Отношения родителей и детей

Психологические особенности детей из семей алкоголиков

Родители-алкоголики – горе для детей. Такие мальчики и девочки живут в напряженной обстановке с непредсказуемой реакцией на их поступки. Они одновременно боятся и нуждаются в маме с папой, ищут их поддержки. В то же время они боятся порицания и жестокого поведения.

Психологи утверждают, что распознать ребенка из пьющей семьи можно по нескольким признакам:

  1. Неумение отказать. В условиях жесткого воспитания дети вырастают нерешительными и трусливыми. Они не могут самостоятельно принимать решение. Это следствие слишком жесткого воспитания и частых физических наказаний.
  2. Скрытность. Мальчики и девочки скрывают свою ситуацию в семье, они никому не рассказывают о настоящем положении. С друзьями они встречаются только на улице, не приглашают никого в гости.
  3. Низкая самооценка. Ребенок алкоголиков понимает, что его семья отличается от других в худшую сторону. Он чувствует себя изгоем среди сверстников.
  4. Непоследовательность. В семьях нет распорядка, их жизнь характеризуется сиюминутными желаниями. Дети не умеют расставлять приоритеты, распоряжаться временем.
  5. Предрасположенность к нарушению правил. Ребята имеют проблемы с полицией еще во время обучения в школе. Они импульсивны, игнорируют дисциплину.
  6. Сложность адаптации. Психологические проблемы мешают ребенку проявлять гибкость в общении со сверстниками и учителями. Его реакции непредсказуемы и далеки от стандартных.
  7. Доверчивость. Отсутствие нормального общения в семье не позволяет ребенку сформировать модели поведения. Он поддается манипуляциям и верит любой информации.
  8. Агрессия. Вспышки немотивированной ярости – копирование поведения родителей. Также это связывают с тем, что ребенок не умеет иначе выражать свои чувства.

Дети из семьи алкоголиков нуждаются в помощи и понимании. Они не виноваты в том, что попали в сложную ситуацию.

Сочинение 2

У каждого человека в нашем большом обществе, так или иначе, есть место, есть люди, которых мы можем назвать своей семьей, назвать своим домом. Для кого-то семья это его прямые родственники, то есть кровные родственники. Для кого-то семьёй могут стать совсем не родственники, а просто близкие человеку люди, которые так или иначе оставили след в жизни человека, люди, которые добились признания этого человека. Однако, так или иначе, нас всех объединяет наличие семьи. У кого-то эта семья хорошая, благополучная, в которой царят самые прекрасные отношения, и в пример приводятся только лучшие человеческие добродетели, у кого-то же эта отнюдь не самое приятное место, в котором также неприятно находиться.

Семьи бывают разные, и точно также бывают разными причины становления семей такими, какими они стали по причине тех или иных обстоятельств. Так или иначе, это всё равно семьи, со своими особыми устоями и обычаями в их узком кругу, куда вход посторонним строго настрого запрещён, и потому ни один человек не может узнать того, что ему знать не дозволено. Обычно в семьях царят довольно нейтральные отношения, которые не исключают места некой злобы или небольшой агрессии, однако также поощряют проявление доброты и ласки, которая всегда идёт на пользу той или иной семье.

Взаимоотношения в семье также важны, как и общее благосостояние семьи, и состояние её материальной составляющей. Так или иначе, в любой семье складывается практически уникальный тип взаимоотношений, который формируется в связи с составом этой семьи, их историей, личностными качествами каждого человека в семье. Очень часто в семьях происходят конфликты, что, конечно же, является нормой, ведь такое замкнутое небольшое общество людей просто не может обходиться конфликтов и споров, из-за чего возникают все человеческие ссоры, обиды, и скандалы. Однако, даже при том, что ссоры являются нормой, необходимо помнить о понятии меры, и всегда придерживаться её, так как самым важным понятием и вещью в семейных отношениях является осознание каждым её членом чувств окружающих, их переживаний.

Таким образом, мы видим, что тема семьи и взаимоотношений внутри неё достаточно важна, так как любой человек, так или иначе, состоит в семье, и он просто обязан помнить о данных простых вещах, которые помогут наладить ему отношения со своей семьёй, и частности со своими родителями.

Как восстановить отношения отцов и детей: пошаговая инструкция

Зачастую мы решаемся исправлять ситуацию только тогда, когда дело зашло «в тупик». Но ничего, и из этой ситуации есть выход.

Виды эскапизма Описание
Активный Человек отвлекается от внешнего мира активными способами: он увлекается танцами, спортом, работой и другими энергозатратными занятиями.
Пассивный Человек замыкается в себе, и его уход от реальности проявляется в отчуждении от других людей. Он читает, смотрит фильмы, постоянно находится дома или в одиночестве.
Физический Человек в прямом смысле слова «убегает»: покидает мегаполис, уезжает в горы, глухие деревни и т.д.
Психологический Прямого отчуждения с человеком не происходит, он не уезжает и не меняет место жительства, просто замыкается в себе и проводит время в одиночестве.

Как видите, найти компромисс не так уж сложно, если приложить к этому минимум усилий.

Почему возникает конфликт отцов и детей? Советы родителям:

Психологический смысл мата

Мат совершенно не связан ни с низким интеллектом, ни с низкой культурой человека

Но у него есть вполне конкретные психологические причины, которые важно понимать

Мат как угроза

Мат у людей играет роль рычания животных. Кошка предупреждающе зашипит, пытаясь решить конфликт мирно, человек ругнется, предупреждая, что он уже на взводе. Мат — промежуточная стадия перед нападением. Поэтому услышать мат от подростка из плохой компании или военного вероятнее, чем из уст ученого — тот не испытывает постоянной угрозы от окружающих. А заядлым матерщинникам можно посочувствовать — неуверенность заставляет их всегда чувствовать себя в кольце врагов.

Мат как символ доминирования

Эта функция мата распространена в иерархических обществах самого разного типа. Существуют компании, руководители которых могут добавить в свою речь «перцу», но подчиненные должны следить за языком. Существуют семьи, в которых родители могут материться, а у детей еще молоко на губах не обсохло. В этом случае мат становится привилегией, отличающей тех, «кому можно», от тех, «кому нельзя».

«Мой научник, с виду интеллигентнейший человек, ругался не все время, но с завидной периодичностью, даже на лекциях бывало. Это специально не обговаривалось, но всем было ясно, что если ругнуться при нем, последует дичайший разнос». Всеволод.

Мат как разрядка

Исследования показывают: мат уменьшает боль и снимает накопившееся напряжение. Это объясняет особенность анекдотов, которые без мата не смешны — ведь теряют «курок» разрядки. Но «целебными» свойствами мат обладает, если употребляется человеком редко.

Мат и чувство принадлежности

Советские интеллигенты определяли своего по фразам «Аннушка уже разлила масло» и «Пилите, Шура, пилите», петербуржец выходит покурить не в подъезд, а «на лестницу», чиновник «производит поливку» растений, а знание тонких различий между «академиком» и «апельсином» делает своим в воровской среде.

У подростков «своим» делает мат. Употребляющий «запрещенные» слова становится «взрослым», а не «маменькиным сынком», к которому нет доверия. Родительский запрет на мат делает ругань особо привлекательной.

Мат и «тимбилдинг»

«Сплачивающие» свойства брани полезны и на работе: уместное употребление матерных слов сплачивает коллектив и мобилизует на решение сложной задачи. По версии исследователей, если член коллектива в сердцах произносит «нехорошие» слова, это усиливает доверие и опять же разряжает атмосферу. Но материть нужно общую проблему, а не друг друга, и лишь в исключительных случаях: непрекращающаяся ругань грузчиков с роялем лишь создает между ними дополнительное напряжение.

Отношение к воспитанию

Как выяснить, к какому типу относятся родители? Посмотрите на их поведение в течение дня. Если мама слишком опекает чадо – это проявление гиперзаботы. Если родители не обращают внимания на забавы ребенка, значит, это отстраненность. Простой тест – это наблюдение за взрослыми в момент, когда ребенок падает. Если поведение будет неадекватным, то понятно, что родители должны пройти курс психологической помощи. Специалист может помочь матери и отцу избавиться от своих комплексов и тем самым облегчить жизнь своему ребенку. Ведь только у личностей, которые уверены в себе и хорошо себе представляют, куда они направляются, есть шанс вырастить адекватных детей.

Секреты счастливой семьи

Счастливая семейная жизнь, отношения выстраиваются обоими супругами. В причинах ссор, конфликтов виновны и муж, и жена. Не стоит строить иллюзий, идеализировать брак. Семья – это всегда проблемы, кризисные моменты, обиды. Необходимо учиться прощать друг друга, с пониманием и терпением относиться к привычкам, убеждениям.

Счастливая семья решает возникшие проблемы вместе, сообща. Супруги учатся искать компромиссы. Секрет счастья не в избегании конфликтов, а в их осознании и мирном решении. Не умалчивать обиды, а больше разговаривать и пытаться понять другую точку зрения. Ссориться, ругаться, но всегда возвращаться к миру и гармонии в семье.

Только помощь друг другу, терпение помогут преодолеть непонимание. В счастливой семье на первом месте стоят забота и уважение. Это ежедневный труд на общее благо. Теплая похвала супруга, доброта, сострадание помогают людям преодолеть сложные жизненные ситуации.

Не стоит чрезмерно опекать детей. Они тоже должны учиться на собственных ошибках. Проявлять инициативу и самостоятельность. Тем не менее помощь и взаимовыручка станут гарантом счастливых семейных отношений.

Чаще гулять всем вместе, отдыхать. Выезжать на природу или пикник. Общее преодоление трудностей, совместное веселье и радость скрепят семью на долгие годы.

Какие бывают стили взаимоотношений

Выделяют пять видов взаимоотношений, которые являются наиболее распространенными. Каждая семья выбирает свой стиль, которому следует.

Диктатура

В основе этого стиля лежит тотальный контроль. При этом взрослые руководствуются добрыми намерениями. Однако гиперопека приводит к обратному эффекту — появлению психологических проблем у ребенка. В этом случае максимум требовательности должен соответствовать максимуму уважения, доверия.

Пример 

Дети в детской разбросали игрушки в процессе игры. Родители приходят с жесткими требованиями сейчас же все убрать и быстро, подкрепляя свои слова жестами “чтобы я вернулся через пять минут и было чисто. Иначе накажу”. Со стороны ребенка начинается агрессия и отрицание. Как итог игрушки так и остаются разбросанными, родители прибегают к наказанию — отсутствие прогулки, сладостей, гаджетов и пр.

Даже, если под нажимом, напором, угрозами, ненавистью и приказным тоном взрослого, цель достигнута — победа обесценивается большими потерями. Сюда относится растоптанные и обесцененные самостоятельность, активность, чувство собственного достоинства крохи.

Стоит отметить, что диктатура не всегда направлена на ребенка. Дети тоже могут быть диктаторами. В этом случае кроха становится тираном. Причины могут быть в частых болезнях. Проникнувшись жалостью, взрослые всячески потакают капризам и желаниям своего отпрыска. Либо рождение долгожданного ребенка у родителей в возрасте или тех, кто по каким-то причинам никак не мог забеременеть. Малыш растет в семье, где ни в чем не знает отказа. В результате во взрослой жизни ему приходится приспосабливаться, юлить. Что приводит к раздвоению личности. Это может проявляться в жестокости к одним людям и заискиванию к другим, унижение и зазнайство, трусость и бравада.

Убеждение

Эта схема очень часто встречается в семьях, где родитель мечтал стать кем-то, но так и не стал. В итоге он реализует себя в своих детях, убеждая, что им это нужно. При этом желания детей не так важны. Здесь верхнюю ступень занимают личные интересы. Порой родители уже определяют будущее, занятия своим еще не родившимся детям. С точки зрения психологии такие люди мало что добились в своей жизни. Они перекладывают ответственность за осуществление их мечты на детей.

Пример 

Мама семилетней девочки мечтала заниматься балетом в детстве, выступать на сцене. Но не смогла по состоянию здоровья. В итоге как только ее дочка подросла, мама устроила ее на бальные танцы, убеждая, что это полезно, нужно и какая она будет в будущем знаменитая. При этом девочке не нравится балет, но она любит баскетбол. Чтобы не обидеть маму, девочка ходит на балет, но удовольствия это не приносит, только негативные эмоции. Но мама упорно водит и настаивает.

Дружелюбие

Родители довольно активно принимают участие в жизни ребенка. Они контролируют его, дают личное пространство. В таких семьях есть доверие. Родители и дети являются друзьями, однако авторитет старших сохранен. Они поддерживают дружелюбное общение, соответствуют интересам подрастающего малыша. Главное в этих отношениях не заиграться, чтобы ребенок не чувствовал ответственность за родителей, не забывать, что дружеские отношения с ребенком отличаются от взрослых.

Бесчувственность

Ребенок часто слышит обвинения, упреки от старших. Со стороны родители выглядят жестокими, бесчувственными. Процесс воспитания не наполнен любовью, заботой, пониманием, лаской. Вырастая в такой семье, в будущем ребенок откажется от контактов с родителями. В подростковом возрасте дети отдают то, чем их питали все детство.

Пример 

В детстве ребенок часто слышал от родителей деструктивную критику в свой адрес. В итоге у него развился комплекс неполноценности, низкая самооценка, агрессия в сторону родных. Как только ему исполнилось 16 лет, он стал часто пропадать во дворе с друзьями, появились “дворовые авторитеты”, которые перекрыли родителей. При запрете с ними общаться, ребенок демонстративно хлопнул дверью и уходил на длительный период времени. При предъявлении к нему вопросов, претензий со стороны родителей, отвечал грубо, захлопнул двери в свою комнату.

Наставничество

Самый мудрый выбор взрослых — наставничество. Здесь малыш получает рекомендации от старших, отсутствие упреков. Самостоятельность поощряется, провинность наказывается с последующим конструктивным объяснением. Родители уважают мнение, выбор отпрыска, при этом не нарушая свой авторитет. Это и есть идеальные отношения в семье.

Как дети нарушают границы родителей

Не стоит забывать и о собственных границах родителей — ребенок может начать нарушать их в ответ. Здесь все зависит от возраста ребенка и от ваших личных установок. Чтобы понять, нарушаются ли ваши границы, прислушайтесь к своим ощущениям. Если чувствуете раздражение, злость или досаду — это сигнал, что границы нарушены. Если же все внутри спокойно и радостно — все в порядке.

Еще раз повторюсь, взвешивать свои ощущения надо с оглядкой на возраст ребенка. Например, вы прилегли отдохнуть, а ребенок просит есть. Вам досадно, вы только-только вытянули ноги и взяли в руки пульт от телевизора, и вам совсем не хочется идти на кухню и разогревать суп. Если это трехлетний ребенок, вряд ли вы сможете доверить ему зажечь газ. Но если требует накрыть на стол шестнадцатилетний подросток, то вы вправе сказать «нет».

Ребенок нарушает ваши границы, когда:

1 Врывается в вашу спальню, прыгает по кровати, разбрасывает вещи, заглядывает в ящики вашего стола. У родителя тоже должно быть свое собственное пространство, все не должно быть общим. Чтобы научить ребенка уважать ваше пространство, показывайте, что уважаете его личное пространство: комнату или стол, где он занимается. Не берите без разрешения его вещи, не раскладывайте, как это удобно вам, признайте его полноправным хозяином своего личного пространства.

2 Заставляет постоянно играть с ним в игры, которые вам не интересны. Вы зеваете от одного вида машинок или с тоской смотрите на очередные пазлы? Попробуйте найти игру, которая понравится вам обоим: ходилки, шашки, футбол, поделки из коробков… Вспомните, что вам нравилось в детстве. Возможно, интерес к этому занятию еще можно воскресить.

3 Каждый вечер приводит в гости товарищей, и они мешают жить и отдыхать всем остальным домашним. Здесь можно четко договориться с ребенком, в какие дни недели, в какое время он может приводить гостей. Например, по вторникам и четвергам с трех до пяти. Это надо решать сообща с ребенком, так он научится уважать ваши личные границы и учитывать свои.

Как распознать газлайтинг

Применять психологическое насилие к вам может любимый человек, друг/подруга, родители или кто угодно

Это может быть любой человек, мнение которого для вас важно. В этом и есть опасность: сложно противостоять тому, кто является для вас авторитетом

Ваши чувства ставят под сомнение

  • «Ты преувеличиваешь ситуацию. Тебе стоит изменить свое отношение к подобным вещам»;
  • «Здесь не на что обижаться! К чему ты все это говоришь?»;
  • «Ты странно реагируешь, тебе стоит успокоиться. Приди в чувства».

Сталкивались с подобными фразами от близкого человека? Таким образом он заставляет вас усомниться в верности ваших эмоций. А это нужно, чтобы человек продолжал делать, что захочет, а вы перестали его за это «пилить». Но в итоге вы просто оставляете свои чувства внутри, они копятся и приводят к различным расстройствам.

Что делать

Если у вас появляются мысли «Может, это действительно так? Я слишком преувеличиваю…», значит вы попались на крючок

Важно дать понять газлайтеру, что вы не ведетесь на манипуляцию. Не оправдывайтесь, не используйте фразы вроде «Я не преувеличиваю», «Я не странно реагирую, просто…»

Примеры хороших ответов:

  • «Для меня это неприемлемо. Больше так не делай»;
  • «Мне не нравится, что ты обесцениваешь мои эмоции».
  • «Если ты снова так сделаешь — каждый из нас будет делать то, что захочет. В том числе и я»;
  • «Ты сейчас мной манипулируешь. Если это повторится — я больше не буду вступать с тобой в диалог».

Заставляюсь поверить в собственную неадекватность

Для газлайтера это полезно. Если вы перестанете верить собственным глаза, ушам или интуиции — он сможет творить, что угодно, а потом просто сказать:

  • «Я такого не говорил/а. Я точно помню, ты придумал это»;
  • «Тебе показалось, все было вообще по-другому»;
  • «Ты додумал/-а то, чего не было. Вспомни, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО произошло?».

Может дойти до маразма: если вы видите квадрат, вам скажут, что это круг. С подобным видом манипуляций нужно быть осторожным, потому что можно действительно сойти с ума.

Что делать

Снова четко обозначить свою позицию, показать, что с вами такой трюк не пройдет. Ответы:

  • «Говори, что хочешь. Мое требование в силе: больше я такое не потерплю»;
  • «Ты сейчас ставишь под сомнение мою адекватность. Если снова такое повторится — нам придется прекратить общение»;
  • «Ты ведешь себя неприемлемо. Со мной так нельзя».

Смотрите на ситуацию объективно: прислушивайтесь к себе, а не к словам газлайтера. Доверяйте собственным органам чувств, и четко объясняйте это своему собеседнику.

Вас хладнокровно игнорируют

В ответ на ваши претензии абьюзер либо молчит, либо отвечает:

  • «Ок»;
  • «Приму к сведению»;
  • «Ты все сказал/а?».

Обычно после такого «разговора» не следует никаких последствий: человек продолжает вести себя так, как посчитает нужным, а вы не видите смысла в разборках. Единственный выход из этой ситуации — оборвать контакт с газлайтером. Но это бывает непросто, если жертва манипуляций погрязла в отношениях, стала зависимой от другого человека.

Главная проблема жертв таких отношений — они становятся зависимы от манипулятора. Они живут ради него: все действия и решения принимаются исходя из соображений «А ему/ей это понравится? Как он на это отреагирует?». Подрывается самооценка, человек становится уязвимым в общении и с другими людьми. Падает жизненный тонус, жертва испытывает подавленность, даже если все хорошо. Это чревато последствиями: проблемы со здоровьем, психические расстройства, появление навязчивых мыслей.

Если в этой статье вы прочитали про себя, ваша задача — выйти из таких отношений. Перестроить общение с человеком, покинув роль жертвы, либо вовсе прекратить любые контакты с абьюзером.

Сочинение на тему Проблема взаимопонимания между поколениями

Исторически принято считать, что два поколения не могут понять друг друга и их взаимоотношения пронизаны негативными чувствами. Почему представители двух поколений в одной семье не всегда могут понять друг друга?

Проблема непонимания — одна из причин плохих взаимоотношений между детьми и родителями. Почему люди не всегда понимают друг друга? Вероятно, такое случается потому, что они не всегда этого хотят или просто не понимают всей значимости доверительных отношений. Виной этому служит неумение переступить собственный эгоизм и нежелание слушать друг друга. Иногда родители заботятся о своих детях, но удовлетворяют в этом не их потребности, а потребности в собственном эгоизме. Они не прислушиваются к своим детям и делают то, что хотят сами. Думаю, этот случай знаком многим людям.

Не всегда проблемы в отношениях появился из-за родителей. Дети часто игнорируют их и ругаются с ними, провоцируют их и делают что-то «на зло» им. Это можно объяснить глупостью и незрелостью их психики, желанием показаться в компании сверстников крутым.

Подобное случается иногда и между бабушками и внуками. Первые в силу своего возраста не всегда могут исправить свои недостатки и ведут себя не совсем правильно. Здесь внуки должны проявить терпимость и чуткость и контролировать свои эмоции, не срываться на пожилых родственниках.

Как же научиться слушать друг друга? Конечно же, кто-то должен быть в отношениях мудрее, но не всегда это относится к самому старшему участнику. Иногда дети более умны и сообразительны, чем их родители. Чтобы вырваться из круга непонимания, ненависти, лжи, нужно кому-то одному в отношениях уступить, пытаться начать слушать собеседника.

Какие же качества нужно развивать в себе, чтобы построить гармоничные отношения между поколениями? Это, конечно же, толерантность, сообразительность, мягкость, чуткость, способность к сопереживанию. Это долгая работа, которая продолжается всю жизнь. Конечно, многое зависит от воспитания, которым наделили родители детей, но очень многое зависит от самовоспитания — тщательной работы, которую человек ведет над собой, анализируя свои поступки и черты характера.

Гармоничные взаимоотношения между поколениями помогают создать благоприятный микроклимат в семье, воспитать счастливых людей с адекватной самооценкой, которые также будут вносить в этот мир лишь счастье и позитив.

Последствия разных стилей воспитания и способы их сгладить

На отношения «родители — ребенок» влияют несколько факторов:

Личный опыт воспитания самих родителей. Во взрослую жизнь люди приносят недостатки и достоинства воспитательного процесса, который существовал в детском возрасте

Например, появление младших членов семьи оценивалось как негативное явление, потому что все внимание родителей было приковано к младшему. Появляется идеализация детского возраста, чрезмерная опека, желание продлить детство ребенку

Результат — ограничение самостоятельности, воспитание потребительского отношения, эгоизма. Осознание ошибки приходит после консультации, в ходе которой родителям рекомендуется давать больше свободы детям, понимание трудностей, встречающихся на пути личностного роста. Дети сами принимают решения, родители поддерживают их, независимо от правильности сделанного выбора.
Стремления родителей, нереализованные в детстве — отсутствие достижений. Такой внутренний настрой препятствует социальной адаптации ребенка, его принуждают больше времени находиться дома, оказывать внимание членам семьи. Результат — подросток отдаляется, много времени проводит вне дома с чужими людьми. Цель психолога — выявить детские проблемы родителей, привести к осознанию собственных нереализованных планов, возможно, поставить перед фактом, что никогда не поздно заниматься каким-либо видом деятельности. Такой подход переключает внимание родителей на себя, освобождая ребенка от постоянного контроля.
Привязанность. Страх остаться одиноким вынуждает мать или отца требовать внимания ребенка. Возможно, детство родителя прошло в неполной семье, ощущался дефицит мужского, женского внимания. Оценка поведения воспитанника складывается на основе того, создает он родителям требуемое эмоциональное ощущение или нет. Родителям требуется проработать данный аспект, после чего отношения улучшаются.
Личностные характеристики взрослых, окружающих малыша. Отсутствие понимания, гибкости, приводит к конфликтам подросткового возраста. Взрослым пора перестать воспринимать сына, дочь маленькими.
Плохие отношения или отсутствие таковых со вторым родителем ребенка может вызывать внутреннюю борьбу, желание изменить человека посредством воздействия на отпрыска. Ребенок не понимает, чем вызвано поведение, например, матери, он вынужден психологически закрываться. Осознать, принять ситуацию — единственный выход, чтобы не разрушать отношения с сыном, дочерью.

Влияют на отношения обстоятельства рождения малыша — нежелательная беременность, тяжелые роды, длительная болезнь, несоответствие пола ожидаемому. Эти моменты способны вызвать отчуждение, отвержение родителем ребенка.

Ситуация 3. Ребенку запрещают плакать

Родители могут запрещать ребенку плакать, а также злиться, смеяться, грустить или выражать любые другие эмоции. В этом случае страдают эмоциональные границы.

Если ребенок подавил злость или сделал вид, что не обижен, это не значит, что он перестал злиться или обижаться. Просто эмоции загнаны в темный угол, из которого они рано или поздно вылезут в искаженной форме в виде непонятных капризов, хронического раздражения на родителей и даже болезней.

Задача родителей не подавлять эмоции, а научить выплескивать их безопасно для окружающих и для самого ребенка. Как это делать — тема отдельной статьи.

Мешают отстаиванию эмоциональных границ такие утверждения:

«Мальчик не должен плакать».

«Девочка всегда должна быть доброй».

«Злиться — плохо».

Причины конфликтов между «отцами и детьми»

Конфликты между родителями и детьми никогда не появляются просто так, на ровном месте. Всегда на это есть причина. На разницу взглядов оказывают влияние следующие факторы:

Возрастная разница. Родители выросли в другое время, у них другие ценности. Поведение молодежи их нередко раздражает. Взрослые показывают авторитет, когда дети – независимость.

  • Отсутствие понимания между родителями. Если у тебя с мужем конфликтные отношения, то ребенок перенимает ваши установки. В результате даже незначительные недоразумения стают источником стресса.
  • Свободное воспитание. Через чур гуманные отношения не всегда хорошо. Между отцами и детьми важны адекватные ограничения. Если предоставить ребенку полную свободу действий, то есть риск потери контроля над ним.

Конфликт поколений

  • Индивидуальные черты. Если у вас ребенок с холеричным типом темперамента, то по любому поводу он может устраивать истерики. Он таким образом привык добиваться желаемого. Если же и родители с подобным складом характера, то столкновений избежать не удастся.
  • Излишний контроль. В семьях, где каждое действие ребенка жестко контролируется взрослыми, младшее поколение привыкло к подавлению своих эмоций. В результате у него накапливается негатив, который рано или поздно выйдет наружу. Ребенок откажется воспринимать аргументы родителей.
  • Психологические трудности. Возможно, у ребенка или родителей на данный момент непростая ситуация на работе или в школе. Но они всячески замалчивают ее, делают вид, что все нормально. Если не получится эмоционально разрядиться, то конфликт выльется в круг семьи.

На ухудшение ситуации оказывает свое воздействие скоротечность современной жизни, постоянная занятость родителей. Между «отцами и детьми» теряется эмоциональная связь. 

ПОЧЕМУ ОН ТАК СЕБЯ ВЕДЁТ?

Спонтанная реакция многих взрослых (особенно старшего поколения советской закалки) обвинить в сложившейся ситуации ребёнка, который якобы совсем избаловался и отбился от рук. Тем не менее, опыт многих родителей говорит о том, что ужесточение воспитательных мер только усугубляет нежелательное поведение.

Часто за действиями ребёнка могут стоять совсем неочевидные для родителей мотивы. В своём развитии дети проходят непростые этапы, часто плохое поведение связано с кризисами роста, кроме того, на него может повлиять огромное число факторов: переезд, прибавление в семье, новая воспитательница в детском саду и т.п. Ситуация усугубляется тем, что поведение ребёнка в большой мере управляется инстинктами, а потому неосознанно. Проще говоря – ребёнок сам не может объяснить, что он чувствует и почему так себя ведёт. Понимание бессознательных механизмов поведения ребёнка помогает принять тот факт, что его поступки не могут быть актом манипуляции

Кроме того, представление ребёнка в роли врага, строящего родителям козни, совсем не способствует тому, чтобы разглядеть скрытые мотивы его поведения и начать относиться к нему с большим вниманием и нежностью.

Нередко неприемлемое поведение ребёнка продиктовано острым желанием обратить на себя внимание родителей. Многим взрослым это может показаться крайне нелогичным – зачем кому-то может быть нужно внимание, которое принимает вид крика и ругани? Системный подход в психотерапии, рассматривающий семью как единый механизм, в котором все взаимосвязано, даёт нам ключ к пониманию того, что поведение любого из членов семьи появляется и закрепляется, потому что именно оно эффективно в рамках этой семейной системы

Другими словами, ребёнок ведёт себя плохо, потому что это единственный в сложившихся обстоятельствах способ гарантированно обратить на себя внимание, а другие способы часто просто не срабатывают.

Детский бунт может быть вызван и желанием влиять на ситуацию. Родителям бывает сложно выйти из режима «всё решаю я». Родители несут за ребёнка ответственность и им приходится ежедневно принимать сотни решений, чтобы обеспечить ему безопасность и необходимый уход. Но отпрыск постепенно растёт, становится самостоятельнее, у него формируется своё «я» и ему хочется, чтобы с его мнением тоже считались. В особенно острой форме это проявляется у детей в кризисе 3-х лет и подростков, но и детям, воля которых постоянно подавляется, приходится воинственно отстаивать своё право что-то решать в своей жизни. В данной ситуации усиление дисциплинарных мер только усугубит потребность ребёнка отстаивать свою зону влияния.

Не умаляя важности предыдущего пункта о том, что ребёнок должен иметь возможность проявлять свою волю и реализовывать свои желания, стоит помнить, что задача родителей состоит в том, чтобы обозначить для ребёнка приемлемые границы поведения. Если складывается ситуация, когда родители непоследовательны в своём подходе к воспитанию ребёнок находится в смятении относительно того, что ему можно и что нельзя и начинает проверять, до какого предела он может дойти.

Как пример этого явления можно назвать ситуацию, когда взрослые, то жестко наказывают, то игнорируют один и тот же проступок, или папа и мама придерживаются разной воспитательной политики (то, на что мама закрывает глаза, у папы вызывает бурю эмоций с последующим наказанием провинившегося). В перечисленных случаях, понимание того, что движет ребенком, позволит родителям выстроить новую соответствующую ситуации линию взаимоотношений

Часто осознание скрытых мотивов ребёнка само по себе может принести родителям облегчение и помогает начать относиться к сыну или дочери с большим вниманием и пониманием.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: