План написания отзыва о литературном произведении методическая разработка по литературе (5 класс)
Как написать отзыв
Отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?
Примерный пошаговый план составления отзыва (памятка для написания) 1. Автор 2. Название произведения 3. Жанр (стихи, рассказ, повесть, фантастика, сказки) 4. Основная тема произведения (о чём?) 5. Какое впечатление произвело на нас прочитанное произведение? 6. Какие персонажи показались вам особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?
7. Опишите запомнившийся эпизод, поступок героя, дайте ему оценку. 8. Вывод (или рекомендация).
Во вступлении вы указали автора, название и жанр произведения. Знаком ли вам автор произведения? Какие его книги вы ещё знаете?
Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга?
В чем главная мысль истории? Чему она учит? Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу
Важно – сформулировать главную идею произведения.Например: «Каштанка» А. П
Чехова
П. Чехова
Это история о собачьей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.
Желательно, конечно, писать кратко, но, не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно
Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему? Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет, подходящий для кого-то из действующих лиц книги.
Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?
Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга?
Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?
Шпаргалка в помощь при написании отзыва
Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:
— книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)
— эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)
— интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)
— автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)
— особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…)
Возможно, также пригодятся такие выражения: эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод.., читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком …
Сочинение-отзыв в 5,6 классах
Чаще всего сочинение-отзыв пишется о прочитанной книге.Отзыв может быть написан в виде рассуждения, тогда он обычно содержит тезис (мнение читателя о книге), доказательства справедливости этого мнения, вывод (общая оценка книги), рекомендации (кому прочитать данную книгу).Нередко в отзыве автор говорит о том, где, когда и при каких обстоятельствах он впервые узнал о книге, когда её прочитал, как складывались его впечатления о прочитанном и др. Иногда отзыв содержит в себе описание внешнего вида книги, её иллюстраций.В отзыве могут сочетаться разные типы речи.Примерный план сочинения-отзыва:
- Вступление обозначает автора, название произведения, по которому пишется отзыв, в нём кратко описано место и время действия.
- Основная часть выражает мнение о прочитанном тексте: эмоциональное восприятие.
- Заключение должно включать оценку произведения: совет прочитать, рекомендация с объяснением своей позиции.
Как писать сочинение-отзыв? Алгоритм написания:1. Вспоминаем и перечитываем те части и эпизоды книги, которые произвели на вас большее впечатление, отмечая, чем привлекли вас герои книги, почему запомнились те или иные эпизоды.2. Пишем вступление.Указываем автора, название произведения, рассказываем историю прочтения книги: по совету, по устному или письменному отзыву, выбор книги по обложке и др.), указываем жанр, тему, выражаем основную мысль.3. Пишем основную часть отзыва.В основной части необходимо отразить вашу оценку прочитанного: каким образом содержание прочитанного повлияло на ваши взгляды, характер, отношение к чтению и т.д.4
Пишем заключение отзыва.Не забываем, что в начале и концовке отзыва должно проявиться единство вашего высказывания: важно подтвердить мысли, высказанные в начале отзыва: чем обогатила вас книга, над какими проблемами и вопросами заставила задуматься, порекомендуете ли вы прочитать другим эту книгу.5. Проверяем и переписываем отзыв. Вспомогательные вопросы для написания отзыва о прочитанной книге: Почему я выбрал именно эту книгу?Что можно сказать об оформлении книги: об обложке, иллюстрациях?Какова тема и основная мысль произведения?
- Где и когда происходят изображённые в нём события?
- Какие языковые средства усиливают впечатление от прочитанного?
Кто из героев особенно понравился и почему?
Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?
Какова моя общая оценка книги? Чем меня обогатила эта книга, над какими вопросами заставила задуматься?Кому я могу посоветовать прочитать эту книгу? Клише для написания отзыва о прочитанной книге:
Шаблон (клише) для написания отзыва.Во избежание появления речевых ошибок при написании отзыва можно использовать следующие синонимы и выражения:
книга (произведение, роман, рассказ, сказка, повесть, история);
эта книга понравилась (запомнилась, оставила впечатление/яркий след, глубоко тронула, привлекла моё внимание, обратила на себя внимание, впечатлила, взяла за душу);
интересная книга (увлекательная, захватывающая, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, занимательная);
автор рассказывает (показывает, описывает, изображает жизнь, представляет, говорит, иллюстрирует, знакомит с проблемами…, очерчивает круг таких вопросов, как…);
особенно мне нравится главный герой истории (он интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, запоминающийся, колоритный, необычный, тронул меня…);
эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод …;
читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые, яркие, запоминающиеся) иллюстрации;
автор пишет простым (доступным) языком.
Предварительный просмотр:
Эссе о любимой прочитанной книге.
У разных людей – разные вкусы. Кто-то любит читать исторические повести, кто-то – романы, кто-то – стихи. Лично мне очень нравятся весёлые истории и рассказы.
Один из моих любимых авторов – советский писатель Виктор Драгунский. Он родился в Нью-Йорке в 1913 году, но ребёнком с родителями переехал в Советский Союз, где и прошло его творчество. Первоначально В. Драгунский пробовал себя в написании небольших юмористических рассказов, придумывал сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. С 1959 года он пишет для детей несколько рассказов про мальчика Дениса Кораблёва и его лучшего друга Мишку Слонова под общим названием «Денискины рассказы». В 1960-х годах книги из этой серии выходят большими тиражами.
Книга, о которой я хочу рассказать, называется «Поют колёса тра-та-та».
Я случайно увидела эту книгу, когда была на каникулах в гостях у бабушки и решила прочитать её. Мне она показалась интересной, к тому же там тоже было написано про лето.
Читая эту книгу, я сопереживала её героям и частенько обдумывала их поступки. Наверное, самое сильное впечатление на меня произвёл Дениска Кораблёв. Дениска понравился мне тем, что он весёлый, жизнерадостный, энергичный и дружелюбный. Одним словом – положительный персонаж, хотя и не без недостатков.
Так же он показался мне, в некоторых моментах, похожим на меня. Например, мы схожи тем, что оба любим смотреть телевизор, плавать возле берега (там, где мелко) и ходить в зоопарк.
Я читала эту книгу медленно, вчитываясь в детали, и мне очень хотелось, чтобы она не кончалась. Весёлые сюжеты заставляли меня часто смеяться.
Но есть в этой книге и непонятные для меня поступки героев. Например, в рассказе «Арбузный переулок», когда отец Дениски описывал своё детство (это было в годы войны). Он рассказал сыну, что однажды увидел на улице людей, которые разгружали арбузы. И тут один из этих крупных плодов упал на мостовую. А позже ему отдали этот арбуз. Но поделился он им не с родителями, которые отдавали ему свою еду, а со своим другом Валькой. Я считаю, что он поступил неправильно.
Я хотела бы посоветовать прочитать эту книгу всем ребятам, потому-что она несет много добра и очень поучительна.
Источник статьи: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/03/13/esse-o-prochitannoy-knige-3
Сочинение моя любимая книга, 2 вариант
Работая над сочинением по русскому на тему моя любимая книга, я напишу о книге Изумрудный город. Это произведение написал Волков. Оно занимает на моей книжной полке одно из почетных мест, ведь эта книга полюбилось мне еще с детства. Помню, как впервые перелистывал страницы, очень переживал за Элли, которая из-за урагана попала в волшебную страну. Там, в незнакомой местности, единственным ее желанием было попасть домой. Здесь же ей повстречались Страшила, Трусливый Лев и Дровосек. У них также были мечты, которые они хотели воплотить в жизнь.
Так, Страшила хотел себе мозги, Дровосеку хотелось, чтобы в его груди застучало сердце, а Лев хотел храбрости. Движимые своей мечтой, друзья направились к волшебнику в Изумрудный город, надеясь, что он исполнит их желания. Путь был сложный, пришлось преодолевать препятствия, объединившись в одну дружную команду.
Герои добрались до своей цели, однако волшебник не смог исполнить ни одного желания. Да и магия крылась не в волшебстве, а в вере в себя, поэтому это замечательное произведение закончилось счастливо. Пусть мечту выполнил не волшебник, а сами герои, главное что мечты осуществились. Страшила, Дровосек и Лев остались править у народов, которым они помогли по пути в Изумрудный город, а Элли удалось вернуться домой.
Изумрудный город — прекрасное произведение, где раскрывается тема дружбы. Как говорится, вместе мы сила, вместе и горы можно свернуть
Автор показывает, насколько важно верить в себя, мечтать и стремиться к осуществлению своей мечты, которые обязательно воплотятся в жизнь, стоит только захотеть
Данное сочинение подойдет учащимся 3, 4 классов
Рабочая тетрадь для развития речи младших школьников
В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.
Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.
Рабочая тетрадь «Я умею сочинять» для тех, кто задумывается о будущем своего ребенка. Кто понимает как развитая речь и творческое мышление способны помочь ребенку в жизни.
• Методика проста, но в то же время уникальна.• Подходит для занятий и дома, и в школе.• Вызывает интерес у детей.• Покупаете 1 раз, а распечатать можно сколько угодно раз!• В рабочей тетради 70 учебных страниц.
Результат ребёнка:• Более развитая и грамотная речь;• Развитие наглядно-образного мышления;• Увереннее будет писать изложения и сочинения;• Повышение уровня грамотности;• Развитие творческого воображения;• Ребёнку легче формулировать свои мысли;• Улучшение показателей в учёбе;• Собственная написанная книга.
Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.
Возможные ошибки
Допустить ошибки в собственном мнении достаточно непросто, но они случаются.
- Не нужно пересказывать произведение целиком. Описание должно занимать лишь пару предложений и применяться там, где необходимо.
- Не стоит брать за основу собственного отзыва статьи и эссе других авторов. Мнение должно быть сугубо личным.
- Текст должен быть легко читаемым, с плавными переходами между предложениями и абзацами. Отрывки мыслей и высказываний не создадут гармоничной картины отзыва.
- Если автору сочинения тяжело даются связующие предложения, то рекомендуется отложить их на потом. Сперва написать текст, а затем уже заняться плавностью переходов.
- Предложения должны быть развернутыми состоять из 7 и более слов.
- Впечатления, описанные в отзыве должны быть обоснованными, а не голословными. Высказывая собственную позицию, не стоит забывать и о мнении автора. Нужно постараться понять причины сюжетных линий в произведении и то, почему автор решил поступить именно так.
- Если автор отзыва постарается избегать этих частых ошибок, то сочиненный им текст определенно понравится учителю и удостоится отличной оценки.
Инструкция для тех кто пишет про книги и кино
Рецензия – это аналитический жанр в журналистике. Его суть в оценке художественного произведения, такого как книга, фильм или спектакль. Рецензия служит мотиватором для самостоятельного ознакомления с творением писателя или режиссера. Ей пресущь анализ сценария, дача оценки художественной составляющей, актерской игре, а порой и персонала второго плана(звукорежиссер, оператор и так далее).
При написании рецензии важно придерживаться определенного плана:
- Вступление . Введение в текст будущей рецензии. Обозначение произведения, которое будет рецензироваться и, возможно, введение в суть конфликта(если таковой имеется).
- Основная часть . Анализ произведения и его оценка. Выявление и критика негативных сторон или, наоборот, хвала положительных моментов. Допускается минимальный пересказ сюжета.
- Заключение . Выводы на основе наблюдений из основной части. Здесь может быть все что угодно: общие впечатления от увиденного/прочитанного, пожелание создателям или что-нибудь еще. Этакий итог всей рецензии.
Важно учесть несколько моментов перед тем, как взяться за рецензию. Пересказ не должен быть слишком подробным ибо цель-анализ и оценка, а не пересказ. Так же отдельного внимания заслуживают эмоции
Они должны быть, но в разумных пределах. Переходить на нецензурные выражения и оскорбления не допустимо
Так же отдельного внимания заслуживают эмоции. Они должны быть, но в разумных пределах. Переходить на нецензурные выражения и оскорбления не допустимо.
В рецензии можно выделить несколько “нитей”. Первая из них – характеристика . Используется во вступлении и основной части. Она описывает произведение путем раскрытия его содержания и сюжетных форм.
Оценка . Она и характеристика – две взаимопроникающие вещи. Цель оценки-определить преимущество и недостатки рецензируемого произведения.
И не самый популярный аспект – рекомендации . Это советы и пожелания, которые автор рецензии высказывает создателям произведения. Как правило, рекомендации дает опытный или авторитетный человек в определенной сфере. Даже без этого момента рецензия может существовать.
К содержанию рецензии есть свои требования. Самые главные из них:
- Грамотная и правильная трактовка вопросов, поставленных рецензистом.
- В своих суждениях быть объективным и честным.
- Оценки должны быть правдивыми и справедливыми.
- Выводы и рекомендации обоснованы.
- Соблюдайте точность характеристик.
- Обязательно убедитесь в достоверности исходных данных.
По форме своей рецензия должна достоверно и убедительно выражать мысли автора, иметь целенаправленность и последовательность повествования, которая, в свою очередь, подразумевает собой выявление главного.
Перед написанием рецензии автор ставит перед собой определенные вопросы:
Актуальна ли проблема? Соответствует ли она заявленным целям и задачам? Соответствует ли работа жанру?(важно учитывать наличие в работе специфических жанровых признаков). Теоретический материал в своем рассмотрении соответствует основным мыслям текста? Опирается ли теория на факты? И обоснована ли она? Обоснованы ли авторские гипотезы и предположения? Если да,то на сколько? Материал изложен грамотно и доступно для читателя?
Итак, теперь вы знаете как написать рецензию
Это не так уж и сложно. Удачи Вам!
Итак, теперь вы знаете как написать рецензию. Это не так уж и сложно. Удачи Вам!
Источник статьи:
I. Для учебников В.Я. Коровиной и Г.С. Меркина
- Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
- Древнерусская литература: «Повесть временных лет», «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
- М.В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…»
- И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»
- В.А. Жуковский «Спящая царевна«, «Кубок»
- А.С. Пушкин «Няне», «У лукоморья», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
- П.П. Ершов. «Конек – Горбунок»
- В.М. Гаршин. «Attalta Princeps»
- М.Ю. Лермонтов «Бородино»
- Н.В. Гоголь «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством»
- Н.А. Некрасов «На Волге», «Крестьянские дети«, отрывок из поэмы «Мороз, красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…»)
- И.С. Тургенев «Муму»
- А.А. Фет «Весенний дождь«
- Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
- А.П. Чехов «Хирургия»
- Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»
- А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), А. Н. Майков. «Ласточки», И. 3. Суриков. «Зима», А. В. Кольцов. «В степи». (Одно стих-е наизусть)
- И.А. Бунин «Косцы», Помню — долгий зимний вечер…»
- В.Г. Короленко «В дурном обществе»
- С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
- П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
- К.Г. Паустовский Теплый хлеб», «Заячьи лапы»
- С.Я. Маршак » Двенадцать месяцев»
- А.П. Платонов «Никита»
- В.П. Астафьев » Васюткино озеро»
- К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…», А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». (Одно стихотворение о войне наизусть).
- Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»
- Р.-Л. Стивенсон «Вересковый мед»
- Д. Дефо «Робинзон Крузо»
- Х.К. Андерсен «Снежная королева»
- Жорж Санд «О чем говорят цветы»
- М. Твен Приключения Тома Сойера»
- Д. Лондон «Сказание о Кише»
План
Вы должны понимать, что план ученика не имеет строгих рамок, он может быть составлен по желанию самого ребенка и включать в себя те пункты, которые вы сами посчитаете необходимыми. Вот лишь пример того, как должен выглядеть подобный план:
- Название произведения, автор. Пара предложений из биографии писателя.
- Краткая история о том, как ребенок узнал об этой книге (к примеру, если ее не было в списке литературы).
- Знакомство с основными персонажами, переходящее в краткий пересказ содержания книги с личными комментариями ребенка, цитатами и примерами.
- Объяснение, почему именно эта книга оказалась в центре внимания ученика, аргументация.
- Плюсы и минусы произведения, почему тот или иной герой не понравился, что ребенок, возможно, хотел бы переписать в данном произведении.
- Личная оценка концовки книги.
- Завершение отзыва о прочитанной книге в 3 классе, более конкретное мнение (понравилась или не понравилась книга).
Примерно так вы можете составить свой план, добавляя или убирая из него пункты, внося что-то необычное.
Ну а теперь перейдем от теории к практике и рассмотрим конкретные примеры работ.
Какие бывают эссе
Эссе можно разделить на два основных направления — это:
1. Объективное — в котором излагаются личные мысли по конкретному направлению, подкрепленные чем-либо;
2. Субъективное — в котором рассматривает личная точка зрения пусть и на конкретную проблему, не подкрепленная и не претендующая на истину.
Например, Размышления на тему НЛО — это второй вариант, а размышление на тему формулы воды — это первый.
Также эссе по содержанию можно поделить на несколько подкатегорий:
5. Художественное и другие.
По литературной принадлежности, можно выделить несколько основных видов:
То есть, суть эссе — это очень широкое по своему характеру направление. Единственное, что остается не изменным: в его основе лежит авторское мнение или наблюдение.
План отзыва о прочитанном произведении
С чего стоит начать? Для начала следует прочитать книгу внимательно и вдумчиво. После прочтения не стоит сразу садиться за работу, необходимо дать себе время на обдумывание интересных мыслей и идей. Ждать слишком долго также не следует, как правило, для того чтобы прочитанное улеглось в голове, достаточно 2-3 дней.
Далее необходимо составить план отзыва о прочитанном произведении:
- Вступление. В нем должно прозвучать название книги и имя писателя. Начать текст можно со слов: «Недавно я прочитал…» или «Это произведение написано известным автором детских книг…».
- Описание книги. Здесь нужно рассказать о персонажах, начать можно так: «Основными героями романа являются…» или «В этой истории автор рассказал о…».
- Сюжет. Не нужно делать подробный пересказ всего текста, достаточно двух-трех поясняющих предложений. Например, так: «В рассказе описан конфликт между…» или «Книга знакомит читателя с приключениями…».
- Рассуждение. Основная часть отзыва. В ней нужно высказать свое мнение о произведении, аргументировать его, можно дать отдельную оценку различным эпизодам, персонажам. Начать можно так: «Из всех героев рассказа мне больше всех понравился…, потому что… (перечислить черты характера)».
- Заключительная часть. В ней нужно дать обобщённую оценку всей книге, возможно путем сравнения с другими работами того же автора или той же жанровой направленности. Но можно и ограничиться рекомендациями: «Я всем советую прочитать книгу…».
Пример
Г. Х. Андерсен
«Снежная королева»
Ганс Христиан Андерсен – известный во всем мире сказочник. Его книгами зачитываются дети во всех странах мира. Совсем недавно я прочитал сказку «Снежная королева» и хочу поделиться с вами впечатлением.
Я думаю, что многие уже прочитали эту книгу, или даже смотрели замечательный мультфильм, снятый по мотивам известной сказки.
В истории, которую поведал всему миру Г. Х. Андерсен, речь идет о двух детях – девочке Герде и мальчике Кае. Злая Снежная королева сделала сердце Кая холодным, как лёд, и он стал злым и грубым. Одна Герда верила в то, что ее друг остался таким же хорошим и добрым, как раньше, и нужно только помочь ему вспомнить. Чтобы спасти Кая, маленькая, но храбрая девочка отправляется в опасное путешествие.
Сказка «Снежная королева» учит всех бороться со злом и несправедливостью, всегда приходить на помощь друзьям. Больше всего в книге мне понравилась Герда – она добрая и самоотверженная.
Я всем рекомендую прочитать эту сказку. Она не только очень интересная, еще в ней показано, как можно победить зло.
Шаблонные фразы и клише
Несмотря на то, что жанр рецензии имеет четко заданную структуру и располагает к использованию типовых выражений, нужно стараться избегать их в подготовленной рецензии. Большинство шаблонных фраз и клише можно заменить на аналоги, сделав изложение более оригинальным и интересным. Например:
- «В своей книге автор старается…» — «Мне было интересно читать, как…»
- «Книгу можно рекомендовать (не рекомендовать) к прочтению» — «Обязательно купите это издание!» или «Не стоит тратить время на него».
- «К сильным сторонам относится» — «Многие читатели будут в восторге от…»
- «Очередной бестселлер популярного писателя» — «Автор хорошо знаком читателям и это будет способствовать повышенному спросу»
Пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)
Посмотрите на автора и название книги
Автор вам знаком? Что вы о нем знаете? Упомяните важное. А что с названием книги? Оно интересное? Может быть, создает настроение или намекает, что ждет в книге? Скажите об этом несколько слов
Вы указали автора и название
Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос — о чем эта книга? В чем главная мысль истории? Чему она учит? Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно — сформулировать главную идею произведения
Например:
«Каштанка»А. П. Чехова
Это история о собачьей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.
Желательно, конечно, писать кратко, но не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно
Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем — почему?
Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по- другому? Вдруг у вас есть даже совет, подходящий для кого-то из действующих лиц книги. Пишите обо всем, что придет в голову. В отзыве на книгу лучше сказать слишком много, чем не сказать ничего. А сократить вы всегда успеете!
- Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Кого — второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т. д.? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?
- Переходим к заключению. Сделайте вывод — чему вас научила прочитанная книга? Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?
Структура
В зависимости от ситуации и места применения, состав рецензии может варьироваться и в нее могут не включаться отдельные блоки (например, плюсы и минусы издания. По минимуму сюда может входить только один раздел — аналитический разбор книги.
Описание объекта рецензирования
Здесь приводятся библиографические сведения об издании. К основным относятся:
- имя и фамилия автора;
- название книги;
- издательство;
- год выпуска;
- количество страниц.
Например, вот так выглядит минимальная информация об издании:
Дополнительно базовые сведения могут дополняться следующими сведениями:
- имя и фамилия художника;
- аналогичная информация о переводчике (для переводных изданий);
- ISBN (международный идентификационный номер);
- тип переплета.
Аннотация
Объем этого небольшого раздела не должен превышать 2-3 предложения. В аннотации необязательно пытаться привести весь сюжет книги, достаточно указать основное направление действия, например:
Аннотация не относится к обязательным структурным элементам, но она помогает читателю уже с самого начала представить, о чем идет речь в произведении. Не нужно забывать, что в отличие от автора рецензии, читатель может быть не знаком с книгой.
Личные впечатления
Тоже необязательный элемент, но этот раздел помогает понять дальнейшую логику автора, особенно если предполагается негативный отзыв. Кроме впечатлений от произведения, тут хорошо будет смотреться пассаж о том, насколько были оправданны ожидания, которые были у рецензента перед прочтением.
Аналитический разбор
Основная составляющая рецензии, занимающая по этой причине самый большой объем (от 60% всего текста). Разбору может подвергаться:
- Сюжет художественной книги.
- Новизна идеи в монографии.
- Композиция произведения.
- Язык и стиль изложения.
- Вопросы типографики и оформления издания.
Разбирая отдельные составляющие, автор рецензии рассматривает, насколько удалось их воплощение с учетом возможностей, которые были у автора (или издательства). Очень хорошо здесь будут смотреться сравнения с другими подобными произведениями (или изданиями, если речь идет о полиграфической реализации). Особенности подготовки рецензий на художественные и научные книги рассмотрены ниже.
Плюсы и минусы
Здесь приводятся преимущества и недостатки рассматриваемой книги — соответственно, составляются два списка из 2-4 пунктов. Сложность подготовки этого раздела заключается в том, что нужно стараться быть как можно более объективным, не ограничиваясь только субъективными суждениями. Этого добиваются с помощью строгой аргументации — каждая мысль автора обзора должна подкрепляться соответствующими доказательствами.
Выводы и рекомендации
В заключительном разделе рецензент подводит итоги на основании мнения, изложенного выше по тексту. Тут тоже достаточно будет 2-3 предложений. Закончить все можно рекомендацией — своеобразным советом читателю, стоит ли ему тратить время на знакомство с книгой.
«Хорошая книга»
В понятие хорошей книги входит то, насколько она увлекательна и интересна. Почему? Потому что по-настоящему хорошую книгу хочется читать дальше и дальше, а не поставить на полку и забыть. Кроме того, книга должна многому учить: как выражать свои чувства, как поступать в непонятных ситуациях, что такое смелость и отвага, дружба и преданность. Глубокий смысл делает произведение полезным, а литературный язык – еще и позволяет наслаждаться чтением.
Нормально любить определенный жанр, но читать только его будет неправильно. Так, фэнтези учит развивать воображение, искать нестандартные решения, фантазировать, однако увлечение лишь этим видом книг не оставит в голове у читателя ничего другого. Он будет знать все о гоблинах, но ничего о биологии, физике, истории современного и древнего мира. Это все равно, что из праздничного стола выбирать только одно блюдо – оно со временем плохо скажется на здоровье.
Для начала стоит обратить внимание на классическую литературу. Именно она поможет увидеть грань между добром и злом, преданностью и предательством, гордостью и смирением
Она не просто покажет, как эти качества проявляются в людях, но поможет увидеть их в самом себе. Стоит обратить внимание на книги из школьной программы: они не просто так туда попали. Остается только надеяться, что эти доводы помогут решиться читать книги с большим рвением.
Это был подробный вариант изложения. Теперь нужно сжать изложение «Что такое хорошая книга?». Вот как это можно сделать.
Пример написания отзыва
Нужно понимать: примеров в сети найдется тысяча, а четкий образец отзыва найти невозможно, потому что важно уникальное, личностное размышление. Представим небольшой пример:
Представим небольшой пример:
«На днях я прочитала повесть «Восклицательный знак» А. П. Чехова. Мне уже доводилось знакомиться с его творчеством на уроках литературы: он показался мне писателем и человеком с удивительным чувством юмора. Для самостоятельного изучения я выбрала именно это произведение – меня заинтриговало название. Как может быть целая повесть об одном знаке препинания?
Оказалось, что за черточкой с точкой может стоять целая жизнь, которая просто не может быть счастливой или даже вообще иметь какой-то смысл, если нет в ней ситуаций и предложений с восклицательным знаком.
Действие происходит в конце 19 века, в ночь перед рождеством. В дореволюционные времена к этому празднику россияне относились с особым трепетом. Накануне люди задумывались о смысле жизни, о добре и зле, благодарили высшие силы за посланную надежду и радость. Но и тогда Россия страдала от бюрократии: многочисленные чиновники писали бесконечные и не нужные простым людям бумажки.
Главный герой святочного рассказа, коллежский секретарь Ефим Перекладин, в гостях поспорил с молодым юношей о вопросах правописания и пунктуации. Он считал себя человеком, прекрасно владеющим письменной речью, и очень обиделся на упрек, что ставит знаки препинания рефлекторно и бессознательно. Дома он начал припоминать все правила пунктуации и вдруг понял, что ни разу в своей жизни не поставил ни одного восклицательного знака.
Это произведение заставило меня задуматься о том, как связан язык, письмо и наша жизнь. Как не однозначны правила, люди и ситуации. О том, что всегда люди хотели и хотят испытывать чувства, которые выражаются на письме восклицательным знаком».
Образец
Приведенный ниже пример отзыва о произведении покажет, как написать отзыв о рассказе:
Я прочитал рассказ «Кусака», автором которого является Л. Н. Андреев.
В данном рассказе описывается жизнь собаки, которая однажды потеряла доверие к людям. После того как на дачу, где обитала собака, приехала большая семья, у животного появилось имя: Кусака. Со временем Кусака стала привыкать к людям и показывать им свою любовь. Но осенью семейство уехало, оставив Кусаку в одиночестве и разочаровании.
Основную мысль рассказа «Кусака» можно выразить известной цитатой: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Люди сначала дали Кусаке надежду, а потом нагло ее отобрали, став причиной разочарований собаки.
Когда Кусаку стали любить, я радовался за нее, думал, что она, наконец, обрела свою семью. Но после мне стало жаль Кусаку, ведь ее бросили, оставив одну. Рассказ «Кусака» настраивает на грустное настроение.
Прочитанный мною рассказ заставляет задуматься о том, что люди должны заботиться о друзьях наших меньших, ведь животные не могут позаботиться о себе самостоятельно.
Рассказ Л. Н. Андреева «Кусака» интересен, потому что вызывает множество чувств. Я рекомендую прочитать его и детям, и взрослым.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Шпаргалка для написания сочинения о прочитанной книге
Небольшая подсказка, которой можно воспользоваться при составлении отзыва:
Связать в единое мысли о пройденном произведении помогут такие выражения:
«Автор знаменит (темой, манерой, яркой биографией)»,
«В книге отразились (исторические представления и события, биографические факты)», «С этого времени все изменилось (осталось в общем-то тем же)»,
«Писатель поднимает вопрос (тему, проблему)», «Это важно, актуально и сегодня»,
«Насколько я понял, автор отвечает на поднятый вопрос так»,
«Я согласен / не согласен с героем», «Я понимаю / не понимаю его», «Я сам бывал в подобной ситуации» / «Если бы я оказался в подобной ситуации»,
«Роман заставил задуматься о…», «Я бы хотел, чтобы книгу прочитал мой друг, мой родственник, одноклассник».
Примеры глаголов, передающих воздействие текста на читателя:
Впечатлил, вдохновил, понравился, вызвал воспоминания, опустошил, озадачил, потряс, зацепил, поглотил, вызвал негодование или смех, желание обсудить, поспорить, порадоваться или поговорить, опечалил, подавил, расстроил, зарядил хорошей энергией, возродил, исцелил, помог понять, запутал, привел в смятение, напугал, заставил задуматься, переоценить, переосмыслить.