Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе

Младший школьный возраст

Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

Что это значит?

  • Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
  • Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
  • Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
  • Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
  • Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.

Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в коллективе, подчиняться школьной дисциплине.

Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.

Воспитание ребёнка до года

Что вообще представляет из себя воспитание маленького человечка? Здесь речь идёт не столько о самой дисциплине, сколько о закладке необходимой для развития малыша базы. Когда ребёнок правильно и своевременно развивается, у него здоровая психика, а это значит, что и воспитание с первых дней происходит естественным образом.

В первый год жизни родители ходят на приём к педиатру каждый месяц, чтобы оценить то, как развивается их малыш. И врач помимо всего прочего оценивает нервно-психическое развитие ребёнка. Каждый месяц у малыша должны появляться новые навыки, которые помогают определить его нормальное развитие

Когда выявляют отсутствие или же отставание в появлении навыков, рекомендуют родителям уделить более пристальное внимание развитию их чада.
Психологи утверждают: «Все проблемы родом из детства.» Чтобы обеспечить своему ребёнку гармоничное развитие и полноценную жизнь в будущем, нужно начинать с самого рождения

Какие есть виды внимания

Внимание бывает трёх видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное

Непроизвольное внимание возникает само собой с первого года жизни малыша, ребёнок без усилий
концентрируется на всём необычном и интересном.

Произвольное внимание формируется ближе к школе, примерно к 7 годам, и продолжает развиваться с каждым годом. Школьнику требуется прикладывать усилия, чтобы сосредоточиться на том, что он должен сделать, а не на том, что хочется ему.

Послепроизвольное внимание похоже на произвольное, однако особенность его заключается в том,
что ребёнок выполняет все задачи с удовольствием.>. Например, у первоклассников отлично развито непроизвольное внимание: их легко привлечь чем-то неожиданным, интересным
и ярким

При этом детям не надо прикладывать никаких усилий, чтобы на этом концентрироваться. А вот
сосредоточиваться на неинтересной и однообразной работе им гораздо сложнее

Например, у первоклассников отлично развито непроизвольное внимание: их легко привлечь чем-то неожиданным, интересным
и ярким. При этом детям не надо прикладывать никаких усилий, чтобы на этом концентрироваться

А вот
сосредоточиваться на неинтересной и однообразной работе им гораздо сложнее.

Особенности и задачи эмоционального развития на втором году

Эмоциональная сфера двухлетки претерпевает целый ряд серьезных изменений. Они все больше привязываются к его предметной деятельности, успешности ее осуществления. Эмоции вызывают объекты взаимодействия и ситуация в целом, действия самого малыша и окружающих взрослых, полученный результат и моменты игры. В этот период возникают и позитивные, и негативные реакции. Так, выраженный интерес к игрушкам на фоне неумения ими правильно манипулировать провоцирует злость, раздражение или гнев, сильное огорчение. Подобные реакции говорят о том, что нет сформированности способа действия, поэтому нужно помочь ребенку, подсказать и показать – что нужно делать, как действовать.

Если возникают положительные и яркие эмоции, возгласы и улыбки, частое обращение ко взрослым, это указывает на то, что малыш понял смысл действий, освоил их и желает получить одобрение от мамы-папы при самостоятельных попытках его произвести.

Если ребенок активен, спокоен и сосредоточен, это указывает на то, что ему интересно освоение этого вида деятельности. А положительные эмоции демонстрируют удовлетворение его потребностей в познавательной и двигательной активности. Кроха переживает уже эмоции, которые связаны с определенными умениями или результатами своей деятельности, а также социальными моментами. Так, на втором году при приближении к маме или папе других детей малыш может беспокоиться и бросается под защиту взрослых.

Общение с другими детьми только зарождается, оно еще неполноценно. К концу второго года дети могут начать играть в определенные игры и получать от этого удовольствие. Эмоции уже связаны с сюжетами и действиями. Расширение эмоций происходит за счет самосознания – ребенок узнает себя в зеркале, называет себя сначала в третьем лице, а к трем годам уже местоимением «я».

Свойства внимания

Эти важные свойства внимания, которые лежат в основе длительности тех или иных видов и занятий, определяются возрастными возможностями ребенка, а именно: чем младше ребенок, тем длительность его деятельности короче; эмоциональным отношением ребенка к той или иной деятельности, а также сложностью задания, которое определяется видом деятельности. Наиболее сложны задания, связанные с умением ребенка слушать рассказы, сказки, не подкрепленные наглядной ситуацией.

Участие различных анализаторов также определяет длительность игр и занятий, поэтому наиболее длительными могут быть музыкальные и физкультурные занятия, связанные с двигательной активностью и сменой видов деятельности. Менее длительные игры связаны с работой рук — продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), дидактические и строительные игры. Еще более короткие речевые занятия (показы картинок), а самые короткие — рассказывание без показа.

Концентрация внимания — степень сосредоточенности ребенка на определенном объекте. С одной стороны, переключение внимания может носить произвольный и непроизвольный характер. Чем меньше ребенок, тем менее длительная его продуктивная деятельность, тем чаще он отвлекается и переключается на другую деятельность.

С другой — бывают ситуации, когда ребенка нужно переключить на другую деятельность, отвлекая от прежней. Так, например, малыш долго сидит за столом и что-то делает. По всему видно, что он устал и его хорошо было бы переключить на другой вид деятельности, но нужно сделать так, чтобы он понял, почему его отвлекли от прежней работы и что он будет делать дальше. Часто взрослые не учитывают возможности малыша и требуют сделать что-то быстро, например, быстро идти мыть руки и кушать.

Ребенку нужно дать возможность спокойно закончить одну деятельность и дать приятную, интересную установку на другую. Показатели невнимательности малышей в играх и занятиях — низкая продуктивная деятельность и частые отвлечения

Нужно обязательно проанализировать, что мешает ребенку сосредоточиться, отвлекает его внимание, и самим создать необходимые условия, способствующие развитию его внимания

Наиболее сложным свойством внимания является его распределение — способность ребенка удерживать внимание на определенном числе объектов (действий) одновременно. Это свойство формируется постепенно на протяжении дошкольного и школьного возраста

Для детей раннего возраста представляет большие трудности одновременно совершать несколько видов деятельности, например, в танце работать одновременно руками и ногами.

Сложности в речевых занятиях представляют для ребенка раннего возраста слышать вопрос взрослого, смотреть на изображение, отвечать на поставленные вопросы. Подобные задания малыш получает уже в 1 год 9 месяцев, когда ему предлагается из двух изображений выбрать нужное. Но если взрослый действует методом, изложенным выше, он получает в ответ адекватную реакцию ребенка. При этом разводится одновременное действие раздражителей разного типа — зрительного и слухового

И если ребенку показываются две картинки и дается вопрос «Где то-то?», он не слышит вопроса взрослого и показывает на изображение, которое в наибольшей степени привлекает его внимание

Поэтому сначала снимается действие зрительных раздражителей. Взрослым молча показывается одна, далее другая картинка, затем обе прячутся, и задается вопрос «Где то-то?», предваряющий зрительное восприятие, и лишь после этого показываются обе картинки. В данном случае разводится воздействие разных раздражителей, и ребенок в ответ дает адекватную реакцию, правильно справляется с предложенным заданием.

Методика Гленна Домана

Американский врач-нейрофизиолог Гленн Доман разработал программу обучения детей с нарушением ЦНС, затем адаптировал ее для здоровых детей. Он пришел к выводу, что мозг развивается, только если интенсивно работает. Причем самое активное развитие происходит до трех лет. 

Доман предлагает интеллектуально развивать малышей с помощью специальных карточек с надписями и изображениями животных, предметов одежды и обихода— так называемых «интеллектуальных битов». По ним ребенок учится читать, считать, знакомится с окружающим миром.

Гленн Доман ввел также понятие «физический или двигательный интеллект» и предлагал родителям выполнять с детьми упражнения с самого рождения, чтобы стимулировать их к ползанию, ходьбе. Чем раньше ребенок начинает двигаться, тем быстрее развивается его мозг. 

Девиз: «Тренируем мозг с рождения».

Возраст: физические упражнения — с рождения, занятия по карточкам — с трех месяцев до 6 лет.

Что развивает: двигательные навыки, интеллект, память, счет, чтение.

Основные принципы:

  1. Желание ребенка заниматься.

Занятия в рамках методики проводятся, только если у ребенка хорошее настроение и есть интерес. В иных случаях они просто бесполезны.

  1. Регулярность.

Занятия проводятся каждый день утром, в обед и вечером с трех месяцев до трех лет. Нельзя пропускать дни. 

  1. Упорядоченность.

Карточки нужно показывать в определенной последовательности и вовремя обновлять.

Плюсы: 

  • Гармоничное физическое развитие ребенка.
  • Детям нравятся занятия, они учатся с удовольствием.
  • Увеличивается пассивный словарный запас;
  • На ребенка не оказывают давления.
  • Тренируется память.

Минусы:

  • Если прекратить занятия, изученное быстро забывается.
  • Требуется много усилий и времени от родителей, чтобы подготовить материал и организовать регулярные занятия.
  • Ребенок привыкает к пассивному получению информации, не учится добывать ее самостоятельно.
  • На занятиях не задействованы обоняние, осязание, не развиваются творческие способности, воображение, аналитическое мышление, фантазия.
  • По заключению Американской академии педиатрии, эффективность методики не подтверждена.

Что почитать родителям: 

  • Гленн Доман «Гармоничное развитие ребенка»;
  • Гленн Доман, Джанет Доман «Ключевые идеи книги: Как обучить вашего малыша математике. Ласковая революция»;
  • Гленн Доман, Джанет Доман «Ключевые идеи книги: Как научить своего малыша читать».

Категории

  • Анализы и диагностика(0)
  • Беременность и роды(86)
  • Бесплодие(2)
  • Болезни сосудов(0)
  • Болезни уха, горла, носа(0)
  • Гастроэнтерология(1)
  • Генетика и прогнозы(8)
  • Гинекология(19)
  • Глазные болезни(0)
  • Диетология(1)
  • Диетология и грудное вскармливание(49)
  • Иммунология(2)
  • Инфекционные болезни(0)
  • Кардиология(2)
  • Кожные болезни(3)
  • Косметология(1)
  • Красота и здоровье(0)
  • Маммология(12)
  • Маммология для Пап(1)
  • Наркология(4)
  • Нервные болезни(0)
  • Онкология(9)
  • Онкология для Папы(3)
  • Ортопедия(0)
  • Педиатрия(76)
  • Первая помощь(0)
  • Пластическая хирургия(0)
  • Половые инфекции(0)
  • Проктология(1)
  • Психиатрия(0)
  • Психология(16)
  • Психология для Папы(6)
  • Пульмонология(0)
  • Ревматология(0)
  • Репродуктивная система мужчины(4)
  • Сексология(0)
  • Спорт, Отдых, Питание(4)
  • Стоматология(0)
  • Счастливое детство(18)
  • Урология и андрология(7)
  • Хирургия(0)
  • Эндокринология(0)

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей 1,5–3 лет

Чтобы показать динамику изменений на уровне «было — стало», «не умел — научился», «не знает — знает», проводится диагностика исследовательских умений дошкольников. В первой младшей группе мониторинг познавательной активности и способностей начинается с момента поступления детей в ДОУ. Воспитателю рекомендуется завести портфолио на каждого ребёнка — папку, в которую вкладываются отчёты диагностики различных умений, сведения о достижениях, планы коррекции в каких-либо образовательных областях.

Диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей 1,5–3 лет проводится в двух направлениях:

  • Первичная диагностика — определение уровня активности исследовательских способностей в начале учебного года или перед внедрением новой обучающей технологии. Педагогическое исследование проводится в форме беседы с родителями или их анкетирования и наблюдения за деятельностью детей.
  • Специальная диагностика — спланированные и подготовленные мероприятия, предназначенные для максимального раскрытия способностей детей и их фиксирования. Для младших дошкольников мониторинг проводится в виде игровых ситуаций и упражнений.

Для определения места исследовательской деятельности в предпочтения детей проводится диагностика по методу Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности». Ребёнку предлагается рассмотреть картинки с изображением различных занятий: дети играют в кубики, изучают книги, проводят опыт, поливают цветы, рисуют, собирают конструктор. Ребёнку предлагается выбрать три ситуации, в которых он хотел бы оказаться. Выбор фиксируется в групповой таблице, воспитатель определяет заинтересованность коллектива в экспериментировании.

Методика «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой предназначена для мониторинга исследовательских интересов детей — с какими материалами и инструментами им нравится работать. Для проведения диагностики рекомендуется использовать игрушку или перчаточную куклу — визуализацию маленького исследователя. «Гость» просит ребёнка показать ему уголок экспериментирования и хочет совет — с чем бы ему познакомиться. Ребёнок должен сделать три выбора, которые фиксируются в бланк мониторинга.

Таблица: пример заполнения бланка для диагностик «Выбор деятельности»

Ф. И. ребёнка Выбор деятельности
1 2 3 4 5 6
1 Иванов Ваня + + +
2 Константинов Костя + + +
3 Николаев Коля + + +
4 Малышева Катя + + +
5–15 <…>
Итого 11 5 10 9 5 5

Номера выбора соответствовали видам деятельности: 1 — игра, 2 — чтение, 3 — экспериментирование, 4 — труд в зелёном уголке, 5 — изобразительная деятельность, 6 — конструирование из разных материалов. Таким образом, полученные данные указывают на то, что экспериментирование находится среди детских предпочтений наряду с игровой деятельностью и уходом за растениями.

Результаты оценки познавательно-исследовательской деятельности детей воспитатель заносит в карты наблюдений (можно сделать отдельно на каждого ребёнка или общую на группу).

Таблица: пример заполнения карты наблюдений по А. И. Ивановой

Виды деятельности Активность Самостоятельность Инициативность Ответственность Оригинальность Упорство Любознательность Восприимчивость к новым методам Познавательный компонент
Поисковая игра в сенсорном бассейне (поиск камешков среди песка) 3 3 3 1 2 1 3 3 2
Игра-опыт «Реактивный шарик» 3 2 2 1 2 1 3 2 2
Наблюдение на прогулке «Таяние сосулек» 3 3 3 1 2 1 3 3 2

Оценка познавательно-исследовательских навыков и умений проводилась по шкале от 1 до 3, где 1 — показатель низкого уровня, 2 — средний уровень, 3 — высокий уровень развития. По данным в таблице можно сделать вывод, что ребёнок, за которым наблюдал воспитатель, активный и любознательны, стремится к поиску новых знаний, но быстро теряет интерес и ленится. Исходя из этого педагог наметит корректировку с целью воспитания настойчивости, усидчивости и ответственности.

Есть ли эффективные методики раннего развития способностей к иностранным языкам?

Почему взрослому человеку бывает сложно выучить иностранный язык? Потому что язык — это не только слова и правила, но и определенный образ мысли, перестроить который во взрослом возрасте очень непросто. У ребенка все происходит иначе, потому что в его голове нет никаких языковых настроек. Дети, выросшие в двуязычных семьях, без особых усилий становятся билингвами, т.е. свободно владеют обоими языками. Этот «лайфхак» раннего развития известен уже давно, и в дореволюционные времена зажиточные российские семьи специально нанимали для своих детей гувернанток и нянь из Франции, Германии или других стран.

Если в вашей семье все говорят на русском, а выписывать заморскую гувернантку вы не собираетесь, сначала дайте малышу освоиться с родным языком, а обучение второму начинайте примерно с трех лет. Уроки должны проходить в игровой форме, полностью исключать любую зубрежку и наказания. Лучше всего раннему развитию способностей к языку способствует погружение в языковую среду. Прогресс малыша будет наиболее заметным, если он будет ходить в английский детский садик, используя новый язык для насущных задач коммуникации со сверстниками и воспитателями.

И не забывайте об одной очень важной детали: если вы решили обучать ребенка иностранному языку, останавливаться нельзя. Любой перерыв неизбежно обернется откатом в знаниях, и затем придется потратить время, чтобы вернуться к достигнутому ранее уровню

Развитие эмоциональной сферы на третьем году

В этом возрасте возникают эмоциональные реакции на сюжетные игры, взаимодействие с другими детьми и взрослыми. Но пока дети еще не умеют соблюдать правила запреты, ограничения, плюс примешивается кризис трехлетки. Нередко возникают бурные эмоциональные реакции – крики, гнев, злость, особенно при недостижении тех целей, которые были поставлены.

В общении с детьми возникают трудности, которые провоцируют различную палитру эмоций – при ущемлении интересов возникает агрессивность, эгоцентричность, невозможность сопереживания. Поэтому дети могут драться, щипаться, причинять боль. Они не переносят эти действия на себя и не осознают их последствий.

К трем годам возникает уже эстетическое чувство – дети воспринимают музыку, яркие краски, одежду и украшения, стремятся изучать природу. У них вызывает восторг и бурю эмоций все блестящее, ярко окрашенное, но дети уже отличают красоту от уродства. Возникают первые эмоции влюбленности, ревности, зависти, соперничества

Дети стремятся приковать к себе внимание взрослых

Автор статьи

Врач высшей квалификационной категории

Специальность: иммунолог

Стаж: 24 года

Сенсорное восприятие – это сигналы, которые получает наш мозг, а чем больше и разнообразнее эти сигналы, тем лучше для нашего развития.

Не стоит отделять развитие сенсорного восприятия вашего ребенка от его общего воспитания. Они идут бок о бок и приводят к одному результату – социализации.

Несмотря на то, что многие игрушки, которые сейчас продаются, имеют пометку «для развития сенсорного восприятия, сенсорного воспитания», нет необходимости выдумывать что-то новое.

При воспитании осязательных ощущений следует обратить внимание на восприятие формы и размера, восприятие текстуры, восприятие температуры, восприятие плотности. Для развития осязания ребенку просто нужно почаще разрешать трогать различные предметы

Но, в отличие от стихийного «трогания», малышу необходимо объяснять, что конкретно он трогает, или акцентировать его внимание на некоторых особенностях того предмета, который находится у него в руках

Для развития осязания ребенку просто нужно почаще разрешать трогать различные предметы

Но, в отличие от стихийного «трогания», малышу необходимо объяснять, что конкретно он трогает, или акцентировать его внимание на некоторых особенностях того предмета, который находится у него в руках

— Потрогай, какой шершавый (гладкий/мягкий/твердый/деревянный) и т.д.

Можно сделать ребенку «сенсорные ладошки»: вырезать из различных тканей (хлопка, бархата, кожи и др.), бумаги ладошки. Давая ребенку трогать каждую из ладошек, называйте материал.

Из подручных материалов можно также самостоятельно сделать ребенку сенсорное панно. Для этого потребуются: косточки различных фруктов и ягод (абрикосовые, вишневые, арбузные), пуговицы разных размеров, крупы (гречка, рис, горох, манка) и картонная коробка. Используя клей ПВА и собственную фантазию, приклеиваем подготовленные материалы на дно коробки.

Ребенку будет не только интересно прикасаться к различным материалам, но и полезно: развивается мелкая моторика ребенка, а вместе с ней и речь ребенка. Это связано с тем, что речевые центры головного мозга находятся с центром мелкой моторики. Таким образом, давай ребенку различные сенсорные стимулы, мы убиваем сразу двух зайцев.

Также стоит рассказывать о фигурах, с которыми знакомится ребенок, достаточно просто называть их, в будущем ребенок обязательно их запомнит.

Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит поэтапно. Формирование видов, функций, операций каждого процесса познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.

Младшие дошкольники познают мир непроизвольно

Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло

Поскольку ребенок в 3-4 года занят предметной деятельностью, то мышление его также направлено только на объекты, вызывающие любопытство.

Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью. Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств, событий, отношений – предстоит все их постигать.

Ко времени поступления в школу, наряду с непроизвольным восприятием и вниманием, дошкольнику важно уметь произвольно задействовать познавательные функции. Элементы произвольности закладываются на основе развития речи и таких свойств как познавательный интерес и любознательность

Раннее детство

Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.

Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.

Особенности этапа раннего детства:

  1. постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
  2. освоение установленных правил;
  3. начало осознания собственного «Я»;
  4. начало формирования самооценки;
  5. постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.

Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

Особенности эмоционального развития детей первого года

В течение первого года жизни эмоциональное развитие имеет целый ряд особенностей, которые типичны для младенчества. Эмоциональные реакции кратковременные, они очень бурные в своем выражении, но неустойчивые и быстро истощаются. Формирование эмоционального возбуждения обладает сильным влиянием на поведение ребенка в целом. Дети этого возрастного периода крайне впечатлительные, их эмоции резко меняются от положительных к отрицательным, особенно при наличии в окружении других детей. В этом периоде типично так называемое «эмоциональное заражение». Если малыш начинает плакать, то его начинают поддерживать и окружающие его дети этого же возрастного периода.

Полезные советы для данного возрастного периода:

  • родителям нужно ставить себе задачи взаимодействовать с крохой таким образом, чтобы достичь его спокойствия и радостного расположения духа;
  • много играть с малышом, часто быть рядом, чтобы он ощущал присутствие родного человека.

Негативные эмоции у детей данного возраста наиболее часто возникают при нарушениях режима дня, ощущении голода, употреблении новых продуктов, вкус которых незнаком, при умывании или укладывании, если малыш недостаточно насытился общением со взрослыми, если не созданы условия для самостоятельных игр. Кроме того, детей этого возраста могут раздражать попытки разорвать сильную привязанность к одному из членов семьи, рассогласованность в процессе воспитания, разные требования от членов семьи к малышу.

Как раскрыть потонцеальные возможности ребенка

Ни один специалист по раннему развитию не сможет сказать, в каком возрасте у ребенка могут проявиться склонности к тому или иному виду занятий. У кого-то четко прослеживается любовь к определенной деятельности уже в годовалом возрасте, кто-то начинает проявлять свои способности уже ближе к школе.

Если ребенок проявляет одинаковую активность в различных сферах, определить его потенциальные возможности может помочь педагог-психолог. Стандартные тестирования, такие как тест на IQ, можно использовать у школьников, а для малышей будут полезны специальные задания с яркими картинками, игры, пересказ сюжетов из сказок.

Чтобы распознать склонности ребенка, наблюдайте за ним. Если малыш быстро схватывает информацию и выполняет определенные задания быстрее, чем сверстники, – это признак способностей. Также обязательное условие – вовлеченность, то есть ребенку должно нравиться то, что он делает.

После того, как родителям самим или после консультации с психологом удалось выявить потенциал ребенка, остается только его поддерживать. Например, если малышу нравится рисовать, имеет смысл приобретать ему новые материалы, предлагать не только альбом, но и ватман, не только гуашь, но и акварель, акрил и т. д. В зависимости от возраста также можно подумать о том, чтобы отдать ребенка в кружок или секцию.

Проблема формирования познавательных интересов дошкольников

Стремительное развитие информационных технологий настраивает родителей и воспитателей на то, чтобы выбрать наиболее эффективные методы обучения. Для этого на творческих занятиях используются инновационные методы.

С младшего дошкольного возраста, применяя конструкторы можно постепенно вводить кроху в мир многообразных форм и образов, учить и при этом не перегружать его информацией

У трёхлетки ещё непроизвольное внимание и взрослый во время игры учитывает эту возрастную особенность. Так, например, сегодня при помощи конструктора ребёнок участвует в игре театрализации, а завтра мастерит из него игрушку украшение маме в подарок

Все занятия взаимосвязаны между собой. На каждом из них педагог побуждает дитя действовать и творить под руководством взрослого.

В старших группах детского сада используется инновационный метод проектов. Обычно ребёнок, занятый в проекте может решать творческие задачи разными способами. При этом он упражняется в составлении коротких рассказов, производит математические вычисления, рисует, лепит, конструирует

Так как уровни познавательного интереса у каждого дошкольника разные, то для педагога во время взаимодействия со старшими детьми важно изучить познавательный интерес каждого из них и раскрыть таланты и способности ребят

Пример проекта Профессии моих родных со старшими дошкольниками.

Работа разбивалась на несколько этапов. Состояла из творческих занятий по развитию речи (познавательно речевое развитие; экскурсия на предприятие), художественно творческой деятельности (создание общего коллажа из рисунков и фото о профессиях родных), творческих игр. При этом ребята знакомились с профессиями своих близких, у них появлялся интерес и желание посмотреть своими глазами, где работают папа, мама, бабушка, дедушка. Используя помощь взрослых дети сами составляли коллаж, пользовались компьютером, принтером. В играх моделировали ситуацию на заводе, где побывали на экскурсии. Представляли себя сварщиками, мастерами участка.

Младший дошкольный возраст (3 — 5 лет).

    Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки.  Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита. Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие

Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер

Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.

    В младшем дошкольном возрасте у ребенка также развиваются такие способности как:

  1. произвольность (возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);  
  2. способность к обобщению переживаний (начинает появляться стойкое отношение к чему-либо,  т.е. развитие чувств); 
  3. в начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное;
  4. в нравственном развитии осуществляется переход от принятия культурных и нравственных норм как данности к сознательному их принятию.

    Младший дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Именно в период от 3 до 5 лет в развитии речи происходят значительные изменения.К4-м годам малыш начинает активно овладевать синтаксической стороной речи, в его речи возрастает количество распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    Ребенок осваивает предлоги, сложные союзы. К 5 годам дети уже хорошо понимают прочитанный вслух текст, способны пересказать сказку или рассказ, построить рассказ по серии картин, обосновывать ответы на вопросы

В этот период важно не упустить время и регулярно проводить с малышом занятия на развитие речи: беседы по картинке, упражнения на развитие дикции, театральные игры

    К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического мышления детей. Они осваивают прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине), умеют обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и классифицируют предметы. 

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан — бельгийская актриса и мама двух дочерей. Под влиянием системы обучения Гленна Домана она создала собственную методику раннего развития. Сесиль считает, что ребенок с рождения должен получать полезную и интересную информацию в избытке. 

Например, Сесиль предлагает учить ребенка читать, как только он заговорил. Написать названия на всех предметах обихода: кровать, стул, стол. Имя ребенка приклеить на спинку кровати, чтобы он видел его каждое утро.

Кроме визуального воздействия, нужно использовать тактильное и слуховое, обоняние и вкус — рисовать, играть на музыкальных инструментах, плавать и даже ездить верхом. 

Сесиль отказалась от жестких рамок в занятиях с ребенком и добавила в свой метод свободы.

Девиз: «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который нужно зажечь». 

Возраст: с рождения и до 7 лет.

Что развивает: двигательная активность, чтение, письмо, логика, счет, общий кругозор.

Основные принципы:

  1. Родительская ответственность.

Самые важные учителя для ребенка — это его родители. Поэтому методика подходит для домашнего обучения

Важно спланировать занятия и четко следовать плану

  1. Отсутствие давления.

Обучение должно проходить, только если ребенку интересно, и заканчиваться до того, как он устал.

  1. Безоценочность.

Не надо проверять и оценивать знания ребенка. Пусть он просто занимается и получает удовольствие.

  1. Практикоориентированность.

Нужно не просто загружать знания в ребенка, а учить применять их.

Плюсы: 

  • Методика подходит для семейного обучения, поэтому не придется никуда специально ходить. 
  • Задействованы все сферы — интеллектуальная, эмоциональная, физическая, сенсорная. С рождения развиваются все пять чувств.
  • Стимулируется познавательный интерес.
  • Формируется тесная связь родителя и ребенка.

Минусы:

  • Методика требует от родителей полной самоотдачи, много времени и сил.
  • Требуются дидактические материалы в большом количестве, а они дорого стоят и тяжело изготавливаются.

Что почитать родителям:

Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя. Всестороннее развитие ребенка с первых дней жизни». 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: