Игрушки как неотъемлемая часть игровой деятельности
В процессе игры дети активно используют игрушки. Роль игрушки многофункциональна. Она служит, во-первых, для умственного развития ребенка, во-вторых, для подготовки к жизни в современной системе общественных отношений, в-третьих, как объект, служащий для веселья и развлечения.
Игрушка является неотъемлемой частью игры. Имеются сюжетные, дидактические, двигательные, игровые, технические и строительные материалы. Сюжетные игрушки помогают в воспитании таких качеств, как забота, ответственность, ласка, мягкость.
Дидактические игрушки — складные игрушки и другие — способствуют гармоничному развитию личности. Веселые игрушки поднимают ребенку настроение и заряжают позитивной энергией.
Моторные игрушки развивают у детей моторику, мелкую моторику.
Технические игрушки вызывают любопытство, интерес к работе механизмов, желание создать свои собственные. Игры со строительными материалами формируют качества, которые пригодятся ребенку в жизни. Ребенок учится строить планы, ставить задачи по их выполнению, выбирать необходимые формы и материалы, координировать свои действия.
В младенчестве ребенок манипулирует игрушкой, побуждая ее к активным поведенческим проявлениям. Благодаря игрушке развивается восприятие, то есть запоминаются формы и цвета, формируются новые ориентиры, предпочтения.
В раннем детстве игрушки принимают на себя автодидактическую роль. Матрешки, пирамидки и т.д. относятся к этой категории игрушек. Они предоставляют возможности для развития ручных и визуальных действий. Играя, ребенок учится различать размеры, формы и цвета.
Ребенку дают много игрушек — заменителей реальных предметов человеческой культуры: машин, предметов быта, инструментов и т.д. Благодаря им он/она узнает функциональное назначение предметов, осваивает действия с инструментами. Многие игрушки имеют исторические корни, например, лук со стрелами, бумеранг и т.д.
Игрушки, которые являются копиями предметов, существующих в доме взрослого, приучают ребенка к этим предметам. Через них происходит осознание функционального назначения предметов, что помогает ребенку психологически войти в мир долговечных вещей.
В качестве игрушек часто используются различные предметы быта: пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, сопли, веревки, а также природные материалы: шишки, веточки, щепки, кора, сухие корни и т.д. Эти элементы в игре можно использовать по-разному, все зависит от его действия и ситуационных задач, поэтому они выступают в игре как многофункциональные.
Игрушки — средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Особое место среди них занимают куклы и чучела животных: Медведи, белки, кролики, собаки и т.д. Сначала ребенок выполняет с куклой подражательные действия, то есть делает то, что показывает взрослый: качает, катает в вагончике и т.д. Тогда кукла или чучело выступает в качестве объекта эмоционального общения. Ребенок учится сопереживать ему, опекать его, заботиться о нем, что приводит к развитию рефлексии и эмоциональной идентификации.
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Период раннего детства и ведущая деятельность
- Память
- Уверенность как фактор готовности спортсмена к соревнованиям
- Особые виды эмоциональных переживаний: стресс, фрустрация, состояние тревоги — Общее представление об эмоциях, чувствах, психических
- Джордж Александр Келли, американский психолог
- Дмитрий николаевич узнадзе, грузинский советский психолог и философ
- Надежда Николаевна Ладыгина-Котс, российский психолог — Исследования в области сравнительной психологии
- Теоретические проблемы специальной психологии
- Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог
- Абсолютное сознание — Появление концепции сознания
Виды развивающих игр для малышей:
- Раскраски с крупными изображениями и наклейками
- Мягкие пазлы большого размера
- Игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды)
- Игры, развивающие логику.
Для развития внимания и памяти
- «Ищем пару»
- «Отличия»
- «В поисках предмета»
- «Что не так?»
- «Лабиринт»
Игры, в которых надо что-то отгадывать и расшифровывать, очень нравятся малышам и детям постарше. Благодаря загадкам малыш больше узнает об окружающем мире. Ребусы и шарады — это своеобразная гимнастика для ума. Головоломки, конструкторы, шнуровки. Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребенок может заниматься самостоятельно.
Игры детей от 0 до 3 лет
Дошкольный возраст является самым ответственным периодом развития ребенка Это время формирование его как личности, ведь психические процессы начинают развиваться. Личностные качества, например, лидерство, успеваемость в учебе и другое, зависит от того, в какие игры он играет. Как правильно подобрать содержание игр с учетом возраста дошкольника? В начале жизни малыш только познает мир.Малыш мнет, рвет, бросает, крутит, нажимает, тянет, стучит. Таким образом, ребенок постигает закономерность действий предметов. В связи с этим, подбираем ребенку соответствующие игрушки Эти игрушки должны обеспечивать познавательное развитие малыша и его становление в социуме: аналогии разных предметов. Например, игрушечный телефон, посуда, лопатки, кубики, пирамидки, механические игрушки и многое другое. Обеспечьте малыша спортивными игрушками: он должен развиваться физически.
Для дошкольников
Перед старшими дошкольниками стоит основная задача — подготовиться к школе В этот период важно подготовить руку к письму, к приобретениям навыков чтения и письма Игры должны развивать мелкую моторику детских рук: конструкторы, шнуровки, пластилин, мозаика, пазлы. Пусть дошкольник побольше раскрашивает, учится рисовать
Для школьников
Игры для детей, достигших школьного возраста, меняют свой характер. Настольные игры, интересные школьникам, все также развивают разнообразные способности Командные настольные игры, а также деловые детские игры, способствующие социализации, коммуникативности и развитию мышления, нравятся младшим школьникам. Ребята в этом возрасте стремятся творчески проявить себя Возможно, особенно девочкам, понравится учиться шить, вышивать, создавать что-то своими руками. В современном мире, в этом возрасте у детей актуальность приобретают компьютерные игры, которые могут быть развивающими.
Компьютерные и онлайн игры
При занятиях за компьютером существуют правила:
Обращайте внимание, в какой позе ребенок сидит за компьютером.
Следите за расстоянием монитора от лица ребенка. Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.
Научите пользоваться «мышкой»
Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.
Выводы
Уважаемые родители, помните, что каждый ребёнок — индивидуален, и его развитие происходит в своём темпе. Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать вашего ребёнка в соответствии с уровнем его общего развития и возраста. Не огорчайтесь, если малыш не справляется с заданием: отложите игру, предложите другую. Настроение и интерес ребёнка подскажут вам, чем он хочет заниматься. Будьте рядом во время игры, подсказывайте и объясняйте, как играть. Заинтересуйте ребёнка игрой и скоро увидите, каких успехов он достигнет.
Уделяйте развивающим играм достаточное количество времени, однако не перегружайте ребёнка. Ведь использование развивающих игр помогает развить индивидуальные качества ребёнка, а не воспитать гения. Перегружая малыша бесконечными непростыми заданиями, можно и отбить у него охоту учиться. Пусть лучше игры будут источником пользы и удовольствия.