Нормы и особенности речевого развития детей в возрасте 3

Нормы развития речи

Темпы развития связной речи у детей в 3-4 года весьма индивидуальны, однако существуют общепринятые нормы, на которые могут ориентироваться родители, чтобы понимать, насколько правильно идет речевое развитие у их ребенка.

Желательно, чтобы в 4 года ребенок мог:

  1. проговаривать свое имя, фамилию и отчество;
  2. назвать имена близких родственников и друзей;
  3. пересказать сказку или мультфильм;
  4. точно повторить услышанное;
  5. называть действия – птица летит, собачка бежит, машина едет;
  6. в процессе речи понижать и повышать тон.

В речи детей 3-4-х лет могут сохраняться недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, а также нечеткое произношение ряда звуков.

Повышенного внимания требуют следующие случаи:

  • речь ребенка трудна в понимании и похожа на лепет;
  • скудный активный словарный запас – малыш не может назвать предметы и явления, с которыми сталкивается ежедневно;
  • скудный пассивный словарный запас – ребенок с трудом может понять, что от него требуют, и не может ответить даже на простые вопросы;
  • плохо развито звукопроизношение;
  • выражения односложны, а составление предложений вызывает затруднения.

На развитие речи ребенка оказывают влияние как физиологические факторы, так и социальные. Недостаток внимания или же его переизбыток могут препятствовать полноценному развитию коммуникативных навыков.

Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

Часто ребенка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания — конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться.

• Понять ребенка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае — остро дискомфортным. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребенок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.

• Некоторые родители занижают, а другие — завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором — постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!». Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.

• Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя — образец для ребенка.

• Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно

Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребенка

• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша. Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов.

Когда нужно обратиться к логопеду?

Поводами для обращения к специалисту должны стать такие признаки:

  • скудность лексического запаса (ребенок произносит не более 20 простых слогов);
  • отсутствие понятных названий предметов в лексиконе (если вместо нормальной речи наблюдается детский лепет, не стоит пытаться устранить проблему самостоятельно);
  • смягчение некоторых звуков (дошкольник плохо произносит слова, содержащие буквы с, ч, ц);
  • искажение структуры речевых компонентов;
  • наличие заикания (многократного повторения первых слогов).

Особенно внимательно нужно относиться к речи детей, изучающих иностранные языки.

Лексическое богатство

А вот развитию словарного запаса способствуют практически все эти игры. Плюс, конечно же, разучивание новых стихотворений, потешек, постоянное чтение книг, энциклопедий для самых маленьких, активное общение с малышом.

Мы наращиваем словарный запас и развиваем речь малыша, когда:

  • рассказываем на прогулке обо всем, что видим, объясняя, что из чего состоит, чем отличается, для чего нужно;
  • читаем скороговорки, загадки, пословицы;
  • обсуждаем прочитанную сказку, увиденный мультик или фильм;
  • учим детей сравнивать предметы, подмечать их отличия;
  • побуждаем их задуматься над смыслом прочитанного, задавать вопросы о сюжете или характерах героев (это приходит само собой, если читать книжки постоянно);
  • попадаем в новое место (парк, аттракцион, учреждение), где можно узнать новые названия предметов, ощущений, профессий;
  • играем в словесные игры («Кто говорит так?», «Съедобно или нет?», «Найди отличие», «Что где лежит?» и т. д.).

Речь малышей важно развивать поэтапно, уделяя внимание ее возрастным особенностям и уровню общего развития детей. Тогда на каждом следующем этапе им будет легче. А к школе мы подготовим ребенка, владеющего речью на нужном уровне

А к школе мы подготовим ребенка, владеющего речью на нужном уровне.

Нормы речевого онтогенеза в возрасте 3-4 лет

В этот период ребенок должен говорить развернутыми фразами и простыми предложениями. Он должен правильно произносить свистящие и шипящие группы звуков, сонорные являются исключением, потому что у них сложная артикуляция. В речи появляются двух- и трехсложные слова.

В 3-4-летнем возрасте словарный запас резко возрастает. В экспрессивном словаре к четырем годам должно быть около 2 000 слов. Трехлетний малыш объединяет предметы по общему признаку, называет их одним словом. К четырем годам он понимает сложные предложения вне определенной ситуации. Ему нравится слушать сказки и рассказы, ребенок понимает смысл услышанного текста.

Дошкольник 3-4 лет начинает овладевать простыми грамматическими категориями, согласовывает слова во фразах и предложениях. В речи чаще появляются местоимения и числительные. Он все больше задает вопросов взрослым, сам дает развернутые ответы. Высказывает свое мнение, делится впечатлениями.

Идем к логопеду

Со всеми этими речевыми сложностями ребенок самостоятельно не справится. Если не заняться ими сейчас, это может вылиться в различные виды речевого отставания, такие как задержка речевого, психоречевого развития, общее недоразвитие речи. Это, в свою очередь, повлечет проблемы с обучением в школе. Поэтому своевременная помощь логопеда при таких нарушениях обязательна.

Специалист поможет малышу не только исправить проблемы звукоизвлечения (шепелявость, сюсюкание, картавость), как думают многие. Хороший логопед может сделать намного больше. В его компетенции находятся следующие аспекты:

  • формирование правильной речи;
  • развитие строя речи и словарного запаса;
  • развитие внимания, мышления, памяти;
  • усвоение основ грамматики.

Кроме того, занятия с логопедом (если это опытный логопед-дефектолог) могут помочь при следующих проблемах:

  • заикании;
  • дизартрии;
  • недоразвитии речи при задержке психического развития;
  • алалии;
  • ринолалии;
  • дислексии;
  • дисграфии и др.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет?

К косвенным признакам задержки речевого развития можно отнести поведенческие нарушения:

  • неловкость движений, неспособность удерживать равновесие;
  • нарушение мелкой моторики, невозможность совершения точных действий;
  • снижение концентрации внимания;
  • гиперактивность или заторможенность.

Присутствие вышеуказанных признаков может свидетельствовать о наличии неврологических патологий. В других случаях отставание в развитии вызывается неблагоприятными условиями проживания и неправильным воспитанием. К явным признакам нарушения речи относятся:

  • невозможность составления фраз;
  • отсутствие согласованности существительного и прилагательного;
  • неправильное произношение большинства звуков (ребенок переставляет буквы и слоги в простых словах);
  • отсутствие предлогов, местоимений, наречий;
  • полная невозможность регулирования темпа речи;
  • невозможность составления сложных фраз (предложения содержат только глаголы и существительные).


Если ребенок осознает наличие нарушения речи, то становится раздражительным и замкнутым.

Некоторые дети осознают наличие нарушения речи. Задержка развития мешает общению с друзьями и родственниками. Ребенок становится раздражительным, замкнутым.

Самостоятельная диагностика

Наиболее часто родителями используется метод наблюдения. Он позволяет примерно определить количество произносимых слов, отметить уровень развития произношения. В игровой форме проводится тестирование, позволяющее оценить способность к построению фраз и предложений. Определить степень развития речи помогают такие задания:

  • просьбы называть собственные части тела;
  • составление рассказов по картинкам;
  • простые поручения, требующие выполнения нескольких действий;
  • изучение свойств предметов (например, просьба назвать цвет тарелки или размер чашки);
  • ответы на вопросы, касающиеся содержания прочитанного ранее текста.

Нужно обращать внимание на правильность произношения звуков, перестановку слогов и букв. Оценивают и уровень развития моторики

Для этого используют такие критерии:

  • возможность сохранения равновесия при ходьбе;
  • способность перешагивать через препятствия;
  • сохранение равновесия при снижении площади опоры;
  • способность удерживать мелкие предметы;
  • возможность совершения точных действий.

При задержке развития дети становятся замкнутыми и не хотят общаться с другими детьми.

Этапы нормального развития речи у детей

Однозначных показателей нормального развития речи, количества слов, которые может произнести ребенок, нет. Существуют и форс-мажорные обстоятельства: например, кроха может начать говорить вовремя, но в какой-то момент замолчать или остановиться на этом этапе. Считается, что в норме речь ребенка развивается постепенно, в зависимости от его возраста и под влиянием близких взрослых.

Примерные этапы развития речи следующие:

От рождения до двух месяцев. Первым речевым проявлением в этом возрасте является крик, посредством которого малыш сообщает о своих проблемах (когда у него что-то болит, он проголодался или ощущает дискомфорт).

В двухмесячном возрасте кроха общается с родными с помощью гуканья. Так он реагирует на улыбки и слова взрослых, впервые смеется, повизгивает. В этот период формируется комплекс оживления (реакция на появление в обозримом пространстве ребенка родного взрослого человека).

Следующим этапом, который длится примерно до полугода, является гуление (произношение более певучих звуков). Ребенок в этом возрасте начинает реагировать на интонации (улыбается и смеется, если с ним разговаривают ласково и играючи, плачет, если слышит сердитый голос). Малыш еще не понимает смысл обращенных к нему слов, но чрезвычайно чуток к эмоциям.

С 6 до 10 месяцев кроха начинает лепетать, многократно повторяя слоги. «Ма-ма», «Па-па», «Ба-ба» – примерно так звучат первые лепетные слова, которые ребенок произносит примерно в 9 месяцев. На этом этапе очень важна роль слуха, поскольку малыш внимательно прислушивается к своим звукам и повторяет их вновь и вновь.

В преддверии первого своего дня рождения ребенок способен распознать в словах знакомые предмет или человека (например, услышав название любимой игрушки, может указать на нее пальцем). Позднее малыш требует от родителей назвать все предметы, которые ему незнакомы и на которые он укажет. Этот период носит название развитие предметной речи.

Осмысленная речь появляется в 1 год или чуть позже. В этом возрасте словарь ребенка включает 10-12 слов и продолжает постепенно пополняться

Поскольку малыш копирует речь взрослых, очень важно разговаривать с ребенком много, четко и правильно.

Преддошкольный этап (от года до трех лет) характеризуется появлением первых фраз. В 2 года малыш знает около 250 слов, а в 3 – около 900

Он уже полноценно общается и верно произносит большинство звуков.

На дошкольном этапе (от 3 до 7 лет) словарь включает уже 3000 слов, фразы становятся более развернутыми и сложными. Дошкольник способен осознать свои ошибки в речи и исправить их.

В школьный период ребенок правильно говорит, запоминает грамматические правила, изучает письмо.

Задачи речевого развития в 3 года

Каждому взрослому очевидна цель касательно развития речи 3-летних детей. Ребенок должен заговорить, употребляя все больше слов и высказываясь с каждым днем все лучше. Но что следует делать для того, чтобы речевое развитие детей 3-4 лет эффективно продвигалось?

Желанную цель речевого развития младшего дошкольника можно разбить на несколько ключевых задач:

  • Наполнять словарный запас новыми понятиями;
  • Формировать обобщающее значение известных ребенку и новых слов (чтобы книгой малыш считал не только красочное детское пособие, а любую книгу; чтобы глагол «складывать» был понятен не только по отношению к игрушкам, а и в других подходящих ситуациях и т.п.)
  • Побуждать малыша говорить, что является естественной тренировкой произношения и умения высказываться.

Если систематически уделять внимание каждой из этих задач в самых обычных условиях при повседневном общении, то ребенок быстро накапливает активный словарик, а его высказывания становятся более независимыми и самостоятельными. Это способствует не только продвижению в речевом развитии, но также и обеспечивает шаги в формировании мышления

Люди же не только говорят, но и думают с помощью слов.

Особенности речевого развития детей 3-4 лет

В этом возрасте существуют проблемы со связью в предложениях, с окончаниями. Успехи должны прогрессировать. Чадо прислушивается к окружающему миру и пытается говорить правильно.

Как развить речевые навыки у ребенка 3 лет

Существуют различные методики для развития речи. Иногда хватает родительских занятий, но не нужно пренебрегать консультацией специалиста.

Развивают ли мультфильмы речевые навыки

Уследить за темпом речи героев малыш не всегда в состоянии. Многие слова без взрослых понять не может. Смотреть детские мультфильмы лучше вместе, объясняя непонятные фразы.

Мультфильм с мамой

Грамматические упражнения и игры

В качестве упражнений применяют следующие:

  • Подражание предметам или животным (машина, кошка и др.)
  • Речевое сопровождение действий.

В игре применить технологию знакомства с картинками. Он должен описать карточку.

Как способствовать развитию речи

На третьем году нужно помочь ребенку правильно разговаривать. Для этого надо делать следующее:

  • Общаться с людьми.
  • Учить новые слова.
  • Поправлять речевые ошибки.
  • Говорить с разной интонацией.
  • Читать книги.
  • Вести диалог, пытаться разговорить.

Советы родителям: как необходимо развить связную речь

Родители должны чаще разговаривать со своим чадом, говорить четко, следить за своим произношением. Чтение сказок, стихов и потешек благотворно влияет на речь ребенка в 3 года.

Как научить говорить правильно

Для правильной речи нужно разговаривать с ребенком, читать книги, противопоставлять слова, развивать мелкую моторику.

Как избежать задержки развития речи

Изучение речи зависит от позиции родителей

Уделяя внимание ребенку, можно увидеть проблему на начальных стадиях и прийти к логопеду

Родительский опыт: учим стихи с мамой

Выбор стихов и методов заучивания индивидуален.

Обратите внимание! Нужно пробовать, что проще для ребенка: заучивать целиком или по строчкам. Мама должна повторять фразы вместе с чадом

Как создать правильную среду для развития речи

С ребенком нужно проговаривать все, что делает мама или папа, например, как одевается, умывается, работает.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

Причины острых проблем:

  • Плохой слух.
  • Слабые мышцы рта.
  • Недостаток общения.
  • Недопонимание фраз.
  • Заболевания.
  • Плохие привычки родителей.

Формирование связной речи ребенка в 3 года

Этот процесс происходит в результате общения ребенка со сверстниками, повторения простых предложений за взрослыми.

Использование прилагательных

В игровой форме ребенок должен описать предмет (яблоко круглое, красное, сладкое), определить, чья вещь (мамина сумка).

Самостоятельная диагностика задержки

Лучший метод диагностики — наблюдение за ребенком.

Обратите внимание! Проследить, как он говорит фразы, какая динамика через месяц

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут
произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеют
совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам
    ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за
    речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение
    внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на
    формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы
    или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение
    иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь
    была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух
    ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у
    ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей
    с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо
    медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение
    звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности
    освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не
    может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы
    зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая
    форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
    игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
    приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
    близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
    подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
    Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
    мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
    снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
    детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
    мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
    цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
    проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
    В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
    комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Комплекс упражнений для развития речи

Чтобы «разговорить» ребенка, занимайтесь с ним каждый день. Занятия проводите в форме игры, хвалите за каждый успех. Руководствуйтесь такой особенностью развития речи детей 3 – 4 года как интерес к вербальному общению и языку, а также любовью к играм. Каждое упражнение направлено на расширение словарного запаса.№1. Расширяем словарный запас. Вы называете разных животных, чадо имитирует, кто как «говорит»: корова мычит, собака лает, кошка мяукает.№2. Учимся вести диалог. Вы спрашиваете, какое животное мычит, мяукает, лает. Малыш отвечает. Веселее заниматься с мячиком.№3. Учимся ориентироваться в пространстве. Вы показываете предметы и спрашиваете, куда можно положить его. Лучше говорить фразами: мама принесла хлеб и положила его (в хлебницу), папа насыпал сахар (в сахарницу), Маша вымыла ручки и положила мыло (в мыльницу).№4

Тренируем внимание, упражнение для развития речи. Вы бросаете мячик и называете любое существительное

Его задача определить, съедобное оно или нет. В первом случае нужно поймать мячик, во втором — нет.№5. Учим признаки. Вы показываете чаду две вещи (например, игрушки). Сначала разные, потом похожие друг на друга. Его задача — перечислить отличия (по цвету, форме, размеру, материалу). Старайтесь, чтобы дитя говорило фразами.№6. Формируем логическое мышление. Предложите любой предмет, который малыш хорошо знает. Попросите полно описать его и назвать, к какой группе относится. Потом усложните задачу — предложите незнакомую вещь.№7. Учим признаки предметов. Вы называете что-то, например яблоко, а дитя перечисляет его характеристики: яблоко красное, круглое, сладкое, спелое, фрукт.В ходе игр возникают трудности? Помогите ему: задайте наводящие вопросы, подскажите, приведите примеры. Не сердитесь и не ругайте.

Рекомендации по развитию речи

Подходите к коррекционной работе комплексно. Вот 5 советов:

  1. Ведите активный образ жизни. Бегайте, играйте в подвижные игры (гоняйте мяч в парке, катайтесь на велосипеде);
  2. Занимайтесь мелкой моторикой. Перебирайте фасоль, рисуйте, лепите, собирайте мозаику, играйте с кубиками и конструкторами, раскрашивайте — чем лучше владение ручками, пальчиками, тем быстрее и лучше развитие речи;
  3. Создайте языковую среду. Разговаривайте с чадом, между собой в его присутствии, объясняйте ему все, пойте хорошие песни, читайте стихи. Чем разнообразнее будут темы, тем лучше.
  4. Читайте. Выбирайте книги с картинками — сказки, рассказы. В процессе чтения спрашивайте дочку или сына, все ли ему понятно, объясняйте. Обсудите прочитанное, попросите пересказать историю, ответить на вопросы — вовлекайте его в диалог.
  5. Откажитесь от гаджетов, мультиков, фильмов. «Механические» голоса искажают восприятие и тормозят развитие речи.

Занятия не дают результата? Обратитесь к неврологу или логопеду.

Как определить нарушение речи

Как правило, в раннем детском возрасте малыши не одинаково развиваются, поэтому классифицировать какое-либо нарушение при внешних общих признаках здоровья достаточно трудно. При внимательном отношении к маленькому члену семьи проявления нарушений могут заметить родители и старшие дети.

Начинаются логопедические занятия с детьми 3-4 лет, когда в норме сформирован определенный словарный запас, и ребенок активно общается или вынужден стремиться к изъяснению своих потребностей и желаний словесно, а не жестикуляцией. Психологи отмечают этот возраст еще и потому, что личностный рост одновременно с новыми формами мышления и самоидентификации ребенка заставляет интересоваться новым, стремиться к общению, особенно к общению со сверстниками. Благодаря тому, что дети сами учат друг друга объясняться понятнее в игровой и естественной форме, и меняется словарный запас, а соответственно, и речь ребенка в 3-4 года.

Что способствует развитию речи

Чтобы выяснить это, родителям стоит изучить разнообразные пособия, методики. Можно сделать это самостоятельно, а можно пообщаться со специалистами. В том случае, когда самостоятельные занятия не дают никаких результатов, стоит обратиться к логопедам. Можно подобрать специальные упражнения для ребёнка, это можно делать даже в два года. В любом случае, нужно общаться с крохой, разговаривать с ним, а также расширять сферу общения. Постарайтесь знакомить малыша с новыми людьми, подталкивайте его к контакту с ними, объясните, что ему нечего бояться.

В разговорах с ребенком на третьем году жизни, нужно употреблять новые слова, чтобы увеличивать его словарный запас. Любые успехи должны отмечаться с вашей стороны, нужно хвалить кроху и поощрять его. Что касается словарного запаса, то он постепенно должен увеличиваться, нужно учить с малышом отдельные слова. Также увеличению словарного запаса способствует чтение сказок

Помните о том, что при чтении нужно уделять внимание интонации и выразительности. Так малыш будет запоминать, как нужно говорить правильно

К четырем годам можно учить потешки, это позволит научиться проговаривать шипящие, свистящие звуки. Не стесняйтесь и не ленитесь исправлять малыша, если он произносит слова неправильно. Если вы будете внимательны к детской речи, то кроха будет задумываться о том, что нужно стремиться говорить правильно. Можно подобрать разнообразные дидактические игры по развитию речи для детей 3 4 лет. Если решите играть, совершенствуя при этом речь, нужно стараться говорить с малышом по-разному, – громко, тихо, быстро, медленно.

Учим ребенка говорить

Многих родителей беспокоит вопрос, с какого возраста нужно учить крошек говорить. Нужно ли учить двух трёхлетних? Не нужно специально учить кроху речь, заставлять зазубривать слова.

  • Обучайте малыша в процессе игры, уже к годику можно использовать различные методы мотивации речи. Можно, например, просто рассказывать крохе обо всем, что видите на прогулке. Всегда нужно спрашивать о том, как прошел день, что интересного было в детском саду, что нового он увидел.
  • Говорите правильно и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с малышом.
  • Хвалите кроху за любые попытки произнести новые звуки или слова.
  • Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте.
  • Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета? что это у куклы? как можно назвать куклу?
  • Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
  • Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию.
  • Позволяйте крохе играть с мелкими деталями, это может быть и крупа, и песок, и пластилин.
  • Познакомьтесь с презентациями и пособиями, которые расскажут о развитии мелкой моторики. Ведь она напрямую сказывается на формировании речи.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: