Программа «весёлые шашки» для детей дошкольного возраста

Как ходят шахматные фигуры

Как ходит король

Король — самая главная и ценная фигура в шахматах. Ее нельзя снять с доски, если он получает «мат», партия закончится. Как ходит: по диагонали, горизонтали, вертикали на соседнее поле. Не может ходить на соседнюю клетку в том случае, если она атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура это же же игрока.

Как ходит ферзь

Ферзь — самая мощная после короля фигура в шахматах. Условно оценивается в 8 пешек. Как ходит: вперед/назад, вертикаль/горизонталь, по диагонали, если на пути нет других фигур.

Как ходит ладья

Ладья условно оценивается в 5 пешек. Как ходит: прямолинейно назад/вперед и вправо/влево, если на пути нет других фигур.

Как ходит слон

Слон бывает чернополым (ходит только по черным диагоналям) и белополым (ходит только по белым диагоналям). Как ходит: по диагонали вперед и назад, если там нет других фигур.

Как ходит конь

Конь условно оценивается в 3 пешки. Как ходит: в форме буквы «Г», может «перепрыгивать» через другие фигуры.

Как ходит пешка

Пешка — самая «дешевая» фигура. Как ходит: в вертикальном направлении на один квадрат вперед, может бить по диагонали и становиться на место той фигуры, которую побила. В начале партии пешка может сделать первый ход через одну клетку либо пойти только на следующую клетку вперед.

Пешки имеют право становиться другими фигурами (кроме короля). Для этого пешка должна достичь последней линии доски (первая – для черных и восьмая – для белых). Выбор фигуры осуществляется тем игроком, который делает ход. Чаще всего пешку превращают в ферзя.

Также пешка может брать пешку соперника, которая была перемещена одновременно на две клетки доски.

Когда ребенок запомнит, как ходят все фигуры, начните учить его обдумывать ходы, выбирать тактику игры, мыслить стратегически.

Организация занятий по шашкам и шахматам в детском саду

Все кружки должны быть организованы в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными министерством. В соответствии с этими рекомендациями кружок должен иметь несколько программ: для дошкольников, для детей от 7-9 лет и для подростков 10-13 лет.

Важно! Дети разных возрастных групп должны обучаться отдельно друг от друга. Помещения должны соответствовать санитарным нормам и требованиям к оформлению и оснащению залов, в которых должны будут проводить занятия и соревнования

Оформление шахматного уголка в детском саду

Для того чтобы проводить обучение игре в шахматы и шашки, учебное дошкольное заведение должно отвечать определенным требованиям. Ниже представлены основные требования к обустройству шахматного уголка в детском саду, кружках и секциях, которые рекомендует министерство образования РФ.

  • Кабинет должен быть оснащен специальными магнитными досками, на которых учитель показывал бы детям правила и приемы игры, разъяснял бы особенности тактики и стратегии.
  • Количество комплектов шахмат и шашек должно быть не менее 1 комплекта (доска с фигурами) на пару ребятишек. В среднем в группе занимается 12-20 детей, соответственно комплектов должно быть 6-10.
  • Для детей в возрасте 4-5 лет должен быть организован отдельный уголок, в котором лежал бы шахматный коврик и высокие (50-60 см) фигуры.
  • Комната, в которой будет происходить обучение, должна быть просторной и светлой, столов и стульев хватать, на каждом столе специальные часы с двумя циферблатами и кнопками. На стенах должны висеть плакаты с обучающими картинками и текстами.

Шахматы в исходной позиции

  • Дети разного возраста обучаются игре в шашки и шахматы в разных возрастных группах.
  • Учебное заведение проводит шахматные турниры, а также имеет доступ к участию в междугородных и международных соревнований по шашкам и шахматам. Причем с таким учетом, чтобы в шахматном кружке проводился турнир в младшей группе обучающихся, в старшей и средней отдельно друг от друга.
  • Наличие учебников, учебных пособий и досок для записи ходов для всех учащихся в группе.

Родителям стоит обратить внимание не только на обустройство шахматного уголка в детском саду, но и на личные качества преподавателя. Он может быть мастером спорта по шахматам, но если он не умеет общаться с детьми, вызвать интерес у тех к шахматным играм, то лучше поискать другого наставника. К тому же для обучения игре в шашки и шахматы в детском саду достаточно чтобы преподаватель просто умел хорошо играть в эти игры, знал и умел интересно рассказывать теорию

К тому же для обучения игре в шашки и шахматы в детском саду достаточно чтобы преподаватель просто умел хорошо играть в эти игры, знал и умел интересно рассказывать теорию.

Научить ребенка игре в шахматы можно разными способами. Сделать это могут как сами родители, воспитатели или учителя. Главное — это увлечь ребенка игрой, не дать интересу погаснуть. Умение мыслить логически и продумывать шаги наперед помогут малышу лучше ориентироваться и достигать успеха в жизни.

Как научить ребёнка играть в шашки с нуля

Правильное обучение ребёнка должно включать в себя несколько этапов:

  1. Первым делам необходимо познакомиться с правилами игры.

объясните малышу, что есть ваши и его фигурки, и вы, как-бы, должны сражаться на игровом поле;
рассмотрите доску, она имеет 64 клеточки, одни белые, другие чёрные; расскажите, что фигуры выставляем только на чёрные, и только по ним можно передвигаться;
покажите, как необходимо располагать шашки по клеточкам – в три ряда с каждой игровой стороны; фигуры своего цвета ставятся на своей половине поля;
обратите внимание ребёнка на одинаковое количество фигур у каждого игрока на момент начала игры;
теперь можно показать, как шашки ходят, и что происходит, когда фигура добирается до первой полосы противника – превращается в дамку; объясните, как она ходит;
не забудьте упомянуть, что первый ход делает игрок, у которого белые шашки;
объясните, в какой ситуации шашка может бить фигуру противника; малыш должен понять, что это обязательно делать, если предоставляется такая возможность, для того, чтобы приблизить себя к победе;
стоит обратить внимание ребёнка на то, что он должен оберегать свою «первую линию» и преждевременно не открывать эти клеточки, чтоб не дать противнику превратить свои фигуры в дамки;
расскажите, что проигрывает тот, у кого побили все фигуры, также расскажите о ситуации, когда игра заканчивается ничьёй;
никогда не смейтесь над малышом, если он проиграл; поблагодарите ребёнка за хорошо проведённое время и совместную игру; если малыш победил – похвалите его; поддаваться можно только на первых порах и то незначительно.

  1. Ознакомьте малыша с секретами, хитростями, а также особыми приёмами игрового процесса.
  2. Теперь самое время рассказать о том, что собой представляет комбинация шашек.

Рабочая программа кружка по шахматам и шашкам в ДОУ

Чаще всего занятия по игре в шашки и шахматы в ДОУ практикуются в рамках кружковой работы. Она организуется в старшей и подготовительной группе. Воспитатель заранее готовит программу кружка, где обосновывает актуальность занятий, их цели и задачи, представляет учебно-тематический план.

Таблица: пример учебно-тематического плана кружка «Шашки-шахматы» (фрагмент)

Автор Микрюкова Г. Е., воспитатель Д/с № 20, г. Можга, Республика Удмуртия.
Месяц Темы Количество занятий Всего часов
Теория Практика
Сентябрь
  • История возникновения шашечной игры.
  • Знакомство с шашечной доской.
  • Азбука шашечной игры. Правила шашечной игры.
1 1 1 1,5
Октябрь Игра «Русские шашки». 4 2
Ноябрь
  • Игра «Поддавки».
  • Игра «Северные шашки».
1 1 1 1 2
Декабрь
  • Игра «Уголки».
  • Шашечный турнир «Наш лучший шашист» (1-й тур).
1 2 1 2
Январь
  • Шашечный турнир «Наш лучший шашист» (2-й тур).
  • История возникновения шахмат. Знакомство с шахматной доской. Знакомство с шахматными фигурами.
1 1 1 1,5
Февраль
  • Знакомство с сильными и слабыми фигурами в шахматах.
  • Знакомство с лёгкими и тяжёлыми фигурами в шахматах.
1 1 1 1 2
Март
  • Шах. Мат.
  • Пат. Ничья.
1 1 1 1 2
Апрель Игра в шахматы. 4 2
Май Шахматный турнир «Наш лучший шахматист». 2 1
Цит. по: https://h.120-bal.ru/doc/14300/index.html

Игры в шашки и шахматы станут для дошкольников увлекательным интеллектуальным досугом. Они помогут развить ценные качества личности, которые пригодятся в жизни. Талантливый педагог поможет ребятам быстро освоить премудрости этих игр, и, возможно, в будущем кто-то из воспитанников станет настоящим чемпионом. Задача воспитателя — преподнести деятельность в максимально увлекательной форме, с помощью различных приёмов стимулировать детский интерес.

Русские шашки

Используется шахматно-шашечная доска 8х8 клеток. У
каждого игрока в начальной позиции по 12 фишек простых шашек, которые
занимают первые три ряда с каждой стороны. В ходе игры шашки движутся только
по черным незанятым полям. Простая шашка может ходить по диагонали вперед на
одну клетку и бить вперед и назад, перепрыгивая через шашку или дамку
соперника, которая снимается с доски.

При достижении любого поля последней горизонтали
простая шашка превращается в дамку и может ходить на любое число полей по
диагонали в любом направлении.

За один ход шашку противника можно побить только один
раз (правило турецкого удара). Срубленные шашки противника снимаются только
после завершения хода. Игрок на своем ходу обязан срубить шашку противника,
если у него есть такая возможность, но при нескольких вариантах боя игрок
волен выбрать любой. Пропуск хода не допускается.

В последние годы соревнования по русским шашкам
проводятся по двум вариантам: классические шашки и турниры с жеребьевкой
ходов. Жеребьевка предполагает наличие списка начальных 2-3 ходов. Существует
также вариант «летающие шашки», в котором по одной шашке у
каждой стороны в начальной позиции занимают какое-либо иное положение.

Рекомендации к проведению занятий по играм в шахматы и шашки в ДОУ

Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и шахматам — 5 лет (то есть старшая группа)

Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи

Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть в указанные настольные игры не рекомендуется более 25 минут (в подготовительной группе — 30 минут). Иначе наступит неизбежное утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше заниматься с шашками и шахматами. По этой же причине не стоит проводить такие занятия ежедневно — двух раз в течение недели будет вполне достаточно (делать это можно и в вечернее время). Когда же дети, действительно, увлекутся игрой, они могут играть в шашки и шахматы чаще по своему желанию.

Недопустимо заставлять воспитанников играть в новые для них игры: педагог должен сделать так, чтобы они сами этого захотели. В любой группе всегда есть наиболее активные и любопытные ребята, которым интересно всё новое. Пусть вначале они включатся в работу, а остальные малыши, глядя на них, также увлекутся шахматами и шашками.

Сначала лучше вовлечь в игру наиболее активных детей, лидеров, а глядя на них, и другие ребята включатся в процесс

Процесс обучения непременно должен проходить в интересной, ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. К примеру, правила игры можно донести до ребят в виде сказки или стихотворения, которое легко заучить

Особенно важно первое занятие: оно должно быть ярким и запоминающимся. Например, это может быть весёлая история про приключения фигур

Когда ребята освоят необходимые правила, и больше времени можно будет уделять практике, воспитатель должен продумывать, как именно разбивать детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками, и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только победы, он не научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед неудача может восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в свою очередь, могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на стремление заниматься шашками или шахматами в дальнейшем.

Каждый ребёнок периодически должен играть и с более сильным соперником, и с более слабым

Каждого воспитанника необходимо регулярно хвалить: за правильно сделанный ход, за победу. А вот критиковать за проигрыш просто недопустимо: это отобьёт интерес к игре и к другим занятиям соревновательного характера. Наоборот, нужно приободрить малыша, научить его воспринимать поражение спокойно, сдержанно: нужно не обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки

Педагог должен убедить воспитанника, что в другой раз у него всё непременно получится, что для появления результатов важно много тренироваться

Поскольку занимаясь с шахматами или шашками, дошкольник учится размышлять, принимать решения, то ни в коем случае не следует торопить его сделать ход. Ведь ребёнок сам несёт ответственность за собственные действия. Также нельзя подсказывать детям ходы: помогает воспитатель тактично, не напрямую (например, можно сказать «подумай ещё», «может быть, есть другой вариант?»).

После игры педагогу следует подробно разобрать с детьми их типичные ошибки. Ребята должны научиться из множества возможных ходов выбирать оптимальный в данной ситуации.

Для занятий в ДОУ понадобится по одному комплекту шашек и шахмат на каждую пару воспитанников. Если нет необходимого оборудования, то играть ребята могут по очереди, разделившись на 2 группы. Также можно приносить настольные игры из дома.

Интересная идея — выделить в детском саду специальную шахматную комнату, оформив её соответствующим образом (подходящие обои, шторы и пр.). Если нет такой возможности, то желательно организовать в группе уголок шахмат и шашек.

Желательно оформить в группе специальный уголок шашек и шахмат

Куклы воспитатель может сделать своими руками, для изготовления головы можно использовать обычные капроновые колготки

Желательно приобрести для группы большую магнитную доску, к которой будут крепиться шахматные или шашечные фигуры. В этом случае объяснять ребятам правила игры и конкретные тактические моменты будет намного проще. Такое оборудование позволит задействовать сразу всех дошкольников, не позволяя им скучать.

Благодаря магнитной доске сразу все воспитанники могут увидеть расположение игровых фигур

Особенности проведения занятий для малышей

Первые шаги в освоении шахмат дошколятами имеют свои особенности. Начинать знакомство с игрой малышей нужно не с правил в ней действующих, а с фигурами, при помощи которых ведется сражение на полях доски.

Знакомство детей с шахматными фигурами

Знакомить маленьких детей с шахматными фигурами, их внешним видом, возможностями и особенностями использования в игре лучше всего в форме сказочного повествования, позволяющего одушевить игрушечное воинство.

Интересный сюжет увлекает детей, и они с большим энтузиазмом занимаются освоением ходов фигур, их взаимодействием на шахматной доске со своими фигурами и фигурами противника.

После того, как все фигуры будут освоены, можно приступать к настоящим шахматным баталиям.

Я играю в шахматы

Советы по обучению шахматам с нуля

Говоря о такой игре, как шахматы, обучение с нуля для детей начинается со знакомства с фигурами, шахматной доской. При этом осваивать материал нужно постепенно. Не выставлять на доску сразу все фигуры, а представлять каждую по отдельности. Про каждую можно рассказать увлекательную историю, а шахматные правила осваивать в интересной игровой форме.

Такой подход очень хорошо и подробно расписан в уже упоминаемой книге Гришина В.Г. «Малыши играют в шахматы». Это одно из лучших методических пособий на русском языке для обучения детей дошкольного возраста шахматам

Важно не перегружать ребенка сведениями. Занятия не должны превышать 20-30 минут и вестись с чередованием различных видов деятельности. Вкупе с современными компьютерными технологиями, специальным игровым программным обеспечением с оригинальными подсказками, онлайн курсами можно добиться максимальной результативности в обучении детей шахматам, начиная с 4-5 летнего и даже более раннего возраста

Вкупе с современными компьютерными технологиями, специальным игровым программным обеспечением с оригинальными подсказками, онлайн курсами можно добиться максимальной результативности в обучении детей шахматам, начиная с 4-5 летнего и даже более раннего возраста.

Можно сделать однозначный вывод, что обучение детей игре в шахматы в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться эффективно как на учебных занятиях, так и в рамках предметного кружка.

Правильная мотивация

Прежде, чем заинтересовать малыша игрой, родителям необходимо самим убедиться в том, что они достаточно ознакомлены с этой игрой и её правилами, не помешает изучить дополнительную литературу и сыграть не один раз с взрослым или компьютерной программой.

Как же себя вести, чтоб игра пробудила интерес в глазах ребёнка: 1. Расскажите своему карапузу сказку, в которой два, например зверя, решили сыграть в шашки, как они были увлечены игрой.

  1. Покажите малышу, как вам интересно играть с его дядей, тётей или старшим братиком. Пусть понаблюдает со стороны.
  2. Предложите присоединиться к игровому процессу. Скажите, что вашему партнёру пора заниматься другими делами, и не хочет ли карапуз поиграть с вами вместо него. Практически все дети с радостью отреагируют на такое предложение.
  3. Начинать нужно с элементарного и не забывать хвалить малыша за каждое достижение, а если что-то не получается, поддерживать и в спокойной форме объяснять, что именно не получилось.

Шашечные термины[править]

Основная статья: Список шашечных терминов

Большая, или главная дорога— самая большая диагональ на шашечной доске(a1-h8).

Двойник — две параллельные диагонали a7-g1 и b8-h2, пересекающие большую дорогу.

Тройник — диагонали a3-f8 и c1-h6, находящиеся по обе стороны большой дороги, и две маленькие диагонали a3-c1 и f8-h6, их соединяющие.

Косяк — связанные между собой диагонали e1-a5-d8-h4-e1.

Бортовые поля — крайние вертикальные поля шашечной доски.

Простая — обычная шашка (не дамка).

Бортовые шашки — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски.

Дамочные поля — поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски.

Дамка — шашка, достигшая дамочных полей.

Ход — передвижение шашки с одного поля на другое.

Тихий ход или темп — простое перемещение шашки.

Ударный ход, удар или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника.

Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар.

Размен — поддача под удар одной или нескольких своих шашек и взятие такого же количества шашек противника.

Рожон — белая шашка, расположенная на поле d6 или f6, или чёрная, расположенная на поле c3 или e3, и противостоящая двум шашкам противника, если у него нет возможности её атаковать.

Цугцванг — позиция в шашечной партии, когда любой ход одного из противников ведёт к ухудшению его позиции или поражению.

Дебют — первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций.

Миттельшпиль — серединная часть партии (после 7-12 ходов), в которую переходит её дебютная часть.

Эндшпиль — 1.заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остаётся не более, чем по шесть шашек.2.позиция с малым числом шашек.

Жертва — умышленная поддача шашки (иногда двух и более) под удар.

Запирание — положение, при котором одна или несколько шашек одной из сторон закрыты шашками противника и не могут ходить.

Оппозиция — противостояние белых и чёрных простых шашек на одной вертикали.

Отсталая (слабая) шашка — шашки a1 и h2 у белых, и a7 и h8 у чёрных (в начальной позиции в русских шашках).

Петля — приём ловли дамки.

Проходная шашка — шашка, которой обеспечен проход в дамки.

Прорыв — стратегический приём, позволяющий прорваться в дамки.

Распутье — положение, в котором простая, достигшая преддамочного ряда, должна следующим ходом избрать поле превращения в дамку. Обычно термин употребляется в том смысле, что любое превращение не спасает от поражения.

Решето — расположение шашек, при котором между ними имеются свободные поля.

Роздых — позиция со свободным темпом. Возникает, когда соперник обязан совершить взятие, но очередь хода принадлежит другой стороне.

Самообложение — положение, в котором собственные шашки ограничивают действие своих сил, что часто оказывается причиной поражения.

Связка — положение, в котором одна из сторон сковывает силы противника.

Столбняк — противостояние дамок, при котором очередь хода приводит к поражению.

Треугольник Петрова — расположение на доске при ловле тремя дамками одной дамки противника.

Турецкий удар — правило взятия, при котором уже сбитая, но не снятая с доски до окончания взятия, шашка останавливает бьющую шашку.

Правила игры в Чапаева шашками

Данная разновидность партии была названа так в честь героя Гражданской войны В. И. Чапаева. Она была популярна в Советском Союзе.

Правила игры поэтапно:

  1. На игровой доске размещаются шашечки в два горизонтальных ряда. Заполняются чёрные и белые клетки.
  2. Щелчком каждый из соперников выбивает фишки противника.
  3. Партия является оконченной, когда на последней горизонтали не останется шашечек.

Это интересно: Список красивых немецких женских имен

Разновидности шашек

Шашки бывают нескольких видов.

Обратите внимание! В странах СНГ популярностью пользуются обычные русские. Разновидности:

Разновидности:

  • Классические русские.
  • Международные.
  • Американские.
  • Итальянские.
  • Канадские.
  • Пул.
  • Бразильские.

Все виды схожи между собой, кроме международных и канадских.

Таблица: сравнительная характеристика.

Разновидность Размер доски Разрешено ходить Количество игровых фишек Первый ход
Русские 8 на 8 (64) По чёрным клеткам по диагонали 24 Белые
Международные 10 на 10 (100) По диагонали 40 По договорённости
Чекерс 8 на 8 (64) По диагонали 24 Чёрные
Турецкие 8 на 8 (64) • По вертикали • По горизонтали 32 По договорённости
Канадские 12 на 12 По диагонали 30 По договорённости

Правила в различных видах:

  • Фишка имеет право бить назад в русских, международных, бразильских, канадских и пул чекерсе.
  • Фишка не имеет право бить в обратном направлении в испанских, португальских, чешских и турецких вариациях игры.
  • Дамка имеет возможность ходить только на одну клеточку в чекерсе и итальянской игре.
  • В испанской вариации шашечки размещаются по диагонали.

Значение уловных знаков:

  • «!» — неплохой ход.
  • «!!» — неожиданный ход.
  • «+» — выигрыш.
  • «=» ничья.
  • «!?» — сомнительный ход.
  • «#» — блокировка фишек.

Родина этой игры – Египет. Именно в этой республике были найдены первые доказательства того, что египтяне играли в настольную игру. В России игра появилась в третьем веке. Первые чемпионаты стали проводить в 19 веке.

Известные российские шашисты:

  • Цинман Д.М.
  • Дашков О. Н.
  • Колесов Г. Г.
  • Королёв Ю.М.
  • Скрабов В.В.
  • Сухович В. С.
  • Имшетов Р.Г.
  • Беликов А.А.
  • Архипов В. Б.
  • Буров С.В.

О программе

Авторская Программа «Феникс – шахматы для дошкольников» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и может быть использована в любом ДОО в сочетании с любой образовательной программой.

Программа разработана на основе системно-деятельностного подхода и направлена на формирование социально-коммуникативных и познавательных компетенций

Она предполагает стимулирование деятельности и структурирование процессов мышления (внимание, планирование, рефлексия, память, счет, анализ и самоанализ) ребенка

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность дошкольников и направлена на решение задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области формирования общей культуры личности детей и обогащение (амплификацию) детского развития.

Программа ориентирована на формирование личностного развития ребенка 4 лет и старше посредством вовлечения его в интеллектуально-спортивную среду, в частности путем знакомства с шахматным искусством.

Для реализации программы не требуется специальных шахматных знаний и навыков игры – взрослый может пройти процесс обучения вместе с обучающимся.

Программа рассчитана на проведение досугового времени с детьми в любой период года в рамках образовательных и спортивных мероприятий. Ведущими формами организации занятия являются как групповые, так и подгрупповые. Основные методы занятий с детьми: рассказ, показ, групповая и индивидуальная беседы и мероприятия со спортивным уклоном, вызывающим отношение к шахматам как виду спорта. Шахматы представлены как основной вид деятельности и как способ образования.

Содержание Программы ориентировано на детей всех групп здоровья. Продолжительность занятий варьируется от 20 мин (для средней группы) до 30 мин (для старшей и подготовительной групп). Занятия рекомендуется проводить два раза в неделю, чаще – в игровой форме.

Программа адресована тренерами по шахматам, педагогами дошкольного образования как парциальная образовательная программа, учителями начальной школы и педагогами дополнительного образования для организации внеурочной деятельности, родителями.

В рамках Программы предлагается применять разработанные дидактические материалы и методические рекомендации.

Советы родителям: как научить ребенка игре в шахматы

Обучение игры в шахматы нужно начинать как можно раньше. Возраст 4-5 лет — это самый подходящее время для того, чтобы познакомить ребенка с шахматами и шашками. Первое знакомство с этими играми желательно проводить самим папам и мамам, так как маленькие дети лучше слушаются собственных родителей, чем кого-либо. Нужно показывать и рассказывать ребенку интересные истории о шахматах, как они возникли и что символизируют те или иные фигуры.

Детские шашки

Шахматы или шашки

Приучить ребенка к шахматной доске можно не только увлекательными рассказами или интересно выполненными фигурками. Можно показать ему, как надо играть в похожие настольные игры, например, шашки. Обучение игре в шашки проводить быстрее, так как правила проще. Шашки не требуют сильного умственного напряжения. Партии в шашки длятся меньше, чем в шахматы. В среднем одна партия в шашки длится 3-5 минут, в шахматы — от 10 до 30 минут. После того, как малыш разберется в простой логической игре, ему будет легче перейти к более сложным.

Привыкаем к клеточкам: начинаем с обучения игре в шашки

Для игры в шашки и шахматы используется доска с 64 клеточками черного и белого цвета поровну. Доска должна выглядеть, так как показано на рисунке ниже.

С каждой стороны на черные клеточки кладут по 3 ряда (12 шт.) черного и белого цвета. Фигурки ходят вперед по диагонали на одну клеточку. Однако бить фигуры противника шашка может двигаясь назад. После удара она перескакивают на следующую клеточку. Если фигура противника находится под ударом — бить ее обязательно. Шашка, дошедшая до противоположной стороны, становится дамкой.

Расположение пешек на доске

Для наглядности ее переворачивают. Если фигура оказывается заблокированной, то есть она не может пойти ни вперед, ни в сторону, то при определении победителя она не учитывается. Выигрывает тот, у кого остались пешки на поле.

Шашки — это очень простая игра, взрослый человек может обыграть ребенка буквально за пару минут. Но делать этого нельзя. Быстро проиграв, малыш теряет интерес, а потом начать обучение шахматам будет труднее. Обучающему нужно немного «поддаться», чтобы увеличить число ходов, таким образом втянуть ученика и в игру.

Важно! Если малыш во время игры делает неправильные шаги — пояснять, почему так ходить нельзя. Ни в коем случае не кричать и не принижать ребенка, если тот, что-то не понимает

После того, как ребенок научится играть в шашки, можно приступать к обучению его шахматам. Лучше для этого приобрести какой-нибудь интересный яркий учебник, с помощью которого тот познает азы этой увлекательной игры.

Польза игр в шашки и шахматы в детском саду

Шашки и шахматы — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:

Совершенствуют логическое и абстрактное мышление

Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации.
Развивают память и пространственное воображение.
Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
Игры в шашки и шахматы всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.
Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.
При креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников.
Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу

Ведь мнение, что шашки и шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.

Игры в шашхматы и шашки учат размышлять, анализировать и прогнозировать действия

Как научить

Первый урок по обучению азам русских шашек должен начаться с ознакомления с игровым полем. Пусть ребенок сначала самостоятельно попробует правильно расставить фигуры, если не получится – придите на помощь. Объясните, что середина должна оставаться свободной для ведения боя, после переходите непосредственно к игре.

Добравшись до момента, когда фигуры соперников будут находиться рядом, а клетки сзади будут пустыми, объясните, что, как и в любом бою, пришло время убить противника. Делает первым это тот, чья очередь ходить.

Можно сделать ход назад в том случае, когда можно съесть чужую шашку. Когда кто-то из вас доберется до противоположного края доски, переверните фигуру – теперь это дамка. Для большей наглядности на дамку можно наклеить цветной кружок или картинку, показывая ее значимость и возможность ходить, как ей вздумается: дамки могут перемещаться на любое количество клеток как вперед, так и назад.

Обычно ребенок бывает настолько увлечен и сосредоточен, что не видит всей сложившейся ситуации, не замечает опасностей, которые готовит ему противник, не осознает динамики всей игры. Важный навык, которому вы должны научить юного игрока, – просчитывать свои и чужие ходы, прогнозировать возможные ситуации.

Посмотрите полезные советы от педагога по дополнительному образованию Матвеевой Ирины Владимировны.

Польза игры

Психологами установлен факт, что дети, начиная с 5 лет, осваивают и активно используют ассоциативную последовательность «мысль – слово» или «мысль – действие». Именно детсадовский возраст считается самым подходящим для того, чтобы начать поэтапное изучение правил игры в шашки и рассмотрение различных комбинаций..

Эта интеллектуальная игра стимулирует умственное развитие, внимательность, целеустремленность. Уже через год тренировок полученные сосредоточенность и усидчивость помогут достигать больших успехов в школе. А умение просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, принимать важные решения и нести за них ответственность — качества, которые очень пригодятся во взрослой жизни.

Если ваш ребенок еще дошкольник, то обучить его игре можно самостоятельно, для этого необходимо иметь первоначальные навыки, знать правила или просмотреть обучающие видеоуроки в интернете. Если ребенок младшего школьного возраста, а вы сами новичок в этом деле, то можно отдать его в школьный кружок, где преподавание идет по разным методикам, в зависимости от уровня подготовки юного шашиста.

Шашечная нотация и запись партии

Совершая ходы, участник ориентируется на поля. В русском варианте игры позиции боевых единиц принято обозначать с помощью алгебраической нотации – записи. С этой целью используется метод координат, введенный французским математиком и философом Рене Декартом.

Каждое поле является точкой пересечения вертикального и горизонтального рядов, которым присвоены собственные обозначения:

  • вертикаль помечается буквой латинского алфавита из диапазона a, b, c, d, e, f, g, h;
  • горизонталь помечается номером из диапазона: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Таким образом, каждое поле может быть идентифицировано с помощью короткой записи, состоящей из адреса вертикали и горизонтали. Например, в зависимости от положения доски, угловая темная клетка для играющего может иметь нотацию a1 либо h8.

Запомните нотацию всех клеток.

При ведении партии следует записывать каждый ход, соблюдая следующий пошаговый алгоритм:

  1. Указать порядковый номер шага.
  2. Обозначить поле, на котором стояла фишка.
  3. При совершении тихого хода поставить тире, а при ударной атаке – двоеточие.
  4. Обозначить место, на которое перемещена фигура.
  5. Записать ответный ход, повторив действия пунктов 2-4.

Например, стандартная запись хода может выглядеть следующим образом:

Приведенная нотация означает, что игрок совершил тихий ход из позиции a3 в b4, а соперник в свою очередь ответил ударом с поля c5 на a3.

При записи партии могут использоваться дополнительные типы обозначений. Наиболее часто применяют следующие:

  • ! – сильный ход;
  • !! – сильный ход, который трудно найти;
  • ? – слабый ход;
  • ?? – ход, который явно ведет к поражению;
  • !? – ход с неясной оценкой;
  • Х – победа;
  • = – ничья.

Интересные факты о шахматах

  • Родиной шахмат считается Индия, а возраст этой игры достигает 1400 лет.
  • Во второй половине XI века игра стала популярной в Европе. Изначально в шахматы играли богачи и знатные особы.
  • Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Испании Изабелла не приказала сделать ферзя самой сильной фигурой.
  • В 1997 году впервые в истории компьютер обыграл чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.
  • Врачи считают, что шахматы развивают память и внимательность человека. Эта игра рекомендуется для людей с болезнью Альцгеймера.
  • Разные церкви мира долгое время негативно относились к шахматам и запрещали играть священникам. Игра считалась антихристианской.
  • Число всех возможных комбинаций шахматной партии превышает количество электронов во всей вселенной.

История возникновения шахмат ( для взрослых) https://www.youtube.com/watch?v=k0LEBxaZGdU&t=220s

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: