Когда начинать
Прежде всего необходимо определить – готов ли ваш малыш к новому этапу своего развития, или вы решили поторопить события. Ребенка можно начинать приучать сидеть, если после 5 месяцев он:
- может подолгу лежать на животе и при этом держать верхнюю часть туловища приподнятой, опираясь на ручки;
- уверенно переворачивается со спины на бок и обратно;
- ведет себя активно и жизнерадостно.
Детей с низким мышечным тонусом нельзя пытаться сажать раньше времени. В противном случае нагрузка полностью ложится на позвоночник, а не на мышечный корсет, что может привести к его искривлению и иным повреждениям.
Если попытка посадить малыша, со всех сторон обложив подушками, приводит к тому, что ребенок сгибается вперед (не может держать спину прямо) и заваливается на бок, значит, он совершенно не готов к освоению нового навыка.
Физически развитых мальчиков начинать сажать можно на шестом месяце жизни. Девочек – только после того, как им исполнится 6 месяцев, даже если мышечный тонус позволяет сделать это раньше. Усаживая девочку в более раннем возрасте можно навредить правильному развитию органов малого таза, спровоцировав загиб матки.
Ослабленным детям следует регулярно делать массаж, выполнять специальные упражнения для укрепления мышц. Это позволит малышу, окрепнув, начать самостоятельно садиться.
Как правильно начинать сажать ребенка?
- Без падений не обойтись! Вряд ли у малыша с первого раза выйдет сесть самостоятельно. Он будет падать на бок, при этом пытаясь ухватиться за что-нибудь. Вам необходимо позаботиться лишь о том, чтобы во время падений малыш не ушибся.
- Также стоит помнить, даже если кроха старается сесть самостоятельно, для нее это все равно физическая нагрузка. Поэтому чтобы облегчить задачу ребенку и помочь ему приобрести новый навык поскорей, можно делать легкие массажи, зарядку (повороты, наклоны, сгибание локтей и колен и т.д.).
А вот одно из самых оптимальных упражнений для любого малыша. Положите ребеночка на живот на пол. Перед этим обязательно застелите его чем-то не сильно мягким, чтобы крохе не было холодно! В метре от ребенка расположите яркую игрушку (мяч, зверушку или что-либо разноцветное). Дети по своей природе очень любопытный народ. Поэтому малышу обязательно захочется рассмотреть предмет. И он будет пытаться подползти к нему. Вот это для него будет очень полезно! Каждый день таких занятий принесет намного больше пользы, чем рутинное высаживание детей и ваши мысли о том, что уже якобы пора!
Главное — не переусердствовать.
- Первое время сажать нужно на ручки к родителям, и по несколько минут. У себя на коленях вы сможете регулировать угол, под которым малыш сидит. И со временем его выравнивать, что позволит ребенку выпрямлять спинку постепенно, не нагружая ее.
В этом процессе максимально положитесь на самостоятельность малыша
Можно ли использовать современных «помощников», чтобы высаживать ребенка?
Чтобы облегчить себе участь, многие родители прибегают к использованию различных ходунков, слингов, кенгуру и т.д. Конечно, ближе к полугоду малыш стремительно набирает вес, а носить его становится гораздо тяжелее. Но, по мнению многих педиатров, стоит повременить с использованием подобных приспособлений, или свести к минимуму времяпрепровождение с ними.
- Кенгуру разрешено использовать с 3 месяцев. При этом нужно выбрать модель с подголовником и жесткой спинкой. В таком «девайсе» носить малыша за сутки можно не более 2-3 часов. Т.к. в основном малыш не сидит в нем, а «висит», опираясь на промежность. Что в свою очередь может негативно отразиться на осанке в будущем.
- Для использования ходунков малыш должен хорошо окрепнуть, научиться самостоятельно сидеть или ползать. Несмотря на то, что ходунки очень удобные в применении, яркие и очень нравятся деткам, пребывание в них должно быть не более 40 мин в день. Для мальчиков долгое времяпрепровождение в таком устройстве чревато неправильным развитием половой функции, а у девочек – развитие дисплазии.
- То же самое касается и прыгунков или висячих качель. В них малыша не сажают до момента, когда спина не окрепнет. Запомните – в подобных вещах не учат ребенка сидеть!
От подобных хитроумных орудий откажитесь еще на пару месяцев
- Конечно, малышам очень надоедает за первые месяцы жизни просто лежать. И уже в возрасте 4-6 месяцев они проявляют активность и интерес к окружающему миру. Поэтому и пытаются научиться сидеть. Чтобы максимально оттянуть это время, хотя бы до исполнения полугода, мамы могут воспользоваться различными шезлонгами и креслами.
- В шезлонге или даже автомобильном кресле малыши находятся в положении полусидя, что позволяет им рассматривать все вокруг. При этом такое положение не мешает нормальному развитию органов малого таза и минимизирует нагрузку на спину.
- Но опять-таки ими пользоваться нужно только после попыток ребенка сесть самостоятельно. Это признак того, что мышцы и косная система малыша уже готова к положению полулежа.
В завершение стоит отметить, лучший способ не навредить всему, что касается физического развития ребенка – это не торопить события и довериться природе. Пусть мышцы и костная система окрепнет, тогда ребенок сможет самостоятельно сесть, потом встать, держась за опоры, а потом и пойти.
Лечение ЗМР
Программа лечения должна быть комплексной и основываться на анализе проблем и потребностей маленького пациента. Системный, строго индивидуальный подход – центральная ось любого комплекса реабилитационных мер. Поэтому в терапевтическом процессе активное участие принимает сплоченная команда узкоспециализированных врачей – невролог, педиатр, реабилитолог, ортопед, психолог. Часто к процессу лечения подключаются логопеды и дефектологи, поскольку ЗМР накладывает свой отпечаток на речевое развитие детей.
В нашем Центре работают специалисты с опытом работы не только в России, но и в странах Европы, США. В профессиональном арсенале врачей – современные методики, доказавшие свою эффективность, богатейший практический опыт и желание поделиться своими знаниями с родителями больных деток.
Мы воспринимаем родителей как самых главных наших помощников, стараемся обучить их всем тем методикам, которые используем в реабилитационном процессе. Комплексный системный подход к лечению – это гарантия стабильного результата и положительной динамики в реабилитации деток с ЗМР любой степени сложности.
Мы стремимся не просто помочь малышу научится переворачиваться, держать головку, сидеть, ползать, ходить, но и избежать вторичных деформаций, таких как контрактуры суставов, вывихи тазобедренных суставов, нестабильность голеностопного сустава. Все эти патологии тормозят нормальное развитие моторики.
Программа лечения ЗМР включает:
- Терапия по методу Войта
- Методика Бобат
- Методика
- JKA-метод
- Занятия на виброплатформе Галилео
- Микро-мануальная терапия
- Краниосакральная терапия
Для закрепления результата и предотвращения регрессии мы также рекомендуем занятия ЛФК, которые проходят в нашем Центре в игровой интересной форме. Позитивный настрой маленьких пациентов способствует более быстрому и глубокому усвоению новых движений, а упражнения выполняются без физических и эмоциональных пыток.
Для нас очень важно, чтобы малыши чувствовали себя комфортно на занятиях и верили в успех реабилитации вместе с нами
Возрастные нормы
Педиатры обозначают следующие границы, определяющие способности ребенка:
-
- 6 месяцев. Малыш легко перекатывается с живота на спину и наоборот. Если помочь ему опереться на что-то, могут возникать попытки присесть.
- 7 месяцев. Ребенок сидит с прямой и ровной спиной. Ему не нужна при этом поддержка и помощь взрослых. В сидячем положении он может переворачивать корпус, чтобы разглядывать окружающий мир со всех сторон. Из положения на четвереньках он самостоятельно садится.
- 8 месяцев. Малыш сидит и свободно пользуется руками, доставая до нужных ему предметов.
С 6 до 8 месяцев ребенок должен научиться сидеть. Это будет свидетельствовать о его полноценном развитии и хорошем здоровье.
Как научить кроху сидеть: советы родителям
Для того чтобы ребенок мог удерживать свое тело в положении сидя, его мышцы должны быть достаточно развиты. Раньше предназначенного природой срока научить кроху сидеть нельзя, но родители могут подготовить его мышцы для приобретения навыков сидения, ползания, ходьбы в дальнейшем.
Чтобы узнать, готовы ли мышцы малыша к самостоятельному сидению, родители в домашних условиях могут провести простые тесты:
- в положении сидя спинка ребенка «согнута дугой» — признак того, что тонус мышц недостаточен для удержания тела в вертикальном положении;
- если в положении сидя спинка малыша выпрямлена, а ноги расположены перед туловищем и не согнуты в суставах, то это свидетельствует об отсутствии гипертонуса мышц нижних конечностей и готовности ребенка самостоятельно сидеть;
- при подтягивании малыша за ручки он садится, спинка при этом ровная, а голова не запрокидывается назад — это означает, что мышечный корсет сформирован достаточно для самостоятельного сидения.
Вот несколько советов родителям по укреплению мышечной системы детей:
Начиная с 3-4 месяцев (как только малыш научился удерживать головку), его надо усаживать в детское кресло
Для того чтобы помочь ему сидеть, надо дополнительно использовать подушки.
Для самостоятельного сидения важно наличие навыка балансирования. Ребенок должен почувствовать положение своего тела в пространстве
С этой целью маме следует посадить его в углу кресла или между своими ногами, не забывая при этом обеспечивать крохе поддержку.
Навык сидения связан с умением малыша удерживать неподвижно головку. Для этого его надо как можно чаще выкладывать на животик. Разглядывая разложенные перед ним игрушки, ребенок приподнимает голову, что способствует укреплению мышц спины и шеи. Когда он уже будет уметь сидеть самостоятельно, можно продолжать выполнять это упражнение — развивается навык поддержания и переноса веса во время сидения.
Чтобы ребенок освоил навыки сидения, ему надо помочь развить ориентацию
Малыша необходимо осторожно поднимать из положения лежа и садить, аккуратно придерживая за тельце. Освоение необходимых движений позволит ему в будущем научиться самостоятельно садиться.
Мама может научить ребенка сидеть, используя как опору собственное тело. Это упражнение можно выполнять, начиная с 6 месяцев. Мама усаживает малыша к себе на колени и раскладывает перед собой игрушки, при этом он опирается об нее спинкой. Таким образом укрепляются мышцы спины, а ребенок привыкает к сидячей позе.
Регулярные массажи, активные игры способствуют укреплению мышц спины. Кроме того, мышечный тонус повышается во время перекатывания, при лежании на животе. Крепкие мышцы гарантируют быстрое формирование навыка сидения.
2 Мама все время «исчезает»
Способность ребенка отпускать маму, потребность в личном пространстве формируется у ребенка на основе положительного опыта взаимодействия с матерью. Когда мама ведет себя предсказуемо. Если она и уходит, то обязательно вернется в течение времени, которое он способен выдержать без нее.
Но как ребенку справиться с тревогой, как ему перенести хоть самое небольшое расставание с мамой, если она ушла и ничего не сказала? Если его личный опыт состоит из чувства, что мама его не слышит, не понимает, что она может в любой момент просто уйти и не вернуться. Тогда приходится держать ее возле себя каждую минуту. Только так можно избежать самого страшного — потерять ее навсегда.
Многие мамы убеждены, что лучше им просто исчезнуть из поля зрения ребенка, пока он отвлекся или уснул, чем выносить его плач. Ребенок засыпает, рядом с ним находится мама. Просыпаясь, он видит бабушку или няню, или вообще оказывается один. Мама ушла, исчезла. Бросила. Ребенку не понятно, что мама ушла на работу или в магазин. Для него она просто исчезла.
Неудивительно, что ребенок не отходит от мамы, увидев ее снова, и будет делать все возможное, чтобы не потерять.
Значит можно успокоиться?
На этот вопрос доктор Комаровский отвечает однозначно – да. Если врач-педиатр, наблюдающий малыша, не говорит о явных отклонениях в его развитии, значит всё в порядке. И не надо оглядываться на других детей.
При нормальном физическом развитии ребёнок начинает стремиться двигаться ползком после того, как полностью освоил навык переворачивания на живот. Однако в отличие от своих родителей дети не знают о каких-то нормативах. Так что часто малыши, пренебрегая традиционным ползанием, ищут альтернативные способы передвижения, а некоторые вообще сразу стремятся встать и перемещаться на «своих двоих» цепляясь за спинку своей кроватки или родительского дивана.
Почему плохо ходить на носочках
С какими проблемами может в будущем столкнуться человек, который с детства ходит на цыпочках?
- Во-первых, человек, у которого есть проблемы со ступнями, становится ограничен в своих действиях: ему, в отличие от других, трудно заниматься спортом, участвовать в подвижных играх и т.д.
- Во-вторых, сама форма стопы становится изогнутой. Это как минимум может затруднить подбор обуви в будущем.
- Наконец, самое главное: хождение на носочках запускает каскад ортопедических проблем. Всякий раз, когда малыш ходит на носочках, у него «переразгибается» коленный сустав. А при дополнительной нагрузке на позвоночник (например, тяжелый школьный рюкзак) случаются травмы и начинаются воспалительные процессы. Сустав постепенно разрушается. Затем происходит «закручивание» таза. Из-за отсутствия амортизации страдает позвоночник. Поясница находится в сильном тонусе. Один из столбцов позвоночника будет сильнее перегружаться, вызывая сколиоз. Как видите, одно «тянет» за собой другое.
Несколько полезных рекомендаций для обеспокоенных родителей
Не надо пытаться поднимать младенца на ножки, если он сам этого не делает. Его тело может быть просто к этому не готово, и своими действиями можно ему навредить. Если ребенок стоит, но не ходит, можно поощрять его к движениям: записаться в бассейн на плавание, делать детские зарядки, учить малыша ползать, проводить занятия с фитболом и пр.
Если ребенок неустойчиво ходит, самое время позаботиться о пространстве в доме, где ему будет достаточно безопасно. Тренировки должны проходить на открытой территории. Малыш ходит вдоль дивана? Нужно убрать стоящий поблизости журнальный столик или цветок: сделать все, чтобы даже неосторожные падения не привели к серьезным травмам.
Стоит почаще оставлять карапуза босиком: хождение без носочков хорошо стимулирует нервные окончания. Так получится не только помочь малышу в обучении ходьбе, но и обеспечить правильное закаливание.
Для ребенка, который делает первый шаг, важно, чтобы ходьба стала средством передвижения, а не непосредственной целью. Можно использовать естественную любознательность карапуза: помогать ему добраться до игрушек или быстрее попасть в ручки к маме
Цели нужно располагайте достаточно близко — в 1–1,5 метрах, постепенно увеличивая это расстояние. Поэтому рассмотрим следующие моменты:
Нет никаких категорических правил о том, как должны ходить дети в год. Не стоит ориентироваться в этом вопросе на сверстников ребенка. И точно не следует впадать в панику, если карапуз только ползает, хотя ему исполнился годик. Всему свое время.
Слишком холодный пол в доме или квартире? Не надо спешить надевать на ребенка ботиночки. Лучше купить ему теплые носочки с прорезиненными фиксаторами на подошве.
Нужно стараться не реагировать ярко на любые падения крохи. Запретите себе громко вскрикивать, впадать в панику. Лучше спокойно подойти к малышу, погладить ушиб, чем-то отвлечь — сделать все для того, чтобы падения не записывались в памяти как что-то страшное и ужасное. Иначе через время придется разбираться с проблемой, что делать, если ребенок боится ходить.
Во время прогулки стоит чаще позволять крохе находиться вне коляски. Непонятно, как стимулировать ребенка ходить? Пусть он двигается, держась за руку взрослого или другую опору: осматривает все вокруг, знакомится с другими детками на площадке. Чем больше стимулировать интерес, тем быстрее и незаметнее окажется сам процесс обучения.
Нужно всерьез озаботьтесь о том, как сделать дом безопасным. Стоит на время убрать все небольшие предметы декора с пола, закрыть острые углы мебели накладками, повесить детские замки на шкафчики, где хранятся опасные средства бытовой химии, колющие и режущие предметы, закрыть заглушками розетки
Важно помнить, что маленькому человеку будет интересно все вокруг!
Нужна информация о том, как правильно учить ребенка ходить? Важно помнить, что малышей нельзя поддерживать под руками! Это опасно, поскольку может навредить позвоночнику и обернуться деформацией стоп. Младенец должен сам опираться на ножки
Поддерживать его можно только за кисти рук или за предплечье.
Как мне реагировать на падения крохи?
В процессе обучения малыш будет часто падать, спотыкаться — это совершенно нормально. Следует лишь обеспечить безопасность малыша, чобы в его окружении не было опасных предметов, о которые он может серьезно пораниться. Поэтому на падения надо реагировать спокойно и мягко говорить ребёнку: «Ты упал? Давай поднимайся. Отряхни ладошки вот так». Если малыш надумывает хныкать, то просто быстро отвлеките его другой темой: «А куда спрятался наш жёлтый жирафик? Давай его найдём и покатаем на машинке?»
Полезный совет
Когда малыш начнёт ходить, то не придерживайте его постоянно. Кроха должен научиться сам подниматься, держаться за опору, плюхаться на попу, снова подниматься. Просто находитесь рядом и будьте готовы его подстраховать.
Помогать ему или ждать?
Пожалуй, самый волнующий вопрос в теме физического развития детей первого года жизни – нужно ли помогать ребёнку управлять своим телом? Поднимать за него голову, переворачивать на живот и обратно, присаживать, подталкивать, чтобы научить ползать, ставить на ножки, делать первые шаги, держа за поднятые кверху руки – оправдано ли такое активное участие родителей в формировании двигательных навыков малыша? Ответ на этот вопрос достаточно прост.
Чтобы совершить очередной рывок в развитии, ребёнок должен быть к нему готов. Все процессы в развитии грудничка связаны между собой. Невозможно научить переворачиваться новорождённого, если он ещё не умеет держать голову. Чтобы научиться стоять, сначала нужно научиться садиться, и т. д.
Основная задача родителей в уходе за ребёнком первого года жизни – создание подходящих условий для его гармоничного развития. Говоря иначе, чтобы малыш научился садиться, не нужно его сажать, гораздо важнее обеспечить ему безопасное место для тренировок своих навыков и следить за состоянием его здоровья. Здоровый малыш, без неврологических заболеваний, не нуждается в том, чтобы его сажали, он легко справится с этим сам, как только будет готов. Если нервная система и опорно-двигательный аппарат в норме, ребёнок получит соответствующие сигналы в мозг и начнёт движение.
Очень часто при рождении первого ребёнка родителям не терпится поскорее научить его всему. Любопытство, стремление к росту, равнение на других приводят к тому, что ребёнка загоняют в рамки, ждут от него стремительной двигательной активности. Комментарии подруг в духе «Мы уже в 5 месяцев сидеть научились, а вы во сколько?» заставляют неопытную маму нервничать и беспокоиться о том, правильно ли развивается её малыш.
Чтобы успокоиться и убедиться, что с ребёнком всё в порядке, важно понимать: традиционно устоявшиеся сроки освоения того или иного навыка, на которые ориентируется большинство мам, не совпадают с реальными нормами развития моторики ребёнка. Например, мнение о том, что новорождённый должен держать голову ко 2 месяцу жизни, ошибочно. В неврологии на это отводится 3, а то и 4 месяца
Разговоры о том, что в 10 месяцев ребёнок должен уже делать первые шаги, также не подтверждаются педиатрическими нормами. С точки зрения неврологии, нормальным возрастом для начала самостоятельной ходьбы считается 12–18 месяцев. Именно в этот период позвоночник полностью готов к нагрузкам, сформировались его изгибы
В неврологии на это отводится 3, а то и 4 месяца. Разговоры о том, что в 10 месяцев ребёнок должен уже делать первые шаги, также не подтверждаются педиатрическими нормами. С точки зрения неврологии, нормальным возрастом для начала самостоятельной ходьбы считается 12–18 месяцев. Именно в этот период позвоночник полностью готов к нагрузкам, сформировались его изгибы.
Что касается присаживаний малыша, здесь медицинские нормы сильно отличаются от общепринятых сроков, на которые ориентируются родители. Связано это с тем, что многие дети садятся раньше положенного срока, при этом зачастую у них не наблюдаются нарушений в опорно-двигательном аппарате. Возможные отклонения в развитии скелета при ускоренном развитии незаметны, и во сколько лет они дадут о себе знать, предугадать трудно. Когда таких ранних малышей набирается большое количество, остальные дети, развивающиеся по нормам, на их фоне кажутся отстающими.
В каком возрасте дети начинают ползать на четвереньках?
Обычно ребенок начинает ходить на четвереньках в период с 5 до 10 месяцев. Чаще всего новый навык осваивается после того, как младенец научился сидеть. Именно из этого положения проще всего встать на четвереньки. Но не все так однозначно. Как мы говорили ранее, один ребенок ползает уже в 5 месяцев и в 7-8 месяцев уже вовсю передвигается по квартире. Другой вовсе не пытается встать на четвереньки. Существует наблюдение, что девочки опережают мальчиков в освоении навыка.
Специалисты выделяют 5 способов или этапов ползания:
- Скачкообразный — когда малыш встает на четвереньки и раскачивается назад и вперед, после чего делает прыжок. За детьми, которые выбирают такой способ движения, нужно следить вдвойне бдительно, это не всегда безопасно.
- По-пластунски — ребенок ползет вперед на животике, упираясь в пол попеременно то локоточком, то коленкой.
- Задним ходом — когда все наоборот, и младенец двигается не вперед, а назад.
- Перекатывание — вместо того, чтобы совершить шаг, грудничок просто перекатывается с бока на бок.
- На четвереньках — у некоторых этот этап становится завершающим в цепочке, но многие малыши, как мы ответили сразу, с него начинают.
Если ваш ребенок уже достиг возраста 7 месяцев, но еще не ползает, стоит помочь ему и научить ребенка передвигаться на четвереньках. Нужно создать комфортные условия и освоить вместе с ребенком несколько комплексов для развития физических навыков.
Упражнения
Не знаете, как научить ребёнка сидеть самостоятельно в 6-7 месяцев? Вам поможет специальная гимнастика. Она может быть лечебной — тогда её должен проводить специалист, детский массажист. Однако большинство упражнений настолько просты, что они доступны самим родителям в домашних условиях. Даже если в описаниях к ним будет что-то непонятно, всегда можно посмотреть обучающее видео, где дана подробная техника их выполнения.
Рекомендации
- Упражнения можно начать выполнять только спустя час после еды.
- Перед гимнастикой проветрить комнату.
- Малыш должен быть абсолютно здоров и весел.
- Разогреть мышцы ребёнка с помощью дневной ванночки или лёгкого массажа (5-10 минут).
- Одеть его в лёгкую одежду из натуральных тканей, без памперса.
- Все упражнения выполняются очень плавно.
- Фитбол должен быть больших размеров (70-75), без пупырышек, хорошо накачан, с гладкими и не ощутимыми швами, из тёплого (при касании), экологичного и гипоаллергенного материала.
- Занимаясь на фитболе, держите малыша либо за туловище, либо за бёдра, но не за стопы и кисти, чтобы нечаянно не вывернуть их.
- Первые 2-3 дня занятий фитбол можно накрывать пелёнкой, а ребёнок должен быть одет. Затем всё убираем, если в комнате достаточно тепло (можно оставить только памперс).
- Выполняя упражнения, чтобы научить ребёнка сидеть, разговаривайте с ним, играйте. Он должен испытывать только положительные эмоции.
Обычные упражнения
- Постелить тёплое одеяло на полу. Ребёнок лежит на спине. Взять его за стопы, не сгибая коленей, дотянуться до носика. Выполнить 3 раза.
- Проделать то же самое. Не дотягиваясь до носа, зафиксировать положение для растяжки мышц. Выполнить 3 раза.
- Перейти на кровать. Ребёнок лежит на спине. Нужно, чтобы он схватился за указательные пальцы взрослого и крепко зафиксировался. Подтянуть его до сидячего положения. Плавно опустить назад. Выполнить 10 раз.
- Взрослый сидит на полу, широко расставив ноги. Между ними, спиной к себе, нужно посадить ребёнка. Напротив него ставится большая игрушка, за которую удобно хвататься. Когда малыш упрётся в неё, нужно оторвать его от пола на небольшое расстояние и покачивать в разные стороны. Так укрепляется позвоночный мышечный корсет.
- Малыш сидит на твёрдой поверхности. По бокам — пружинящие подушки для подстраховки. Придерживая одной рукой ножки, другой держа за ладошку, мягко раскачивать его в разные стороны. Это упражнение тренирует способность балансировки в пространстве и усидчивость.
- Ребёнок лежит на животе. Помочь ему перевернуться на спину, затем — обратно. Стимулируйте его яркими игрушками, к которым он будет тянуться и переворачиваться самостоятельно. Можно помогать ему лёгкими подталкиваниями ладонями под стопы.
- Посадить ребёнка к себе на колени, подать ладони для опоры. Это упражнение быстро научит его сидеть самостоятельно, так как тонизирует мышцы и развивает равновесие.
Упражнения с фитболом
- Ребёнок лежит на фитболе животом. Придерживая его за корпус, наклонять вперёд-назад, постепенно усиливая амплитуду. Через несколько дней таких занятий ребёнок должен доставать ладошками до пола, поднимать что-то с него или отталкиваться.
- То же положение, но раскачивать нужно из стороны в сторону — вправо и влево.
- Соединить оба упражнения в одно. Наклоны вперёд-назад-вправо-влево.
- Покатать по поверхности фитбола (упражнение «часики») по направлению часовой стрелки.
- Повторить все упражнения на фитболе, но в другом положении: когда ребёнок лежит на спине.
На самом деле упражнений для обучения навыкам сидения в 6-7 месяцев гораздо больше. Но не нужно нагружать ребёнка, пытаясь включить их все в гимнастический комплекс. Достаточно 2-3 из предложенных, причём время занятий не должно превышать 10-15 минут, чтобы избежать переутомления. Помните: во всём должна быть та самая «золотая середина».
Как научить ребенка самостоятельно сидеть?
Рассуждая о развитии у ребенка тех или иных навыков, не стоит забывать и о том, что ни одно умение не может развиваться само по себе, не имея на то объективных предпосылок. Это правило справедливо и для способности самостоятельно садиться.
Положение тела малыша при сидении
Что может побудить ребенка попробовать сесть в 9-10 месяцев? Это может быть интерес к предмету и, как следствие, желание дотянуться до него. Также попытки ребёнка сидеть или ползать являются промежуточными ступенями в освоении более сложных навыков, например – ходьбы. Поэтому, первым шагом в обучении ребенка самостоятельному сидению будет создание соответствующей мотивации. Например, родитель может установить возле кровати ребенка яркие игрушки, дотянуться до которых он может только сидя. Или обеспечив ему большую свободу действий благодаря более просторному манежу, кровати и т.д.
Кольца для обучения сидению
Правильный учет возрастных особенностей – еще одно важное условие обучение ребенка новому навыку
Ребенок не сидит: когда следует беспокоиться?
Младенцы осваивают навыки по-разному (одни быстрее, чем другие), но умение контролировать голову необходимо для того, чтобы сидеть самостоятельно, а сидение – это ключ к ползанию, вставанию на ножки и обучению ходьбе.
Если твой ребенок не научился устойчиво держать голову к 4 месяцам и вскоре после этого он не начал пробовать опираться на руки или не сидит без поддержки к 9 месяцам, обратись к доктору.
Помни, что недоношенные дети могут достичь этого и других этапов развития позже, чем их сверстники. Поэтому проконсультируйся с врачом о правильных временных рамках прежде, чем бить тревогу.
Новорожденный до 6 месяцев большую часть времени проводит на руках у родителей либо лежит, а во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? После достижения данного возрастного порога малыш начинает проявлять большую активность. Мышцы шеи и спины довольно хорошо укреплены, поэтому он уже удерживает свое тело вертикально, переворачивается, ползает по-пластунски и пытается сидеть. В данной статье разберем, когда ребенок должен сидеть, какие упражнения надо делать и, самое главное, можно ли его присаживать.
3.3 Динамические упражнения
Рефлекторные движения — прикосновение к определенным точкам на теле грудничка. Например, взрослый проводит пальцами по длинным мышцам спины ребенка. Прикосновение вызывает раздражение чувствительных нервных окончаний кожи в районе копчика, поэтому спина разгибается.
Пассивные упражнения — сгибание и разгибание взрослым ног и рук младенца, как это естественно будет делать позже сам малыш.
Пассивно-активные движения — присаживание, подтягивание за согнутые в локтях руки, перевороты с живота на спину и обратно, наклоны корпуса ребенка.
Совет! Делайте поглаживание и растирание нежно, чередуйте с физическими упражнениями, как это рекомендует в предлагаемом видео врач-педиатр, опытный массажист Николай Цыбышев (рефлекторное упражнение специалист демонстрирует в конце приведенного ниже видеоролика).
Массаж и гимнастику проводят в хорошо проветренной комнате при температуре воздуха около 20°С. Ребенок находится на столе, высотой до 75 см, с ровным и плотным, но не жестким покрытием. Продолжительность одного занятия с грудничком — 8–10 минут.