные достижения ребёнка в силу его возрастных и социально-нормативных характеристик, завершая этап дошкольного образования. Итоговое познавательное интегрированное занятие в подготовительной группе раскроет такие качества выпускников, как инициативность, уверенность в себе, самостоятельность, физическое развитие, воображение, любознательность, волевые усилия, интерес.
Ход занятия в подготовительной группе детского сада
1. Организационный момент.
Воспитатель: Все мы знаем, что и взрослые, и дети любят сказки. Они учат нас быть умными, добрыми. Чтобы войти в мир сказок нам надо открыть волшебную шкатулку. Но замок закодирован (у каждого ребенка на столе плоскостной сундук с номером в геометрической фигуре).
2. Дидактическое упражнение «Раскодируй замок»
— Назвать цифру и геометрическую фигуру, в которой она находится. Прямой и обратный счет от этой цифры.
— Игра «Найди соседей числа»
3. Сюрпризный момент «Открытка».
Воспитатель: Вот мы и открыли ящик сказок. Посмотрите в нем открытка, давайте прочитаем, что в ней написано:
«Дорогие дети, если вы справитесь со всеми задачами, то станете мудрыми, сообразительными как герои сказок. За это вас ждет вознаграждение. Готовы к испытаниям?»
— Вы готовы к приключениям? Мы должны выполнить все задачи, которые находятся в конвертах.
4. Упражнение «Создай рисунок» (первый конверт).
Воспитатель: На этом рисунке спрятана сказка. Соединяя точки с номерами по порядку вы получите рисунок. Сначала соединяем цифры над волнами, а затем под волнами.
— Что получилось? (Лодка, рыбка) Как вы считаете что это за сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке») А вы знаете, что Золотая рыбка умеет исполнять желания? Давайте вспомним сказки, в названиях которых есть число три, семь, двенадцать. («Три медведя», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев»)
— А рыбка приготовила для нас логическую задачку: «Шли трое поросят. Один впереди двух, один — между двумя, а один — позади них. Как шли поросята. (Один за другим).
— Скажите, сколько дней в неделе? Назовите их. Сколько рабочих? Сколько выходных?
— А вот еще одна задача о героях сказки «Репка»: «Дед и бабка тянули рыбку. Сколько глаз смотрели на нее? (Четыре глаза)
5. Гимнастика для глаз.
— Сомкнуть веки на 4-5 секунд, затем открыть глаза широко на 4-5 секунд.
— Быстрое мигание в течение 10-15 секунд, закрытые глаза на такое же время.
— Сомкнуть веки и указательными пальцами массировать их по часовой стрелке одну минуту.
— Сомкнутые веки слегка прижимают пальцами и опускаются.
6. Упражнение на ориентацию на плоскости «Волшебные клеточки». (Второй конверт)
Воспитатель: Другая история будет о холодном времени года. Наши сказочные герои хотели предупредить людей, животных о зиме. Даже ковры-самолеты взяли, но ветер пошутил и разорвал их. Нам нужно залатать их, чтобы все живое к холодам подготовилось. Я буду называть вам, что и куда нужно класть.
— В левую верхнюю ячейку — то, что плавает.
— В правую верхнюю — четырехугольник.
— В левую нижнюю — что на небе.
— В правую нижнюю — цифру, меньше 5.
— В левую среднюю — фигуру без углов.
— В правую среднюю — цветок.
— В среднюю верхнюю — то, что летает.
— В среднюю нижнюю — фигуру с тремя углами.
— В центральную клетку — фрукт.
— Наконец, мы справились с задачей. Люди, животные, растения успели приготовиться к холодам. И если бы зима не сердилась, люди все равно ее не боятся.
8. Мирилки. (Третий конверт)
Воспитатель: Ой, что же это здесь? Что же это за клубок сказочных персонажей? Но это же злой колдун поссорил всех героев. А мы знаем, что добро всегда побеждает зло. Так давайте помирим их. Давайте произнесем нашу любимую мирилку:
Хватит ругаться и злиться.
Ну, давай скорее мириться.
Эй, обида, отойди,
Ждет нас дружба впереди.
9. Звуковой анализ слова «Зима». (Четвертый конверт)
Воспитатель: А эта сказка об одном справедливом дедушке, который двум девочкам дал понять, что по труду — и подарки. Какая это сказка? (Марья-искусница) А сколько времен года вы знаете? А какое сейчас время года? Давайте сделаем звуковой анализ слова зима. (Один ребенок делает звуковой анализ на доске, другие за столами)
10. Игра «Назови сказку» (Пятый конверт)
Воспитатель: Давайте вспомним сказки, которые мы с вами знаем. Я буду начинать название сказки, а вы закончите.
Гуси- . Доктор- . Красная . Лиса и . Муха- .
11. Итог занятия.
Воспитатель: Вот мы и открыли для себя этот чудесный сказочный мир. Я знаю, что вы хотите быть похожими на некоторых сказочных героев. А на кого и почему сейчас послушаем. (Дети выходят к искусственной елке и по очереди рассказывают о своих мечтах. Дошкольники украшают елку своими рисунками со сказочными героями, которые были нарисованы заранее дома с родителями.)
— Эта елка — волшебная. Она выполнит все ваши пожелания. Вы справились со всеми задачами и, поэтому, я хочу наградить вас медалями «Самому мудрому».
Требования к программам
В чём конкретно состоят отличия между формулами ФГТ ООП ДО и связями ФГОС ДО? Первый объект имеет две части: требования к структуре программы и требования к условиям её реализации. Второй добавляет к вышеперечисленному требования к результатам освоения программы, в то время как ФГТ (первый) настаивает только на планируемых результатах выполнения образовательных программ.
Требования к структуре образовательных программ тоже значительно отличаются. Если по ФГТ основными являются четыре направления структуры образования, то по ФГОС — уже пять. Причём направления друг от друга кардинально не отличаются, просто итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе по ФГОС направлено на налаживание общественных связей, на коммуникацию, а такое же занятие по ФГТ — на социализацию, то есть на саму общественность.
Партнёрская деятельность
Новейшая модель выстраивания образовательного процесса должна учитывать параметры ФГТ и обязательно содержать две составляющие:
1. Совместная деятельность детей и взрослых с соблюдением НОД и всех режимных моментов.
2. Самостоятельная деятельность детей.
Основными тезисами при организации такой, можно сказать, партнёрской деятельности детей и воспитателя, не выходящей за пределы НОД и режима, являются следующие:
1. Воспитатель участвует в совместной деятельности абсолютно наравне с воспитанниками.
2. Дошкольники сугубо добровольно присоединяются к совместной деятельности, без психического давления и дисциплинарного принуждения.
3. Дети могут свободно общаться и перемещаться во время совместной деятельности, соответственно, нужно организовать для этого рабочее пространство.
4. Открытое окончание совместной деятельности, то есть каждый может работать в своём темпе.
5. Игра должна присутствовать в совместной деятельности как основной вид работы с детьми и как ведущий вид деятельности дошкольного учреждения.
Показателем успешного овладевания навыками, знаниями и умениями посредством игры может стать итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе — по развитию речи или математике, не столь важно, будет понятно главное: посредством игры ребёнок быстрее адаптируется в окружающем мире, социуме, он не теряет интерес к познанию и внутренне счастлив
Темы интегрированных занятий
Несмотря на то что подготовка интегрированного занятия требует много времени, большая результативность оправдывает затраченные усилия. Какие темы чаще используются для проведения таких занятий? Посмотрите подборку уроков:
- Экология: «Такая разная осень», «Здравствуй, зимушка — зима», «Пчёлы», «Звери зимой, «Путешествие во времена года», «Зимующие птицы», «Приключения мамонтёнка».
- Профессии: «Все профессии важны, все профессии нужны», «Профессия — инженер», «Профессии моего города».
- Патриотическая тема: «Наша Родина — необъятная страна», «С чего начинается Родина», «Богатыри Руси», «Российская армия».
- Эстетическое воспитание: «Урок красоты», «Знатоки искусства», «В гостях у феи цветов», «Пасха, светлая Пасха», «Волшебная страна ИЗО», «Каргопольская игрушка Берегиня».
- Изучение математических понятий или грамоты: «Задачки от волшебников», «Чиполлино в гостях у детей», «Путешествие в страну знаний», «Путешествие в лесную школу», «Путешествие в страну Сочиняйку».
- Социализация детей: «Скоро в школу», «Зачем нужны дорожные знаки», «Моя семья», «Поговорим о дружбе», «Дорогою добра», «Вся семья вместе — так и душа на месте».
Проведение интегрированных занятий на темы, затрагивающие разные стороны жизни, позволяет вызвать у детей широкий интерес к окружающему их миру
Конечно, это далеко не полный перечень тем, которые рассматривают на занятиях в подготовительной группе. Всегда можно добавить что-то своё.
Темы интегрированных занятий
Несмотря на то что подготовка интегрированного занятия требует много времени, большая результативность оправдывает затраченные усилия. Какие темы чаще используются для проведения таких занятий? Посмотрите подборку уроков:
- Экология: «Такая разная осень», «Здравствуй, зимушка — зима», «Пчёлы», «Звери зимой, «Путешествие во времена года», «Зимующие птицы», «Приключения мамонтёнка».
- Профессии: «Все профессии важны, все профессии нужны», «Профессия — инженер», «Профессии моего города».
- Патриотическая тема: «Наша Родина — необъятная страна», «С чего начинается Родина», «Богатыри Руси», «Российская армия».
- Эстетическое воспитание: «Урок красоты», «Знатоки искусства», «В гостях у феи цветов», «Пасха, светлая Пасха», «Волшебная страна ИЗО», «Каргопольская игрушка Берегиня».
- Изучение математических понятий или грамоты: «Задачки от волшебников», «Чиполлино в гостях у детей», «Путешествие в страну знаний», «Путешествие в лесную школу», «Путешествие в страну Сочиняйку».
- Социализация детей: «Скоро в школу», «Зачем нужны дорожные знаки», «Моя семья», «Поговорим о дружбе», «Дорогою добра», «Вся семья вместе — так и душа на месте».
Проведение интегрированных занятий на темы, затрагивающие разные стороны жизни, позволяет вызвать у детей широкий интерес к окружающему их миру
Конечно, это далеко не полный перечень тем, которые рассматривают на занятиях в подготовительной группе. Всегда можно добавить что-то своё.
Педагогическая диагностика
Целевые ориентиры, как и любая цель, не могут подлежать конкретной оценке, даже в виде мониторинга и любых видов педагогической диагностики, поскольку не могут являться основанием для чисто формального сравнения с достижениями детей в реальности.
В программе по ФГОС нет ни промежуточной, ни окончательной диагностики выпускников. Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе по ФГОС ставит оценку индивидуальному развитию детей. Вот эта оценка и выносится воспитателем в виде педагогической диагностики.
Активность детей как в спонтанной, так и в деятельности, организованной специально, и является предметом для наблюдения и анализа. Инструментами педагогической диагностики могут стать карты наблюдений за детским развитием, где фиксируются индивидуальная динамика и развитие в перспективе, пока ребёнок занят коммуникацией со сверстниками, со взрослыми, играми, познанием, проектами, художественной деятельностью, физическим развитием.
Программа по ФГТ формирует общую культуру, развивает физические, интеллектуальные, личностные качества, формирует предпосылки для учебной деятельности. Программа по ФГОС созидает условия социального развития детей, даёт возможности их социализации, всестороннего развития — личностного, познавательного, морально-нравственного, а также развития инициативы, творческих способностей, желания сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Выбор игровой деятельности
Образовательный процесс непосредственно организуется и реализуется через осваивание различных видов деятельности детей: игровую, двигательную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, а также — и в самой большой мере — посредством чтения.
Здесь важнее всего удачно интегрировать все эти формы и методы работы, сделать правильный выбор, который является прерогативой именно педагога, самостоятельно решающего все проблемы, связанные с контингентом, уровнем осваивания общеобразовательной программы. И остаётся только пожелать неизменного творческого подхода к выполнению конкретных задач дошкольного образования.
Темы интегрированных занятий
Несмотря на то что подготовка интегрированного занятия требует много времени, большая результативность оправдывает затраченные усилия. Какие темы чаще используются для проведения таких занятий? Посмотрите подборку уроков:
- Экология: «Такая разная осень», «Здравствуй, зимушка — зима», «Пчёлы», «Звери зимой, «Путешествие во времена года», «Зимующие птицы», «Приключения мамонтёнка».
- Профессии: «Все профессии важны, все профессии нужны», «Профессия — инженер», «Профессии моего города».
- Патриотическая тема: «Наша Родина — необъятная страна», «С чего начинается Родина», «Богатыри Руси», «Российская армия».
- Эстетическое воспитание: «Урок красоты», «Знатоки искусства», «В гостях у феи цветов», «Пасха, светлая Пасха», «Волшебная страна ИЗО», «Каргопольская игрушка Берегиня».
- Изучение математических понятий или грамоты: «Задачки от волшебников», «Чиполлино в гостях у детей», «Путешествие в страну знаний», «Путешествие в лесную школу», «Путешествие в страну Сочиняйку».
- Социализация детей: «Скоро в школу», «Зачем нужны дорожные знаки», «Моя семья», «Поговорим о дружбе», «Дорогою добра», «Вся семья вместе — так и душа на месте».
Проведение интегрированных занятий на темы, затрагивающие разные стороны жизни, позволяет вызвать у детей широкий интерес к окружающему их миру
Конечно, это далеко не полный перечень тем, которые рассматривают на занятиях в подготовительной группе. Всегда можно добавить что-то своё.
Общие черты интегрированных и комплексных уроков
Согласитесь, сложно понять, чем комплексное занятие отличается от интегрированного, еще и потому, что в литературе часто одно понятие подменяется другим. Вы также, наверное, сталкивались с этой проблемой? Существует также еще и комбинированное занятие. Как вы понимаете в чем его особенность?
Для меня ситуация немного прояснилась, когда, вооружившись вышеупомянутой литературой и опираясь на личный опыт, я выделила некоторые сходные черты интегрированных и комплексных уроков:
- Содержание обоих занятий концентрируются вокруг одной темы, в отличие от комбинированного, где, как я понимаю, разные виды деятельности просто сменяют друг друга.
- Такие тематические занятия предполагают наличие междисциплинарных связей.
- Оба они являются разнонаправленными, а не предметными.
- Во время них обязательно происходит логически обоснованная и сюжетно связанная смена различных видов деятельности у детей (познавательной, физической, речевой, музыкальной, художественной).
Общие черты интегрированных и комплексных уроков
Согласитесь, сложно понять, чем комплексное занятие отличается от интегрированного, еще и потому, что в литературе часто одно понятие подменяется другим. Вы также, наверное, сталкивались с этой проблемой? Существует также еще и комбинированное занятие. Как вы понимаете в чем его особенность?
Для меня ситуация немного прояснилась, когда, вооружившись вышеупомянутой литературой и опираясь на личный опыт, я выделила некоторые сходные черты интегрированных и комплексных уроков:
- Содержание обоих занятий концентрируются вокруг одной темы, в отличие от комбинированного, где, как я понимаю, разные виды деятельности просто сменяют друг друга.
- Такие тематические занятия предполагают наличие междисциплинарных связей.
- Оба они являются разнонаправленными, а не предметными.
- Во время них обязательно происходит логически обоснованная и сюжетно связанная смена различных видов деятельности у детей (познавательной, физической, речевой, музыкальной, художественной).