Тренировка внимания
Упражнение 1.
Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.
Упражнение 2.
Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле. Дыхание должно быть ровным и спокойным
Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха
Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.
Упражнение 3.
Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.
Приёмы мнемотехники
Чтобы постичь основы мнемотехники, для начала необходимо познакомиться с её главным инструментарием — приёмами, которые позволяют запоминать практически любую информацию.
По начальным буквам
С одним из примеров данного приёма мы уже познакомились выше. Используется, если нужно запомнить несколько слов в определённой последовательности (цвета в радуге, планеты по степени удалённости от Солнца). Берутся их начальные буквы, и придумывается фраза, совершенно не связанная с их тематикой, но слова в ней начинаются с тех же букв. Когда нужно будет воспроизвести информацию, сначала вспоминается составленное предложение, которое служит отличной подсказкой. Существуют уже готовые шаблоны подобных фраз для каждой отдельной последовательности (примеры будут ниже), но можно составлять свои личные.
Рифмы
Рифмизация как приём мнемотехники подойдёт для развития памяти у творческих людей, которые любят стихи и удачно рифмуют слова. Или же можно воспользоваться уже заготовленными шаблонами, как в предыдущем случае.
Созвучия
Когда нужно запомнить сложные, длинные термины или иностранные слова, для них придумываются простые и понятные созвучия, которые сохраняются в памяти. Например, в медицине есть понятия «супинация» и «пронация», которые обозначают движения кистей в разные стороны. Чтобы их не забыть, студентам, будущим врачам, предлагаются похожие по звуковому образу эквиваленты — «суп несла и пролила».
Визуализация
Приём, основанный именно на визуальных ассоциациях. Для запоминания какой-либо информации в голове создаётся определённая картинка. Например, женщинам так проще выучить марки машин: Ягуар — это большая дикая пятнистая кошечка, Ауди — обручальные колечки и т. д. Такой приём особенно хорош для развития именно зрительной памяти.
Визуальные ассоциации
Пространственное воображение
Знаменитый метод Цицерона, что ещё раз доказывает, насколько древней наукой является мнемотехника. Человек, который применяет на практике этот приём, относится к собственной памяти как к отдельному пространству. Это может быть музей, библиотека, хранилища, просто комната. В ней — множество полочек, сундучков, отсеков. Запоминаемую информацию рекомендуется представить в виде дорогой вазы или старинного свитка и убрать её в определённое место. Когда нужно будет её воспроизвести, мысленно возникает придуманная ассоциация, и она без проблем «извлекается» наружу из того или иного чемоданчика.
Зрительная память
Широко применяемый метод Айвазовского, подразумевающий запоминание деталей. Ещё один приём мнемотехники, работающий на развитие прежде всего зрительной и даже фотографической памяти. Одно из упражнений — пристальное, но незаметное разглядывание своего собеседника и потом точное его воспроизведение по памяти вплоть до каждой пуговицы и родинки.
Цифровые алгоритмы
Данные приёмы разработаны прежде всего для развития памяти учёных и людей, связанных с точными науками. Им по роду своей деятельности приходится запоминать длинные формулы и числа. Это можно сделать достаточно легко, если отыскать какие-то закономерности или соотнести их со знакомыми, памятными датами.
Как запоминать списки
Описываемые техники помогают запоминать списки. Нам иногда приходится брать с собой длинный список продуктов в магазин, который неудобно держать в руке и запоминать трудно.
Список нужных вещей в дорогу, план выступления тоже выглядят как список. Анекдоты и истории, фокусы тоже люди любят запоминать. В виде списков можно запоминать полезную информацию.
Удобнее все это запомнить, пользуясь мнемоникой.
Эта техника позволяет запоминать списки ненадолго.
Первый десяток слов запомним по тому, на что они похожи по внешнему виду:
- Столб, фонарь;
- Лебедь;
- Попа, ухо;
- Стул перевернутый, флаг;
- Крючок;
- Вишня;
- Кочерга, клюшка;
- Женщина, гитара;
- Воздушный шарик;
- Гольф.
Второй десяток – по звучанию:
- Орден, Бог Один;
- Тварь;
- Трио;
- Черт;
- Пятка;
- Шест;
- Семечки;
- Осы;
- Дева;
- Деспот.
Нам надо запомнить список:
- Шуба;
- Свекла;
- Селедка;
- Картошка;
- Велосипед;
- Колбаса;
- Конфеты;
- Газировка;
- Варенье;
- Молоко.
Чтобы запомнить эти слова представим шубу, болтающуюся на фонаре, свеклу в клюве у лебедя, селедку, шлепающую попу, картошку, сидящую на стуле, велосипед, с крючком в шине. И для каждого слова надо придумать свою бредовую историю, связывающую его с цифрами от 1-10.
Чем история веселее, неожиданнее, тем скорее она запомнится. Мозг отмечает для себя все необычное, неординарное.
Следующий десяток списка свяжите с цифрами от 11 до 20.
Список:
- Телефон;
- Карета;
- Телевизор;
- Кровать;
- Осьминог;
- Рубашка;
- Варежки;
- Мышеловка;
- Пирог;
- Мед.
Представим орден с изображением телефона, карету в которой едет ужасная тварь. Телевизор, на экране которого танцует трио. Кровать, где спит Черт. Осьминог хватает пятку. Рубашка болтается на шесте. Варежки полны семечек. В мышеловку попались осы. Дева испекла пирог. Деспот кормит всех бочками меда.
Теперь попробуем воспроизвести список и увидим, что у нас это получится, даже в разброс.
В чем суть мнемотехники?
Мнемоника состоит из специально разработанных приемов и упражнений для развития памяти и улучшения способности запоминать большой объем информации. Основной упор делается на взаимосвязь действия с картинкой. Визуализация (образное восприятие) позволяет обработать сведения намного быстрее, а качество запоминания становится намного выше. Вам не придется потом долго бродить в лабиринтах памяти, чтобы отыскать нужный «файл». Это происходит благодаря тесному переплетению нейронных связей и формированию устойчивого воспоминания. Особенностью техники является образность и индивидуальность построенной в мозгу картинки.
Как освоить
Во-первых, можно брать уроки мнемотехники у специалистов, которые вплотную занимаются применением её систем и методик на практике. Их можно найти в Интернете: купить обучающий курс, записаться на онлайн-тренинг, договориться о занятиях по Скайпу. Способов освоения — огромное количество.
Во-вторых, можно научиться мнемотехнике самостоятельно, дома. Однако следует учесть, что это будет более долгий путь, чем со специалистом. Некоторые приёмы могут показаться слишком сложными, тогда есть риск всё бросить, так и не развив память. Иногда не хватает регулярности и усидчивости. Когда есть преподаватель, есть график занятий, выполнения заданий и т. д. А здесь придётся рассчитывать лишь на самодисциплину.
Чтобы обучиться мнемотехнике самостоятельно, нужно начать с выбора:
- направления (новичку лучше выбрать народное или педагогическое, а не современное или классическое);
- типа памяти, развитием которой будете заниматься;
- приёма, который вы лучше всех сможете освоить (рифмы, созвучия, зрительные ассоциации);
- авторской системы, в которой будете работать.
Далее нужно выделить определённое время для занятий. Лучше всего это делать непосредственно перед сном. Для начинающих этих действий будет достаточно.
Плюсы и минусы мнемотехники
Мнемотехнику активно используют при обучении детей. Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов — «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.
Роль методики в развитии детей:
- помогает быстро и надолго запоминать информацию;
- улучшает память и внимательность;
- развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова;
- формирует логическое и образное мышление;
- совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
- воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.
Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало.
- На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
- Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это тормозит развитие ребенка.
- Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.
Где и кому пригодится мнемотехника
- Детям — для запоминания информации в школе и детском саду. Учить стихи с этой техникой — одно удовольствие и детям, и родителям.
- Студентам — для эффективной сдачи сессии и зачетов. Повторить и запомнить годовой материал за неделю — да легко! Главное применять техники.
- Взрослым — на работе, в проведении презентаций, в планировании дел, составлении списков покупок и еще много в чем.
Талант или особые способности в обучении мнемотехнике не нужны. Нужна системная, дисциплинированная тренировка. Есть информация, которую нужно запомнить? Вспомните одно из наших упражнений и применяйте на практике вместе с детьми.
Плюсы и минусы мнемотехники
Мнемотехнику активно используют при обучении детей. Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов — «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.
Роль методики в развитии детей:
- помогает быстро и надолго запоминать информацию;
- улучшает память и внимательность;
- развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова;
- формирует логическое и образное мышление;
- совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
- воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.
Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало.
- На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
- Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это тормозит развитие ребенка.
- Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.
Исторические примеры феноменальных способностей
Яркими примерами в истории, имевшими гениальную способность к запоминанию были Юлий Цезарь и Александр Македонский, знавшие поименно и в лицо около 30 000 всех своих солдат.
Великий Моцарт, услышав единожды в Ватикане многоголосое духовное сочинение «Аллегри», за ночь записал точно такую же,нота в ноту, копию произведения! А вот Фемистокл знал каждого жителя Афин по имени. А их было не менее 20-ти тысяч. Да и современность может похвастаться обладателями уникальной памяти.
Так, например, Ким Пик, прототип главного героя фильма «Человека дождя» имел уникальную память. Он мог запомнить до 98% всей прочитанной информации. Мало того, Ким мог одновременно правым глазом читать правую страницу, а левым – левую в развороте книги. А вот уникальные шахматисты Поль Морфи и Поль Сенс, могли играть сразу несколько партий и хранить у себя в памяти все прошлые и предстоящие ходы каждой.
Простой оператор в Тасмании, работающий в справочной службе, может наизусть воспроизвести более 128 тысяч номеров телефонов и точных адресов абонентов.
А ведь работа над запоминанием строится на простом приеме – это ассоциирование объекта с изображением, эмоциями, звуками и даже запахами или вкусовыми особенностями. Особенно остро все это воспринимают именно дети. Их запоминание срабатывает несознательно, они впитывают все, что где-то когда-то увидели или услышали. А озадаченные родители потом голову себе ломают: «И где это мой малыш мог такого нахвататься? Ведь дома-то у нас все совершенно по-другому». Поэтому такую особенность к восприятию следует повернуть, как говорится в удобную и нужную нам с вами сторону!
С какого возраста начинать тренировать память
На самом деле выполнять легкие упражнения на развитие памяти можно с самого раннего детства. Уже в 3 года малыши готовы постигать азы мнемотехники. Конечно, нужно начинать с простых и понятных приемов.
Итак, в 3 года стоит попробовать мнемоквадраты. Они простые – на них изображено одно слово или словосочетание. Чтобы ребенку было интереснее и проще его запоминать, можно привлекать движения — хлопать в ладоши, поднимать руки вверх и вниз, садиться и вставать.
Когда дети достигают 4-5 летнего возраста, можно усложнять задачу. Мнемодорожки – картинки из четырех рисунков – должны помочь выстроить цепочку событий. Это поможет малышу разобраться с понятием последовательности и системности. На картинках могут быть иллюстрированы короткие стихотворения или полезные навыки, например, чистка рук, подготовка ко сну. Ребенок тренирует память и получает полезный навык.
Мальчики и девочки 6-7 лет уже переходят к более сложному уровню – мнемотаблицам. При выполнении такого упражнения происходит не только развитие памяти, но и оттачивается умение вычленять главное, анализировать, сравнивать
Параллельно развивается и сообразительность, и внимание, и мышление. Мнемотаблицы наделяют детей красноречием, обучая новым словам и способности логично и красиво говорить
Речь как средство общения и мышления
Язык имеет тесную взаимосвязь с мышлением. Он выполняет несколько функций:
- выражение психологии человека;
- носитель данных памяти и сознания;
- средство мышления;
- средство управления другими людьми.
Мнемотехника
Основная функция языка — инструмент мышления. Данная взаимосвязь доказана научными исследованиями участия голоса в решении мозговых заданий. В наиболее сложных ситуациях мышления у человека наблюдается высокая активность голосовых связок.
Речь как средство общения и мышления выполняет функцию коммуникации. Развитие речи развивают мышление и интеллект. Мышление проходит путь от мысли к предложениям, фразам и звукам. Для разговора должны быть присуще структурированность доступность и выразительность.
Основным средством между людьми является речь. Без слов невозможно было бы передавать информацию. Для речи, как средства общения, характерны такие качества как:
- альтернативность;
- конструктивность;
- рефлексивность.
Развитие словарного запаса осуществляется на протяжении трех периодов:
- фонетический до 2 лет: усваиваются звуки;
- грамматический до 3 лет: усваиваются закономерности высказывания;
- семантический до 17 лет: усваивается понятийная отнесенность.
Обратите внимание! Для педагогов детских садов в учебных классах проводятся различные выступления, мастер —классы, консультации и презентации на тему развития речи и мышления детей
Связная речь — компонент речевой подготовленности к школе
Развитость словарного запаса ребенка является подготовительным этапом к обучению. Речь позволит ребенку усваивать знания. Делится на устную и письменную. До 6-7 лет дети осваивают устную речь. Успешное овладение чтение и письмом зависит от развития устной речи
До того, как ребенок поступит в школу необходимо обратить внимание:
- верное произношение звуков;
- способность различать звуки;
- развитость словарного запаса;
- развитость связанной речи и речевой коммуникации;
- развитость памяти, внимания и мышления.
Обратите внимание! Наиболее важна связная речь компонент речевой готовности к школе. К 6-7 годам ребенок должен овладеть следующими навыками:
К 6-7 годам ребенок должен овладеть следующими навыками:
- умения пересказывать рассказы и сказки;
- умение составлять рассказы по картинке и картинкам;
- отвечать на вопросы по тексту.
Чем раньше – тем лучше
Я, конечно, не хочу сказать, что все вышеперечисленные примеры человеческих возможностей прославились лишь благодаря мнемотехническим упражнениям, но, тем не менее, использование этих простых на первых взгляд ассоциативных карточек с картинками следует начинать использовать по принципу, чем раньше – тем лучше! Тем более, что помимо процесса запоминания, они помогают ребенку:
И так подведем первый итог, мнемоника – это некое искусство запоминания,технология, которая, кстати говоря, получила свое название благодаря древнегреческой покровительнице памяти Мнемозины, связывающая информацию со зрительными образами. Соответственно мнемотехника подразумевает использование изображений на карточках, в книгах, нарисованных на бумаге или в электронном виде. Даже всем известная азбука с картинками – это явный пример мнемотехники. Вспомните себе в детстве, ведь приведенная книга вызывала интерес только благодаря красочным иллюстрациям. Малыши и сами не понимают, что рассматривая картинки в азбуке, они автоматически запоминают алфавит!
А привычные картинки на детских шкафчиках? Да, да – это ведь тоже мнемотехника, применяемая в стенах детских садов давным давно. Малыш запоминает, что именно на его шкафчике нарисована машинка, кукла, мяч или зайчик и со временем автоматически находит вещи самостоятельно, без помощи взрослых.
Подключать к работе с мнемотехникой следует не только педагогов детских образовательных учреждений, но и родителей. И тогда, возможно, именно ваш ребенок пополнит список обладателей уникальной памяти.
Для того, чтобы положить старт развивающим занятиям, воспользуйтесь готовыми методическими материалами. И я с удовольствием приведу те, которые помогают мне!
Какие мнемотехники самые лучшие и подходят для детей 1-4 классов?
У маленького ребенка до 3 лет память — губка. Впитывает все. Потом она становится избирательной, подверженной интересу. К 7 годам память формируется, но она все еще непроизвольная. И для обучения в начальной школе ребенку требуется помощь, так называемая мнемотехника для детей 1 — 4 классов. Ведь нужно быстро и много запоминать, учить стихи, правила, осваивать программу. Да и не только программу. Практически все дети ходят дополнительно в кружки, где память просто необходима.
А дальше больше. Увеличивается объем изучаемого материала и нужно что-то срочно делать с навыками запоминания. И родителям лучше сразу помочь ребенку научиться эффективно запоминать информацию с помощью разных специальных средств.
Кроме того, используя мнемотехнику, мы «убиваем» сразу нескольких зайцев. Мы быстро, весело и много запоминаем, сохраняем надолго информацию, развиваем память и контролируем полностью процесс запоминания.
Ну и самое главное, мы тренируем внимание и мышление. Именно такими средствами я хочу с вами поделиться
Мнемотехника простыми словами
Самые простые приемы мнемотехники для детей 1-4 классов
- Самый легкий способ — рифма и ритм
- Куда приведут перегруппировки?
- Эти страшные последовательные ассоциации
- Каляки-маляки?
- Поиграем со звуком?
- Это место занято?
- Как подвижно учить стихотворения?
- Куда бы повесить слово?
- Шифруем информацию
Какая самая лучшая мнемотехника?
Мнемотехнические приемы
- Эйдотехника (эйдо ― образ) — представление предмета вне зоны восприятия, т.е. применение образного мышления. Упражнение направлено на формирование образов, предметов, явлений природы.
- Техника ассоциативных цепочек. Слова связываются по порядку, одно за другим, не перескакивая. В результате получается рассказ или сказка. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.
- Метод «Цицерона» ― это размещение информации в пространстве. Суть метода в воображаемом размещение образов в конкретном месте.
- Метод трансформации (превращения). Упражнение способствует развитию памяти и логического мышления. Слова как будто вытекают одно из другого, их что-то объединяет.
- Метод опор (численно-буквенный метод). Дети запоминают информацию при помощи связывания по смыслу определенных слов, звуков и цифр.
- Техника «крокирования» (от фр. слова croquis — чертеж, набросок). Метод графических ассоциаций. Суть состоит в перекодировании полученных сведений при рисовании предметов, явлений природы.
Мнемотаблица, мнемоквадрат, мнемодорожка, коллаж ― это обучающие инструменты метода крокирования.
Мнемотаблицы ― изображения, содержащие информацию
Сокращают время обучения и одновременно развивают память, внимание, образное мышление. Помогают преобразовывать абстрактные образы в конкретные предметы. Мнемоквадрат ― карточка с изображением закодированной информации
Мнемоквадрат ― карточка с изображением закодированной информации.
Мнемодорожка ― последовательное распределение мнемоквадратов, по которым ребенок составляет рассказ.
Коллажи – это пособия, выполняющие следующие задачи:
- обучать (тематические коллажи);
- запоминать;
- формируют навык распределения внимания.
С какого возраста используют?
Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.
Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.
Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.
С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:
- пересказывать различные произведения;
- заучивать стихотворения и сложные слова;
- отгадывать и загадывать загадки;
- находить к словам рифмы;
- придумывать сказки или рассказы;
- распределять предметы в группы по определенным признакам;
- изучать числа;
- знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.
Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.
Результативность применения
Внедрение и использование мнемотаблиц в процессе развития связной речи дошкольников разного возраста имеет весомое значение, так как кроме значительного расширения запаса слов, дети могут:
- пополнить багаж знаний об окружающей среде;
- заучивать стишки весело и приятно, особо не задумываясь об этом;
- привыкнуть пересказывать услышанную информацию по разным темам, как своими словами, так и теми, которые были услышаны.
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с внедрением методик мнемотехники может показать первые результаты достаточно быстро, если они заинтересованы, а сам процесс не вызывает чувства сопротивления. Любимые сказки и стишки, взятые за основу при составлении мнемоквадратов или мнемодорожек, дадут понять ребенку, что пересказывать услышанное своими словами или составлять новые истории совсем не сложно, а наоборот интересно.
Особенности использования мнемотаблиц для обучения детей
На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи, ускоренного запоминания материала, которые реализуются посредством схематических мнемотаблиц и графических изображений.
При этом, данная техника помогает сформулировать речь малыша, пополнить его словарный запас красивыми, сложными и правильно построенными словосочетаниями и предложениями. Суть всех мнемотехнических приемов заключается в перерождении текстовой, словесной информации в зрительные образы. Не смотря на то, что многие дети дошкольного возраста первые занятия воспринимают очень болезненно, полагая, что у них ничего не получится, в дальнейшем учебный процесс малышам очень нравится. Он не только чрезвычайно информативный, но еще и очень интересный, увлекательный и забавный, похожий на игру.
Чаще всего, в случае использования мнемотаблиц для развития связной речи дошкольников в детских дошкольных учреждениях применяется следующая схема:
- Педагог показывает детям карточки с яркими и красочными картинками, обозначающими определенное словосочетание, либо же предложение.
- Следующий этап – изучение так называемых мнемодорожек. Это серия картинок, состоящих примерно из четырех изображений, при помощи которых ребенок сможет рассказать несложную историю.
- Наиболее сложный этап – применение непосредственно мнемотаблицы по обучению связной речи дошкольников. Благодаря этому методу дети дошкольного возраста учатся воспроизводить уже более длинные и сложные истории и рассказы.
Разновидности мнемоприемов для развития связной речи дошкольников:
- Карточки с алгоритмом определенных действий – например, последовательность утренних мероприятий (умывание, чистка зубов, завтрак, одевание).
- Мнемодорожки с серией различных изображений, рассказывающих определенную историю или рассказ. Для детей младшего дошкольного возраста чаще всего применяются сказки.
- Приемы для более быстрого и простого усвоения информации, изучения стихов.
Пример в использовании сказки «Три поросенка».
Пример в использовании стихотворения.
Мнемотехника: создание опорных образов и увеличение скорости запоминания
В этой статье мы поговорим о расширении дворца памяти и запоминании на скорость. Чем больше у вас в голове есть опорных образов, тем больше информации вы можете запомнить. Также это значительно повысит эффективность ваших тренировок. Если вы ограничены 20-30 локациями, вы вряд ли сможете реализовать весь свой потенциал мнемониста. Да и для запоминания больших объемов информации и частых тренировок нужно значительно больше. Говоря проще, здесь как раз и действует правило «чем больше, тем лучше». И в данной статье мы расскажем, как можно создавать опорные образы без особого труда и очень быстро. Читать подробнее…
9
Манипуляция с образами. Основные приемы мнемотехник
Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета, по толщине.
Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом, и при необходимости вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из ключевых. В этом случае мозг выдаст на стимул весь запомнившийся в образах материал.
Прием наложения образов
Существует методика создания матрицы наложением образов. Создается связка, которая позволяется вспомнить слабые связи между стимулом и запоминаемой информацией. Такой мнемонический прием используется для изучения иностранных слов. В этом случае накладываются образы разных модальностей – визуальный и акустический.
Прием увеличения и уменьшения образов
Необходимо взять более сложный образ и поместить туда более простой. Сложный образ при необходимости можно уменьшить. Например, представить себе градусник, рассмотреть его детально: деления, цифры, ртутный столбик. Увеличиваем ртутный столбит и на него можно повесить ведро. Затем все мелкие детали свернуть обратно до нормальных размеров.
Прием трансформации образов
Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно.
Упражнение для развития двигательной памяти
Для развития двигательной памяти можно предложить ребенку выполнить такое упражнение.
Пусть мама или папа, переходя из одного места комнаты в другое, принимают в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Затем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом в обратном. (По материалам И. В. Вачкова.)
Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям.
Например, если вдруг ребенок обжегся о горячий утюг или был исцарапан кошкой, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше всяких запретительных слов взрослых. Или же ребенок просит родителей о просмотре определенного фильма, который он уже много раз смотрел. Рассказать его содержание малыш не может, но зато помнит, что этот фильм очень смешной. Так действует память чувств.