Как научить ребенка играть в шахматы

Атака и защита

Обменом называется взаимная атака, когда оба игрока забирают по одной фигуре друг у друга. Здесь также используется понятие ценности, где равноценным обменом считается взаимная потеря одних и тех же фигур. Кроме того, существуют следующие его виды:

  • пешка равна пешке;
  • слон равен коню;
  • конь или слон = трём пешкам;
  • ладья = слону и двум пешкам;
  • ферзь = двум ладьям.

Король бесценен, поэтому его нельзя обменивать. Есть также понятие лёгких и тяжёлых фигур. К первым относятся конь и слон, ко вторым — ферзь и ладья. Обычно в начале партии стараются вводить в игру все лёгкие фигуры.

Шахом называется ситуация, когда король подвергается атаке одной или нескольких фигур противника. Мат — это то же самое, только при этом у короля отсутствуют пути к отступлению.

Шахматная стратегия

Стратегией называется принцип ведения шахматной партии, который охватывает подготовку и осуществление развивающегося плана на позицию соперника. Основными её принципами являются:

  • анализ и оценка позиции;
  • составление дальнейшего плана игры;
  • постоянный расчёт вариантов.

Как быстро победить в шахматах

Watch this video on YouTube

Кроме того, существуют также другие элементы шахматной стратегии. К ним относятся:

  • создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника;
  • захват открытых или полуоткрытых линий и ключевых полей;
  • создание максимальных трудностей сопернику;
  • овладение пространством (особенно в центре);
  • гармоничное расположение пешек и ослабление их у соперника.

Быстрый способ выиграть

Если необдуманно играть с первых ходов, можно очень быстро проиграть партию. Есть так называемый дурацкий мат, с помощью которого можно в рекордные сроки закончить партию. Его можно произвести, если игра происходит с неопытным соперником, который начал заниматься с нуля.

Суть этого мата заключается в следующем: противник в начале игры пошёл пешкой на F3, а затем другой — на G4. В результате открывается диагональ на короля и ему можно поставить ферзём мат на Н4 (предварительно открыв пути). Однако надеяться на такое стечение обстоятельств нет смысла, так как это может произойти в редких случаях. Любой более или менее профессионально занимающийся игрок не допустит таких грубых ошибок.

Больше шансов существует поставить человеку «детский мат». Идея его заключается в слабости двух пешек в начале игры. Они находятся на позициях F7 и F2 у каждого из игроков. Первый ход делается от короля (Е4) для того, чтобы открылся проход для ферзя и слона. Противник в большинстве случаев пойдёт стандартным ходом на Е5. Здесь будет два варианта атаки: ферзём с поля Н5 на пешку F7 либо по вертикали с поля F3.

13 Роль арбитра (судьи)

13.1. Арбитр должен обеспечить, чтобы Правила Шахмат строго соблюдались.

13.2. Арбитр должен способствовать наилучшему проведению соревнования: обеспечивать хорошие игровые условия, следить, чтобы игрокам не мешали, и контролировать ход соревнования.

13.3. Арбитр должен наблюдать за партиями, особенно когда игроки испытывают недостаток времени, обеспечивать соблюдение решений, которые он принимает, и при необходимости налагать на игроков предусмотренные наказания.

13.4. Наказания, налагаемые арбитром, включают:

  • предупреждение;
  • увеличение оставшегося времени партнеру;
  • уменьшение оставшегося времени игроку, который нарушил Правила;
  • объявление партии проигранной;
  • уменьшить количество очков нарушающей стороне;
  • увеличение набранных очков партнеру до максимума, предусмотренного для этой партии;
  • исключение из соревнования.

13.5. Арбитр может добавить время на обдумывание как одному, так и обоим игрокам в случае какого-то внешнего нарушения процесса игры.

13.6. Арбитр не должен вмешиваться в игру, за исключением случаев, указанных в Правилах шахмат. Он не должен указывать количество сделанных ходов, кроме применения п. 8.5, когда, по крайней мере, один игрок просрочит свое время.

13.7. Зрители и игроки не должны разговорами вблизи или иным способом вмешиваться в ход партии. Если необходимо, арбитр может удалить нарушителей из игрового помещения.

Где купить шахматы?

У нас есть подарочные янтарные шахматы, для взрослых, с большими фигурами. Но играть с детьми на такой доске было не очень удобно, посмотрели на цены в детских магазинах, самым доступным оказался вот такой вариант из Спортмастера за 799 рублей (май 2016 года, без скидок, но мы покупали еще в 2015, кажется, дешевле):

Удобный размер, складная доска с замочком, натуральное дерево + комплект шашек. «Четверочку» за качество можно поставить, только внимательно проверяйте комплектность и отсутствие трещин. У некоторых фигурок есть непонятные пропилы (видимо особенности производства), пересмотрели несколько наборов — пропилы есть везде.

Можно поискать на Авито, иногда попадаются классные варианты — играть старинными шахматами даже интереснее! Есть шахматы и на AliExpress, и в Кораблике, и в других детских магазинах вашего города.

P.S. Вопрос для знатоков: а что это за дебют на последней фотографии пытался разыграть папа?

Девочки и мальчики

В обществе существует мнение, что шахматы больше мужской спорт, чем женский. Хотя в них могут одинаково играть девочки и мальчики. Чемпионаты мира по шахматам среди женщин стали проводить с 1927 года. При этом женщины могут играть в мужских турнирах, а вот мужчины в женские не допускаются.

Долгое время считалось, что мужчины играют в шахматы лучше, чем женщины. Однако Юдит Полгар разрушила этот стереотип

По мнению ее отца, важно начинать обучение с раннего возраста, уделять предмету достаточно времени, но при этом не забывать о всестороннем развитие. Тогда девочка сможет достичь высот в шахматах

Если изначально не стоит цель завоевать звание чемпионки, то шахматы могут быть полезны девочке для общего развития. Они научат ее аналитическому мышлению, ответственности, разовьют логику, что в конечном итоге может положительно сказаться на ее дальнейшей жизни и помочь в учебе.

Шахматы для девочки отличная возможность потренировать мозг. Сможет ли она достичь в них успеха зависит от множества факторов, в том числе от ее желания и заинтересованности. Поэтому прежде чем отдать дочь в шахматы поинтересуйтесь о наличии у нее желания заниматься этим видом спорта.

Шаги

Часть 1

Подготовьте необходимые материалы

Купите материалы для изготовления пешек.

В шахматах пешки представляют собой пехоту. Это самые слабые фигуры на шахматной доске, ценность которых составляет всего одно очко. В полном наборе шахматных фигур всего 16 пешек, по восемь белых и черных, и выставляют их друг напротив друга во втором ряду с противоположных концов доски. Чтобы изготовить пешки, вам потребуется взять:

Купите детали, чтобы изготовить ладьи.

В любом шахматном наборе всего четыре ладьи, иногда называемых турами (по две каждого цвета). Ладьи ценятся в пять очков. Каждая из них начинает игру из своего угла шахматной доски. Чтобы сделать ладьи, вам потребуется взять:

Приготовьте детали для коней.

На шахматной доске всего четыре коня (по два каждого цвета), они занимают место рядом с каждой ладьей в том же ряду. Данные фигуры в шахматах оцениваются в три очка. Чтобы изготовить коней, вам потребуются следующие детали:

Купите детали для слонов.

На шахматной доске всего четыре слона (по два каждого цвета), которые в начальной позиции стоят рядом с конями в одном ряду. Слоны оцениваются точно так же, как и кони, в три очка. Для слонов вам потребуются следующие материалы:

Подготовьте материалы для ферзей.

Ферзь — самая сильная фигура на шахматной доске, которая ценится в девять очков. При этом в наборе только по одному ферзю каждого цвета. Ферзь начинает игру с клетки того же цвета, что и сама фигура, располагаясь рядом со слоном (белый ферзь стоит на белой клетке, а черный — на черной). Чтобы изготовить ферзей, потребуется взять:

Приготовьте материалы для королей.

Король — самая важная фигура в шахматах, поэтому ей не присвоена ценность в очках. Чтобы завершить игру, необходимо загнать в ловушку короля соперника (поставить мат). Король начинает игру на клетке между слоном и ферзем. В любом наборе шахматных фигур всего по одному королю на каждый цвет. Чтобы изготовить королей, вам потребуется взять:

Часть 2

Изготовьте шахматные фигуры

  1. Соберите фигуры пешек.

    Возьмите шестигранные гайки и накрутите их на вагонные болты так, чтобы гайки расположились вровень с концами болтов. Затем с помощью клея наклейте на концы болтов по шайбе, чтобы сделать для каждой пешки основание.

    Пешки на шахматной доске обычно являются самыми мелкими фигурами с широким основанием, тонкой серединой и округлой головкой.

  2. Изготовьте ладьи.

    Накрутите на концы машинных болтов корончатые гайки, чтобы их зубчики выступали. Затем последовательно наклейте на головки болтов плокие шайбы, чтобы сделать фигурам основание.

    Вероятно, вам придется прижать наклеиваемую шайбу на несколько минут к головке болта, чтобы клей схватился, иначе в дальнейшем детали могут расклеиться.

  3. Соберите коней.

    Возьмите шестигранные гайки и накрутите их на машинные болты (длиной 1½» (40 мм)) до середины резьбы. Далее накрутите на болты барашковые гайки вровень с концами болтов. Затем выполните указанные ниже действия.

    Изготовьте слонов.

    Накрутите шестигранные гайки на машинные болты (длиной 2″ (50 мм)) таким образом, чтобы они оказались удалены от головки болта на ¾ его длины. Насадите на болт шайбу, а сверху накрутите колпачковую гайку. Нанесите клей снизу на колпачковую гайку и прижмите к ней шайбу, чтобы приклеить. Далее выполните указанные ниже действия.

    Соберите ферзей.

    Накрутите на болты (длиной 2½» (65 мм)) по шестигранной гайке вплотную к головке. Нанесите на шайбы клей с одной стороны и наклейте их на шестигранные гайки. Потом накрутите на болты по второй шестигранной гайке, чтобы они оказались примерно на 6 мм выше первых шайб, а затем наклейте на них вторые шайбы. Далее выполните указанные ниже действия.

    Изготовьте королей.

    Накрутите шестигранные гайки на болты (длиной 2½» (65 мм)) до самого конца. Нанесите клей с одной стороны на шайбы и нанижите их на болты, чтобы наклеить на гайки. Далее выполните указанные ниже действия.

Наша пошаговая инструкция поможет вам легко освоить игру в шахматы.

Никогда не поздно научиться играть в шахматы — самую популярную игру в мире! Изучить правила шахмат несложно:

6 Шахматные часы

6.1. «Шахматные часы» — часы с двумя циферблатами, соединенными друг с другом так, что только один из них может работать в данный момент. Термин «Часы» в Правилах Шахмат означает показание времени на одном из двух циферблатов. Термин «Падение флажка» означает истечение времени, отведенного на обдумывание ходов.

6.2. (a) При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать минимальное установленное число ходов или все ходы в заданный период времени; и/или при использовании электронных часов может быть добавлено определенное дополнительное время после каждого хода. Все это должно быть определено заранее.

(b) Время, накопленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени на следующий период, кроме случая, когда устанавливается время на каждый ход. Когда оба игрока получают на обдумывание определенное основное время, а также фиксированное дополнительное время на каждый ход, обратный отсчет основного времени начинается только после того, как истекает фиксированное время. Если игрок переключает свои часы до истечения этого фиксированного добавочного времени, то его основное время не изменяется, независимо от количества использованного добавочного времени.

6.3. Каждый циферблат имеет «флажок». Сразу же после падения флажка должны быть проверены требования п. 6.2(а).

6.4. Перед началом партии арбитр решает, где будут установлены шахматные часы.

6.5. В установленное время начала партии, пускаются часы игрока, который имеет белые фигуры.

6.6. Если ни один из игроков не присутствует в начале, идут часы игрока, играющего белыми.

6.7. Любой игрок проигрывает партию, если он прибывает на игру более чем на один час после предусмотренного расписанием начала тура, кроме случая, когда правила соревнования указывают иначе, или арбитр решит иначе.

6.8. (а) В ходе партии игрок, сделав свой ход на доске, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игрок должен всегда иметь возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не выполнил эти требования, кроме хода, заканчивающего игру (см. пп. 5.1, 5.2. (а) Временем, отведенным игроку на совершение хода, считается время с того момента, как партнером был сделан ход и переключены часы.

(b) Игрок должен переключать свои часы той же рукой, которой он сделал ход. Запрещено задерживать палец на кнопке часов или над ней.

(с) Игроки должны переключать часы аккуратно. Запрещается применять излишнюю силу, поднимать их или опрокидывать их.

(d) Если игрок не способен использовать часы, он может предложить для выполнения этой операции помощника, который должен быть одобрен арбитром. Показания часов должны быть соответственно скорректированы арбитром.

6.9. Флажок считается упавшим, когда арбитр фиксирует этот факт, или когда любой из партнеров сделает правильное заявление об этом.

6.10. Если игрок не полностью сделает предусмотренное количество ходов в отведенное время, партия проигрывается этим игроком, кроме случаев, где применяются пп. 5.1, 5.2 (a), (b) и (с). Однако партия считается закончившейся вничью, если создалась такая позиция, в которой невозможно заматовать короля партнера любой серией допустимых ходов.

6.11. Показания часов считаются окончательными, если только у часов нет очевидных дефектов. Часы с очевидным дефектом должны быть заменены. При определении времени, которое устанавливается на новых часах, арбитр должен руководствоваться вескими доводами.  6.12. Если оба флажка упали и невозможно установить, какой упал первым, партия должна быть продолжена.

6.13. (а) Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

(b) Игрок может остановить часы для того, чтобы обратиться к арбитру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки.

(с) В любом случае, арбитр принимает решение, когда партия должна быть возобновлена.

(d) Если игрок останавливает часы, чтобы обратиться к арбитру, арбитр должен определить, есть ли у него достаточные основания для этого обращения. Если очевидно, что у игрока нет достаточных оснований для остановки часов, то игрок должен быть наказан в соответствии с п. 13.4.

6.14. Если произойдет какое-либо нарушение и/или фигуры должны быть восстановлены в предшествующей нарушению позиции, арбитру следует принять аргументированное решение, чтобы определить время, которое должно быть установлено на часах.

Как победить в шахматах

Любая шахматная партия предполагает целью мат сопернику. Эта ситуация наступает, когда король атакован другой фигурой и деваться ему некуда. Такую ситуацию надо подготовить. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Точные шаги в дебюте. Задача – с самых начальных передвижений фигур и пешек взять под контроль центр доски. Тогда вы будете определять ход событий.
  2. Аккуратность в отдаче фигур и пешек. Не торопитесь избавляться от своих фигур и пешек. Обменивайтесь равноценными фигурами.
  3. Активные позиции фигур. У ваших фигур на поле должны быть достойные позиции, чтобы атаковать. И сами фигуры должны иметь достаточно возможностей для этого. Ферзь должен быть сосредоточен на борьбе. Ладьям лучше разместиться на открытых вертикалях. Слоны занимают диагонали. Кони размещаются в центре. Пешкам достаётся контроль доски.
  4. Атака короля. Чтобы поставить мат, нужно задействовать несколько фигур. Одна фигура способна объявить только шах. Вторая защищает первую. Иногда приходится жертвовать несколькими фигурами.
  5. Безопасность своего короля. Следите за действиями соперника, не забывайте о защите своего короля. Самое безопасное место для него – находиться за несколькими пешками.
  6. Помните о вежливости. Поблагодарите друг друга за игру, вне зависимости от результата. Будьте благодарны за то, что у вас есть возможность анализировать свои слабые и сильные стороны.

Как играть в шахматы для начинающих: изучаем фигуры

Основные шахматные фигуры

Чтобы понять, как правильно играть в шахматы, всегда нужно
начинать с доски и фигур. Практика показывает, что новички часто неправильно
устанавливают доску. Она должна располагаться так, чтобы в правом нижнем углу
был белый квадрат.

Партия ведется набором белых и черных фигур. Белые всегда
начинают игру – за ними остается правило первого хода.

Вся игра основывается на понимании особенностей поведения каждой конкретной фигуры, использование ее сильных и слабых сторон. Потому обучение нужно начинать именно с умения отличить ладью от пешки.

Основные шахматные фигуры:

  • Пешка. На шахматной доске пешки выстраиваются вторым рядом фигур. Их больше всего по сравнению с другими «участниками сражения». Пешка может перемещаться только в одном направлении – вперед. Предел перемещения – одна клетка за ход. Поражать вражеские фигуры можно только по диагонали. 
  • Конь. Перемещается на два поля в одном направлении и еще на одно под углом 90 градусов. В результате получается буква «Г». Одна из особенностей коня заключается в том, что во время движения конь может перепрыгивать через другие фигуры. Часто это можно использовать для получения дополнительного преимущества во время игры.
  • Слон. Передвигается по диагонали. При этом ограничения на число полей нет – можете ходить так далеко, как только захотите. При этом слон перемещается исключительно по одноцветным клеткам. Так как этих фигур на поле по две у каждого игрока, это открывает большой простор для построения собственной стратегии.
  • Ладья. По принципу перемещения напоминает слона, но ходит не по диагонали, а по прямой линии без ограничения на длительность. Ходы возможны вперед, назад и в бок.
  • Ферзь. Самая полезная фигура на доске. Количество полей при движении не ограничивается, направление – тоже. Ферзь не способен перепрыгнуть через другую фигуру.
  • Король. Если ферзь самая полезная фигура, то король – самая важная. Даже если ее возьмет пешка противника, партия считается законченной и признается поражение. Перемещение при этом возможно в любом направлении.

Как играть в шахматы для начинающих? Нужно первоначально
расставить фигуры на доске, посмотреть, как они перемещаются, привыкнуть к
тому, как проходит игра.

Смысл партии заключается в том, чтобы захватить вражеского короля, либо поставить противника в безвыходное положение. При этом выбор стратегии и используемых методов остается только за вами.

Дальше — интереснее!

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, не потерявшая актуальности и сегодня, спустя полтора тысячелетия после своего появления. Она неизменно входила в образовательный курс индийских, персидских и арабских правителей и военачальников, европейских королей и рыцарей, русских царей и витязей.

И сегодня считается, что владение этим искусством отличает интеллектуально развитого человека, поэтому многие родители отдают своих детей на соответствующие курсы и стараются привить им это умение самостоятельно. Если вы не знаете, как научить ребенка играть в шахматы с нуля, воспользуйтесь следующими несложными советами.

Обеспечьте необходимый настрой ребенка. Разумеется, детское сознание существенно отличается от разума подростка или взрослого человека – и это необходимо учитывать перед тем, как приступить к обучению. Ребенок в дошкольном возрасте познает мир в основном через игру, поэтому воспользуйтесь этой особенностью его мышления. Превратите в его сознании шахматную доску в сказочную страну, где два короля, их поданные и войска сошлись в битве.

Начинайте с малого. Шахматы – сложная игра, и попытка научить ребенка игре в них сразу ни к чему хорошему не приведет. Осваивать это искусство вместе с малышом нужно постепенно, чтобы он не испытывал перегрузки информацией и утомления. Первое время 10-15 минут в день вполне достаточно.

Не начинайте сразу с правил – лучше расскажите ребенку, как зародились и развивались шахматы, поведайте о значении каждой фигуры, начиная от пешки и по возрастающей до короля, покажите правильную их расстановку – так ребенок будет лучше понимать шахматную иерархию, что важно для игры. Затем уже можно начинать изучать непосредственно правила в процессе игры

Начните с простого хода пешкой и далее по возрастающей. Если вы чувствуете, что заинтересованность ребенка от занятия к занятию увеличивается – вы все делаете правильно. Проведите первое сражение. После того, как ребенок усвоил, что шахматная доска, а фигурки – это войска, можно приступать непосредственно к игре, то есть «битве»

Затем уже можно начинать изучать непосредственно правила в процессе игры. Начните с простого хода пешкой и далее по возрастающей. Если вы чувствуете, что заинтересованность ребенка от занятия к занятию увеличивается – вы все делаете правильно. Проведите первое сражение. После того, как ребенок усвоил, что шахматная доска, а фигурки – это войска, можно приступать непосредственно к игре, то есть «битве».

Со временем партии нужно усложнять, делать интереснее – ведь шахматы не просто развлечение, а игра, требующая серьезной работы мозга. В интернет-сети существует множество ресурсов и видеороликов, где рассказывается, как правильно научить ребенка играть в шахматы

Но здесь важно понимать, что от уровня наставника зависит, насколько быстро и эффективно малыш будет усваивать материал. Порой скучная подача отбивает у него все желание тратить свое время на изучение этой игры

Поэтому лучшим выходом будет подобрать курсы, где научить ребенка играть в шахматы сможет опытный и профессиональный педагог. Такие занятия проводятся, в частности, и в клубе детского творчества «Дом Белого Кролика». На них не просто дается детям информация об этой игре, но воспитывается в них уважение к ней и желание освоить ее для собственного развития.

Для чего нужно учиться

Игра в шахматы – это настоящий интеллектуальный тренажер.
Занятия на нем полезны людям в любом возрасте, потому никогда не поздно
начинать учиться и играть.

Есть несколько полезных навыков, которые вам поможет освоить такое занятие:

Логическое мышление. Шахматная партия предполагает выстраивание цепочки ходов, каждый из которых логически связан с предыдущим. При этом игроку нужно продумывать массу комбинаций, потому что поведение оппонента очень сложно предсказать. Все это тренирует логику.

Аналитические навыки. Хороший игрок анализирует множество параметров до партии, во время нее и после окончания
Нужно принимать во внимание массу аспектов – текущее положение фигур, вероятные действия противника и многое другое.

Память. В процессе игры работает оперативная и долговременная память
Нужно запоминать массу мелочей, а также прибегать к заранее заготовленной стратегии. Это особенно полезно людям в пожилом возрасте.

Внимательность. Сегодня человек работает с множеством задач, потому внимание часто рассеивается, оказывается, сложно сосредоточиться на чем-то конкретном. Игра в шахматы помогает натренировать усидчивость, умение концентрироваться

Это особенно важно для детей, которым подобные навыки помогают во время усваивания школьного материала.

Системное мышление. Необходимость продумывания стратегии, работы с множеством переменных во время шахматной партии – все это заставляет игрока мыслить организованно.  В по-настоящему напряженных играх победу может одержать только тот, кто может раздвигать свои рамки и постоянно совершенствоваться.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Общие правила

Игроки должны придерживаться установленных правил.

Основные из них:

  • шахматная доска располагается так, чтобы ячейки белого цвета были в верхнем левом и нижнем правом углах;
  • белые фигуры расставляются на 1 и 2 горизонталях, черные – на 7 и 8;
  • начинает игру тот человек, кому достались белые фигуры;
  • ходят игроки по очереди;
  • за 1 ход передвигается 1 фигура;
  • если шахматист касается своей фигуры, то он обязан сделать ею ход;
  • к фигуре соперника прикасаются только в случае твердого намерения ее забрать;
  • если надо поправить фигуру, то следует сначала заявить об этом вслух;
  • необходимо контролировать время для раздумья;
  • перед началом игры следует убедиться, что белый и черный ферзи стоят друг против друга.

Шахматная доска имеет 64 ячейки, одна половина из которых белая, а другая – черная. Все поле делится на зоны:

  • 8 горизонтальных и 8 вертикальных полос;
  • белая и черная основные диагонали;
  • 6 белых и 6 черных диагоналей;
  • большой центр, расположенный на пересечении средних 4 горизонтальных и 4 вертикальных полей;
  • центр доски – пересечение средних 2 горизонтальных и 2 вертикальных полос.

Расположение фигур на поле

Тем, кто начинает знакомство с шахматами с нуля, необходимо изучить порядок расстановки фигур перед игрой:

  • в первом ряду от игрока располагаются ладья, конь, слон, король и ферзь, слон, конь, ладья;
  • второй ряд занимают 8 пешек.

Тонкости нападения

Начинать играть дебюты лучше с клеток Е4 и D4. В этом случае сразу создаются открытые позиции для сильных фигур и рокировки. Королю требуется защита из своих пешек, поэтому выводить все пешки в нападение нельзя.

Лучше начать с клеток Е4 и D4, тогда открываются шаги для сильных фигур.

В игре нужно стараться не допускать сдвоения или строения своих пешек. В таких позициях они становятся отличными мишенями для атаки. Пешкам лучше идти друг за другом, тогда каждая следующая будет защищать стоящую перед ней.

В продвижении вперед требуются не занятые врагом ячейки. Освободить их можно, побив фигуру оппонента и поставив на ее место свою. При этом обязательно контролировать центр доски, добавлять для нападения на чужого короля новых участников сражения, не отдавать свои фигуры бездумно или случайно.

Не всегда следует достигать цель прямым нападением. Нужно применять шахматную стратегию. На практике это означает просчитывание событий хотя бы на пару шагов вперед, предугадывание действий противника, его возможных ходов

При этом важно помнить, что есть предсказуемые люди и те, кто действует под влиянием импульса. Умение правильно определять последствия того или иного хода и реакцию противника приходит с регулярной практикой

Ход пешкой по диагонали

Пешка – единственная фигура в шахматах, которая ходит и нападает по разным траекториям.

Продвигается вперед она только по свободным клеткам. Если перед ней есть фигура, то пешка дальше ходить не может. Часто случаются ситуации, когда чужие пешки упираются друг в друга и стоят до тех пор, пока какую-нибудь из них не убьет сильная вражеская фигура.

Атака пешки.

Атакует пешка по диагонали влево или вправо на 1 клетку. При нападении иногда применяется маневр «взятие пешки на проходе». Суть его в следующем:

  • пешка стоит на 2 горизонтали, а на 4 линии есть пешки противника, контролирующие 3 линию;
  • белая пешка, используя свое право перешагнуть через клетку, проходит «битое поле» и оказывается рядом с чужой пешкой;
  • соперник бьет ее на 4 линии, но свою пешку ставит на ранее атакованное поле 3 линии.

Алгебраическая нотация

17.1. Каждая фигура обозначается первой заглавной буквой названия фигуры или ее символом.

Примеры: Кр — король (в русской нотации для короля используются две первые буквы), Ф — ферзь, Л — ладья, С — слон, К — конь.

17.2. Для обозначения фигуры каждый игрок может использовать первую букву названия, принятую в его стране.

Примеры: F — для слона соответствует французскому, L — голландскому и немецкому языкам. В печатных публикациях рекомендуется использовать изображения фигур.

17.3. Пешки не указываются их первой буквой, но распознаются в связи с отсутствием такой буквы.

Примеры: e5, d4, a5.

17.4. Восемь вертикалей (слева направо для белых и справа налево для черных) обозначаются маленькими буквами a, b, c, d, e, f, g, h соответственно.

17.5. Восемь горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз — для черных) нумеруются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответственно. Следовательно, в начальной позиции белые фигуры и пешки устанавливаются на первой и второй горизонталях, черные фигуры и пешки — на восьмой и седьмой горизонталях.

17.6. Применяя предшествующие правила, каждый из шестидесяти четырех квадратов обозначается комбинацией буквы и цифры.

17.7. Каждый ход фигуры определяется a) первой буквой названия фигуры, о которой идёт речь и b) полем, на котрое фигура пошла. Дефис между a) и b) не ставится. Например: Be5, Nf3, Rd1.

В случае пешек обозначаются только поля, на которые они пошли. Например: e5, d4, a5.

17.8. Когда фигура совершает взятие, между первой буквой и полем, на которое она ходит, ставится знак «х». Примеры: Схе5, Лхf3, Лхd1.

Когда взятие совершает пешка, то указывается не только поле, на которое она становится, но и вертикаль, которую она покидает. Обозначается также взятие — знаком «х». Примеры: dxe5, gxf3, axb5.

В случае «взятия на проходе» указывается поле диагонали, которое покидает пешка, совершающая взятие, и поле, на которое она становится, а в конце сокращенно добавляется «е.р.».

17.9. Если две одноимённые фигуры могут пойти на одно и тоже поле, то ход фигур указывается следующим образом:

(1) Если обе фигуры находятся на одной и той же горизонтали,

(a) обозначается первая буква названия фигуры,

(b) название покидаемой вертикали, и

(c) поле, на которое становится фигура.

(2) Если обе фигуры находятся на одной и той же вертикали,

(a) обозначается первая буква названия фигуры,

(b) номер покидаемой горизонтали, и

(c) поле, на которое становится фигура.

(3) Если фигуры находятся на разных вертикалях и горизонталях, способ (1) предпочтителен.

В случае взятия между (b) и (с) ставится знак — «х»

Примеры:

(1) Два коня на полях g1 и e1, и один из них ходит на поле f3: обозначается Kgf3 или Kef3 в каждом конкретном случае.

(2) Два коня на полях g5 и g1, и один из них ходит на поле f3: здесь обозначается K5f3 или K1f3 в каждом конкретном случае.

(3) Два коня на полях h2 и d4, и один из них ходит на поле f3: они обозначаются Khf3 или Kdf3 в каждом конкретном случае.

Если на поле f3 происходит взятие, предшествующие примеры изменяются вставкой знака «х»:

(1) Kgxf3 или Kdxf3,

(2) K5xf3 или K1xf3,

(3) Khxf3 или Kdxf3.

17.10.Если две пешки могут взять одну и ту же фигуру или пешку партнера, пешка, которая ходит, обозначается:

  • (а) буквой вертикали, которую она покидает,
  • (b) знаком «х»,
  • (с) полем, на которое она становится.

Пример: Если это белые пешки на полях с4 и e4, а черная пешка или фигура на поле d5, нотация такова — cxd5 или exd5 в каждом соответствующем случае.

17.11. В случае превращения пешки обозначается фактический ход пешки и указывается буква новой фигуры. Примеры: d8Ф, f8K, b1C, g1Л.

17.12. Предложение ничьей должно быть отмечено как «=».

Принятые сокращения:

  • 0-0 рокировка с ладьей h1 или h8 (рокировка на королевский фланг),
  • 0-0-0 рокировка с ладьей а1 или а8 (рокировка на ферзевый фланг),
  • х взятие,
  • + шах,
  • ++ или # мат,
  • е.р. — взятие «на проходе».

Адаптировано для интернет-сайта: Максим Наумов, GAMBITER.RU

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: