Анализ занятия воспитателя в доу по фгос

Рассмотрим два вида анализа: самоанализ и анализ коллег

Подготовительный класс в детском садике создан для подготовки к школе. Главная цель — воспитание ребенка и развитие речи, умения выражать свои мысли, общаться со сверстниками.

Контрольный урок в детском саду

Используя пример анализа, воспитатель может проверить себя самостоятельно на соблюдение требований программы, или пройти официальную проверку.

В ходе проверки ведется наблюдение за ходом занятия и ставится оценка по всем пунктам:

  • раскрыты цели и задачи урока;
  • воспитатель разъясняет материал доходчиво, интересно и содержательно;
  • дети заинтересованно слушали текст, поняли его смысл и смогли пересказать;
  • воспитанники научились слушать ответы друг друга и давать подсказки, а также отвечать самостоятельно.

В ходе урока должна быть достигнута главная цель — пересказ ребенком небольшого текста.

Схема анализа занятия по развитию речи в средней группе

Занятие НОД состоит из трех этапов и оценивается по шаблону.

Этапы занятия:

  1. Формирование мотивации к занятию, приглашение детей для чтения сказки.
  2. Фиксация цели урока в устной форме перед детьми.
  3. Урок и подведение итогов.

Занятие по развитию речи

Воспитатель, который проводит анализ, заполняет шаблон документа для проверки и оценивает работу в группе. В шаблоне представлены следующие пункты для анализа:

  • создание воспитателем подходящей атмосферы для занятия;
  • дети дают односложные или многосложные, развернутые ответы;
  • ребята открыто ведут диалог, контактируют с другими детьми из группы;
  • насколько хорошо дети воспринимают информацию, которую доносит до них педагог;
  • развивается ли речевой аппарат детей, выполняют ли они специальные упражнения;
  • проводится ли индивидуальная работа с отстающими детьми;
  • соблюдена ли структура урока, смена деятельности и динамическая пауза;
  • сохраняется ли интерес детей на протяжении всего занятия.

В конце документа проверяющий ставит свою подпись под словами «Анализируя проведенную деятельность в группе, считаю, что поставленная цель и задачи были достигнуты в полной мере».

Схематичный план анализа занятия по развитию речи в старшей группе

Для контрольного урока выбирается особая, связная тема, для развития навыков чтения и речи.

Как сделать логопедические пособия для дошкольников своими руками

Важно! Дети, посещающие сад, проходят подготовку к школе в старшей группе, поэтому, основная задача педагога — оказание помощи тем воспитанникам, которые испытывают трудности в произношении и понимании смысла прочитанного, а также общая комплексная работа со всеми детьми по формированию навыков чтения. Схематично план для анализа урока выглядит следующим образом:. Схематично план для анализа урока выглядит следующим образом:

Схематично план для анализа урока выглядит следующим образом:

Шаблон для проверки

В ходе занятия в ДОУ оценивается, прежде всего, работа преподавателя по следующей схеме:

  1. Умение точно и логично объяснить материал.
  2. Восприятие психического состояния ребенка: вовлеченность, усталость, тревога, раздражительность;
  3. Наличие педагогического такта, выразительной речи;
  4. Способность правильно организовать занятие;
  5. Контроль учебного процесса педагогом.

Дополнительная информация! По результатам проверки выставляется общая оценка.

Шаблон анализа занятия в подготовительной группе

Для проведения анализа занятия в подготовительной группе ДОУ нужно воспользоваться следующим шаблоном:

Анализ непрерывной образовательной деятельности в старшей группе МБОУ «название сада»

  1. Общие сведения: возраст детей, ФИО воспитателя, образовательная область «Развитие речи», тема и цель занятия.
  2. Соответствие занятия действующим нормам ФГОС, взаимодействие между взрослым и ребенком, соответствие комплесно-тематическому принципу.
  3. Наблюдение за ходом занятия.
  4. Использованные приемы и методики.
  5. Анализ деятельности воспитателя.
  6. Рекомендации по итогам проверки.

В конце документа ставится фамилия и подпись проверяющего.

Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ: пример по лепке

План заполнения:

  • Тема и тип занятия.
  • Цель (сформировать условия для закрепления умения лепить).
  • Задачи (обучающая — отточить навыки раскатки, прищипывания, соединения, сглаживания, например, ушек лесного животного, развивающая — развитие мелкой моторики и сообразительности, воспитывающая — учить аккуратности, бережному отношению, внимательности).
  • Характеристика места занятия и группы.
  • Структурированность занятия (вводная, основная и заключительная части).
  • Характеристика методов и приемов (словесных — беседы, вопросы, повторение, наглядных — демонстрация, игровых, практических, контроля).
  • Этапы занятия (вводная, непосредственно лепка/аппликация, подведение итогов).
  • Что получилось.
  • Что не получилось.

Анализ занятия в ДОУ по ФГОС (образец, пример всегда можно найти в сети), это чрезвычайно важный элемент. Фактически, это оценка занятий, как со стороны педагога, так и со стороны внешних наблюдателей. Стандарт предполагает, что анализируются все занятия, которые осуществляет образовательное учреждение, начиная с таких, как физкультура и рисование, заканчивая открытыми уроками по таким предметам, как математика и чтение. В любом случае, именно анализ проводимых занятий позволяет определить степень эффективности таковых, выделить направления развития, а также получить советы более старших коллег и услышать мнение со стороны.

Плюсы и минусы минувшего учебного года

В минувшем году были выявлены следующие проблемы и достигнуты успехи.

Проблемы:

  • Не все родители прислушиваются к советам воспитателей и продолжают нарушать режим дня, поздно приводят детей в детский сад. Воспитанники пропускают утреннюю зарядку, а иногда и завтрак;
  • Не полностью укомплектована предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с современными требованиями.

Успехи:

  • Посещаемость детьми ДОУ возраста;
  • Заметно возрос авторитет и популярность педагогов среди родителей группы.

С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2015 – 2016 учебный год:

  1. Продолжать проводить профилактические мероприятия с целью повышения посещаемости детей, укрепление здоровья, развития двигательной и гигиенической культуры детей.
  2. Продолжать принимать активное участие в методических мероприятиях города и детского сада.
  3. Развивать познавательную активность детей через обогащение и представление об окружающем мире.
  4. Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов.
  5. Пополнить: дидактический и раздаточный материал на развития логического мышления; уголок сюжетно-ролевых игр; книжный уголок литературой по возрасту.
  6. Продолжать работу над темой по самообразованию.

Виды деятельности для самоанализа

Как и при проведении мониторинга проблемного характера, самоанализ организуется для любого образовательного направления. Более того, схемы составления диагностических карт для диагностики занятий также будут едины. Самоанализ проводится и для прогулок, развлечений, утренников. Однако если при разборе НОД ключевой будет организация познавательной активности (к примеру, проведение обучающей игры) и физического развития, то акценты в самоанализе развлечений и прогулок смещаются в сторону социально-коммуникативной деятельности, то есть организации и проведения игр.

Анализ своей работы на занятиях и досуговых мероприятиях позволяет педагогу составить диагностическую карту развития:

  • игровой деятельности (например, во второй младшей группе малыши не делились игрушками, но в средней и старшей эта проблема была решена);
  • нравственно-патриотического, культурного воспитания (так, обычно с помощью самоанализа педагог намечает те направления изучения географии и культуры своей страны, с которыми дети ещё не знакомы, отметив в самоанализе, к примеру, что дети путаются в различении понятий столица и страна, или не могут объяснить разницу между выставкой и ярмаркой);
  • познавательной деятельности (это направление обычно исследуется в динамике начиная с первой младшей группы и вплоть до подготовительной, то есть результаты имеет только промежуточные, а в подготовительной группе этот аспект анализа становится ключевым, составляя основу характеристики будущего первоклассника).

Зачем нужен самоанализ педагогу-дошкольнику?

Этот документ – вроде удостоверения личности воспитателя. По самоанализу можно оценить профессионализм педагога, умение видеть, анализировать собственные плюсы и минусы как специалиста, а также – планировать дальнейший рост своего мастерства.

Согласно новым требованиям, на аттестацию обязательно нужно представить свое портфолио, в котором есть и самоанализ педагогической деятельности на протяжении периода между аттестациями. Особенно трудно писать этот документ в первый раз, когда ожидается аттестация на первую категорию.

Чтобы облегчить себе задачу, постарайтесь просто ответить на несколько важных вопросов:

  • Что представляет собой коллектив детей, с которыми я работаю? Здесь можно написать о количестве воспитанников, их возрасте, есть ли новые дети, какая общая атмосфера в группе и т.п.
  • Какие цели и задачи я ставлю перед собой как воспитатель, что планирую сделать за год? Перечисляются общие цели: создание благоприятной обстановки для всестороннего развития каждого ребенка, формирование творческих способностей. Также обеспечение здоровья, физического развития, психического и эмоционального благополучия.
  • Если у вас есть конкретная проблема в группе, то нужно о ней написать. Например, коллектив не принял нового ребенка или новый ребенок не может адаптироваться в коллектив. Что вы планировали делать с проблемой?
  • В каких условиях вы работаете? Нужно охарактеризовать материально-техническую базу, методические материалы, учебные пособия и т.п. Какие материалы были разработаны вами лично, что приобретено в группу?
  • Какие темы вы изучили на курсах повышения квалификации? Расскажите, где и чему вы обучились.
  • Расскажите, как вы понимаете суть учебно-воспитательного процесса, который вы организуете. Здесь можно пуститься в размышления о смысле вашей работы вообще и по конкретным задачам в частности.
  • Как вы контролируете результаты своей деятельности? Здесь опишите диагностики, тестирования и т.п. Можно предоставить образец анкеты или диагностики, если вы разработали его сами.
  • Какие мероприятия вы провели с воспитанниками и их родителями? Какие цели вы ставили и достигли ли вы намеченных результатов? Если у вас есть самоанализ по конкретному занятию, можно использовать как вставку.
  • Какие проблемы предстали перед вами в анализируемый период? Это может быть недопонимание с родителями, конфликтные ситуации между детьми, возможно – трения с коллегами или плохая материально-техническая база группы.
  • Как вы решили проблемы? Здесь нужно конкретно описать пути разрешения конфликтов и других проблемных ситуаций.
  • Как называется ваша тема по самообразованию? Что вы сделали по самообразованию за истекший период?

Виды деятельности для самоанализа

Как и при проведении мониторинга проблемного характера, самоанализ организуется для любого образовательного направления. Более того, схемы составления диагностических карт для диагностики занятий также будут едины. Самоанализ проводится и для прогулок, развлечений, утренников. Однако если при разборе НОД ключевой будет организация познавательной активности (к примеру, проведение обучающей игры) и физического развития, то акценты в самоанализе развлечений и прогулок смещаются в сторону социально-коммуникативной деятельности, то есть организации и проведения игр.

Анализ своей работы на занятиях и досуговых мероприятиях позволяет педагогу составить диагностическую карту развития:

  • игровой деятельности (например, во второй младшей группе малыши не делились игрушками, но в средней и старшей эта проблема была решена),
  • нравственно-патриотического, культурного воспитания (так, обычно с помощью самоанализа педагог намечает те направления изучения географии и культуры своей страны, с которыми дети ещё не знакомы, отметив в самоанализе, к примеру, что дети путаются в различении понятий столица и страна, или не могут объяснить разницу между выставкой и ярмаркой),
  • познавательной деятельности (это направление обычно исследуется в динамике начиная с первой младшей группы и вплоть до подготовительной, то есть результаты имеет только промежуточные, а в подготовительной группе этот аспект анализа становится ключевым, составляя основу характеристики будущего первоклассника).

Цели и задачи проведения самоанализа в детском саду

Самоанализ — это разбор содержания (тематики, целей, задач, приёмов) и формы (соблюдения хронометража, логичности и последовательности видов работы) проведённого элемента образовательной деятельности, то есть занятия, развлечения, утренника или режимного момента.

Умение делать самоанализ и использовать его в работе является важной составляющей успешного педагога

Целями проведения самоанализа является:

  • выявление уровня освоения воспитанниками образовательной программы (эта цель проведения самоанализа становится основной при разборе занятий в старшей и подготовительной группах, так как данный параметр является главным показателем готовности детей к школе);
  • определение недостатков в использовании методических приёмов взаимодействия с детьми (например, в первой младшей группе акцент на практические способы взаимодействия, вместо игровых и наглядных, которые детьми 1,5–3 лет воспринимаются лучше);
  • установление организационных просчётов (например, слишком затянутая физминутка в основном этапе занятия и, как следствие, скомканная рефлексия в заключительном).

Для осуществления поставленных целей самоанализа образовательной деятельности этот вид диагностики призван решить следующие задачи:

  • оценить объективность поставленных целей, то есть то, насколько соотносятся между собой время на их реализацию и уровень подготовленности детей (критерий реалистичности часто «хромает» на занятиях молодых педагогов, которые задаются целями «глобального» масштаба, например, в старшей группе развивать навык чтения длинных отрывков сказок, не учитывая того, что некоторые дети в 5–6 лет не читают вовсе или делают это очень медленно);
  • выявить уровень усвоения детьми программного материала и определить пробелы, которые затем будут устранены в процессе дальнейшей работы со всей группой или индивидуально;
  • выбрать оптимальный для группы способ интеграции разных образовательных областей в рамках одного вида НОД (так, для некоторых групп, хорошо усваивающих материал, допустимо совмещать математику с рисованием, когда как для других, неуспевающих детей, интеграция возможна только в рамках близких направлений, к примеру, рисование и лепка);
  • определить психологическую оправданность содержания форме занятия, то есть выбора приёмов работы (игр, наглядности и т. д.) под конкретную тему;
  • оценить эффективность использования мотивационных приёмов, формы подведения итогов и способов поддержания интереса ребят (особенно актуальной эта задача становится в работе с детьми первой и второй младших групп, так как малыши не обладают в нужной мере способностью самостоятельно переключаться с той или иной деятельности, указанной педагогом).

Самоанализ включает элементы проблемного анализа, который проводится методистом или коллегами

Цели и задачи проведения самоанализа в детском саду

Самоанализ — это разбор содержания (тематики, целей, задач, приёмов) и формы (соблюдения хронометража, логичности и последовательности видов работы) проведённого элемента образовательной деятельности, то есть занятия, развлечения, утренника или режимного момента.

Умение делать самоанализ и использовать его в работе является важной составляющей успешного педагога

Целями проведения самоанализа является:

  • выявление уровня освоения воспитанниками образовательной программы (эта цель проведения самоанализа становится основной при разборе занятий в старшей и подготовительной группах, так как данный параметр является главным показателем готовности детей к школе);
  • определение недостатков в использовании методических приёмов взаимодействия с детьми (например, в первой младшей группе акцент на практические способы взаимодействия, вместо игровых и наглядных, которые детьми 1,5–3 лет воспринимаются лучше);
  • установление организационных просчётов (например, слишком затянутая физминутка в основном этапе занятия и, как следствие, скомканная рефлексия в заключительном).

Для осуществления поставленных целей самоанализа образовательной деятельности этот вид диагностики призван решить следующие задачи:

  • оценить объективность поставленных целей, то есть то, насколько соотносятся между собой время на их реализацию и уровень подготовленности детей (критерий реалистичности часто «хромает» на занятиях молодых педагогов, которые задаются целями «глобального» масштаба, например, в старшей группе развивать навык чтения длинных отрывков сказок, не учитывая того, что некоторые дети в 5–6 лет не читают вовсе или делают это очень медленно);
  • выявить уровень усвоения детьми программного материала и определить пробелы, которые затем будут устранены в процессе дальнейшей работы со всей группой или индивидуально;
  • выбрать оптимальный для группы способ интеграции разных образовательных областей в рамках одного вида НОД (так, для некоторых групп, хорошо усваивающих материал, допустимо совмещать математику с рисованием, когда как для других, неуспевающих детей, интеграция возможна только в рамках близких направлений, к примеру, рисование и лепка);
  • определить психологическую оправданность содержания форме занятия, то есть выбора приёмов работы (игр, наглядности и т. д.) под конкретную тему;
  • оценить эффективность использования мотивационных приёмов, формы подведения итогов и способов поддержания интереса ребят (особенно актуальной эта задача становится в работе с детьми первой и второй младших групп, так как малыши не обладают в нужной мере способностью самостоятельно переключаться с той или иной деятельности, указанной педагогом).

Самоанализ включает элементы проблемного анализа, который проводится методистом или коллегами

Как закончить самоанализ?

В завершение самоанализа уместно рассказать о своих наградах – грамоты, дипломы, благодарности и плавно перейти к обобщению вышесказанного. Если вы претендуете на высшую категорию, хорошо бы представить план по повышению собственного профессионализма на будущий аттестационный период.

Также перечислите свои недостатки и достоинства как специалиста и личности и расскажите, как работаете над собой. Возможно, есть конкретные препятствия для вашего профессионального роста, можно их указать.

Если сказать одним предложением о сути самоанализа, то можно так: вы должны описать свою целенаправленную работу с детьми, родителями, взаимодействие с коллегами и свою роль в микросоциуме (детском саду).

Вообще самоанализ пишется в свободной форме, нет строгих канонов. Но ключевые моменты, которые указаны выше, должны присутствовать обязательно, чтобы вы могли рассчитывать на положительную оценку вашей деятельности комиссией.

Если у вас есть вопросы, не стесняйтесь, задавайте, я обязательно отвечу подробно!

Покажите мою статью своим друзьям, если среди них есть воспитатели, просто кликните по иконкам соцсетей. Также подписывайтесь на новые материалы, постараюсь сделать свой блог интересным для всех!

Роль самоанализа урока

Каждый педагог должен уделять время самоанализу урока, так как это позволит изучить свои результаты и повысить эффективность уроков. По причине часто смены подходов и требований к современному уроку у учителя могут возникнуть проблемы с распределение времени и структурой занятий. Зачем нужен самоанализ урока? Все очень просто. Учитель, который не умеет анализировать и выявлять недочеты в своей деятельности, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.

В педагогических ВУЗах к сожалению очень мало уделяют внимания проблеме самоанализа урока. В итоге молодым педагогам трудно самостоятельно анализировать свою деятельность на уроке. Требуется много сил и самоотдачи, чтобы научиться смотреть на свою педагогическую деятельность не с субъективной, а с объективной стороны.

Молодому педагогу тяжело разобраться со всеми тонкостями и новшествами современного ФГОС. Отсюда и отсутствие стремления к самоанализу. Кроме того, обили бумажной работы и несоответствие существующего оборудования в школах рекомендуемому напрочь отбивает желание вникать в тонкости педагогической деятельности, превращая её в бездуховную рутину.

В современной педагогике существует четко обозначенное определение самоанализ урока. Данное определение зафиксировано во ФГОС второго поколения и позволяет полностью осознать сущность и роль самоанализа урока в деятельности педагога.

Именно самоанализ урока играет важную роль в выявлении недостаточно эффективных методов и приемов, которые мешают добиться поставленных учебных задач в отведенные временные сроки.

Рисунок 1. Самоанализ урока

Роль самоанализа урока в рамках ФГОС нового поколения определяется его обширными возможностями в сфере направления педагогического мастерства каждого отдельного учителя при помощи регулярных самонаблюдений и работы над ошибками. Умение педагога анализировать собственные уроки является одним из важнейших факторов повышения уровня образования в целом.

Анализ логопедического занятия

Анализ занятия выявляет эффективность организаторских способностей логопеда. При обнаружении недочётов в подготовке или проведении занятия намечаются коррективы в методической деятельности педагога.

Оценивать составляющие занятия можно при помощи балльной системы. Для этого заполняется технологическая карта.

Бланки самоанализа заполняются самим логопедом и хранятся в методической папке специалиста

Таблица: фрагменты анализа логопедического занятия

Составляющая занятия Анализ
Мотивация воспитанников Принцип мотивации к учению достигался через методы:
  • постановки законченных инструкций;
  • включение в занятие современных реалий;
  • создание условий для достижения, а не получения похвалы;
  • проблемные задания, познавательные вопросы.
Дидактические цели Реализованы. Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. Во время занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а также развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления).
Коррекционно-развивающие упражнения Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой:
  • включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций;
  • задания с опорой на несколько анализаторов.
Источник

Грамотная и красивая речь является показателем развития интеллектуальных способностей. Случается, что ребёнок испытывает трудности в произнесении отдельных звуков или при построении фраз. Своевременное диагностирование речевых дефектов и занятия со специалистом помогут избежать серьёзных проблем в дальнейшем.

Работа с родителями

В примерах анализа занятий воспитателя детского сада часто исследуется не только работа с детьми, но и с родителями, так как они в процессе взаимодействия с ребенком оказывают на него большее влияние

Часто они приводят ребенка на занятия с опозданием, а вначале дня с детьми проводят гимнастику, в таком случае нужно обратить их внимание на важность своевременного прихода, поговорить о затруднениях малыша в выполнении определенных заданий, о его эмоциональном состоянии

В отчете оценивается, насколько сочетаются наглядные, творческие, словесные, игровые приемы.

Воспитатель должен в течение занятия уделить время каждому ребенку, его речь и интонации должны соответствовать тематике. Он выполняет пункты программ в отведенное время, а если его не хватило, то отметить, по каким причинам: в результате неправильного планирования или нарушения ритма занятий.

Согласно с федеральными требованиями, воспитатель должен проводить самостоятельный анализ каждого занятия для того, чтобы выявить недостатки, отметить ценные педагогические находки, продумать, как можно помочь малышам в развитии.

Самоанализ воспитателя на 1 категорию.

Для реализации задачи по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья я работаю совместно с медицинским персоналом. В нашем детском саду созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья: соблюдения режима дня, прием детей на свежем воздухе, утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика после сна, релаксация, пальчиковые игры, подвижные игры на свежем воздухе.

Применение их на практике помогает детям сохранить здоровье за период пребывания в детском саду: снимает психическое напряжение, успокаивает, позволяет снизить заболевание и количество часто болеющих детей. (Приложение 1) Игровые технологии я использую для социального развития детей

Для этого важно создание условий для формирования коммуникативных навыков

Приёмы для проведения самоанализа

Самоанализ проводится при помощи интеграции трёх видов приёмов.

Речевые способы

Как правило, форма составления самоанализа письменная. Если воспитатель принимает участие в конкурсе педагогического мастерства, то составление письменного мониторинга является обязательным требованием к наполнению методической папки соискателя. При этом выступления на методическом или педагогическом совете детского сада с выводами по самодиагностике проходят в устной форме.

Наблюдение

В контексте самоанализа этот приём применяется для анализа деятельности детей, а также организационной подготовки занятия. Так, при помощи наблюдения педагог может судить о:

  • выборе подходящих или неподходящих иллюстраций по теме (например, если во второй младшей группе иллюстрации сезонных изменений в природе будут маленького формата, то составить описание примет разных времён года по картинкам дети не смогут, так как просто не увидят всех деталей);
  • детях, нуждающихся в особом внимании (к примеру, если обычно спокойный ребёнок много крутится, отвлекает других на этапе систематизации знаний, возможно, есть блок материала по теме, который малыш не запомнил);
  • удачных или неудачных вариациях приёмов взаимодействия с воспитанниками (например, выполнение рисунка после чересчур активной физкультпаузы может быть скомканным, так как дети будут перевозбуждены предшествовавшей двигательной активностью).

Наблюдая за ребятами в процессе той или иной деятельности педагог может оценить продуктивность сочетания разных приёмов в работе

Практические приёмы для самоанализа

Этот вид работы предполагает анализ ожидаемых результатов, обозначенных в конспекте занятия, тем, которые были достигнуты по факту. Иными словами, воспитатель соотносит первую часть конспекта с целями, задачами и свои впечатления от проведённого занятия, касающиеся уровня усвоения детьми знаний, умений и навыков по конкретной теме.

План самоанализа урока

В настоящее время на помощь учителю может прийти стандартный план составления самоанализа урока

Он позволит грамотно структурировать свою работу и не упустить из виду ни одного важного аспекта

План самоанализа урока в обязательном порядке включает в себя структуру характеристики класса, в котором проводился анализируемый урок.

I. Характеристика класса включает в себя следующее:

  1. межличностные отношения;
  2. недостатки биологического и психического развития;
  3. недостатки подготовленности класса.

Немаловажным элементом плана самоанализа урока является роль или другими словами, место урока в изучаемой теме и в изучении предмета в целом.

II. Место урока в изучаемой теме в плане самоанализа урока отражается посредством выявления характера связи урока с предыдущим и последующим уроками по предмету.

III. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях которые обозначены во ФГОС, а именно:

  1. образовательная цель урока,
  2. развивающая цель урока,
  3. воспитывающая цель урока.

Следом за характеристикой цели урока следует характеристика плана урока.

IV Характеристика плана урока включает в себя:

  1. содержание учебного материала;
  2. методы обучения;
  3. приёмы обучения;
  4. формы организации познавательной деятельности.

Следующим шагом в процессе самоанализа урока является изучение того, как был построен урок в соответствии с планом, т.е. насколько объем выполненных заданий совпадает с запланированным объёмом.

V. Соответствие реального построения урока запланированному.

В рамках данного пункта плана учитель проводит разбор этапов урока, а именно, анализирует как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока, на получение конечного результата.

VI. Структурный аспект самоанализа урока:

  1. анализ каждого элемента урока;
  2. его вклад в достижение результата;
  3. доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

Отдельно следует выделить функциональный аспект в рамках самоанализа урока. Он необходим для выявления ошибок педагога в расчете сложности заданий. Кроме того, данный аспект позволяет оценить уровень достижения поставленных целей и сформулированных на их основе задач.

VII. Функциональный аспект:

  1. насколько структура урока соответствовала общей цели;
  2. соответствие возможностям класса;
  3. анализ стиля отношений учителя и учащихся;
  4. влияние на конечный результат урока.

VIII. Аспект оценки конечного результата урока:

  1. формирование универсальных учебных действий на уроке;
  2. определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
  3. причины разрыва;
  4. выводы.

Критерии технологической компетентности

В современных условиях самоанализ урока должен подтверждать достойный уровень компетентности педагога. ФГОС требует от учителя высокий профессиональный уровень владения предметом и педагогическими навыками. Компетентного педагога в современных условиях характеризует наличие критического мышления, а именно способность среди множества решений выбрать оптимальное. Для того, чтобы не терять высокий уровень компетенции учитель должен постоянно совершенствовать свои знания. Отсюда соответственно и вытекает важная роль критериев технологической компетентности, которые отражены во ФГОС и наглядно показаны на рисунке 2.

Рисунок 2. Критерии технологической компетентности

Этапы проведения работы

Образец самоанализа занятия воспитателя ДОУ по ФГОС поможет правильно провести работу. План включает в себя следующие аспекты:

Характеристика детской группы.
Сопоставление материала и программы.
Цель.
Задача.
Использование наглядных пособий.
Этапы и последовательность занятия.
Атмосфера на уроке.
Детское поведение.
Результат.

Первое, что необходимо сделать, – дать характеристику группы. Следует уточнить, проводилась ли предварительно какая-либо работа, учитывались ли возможности, особенности детей во время планирования урока. Затем сопоставляется использованный материал с программой, возрастом, оглашаются поставленные цели и задачи. Выясняются причины неудач, успеха. Определяется, насколько качественным был дидактический материал, наглядные пособия, их эстетический вид. Сохранялась ли структура занятия и четкие переходы между этапами. Выделяются активные методы.

Далее дается характеристика атмосферы на занятии: насколько увлечены дети, присутствовали ли положительные эмоции, за счет чего были заинтересованы малыши, кто и как часто выступал, причины молчания остальных. Определяется форма работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Воспитатель должен проанализировать свою способность организовать детей, наладить с ними контакт, а также охарактеризовать доступность речи.

Подводится итог: была ли достигнута поставленная цель, выполнены ли все задачи, что не получилось и как тогда выйти из ситуации.

Приёмы для проведения самоанализа

Самоанализ проводится при помощи интеграции трёх видов приёмов.

Речевые способы

Как правило, форма составления самоанализа письменная. Если воспитатель принимает участие в конкурсе педагогического мастерства, то составление письменного мониторинга является обязательным требованием к наполнению методической папки соискателя. При этом выступления на методическом или педагогическом совете детского сада с выводами по самодиагностике проходят в устной форме.

Наблюдение

В контексте самоанализа этот приём применяется для анализа деятельности детей, а также организационной подготовки занятия. Так, при помощи наблюдения педагог может судить о:

  • выборе подходящих или неподходящих иллюстраций по теме (например, если во второй младшей группе иллюстрации сезонных изменений в природе будут маленького формата, то составить описание примет разных времён года по картинкам дети не смогут, так как просто не увидят всех деталей),
  • детях, нуждающихся в особом внимании (к примеру, если обычно спокойный ребёнок много крутится, отвлекает других на этапе систематизации знаний, возможно, есть блок материала по теме, который малыш не запомнил),
  • удачных или неудачных вариациях приёмов взаимодействия с воспитанниками (например, выполнение рисунка после чересчур активной физкультпаузы может быть скомканным, так как дети будут перевозбуждены предшествовавшей двигательной активностью).

Наблюдая за ребятами в процессе той или иной деятельности педагог может оценить продуктивность сочетания разных приёмов в работе

Практические приёмы для самоанализа

Этот вид работы предполагает анализ ожидаемых результатов, обозначенных в конспекте занятия, тем, которые были достигнуты по факту. Иными словами, воспитатель соотносит первую часть конспекта с целями, задачами и свои впечатления от проведённого занятия, касающиеся уровня усвоения детьми знаний, умений и навыков по конкретной теме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: