Игры на развитие мелкой моторики с ребенком от 1 года. часть 1

Развивающие центры для детей от 1 года

Многим родителям, которые интересуются ранней педагогикой, знакома система Монтессори. Она раскрывает секреты родителям, как развить ребенка в 1 год. Создана эта система еще в начале ХХ века итальянским педагогом Марией Монтессори. Сторонники ее появились во многих других странах.

Что собой представляет данная система? У истоков Мария Монтессори больше уделяла внимания тем детям, которые отставали в развитии, но со временем ее методы стали применяться и в воспитании вполне здоровых детей. Психологи и педагоги по этой методике учат ребенка принимать самостоятельные решения, быть независимым в действиях и суждениях, но при этом соблюдать общепринятые нормы и правила.

Стоит отметить, что в таких группах у детей нет обычных игрушек (кукол, машин, пистолетов). Зато можно увидеть развивающие игрушки для детей от 1 года — это пазлы, кубики, сортеры, музыкальные инструменты. Система Монтессори дает возможность сформировать у ребенка навыки самообслуживания, он учится кушать, пить, играть, одеваться.

Дома родители должны придерживаться этих принципов, и тогда есть гарантия, что малыш станет самодостаточной личностью. Уже с детства ему будут привиты навыки правильного общения в обществе. Такой ребенок с легкостью сможет справляться с любыми ситуациями и выходить из них достойно.

В Москве есть развивающие центры для детей от 1 года, которые работают по этой методике, это «Монтессори-сад», «Ступеньки», «Клуб раннего развития» и некоторые другие.

Полезные советы

Вопрос, чем занять ребёнка в 2 — 2,5 года, совершенно непраздный. Во время декрета мама постоянно находится рядом с малышом, который требует внимания и развлечений.

Нередко скучающий и слоняющийся по квартире ребёнок способен вывести из себя даже самую терпеливую мамочку постоянным нытьём и «мамканьем». Проблема кроется ещё и в том, что развлечь такого малыша не очень просто. Психологи предлагают держать в голове несколько правил:

  1. Это ребёнка в 4 месяца нужно держать постоянно рядом с собой, а вот детям старше года нужно предоставлять больше свободы. Разрешайте ему осваивать своё тело и исследовать окружающее пространство: поначалу домашнее, а затем и уличное.
  2. Если, к примеру, у ребёнка в 1 год и 3 месяца нет потребности постоянно находиться рядом с матерью, не нужно навязываться. Напротив, наслаждайтесь свободным временем, естественно, проверяя, чем занято чадо.
  3. Если же малыш в 1 год и 2 месяца стремится к общению с мамой, не следует давать ему игрушки и предлагать самостоятельно развлекаться. Одни дети способны самостоятельно занимать себя и в 2 годика, другие же и к 4 годам постоянно требуют от родителей повышенного внимания.
  4. Возраст 1 — 2 лет считается благодатным для развития крупной и мелкой моторики, речевых навыков. Поэтому занять детей можно игрой в различные небольшие игрушки, мячик, чтением литературных произведений и обычным общением.

Однако не всегда следует развлекать крох специально придуманными занятиями, мучаясь вопросом, чем занять ребёнка 2 лет. Можно просто привлекать его к повседневным домашним делам – например, к вытиранию пыли.

3 месяца: пальчиковая гимнастика

«Сорока-воровка», «Коза рогатая» и другие потешки и стишки, сопровождающиеся движениями рук и пальцев

Начинаем делать с рождения, мягко поглаживая кулачки новорожденного, стараясь осторожно раскрывать их, массировать ладошки и пальчики. Где-то с 3 месяцев можно давать малышу трогать разные поверхности — так будут развиваться тактильные ощущения

Упражнения на пальчиковую гимнастику можно делать всегда и везде, в любое время дня, в любых условиях (в автобусе по дороге в школу, в очереди в поликлинике). Возрастных ограничений нет. Начиная с 2 – 3 лет малыш сможет выполнять движения ручной гимнастики под руководством взрослого, но время от времени будет просить сделать ему «Сороку-воровку». Перечислим другие похожие игры.

Игры для развития пальчиковой гимнастики

  • Погремушки, массажные шарики, мягкие шуршащие книжки, прорезыватели для зубов с шишечками, мягкие кубики и пирамидки — все, что попадает в руки младенца, когда он учится хватать и удерживать в кулачке предметы (обычно с 4 месяцев). Две последние игрушки будут служить долго: помимо основного предназначения, они выполняют еще одну очень полезную функцию — позволяют отрабатывать представления о форме, размере и цвете.
  • Ручная гимнастика (в дополнение к пальчиковой), которую ребенок 2 – 3 лет уже делает сам. Помимо стимулирования моторики, снимает напряжение. Упражнения: сжимание-разжимание кулачков, пожимание руки, соединение пальцев подушечками по одному, пружинящие движения ладошек при соединенных подушечками пальцах.

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками – самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

  • Скороговорка на букву Ж: Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком,Стриж с стрижихой и стрижонком.
  • Скороговорка на букву Ч: У четырех черепашек четыре черепашонка.
  • Четыре чертенка: Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж.
  • Скороговорка на букву Ш: На опушке в избушке Живут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
  • Сшила Саша: Сшила Саша Сашке шапку,Сашка шапкой шишку сшиб.
  • Шла Саша по шоссе: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • В шалаше: В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами,Штуку кушает инжира.
  • Кукушонок в капюшоне: Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон!
  • Скороговорка на букву Щ: Два щенка, щека к щеке,Щиплют щетку в уголке.

Рисование ватными палочками.

Если вы мама ребенка 2 лет, то конечно знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто.

Многие дети двух лет любят брать кисточку и карандаш в руки вот так:

И всячески сопротивляются, когда вы хотите их научить держать кисть правильно.

Рука ребенка быстро натренируется правильно держать кисточку если вы будете чаще рисовать ватными палочками, потому что ватную палочку дети обычно сразу берут в руки вот так (держат ее так как обычно взрослый держит ручку или карандаш):

Кроме того рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику.

Что можно рисовать? Подключите фантазию!

Например, можно лечить кариес на зубах:

Смазывать ранки у слоненка зеленкой:

Можно украшать точками все что угодно (чашки, чайники, платье у куклы и т.п.):

Коррекционный комплекс для детей 3-6 лет

Дети постарше уже могут следовать инструкции взрослого и управлять своими движениями. Им предлагаются более сложные упражнения:

  • Трем ладошки друг об друга до появления ощущения тепла.
  • Сжимаем руку в кулачок и разжимаем ее.
  • Зацепляем руки в «замок» и тянем кисти в противоположные стороны.
  • Руки остаются в «замочке», двигаем сцепленными кистями рук вперед-назад.
  • «Солнышко». Поднимаем вверх кулачки со сжатыми пальчиками (солнышко встает), затем раскрываем пальчики (солнышко светит).
  • «Пальчики здороваются». По очереди соединяем большой пальчик с остальными, делая колечко.
  • «Футбол». Пальчик, катающие бумажный шарик, имитируют движения ног футболистов.
  • «Ножницы». Режем «понарошку» бумагу, ткань, клеенку.
  • Кладем ладошку не стол, поднимаем по очереди пальчики один за другим, повторяем другой рукой.

Какие занятия можно проводить с ребенком дома для речевого развития

Ни для кого не секрет, что наибольшее количество времени ребенок проводит дома.

Обратите внимание! Поэтому так важно правильно организовать деятельность малыша, направленную на развитие детской речи

Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

В основном все логопедические занятия для детей 3-4 лет начинаются с небольшой гимнастики для органов артикуляции. Наиболее популярные:

  • Улыбка — растянуть губы в улыбке, показав при этом зубы (то же самое без зубов).
  • Дудочка — сложить губы в трубочку и сильно вытянуть вперед.
  • Шарик — надуть щеки и подержать так воздух 3-5 секунд.
  • Лопатка — на нижнюю губу положить распластанный язык, зафиксировать.
  • Иголочка — язык сильно напрячь, сделать максимально тонким и вытянуть вперед, зафиксировать.
  • Варенье — облизать языком верхнюю и нижнюю губу.
  • Почистим зубы — языком провести по верхним зубам, затем по нижним.
  • Горка — язык упирается в нижние зубы, середина его при этом стремится к небу, образуя горочку. При такой тренировке ребенок запоминает положение языка, используемое для произношения многих звуков.

Игры на развитие слуха

Детям младшего дошкольного возраста предлагаются игры на различение громкости звука или узнавание предмета, который издает звук. Для многих логопедических заданий, предлагаемых детям 3-4 лет, используются такие музыкальные инструменты, как дудочка, барабан, фортепиано.

Также в данном возрасте уже можно учить ребенка различать звук на слух. Это можно сделать, предложив игру: «Хлопни в ладоши, когда услышишь песенку водички (звук «С»): сон, рама, коса, мама, Саша и т. д.».

Важно! Звуки лучше всего называть особыми «именами»: звук «С» — песенка водички, звук «Ш» — шипение змеи и т. д. Ребенку будет проще запомнить и сориентироваться

При произнесении слова, в котором малыш должен выделить звук, его следует утрировать

Ребенку будет проще запомнить и сориентироваться. При произнесении слова, в котором малыш должен выделить звук, его следует утрировать.

Пальчиковая гимнастика

Данная гимнастика используется в качестве занятия для развития речи 4 года дома и в ДОУ. К этому возрасту малыш понимает простые указания и способен их выполнить, а детская мелкая моторика уже достаточно развита для того, чтобы составлять из пальцев небольшие «композиции». Вот некоторые из них:

  • Замок — руки крепко сцеплены в замок, при этом пальцы обеих рук переплетены друг с другом.
  • Царапки — поочередно правой и левой рукой изображать «лапки».
  • Согреем ручки — сильно потереть правой ладошкой левую.
  • Очки — из большого и указательного пальцев каждой руки сделать круг и поднести к глазам — надеть очки.

Пальчиковая гимнастика развивает речь

Заучивание стихов, чтение и рассказывание

Дети 3-4 лет зачастую в процессе логопедических занятий дома разучивают стихи, пересказывают сказки, учатся читать. Этому способствуют многочисленные пособия и рабочие тетради для младших дошкольников, которые можно приобрести в любом детском магазине или распечатать, найдя в Интернете.

Лучшие авторы детских художественных произведений: Корней Чуковский, Александр Пушкин, Агния Барто, Самуил Маршак. Основной задачей заучивания небольших стихотворений и пересказов произведений является обогащение словарного запаса малыша, расширение его фантазии и воображения.

Обратите внимание! В 2020 году Бардышевой Т. Ю. и Моносовой Е

Н. было издано специальное пособие, направленное на всестороннее речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Тетрадь Моносовой и Бардышевой представляет собой 120 страниц качественных упражнений и игр, которые помогают увеличить активный и пассивный словарь ребенка, развить фонематическое восприятие и связную речь, улучшить процессы мышления, внимания и памяти. Данное пособие создавалось как для профессиональных логопедов и дефектологов, так и для родителей — написано оно простым и понятным языком

и Моносовой Е. Н. было издано специальное пособие, направленное на всестороннее речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Тетрадь Моносовой и Бардышевой представляет собой 120 страниц качественных упражнений и игр, которые помогают увеличить активный и пассивный словарь ребенка, развить фонематическое восприятие и связную речь, улучшить процессы мышления, внимания и памяти. Данное пособие создавалось как для профессиональных логопедов и дефектологов, так и для родителей — написано оно простым и понятным языком.

Развивающие задания для дошкольников на логическое мышление

Если в младшем дошкольном возрасте ведущим является наглядно образное мышление, то старшие дети на пороге школьного обучения должны опираться на логику в своих умозаключениях

Также важно все свои решения обосновывать словесно. Поэтому данный вид мышления имеет еще одно название – вербальное

К эффективным приемам, развивающим словесно логическое мышление у старших дошкольников, относят дидактические игры и упражнения.

Игры на ассоциации

Словесные игры на выстраивание ассоциативного ряда с интересом воспринимаются дошкольниками, так как опираются на образы. Дети представляют, что стоит за предложенным понятием и придумывают слова, имеющие отношение к этому понятию.

1.Кто похвалит лучше всех. Детям предлагают придумать как можно больше характеристик для одного объекта. Можно придать соревновательный характер данной игре.

2.Определи хозяина. Называют детям один-два ярких признака, на основе которых они определяют целостный образ.

  • хвост и ушки
  • ручка
  • колючки
  • лист
  • крышка

3.Свободные ассоциации. Инструкция: «Какой образ или признак ты вспоминаешь, когда слышишь это слово?». В игре могут принимать участие несколько человек. Первый называет любое слово, второй свою ассоциацию с ним, третий называет качество или понятие, ассоциирующееся с предыдущим словом. Иногда можно уточнять, почему именно эта ассоциация возникла у дошкольника.

Упражнения на логические рассуждения

1.Выполнение заданий с использованием наглядного материала. Детям предлагают картинки с изображениями, где им предстоит определить лишний объект, подобрать недостающий, или вставить пропущенную фигуру на свое место.

Дошкольник не только находит решение, но и поясняет свой выбор, вербализирует свои рассуждения.

2.Хитрое лото. Подготавливают два одинаковых набора картинок. Дети играют в паре, каждый участник получает свой набор.

Один из участников выбирает по своему усмотрению одну картинку и, не показывая ее, описывает изображение, выделяя основные признаки. Второй участник отгадывает, а затем предлагает свое описание другой картинки.

3.Отгадай-ка! Желательно участие четверых и более детей. Дошкольники образуют две подгруппы. Одна из них договаривается, какой объект загадать. Участники второй подгруппы, чтобы отгадать объект, задают вопросы, на которые можно отвечать только односложно – «да» или «нет».

Задача состоит не только в угадывании, но и в умении определять важные признаки. Получив отгадку, подгруппы меняются ролями.

Игры на развитие понятийного аппарата

1.Выручи инопланетянина. Дети очень любят эту игру, в которой предполагается, что они встретили жителя другой планеты, ничего не знающего о нашем мире. Как правило, один ребенок исполняет роль инопланетянина и задает вопросы:

  • Что это?
  • Для чего этот предмет?
  • Как им пользоваться?

Один или два дошкольника отвечают на вопросы любознательного гостя. Игра хорошо развивает словесно логическое мышление, а также связную речь.

2.Так бывает или нет? Инструкция: «Составь правдивое и ложное суждение, используя заданные слова». Для игры подготовить несколько пар слов.

Например, дерево – корни. Истинное суждение: «Каждое дерево имеет корни». Ложное: «на корнях дерева растут листочки».

3.Потому что… Инструкция: «Придумай не менее трех объяснений одному и тому же событию (явлению, факту)». Пример: Цветы расцвели, потому что…

  • …наступила весна
  • …их вовремя поливали
  • …даже цветы захотели порадовать Машу

Подобные игровые упражнения развивают мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, способность формулировать суждения и умозаключения.

Речевые дидактические игры как вид деятельности

Игра является основной личностной потребностью в дошкольный период развития ребёнка, поэтому необходимо организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы использовать интерес, желания дошкольников в педагогических целях. Правильно организованные игровые занятия, наглядный и дидактический материал, комфортная психологическая атмосфера обеспечивают не только передачу нужный знаний, овладение соответствующими возрасту навыками, но и формирование определенного уровня культуры.

И родители, и учителя могут использовать дидактические игры, чтобы помочь ребёнку в речевом развитии. Когда был поставлен диагноз, можно подобрать дидактические игры по соответствующей проблеме и остановиться на тех, которые эффективны, интересны, увлекательны, обогащают внутренний мир, расширяют кругозор.

Виды дидактических игр, развивающих речь

Дидактические игры первого и второго типа развивают тактильность, моторику, способствуют активизации внимания и мышления, актуализации уже имеющихся знаний и навыков, развитию зрительной памяти, творческого воображения.

Словесные дидактические игры используются в педагогической деятельности в организации учебно-коррекционного процесса для решения проблем с развитием речи у детей. Слова и действия – это основные инструменты игровых занятий с дошкольниками

Словесные дидактические игры формируют навыки диалогической речи, активизируют внимание. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, формируют лексический запас для выражения своих желаний и мыслей

Они отрабатывают правильное звукопроизношение, уточняя и закрепляя артикуляцию, способствуют активизации лексического запаса.

Правила организации и проведения дидактических игр для развития речи

Чтобы результаты дидактических игр и всей коррекционной работы были положительными, необходимо следовать ряду инструкций.

Прежде чем выбрать игру следует изучить интересы ребенка, учитывать их, поощрять общение и участие в игре.
Сотрудничество логопеда и родителя обеспечит регулярное использование игровых методов терапии, это важно, потому что дети с задержкой развития речи нуждаются в постоянном повторении.
Опыт использования дидактических игр показал, что нужна среда, способствующая развитию речи. Возможность в процессе игры общаться со сверстниками даёт ребёнку большие преимущества, потому что моделируется ситуация общения, дети учатся друг у друга.
Чтение и пение во время игры обеспечивают ребенку возможность повысить частотность звучания, употребления слов и дают структуру предложения.
Ребёнку с речевыми задержками очень поможет использование простого языка жестов

Он даёт ещё один способ общения, помогает участвовать в игре и удовлетворять потребности в общении. Простые знаки, как «да», «нет», «больше», дни недели и времена года, будут полезными, лёгкими и актуальными.
Проведение игровых занятий будет создавать более комфортную атмосферу, если использовать визуальные подсказки для поощрения общения. Это могут быть карточки, символы, изображения и любые другие наглядные пособия.

Играем с детьми старше 1 года: что развиваем

Координация

Игры для развития координации у малышей от 1 года:

  1. Мама выкладывает дорожку из подручных материалов. Ребенок должен пройти по ней ровно, не сбивая боковые ограждения.
  2. Малышу дается поднос, на который помещается небьющийся и нетяжелый предмет. Ребенку нужно аккуратно перенести его, не уронив груз с подноса.
  3. Хождение по наклонным поверхностям, лестнице.
  4. Игры в догонялки.
  5. Имитация передвижения разных животных.
  6. Хоровод с мамой и другими родственниками.
  7. Ежедневная зарядка с комплексом несложных упражнений.
  8. Толкание игрушечной коляски или тележки.
  9. Ходьба босиком по массирующим поверхностям, специальному массажному коврику.
  10. Перешагивание препятствий.

Мышление и логика

Какие игры развивают логику и мышление:

  1. Определение нужного цвета. Мама выкладывает картинки разных цветов. Малышу даются карточки разного цвета. Он должен находить определенный цвет, на который указывает мама. Аналогичным способом можно играть в игру «Поиск фигуры или животного», а также других предметов, которые уже знакомы малышу.
  2. Рисование, раскрашивание.
  3. Лепка из теста и мягкого пластилина.
  4. Игра «Найди лишнее». Мама выкладывает в ряд 4–5 предметов, один из которых лишний. Например, 4 предмета – игрушки, а один – фрукт. Малыш должен указать на лишний предмет.
  5. Чтение книг, сказки на ночь.
  6. Устный счет, изучение цифр.
  7. Можно собирать легкие пазлы для малышей, состоящие из 2–4 фрагментов.
  8. Складывать кубики, строить башню.
  9. Собирать пирамидку по размеру колец.
  10. Складывание деталей разных форм в специальный кубик с отверстиями, рассчитанными по размеру на каждую деталь.

Речь и словарный запас

Как развивать речь и словарный запас малыша:

  1. Постоянно разговаривать с ребенком, знакомить его с окружающим миром, называть предметы, с которыми сталкивается малыш в повседневной жизни.
  2. Используя книги и различные игровые комплексы, нужно знакомить ребенка с животными, растениями, предметами обихода и т. д.
  3. Разучивайте с малышом легкие стихи.
  4. Читайте книги с интересным сказочным сюжетом.
  5. Можно петь с малышом детские песенки.
  6. Поиграть в поиск предметов. Ребенок должен отыскать спрятанную вещь по названию.
  7. Учите с малышом новые слова, проговаривайте их четко, чтобы ребенок мог быстро их повторить и запомнить.
  8. Фантазируйте с малышом, придумывайте интересные сюжеты, создавайте дома мини-спектакль с игрушками.
  9. Полезно дуть мыльные пузыри, надувать воздушные шарики, задувать свечки на праздничном торте.
  10. Играйте с малышом в пальчиковую гимнастику с веселыми потешками.

Сенсорика и мелкая моторика

Какие игры будут развивать эти навыки:

  • пальчиковые игры;
  • игры с различными мелкими предметами (например, сортирование бусин или пуговиц по цвету, размеру);
  • лепка;
  • рисование;
  • упаковка и распаковка предметов, завернутых в фольгу;
  • проталкивание монеток в копилку;
  • малыш может отыскивать в крупе небольшие предметы – игральные кубики, пуговицы и т. д.;
  • откручивание крышечек с пластиковых бутылок;
  • застегивание молний и пуговиц на одежде.

Логические задачки для ребенка в полтора года и старше

Логические задачки для малышей 1.5–2 лет:

  1. Сортировка предметов по размеру, цвету или форме.
  2. Игра с сортером (специальный куб с отверстиями для деталей).
  3. Собирать матрешку.
  4. Хорошо развивает мышление ребенка рамка-вкладыш с картинками-животными (можно купить в магазине детских игрушек).
  5. Найти лишний предмет. Игра проводится с использованием геометрических фигур одинаковой формы или цвета за исключением одной детали. Малыш должен определить этот лишний предмет.
  6. Игры с пазлами.
  7. Строим цветные домики. Мама может вырезать из цветного картона простые фигурки, состоящие из двух частей. Например, квадратный домик и треугольная крыша. Малышу показывается наглядный пример с использованием деталей одного цвета. Все остальные детали малыш должен собрать самостоятельно, как бы выстраивая домики одного цвета.

Чем занять ребенка в 9-10 месяцев?

К девяти месяцам многие малыши уже ползают и пытаются понемногу топать. Чтобы ускорить процесс хождения, нужно усовершенствовать ползание. Для этого можно сооружать для ребенка разнообразные преграды в виде подушек, себя, валиков или других подручных средств. Можно приобрести для него тоннель.

Не все малыши столь отважны, чтобы с первого раза самостоятельно полезть в тоннель. Для стимуляции отваги у ребенка, родителям порой приходится выступать в качестве примера и лезть в тоннель первыми.


Игры с туалетной бумагой

Так как малыш в таком возрасте очень любит рвать и мять бумагу, можно предложить ему поиграть с туалетной бумагой. Помимо развития моторики, туалетная бумага провоцирует ребенка следить за бегущим рулоном и гнаться за ним. Такая игра может на длительное время увлечь кроху и освободить его маму.

В возрасте 9-10 месяцев малыши стараются во всем подражать своим родителям. Потому в этот период можно подарить крохе (в не зависимости от пола) его первую куклу. Ребенок будет отображать на кукле все те действия, которые мама проделывает с ним (кормить, целовать, гладить, расчесывать, укладывать спать). Для начала, конечно, маме придется показать крохе, как это делается.

Можно начать развивать у малыша ассоциативный ряд:

  1. Кладем перед малышом две разные или отличимые по цвету одинаковые фигуры
  2. Достаем такую же фигуру из-за спины и просим кроху найти ей пару
  3. В процессе объясняем ему, по каким признакам данные предметы являются парой
  4. Использовать в качестве предметов можно кубики, мячики, носки, туфельки

Сложная игра в прятки

  • В глубокую емкость насыпаем довольно высокий слой крупы
  • В крупу на глазах у малыша закапываем один или несколько предметов
  • Пусть кроха сам попытается отыскать эти предметы
  • Нужно быть готовыми к тому, что крупа будет рассыпана или специально разбросана по комнате


Игра с красками

Игра с красками

  1. Берем два прозрачных стаканчика с водой и краски
  2. Макаем пальчик малыша, к примеру, в красный цвет и опускаем его сразу в один стакан, а затем в другой
  3. Тут же добавляем в один из стаканов синюю краску и наблюдаем изменения
  4. Во второй стакан капаем зеленую краску и удивляемся, почему цвета отличаются
  5. В следующий раз малыш может сам выбрать те цвета, которые он захочет
  6. Со временем он сможет предугадывать, какой оттенок получится при смешивании разных цветов

Так как пластилин еще довольно опасен для детей такого возраста, можно попробовать его аналог — соленое тесто. Малыш может мять его в руках, прокалывать пальчиком, оставлять в тесте отпечаток своей ладошки или даже ступни. Конечно, все эти манипуляции должны происходить под строгим контролем родителей.

Отыскиваем предметы в мешке на ощупь

Возьмите несколько небольших предметов, отличающихся по форме и текстуре. Например, можно взять шишку, мячик для пинг-понга, игрушки из «Киндера-сюрприза», жесткую металлическую губку, катушку ниток и т.д. Можно даже использовать настоящие фрукты и овощи!  (Но не стоит брать сразу слишком много предметов! Для первого раза достаточно 5-6 штук) Вместе с малышом сложите все предметы в непрозрачный мешок, хорошенько все осматривая и ощупывая. Затем договоритесь о том, что вы будете угадывать предметы в мешке, не заглядывая в него. Возможны следующие варианты игры (в порядке возрастающей трудности):

  • берем в руки первый попавшийся предмет и, не доставая из мешка, угадываем, что это такое;
  • показываем малышу аналогичный предмет и просим «Найди в мешке такой же»;
  • не глядя, отыскиваем в мешке конкретный предмет (например, шишку);
  • даем задания вроде таких «Найди в мешке что-нибудь круглое / шершавое / маленькое».

Для усложнения игры можно добавить в мешок геометрические формы, например, блоки Дьенеша (Ozon, KoroBoom), и пытаться угадать их на ощупь.

Ну и, пожалуй, самый продвинутый вариант — это сыграть в сенсорное лото на ощупь.

Развивающие игры на формирование бытовых навыков.

Кормим зверей. Можно предложить малышу устроить обед с его игрушками. Сложить в глубокую тарелку или контейнер различные предметы (сухие макароны, сухие ягодки, игрушечные ягодки, хлопья. Главное, чтобы помещалось в ложку). И поочерёдно называя предметы предложить малышу кормить своих зверей. Таким образом, малыш научится держать ложку, а также со временем улучшится координация движений.

Веселая уборка. Необходимо: бутылка с широким горлышком, фантики, обрывки бумаги, колпачки, трубочки, ненужные мелкие предметы. Дети невероятно увлекаются этой игрой, их задача сложить все предметы в бутылку, собрать мусор. В ход идут ловкость и логика (какой стороной засунуть предмет, чтобы он поместился)

Поиск сокровищ. Эта игра также поможет научить ребенка хорошо держать ложку и принесет массу удовольствия. Вам понадобится: таз с водой, ложка и, собственно, сами «сокровища». Сокровищами могут быть: пуговицы, бусины, пробки, любые мелкие предметы. Интересно, если они будут из разного материала (например, одни тонут, другие нет). Задача малыша – выловить все «сокровища» из воды ложкой. Воду можно заменить на крупу и искать руками.

Бизиборд. Преимущество данной игрушки в том, что её можно сделать своими руками, или же купить. Бизиборд – развивающая игрушка с подвижными элементами. С её помощью, ребенок с лёгкостью научится пользоваться выключателем, застёгивать пуговицы, расстегивать молнии и многое другое.

Помимо выше описанных игр для развития бытовых навыков детей до двух лет также отлично подойдут самые простые манипуляции: полить цветы, переложить крупы из одной миски в другую, помыть свою тарелку.

Подвижные игры для развития крупной моторики:

для детей, которые делают первые шаги, можно придумать игры с движущимися предметами. Например, с игрушечной коляской, тележкой или велосипедом

Когда малыш держится за предмет, вы осторожно тянете его. Ребенок делает шаг вслед за ним

Когда он поймет, что опираясь можно пройти еще несколько шагов, это побудит его дальше самостоятельно толкать предмет и идти за ним. Главное — ваша искренняя радость за его старания;
игры с мячом идеально подходят для того, чтобы ребенок больше двигался. Чтобы укрепить навыки ходьбы, придумайте игры с мячом;
также в этом возрасте малыша заинтересует комнатная маленькая горка. Он может подниматься вверх и скатываться с нее;
чтобы развивать координацию движений и усидчивости детей, которые уже самостоятельно ходят, подойдет такая игра. Понадобятся теннисные шарики, тазик и ложка. Ребенок должен подбирать с пола, разбросанные шарики, и при помощи ложки донести их до тазика;
прятки — самая популярная игра для координации движений. Вам понадобится платок. «Спрячьтесь» под платком и попросите ребенка вас найти. Малыш задействует обе руки и стаскивает платок, а потом прячется сам. Еще один вариант: прикрыть лицо ладонями, а ребенок будет стремиться убрать их двумя руками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: