Организация игровой деятельности в детском саду

Виды игровой деятельности

Первично все игры можно разделить на две большие группы, различающиеся формой активности детей и участию в них взрослых.В первую группу самостоятельных игр входят такие занятия, в подготовке и проведении которых непосредственного участия взрослые не принимают, а на первый план выдвигается активность самих детей. Они сами ставят цели игры, развивают её и самостоятельно действуют. В подобных играх дети могут проявлять инициативу, что повышает уровень развития их интеллекта. Сюда же можно отнести сюжетные и познавательные игры, направленные на развитие детского мышления.Во вторую группу входят обучающие игры, требующие участия взрослого человека, который устанавливает правила игры и направляет работу детей вплоть до достижения требуемого результата. Цель этих игр состоит в обучении, воспитании и развитии ребёнка. В эту группу входят игры-драматизации, игры-развлечения, подвижные, дидактические, музыкальные игры. С обучающих игр деятельность ребёнка проще плавно переводить к процессу обучения. В этой группе обучающих игр можно выделить много разновидностей с различными целями и сценариями.

Раздел 1. Настольные игры для развития фонематического восприятия ребенка дошкольного возраста

Речевая игра 1. Звезда с неба

Возраст детей: «Звезда с неба» — это увлекательная игра по развитию речи детей от 4 лет и старше.

Чем полезна эта игра: Игра развивает фонематический слух детей, учит различать звуки с и з, помогает автоматизации правильного произношения данных звуков в словах, учит составлять предложения с заданными словами, развивает память, учит описывать картинки.

Где можно использовать данную игру: Игра может использоваться на развивающих занятиях с детьми дома, в детском центре, с воспитателями в детском саду, а также на занятиях дефектолога — логопеда.

Сколько детей может играть в игру: от одного до четырех детей одновременно.

В набор для игры входят: шнурочки (4 шнурка и 4 фиксатора) и карточки со звездами (32 картинки — звезды со словами со звуками С и З, выполненные из очень плотного качественного картона).

Как играть в игру: три варианта настольной игры «Звезда с неба»

Вариант 1.

  • Игроки определяют, кто из них будет ловить звезды со звуком с, а кто будет ловить звезды со звуком з.
  • Далее по очереди игроки берут звезду, переворачивают ее и называют картинку. Если картинка названа правильно, то игрок ее нанизывает на свой шнурочек. Он поймал звезду с неба!
  • Игра заканчивается, когда все звезды находятся у детей.

Вариант 2.

  • Ведущий берет звезду и не показывает детям своей картинки. Он описывает, что нарисовано на его картинке. Дети отгадывают. Если ребенок отгадал — он забирает эту звезду себе и нанизывает на свой шнурочек.
  • Кто больше собрал звезд (или чья команда больше угадала — собрала звезд) — тот и победил сегодня в игре.

Вариант 3.

  • Дети составляют предложение со словом, изображенным на картинке звезды. Если предложение ребенка принимается игроками, то он нанизывает звезду на шнурок. Если не принимается — то придумывает еще предложение или уточняет первое.
  • В конце игры игроки рассматривают звезды друг друга и вспоминают, кто какое предложение называл.

Временной план игры

Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:

Введение — 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
Собственно игра — 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
Подведение итогов — 1–2 минуты

На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.

Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого

Пример хронометража игры «Где это можно купить?»

При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.

  1. Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
  2. Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
  3. Подведение итогов (3 минуты).

Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире

Пример конспекта игр «Что за форма» и «Лото»

Автор
Макрушина Татьяна, МДОУ детский сад «Сказка», Саратовская область, р.п. Дергачи
Название
Фрагменты настольно-печатных игр «Что за форма» и «Лото»
Возраст детей, группа
3–4 года, младшая
Описание игры «Что за форма»

Обращает внимание детей на размеры «строительных материалов».
Воспитатель просит каждого ребёнка взять по одной геометрической форме и назвать её.
Дети играют самостоятельно, возводя из имеющихся предметов любые постройки…>

Описание игры «Лото»

Дети рассматривают маленькие карточки.
Воспитатель спрашивает у ребёнка, который держит в руках картинку с вишней, где она растёт (на дереве). Затем уточняет, где растёт дерево вишня. Дети отвечают, что в саду. Воспитатель спрашивает, где растут цветы (в лесу, на клумбе, на лугу), огурцы (на грядке в огороде) и другие овощи.
Педагог даёт детям рассмотреть карточки, на которых изображены огород, сад и цветник.
«Сейчас вы будете играть так, чтобы всё, что растёт в огороде, появилось в огороде, что в цветнике, попало в цветник, что в саду — в сад. Все предметы должны встать на свои клеточки на карте».
Кто первым закроет все клеточки, тот и выигрывает. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.
Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например, о посуде, мебели, одежде, обуви и т.д…>

Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/nastolno-pechatnye-igry-chast-3.html

Настольно-печатные игры в детском саду активно применяются как непосредственно на занятиях, так и при проведении досуга. Этот вид деятельности помогает не только отработать, закрепить полученные знания, но также развивает познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила. Кроме того, дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игр: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Наглядный материал

Визуализация — это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду. Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов — цельное изображение в роли подсказки.

С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как:

  • сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомления с миром вещей и природой и т.п.;
  • пазлы (в том числе и объёмные);
  • наборы лото и домино;
  • кубики;
  • мозаики;
  • «бродилки» с фишками и игральным кубиком.

Пазлы могут быть различной формы, но важно, чтобы каждый ребёнок получил отдельный комплект

Чтобы не доводить до истерик, сразу оговорите, что у каждого ребёнка будет свой набор реквизита, например, отдельный пазл. Если малыши такие игрушки видят впервые, то нужно дать им время познакомиться, а уже затем переходить к игре. Учтите, что в младших группах детям важен сам процесс складывания, так что картинка должна быть одинаковой — тогда слёз не будет. В старших группах можно давать каждому воспитаннику свой пазл, а картинки разные. Если время позволяет, то включите в игру этап обмена деталями: так малыши смогут складывать разные сюжеты, а тренировка моторики и мышления окажется более продуктивной.

Ещё один важный момент. Для некоторых игр, например, лото, домино, предполагается наличие одного комплекта на определённое количество игроков. Но в группе может быть больше детей. В этом случае стоит озаботиться приобретением не одного, а двух наборов. И делить игральные фишки (или другие материалы игры) поровну.

Виды дидактических игр

Все дидактические игры можно условно разделить на три типа:

  1. С игрушками и бытовыми предметами;
  2. Настольные и напольные игры;
  3. Занятия в устной форме.

Выбор дидактической игры основан на цели взрослого. Например, для повторения математического счета и развития логического мышления можно использовать устные или речевые игры, предлагая ребенку поиграть со словами. Можно использовать предметы и игрушки для достижения той же цели, только наглядным путем.

Одним из критериев выбора вида дидактической игры будет понимание родителями того, какой из каналов восприятия информации наиболее развит у ребенка.

Для аудиалов чаще будут использоваться устные игры, для визуалов – специально разработанные яркие настольные варианты, а кинестетики будут в восторге от занятий с предметами из повседневной жизни. Для развития других каналов восприятия предлагайте малышу разнообразные варианты.

Подбор игры по склонностям ребенка нужно проводить только при введении новых сложных понятий и навыков. Для повторения и закрепления выбор должен основываться на физических возможностях и наличии необходимых материалов.

Дети сами просят добавить правила в игру или скомбинировать новую из разных видов правил. Воспользуйтесь этим и расширяйте количество задач, решаемых в одном занятии.

Использование дидактических игр при обучении ребенка – творческая деятельность взрослого. Возможности этих игр ограничиваются только фантазией и физическими возможностями того, кто их использует. Дидактическую игру можно создать из материалов, которые окружают нас и кажутся не интересными в обычной жизни.

Роль игры в развитии ребёнка

Игра для ребёнка является обязательным видом деятельности.

  • Она раскрепощает его, поэтому малыш играет с удовольствием и без принуждения. С первых недель жизни крошка уже пытается взаимодействовать с погремушками, подвешенными над его кроваткой.
  • В дошкольном возрасте игровая деятельность приучает детей к порядку и соблюдению правил.
  • В процессе игры дети стремятся проявить все свои умения (особенно играя со сверстниками).
  • Появляется увлечённость, многие способности активизируются, игра создаёт окружение вокруг малыша, помогает найти друзей и наладить контакты.
  • Играя, ребёнок учится находить выход и решать проблемы.
  • Правила игры учат его быть честным, а когда они нарушаются – следует всеобщее возмущение играющих.
  • Ребёнок может проявить в игре качества, которые в повседневной жизни незаметны.
  • Кроме того, в игре проявляется соперничество между детьми, что поможет им отстаивать свою позицию и выживать.
  • Благотворно сказываются игры на развитии воображения, мышления и остроумия.
  • Постепенно через игровую деятельность ребёнок подготавливается к вступлению во взрослую жизнь.

Игры для детей дошкольного возраста

Вид игровой деятельности зависит от этапа развития ребенка и его возраста. Например, малыши любят взаимодействовать с простыми игрушками, в то время как дошкольники предпочитают разрабатывать правила, придумывать роли и усложнять ход игры. Одна игровая деятельность может требовать физической активности, а другая — использование мыслительного процесса. Но каждый тип обладает моделирующим свойством, так как игра требует от детей создания модели и принятие той или иной роли.

Дидактические игры

Дидактические упражнения являются разновидностью игр, целью которых является обучение и воспитание. Они направлены на решение конкретных задач и развитие в игровой форме, более доступной и привлекательной для детей. Как правило, они требуют наличия специальных карточек, которые можно приобрести в магазине или изготовить самому.

  • Выбор между съедобным и несъедобным;
  • Какие животные издают такие звуки?;
  • Что пропало со стола?;
  • Почини игрушку и так далее.

Предметные игровые действия

В младенчестве предметные игры являются ведущими. Они способствуют развитию памяти, воображения, формирование интереса к игрушкам. Их отличие от простого взаимодействия с окружающими предметами состоит в том, что дети начинают подчиняться их функциям. Например, мама учит как держать ложку, как возить машинку или укладывать спать куклу.

Особенностями предметных игровых действий являются:

  • развитие положительного отношения к играм;
  • поощрение играть поблизости;
  • бережное отношение к игрушкам;
  • развитие навыков возвращения кукол или машинок на место;
  • поощрение не отнимать предметы у игрока.

Подвижные игры

Физическая активность необходима каждому ребенку для правильного формирования скелета и развития организма. Обычная зарядка вряд ли может заинтересовать малыша, а подвижные упражнения способны привлечь увлекательным процессом.

Такие игры применяются столетиями. Наиболее известные из них — кошки мышки, вышибалы, догонялки. Как правило, необходимо поймать другого игрока, спрятаться по команде в безопасное место или занять свободное. Кроме физической активности, здесь пробуждается азарт, соревновательный эффект, ребенок учится достигать поставленной цели.

Ролевая игра

Творческие и активные игры

Первые элементы ролевой игры появляются в возрасте трех лет. Ребенок примеряет на себе роли мамы, ветеринара, дочки. В процессе взросления они усложняются, так как появляются новые сюжеты, правила и прибавляются игроки.

Такая игра способствует развитию мышления и воображения, активно применяются творческие способности. Если за основу взят мультфильм, сюжет может тщательно разрабатываться, а события и персонажи значительно отличаться от изначальных. Длительность ролевой игры иногда достигает нескольких дней. Например, девочка примеряет на себе роль принцессы, а мальчик стремится стать пиратом или разбойником.

Игры для художественно-эстетического развития

Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.

Игра «На что похожи облака»

Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.

Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.

Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.

Игра «Подбери по цвету»

Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.

Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.

1 вариант. Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.

2 вариант. На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы – бабочки», «Гномик – домик» и т.д.

Игра «Разрисуй тарелку»

Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.

Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.

Далее воспитатель сообщает о том, что дети могут сами попробовать стать художниками и украсить тарелку на свой вкус

Он может обратить внимание на то, что в орнаменте рисунок должен повторяться

В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.

Влияние современных условий на игровую деятельность детей

Последнее десятилетие существенно изменило принципы игры современных дошкольников. Многие родители, чтобы занять малыша, дают ему всевозможные гаджеты для просмотра мультфильмов или игры в простенькие приложения.

Компьютеры и мобильные телефоны появляются у многих еще до поступления в школу, и интересы дошкольника смещаются в сторону виртуального мира, что ограничивает возможности для развития игровой деятельности в дошкольном возрасте

Очень важно, чтобы родители тщательно контролировали дневной график ребенка и формировали интерес к занятиям, не связанным с новыми технологиями

Особенности дидактических игр

Дидактические игры для дошкольников в детском саду используются во всем своем разнообразии. Они занимают большую часть учебного времени, а бывает, что все занятие у дошкольников состоит из нескольких таких игр. Воспитателями широко используются задания, которые стимулируют несколько видов ощущений – это игры настольные и предметные. Цикличность таких игр частая, что связано с возрастными особенностями дошкольников.

У детей 7-10 лет дидактические задания несколько видоизменяются. На первый план выходят игры словесные. Учитель, как правило, использует этот вид деятельности в начале или конце урока, чтобы заинтересовать младших школьников или поддержать интерес к пройденному материалу. Особенностью учеников начальных классов является хорошо развитое воображение, появление логического и аналитического мышления, благодаря чему обучающие игры могут существенно усложняться.

Игровая деятельность в ДОУ

Дети большую часть времени проводят в детских садиках, поэтому игровая деятельность в ДОУ занимает большую роль в становлении личности.

В дошкольных учреждениях игры отличаются в зависимости от возраста:

  1. 3 года — развитие сюжетно-отобразительных упражнений. Например, уложить куклу спать или ремонт машинки.
  2. 4 года — действия связаны с воображением, увеличение общения со сверстниками.
  3. 5 лет — ребенок характеризуется инициативностью. Воспитатели ДОУ создают условия для обустройства игры различными атрибутами. Например, повязки с красным крестом для медсестер, оружие для солдат.

В течение дня ребенок может играть 4 раза:

  1. Утром перед завтраком.
  2. Между завтраком и занятиями.
  3. На улице.
  4. После дневного сна и полдника.

Функции игровой деятельности

К основным функциям детской игры причисляют обучающую, коммуникативную, регулятивную, терапевтическую. Но дошкольник не только познает, общается, учится контролировать свое поведение и соблюдать правила. В условиях игры происходят многие важные процессы:

  • Формирование самопознания и развитие личности ребенка – малыш узнает себя, учится быть инициативным, делать выбор, высказывать собственные мысли.
  • Развитие умения сотрудничать – появляются навыки солидарности, нахождения компромиссов в спорных ситуациях, формируется взаимопонимание в отношениях со сверстниками.
  • Повышается уровень коммуникации – ребенок учится применять речь в качестве инструмента для создания договоренностей.
  • Пробуждение заинтересованности в получении новых знаний – игровая форма обучения минимизирует стресс при столкновении с неизвестным и доставляет радость познания.
  • Развивается восприятие окружающей действительности: дошкольник разграничивает реальный мир и игровой.
  • Формируется произвольность поведения детей.

Таблица: особенности выбора игр для детей разного возраста

Возраст/группа Особенности развития Игры Примеры Время Примечания
2–2,5 (первая младшая) Игры должны быть с сюжетными картинками
  • кубики;
  • пазлы;
  • цветные картинки;
  • мозаика;
  • дидактические игры.
  • «Третий лишний»;
  • «Угадай дерево» (сравнить и выявить различия между двумя/тремя предметами);
  • «Кто что ест» (описать овощи/фрукты, изображённые на картинке) и т. д.
До 5 минут Если режим позволяет (есть время до сна или до еды), то хорошо бы сменить эту деятельность более активной
3–4 (вторая младшая) Интерес к играм в парах
  • дидактические игры с картинками;
  • складные кубики;
  • мозаика;
  • пазлы;
  • разноцветное домино;
  • геометрическое лото.
  • «Чьи детки?» (закрепить знания о домашних животных и их детенышах);
  • «Сложи квадрат»;
  • «Садовник» (ведущий выбирает садовника, который смотрит на картинку и, не называя, описывает овощ/фрукт).
7 минут Работа направлена на развитие речи
4–5 лет (средняя) Работа в микрогруппах (3–4 человека)
  • дидактические игры с картинками;
  • кубики;
  • пазлы;
  • лото (с картинками);
  • домино (с картинками);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Сложи узор»;
  • «Поможем кукле» (закрепить знания о предметах и их предназначении);
  • «Где это можно купить?» (на большие карточки с магазинами дети кладут картинки с изображением продуктов).
7–8 минут
5–6 лет (старшая) Осознанное участие в командных играх
  • дидактические игры (например, парные картинки);
  • кубики;
  • лото;
  • домино (с картинками и цифрами);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «С какого дерева листок» (дети берут карточку с изображением листочка и определяют, с какого дерева он слетел);
  • «Летит, плывёт, едет» (закрепить знания о видах транспорта: наземном, воздушном, водном).
10 минут Совмещение физической активности взрослого и ребёнка
6–7 лет (подготовительная) Нетерпимость по отношению к помощи взрослого
  • дидактические игры;
  • лото (с картинками, цифрами и буквами);
  • домино (классическое);
  • шашки;
  • бродилки;
  • шахматы (если программой предполагаются занятия этим видом спорта).
  • «Шиворот-навыворот» (подбор противоположных понятий, например, ведущий выкладывает картинку с осенью — дети описывают весну и пр.);
  • «Кому что нужно для работы?» (закрепить знания об орудиях труда, воспитывать интерес к труду взрослых).
10–12 минут Дети учатся комментировать свои действия при высокой самостоятельности выполнения заданий

Дидактическая игра «Сложи квадрат» воспитывает в детях терпение и настойчивость

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: