Характеристика сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте
Выполняя в воображаемых ситуациях функции взрослого, дошкольник невольно включает в систему своих познаний внутреннюю и внешнюю стороны жизни человека. Ролевая игра в этом отношении более информативна для ребенка, чем любые другие виды деятельности в дошкольном возрасте.
Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте обеспечивает существенные изменения игрового формата от младшего к старшему дошкольному возрасту. Для детей 3-4 лет доступны бытовые роли с одной-двумя задачами. Рассмотрим, какие этапы развития проходят ролевые игры до наступления школьного возраста:
- Повторение одной и той же игры с незначительными изменениями (убаюкивание кукол, «варка» каши, «рулить, как водитель»). В правилах такие игры не нуждаются. Каждый ребенок выбирает свободно понравившуюся ему роль и выполняет ровно столько, сколько длится интерес. Данный уровень соответствует принципу «играть рядом» (а не вместе).
- Второй уровень все еще не требует соблюдения правил, но дети в игре ориентируются на реальность и немного распределяют роли. Если один ребенок «варит суп», то второй «делает салат». И на двоих «водителей» уже найдется инспектор, а не третий шофер.
- Новая ступень игровой деятельности наполняется содержанием: распределением ролей и соблюдением логики действий. Взявшись причесывать кукол, девочка худо-бедно манипулирует с прической каждой из них, так как куклы сидят в очереди к парикмахеру, и всех их нужно обслужить. «Водитель» не просто рулит, а подъезжает к остановке, ждет всех пассажиров и «везет» их по назначению. На этом уровне дошкольники играют вместе.
- На четвертом уровне основным содержанием становятся действия, включенные в отношения с другими. Дошкольники начинают играть с соблюдением всех правил, их персонажи обязательно общаются по сюжету, а ролевые функции многозадачны.
Примерно в среднем дошкольном возрасте появляются особенные переживания, спровоцированные сюжетной линией игры или реальными отношениями с партнерами по игре. Чувства и переживания постепенно осмысливаются, и дошкольник в какой-то степени учится их контролировать, осознанно проявлять или сдерживать.
Особенности и функции
Важной особенностью игровой деятельности является ее желанность для ребенка. Дошкольник играет тогда, когда он хочет играть
Сюжет игры он также выбирает самостоятельно. В крайнем случае, согласовывает с такими же детьми, как и сам.
Значимая роль сюжетно ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста определяется следующими функциями:
- Знакомит с общественными отношениями и реальной деятельностью.
- Развивает воображение и символическую функцию замещения (моделируются ситуации, используются предметы-заместители).
- Является подходящим местом для проявления сдерживаемых чувств и эмоций (можно поиграть в «сердитого папу» или убегать от страшной Бабы Яги).
- Создает условия для усвоения нравственных норм и правил поведения.
- Развивает способность к сопереживанию и пониманию других людей.
Все перечисленные функции актуальны для дошкольника. Дети взаимодействуют друг с другом, используя ролевые фразы и игровые действия, но получают реальный опыт.
Игры и забавы в детском саду для детей 3-5 лет
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности игры со сверстниками Задачи: 1. вызывать у детей дошкольного возраста интерес к коллективным играм 2. формировать у детей положительный настрой и желание играть в совместные игры 3. воспитывать доброжелательное отношение в игре со сверстниками 4. развивать познавательную и речевую активность детей по средствам игры Предисловие В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности. Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Уважаемые педагоги предлагаю Вашему вниманию свои авторские игры для детей. Надеюсь, материал будет полезен и востребован в работе. Игра №1: «Топ-топ-топ» для детей 3-5 лет
В данную игру можно играть с детьми младшего дошкольного возраста, как в группе, так и на улице.Правила игры: — Дети встают рядом с воспитателем образуют малый круг. — Слова для игры произносят хором, ритмично, с добавлением движений по смыслу текста (при разучивании игры потребуется показ воспитателя)
Слова для игры: Раз – Два! Три – Четыре! (дети делают 4 шага назад) Круг мы сделаем пошире(образуется большой круг, не держась за руки) Другу рядом улыбнемся(повернуться и улыбнуться) Крепко за руки возьмемся.(Взяться за руки) Шаг за шагом мы пойдём Свои ножки разомнём. Топ – топ – топ! Идут ребята Топ – топ – топ! Идут куда-то.(выполняются ритмичные шаги в правую сторону) Остановка у ворот.(остановились и стоим на месте) Значит, будет поворот.(поворот в левую сторону) Повернулись дети дружно! Продолжать движения нужно. Шаг за шагом мы пойдём Свои ножки разомнём. Топ – топ – топ! Идут ребята Топ – топ – топ! Идут куда-то.(выполняются ритмичные шаги в левую сторону) Мимо речки и озер. Мимо леса, мимо гор. Всё идут, шагают ноги. Стоп – стоп – стоп. Конец дороги.(остановились и стоим на месте) Мы пришли! Встречайте нас.(повернуться лицом в круг, протянуть 2 руки вперед) И похлопайте 5 раз.(Хлопаем в ладоши) Игра № 2: «Змейка» для детей 3-5 лет
Игра проводится на улице во время прогулки.Атрибуты для игры: — Нарисованная желтым мелом (краской) на асфальте змейка и 5-6 разноцветных кругов (мячей) Правила игры: -Дети выстраиваются друг за другом в линию — Произносят хором закличку на игру Закличка на игру: Змейка в мячики играла Так играла, что устала. Прилегла бедняжка в тень И ползти ей дальше лень.
Слова для игры (произносит воспитатель) Раз, два, три, четыре, пять Приглашаю поиграть. Мы отправимся с тобой По дорожке по кривой. (бег по змейке друг за другом) Ты дружочек не робей. Ты вперед беги скорей. Ручки за спиною спрячь Прыгни ножками на мяч.(прыжки на 2-х ногах) Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Мы умеем побеждать. Чемпионам УРА! Продолжается игра.(Дети, пробежавшие весь путь возвращается в конец хвоста змейки и при желании проходят ещё раз) Игра может продолжаться до сохранения интереса детей.Рекомендации: Второй игрок начинает движение только после того как первый игрок добежит до середины змейки. Игра №3: «Кошки – Мышки» для детей 3-5 лет
В данную игру можно играть с детьми младшего дошкольного возраста, как в группе, так и на улице.Атрибут для игры: — Маска кота Действующие лица: Кот – ребенок Мышки — дети
Правила игры: — Ребенок – кот сидит на стуле (в кустах) — Дети – мыши убегают от кота Слова для игры: Погулять решили мышки Непоседы – шалунишки. (Дети-мыши на цыпочках выходят гулять) Вот бегут они по травке Вжик – Вжик – Вжик(бегают в рассыпную) Перепрыгнули канавку(прыгают на 2-х ногах) Прыг – Прыг – Прыг Вдруг раздался страшный звук(Воспитатель стучит палкой по стулу, на котором сидит кот) А сердечко ТУК – ТУК – ТУК Притаился в кустах котик И раскрыл зубастый ротик. Мыши будет Вам беда Разбегайтесь кто куда…(Кот начинает ловить мышей, стараясь осалить их по плечу. Мыши убегают)
Напутствие от автора:
В нашем мире много игр, развлечений и затей. Никогда скучать не стоит Вам в компании друзей!
Рекомендуем посмотреть:
Игры в воде для второй младшей группы. Картотека Игра-забава «Петухи» для младшей группы Потешка «Цыплята» для игр с детьми младшей группы Музыкальные игры для младшей группы детского сада
Раскраски для детей «Домашние питомцы»
Что такое развивающие игры для дошкольников
Игры на развитие внимания для детей 3-4 лет в детском саду в группе
Дидактические игры в младшей группе. Картотека
Игры с песком в младшей группе
Характеристики театрализованной деятельности в ДОУ
Занятия в театральной студии, проводимые в дошкольных образовательных учреждениях, имеют ряд особенностей, связанных с возрастом воспитанников, приоритетов в развитии и т.д.
Поставленные задачи
Задачи деятельности в театральной сфере:
- активизация познавательного интереса через знакомства с литературными и драматургическими произведениями;
- ознакомление с нормами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены и зрительного зала;
- тренировка речевого дыхания;
- развитие дикции путем проговаривания стихотворений (для младших групп) и разучивания скороговорок (для старших групп);
- расширение интонационного спектра речи;
- освоение навыков координирования своих поступков с другими членами команды;
- вытеснение скованности и смущения при выступлениях на публике;
- формирование навыков быстрой смены деятельности по условному знаку;
- заучивание реплик и действий, улучшение памяти.
Цели творческой активности
Перечисленные задачи направлены на достижение следующих целей:
- расширение знаний об окружающем мире;
- знакомство с театром;
- развитие творческого мышления и самостоятельности;
- совершенствование речи;
- улучшение когнитивных способностей;
- физическое развитие;
- совершенствование навыков экспрессии;
- социализация детей.
Принципы театрализованной деятельности
Любая деятельность в детском саду должна создавать условия для того, чтобы воспитанники всесторонне развивались. Для этого необходимо, чтобы среда была психологически комфортной.
Основные принципы, позволяющие этого достичь на занятиях в театральной сфере:
- разнообразие тематики, отсутствие излишней монотонности;
- включение элементов театрализации в другие сферы учебно-воспитательной деятельности;
- использование педагогами психологических приемов, которые способствуют снятию напряжения и стресса;
- применение воспитателями приемов, направленных на раскрепощение детей (например, привлечение родителей к постановке для повышения уровня комфорта дошкольников);
- построение эффективной системы мотивации.
Картотека
Примеры игр, которые можно проводить на улице.
Название | Описание |
«Классики» | Проводится летом. На асфальте мелом рисуется классическое поле, знакомое всем из детства. Воспитатель показывает, каким образом его необходимо преодолеть. Вариантов множество: на двух ногах, поочередно, с использованием камешка, только туда, туда и обратно и т. д. Есть еще «Классики» в форме квадрата (3×3), смысл игры аналогичный. |
«Жмурки» | Ведущему завязывают глаза, немного крутят и разбегаются в разные стороны. Его задача — найти остальных игроков, которые подсказывают свое местоположение, хлопая в ладоши. Первый, до кого дотронется ведущий, занимает его место. |
«Выше ноги от земли» | Игра для прогулки в летние месяцы. Водящий должен ловить остальных игроков, следуя одному правилу — стоящего на возвышении трогать нельзя. Запрещается долго находится в «безопасной» зоне, поэтому, как только водящий отходит, ее нужно покинуть и искать новое возвышение. |
«Горячая картошка» | Дети встают в круг и кидают друг другу мяч, ловя и сразу же перекидывая его следующему. Кто не поймал мяч, садится в круг. Чтобы вернуться на свое положение, участник должен поймать мяч или хотя бы до него дотронуться, совершив прыжок. |
«Съедобное — несъедобное» | Воспитатель кидает мяч и называет любые слова. Если названный предмет съедобный, ребенок должен поймать его, если несъедобный — отбить. Таким образом тренируется скорость реакции и мышления. |
Дети играют в «Горячую картошку»
Примеры игр, которые проводятся в помещении детского сада.
Название | Описание |
«Строители» | Дети делятся на две команды и расходятся в разные стороны зала. Когда играет музыка, малыши ходят или бегают по кругу. Как только она прекращается, ведущий говорит: «Строим колонну (шеренгу или круг)». Задача детей — построить названную фигуру быстрее команды противников. Например, если нужно составить круг, то можно быстро взяться за руки. |
«Статуя» | Игроки стоят в круге и бросают друг другу мяч. Если кто-то не поймал, то встает на одну ногу, не поймал второй раз, то на одно колено, в третий раз — на два колена. Если в одном из этих положений ребенок схватил мяч, то ему прощаются промахи, и он поднимается снова на две ноги. |
«Передай и встань» | Подойдет для традиционных соревнований между группами осенью. Дети делятся на две колонны. По свистку ребята поднимают руки вверх, и первый участник передает мяч над головой последующим. Как только он дошел до конца, последний игрок бежит вперед и становится первым. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не станет снова впереди. |
«Пингвины» | Сюжетная игра для проведения эстафет зимой. Ребенок зажимает между ног маленький шарик и прыгает на двух ногах до черты (на расстоянии 10-15 м) и обратно. Передает шарик следующему и так по очереди. Выигрывает та команда, в которой все игроки пройдут «путь пингвина» быстрее. |
«Рыбак и рыбки» | Для игры потребуется одна скакалка. Ведущий-рыбак (обязательно воспитатель) аккуратно водит круг скакалкой по полу. Дети-рыбки должны перепрыгнуть ее, когда она будет подходить к ним. Если скакалка задела ноги ребенка, то рыбка «поймана». Выигрывает самый ловкий. Занятие хорошо вписывается в тематику подводного мира и рыбалки, чаще всего изучаемых весной. |
Занятие по рисованию на тему «Красивые цветы» в старших группах
Необходимые атрибуты
В детских садах организовывают театральные уголки, благодаря которым воспитанники впервые знакомятся с театрализованными играми, получают первоначальную информацию об этом виде деятельности и формируют у себя эстетический вкус.
Часто такие уголки оформляют отдельно в каждой группе, т.к. в зависимости от возраста воспитанников виды театрализованной деятельности и ее задачи могут быть различны.
В стандартный театральный уголок включаются:
- картинки;
- игрушки (для театра теней, пальчикового и ручного театра, марионетки и т.д.);
- ширма, которая будет служить занавесом;
- материалы для изготовления декораций и костюмов;
- маски и костюмы;
- книги;
- фонотека;
- афиши и фотографии.
Однако для каждой возрастной группы театральный уголок будет выглядеть по-разному, т.к. перед воспитанниками стоят различные задачи.
В первой младшей группе дети знакомятся с пальчиковыми представлениями, т.к. им необходимо развивать мелкую моторику. Поэтому на эту атрибутику делается упор в театральном уголке. Пальчиковые персонажи могут быть изготовлены из ткани, бумаги, полимерной глины и т.д.
Во второй младшей группе знакомятся с куклами-перчатками.
Средняя группа осваивает кукловождение — у них популярны куклы на трости, персонажи из ложек, природных материалов и т.д. Это делается для того, чтобы дети учились согласовывать свои действия с сюжетом произведения, а также для развития координации.
В старшей группе воспитанники знакомятся с марионетками. Дети уже способны управлять более сложными персонажами, и в данном случае упор делается уже на улучшение понимания тонкостей интонации и т.д.
Полезные видео по созданию атрибутов и организации
Можно найти немало полезных видео, которые помогут создать необходимую атрибутику и организовать увлекательную театральную деятельность.
Несколько YouTube-каналов на эту тематику:
- kiDstream;
- «Хэндики»;
- Елена Гусева.
Составление конспекта забавы
Схема составления конспекта забавы одинакова для всех возрастных групп. Отличаться будет только время, выделенное на проработку каждого из этапов
Здесь важно отметить, что забава может входить в комплекс игр, например, на прогулке или на утреннике. В этом случае временные рамки этапов могут немного смещаться
К примеру, при проведении знакомой детям игры на улице, на вводном этапе педагог напоминает правила, а сэкономленное время на объяснении идёт в пользу выполнения игровых действий.
Если забавы хорошо знакомы детям, то вместо объяснения игровых действий педагог напоминает условия на вводном этапе
Таблица: пример конспекта забавы в первой младшей группе
Автор — Лялькова В.В., воспитатель МБДОУ «ДСКВ №31 Берёзка», г. Юрга, Кемеровская область.
Игры-забавы в детском саду — это один из способов, во-первых, развлечь малышей, а во-вторых, помочь им переключить внимание с одного вида деятельности на другой
В связи с такой важной миссией, к выбору и планированию забав педагог должен подходить с особой методической тщательностью, выбирая игры под содержание и общие цели конкретного элемента учебно-воспитательного процесса. Немаловажным является и выбор приёмов, которые позволяют успешно провести забаву и тем самым создать положительный эмоциональный фон в группе
Немаловажным является и выбор приёмов, которые позволяют успешно провести забаву и тем самым создать положительный эмоциональный фон в группе.
Этапы организации занятий
Подготовка к игре должна включать ознакомление детей с темой, основными правилами и результатом деятельности.
Обратите внимание! Важно заранее подготовить дополнительные материалы, которые могут потребоваться в процессе проведения (мячи, шарики, палки, ленты для завязывания глаз и проч.). Настраивать детей на игру можно, рассказывая им сказочные истории, предлагая отгадать загадки или посмотреть картинки/небольшой видеоролик, на которых показан процесс игры
Настраивать детей на игру можно, рассказывая им сказочные истории, предлагая отгадать загадки или посмотреть картинки/небольшой видеоролик, на которых показан процесс игры.
По ФГОС длительность подвижных игр в старшей группе не должна превышать 20 мин. Составлять план следует заранее (на три месяца вперед). Пример плана подвижной деятельности детей на три зимних месяца:
- 15 декабря — игра «Снежки». Задача — развитие глазомера, меткости и силы. Занятие проводится на прогулке. На листе фанеры чертится круг, в который с определенного расстояния дети должны попасть снежком, предварительно слепив его.
- 15 января — игра «Мяч водящему». Проводятся две линии. На одной встают в колонну игроки, на другой, напротив, водящий, который кидает мяч первому участнику. Тот его ловит, кидает обратно и встает в конец группы. Игра продолжается, пока последний игрок не кинет мяч водящему.
- 15 февраля — игра «Один, два, три…». Дети энергично ходят по залу в хаотичном порядке. Когда воспитатель называет одну из цифр (1, 2, 3) малыши должны как можно быстрее встать поодиночке, по парам или по тройкам соответственно.
Обратите внимание! Контроль проведения подвижных игр происходит путем анализа активной деятельности дошкольников, фиксируемой в специальных бланках и отчетных листах
Подвижное занятие в зале
Ключевые разновидности
Классификация обучающих игр основывается на различных подходах: видах познавательной деятельности, игровым операциям, содержанию, роли воспитателя, типу взаимоотношений детей.
В рамках педагогики дошкольников принято выделять три основные категории этой формы обучения. Прежде всего, к таковым относятся игры с предметами и игрушками. Предварительно производится подбор наглядных пособий: различных по цвету, величине, форме и назначению предметов. Задача детей — выполнять с ними определенные, заранее обозначенные действия. Примеры:
- По заданию воспитателя ребенок достает один из предметов, относящихся к группе «посуда», говорит, что это и из какого материала сделано.
- Разложить предметы по группам (посуда — деревянная или металлическая).
- Рассортировать геометрические фигуры по определенному параметру, например, по цвету, форме, размеру.
- Правильно одеть куклу в зависимости от сезона и четко проговаривать последовательность действий.
Вторая группа игр — настольные, печатные (отлично подходят для малышей среднего и старшего дошкольного возраста). Их можно придумать и изготовить своими руками или же приобрести готовый вариант. Чаще всего в педагогике применяются игры с парными картинками, кубиками или разрезанные изображения. Сущность заданий: сложить из нескольких кусочков целое, разделить изображенные на карточках предметы на основании определенного признака (посуда, растения, животные, деревья).
Наконец, бывают и словесные забавы, подразумевающие использование определенных сочетаний слов и действий. Например, «Да и нет не говори». Ребенку задают вопрос, его задача — ответить на него, не используя при этом «да» или «нет». Следует употреблять описательные обороты или вводные слова.
Анализ дидактической игры показывает, что она является эффективным способом проведения уроков в детских садах и начальных классах школы. Использование интересных наглядных пособий, игрушек, нестандартных заданий не только помогает сделать обучающий процесс увлекательным, но и формирует у ребят важнейшие знания, умения и навыки.
Игра ситуации в средней группе
Для детей, которые ходят в среднюю группу садика, можно подбирать более сложные игровые ситуации. Малыши возраста четырех-пяти лет с интересом принимают участие в разнообразных играх, умеют придерживаться определенных правил игры.
Игры-ситуации для детей средней группы:
Игра «Шоферы»
Цель игры:
- обобщить, закрепить знания малышей о работе шофера,
- формирование уважительного отношения к данной профессии,
- развитие конструктивных взаимоотношений между детьми.
Ход игры:
Перед началом игры взрослый вместе с малышами вспоминает характеристики профессии шофера. После этого непосредственно разыгрывается игровая ситуация.
Взрослый предлагает ребятам переехать на дачу. Чтобы переезд был удачным, взрослый вместе с детьми составляют последовательность действий:
- собрать все вещи, которые необходимы для переезда,
- погрузить вещи в машину,
- самим сесть в машину.
Когда подготовительный этап прошел, взрослый назначает ребенка, который будет играть роль шофера. Задачи водителя:
- заправить машину, подготовить ее к переезду,
- по дороге рассказывать пассажирам о тех местах, которые они видят за окном машины.
После удачного переезда вещи вместе с пассажирами перемещаются в другой уголок комнаты. Дальше пассажиры должны выложить вещи из машины, разложить их по местам.
Как продолжение этой игры, взрослый просит съездить шофера в магазин, где необходимо сделать конкретные покупки. Потом водителю предлагают отвезти детей отдохнуть в лес, на речку.
Дальше к игре можно подключить и элементы таких игровых ситуаций: «Посещение магазина», «Детский сад», «Театр».
Игра-ситуация «У врача».
Цель игры:
- расширить знания малышей о работе медперсонала,
- объяснение простых медицинских терминов (больной, лекарства, стационар),
- воспитывать уважение, внимательное отношение к другим людям.
Ход игры:
Взрослый выбирает детей, которые будут играть роли доктора, медсестры. Остальные дети будут играть роль пациентов, которые приходят с игрушками, куклами на прием к врачу. Каждый малыш обращается с определенной проблемой к врачу: болит у куклы живот, болят у Мишки зубы.
Взрослый напоминает доктору и медсестре их обязанности. На приеме доктор осматривает пациента, уточняет детали заболевания, назначает лечение. Медсестра выполняет указания, предписания доктора.
В процессе игры взрослый следит за процессом игры, напоминает правила. Если детям интересна игра, то можно вводить новые роли: окулист, хирург, стоматолог.