Характеристика и виды
Каждая категория здоровья маленьких детей, школьников, подростков имеет свои особые характеристики. Согласно приказу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по стандартам выделяют 5 групп развития и здоровья. Ребенку присваивается та или иная категория на основании результатов квалифицированной медицинской комиссии. Во время развития ребенка его группа может меняться под влиянием внешних и внутренних факторов.
Первая
К этой категории относятся полностью здоровые малыши, подростки, которые не имеют никаких заболеваний, особенностей строения тела и функционирования. Их физическое и психическое здоровье полностью соответствуют нормативным измерениям. Согласно статистике, первая группа здоровья у детей составляет только 10%. Учитывая отсутствие патологий, дети, причисленные к этой категории, все равно должны проходить профилактические осмотры в полном объеме в поликлинике.
Вторая
Самая распространенная – вторая группа здоровья у детей. У малыша имеются несущественные отклонения в развитии, снижена иммунная защита организма. Отсутствуют серьезные дефекты развития, хронические патологии. Может отмечаться небольшая задержка в физическом развитии: избыточная или недостаточная масса тела, сниженная острота зрения и др.
Третья
Малыши и подростки, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации с редкими обострениями относятся к третьей группе. Пациенты этой категории, как правило, имеют нормальное физическое развитие, но у них могут быть выявлены незначительные отклонения. Третья группа здоровья у ребенка часто сопровождается отклонениями от нормы нервно-психических показателей.
Четвертая
Маленькие пациенты, подростки с хроническими патологиями в стадии декомпенсации, обострения или в неустойчивой ремиссии относятся к четвертой категории. Кроме того, сюда относят малышей с осложнениями после травм, хирургических операций. У таких деток зачастую нервно-психическое и физическое развитие сильно отстаем от нормы, им необходимо постоянное наблюдение и поддерживающее лечение.
Пятая
Представителями этой категории здоровья являются пациенты с тяжелыми сочетанными хроническими патологиями (ремиссии редкие или отсутствуют) с присоединением серьезного отставания в физическом, психическом развитии. У таких детей поражена не одна система органов, а сразу несколько. Нередко присоединяются значительные осложнения (потеря возможности двигаться, говорить и т.д.). Детям этой группы присваивается статус «ребенок-инвалид».
Группы здоровья в ДОУ
Распределение детей по группам здоровья происходит по итогам обследования, которое проводят узкие специалисты (стоматолог, отоларинголог, невропатолог, кардиолог, офтальмолог и хирург), и комплексного заключения педиатра. Если специалисты считают нужным, проводится дополнительный осмотр, клинические исследования, ребенок сдает анализы.
Определение группы проводится на основании Правил проведения оценки и Инструкции по комплексной оценке здоровья, которые были утверждены Министерством здравоохранения. Желательно проходить распределение непосредственно после рождения малыша, однако чаще родители узнают категорию здоровья своего малыша при подаче документов в детский сад.
Отвечает эксперт справочной системы «Образование»
Группа здоровья дошкольников в ходе взросления малышей может меняться, исключение составляет наличие тяжелых генетических и хронических заболеваний. В остальных случаях, если в младенчестве или младшем дошкольном возрасте ребенку был поставлен тот или иной диагноз, но во время проведения обследования он здоров, его относят к I, реже — ко II категории. Распределение происходит по результатам динамики протекания и тяжести недуга, потому малыши с одинаковым диагнозом могут быть определены в разные группы.
Попадание в одну из групп — это не приговор, а специальная шкала, возможность помочь тем малышам, которые нуждаются в систематическом контроле. Если распределение не позволяет ребенку поступить в танцевальный кружок или спортивную секцию, стоит проконсультироваться с педиатром, который:
- рекомендует изменение режима, что поможет скорректировать имеющиеся проблемы;
- пойдет навстречу желанию малыша и изменит решение в пользу смежной категории;
- аргументирует безапеляционность принятого решения.
Новые возможности для карьерного роста
Попробуй бесплатно! Учебная программа: Финансово-экономическая деятельность. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Группы здоровья дошкольников
Предусмотрен ряд критериев, согласно которым анализируют, распределяя малышей:
- как протекала беременность, проходили роды и первые месяцы жизни малыша;
- присутствуют ли хронические и генетические болезни, врожденные патологии;
- насколько физическое и физиологическое развитие соответствует нормам (окружность груди и головы, рост, вес);
- в какой степени психическое развитие (навыки, речь, моторика) протекает согласно возрасту;
- как функционируют органы и системы;
- насколько эффективно организм сопротивляется заболеваниям;
- как часто болеет малыш.
Выделяют пять групп здоровья дошкольников, которые обозначают римскими цифрами.
Как определяется группа здоровья?
Рассматривая вопрос о присвоении группы здоровья, врач учитывает:
- Наследственные факторы. При осмотре грудничка в поликлинике, врач уточнит у матери как протекала беременность, было ли влияние негативных факторов в этот период, например, болезни матери. Как прошли роды, как чувствовал себя малыш в первые недели жизни. Есть ли в семье склонность к наследственным заболеваниям.
- Соответствие ребенка возрастным показателям физического развития. Врача заинтересуют показатели роста и веса, окружность головы и другие параметры. У матери спросят, чему малыш научился к своему возрасту, и сравнят эти показатели с нормативами. Например, к определенному возрасту ребенок учится держать головку, переворачиваться, затем ползать, самостоятельно присаживаться и ходить. Если этого не происходит, то, наряду с другими признаками, врач может заподозрить отклонения, и назначить малышу прохождение медицинских процедур.
- Как происходит рост и развитие внутренних органов. Для этого, в определенные возрастные периоды, ребенка направляют на УЗИ, анализы.
- Работу иммунитета. Для оценки этого фактора, врач уточнит у матери частоту инфекционных и простудных заболеваний за прошедший год.
-
Психическое развитие. О нем свидетельствует поведение ребенка. А также его интересы, речевое развитие. К определенному возрасту ребенок должен обладать определенным количественным набором слов, уметь выполнять некоторые действия. Врач спросит у матери, чему научился ребенок к своему возрасту, и сравнить эти показатели с нормативными.
Врач изучает медицинскую карту маленького пациента, по необходимости направляет его на консультации и осмотры профильных специалистов. Учитываются результаты анализов и УЗИ. Производится осмотр ребенка, замеры роста, веса и других показателей. После этого делаются выводы о возможности присвоения той или иной группы здоровья. По результатам врач дает рекомендации о корректировке образа жизни для улучшения состояния здоровья ребенка, по необходимости назначает лечение.
Важно! Группы присваиваются в результате оценки состояния здоровья детей от 3 до 17 лет
Бояться присвоенной группы не стоит, ведь это указание на то, с чем следует поработать и обратить пристальное внимание родителям.
Какие критерии нужно обязательно учитывать при постановке группы здоровья у детей?
Критерии постановки группы здоровья четко определенны Всемирной организацией здравоохранения.
Основные критерии:
- Отклонения во время развития зародыша.
- Степень физического развития ребенка и его соответствие возрастным нормам.
- Психологическое здоровье.
- Пороки развития.
- Общее состояние органов и систем органов.
Точно определить группу здоровья можно только учитывая все перечисленные критерии
Но, самое важное – это тяжесть состояния ребенка. К примеру, при нормальных показателях физического здоровья, наличии посттравматического повреждения нервной системы выставляют 5 группу здоровья
Как проходит оценка
Чтобы отнести малыша к какой-либо из групп, нужно правильно и всесторонне оценить состояние его здоровья и умственного развития.
Узнайте о том, как должен развиваться ребенок до года: в , , , , , , , , , , 11 месяцев.
Для этого специалист после обследования ребёнка должен ответить на такие вопросы:
- есть ли дефектные отклонения в умственном и физическом развитии;
- часто ли болеет, есть ли хронические болезни;
- нормально ли работают внутренние органы и системы организма;
- соответствует ли возрасту развитие нервной системы;
- насколько высок иммунитет к вирусным заболеваниям.
До достижения года педиатр направляет маму с младенцем на обследование к таким докторам:
- хирургу и ортопеду;
- офтальмологу и ЛОРу;
- кардиологу и невропатологу;
- стоматологу.
патологию
Для предварительного определения группы здоровья новорождённого принимаются во внимание:
- были ли патологии во время внутриутробного развития младенца;
- были ли осложнения в процессе родов, и как протекала беременность;
- наследственные заболевания по линии отца и матери;
- болел ли ребенок в первые дни своей жизни;
- соответствует ли развитие новорождённого стандарту.
Медицинские показания
Чтобы присвоить спецгруппу, пациента осматривает консилиум врачей, состоящий из лора, окулиста, хирурга, кардиолога, невропатолога и стоматолога. Окончательное решение принимает педиатр либо семейный врач. При оценке здоровья не учитываются острые и инфекционные заболевания, которыми ранее болел ребенок, если они не носят хронический характер. В основе разделения на группы здоровья по физкультуре лежат следующие принципы:
- Наследственность. На первичном медицинском осмотре собирается анамнез, выявляются заболевания, передающиеся по наследству, а также характер течения беременности у матери ребёнка.
- Физическое развитие. Основные критерии оценивания — рост и вес. Если ребенок новорожденный, сопоставляются разные показатели (длина ног и рук, окружность головы) с таблицей норм по месяцам.
- Внутренние органы и системы. В первый год жизни детский врач следит за НПР (нервно-психическим развитием) и работой сердца. Для предотвращения риска развития тяжёлых патологий регулярно сдаются анализы крови, мочи и кала.
- Иммунитет. При ослаблении защитных сил организм подвергается атакам разных микробов, вирусов, грибков. Несвоевременное лечение провоцирует развитие осложнений, которые нарушают привычный образ жизни. Пациенту назначается СМГ (специальная медицинская группа).
- Физическое и психологическое состояние. С рождения рекомендуется показывать малыша психологу и неврологу.
https://youtube.com/watch?v=tP3lAoGB7o8
Критерии для определения группы здоровья
Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям:
- хронические заболевания (их наличие либо их отсутствие), генетические заболевания, врожденные патологии и прочее;
- гармоничность развития (физического и психического) в соответствии возрасту;
- частота возникновения заболеваний (от элементарных вроде ОРЗ до тяжелых) и уровень сопротивляемости им организма.
Группа здоровья у детей: таблица по заболеваниям
Группы | Хроническая патология | Функциональное состояние основных органов и систем | Резистентность и реактивность | Физическое и нервно-психическое развитие |
---|---|---|---|---|
Группа 1без отклонений | отсутствует | без отклонений | заболеваемость за период, предшествующий наблюдению, -редкие и легко протекающие острые заболевания | нормальное, соответствует возрасту |
Группа 2.С функциональными отклонениями (группа риска) | отсутствует | наличие функциональных отклонений | Продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т. д.) | Нормальное физическое развитие или избыток массы тела 1й степени. Нормальное или не резко выраженное отставание нервно-психического развития |
Группа 3Состояние компенсации | Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем без изменения функций | Наличие функциональных отклонений без клинических проявлений | Редкие, нетяжелые по характеру течения обострения хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия | Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает |
Группа 4Состояние субкомпенсации | Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем | Изменение функций пораженных органов, клинические проявления заболевания | Частые обострения основного хронического заболевания. Частые простудные заболевания с затяжным периодом восстановления | Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает |
Группа 5Состояние декомпенсации | Наличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, приводящих к инвалидности ребенка | Выраженные изменения функций пораженных органов и систем | Частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания | Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает |
I группа включает в себя детей с нормальными для своего возраста физическими, физиологическими и психическими показателями.
Ко II группе относят детей, у которых диагностированы функциональные изменения, не опасные для здоровья. Чаще всего, это непропорциональное возрасту соотношение роста и массы тела. Таких детей распределяют по 2 подгруппам:
- А – дети, имеющие фактор наследственности;
- Б – дети с риском возникновения и развития хронических болезней.
В III группе находятся дети с диагностированными хроническими заболеваниями в ремиссионной стадии, с последствиями перенесенных сложных травм, операций с полным восстановлением функционирования органов.
К IV группе здоровья относят небольшой процент детей, у которых имеются весьма сложные хронические заболевания на стадии субконпенсации, требующие постоянного наблюдения у специалистов; сюда входят дети, перенесшие травмы и операции, с частичной утратой функционирования определенных систем организма.
В V группу включены дети с ограниченными возможностями (инвалиды). Таким детям противопоказаны физические нагрузки, и, как правило, для этих деток существуют коррекционные образовательные учреждения.
Поступившие в образовательное учреждение дети I и II групп здоровья, находятся на общих основаниях, испытывают интеллектуальные и физические нагрузки без ограничений в соответствии с образовательной программой. Ребятишкам из III группы, посещающим то же учреждение, требуется специальное питание, ограниченная физнагрузка, Дети с IV группой здоровья в большинстве случаев определяются в специализированные учреждения, а дети V группы зачастую не посещают их, для таких деток может быть предусмотрено домашнее либо дистанционное обучение.
Критерии для определения группы здоровья
Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям:
- хронические заболевания (их наличие либо их отсутствие), генетические заболевания, врожденные патологии и прочее;
- гармоничность развития (физического и психического) в соответствии возрасту;
- частота возникновения заболеваний (от элементарных вроде ОРЗ до тяжелых) и уровень сопротивляемости им организма.
Группа здоровья у детей: таблица по заболеваниям
I группа включает в себя детей с нормальными для своего возраста физическими, физиологическими и психическими показателями.
Ко II группе относят детей, у которых диагностированы функциональные изменения, не опасные для здоровья. Чаще всего, это непропорциональное возрасту соотношение роста и массы тела. Таких детей распределяют по 2 подгруппам:
- А – дети, имеющие фактор наследственности;
- Б – дети с риском возникновения и развития хронических болезней.
В III группе находятся дети с диагностированными хроническими заболеваниями в ремиссионной стадии, с последствиями перенесенных сложных травм, операций с полным восстановлением функционирования органов.
К IV группе здоровья относят небольшой процент детей, у которых имеются весьма сложные хронические заболевания на стадии субконпенсации, требующие постоянного наблюдения у специалистов; сюда входят дети, перенесшие травмы и операции, с частичной утратой функционирования определенных систем организма.
В V группу включены дети с ограниченными возможностями (инвалиды). Таким детям противопоказаны физические нагрузки, и, как правило, для этих деток существуют коррекционные образовательные учреждения.
Поступившие в образовательное учреждение дети I и II групп здоровья, находятся на общих основаниях, испытывают интеллектуальные и физические нагрузки без ограничений в соответствии с образовательной программой. Ребятишкам из III группы, посещающим то же учреждение, требуется специальное питание, ограниченная физнагрузка, Дети с IV группой здоровья в большинстве случаев определяются в специализированные учреждения, а дети V группы зачастую не посещают их, для таких деток может быть предусмотрено домашнее либо дистанционное обучение.
Группы здоровья у детей
Педиатрия это понятие применяет для оценки развития физического и психического состояния ребенка, в соответствии с его возрастом, антропометрическими и другими данными. После присвоения соответствующей подгруппы родителям даются рекомендации с учетом сделанных выводов о необходимых мерах укрепления здоровья, о подготовительной медицинской помощи для больных детей, необходимом уровне физической нагрузки, соответствующей состоянию ребенка.
Критерии оценки состояния здоровья детей
Для комплексной оценки всех показателей здоровья и развития ребенка его осматривает не только врач педиатр, но и ряд узких специалистов: окулист, кардиолог, невропатолог и другие. Подгруппа присваивается на основании данных, полученных в результате каждого конкретного осмотра и может меняться с возрастом ребенка. Основными критериями для оценки служат:
- наследственные факторы (выводы делаются после опроса родителей новорожденного, исходя из информации медицинского анамнеза ближайших родственников);
- антропометрические данные, физическое развитие ребенка;
- состояние внутренних органов и систем;
- уровень сопротивляемости организма.
Распределение детей по группам здоровья
На основании полученных данных детей распределяют на 5 подгрупп, делается прогноз с учетом факторов риска (наследственных, социальных), информация заносится в медицинскую карту ребенка и доводится до сведения родителей. С возрастом состояние здоровья малыша может измениться, изменится и его подгруппа. В большинстве случаев, к сожалению, наблюдается отрицательная динамика, хронические заболевания прогрессируют, ухудшается состояние внутренних органов и систем, может начаться задержка физического развития.
Как классифицируют группы здоровья дошкольников
Детей дошкольного возраста классифицируют по 5 подгруппам, начиная с 1 – к ней относятся здоровые дети с нормальным физическим развитием, заканчивая 5 – дети с врожденными пороками, выраженными изменениями состояния внутренних органов и систем, инвалиды детства. 2 группа подразделяется на две подгруппы, в зависимости от факторов риска, не выраженных (тяжелая наследственность, родовые травмы) или выраженных (частые рецидивы заболеваний, рискующие перерасти в хронические).
В четвертую подгруппу входят дети, имеющие отклонения в развитии и хронические заболевания. Диагнозы 5 группы – пороки развития, тяжелые наследственные заболевания с постоянными рецидивами, отклонения в физическом и психическом развитии, сниженные функциональные возможности (сложности с ходьбой, речью и пр). При установлении этой подгруппы решается вопрос о получении ребенком инвалидности с соответствующими социальными и медицинскими льготами.
Таблица по заболеваниям
Группы |
Хронические заболевания, врожденные патологии |
Состояние внутренних органов и систем |
Физическое и нервно-психическое развитие |
---|---|---|---|
Первая (здоровые) |
Не выявлены |
Без изменений, нормальное |
Без отклонений |
Вторая (условно здоровые) |
В группе риска |
С функциональными отклонениями |
Нормальное, возможен низкий рост, дефицит или избыток массы тела |
Третья (компенсированные) |
Имеются, без выраженного влияния на функциональность организма |
С выраженными отклонениями, проявляющимися в период обострения основного заболевания |
Нормальное, возможны незначительные отклонения |
Четвертая (субкомпенсированные) |
С выраженными патологиями |
Изменение функций пораженных органов |
Нормальное, возможны незначительные отклонения |
Пятая (декомпенсированные; дети-инвалиды) |
Тяжелые врожденные патологии или пороки, ведущие к инвалидности |
Выраженные изменения функций |
Возможны выраженные отклонения |
Группы здоровья новорожденных
В педиатрии для новорожденных существует специальная оценка здоровья. Определяется принадлежность к определенной группе при выписке из родильного дома. Это основание для составления плана работы с малышом. Комплекс мероприятий осуществляет участковый педиатр. Критерии, по которым определяется группа здоровья новорожденного, приведены в таблице:
Критерии | |
1 | Малыши и его мать здоровы. Обязательно учитывается течение первой половины беременности |
2а | Мать новорожденного имеет узкий таз. У малыша фиксируется физиологическая незрелость (недоношенность или переношенность 1 степени), проявляется отечный синдром начальной степени |
2б | Роженица имеет хронические заболевания, у нее не хватает молока, перенесла кесарево сечение или многоплодную беременность. У ребенка зафиксировано расстройство дыхания (легкая асфиксия) |
3 | У новорожденного средняя или тяжелая асфиксия, переношенность 3 степени, родовая травма, он был инфицирован внутриутробно |
4, 5 | Тяжелые врожденные пороки, присутствуют аномалии, нарушены физиологические процессы, восстановить которые организм новорожденного самостоятельно не может (выраженная декомпенсация) |
Что такое шкала Апгар
Быстрая универсальная оценка состояния здоровья новорожденного определяется по шкале Апгар. Эта система была создана в 1952 году, разработана американским анестезиологом Вирджинией Апгар. С помощью шкалы врач оперативно оценивает жизненно важные признаки младенца. Она включает в себя 5 критериев, которые определяются на 1 и 5 минуте жизни. Каждый критерий оценивается баллами, они суммируются, по этой цифре оценивают состояние новорожденного.
Существует специальная таблица, в которой расписана шкала оценки (от 0 до 2 баллов) по каждому из критериев:
- дыхание;
- частота сердечных сокращений;
- тонус мышц;
- рефлексы;
- цвет кожных покровов.
Отлично, если каждый критерий оценивается врачом в 2 балла, но 10 баллов на первой минуте жизни новорожденный получить не может (стопы и кисти имеют синюшный цвет). Оценку 9 получает абсолютно здоровый малыш, который может самостоятельно дышать, его пульс составляет более 100 ударов в минуту, ручки и ножки согнуты в суставах. Он громко кричит, чихает, на манипуляции откликается движениями, его кожа имеет здоровый розовый цвет. Нормой считается 7 баллов и более – физиологическое состояние новорожденного хорошее, особый уход ему не требуется.
Реанимационные мероприятия проводятся для малышей, которые по шкале Апгар получили 4-6 баллов. Его состояние отслеживается через каждые 5 минут, на 10, 15, 20 минуте. Положительная динамика в ходе наблюдения указывает на правильность проводимых медицинских мероприятий. Оценка ниже 4 требует немедленных врачебных действий по спасению жизни новорожденного.
Коэффициент 3-4 по шакале Апгар подразумевает средние отклонения от нормальных показателей. При постоянном контроле медицинского персонала состояние новорожденного классифицируется как удовлетворительное. Показатели 0-2 оцениваются как критические, требуются срочные реанимационные действия, в дальнейшем дополнительные обследования и наблюдения у специалистов.