Сюжетно-ролевые игры в детском саду

Игровая ситуация 2 младшая группа

Для малышей трех-четырех лет можно подбирать игровые ситуации, где привлекаются к игре одновременно несколько детей. Роль взрослого — направлять игру малышей.

Игра-ситуация «Однажды в магазине игрушек»

Цель этой игры:

  • вовлекать малышей в процесс взаимодействия с другими детьми,
  • развивать словарный запас малышей,
  • учить детей принимать на себя различные роли.

Ход игры:

Взрослый приглашает своих ребят посетить магазин игрушек. Взрослый выступает в роли продавца, а дети — покупатели. Каждому из малышей предлагается выбрать для себя игрушку. В процессе продажи взрослый рассказывает о своем товаре.

Взрослый дает возможность малышам поиграть со своими игрушками. Потом он просит, чтобы каждый попробовал сыграть своего героя. Малыши показывают, как рычит медведь, бегает зайчик, едет машина.

Игра-ситуация «Прогулка»

Цель этой игры:

  • развивать общение между детьми,
  • формировать навыки поведения,
  • учить детей запоминать последовательность действий и при необходимости их воспроизводить,
  • обучать детей ролевым играм.

Ход игры:

Взрослый: Посмотрите, ребята, наши куклы собрались на прогулку. Мы можем им показать, чем мы  вами занимаемся, когда гуляем во дворе.

После этого малыши припоминают и показывают все те действия, которые они выполняют на дворе. Если малыши что-то забыли, то взрослый напоминает им, следит за ходом игры.

Игра ситуации в средней группе

Для детей, которые ходят в среднюю группу садика, можно подбирать более сложные игровые ситуации. Малыши возраста четырех-пяти лет с интересом принимают участие в разнообразных играх, умеют придерживаться определенных правил игры.

Игры-ситуации для детей средней группы:

Игра «Шоферы»

Цель игры:

  • обобщить, закрепить знания малышей о работе шофера,
  • формирование уважительного отношения к данной профессии,
  • развитие конструктивных взаимоотношений между детьми.

Ход игры:

Перед началом игры взрослый вместе с малышами вспоминает характеристики профессии шофера.  После этого непосредственно разыгрывается игровая ситуация.

Взрослый предлагает ребятам переехать на дачу. Чтобы переезд был удачным, взрослый вместе с детьми составляют последовательность действий:

  • собрать все вещи, которые необходимы для переезда,
  • погрузить вещи в машину,
  • самим сесть в машину.

Когда подготовительный этап прошел, взрослый назначает ребенка, который будет играть роль шофера. Задачи водителя:

  • заправить машину, подготовить ее к переезду,
  • по дороге рассказывать пассажирам о тех местах, которые они видят за окном машины.

После удачного переезда вещи вместе с пассажирами перемещаются в другой уголок комнаты. Дальше пассажиры должны выложить вещи из машины, разложить их по местам.

Как продолжение этой игры, взрослый просит съездить шофера в магазин, где необходимо сделать конкретные покупки. Потом водителю предлагают отвезти детей отдохнуть  в лес, на речку.
Дальше к игре можно подключить и элементы таких игровых ситуаций: «Посещение магазина», «Детский сад», «Театр».

Игра-ситуация «У врача».

Цель игры:

  • расширить знания малышей о работе медперсонала,
  • объяснение простых медицинских терминов (больной, лекарства, стационар),
  • воспитывать уважение, внимательное отношение к другим людям.

Ход игры:

Взрослый выбирает детей, которые будут играть роли доктора, медсестры. Остальные дети будут играть роль пациентов, которые приходят с игрушками, куклами на прием к врачу. Каждый малыш обращается с определенной проблемой к врачу: болит у куклы живот, болят у Мишки зубы.

Взрослый напоминает доктору и медсестре их обязанности. На приеме доктор осматривает пациента, уточняет детали заболевания, назначает лечение. Медсестра выполняет указания, предписания доктора.

В процессе игры взрослый следит за процессом игры, напоминает правила. Если детям интересна игра, то можно вводить новые роли: окулист, хирург, стоматолог.

Характеристика сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

Выполняя в воображаемых ситуациях функции взрослого, дошкольник невольно включает в систему своих познаний внутреннюю и внешнюю стороны жизни человека. Ролевая игра в этом отношении более информативна для ребенка, чем любые другие виды деятельности в дошкольном возрасте.

Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте обеспечивает существенные изменения игрового формата от младшего к старшему дошкольному возрасту. Для детей 3-4 лет доступны бытовые роли с одной-двумя задачами. Рассмотрим, какие этапы развития проходят ролевые игры до наступления школьного возраста:

  1. Повторение одной и той же игры с незначительными изменениями (убаюкивание кукол, «варка» каши, «рулить, как водитель»). В правилах такие игры не нуждаются. Каждый ребенок выбирает свободно понравившуюся ему роль и выполняет ровно столько, сколько длится интерес. Данный уровень соответствует принципу «играть рядом» (а не вместе).
  2. Второй уровень все еще не требует соблюдения правил, но дети в игре ориентируются на реальность и немного распределяют роли. Если один ребенок «варит суп», то второй «делает салат». И на двоих «водителей» уже найдется инспектор, а не третий шофер.
  3. Новая ступень игровой деятельности наполняется содержанием: распределением ролей и соблюдением логики действий. Взявшись причесывать кукол, девочка худо-бедно манипулирует с прической каждой из них, так как куклы сидят в очереди к парикмахеру, и всех их нужно обслужить. «Водитель» не просто рулит, а подъезжает к остановке, ждет всех пассажиров и «везет» их по назначению. На этом уровне дошкольники играют вместе.
  4. На четвертом уровне основным содержанием становятся действия, включенные в отношения с другими. Дошкольники начинают играть с соблюдением всех правил, их персонажи обязательно общаются по сюжету, а ролевые функции многозадачны.

Примерно в среднем дошкольном возрасте появляются особенные переживания, спровоцированные сюжетной линией игры или реальными отношениями с партнерами по игре. Чувства и переживания постепенно осмысливаются, и дошкольник в какой-то степени учится их контролировать, осознанно проявлять или сдерживать.

Особенности и функции

Важной особенностью игровой деятельности является ее желанность для ребенка. Дошкольник играет тогда, когда он хочет играть

Сюжет игры он также выбирает самостоятельно. В крайнем случае, согласовывает с такими же детьми, как и сам.

Значимая роль сюжетно ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста определяется следующими функциями:

  • Знакомит с общественными отношениями и реальной деятельностью.
  • Развивает воображение и символическую функцию замещения (моделируются ситуации, используются предметы-заместители).
  • Является подходящим местом для проявления сдерживаемых чувств и эмоций (можно поиграть в «сердитого папу» или убегать от страшной Бабы Яги).
  • Создает условия для усвоения нравственных норм и правил поведения.
  • Развивает способность к сопереживанию и пониманию других людей.

Все перечисленные функции актуальны для дошкольника. Дети взаимодействуют друг с другом, используя ролевые фразы и игровые действия, но получают реальный опыт.

Почему ребенок обязательно должен играть в ролевые игры

Почему ребенок обязательно должен играть в ролевые игры? Несмотря на то, что игра остается игрой, чувства, которые испытывают дети, являются настоящими

Поэтому важность ролевых игр подчеркивают многие психологи. . Игры в персонажей помогают познать основные виды общения: ролевое, деловое, дружеское

Игры в персонажей помогают познать основные виды общения: ролевое, деловое, дружеское.

  1. Общение ролевое познается, когда малыши играют в больницу, магазин, школу, салон красоты. Они выбирают роли, ориентированные на взаимодействие в рамках данной игры: доктор – пациент, продавец – покупатель, учитель – ученик, мастер – клиент.
  2. Общение деловое формируется тогда, когда начинается игра. Доктор, продавец, учитель, мастер салона красоты – профессии, которые позволяют зарабатывать деньги. Пациент, покупатель, ученик, клиент – потребители услуг, которые обеспечивают заработок первой категории. В процессе игры устанавливается контакт между сторонами и происходит деловое общение. Дети учатся формулировать мысли, желания, требования к качеству услуг, отстаивать мнение, договариваться.
  3. Дружеское общение в процессе игры доставляет удовольствие, сближает эмоционально, вызывает доверительные отношения. Дети учатся коммуницировать, прислушиваться к себе и другим, находить общие занятия и проводить время вместе.

Ведь взрослым не всегда удается выкроить время на игру с ребенком и совместные прогулки. Малыши, которые умеют дружить и общаться, спокойно проводят время друг с другом. А ролевые игры привносят в это общение еще и пользу. 

Как бы ни были заняты взрослые, им следует время от времени прислушиваться к детским разговорам во время игры. Нередко они помогают родителям лучше узнать ребенка и увидеть его проблемы.

Режиссерская игра для детей 2 — 3 лет

Впервые режиссерская игра появляется у ребенка в возрасте около двух лет.

Режиссерская игра у детей 2-3 лет — предпосылка к более сложной, сюжетно-ролевой.

В жизни это выглядит примерно так: двухлетнему мальчику дарят игрушечные грузовик и экскаватор. Он может долго сидеть ковре или в песочнице, манипулируя с ними. То, что для родителей кажется «возней» для него – настоящий сложный процесс.

В процессе игры малыш:

  1. Придумывает сюжет. Обычно, он простой (стройка, посещение поликлиники, магазин, детский сад, мама и папа ухаживают за ребенком, прочее). Также, это может быть сюжет из мультика или сказки. Причем в раннем детстве дети редко отступают от оригинала, они не дополняют и не распространяют его.
  2. Распределяет роли и сам же их и выполняет. Актеры в его игре — игрушки или предметы – заместители (ковер – это море, диван – сцена, расческа – микрофон, прочее). Ребенок оживляет игрушки – двигает ими, озвучивает. Каждый персонаж в свое игре имеет свой собственный голос. Играя в семью, он озвучивает маму и папу, лает за собаку, рычит за тигра, копирует двигатель автомобиля. Голосом он старается передать эмоции.

Игрушки для режиссерской игры «Зоопарк».

Для полноценной режиссерской игры малышу нужны:

  • игровое пространство (столик, детская палатка, коврик, прочее)
  • мелкие игрушки, которые ребенку удобно держать в руках
  • декорации (кукольный дом, озеро, лес, автодорога, гаражи, зоопарк, прочее)

С ребенком 2 — 3 лет можно поиграть в такие режиссерские игры:

  1. «Моя семья»
  2. «В деревне у бабушки»
  3. «В магазине»
  4. «В зоопарке»
  5. «На детской площадке»
  6. «Колобок», «Репка», «Теремок», другие сказки
  7. «Маша и Медведь», «Фиксики», другие мультики

Сюжетно-ролевая игра для детей 2 — 3 лет

Сюжетно-ролевая игра у детей 2 — 3 лет только зарождается. В силу возрастных психологических особенностей и несовершенства речи дети еще не могут полноценно общаться друг с другом, поэтому компаньонами по игровому процессу у них чаще являются родители.

В первых сюжетно-ролевых играх ребенок копирует поведение взрослых, которые его окружают: мама ухаживает за малышом, серьезный папа ходит на работу, бабушка печет пирожки, дедушка что-то мастерит, старшие братья и сестры ходят в школу и делают уроки.
Чуть позже малыш начинает играть в профессии, перевоплощаясь в доктора, повара, продавца, парикмахера, воспитателя в детском саду.

С ребенком 2 — 3 лет можно поиграть в такие сюжетно-ролевые игры:

ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Игровой инвентарь: кукла, кукольная одежда, кукольная посуда, кроватка с постелью, коляска, предметы – заместители.Роли: мама, папа, ребенок.Сюжет: мама качает, кормит и укладывает спать ребенка, готовит еду, накрывает на стол. Папа приходит домой с работы, кушает, играет с ребенком.. Семья отправляется на прогулку.

ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Прививка».

Сюжетно-ролевая игра «Прививка».

Игровой инвентарь: куклы, набор доктора и/или предметы-заместителиРоли: Врач, ребенок и его мама.Сюжет: Мама приводит ребенка-куклу на прием к врачу. Доктор осматривает малыша, используя различные медицинские инструменты (слушает дыхание, проверяет глазки и ушки, меряет температуру), а после делает ему прививку.

ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин».

Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин».

Игровой инвентарь: куклы, касса, игрушечные продукты, кукольная одежда, мелкие игрушки, игрушечные деньги, предметы-заместители.Роли: Мама, малыш, продавец.Сюжет: Мама с малышом отправляются за покупками. Заранее стоит оговорить, что именно им нужно купить. Они выбирают в магазине все, что им необходимо, спрашивают у продавца цену, рассчитываются за покупки.

Дидактические игры

Дидактические игры на развитие речи для детей 4-5 лет бывают разнообразными, рассмотрим самые популярные.

Найди ошибку

Эта игра позволяет правильно произносить и запоминать слова в которых много складов, а также активно развивать слуховое внимание. Например, ребенку показывают карточку слоненка и говорят: у него есть хобот (правда), он быстро бегает (неправда), он тяжелый (правда)

Кроме названных характеристик, малышу предлагают самому назвать ещё несколько.

Так может быть или нет

Благодаря этой игре дети учатся замечать непоследовательности и активно развивают свое логическое мышление. В отдельных предложениях или небольших историях необходимо определить то, чего не может быть. Например: «Наступила осень и на деревьях начали появляться первые зеленые листики».

Какое время года

Благодаря стихам и описательным рассказам можно очень легко научиться определять время года.

Какой, какая, какое

Для загаданного взрослым слова необходимо правильно подобрать определение. Например: «Солнышко – желтое, горячее, круглое», «Снег – белый, мокрый, холодный», «Шапка – новая, синяя, теплая».

Отгадай растение

Самостоятельное описание предметов и отгадывание описанного взрослым позволяет развивать внимание и память, учиться правильно описывать предметы и угадывать их по признакам

Какое что бывает

Ребенку предлагается рассказать, что может быть, например, голубым – небо, море, глаза у мамы, или высоким – забор, дом, дерево

Такие занятия помогают не только развивать внимание, а и вырабатывать умение классифицировать предметы по разным признакам: форме, цвету и др

Когда это бывает

На рассмотрение ребенка предлагаются картинки, на которых изображены разные действия (например, идет снег). Необходимо определить, когда это происходит (правильный ответ – зимой).

Большинство дидактических игр используется воспитателями в детском саду согласно действующим Федеральным государственным образовательным стандартам, которые направлены на активное развитие речи детей дошкольного возраста. С полным перечнем всевозможных дидактических игр и разнообразных упражнений (с детальными инструкциями) можно ознакомиться в Программах развития речи и познавательных способностей для детей 4-5 лет разных авторов (Карпова С.И, Мамаева В.В, Ушакова О.С.).

Мирись, мирись, мирись…

Отдельно хотелось бы сказать о конфликтах, которые могут возникнуть в процессе игры. Появление их неизбежно, так как дети и в 3, и в 6 лет уже имеют собственное мнение, но в силу возраста еще пока не могут поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию со стороны. Эгоизм у малышей — вещь естественная, стыдить за него не надо, а вот помочь разобрать конфликт стоит. Предложить детям разбираться самостоятельно не совсем правильно, лучше маме вмешаться, пока дело не дошло до драки, в противном случае совместная игра закончится слезами и обидами. Маме ни в коем случае не следует говорить старшему ребенку: «Уступи братику, потому что он маленький, а ты вон какой большой!». Старший малыш может никак не проявлять свою ревность, но в душе у него всегда есть страх, что с появлением младшего его стали любить меньше. И он искренне не понимает, какая связь между возрастом братика, и совместной игрой, и почему он, собственно, должен уступать. Но если мама так говорит, значит маленьким быть лучше и любят их больше. В тоже время нельзя и младшему позволять «пользоваться возрастным преимуществом». Поэтому при разборе конфликта возраст вообще не должен фигурировать. Маме не следует забывать, что в сложной ситуации чаще бывают виноваты оба. Лучше по очереди выслушать каждого ребенка, не перебивая, и не позволяя другому перебивать. Потом каждому в присутствии другого объяснить, в чем именно он был не прав и как можно поступить, чтобы решить проблему. А потом постараться организовать между детьми конструктивный диалог, в процессе которого всем вместе найти компромиссное решение. Поощряйте совместные игры ваших детей, пусть даже у малышей уже разные интересы, предпочтения и пожелания. Придумывайте забавы вместе с ними, ведь брат или сестра и через много лет останутся самыми близким, родным и любимым людьми, так пусть у них останутся светлые воспоминания о совместно проведенном веселом детстве.

«Дочки-матери»

Любимая игра многих поколений, которая учит выстраивать семейные отношения, заботиться обо всех членах семьи, смотреть за малышами. Обычно детки в процессе игры повторяют модель поведения, которая принята в их семье. Например, старшая сестра берет на себя роль мамы. Младшая сестра – доченька, пупс – младший братик. Папу может сыграть друг. Мама с детками провожает папу на работу, потом готовит на игрушечной кухне обед, собирается на прогулку. «Семья» может отправиться в путешествие, устроить праздник по случаю дня рождения, пригласить гостей. «Детки» болеют, выздоравливают, ходят в садик и школу, «родители» ходят на работу, выполняют домашнюю работу, и т.д. 

Побегаем, попрыгаем

Подвижные игры любят все дети независимо от возраста. Они важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старший в таких играх учится быть не только ловким и быстрым, но также терпеливым и великодушным по отношению к малышу. Обычные догонялки не подходят для разновозрастных детей, старший заведомо быстрее, а бегать «в полсилы» 5 — 6-летние малыши еще не умеют. А вот поиграть в прятки и жмурки дети вполне смогут. Также можно предложить старшему ребенку придумать танец под веселую любимую музыку и попробовать научить малыша. Только обязательно следует предупредить «учителя танцев», что ученик только начинает обучение, и не все движения у него получаются также хорошо, как у старшего. Пусть придумывает несложные комбинации. А на выступление вечером соберется вся семья!

Дидактические игры для детей 2 — 3 лет

По сути, все игры, в которые играет ребенок в раннем детстве, чему-то его обучают. Но дидактические игры отличаются от других видов игровой деятельности тем, что инициируются не сами детьми, взрослым, с четко определенной целью – получить новые знания или закрепить ранее полученные.

У ребенка в раннем возрасте в процессе дидактической игры формируется представление о:

  • свойствах предмета (форме, цвете, размере)
  • количестве предметов
  • равенстве и отличии
  • окружающем мире
  • себе самом и своем собственном теле

С малышом 2 — 3 лет можно поиграть в предметные, настольно-печатные или словесные обучающие игры.

ПРИМЕР: Предметная игра, обучающая цветам «По домам».

Предметная игра, обучающая цветам «По домам».

Нужно: Три ящика или коробки, обклеенные цветной бумагой желтого, синего и красного цветов, фигурки животных, птиц, человечков, вырезанные из бумаги желтого, синего и красного цветов.Ход игры: Перед малышом выставляют цветные коробочки. Фигурки из цветной бумаги перемешивают, выкладывают перед ребенком, просят его определить фигурку в ее «домик» такого же цвета, как она сама. Просят ребенка озвучить название цвета. Позже можно добавлять в игру новые цвета

ПРИМЕР: Предметная игра, обучающая животным «Кто что ест».

Предметная игра, обучающая животным «Кто что ест».

Нужно: Лото с животными и их пищей.Ход игры: Ребенку дают карточки с изображением диких и домашних животных, а также их пищей, и предлагают накормить каждого из них тем, что он любит больше всего. Например: мышка – сыр, курочка – зернышки, кошечка – сметана, прочее

ПРИМЕР: Настольно-печатная дидактическая игра «Лишний предмет».

Настольно-печатная дидактическая игра «Лишний предмет».

Нужно: Обучающие карточки или книги.Ход игры: Малышу показывают картинки, на которых изображено от 3 до 5 предметов. Один из них по свойствам и характеристикам является лишним. Ребенок должен указать на него попытаться объяснить свой выбор.

ПРИМЕР: Настольно-печатная дидактическая игра «Найди пару».

Настольно-печатная дидактическая игра «Найди пару».

Нужно: Обучающие карточки или книги.Ход игры: Ребенку показывают картинки с изображением парных предметов вразброс. Малыш должен соединить пары.

ПРИМЕР: Словесная игра «Говорят животные».Ход игры: Взрослый называет животное и просит малыша озвучить его. Потом они меняются ролями: взрослый воспроизводит голос животного и просит кроху назвать, кто же это говорит.

ПРИМЕР: Словесная игра «Отгадайка».Ход игры: Взрослый называет свойства или предназначение предмета, а малыш должен назвать его. Например: «Он круглый, нужен, когда идет дождь» — «Зонт», «Они прямоугольные, их мы открываем, когда заходим в дом» — «Двери».

Ролевые игры для детей младших групп (3-4 года)

Малыши раннего дошкольного возраста еще не совсем готовы к серьезным ролям вроде кондуктора, продавца в магазине, учителя и прочих сложных персонажей в играх. За то в своем возрасте они безумно любят новые эмоции. Для детей 3-4 лет можно тоже подобрать множество интересных сюжетно-ролевых игр, в которых подражание соседу, самому себе в отдельных ситуациях – основная задача. Игровые действия носят условный характер, роли чаще всего не называются. Ситуацию в игре ведет взрослый.

Получаем подарки

Цель игры: Научить детей испытывать благодарность. Ее лучше всего организовать во время очередного детского утренника, чтобы был повод получить презенты. Играть в сюжетно-ролевую игру могут даже детки с 2 лет.

Что будет необходимо: Разноцветные коробочки (столько, сколько играет детей), маленькие игрушки разной фактуры.

Воспитатель говорит с приподнятым настроением, что принес подарки для своих любимых ребят. Затем он называет каждого поименно, особо громко отмечая тех, кто «зевает» по сторонам. С каждой коробочкой, наполненной игрушкой, педагог подходит к детям и говорит: «(Имя), этот волшебный подарок для тебя!»

При этом делается небольшая пауза, чтобы дать возможность одариваемому сказать слова благодарности. Если «спасибо» не сказано, стоит поинтересоваться, что же нужно говорить, когда тебе дарят подарки. Если ребенок сам не может ответить на этот вопрос, то ему могут помочь другие члены группы или взрослые.

День рождения у куклы

Цель игры: Дать возможность ранним дошкольникам стать ближе к знаниям о столовом этикете, вежливости, внимательности. В ходе сюжетно-ролевой игры они осваивают новые понятия, касающиеся праздничного стола и сервировки.

Что потребуется: Другие куклы или игрушки, которые могли бы сойти за гостей именинницы, игрушечная посуда (тарелки, вилки, ложки, стаканы, салфетки, ножи), стол, стулья, скатерть для столика.

Поскольку ребята дошкольного возраста уже бывали в роли именинников не раз, они более-менее представляют, что происходит на данном мероприятии. Воспитатель торжественно объявляет, что у куклы сегодня день рождения, и она позвала на свой праздник гостей – именно им будут подражать воспитанники. Им дается возможность составить комплекты подарков, которые они хотели бы преподнести. Затем именинница просит собравшихся гостей помочь ей накрыть на стол. Все ребята должны принимать активное участие. После подготовки гости усаживаются за стол и пьют чай с тортиком. Ролевые игры для детей очень интересны и познавательны.

Постановка сказки

Цель игры: Развитие внимательности, памяти, желания работать в команде.

Что потребуется: Хотя бы очень приблизительный антураж. Например, если сказка будет о репке, то дедке можно вручить какую-то импровизированную палку в виде трости, бабке – повязать платок на голову.

Воспитатель дошкольного учреждения заранее предлагает малышам роли и читает уже известную сказку. Педагог на своем примере показывает, как правильно подражать тому или иному персонажу. Каждый ребенок составляет представление о ходе игры и легко втягивается, уже зная наперед сюжет. Сделав постановку сказки поверхностно для детей младшей группы, вы сможете качественно преподнести ее на каком-нибудь утреннике в следующем году.

Сценарии ролевых игр

Сценарии ролевых игр для детей зависят от возраста. Малыши в 3-4 года выбирают определенные действия с использованием игрушек. Девочки возят кукол в колясках, купают их в ванной, одевают и наряжают. Мальчики перевозят кубики в машинах, строят дома, играют с деталями конструктора.

Сценарий такой игры примитивен, но для этого возраста ничего большего и не требуется. Ребенок учится совершать простые действия, осваивает навыки, вырабатывает потребности. 

Нередко дети повторяют то, что происходит в их жизни. Например, перед тем, как пойти в садик, девочку умывают, одевают, причесывают, кормят. Поэтому малышка переносит эти процедуры на куклу, и перед тем, как вывести ее гулять, собирает игрушку аналогичным способом. 

Дети чуть постарше начинают выбирать себе роли: доктор, учитель, водитель, пожарный, полицейский, парикмахер и т.д. Сценарий игры зависит уже от этих ролей. Формируется пространство, подбирается реквизит и другие участники игры. 

Например, малыши играют в больницу. Для организации подобной ролевой игры нужны:

  • кабинет врача,
  • одежда врача,
  • медицинские инструменты,
  • рецепты и лекарства.

Когда все собрано, распределяются роли:

  • доктор (может быть и не один),
  • пациент (может быть игрушечный),
  • сопровождающий пациента (например, девочка, которая привела куклу на прием).

Дети следуют сценарию и выполняют действия, свойственные выбранному персонажу. Доктор, например, сидит за столом на стуле, разрешает войти постучавшему в дверь пациенту, спрашивает, что у него болит. Внимательно выслушав жалобы больного или его сопровождающего, делает стандартные манипуляции: просит открыть рот, смотрит горло, ощупывает живот, слушает дыхание и т.д. 

Пациент играет свою роль: стучится в дверь, рассказывает о заболевании, поддается врачебному осмотру и процедурам. Если больного заменяет игрушка, то ребенок рассказывает, что у нее болит, помогает доктору осмотреть и вылечить ее. 

Сценарий игры базируется на тех понятиях и ситуациях, с которыми дети уже столкнулись лично. Тот же поход к врачу дал им определенный опыт, и некоторые фразы и особенности поведения знакомого доктора ребенок станет применять в игре. 

В возрасте 5-6 лет дети начинают больше интересоваться взаимоотношениями между персонажами, и поэтому их игры насыщены диалогами, межличностными контактами, тактильными ощущениями. Малыши в этом возрасте уже не всегда согласны с той ролью, которую им предлагают. 

Они сами решают, кем хотят быть в игре, и зачастую отказываются быть персонажем, который им неприятен.

Если рассмотреть ту же игру в больницу, то она организуется так, что пациент не выздоравливает от одной таблетки. Ему может потребоваться операция, наложение повязки, гипса, повторный прием и т.д. 

Это может быть связано с тем, что ребенок сам столкнулся с продолжительной болезнью или кто-то из близких людей страдал от подобных заболеваний. Малыши проецируют реальную ситуацию на игру и усложнят примитивные действия. 

Какие игры понравятся деткам 3-4 лет

Малыши еще не могут придумать сложную постановку с логической цепочкой действий. У них слишком мало жизненных примеров, а еще крохи не умеют заниматься чем-то одним на протяжении длительного времени. Детки обычно показывают несложные действия, повторяя их за взрослыми.

Обычно малыши воспроизводят моменты из бытовой жизни: купают куклу, готовят для игрушек еду, возят пупсов в кукольных колясках, и т.д. Немного позже кроха выбирает какую-то определенную социальную роль, например, становится водителем и везет мишек на воображаемом автобусе в детский сад. Девочки любят превращаться в мам: носят пупсов на руках, укладывают их спать, расставляют игрушечную посуду на столике для завтрака.

К четырем годам игры становятся более разнообразными, интересными. Кроха сам выбирает понравившуюся роль и воспроизводит характерные действия. Какие игры будут интересны деткам 3-4 лет:

«Собираем куклу на прогулку». Малыш должен приготовить необходимую кукольную одежду для прогулки. Он называет каждый предмет гардероба, когда надевает на пупса

Важно, чтобы кроха правильно собрал куклу в зависимости от погоды. Можно задавать наводящие вопросы: «Какого цвета эта курточка? Что нарисовано на шапочке? Будем брать дождевик?».

«Супермаркет». Любимая игра деток 3-4 лет

Можно приобрести игрушечную кассу с пластмассовыми продуктами. В продаже имеются целые наборы для игры в магазин с прилавком, движущейся лентой, кассой, деньгами и даже банковскими картами. Но вполне можно обойтись самодельными нарисованными купюрами, корзинкой, набором пластиковых фруктов и овощей. Дети распределяют, кто будет продавец, а кто – покупатель. Далее «покупатель» выбирает понравившийся товар, складывает в корзинку, подходит к «продавцу». Тот «пробивает» каждую позицию, называет сумму, благодарит за покупку, помогает сложить продукты в пакет.

«Визит к доктору». Ребенок перевоплощается в доктора: раскладывает игрушечные инструменты, надевает медицинскую шапочку и ждет посетителей. Он может лечить плюшевых мишек, кукол, маму, сестру или друга. Также можно приобрести набор ветеринара, в котором будут все необходимые инструменты и плюшевая собачкакотик. Маленький ветеринар сможет помочь пушистому другу вновь стать здоровым.

«Идем в гости к кукле». Кукла Маша приглашает друзей на чаепитие. Ребенок берет других кукол, игрушечный торт и отправляется к Маше. Перед этим Маша накрывает на стол: расстилает скатерть, расставляет чашки, блюдца. Далее происходит процесс чаепития, где все вежливо общаются, а затем благодарят за гостеприимство.

Интересно: Развитие детей: 3 занимательных приёма от психолога П. Зыгмантовича

Пять основных разновидностей сюжетно-ролевых игр

Вы спросите, а какие игры бывают? Много видов игрищ существует, но в основном их пять. Они бывают и смешанными. Каждая игра имеет свое содержание и выполняет воспитательную роль в развитии малышей.

  1. Постановочные. В этой разновидности ребенок сам себе режиссер. Он придумывает себе сценарий и говорит от своего имени или от имени игрушки.
  2. Общественные. Такие забавы являются полноценными, если у карапузов будут игрушки для таких игр. Например, чтобы играть в “больницу”, “транспорт” будут необходимы соответствующие реквизиты.
  3. Патриотические. В таких играх детки выступают в роли храбрых солдатов или известных космонавтов.
  4. Отображение мультфильмов или сказок. Ребята представляют сказочного персонажа.
  5. Бытовые. Детвора очень любит играть на домашние или семейные темы. Своей игрой детки показывают отношения в своей семье.

Так, для того чтобы правильно понять структуру таких увеселений, приведем несколько примеров.

  1. Игра в магазин. Как подготовить ребенка, чтобы он пошел в ближайший магазин за хлебом? Правильно, необходимы сюжетно –ролевые игры.
  2. Чтоб перестать бояться идти к врачу, нужно играть в “больницу” имитировать ситуации у различных врачей.
  3. Дети прекрасно копируют отношения своих родителей. Целью следующего развлечения, которая называется “Семья” является помочь деткам понять свою роль в обществе.
  4. Девочек заинтересуют парикмахеры, которые делают красивые прически. Они хотят быть похожими на своих мам. Играя в эту игру, ребята, в том числе и мальчики, получат знания об их профессии.
  5. До первого класса начинается подготовка к школьной жизни. В игре, посвященной школе, ребенок почувствует себя и учеником, и учителем.
  6. Социализации детей будет способствовать и следующая игровая деятельность, где девочки с помощью малюсенькой швейной машинки шьют платьица для своих кукол. Мальчики же здесь могут участвовать в качестве моделей.
  7. Вести себя красивов различных местах поможет игра в “Кафешку”.
  8. С детских лет малыши должны научиться правилам дорожного движения. Поможет в этом соответствующая игровая деятельность.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: