Особенности организации театрализованной деятельности в подготовительной группе
Дошкольники старшей группы интересуются театром не только как игрой, но и как видом искусства. Составлять тематическое планирование театрализованной деятельности для данной группы следует с учетом следующих особенностей:
- Дети подготовительной группы уже знакомы с правилами поведения в общественных местах, поэтому их можно свободно водить на экскурсии в театр, на сценические постановки.
- У детей вызывает интерес теория театрального искусства. В занятия можно включать рассказы об истории театра, об известных актерах, о театральных традициях и профессиях.
- Дошкольники справятся не только с актерской ролью, но и с обязанностями режиссера-постановщика. В этом случае актерами станут куклы. Причем, куклы можно изготавливать вместе с детьми на занятиях, как показано в данном видео: Театрализованная деятельность в детском саду
- Работать по готовым сюжетам детям будет интересно работать не всегда, значит, нужно помочь им освоить профессию сценариста. Дошкольники с удовольствием придумают собственные сюжеты, наделят кукол ролями, характерами.
Значение театрализованных игр для детей 1,5–3 лет
Дошкольник познаёт окружающий мир через наиболее интересный и доступный для него способ переработки информации — через игру
В этом смысле театрализованные игры оказываются очень продуктивным приёмом организации образовательной деятельности, так как в их основу положены импровизация и оживление предметов с помощью речи, а также, что особенно важно для неговорящих или плохо разговаривающих малышей, мимики и жестов
В первой младшей группе театрализованные игры помогают развивать речь детей
Цели и задачи театрализованной игры в ДОУ
Кроме адаптации и социализации ребят, только поступивших в детский сад, театрализованная деятельность позволяет решить комплекс образовательных целей:
- развивает речь (дети учатся понимать обращённую к ним речь, повторяя слова персонажей за педагогом, малыши выговариваются, то есть вырабатывают звукоряд речи, формируют свой речевой образ),
- обогащает воспитанников знаниями, умениями и навыками из разных областей (поскольку театрализация — универсальный приём на всех занятиях, дети через игру усваивают новую информацию и отрабатывают её на практике),
- воспитывает самостоятельность (в игре ребята учатся принимать решения),
- развивает память, мышление (в основном образное, так как наглядно-образный тип восприятия окружающего мира является у дошкольников наиболее развитым),
- даёт физические нагрузки, развивает координацию движений,
- воспитывает чувство коллектива (ребята первой младшей группы в силу возрастных особенностей играют не вместе, а рядом, но театрализованная деятельность позволяет им быстрее перейти на уровень сотворчества, сотрудничества).
Чтобы реализовать поставленные задачи, при проведении театрализованных игр педагог решает следующие задачи:
обогащает словарный запас (исходя из возраста детей пока в основном пассивный), активизирует познавательный интерес своих подопечных через знакомство с понятными для этого возраста драматургическими персонажами (к примеру, чтобы объяснить малышам понятие «поровну», педагог предлагает инсценировать сказку про двух медвежат, которые не могли сами поделить яблоко, а вызвавшаяся им помочь лиса съела его), развивает мелкую моторику (за счёт взаимодействия детей с мелкими куклами, природным материалом, замещающим «артистов»), повышает уверенность в себе (в этом возрасте многие дети уже начинают стесняться публичных выступлений, поэтому очень важно сделать театрализованные игры привычным приёмом в работе, чтобы малыши не рассматривали демонстрацию как нечто необычное, а значит, страшное и вызывающее смущение), тренировка реакции (малыши привыкают начинать, заканчивать игру по условному сигналу), эмоционально-чувственное развитие (ребята учатся передавать и распознавать переживания другого человека через мимику, жесты, интонацию), развитие навыка координировать свою деятельность с тем, что делают другие ребята (дети первой младшей группы с трудом включаются в деятельность все одновременно, поэтому так методически ценны театрализованные игры, позволяющие заинтересовать сразу многих воспитанников)
Принципы проведения игр
Театрализованные игры в контексте образовательного процесса основываются на общих закономерностях развития малышей 1,5–3 лет
Поэтому, чтобы создать благоприятные условия для занятий театрализованной деятельностью, важно:
разнообразить тематику (не только подключая рекомендованные программой сказки, но и сюжеты популярных мультфильмов, стихотворений), включать элементы театрализованных игр в разные занятия (к примеру, в качестве закрепления пройденного материала или на открытых уроках), минимизировать факторы стресса (то есть с помощью театрализованной деятельности обеспечить гармоничный переход от одного вида работы к другому, без резкого переключения с чтения на физкультурные упражнения, например), раскрепостить маленьких исполнителей (для этого многими педагогами проводятся «Дни открытых дверей» совместно с мамами — праздники, на которых ребята демонстрируют свои исполнительские способности), создать объективно-реальную ситуацию успеха для детей (важно, чтобы каждый участник театрализованной игры получил заслуженную похвалу)
Игры должны создавать ситуацию успеха для каждого малыша-участника
Виды театров
1. Пальчиковый театр использую как элемент логопедического занятия
Используется:
— для инсценирования русских народных сказок.
— для разыгрывания коротких диалогов.
Речевой материал, который изучался на занятии, закрепляется через пальчиковый театр. Т.е. прослеживается связь с лексической темой занятия. Идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.
Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки
2. Конусный театр
- Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
- Сопровождать движения пальцев речью;
- Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
И магнитный и настольный театр, театр картинок можно использовать на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают, запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.
3. Театр Би–ба-бо
Театр Би–ба-бо хорошо использовать для развития диалоговой речи. Работа пальцев и речи в комплексе с построением предложений дает очень хороший результат, учит ребенка вести монологи и диалоги, решает эстетические и воспитательные проблемы. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.
4. Театр теней
Проводя элементарные манипуляции с персонажами, ребенок получает возможность почувствовать динамику, последовательность событий.
5. Театр масок
Надевая изготовленную своими руками маску, дети обыгрывают их в спектаклях и самостоятельной деятельности. Речь ребенка дополняется движениями тела, причем сложными: персонаж прыгает, злится, мурлычет, трется о ногу, изгибает спину…
6. «Сценический театр»
Ребенок сам становится персонажем: это требует от него полной концентрации, он двигается, создает образ при помощи мимики, пластики, ритмики и при этом говорит.
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, пополнился словарный запас, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём. Проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.
С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Знакомство дошкольников с театром
Театрализованная деятельность в старшей группе открывает мир искусства малышам. Воспитатель сначала знакомит с понятием театра, с правилами поведения в нем. Ребятам рассказывают о различных видах театра:
- классическом;
- пантомимном;
- кукольном;
- музыкальном;
- пальчиковом.
После чего педагог приступает к упражнениям на силу звука — читает четверостишья с разным уровнем громкости, подкрепляя сказанное жестами. В процессе ознакомления дети учатся дисциплине, тренируются внимательно слушать выступающего.
Внимание! Если подать ребенку информацию о театре, как о чем-то волшебном и интересном, в его сознании закрепится позитивная ассоциация с искусством, благодаря которой он в более зрелом возрасте будет с удовольствием самостоятельно повышать свой уровень культурного развития. Варежковый театр
Варежковый театр
Организация студии в детском саду
Кружки в ДОУ — неформально объединенная по интересам и предпочтениям группа. Одной из наиболее любимых детьми сфер деятельности является театр.
Как подойти к вопросу
При организации студии в детском саду необходимо учитывать целый ряд важных моментов. Программы ее работы являются авторскими, в связи с чем их составляют с учетом возрастных и иных особенностей участников. Необходимо, чтобы в ходе деятельности дети получали информацию, которая пригодится им и на других занятиях.
Период, на который разрабатывается программа, может быть различным — 1, 2 или 4 года.
Особенности кружковой деятельности
Занимаются с детьми на данном кружке 3 вида специалистов:
- воспитатели и педагоги дополнительного образования, которые увлечены театральным искусством;
- музыкальные работники, которые имеют представление о сценической работе;
- приглашенные профессионалы театральной деятельности — актеры или режиссеры.
Лучшее время для деятельности в театральной студии — после дневного сна.
Таблица с примером планирования работы кружка
Примеры игр, которые можно проводить в кружке, для детей разных возрастов:
Возраст воспитанников | Название игры | Цели | Описание |
3-4 года | «Зеркало» | Тренировка внимания и памяти | Дети разделяются по парам, становятся друг напротив друга. Один начинает выполнять движения, а второй старается в точности их повторить. Затем роли меняются |
5-7 лет | «Сплетня» | Повышение остроты восприятия звука, четкости произношения, творческого мышления | Участник говорит какую-то фразу по теме на ухо товарищу, тот угадывает и загадывает свою фразу следующему |
5-7 лет | «Волшебная палочка» | Развитие изобретательности и умения вживаться в роль, тренировка терпения | Педагог показывает детям предмет, а те рассказывают, на что он похож. Для усложнения задачи можно попросить их не говорить словами, а показывать жестами и т.д. |
Для чего нужна драматизация сказки в детском саду
Трудно переоценить важность театрализованной деятельности в учреждении ДОУ. В процессе разучивания и показа постановки происходит воспитание ребенка, нравственное и физическое
В детский сад ребята приходят, чтобы влиться в социум, они должны учиться выступать на публике, запоминать текст, вовлекаться в игровой или трудовой процесс. Задача воспитателя — провести интересную игру, вставив в нее познавательный элемент и вызвать интерес у юных актеров. Драматизация сказки в подготовительной группе помогает показать детям, как можно и как нельзя вести себя в различных ситуациях.
Утренник в детском саду
Важно! Постановки в детском саду выполняются в соответствие с ФГОС, по одобренной программе. Можно выбрать всем известные сказки, такие, как «Муха-цокотуха» или «Красная шапочка» или проявить фантазию и устроить необычную постановку
Познакомить дошкольника с национальной культурой проще всего через русское народное творчество. В возрасте до 5 лет дети впитывают мудрость и красоту сказок как губка, все пропускают через себя, и впервые задумываются над тем, что такое хорошо и что такое плохо.
Другая, не мене важная цель — эстетическое воспитание. Инсценирование русских народных произведений позволяет:
воспитать нравственные идеалы и отзывчивость;
развить интерес к игровой и театральной деятельности, русскому народному творчеству;
развить музыкальные и актерские способности;
показать ребенку, как можно проявлять эмоции в мимике, жестах и движении;
рассказать о традициях русского народа, природе и обычаях;
обогатить речь дошкольника, использовать незнакомые слова, объяснить их смысл;
развить мышление, внимание и память у ребенка.
Дети из младшей группы могут подготовить сказку и сыграть ее по ролям. Для этого отлично подойдет новогодний или осенний утренник. Также можно подготовить сказку к празднику для мам и к осеннему празднику. В целом за год возможна подготовка 3-5 драматизаций.
Осенний праздник
Обратите внимание! Постановка не должна продолжиться дольше 15 минут. Дети, которые ходят в садик, еще не готовы к продолжительным выступлениям
Драматизация — это в первую очередь игра, а значит, воспитанники сада могут смеяться, танцевать и весело болтать друг с другом.
Значение режиссерских игр для дошкольников
Сущность режиссерских игр в дошкольном учреждении (ДОУ) состоит в таких целях:
- Обучение детей свободному открытому общению.
- Стимулирование дошкольников первыми вступать в диалог.
- Обучение детей формулировке предложений, осмысленному и точному выражению мыслей.
- Обучение детей внимательно слушать собеседника.
- Формулировка самостоятельности у дошкольников, способности делать выбор.
В ДОУ обычно находятся декорации, с помощью которых дети и воплощают сценарий, который придумали самостоятельно. Постановки для дошкольников важны, потому что при их отсутствии малыш не сможет в полной мере социализироваться и стать полноценным членом общества.
В каждом дошкольном учреждении имеется картотека театрализованных игр, с помощью которой воспитатели занимаются развитием детей.
Подготовка и проведение занятия в ДОУ
Процесс подготовки в театральной деятельности имеет не меньшее значение, чем само представление.
Примерная схема подготовки к спектаклю:
- чтение сказки, обсуждение, решение, кто каким персонажем хотел бы быть;
- рисование и иные способы моделирования сцен из спектакля;
- прослушивание музыки для сцен из спектакля;
- создание костюмов, декораций и иной атрибутики;
- репетиции.
Сами театральные занятия, на которых происходит процесс творческого переживания, являются более важным элементом деятельности, чем конечный результат.
Картотека тем для представлений
Темы для представлений в зависимости от возраста:
Возраст воспитанников |
Цели |
Примеры тем |
Младшая группа |
|
|
Средняя группа |
|
|
Старшая группа |
|
|
Подготовительная группа |
|
Сказки-игры «Сказка о козленке, который умел считать до 10», «Кот в сапогах»; «Гадкий утенок», «Серебряное копытце», «Красная Шапочка». |
План занятий
Театральное занятие проводится со всеми членами группы, без отбора. Оптимальное количество участников — 12-16 человек.
Максимальная продолжительность занятий для детей разных возрастов, согласно ФГОС:
- 15-20 минут для младшей группы;
- 20-25 минут для средней группы;
- 25-30 минут для старшей группы;
- 30-35 минут для подготовительной группы.
Занятие включает в себя несколько этапов:
- введение в тему (2-3 минуты);
- основная часть;
- подведение итогов (2-3 минуты).
Индивидуальная работа и репетиции проводятся раз в неделю. Такая деятельность не должна занимать более 40 минут.
Важно, чтобы помещение было приспособлено для занятий. Оно должно быть просторным, освещенным и проветриваемым, с аудиотехникой, возможностью установить декорации
Первые театрализованные игры проводятся в основном педагогом, а дети в них постепенно вовлекаются. На следующих занятиях участие воспитателя и ребят становится равным, а затем (в основном в старших группах) инициатива переходит к воспитанникам, педагог лишь помогает и поддерживает интерес к деятельности.
Роль театрализованной деятельности
Благодаря тому, что театрализованная деятельность основана на игре, дошкольнику несложно понять задачи, которые перед ним поставлены. Он легко может создать образ своего персонажа, наделить его характером и прожить вместе с ним его жизнь. Ребенок развивает фантазию, шире мыслит.
Театральная постановка
Внимание! Участие в театрализованных постановках позволяет выявить в самом раннем возрасте творческую личность, благодаря чему родители могут развивать ребенка в интересном для него направлении, что может стать основой для успешной самореализации в зрелом возрасте. С помощью театрализованных представлений ребята активизируют свой словарь, совершенствуют изменение интонации во время произнесения реплик, тренируются в построении диалогов
С помощью театрализованных представлений ребята активизируют свой словарь, совершенствуют изменение интонации во время произнесения реплик, тренируются в построении диалогов.
Временной план театрализованной игры
Хронометраж театрализованной игры в рамках занятия во второй младшей группе составляет около 7 минут. Но если театрализованная деятельность представлена серией игр, то есть целым занятием, то игра занимает 20 минут.
Театрализованная деятельность организуется в четыре этапа.
Представление игры — до 3 минут. За это время педагог знакомит ребят с игрой и, используя мотивационные приёмы, актуализирует опорные знания.
Объяснение игровых действий, демонстрация педагогом действий каждого из персонажей игры — до 4 минут.
Игровые действия в исполнении детей с участием взрослого — до 11 минут
Важно: во второй младшей группе воспитатель по-прежнему активный участник игры, который не уходит в позицию наблюдателя. На этом этапе возможно введение дополнительных действий
Например, если речь идёт о сюжетно-ролевой игре, то на приём к доктору может прийти не один пациент, а целая очередь.
Завершение игры — до 2 минут. Педагог хвалит каждого участника, даёт общую оценку деятельности («Отличная работа!»), а также спрашивает, понравилась ли малышам игра.
Инсценировки во второй младшей группе организуются по хорошо знакомым детям сюжетам
Автор — Ерхова С.Н., воспитатель детского сада, г. Нижний Новгород.
Этап | |
Представление игры | Дети, давайте вспомним сказку «Теремок». Какие герои жили в этой сказке? –Посмотрите, у меня в руках герой из этой сказки. — Кто это? — Кто подбегал к теремку? — Дети, давайте вспомним, как мышка подбежала к теремку. — Маша покажи. — Как постучалась? — Что она говорила? Повтори: «Теремок, теремок! Кто в теремочке живёт!» — Молодец! — Кто потом подбежал к теремку? — Как она прыгала? — Что сказала? — «Терем-теремок, кто в теремочке живёт?» — Лина, покажи. — Кто подбежал после лягушки к теремку? Что зайчик-побегайчик сказал, когда к терему подошёл. — «Кто в теремочке живёт?» — Покажи…> |
Объяснение | <�…- Дети, я буду рассказывать сказку, а вы показывать. Распределение ролей. Обыгрывание сказки. — Кто у нас будет мышкой? (Надеваю костюм). Обозначаю роль словом. — Маша у нас мышка. — Кто у нас будет лягушкой? — Лягушкой у нас будет Лина. (Надеваю костюм). Так распределяю все роли. В: — Сказка начинается!..> |
Игра | Воспитатель рассказывает сказку, а дети по ходу сюжета показывают игровые действия. |
Завершение игры | Ребята, какие вы молодцы! Как хорошо мы с вами сказку обыграли. Какие вы дружные. Давайте построим новый теремок, чтобы мы могли вместе жить. Споём с вами «Песенку о дружбе»…> |
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-teatralizovanoi-igry-teremok-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html |
Видео: драматизация (инсценировка) «Лесная оборона» во второй младшей группе
В детском саду развитию воображения, творческих способностей через театрализованные игры уделяется много внимания, так как эти составляющие помогают формировать гармоничную личность. Театрализованная деятельность во второй младшей группе играет важную роль в реализации образовательных задач учебно-воспитательной деятельности дошкольников 3–4 лет. Дети продолжают работать над разными видами драматизации, режиссёрских игр и, несмотря на то, что воспитатель всё ещё является непосредственным участником театрализованных игр, ребята имеют возможность проявить свою самостоятельность и в исполнении игровых действий, и в выборе атрибутов.
Методика организации и проведения театральных игр
Каждый воспитатель в детском саду имеет план работы с той или иной подготовительной группой, который выстраивается в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Организация театральных игр должна соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в которых установлены ориентиры развития в ребенке определенных качеств для различных возрастных групп.
Руководство игрой может осуществлять непосредственно педагог, но возможен вариант передачи на плечи ребенка части работы (например, малыш может самостоятельно украсить костюм, выбрать понравившиеся цвета для декораций спектакля).
Проведение игры условно можно разделить на 3 этапа:
- Восприятие ребенком произведения, его смысла.
- Изучение и овладение умениями и навыками, которые будет необходимо использовать. Они будут различаться для роли актера, декоратора и костюмера.
- Непосредственное проведение репетиций и итогового выступления.
Обратите внимание! В зависимости от возраста детей и их первоначальных театрально-игровых навыков следует включать в программу подготовительные занятия. Процесс организации и проведения театральных игр следует рассмотреть на примерах:
Процесс организации и проведения театральных игр следует рассмотреть на примерах:
Дидактические игры
Поскольку дидактика как раздел педагогики изучает проблемные стороны обучения, в этой разновидности театральной деятельности важен индивидуальный подход к каждому ребенку. Это означает, что воспитатель должен вначале провести упражнения на выявление социо-культурных, речевых, познавательных и иных интересов и возможностей группы, выявить особенности и склонности каждого члена подготовительной группы к тому или иному направлению образования, определить проблемные моменты, а в дальнейшем распределять роли в постановках таким образом, чтобы каждый малыш имел возможность развивать недостающие качества.
Кукольный театр
При организации такой игры важно учесть мнения каждого члена группы и распределить роли в соответствии с желаниями и склонностями детей к той или иной деятельности. Для желающих из учащихся старших групп можно предусмотреть занятия по изготовлению костюмов, элементов кукол, оформлению сцены, чтобы реализовать их творческий потенциал
Кукольный театр «Буратино»