Консультация для воспитателей «комплексные и интегрированные занятия в детском саду»

Содержание работы в интегрированных группах в детском саду

Интегрированные группы в детском саду работают в нескольких направлениях:

  • развитие (речи, представлений об окружающем мире, познавательной сферы и прочее);
  • социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников;
  • коррекция (работа учителя-дефектолога, логопеда, массажиста, педагога-психолога, арт-терапевта и других);
  • творчество (хореография, игротерапия, керамическая и столярная мастерские, хореография).

Согласно новым ФГОСам, приоритет в дошкольном образовании отдается развитию социально активной личности, а это первый шаг к индивидуальному подходу, что особенно важно в инклюзивной группе. При разработке перспективного планирования учитывается образовательная программа и индивидуальная программа развития ребенка (ИПР)

 ИПР для ребенка с ОВЗ формируется на основе первичной диагностики (беседы и анкетирование родителей, диагностика ребенка) и в ходе образовательного процесса может корректироваться и дополняться

При разработке перспективного планирования учитывается образовательная программа и индивидуальная программа развития ребенка (ИПР).  ИПР для ребенка с ОВЗ формируется на основе первичной диагностики (беседы и анкетирование родителей, диагностика ребенка) и в ходе образовательного процесса может корректироваться и дополняться.

Для составления индивидуальной программы можно использовать:

  • базовую Российскую Программу воспитания и обучения в детском саду;
  • «Программу воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зарина, Н.Д. Соколовой;
  • программы ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки»;
  • программы, утвержденные Министерством образования РФ по дошкольному образованию детей с нарушениями интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата и другие.

Интегрированные группы в детском саду требуют большой организационной подготовки. Если, например, в Лекотеке есть возможности уделять все время одному ребенку, то в условиях массового детского сада сделать это довольно проблематично без ущерба для всех участников образовательного процесса. Здесь происходит двухсторонний процесс: ребенок адаптируется к определенным условиям — режиму, графику занятий, мероприятиям, а специалисты стараются адаптировать условия под ребенка. Например, дошкольник с ОВЗ может посещать детский сад на каждый день, а выборочно, не ходить на определенные занятия, если есть какие-либо противопоказания.

Художественно-эстетическое развитие

В основу художественно-эстетического воспитания ложатся предпосылки для восприятия произведений искусств. Задачей направления является становление эстетического отношения детей к окружающему миру, умение воспринимать музыку.

Развитие восприятия произведений искусства и литературы

В силу своего возраста дети тяжело понимают произведения искусства. Задача воспитателей — вызвать эмоциональную реакцию у ребенка. Для этого необходимо не просто рассказать о произведении, но и постараться речью передать детям настроение.

Музыкальное развитие

Большую роль с раннего возраста для развития эстетического восприятия играет музыка. В детском саду регулярно поводятся музыкальные занятий, тематика которых ориентирована на возрастные особенности.

Рисование

Уроки ИЗО можно сочетать во всеми перечисленными направлениями. Это один из методов творческого развития, который помогает эффективно запомнить любой новый материал. Рисование сочетается как с математикой, так и с основами пожарной безопасности и правилами дорожного движения. Например, послу изучения геометрических фигур можно предложить детям нарисовать рисунки по пройденной тематике.

Занятие рисованием

Лепка

К осязаемому виду творческой деятельности относится лепка. В процессе ребенок не только видит свое творение, но и развивает сенсорные способности, моторику. Занятия развивают воображение, формируют умение планировать свою работу, развивает образное мышление.

Конструирование

Занятия формируют пространственную ориентацию, умение комбинировать формы и цвета. В процессе уроков развиваются творческие способности, эстетический вкус и изобретательность.

Аппликация

Это наиболее простой и доступный вид художественной деятельности для детей. Малыши учатся комплектовать предметы, составлять из деталей картины, выстраивать логические цепочки.

Полезные пособия

Мне кажется, что суть проблемы кроется в том, что интегрированные уроки в ДОУ стали проводиться не так давно. Конечно, это теперь уже не ноу-хау, но определение это вошло в педагогику только в 90-х годах ХХ века. Кроме того, часто в литературе используется еще и такое понятие, как комплексное интегрированное занятие. И как тут разобраться, в чем отличия, да еще и составить четкий план НОД?

Думаю, что изучить особенности каждого из занятий будет гораздо проще на конкретных примерах. Со своей стороны, я могу порекомендовать некоторые интересные пособия для педагогов, которые, как мне кажется, дают наглядное представление о структуре, целях и задачах и тех и других занятий.

Комплексные занятия удобно распределены по темам с ориентацией на то, что воспитатель сможет проводить их каждую неделю, в книге Н. С. Голицыной «Конспекты комплексно-тематических занятий» для старшей группы. Мне кажется, что эти конспекты в дальнейшем можно будет взять за образец при подготовке к самостоятельным занятиям и по другим темам, поскольку они грамотно составлены.

Подобные пособия, к слову, есть для дошкольников разных возрастов. Например, ориентацией этой книги является уже подготовительная группа. Здесь собраны конспекты на целый учебный год.

Что касается интегрированных занятий, то для их проведения с детьми того же возраста есть книга автора А. В. Аджи, которая содержит конспекты таких занятий для подготовительной группы детского сада. В ней я нашла описание около ста занятий, направленных на речевое развитие детей шести–семи лет и активизацию их познавательной деятельности.

Конечно, я указала здесь далеко не полный список полезных пособий, а лишь поделилась собственным опытом. Буду рада, если вы тоже поделитесь полезными книгами по нашей теме. Расскажите, какой литературой пользуетесь вы, дорогие коллеги?

2.1 Общая характеристика занятий

В 70-е гг. встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся школ, преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении. В данный момент встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий. Потребность в этом объясняется целым рядом причин.

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна

Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, младших классов, чему и способствует интеграция в ДОУ, начальной школе.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий прак­тической направленности.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей. «Миру сегодня не достает своего собственного образа, потому что этот образ может быть сформирован при помо­щи универсальной системы значений — синтеза»

Осуществленный на этом уровне синтез как взаимодействие, соединение (интеграция) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественнонаучной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий, часто одно подменяется другим или интегрированное занятие путают с комплексным, комбинированным.

Интегрированное занятие отличается от традиционного исполь­зованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы.

2.2 Примерная структура занятия

Для интегрированных занятий характерна смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие творческой активности воспитанников. Это позволяет использовать содержание всех разделов программы, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

К основным особенностям интегрированного занятия относится синтез:

  • содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения;

  • предметов образовательного цикла между собой;

  • деятельности двух или более педагогов и др.

Интегрированные занятия построены на принципах интеграции как внутри -, так и межпредметной, посредством:

интеграции содержания учебного материала с целью раскрытия сущности знаний, представлений;

методов обучения с целью всестороннего изучения объектов, явлений;

теории и практики с целью практического использования полученных детьми знаний.

По мнению ВТ. Фоменко и Е.Ю. Сухаревской, интеграционные процессы в дошкольном образовании проявляются в трех уровнях: внутри-, межпредметном, межсистемном и обладают высокой или слабой степенью интеграции, что существенно влияет как на отбор содержания, так и на конкретные технологии педагога.

Интеллектуальные карты

Определение 2

Интеллектуальная карта – это структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, внутри которой отражены связи ключевых понятий с остальными понятиями данной темы, образующие неразрывное единство.

Такие карты помогают в раскрытии сущности понятия, которое изучают на занятии, и его взаимосвязь с другими объектами, процессами и явлениями. Разработанная карта – это основа для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий.

Например, для проведения интегрированного занятия по теме «Море», основное понятие, вокруг которого будет строиться карта – море, а от него будут отходить слова, раскрывающие его сущность – морские жители, морской транспорт, свойства морской воды и пр.

Такие схемы могут составляться из подготовленных материалов в процессе проведения занятий вместе с детьми. В таком случае лучше использовать различные картинки.

Необходимо отметить, что проведение интегрированного занятия предполагает особенную подготовку от воспитателя и уже сформированного у него запаса знаний, умений, имеющихся у детей в изучаемой теме. В связи с этим проведение таких занятий каждый день очень затруднительно.

Комплексные занятия в младшей группе

Поступая в первое в их жизни образовательное учреждение, дети 2-3 лет подвергаются адаптационному стрессу. Для его устранения воспитатели должны проводить с малышами комплексные занятия по ФГОС ДО в рамках программы «От рождения до школы».

Адаптационные возможности детей раннего, а также младшего дошкольного возраста невелики. С приходом в дошкольное образовательное учреждение малыши попадают в новую для них социальную ситуацию. При длительном пребывании в стрессовом состоянии у ребенка могут возникнуть эмоциональные нарушения или замедлиться темпы психофизического развития.


Комплексное занятие в младшей группе должно помочь малышам привыкнуть к непривычной обстановке, к расставанию с родителями, к появлению большого количества детей и присутствия незнакомых взрослых. При этом воспитателем решаются следующие задачи:

— снятие мышечного и эмоционального напряжения ребенка; — снижение у малышей излишней двигательной активности и импульсивности, агрессии и тревоги; — развитие способности общения детей между собой; — совершенствование чувства ритма, мелкой и общей моторики, координации движения и игровых навыков.

На чем базируется такое комплексное занятие? Младшая группа (первая) – это дети от 2 до 3 лет. Им нужны разнообразные игры и хороводы, потешки и песенки, догонялки и стишки. Все это позволяет быстрее вовлечь малышей в предлагаемый воспитателем ритм, переключиться от слез на дружное хлопанье ладошками и топанье ногами. Подобные занятия призваны объединить детей и дать им хороший эмоциональный настрой.

Начинается такое обучение с упражнения. Дети дружно бегают, шагают или выполняют другие действия. Причем делают это они под определенный музыкальный или стихотворный ритм. Именно в первой части комплексных занятий малыши начинают настраиваться на групповую работу, у них возникает хороший эмоциональный фон и повышается двигательная и речевая активность.

Далее параллельно с упражнениями воспитатель предлагает детям различные игры. Это основная часть комплексного занятия, где малыши получают возможность активно двигаться, взаимодействовать со сверстниками и свободно выражать эмоции. На третьем этапе занятия детям предлагаются малоподвижные и спокойные задания.

Мини-занятия

Мини-занятия речевого развития действующими программами рекомендуется использовать как особые формы становления речи в работе с детьми третьего года жизни как можно чаще (лучше — ежедневно), потому что они являются актуальными и соответствуют личностно-ориентированной модели дошкольного образования. Эта форма организации речевой деятельности может инициироваться воспитателем, тогда они предусматривается в календарном плане работы, а может возникать по инициативе детей. Педагог должен быть готовым к руководству такой речевой деятельностью малыша.

Часть слова «мини», по мнению А. Гончаренко, предполагает минимизацию:

  • по числу детей, которые одновременно заняты;
  • по продолжительности организованной деятельности;
  • по объему содержания, которое реализуется.

Количество мини-занятий, содержательное их наполнение обусловливается возрастными особенностями. В течение дня педагог может организовать сам или создать условия для самоорганизации детей десятки индивидуальных, групповых и коллективных краткосрочных мини-занятий, во время которых будет реализовываться запланированная тема.

Технология интегрированного обучения

Понятие интегрированного обучения включает в себя не только толерантное отношение, но и применение в образовании современных технологий. Ведь переход на такой тип прогрессивного обучения требует модернизировать всю школьную систему. А именно:

  • привлекать необходимых специалистов, которые будут помогать учителям во время преподавания;
  • использовать инновационные педагогические решения и идеи;
  • адаптировать учебную программу с учётом особенностей всех детей в интегрированном классе;
  • делать акцент на развитие творческих и познавательных способностей;
  • активно вовлекать родителей в образовательный процесс.


При работе с особенными детьми учителю нужна помощь профильного специалиста

Подготовка воспитателя к занятию

Чтобы провести интересное для детей занятие, воспитатель проводит большую подготовительную работу — подбирает наглядность (картины, фотографии, слайды или игрушки, муляжи фруктов или фигурки театра), художественную литературу (загадки, пословицы, поговорки, стихотворения или небольшие рассказы), изготавливает демонстрационный и раздаточный материал на заданную тему.

Некоторые занятия требуют предварительной подготовки, например, посадить семена и посмотреть, как пробивается сквозь почву росточек. Для занятия по изобразительной деятельности нужно разложить на столы наборы красок, кисточки, налить воду в стаканчики, нарисовать образец или схематическое изображение предмета. А сколько деталей предстоит вырезать перед проведением аппликации? Это огромный труд, который занимает много времени вечером перед занятием.

Полезные пособия

Мне кажется, что суть проблемы кроется в том, что интегрированные уроки в ДОУ стали проводиться не так давно. Конечно, это теперь уже не ноу-хау, но определение это вошло в педагогику только в 90-х годах ХХ века. Кроме того, часто в литературе используется еще и такое понятие, как комплексное интегрированное занятие. И как тут разобраться, в чем отличия, да еще и составить четкий план НОД?

Думаю, что изучить особенности каждого из занятий будет гораздо проще на конкретных примерах. Со своей стороны, я могу порекомендовать некоторые интересные пособия для педагогов, которые, как мне кажется, дают наглядное представление о структуре, целях и задачах и тех и других занятий.

Комплексные занятия удобно распределены по темам с ориентацией на то, что воспитатель сможет проводить их каждую неделю, в книге Н. С. Голицыной «Конспекты комплексно-тематических занятий» для старшей группы. Мне кажется, что эти конспекты в дальнейшем можно будет взять за образец при подготовке к самостоятельным занятиям и по другим темам, поскольку они грамотно составлены.

Подобные пособия, к слову, есть для дошкольников разных возрастов. Например, ориентацией этой книги является уже подготовительная группа. Здесь собраны конспекты на целый учебный год.

Что касается интегрированных занятий, то для их проведения с детьми того же возраста есть книга автора А. В. Аджи, которая содержит конспекты таких занятий для подготовительной группы детского сада. В ней я нашла описание около ста занятий, направленных на речевое развитие детей шести–семи лет и активизацию их познавательной деятельности.

Конечно, я указала здесь далеко не полный список полезных пособий, а лишь поделилась собственным опытом. Буду рада, если вы тоже поделитесь полезными книгами по нашей теме. Расскажите, какой литературой пользуетесь вы, дорогие коллеги?

Суть комплексного занятия

Ну что ж, с интегрированными уроками разобрались, теперь переходим к комплексным. Обычно они строятся на уже знакомом ученикам материале. За основу также берется некая общая тема, а разноплановая деятельность учеников строится вокруг нее. Например, теме весны может быть посвящено занятие «Приключения веселого Подснежника», «На весенней полянке» и т. д. Название можно придумать любое!

Конечно, предполагается, что детки уже знают, что подснежник – это весенний цветок, так что это будет уже, скорее, средняя, нежели младшая группа

Вот, что важно: входе этого занятия ребята не расширяют свои знания о свойствах этого цветка и не узнают о том, почему он появляется раньше, чем остальные. Подснежник является лишь главным действующим персонажем

Вот как может быть организована деятельность воспитанников, объединённая общей темой:

  • Речевое развитие учеников может проходить в форме занимательной беседы, в ходе которой педагог также будет демонстрировать картины художников, детские рисунки с изображением прихода весны. Этот же этап включает и познавательную деятельность.
  • Далее, вместе с Подснежником на веселом паровозике, ребята могут отправиться на весеннюю полянку в лес (подвижная игра «Чух-чух» для физического развития).
  • По дороге, повстречавшись с ручейком, они споют вместе с ним веселую песенку (музыкальное развитие).
  • На полянке они будут собирать и считать подснежники (математическое развитие).
  • В конце своего путешествия они сделают весеннюю аппликацию (художественное развитие).

Смена действий во время такого занятия обычно прослеживается очень четко. Это объясняется тем, что они направлены на развитие определенных навыков, а не на формирование целостных представлений о весне, как о сезонном изменении, в нашем случае.

Опять-таки, это лишь мой пример, возможно, вы можете рассказать о каких-то своих интересных занятиях? Оставляйте свои комментарии, буду рада поучиться у коллег!

Суть комплексного занятия

Ну что ж, с интегрированными уроками разобрались, теперь переходим к комплексным. Обычно они строятся на уже знакомом ученикам материале. За основу также берется некая общая тема, а разноплановая деятельность учеников строится вокруг нее. Например, теме весны может быть посвящено занятие «Приключения веселого Подснежника», «На весенней полянке» и т. д. Название можно придумать любое!

Конечно, предполагается, что детки уже знают, что подснежник – это весенний цветок, так что это будет уже, скорее, средняя, нежели младшая группа

Вот, что важно: входе этого занятия ребята не расширяют свои знания о свойствах этого цветка и не узнают о том, почему он появляется раньше, чем остальные. Подснежник является лишь главным действующим персонажем

Вот как может быть организована деятельность воспитанников, объединённая общей темой:

  • Речевое развитие учеников может проходить в форме занимательной беседы, в ходе которой педагог также будет демонстрировать картины художников, детские рисунки с изображением прихода весны. Этот же этап включает и познавательную деятельность.
  • Далее, вместе с Подснежником на веселом паровозике, ребята могут отправиться на весеннюю полянку в лес (подвижная игра «Чух-чух» для физического развития).
  • По дороге, повстречавшись с ручейком, они споют вместе с ним веселую песенку (музыкальное развитие).
  • На полянке они будут собирать и считать подснежники (математическое развитие).
  • В конце своего путешествия они сделают весеннюю аппликацию (художественное развитие).

Смена действий во время такого занятия обычно прослеживается очень четко. Это объясняется тем, что они направлены на развитие определенных навыков, а не на формирование целостных представлений о весне, как о сезонном изменении, в нашем случае.

Опять-таки, это лишь мой пример, возможно, вы можете рассказать о каких-то своих интересных занятиях? Оставляйте свои комментарии, буду рада поучиться у коллег!

Разновидности занятий

Типы занятий в ДОУ имеют несколько классификаций. Если рассматривать решение какой-либо дидактической задачи, то можно выделить 4 пункта. Это следующие виды:

  • усвоение нового материала, когда воспитатель объясняет ребятам тему, запланированную согласно «Программе воспитания», или прорабатываются новые практические умения и навыки, например, на занятиях по лепке или по рисованию;
  • закрепление ранее изученного материала — повторение стихотворения, выученных геометрических фигур или цифр, пересказ знакомой сказки, дидактическая игра «Назови правильно» и т. д.;

  • занятия, на которых дети используют приобретенные знания и навыки в творческом процессе, например, придумать конец истории, сделать аппликацию по замыслу на определенную тематику, придумать задачу на сложение или вычитание, дополнить предложение и т. д.;
  • комплексное — это совмещение разных видов деятельности для освоения одной задачи, например, при изучении поведения белочки воспитатель предлагает отгадать загадку про зверька, рассмотреть картинку, поиграть в игру «Что ест белка?», послушать песенку про данного животного, при этом воспитатель расскажет про повадки лесной прыгуньи, как она готовится к зиме, даст детям задание подсчитать количество припасенных белкой орехов и грибов, и в конце предложит нарисовать белку самостоятельно по образцу воспитателя.

Технология интегрированного обучения

Понятие интегрированного обучения включает в себя не только толерантное отношение, но и применение в образовании современных технологий. Ведь переход на такой тип прогрессивного обучения требует модернизировать всю школьную систему. А именно:

  • привлекать необходимых специалистов, которые будут помогать учителям во время преподавания;
  • использовать инновационные педагогические решения и идеи;
  • адаптировать учебную программу с учётом особенностей всех детей в интегрированном классе;
  • делать акцент на развитие творческих и познавательных способностей;
  • активно вовлекать родителей в образовательный процесс.

При работе с особенными детьми учителю нужна помощь профильного специалиста

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

Развитие речевой активности младших дошкольников посредством интеграции здоровьесберегающих и игровых технологий МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 ИМЕНИ В.П. НЕЙМЫШЕВА» Мастер – класс для педагогов «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством интеграции здоровьесберегающих и игровых технологий»…

Игры — драматизации в коммуникативном развитии младших дошкольников на основе восприятия художественного слова и интеграции Игры — драматизации в коммуникативном развитии младших дошкольников на основе восприятия художественного слова и интеграции Воробьева Маргарита Евгеньевна Воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29 с. Красный Октябрь»

В ФГОС к структуре основнойобщеобразовательной…

Мини-занятия

Мини-занятия речевого развития действующими программами рекомендуется использовать как особые формы становления речи в работе с детьми третьего года жизни как можно чаще (лучше — ежедневно), потому что они являются актуальными и соответствуют личностно-ориентированной модели дошкольного образования. Эта форма организации речевой деятельности может инициироваться воспитателем, тогда они предусматривается в календарном плане работы, а может возникать по инициативе детей. Педагог должен быть готовым к руководству такой речевой деятельностью малыша.

Часть слова «мини», по мнению А. Гончаренко, предполагает минимизацию:

  • по числу детей, которые одновременно заняты;
  • по продолжительности организованной деятельности;
  • по объему содержания, которое реализуется.

Количество мини-занятий, содержательное их наполнение обусловливается возрастными особенностями. В течение дня педагог может организовать сам или создать условия для самоорганизации детей десятки индивидуальных, групповых и коллективных краткосрочных мини-занятий, во время которых будет реализовываться запланированная тема.

Проведение анализа

Диагностика игровой деятельности проводится педагогом на основе наблюдения за игровыми ситуациями, которые дети проигрывают самостоятельно. В младших группах рекомендуется проводить диагностику три раза в год с целью корректирования деятельности педагога по совершенствованию игровых навыков воспитанников. В старшем дошкольном возрасте целесообразно проводить диагностическое исследование в начале учебного года и в конце.

Анализ профессиональных умений воспитателя проводит старший воспитатель или методист.

На что обратить внимание:

  • Кто из детей выступил в роли инициатора игры.
  • Был ли предварительный план.
  • Какое количество детей принимало участие в игре.
  • Перечень ролей и их распределение.
  • Какие игровые действия совершали игроки.
  • Что находилось в фокусе внимания детей: предметы или отношения.
  • Какие новые игровые ситуации были введены.
  • Продолжительность игры.
  • Ситуация была проиграна полностью или оборвалась неожиданно.
  • Уровень самостоятельности детей в игре.
  • Как выстраивались отношения между детьми.
  • Выходил ли кто-то из детей из игры спонтанно.
  • Возникали ли конфликтные ситуации.
  • Взаимоотношения воспитателя и детей.

в детском саду прошел праздник Березки, посвященный Дню Святой Троицы. Дети водили хороводы, пели песни, читали стихи и играли в русские народные игры

Роль воспитателя в развитии игровой деятельности детей.

Педагогические приёмы, которые применял педагог для совершенствования сюжетно-ролевых умений детей:

  • путём бесед, чтения художественной литературы, показа иллюстраций стремился расширить знания детей, которые помогут сделать игру интереснее;
  • проявлял заинтересованность игровой деятельностью детей;
  • предлагал новый поворот сюжета или новых персонажей;
  • предоставлял необходимое оборудование для игры или проводил занятие по изготовлению его вручную;
  • координировал действия воспитанников прямыми указаниями или дополнительными вопросами: «Причеши куклу», «Построй дом», «Кто будет машинистом поезда?» и т. д.;
  • воспитатель выполнял главную или второстепенную роль?

Приёмы для развития отношений между детьми во время игры:

  • старался заинтересовать и увлечь игрой робких, несмелых воспитанников;
  • объединял детей для игры;
  • поощрял самостоятельное распределение ролей или игрушек самими детьми;
  • сглаживал или нейтрализовал конфликты между воспитанниками из-за нарушения правил или несправедливого распределение ролей.

Диагностический протокол уровня развития игровых навыков детей

Показатели развития

Фамилия, имя ребёнка

1 2
I. Содержание игры1. Замысел игры появляется:а) с помощью взрослого;б) самостоятельно
2. Разнообразие замыслов
3. Количество игровых задач
4. Разнообразие игровых задач
5. Самостоятельность при постановке задач:а) вставит взрослый;б) с помощью взрослого;в) самостоятельно
II. Способы решения игровых задач6. Разнообразие игровых действий с игрушками
7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:а) развёрнутые;б) обобщённые
8. Игровые действия с предметами-заместителями:а) с помощью взрослого;б) самостоятельно
9. Игровые действия с воображаемыми предметами:а) с помощью взрослого;б) самостоятельно
10. Принимает роль
11. Разнообразие ролевых действий
12. Выразительность ролевых высказываний
13. Наличие ролевых высказываний
14. Ролевые высказывания возникают по инициативе:а) взрослого;б) ребёнка
15. Ролевая беседа возникает:а) со взрослым;б) со сверстником
16. Ролевая беседа возникает по инициативе:а) взрослого;б) ребёнка
17. Содержательность ролевой беседы
III. Взаимодействие детей в игре18. Вступает во взаимодействие:а) со взрослым;б) со сверстником
19. Ставит игровые задачи:а) взрослому;б) сверстнику
20. Принимает игровые задачи:а) от взрослого;б) от сверстника;в) отказывается
21. Длительность взаимодействия:а) кратковременное;б) длительное
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: