Экологические игры в подготовительной группе: картотека с целями
Воспитатели могут как самостоятельно придумывать мероприятия, так и брать готовые варианты из методических пособий и прочих источников. На тему экологических занятий в подготовительной группе есть обширная картотека дидактических игр по экологии.
Угадывание овощей с закрытыми глазами
«Угадай-ка»
Цель: научить ребенка тактильно различать предметы.
Ход: воспитатель использует для занятий игрушечные фрукты и овощи. Можно и настоящие. Малыши встают в круг, и по очереди даются в руки муляжи. Глаза должны быть закрыты. Ребенок должен угадать, что у него находится в руках. При необходимости можно добавить подсказки, например, «у него красный цвет».
«Кто, что ест?»
Цель: развить у ребенка знания о природе, научить отличать хищников от травоядных.
Ход: ребят делят на группы. Каждая получает два вида карточек, на которых изображены животные и их еда. Малыши должны сложить карточки таким образом, чтобы было понятно, кто, чем питается. В качестве соревновательного элемента одним из условий можно объявить скорость выполнения.
«Времена года»
Цель: сформировать представление о явлениях, сопровождающих различные времена года.
Ход: воспитатель называет разные явления, а дети должны отгадать, к каким временам года оно относится.
Примеры вопросов:
- таяние снега (весна);
- выпадает и ложится снег (зима);
- желтеют листья (осень);
- люди купаются на речке (лето).
«Кто как перемещается»
Цель: получение знаний о животном мире.
Ход: воспитатель называет каждому ребенку по животному.
К сведению! Дети должны воспроизвести, как передвигается тот или иной зверь.
«Свойства живого»
Цель: научить ребят различать разные свойства и находить предметы по единому признаку, параллели в разных предметах, а также рассказать, что разные предметы могут иметь одинаковые признаки и свойства.
Ход: основным реквизитом являются карточки. Они могут содержать любые экологические элементы. Воспитатель дает задание найти предметы с одинаковыми свойствами или цветами. Например, при запросе «овощ», дети должны выбрать все карточки с овощами. При запросе «красный», отобрать все карточки, на которых размещены элементы нужного оттенка.
Физминутка
Цель: совместить интеллектуальное развитие с физическим. Это отличная интерпретация разминки. Упражнение учит давать оценку действиям, связанным с природой.
Ход: дошколята должны вставать, если действие приносит вред окружающему миру, и садиться, если наоборот.
Примеры вопросов:
- мужчина ломает ветки;
- девочка белит березку;
- мальчик поливает дерево;
- люди оставили мусор на берегу речки;
- ребята лечат заболевшего птенца.
«Отгадай-ка»
Цель игры: научить детей отгадывать предметные загадки, изучить животный мир, развить внимательность.
Ход игры: ведущий выразительно читает загадку. Задача детей — найти верный вариант разгадки среди картинок на столе.
В конце игры загадать спорное действие и попросить ребят высказать свои мнения. В конце обязательно объяснить, какой вариант верный.
«Угадай, о чем я говорю»
Цель игры: развитие мышления, умение анализировать и выделять информацию.
Ход игры: воспитатель озвучивает качества какого-либо предмета. Нужно подобрать столько свойств, чтобы было понятно, о чем идет речь. На столе лежат муляжи или картинки. Дети должны найти среди них тот предмет, о котором говорил воспитатель.
Типы и виды проектов по ФГОС ДО
Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.
Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:
- По доминирующему принципу.
- По характеру содержания и информативности.
- По роли ребенка в проекте.
- По особенностям проводимых контактов.
- По количеству участвующих в проекте людей.
- По сроку действия.
В практике ДОУ используются следующие виды проектов:
- Исследовательско-творческие.
- Ролевые с элементами игры.
- Информационно-практико-ориентированные.
- Творческие.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.
Большое значение имеют следующие виды проектов:
- исследовательские;
- индивидуальные;
- групповые;
- межгрупповые;
- комплексные;
- творческие.
Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Как объяснить ребенку важность экологии
Каждому малышу при обучении нужно знать, для чего это нужно. Предварительно родители должны объяснить крохе элементарные вещи: деревья, животные, воздух, солнце и много всего другого — это природа
Важно поощрять его тягу к знаниям и рассказывать, откуда что берется, как все устроено. Ребенок должен узнать от родителей, что если не мусорить, то люди будут купаться в чистой речке
Важно! Нужно поощрять желание малыша помогать птицам и зверям. Если ребенок хочет кормить птичек, нужно дать ему такую возможность
При этом важно, чтобы малыш понимал: опекать можно не только нездоровых зверей.
В саду воспитатели должны придерживаться тех же принципов и хвалить за бережное отношение к природе. Обязательно делать акцент на хороших поступках. Если ребенок не понимает каких-либо моментов, с ним проводится беседа. Спокойно и с примерами требуется объяснить суть.
Забота малыша о больном животном
Несмотря на качественное обучение, ребенок будет поступать плохо, если видит в родителях/воспитателях дурной пример. В первую очередь следует самим заботиться об экологии. Ребенок, наблюдая за этим, будет вести себя точно так же.
«Природа- не природа»
Цель: выделить различия в природных и не природных объектах, а так же их связь и взаимодействие, показать детям роль человека в преображении природы.
Используется набор карточек или открыток с изображением природных объектов, созданных руками человека. Дети должны выбрать изображения природных объектов из общего числа карточек, после чего воспитатель проводит беседу:
-Чем отличаются объекты природы от всего, что нас окружает?
-Что использует человек для создания не природных объектов?
-Как вы считаете, можно ли предметы, созданные руками человека, назвать природными?
По этому же принципу можно сыграть в «живое – неживое», используя набор карточек с изображением живых и неживых объектов природы и вопросы беседы.
Методика проведения
По ФГОС обучающий проект должен формироваться в несколько этапов:
- Подготовительный — проводится консультация для родителей и подбор информации для проекта. Родителям предоставляется аннотация проекта. Для детей подбираются заранее стихи, картинки, мультфильмы и любой другой вспомогательный материал. Требуется заготовить нужные материалы. Например, карандаши для раскрашивания.
- Основной — в этом этапе включена игровая часть. Сюда входят все действия.
- Заключительный — окончание мероприятия. Подвести итоги, озвучить результат. Может быть закончен презентацией или показом работ малышей.
«Кто в тереме живет?»
Сами развлечения могут делиться на такие:
- С предметами. Для экологических игр основой могут служить муляжи овощей, фруктов, игровые садовые наборы или даже настоящие овощи, ягоды, плоды.
- Настольные. Ключевой фактор — настольная игра. Это любые стандартные веселья, которые можно приобщить к теме природы и окружающей среды. Различные картонные карточки с заданиями также относятся к этой категории.
- Устные. Такие занятия помогают усваиванию ребенком информации, высказанной вслух. Не применяют никакие предметы в качестве дополнения. Малыш должен научиться слушать и слышать воспитателя.
- Подвижные и спортивные. Любимый вид детских развлечений у малышей.
- Сюжетные. Развитие идет по сюжету. Каждому ребенку отведена своя роль.
Сами мероприятия направлены на знакомство с природой и развитие любви к ней, или на обучения правилам нахождения на природе.
Игра должна оцениваться, не быть затянутой. Обязательно нужно получить обратную связь от детей. Обязательно учесть возраст детей. Ведь то, что поймет старший ребенок, средний поймет не полностью, а младший может не понять вовсе. Главное – помнить, что независимо от цели обучения, каждое занятие должно быть проведено с любовью!
Безопасность в детском саду ДОУ. Конспекты занятий по ОБЖ в детском саду ДОУ
Игровое занятие «Юный пожарный» в группе, для детей имеющих нарушения речи
Конспект занятия по ОБЖ во второй младшей группе «Спички детям не игрушки»
«Правила безопасного поведения на железной дороге» — занятие по ознакомлению с окружающим средняя группа
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому направлению «Будь примерным пешеходом и пассажиром»
Конспект занятия по пожарной безопасности для детей старшей группы «Лаборатория Горелкина»
Конспект занятия по ОБЖ «В мире опасных предметов»
Сценарий непосредственно организованной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках изучения образовательной области «Безопасность» «Моя безопасность — в моих руках»
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим «Формирование ОБЖ через игровую деятельность» в среднем возрасте игра-драматизация «Волк и семеро козлят»
Открытое занятие по ПДД «Школа пешеходных наук»
Конспект методической разработки организации НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Светофорию», «Дорожная сказка», «Путешествие Лунтика по дорогам города», «Составление сказки: Приключения Тыквы на улицах города»
Методическая разработки для детей средней группы «Сказка Приключение друзей на дороге»
Конспект занятия по ОБЖ в средней группе «Что я знаю о безопасности?»
Конспект ННОД по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Улица»
Конспект НОД по обучению детей подготовительной группы ПДД на тему: «Путешествие по городу дорожных знаков»
«Виды транспорта», «Дорога и я» — образовательная область «Безопасность»
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру «Огонь-друг, огонь-враг»
Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе «Знатоки правил дорожного движения»
Конспект открытого тематического занятия «Опасная дорога»
Конспект занятия по ОБЖ ПДД в детском саду «Улицы нашего города»
Конспект ООД по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения мы знаем наизусть»
Как сделать игру по экологии для подготовительной группы своими руками
Планирование игр должно продумываться заранее. Содержание может быть различным. Главное, оно должно быть понятным для дошколят. Наибольшую пользу приносят развивающие занятия, где детям требуется осуществлять уход за кем-либо или чем-либо своими руками. Например, включающие настоящую заботу о растениях и животных.
Ответы на вопросы в игровой форме
Перед составлением определяется результат, который нужно получить, цель и правила игры. После продумывается реквизит. В качестве него могут быть использованы карточки, слайды, рисунки. Можно наклеить рисунки, распечатанные на картоне, на лист ватмана. Получится карта, с которой можно играть. При необходимости можно сделать любые виды поделок. В качестве звукового сопровождения берутся популярные мелодии из мультфильмов, задействуются стишки и загадки.
К сведению! При создании карт используются квадратные или круглые вариации рисунков. Для подготовки квадрата можно использовать линейку, а если нужен круг, то циркуль.
При подготовке больших проектов имеет смысл задуматься, можно ли привлечь к процессу родителей. Игры с родителями помогают добиться более ярких результатов.
Если цель игры — вырастить что-либо, можно принести материалы и провести дидактическую игру в группе, например, коллективно вырастить любой овощ.
Можно использовать игры по сценарию, где у каждого ребенка будет своя роль. При этом подвижные вариации занятий приносят больше пользы дошколятам.
Важно! В конце проведенного занятия нужно подвести итоги и обязательно похвалить ребят. Хороших занятий на тему экологии огромное количество
Используя их, можно быстро обучить детей самым важным правилам обращения с живым миром. Главное, помнить, что занятие должно быть увлекательным!
Хороших занятий на тему экологии огромное количество. Используя их, можно быстро обучить детей самым важным правилам обращения с живым миром. Главное, помнить, что занятие должно быть увлекательным!
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» – «земля» и т. д.
Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» – животное, обитающие на земле; на слово «вода» – обитателя рек, морей, озер и океанов.
«Кто где живёт?»
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.
Оборудование: картинки с изображением животных и местами их обитания.
Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Польза-вред»
Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Ход игры:Первый вариант: «Польза – вред». (Тема: живая природа)
Дети должны встать в круг.Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы?», дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей.Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы?»
Второй вариант: «Нравится – не нравится» (Тема: не живая природа)
Третий вариант: «Хорошо – плохо». (Тема:времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.
Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим?» (волк стал хорошим – перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить).
Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
«Что в корзинку мы берем»
Цель: закрепить знания о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу, научить различать плоды по месту их выращивания.
Оборудование: картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод и корзинок.
Ход игры: у одних детей – картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
«Дети – плоды» под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.
«Дети – корзинки» должны в обе руки набрать плодов.Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
«Грибная корзинка»
Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Оборудование: корзинка, картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки-отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.
Подвижные игры по экологии
Ниже представлены несколько подвижных игр по экологии.
«Чей листик?»
Цель: Уметь отличать деревья друг от друга по признакам.
Дидактический материал: бумажные листья, карточки с изображением известных детям деревьев.
Методика проведения: Игру лучше проводить на прогулке, чтобы ребята могли сравнить изображения с настоящими объектами. На веранде расставляют стулья, на которые выкладывают карточки, где изображены растения. Воспитанники получают бумажные листочки. Ведущий дает команду: «раз, два, три, листик к дереву беги». Побеждает тот, кто первым нашел соответствие. Далее происходит обмен карточками.
Карточка для игры «Чей листик?»
Игры с мячом: «Я знаю»
Цель: упражнять в дифференциации классов объектов природы.
Задачи:
- Развитие памяти, внимания, речи.
- Формирования умения выделять признаки предмета.
Методика проведения подвижной игры: Все становятся в круг. Сначала роль ведущего выполняет воспитатель, затем кто-то из группы. Ведущий называет класс (птицы, рыбы, растения, земноводные) и бросает мяч, поймавший ребенок должен назвать пять представителей класса. Например, пять знакомых ему птиц.
Занятия с мячом относятся к малоподвижным
«Большой и маленький»
Цель: закрепить полученные знания о животных.
Задачи:
- �Развитие основных мыслительных процессов, речи.
- Вспомнить названия зверей и их детенышей.
Методика проведения такая же, как в предыдущей игре. На прогулке либо в группе все становятся в круг. Ведущий бросает мячик участнику, произнося название животного, а ребенок — его детеныша. Например: кошка — котенок, кролик — крольчонок, собака — щенок. Процесс проходит в быстрой форме, чтобы играющие старались отвечать быстро и не путаться.
«Стихия обитания»
Воспитатель бросает мяч, произнося название животного или птицы, а участник, принявший бросок, называет стихию обитания: земля, вода, воздух. Например: ласточка — воздух, щука — вода, крот — земля. Игра идет быстро, мячик все время подвижный, чтобы играющие развивали внимательность.
Внимание! Копилка педагога-профессионала должна содержать дид. игры по всем направлениям, в соответствии с возрастом учащихся. Дидактические игры по экологии в старшей группе — необходимый элемент учебного процесса
Дидактические игры по экологии в старшей группе — необходимый элемент учебного процесса.
«Найди свое дерево»
Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе) .
Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его.
Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:
Оно гладкое или нет?
Есть ли на нём листья?
Высоко ли от земли начинаются ветки?
Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.
В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.
Конспект диагностической игры-занятия для детей старшей группы детского сада, тема: «Что такое лето?»
Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.
Цели занятия:
Выявить уровень развития у детей мышления, памяти, внимания, воображения, связной речи, изобразительных умений на начало учебного года.
Оборудование:
Игрушка «Пингвин».
Аудиозапись «Песенка о лете» слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова из м/ф «Дед Мороз и лето».
Предметы для запоминания: кепка, бутылочка с водой, яблоко, надувной круг, ведерко, зонтик, фотоаппарат.
Счетный материал: морковки, яблоки, клубнички; наборные полоски с тремя линиями.
Листы с заданиями по количеству детей.
Цветные карандаши.
Лист с заданием к занятию
«Насосы»
Цель: развивать у детей восприятие запахов.
Для игры необходимо иметь 3 непрозрачных пакета, в каждом из которых находится по одному, пропитанного запахом, разных духов.
Суть игры в том, что дети – это «зайцы», на них охотится лиса, у которой свой определённый запах (детям дают понюхать 1 пакет – это запах лисы) . Зайцы резвятся на поляне, но их нос должен всё чувствовать и вовремя определить «запах лисы», чтобы успеть убежать (детям по очереди дают понюхать все три запаха и они должны выбрать запах лисы) . Если ребёнок правильно определил запах, который предлагался ему ранее, то «заяц» остаётся цел, т. к. смог вовремя почувствовать приближение опасности и наоборот. В конце игры выбираются «зайцы» — долгожители.
Картотека игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста
Ниже представлены варианты таких игр.
«Отгадай и нарисуй»
Цель: развить мелкую моторику.
Задачи:
- Подготовка руки к письму.
- Развитие произвольного мышление.
Дидактический материал: Палочки для рисования на земле.
Рисовать палочками можно как на песке, так и на снегу
Методика проведения:
- Ведущий зачитывает загадку, дети пытаются изобразить свой ответ на снегу или песке.
- Говорить вслух ничего нельзя, кто не выполнил это условие, выбывает до следующего тура.
«Что за семена?»
Цель: учить дифференцировать овощи, фрукты и семена растений.
Задачи:
- Развитие памяти, внимания и мыслительных процессов,
- Формирование наблюдательности.
Дидактический материал: карточки с изображениями овощей, фруктов, емкость, наполненная различными семенами.
Методика проведения: ребята выбирают из набора семечек знакомые и выкладывают их на соответствующую карточку с растением.
Игра «Это детки с какой ветки?»
«Кто летает и ползет?»
Цель: узнавать и называть представителей класса насекомых, запоминать отличительные признаки.
Материалы: карточки с разрезанными изображениями насекомых.
Ход игры: Учитель читает загадку в стихотворной форме про жука, муху, божью коровку, таракана и др. А учащиеся должны собрать ответ из кусочков на скорость.
«Чья тень?»
Материалы: картинки с изображением насекомых, птиц, рыб и животных и их тенями (темный силуэт).
Детям нужно найти соответствие.
Ребенку необходимо определить кому из нарисованных существ принадлежит тень
Что в мешочке?
Цель: сенсорное развитие дошкольников.
Учитель готовит тканевый мешочек с различным материалом. В нем могут быть шишки хвойных деревьев, фигурки животных, пластиковые овощи и фрукты, камешки, листочки, засушенный мох. Ребятам по очереди предлагается нащупать предмет, назвать его свойства и признаки, определить что это.
Внимание! Экологическими играми в старшей группе ребят можно привлечь с помощью интересных и новых форм подачи материала
«Вершки — корешки»
Цель: научить составлять целое из частей.
Дидактический материал: два обруча, картотека овощей.
Методика проведения:
- Необходимы гимнастические обручи красного и синего цветов. Кладут на пол, чтобы они пересеклись. Красный — для тех растений, чьи корешки используют в пищу, а в синий кладут те, что вершки. Прежде чем положить ребенок объясняет свой выбор.
- Из составных частей необходимо собрать пару. Вершки соединить с корешками. Готовый результат объяснить.
«Четвертый лишний»
Необходимы изображения объектов живой и неживой природы. Первые три предмета относятся к одному классу, четвертый к другому. Например: бабочка, стриж, воробей, ворона. Все объекты летают, но это не определяющий признак. Ребенку необходимо понять главное, что бабочка не является птицей, а значит она на картинке лишняя.
Кто на рисунке лишний
Внимание! Согласно ФГОС, планирование занятий для групп старшего дошкольного возраста должно включать различные виды дидактических игр, в том числе настольно-печатных и подвижных. Смена видов деятельности необходима, чтобы избежать утомления детей. Детский сад — первое учебное заведение, которое несет функции гармоничного развития, обучения и воспитания растущей личности
Здесь через игру ребенок впервые знакомится с окружающим его миром, учится осознанности и грамотному взаимодействию с природой
Детский сад — первое учебное заведение, которое несет функции гармоничного развития, обучения и воспитания растущей личности. Здесь через игру ребенок впервые знакомится с окружающим его миром, учится осознанности и грамотному взаимодействию с природой.
Проведение анализа
Диагностика игровой деятельности проводится педагогом на основе наблюдения за игровыми ситуациями, которые дети проигрывают самостоятельно. В младших группах рекомендуется проводить диагностику три раза в год с целью корректирования деятельности педагога по совершенствованию игровых навыков воспитанников. В старшем дошкольном возрасте целесообразно проводить диагностическое исследование в начале учебного года и в конце.
Анализ профессиональных умений воспитателя проводит старший воспитатель или методист.
На что обратить внимание:
- Кто из детей выступил в роли инициатора игры.
- Был ли предварительный план.
- Какое количество детей принимало участие в игре.
- Перечень ролей и их распределение.
- Какие игровые действия совершали игроки.
- Что находилось в фокусе внимания детей: предметы или отношения.
- Какие новые игровые ситуации были введены.
- Продолжительность игры.
- Ситуация была проиграна полностью или оборвалась неожиданно.
- Уровень самостоятельности детей в игре.
- Как выстраивались отношения между детьми.
- Выходил ли кто-то из детей из игры спонтанно.
- Возникали ли конфликтные ситуации.
- Взаимоотношения воспитателя и детей.
в детском саду прошел праздник Березки, посвященный Дню Святой Троицы. Дети водили хороводы, пели песни, читали стихи и играли в русские народные игры
Роль воспитателя в развитии игровой деятельности детей.
Педагогические приёмы, которые применял педагог для совершенствования сюжетно-ролевых умений детей:
- путём бесед, чтения художественной литературы, показа иллюстраций стремился расширить знания детей, которые помогут сделать игру интереснее;
- проявлял заинтересованность игровой деятельностью детей;
- предлагал новый поворот сюжета или новых персонажей;
- предоставлял необходимое оборудование для игры или проводил занятие по изготовлению его вручную;
- координировал действия воспитанников прямыми указаниями или дополнительными вопросами: «Причеши куклу», «Построй дом», «Кто будет машинистом поезда?» и т. д.;
- воспитатель выполнял главную или второстепенную роль?
Приёмы для развития отношений между детьми во время игры:
- старался заинтересовать и увлечь игрой робких, несмелых воспитанников;
- объединял детей для игры;
- поощрял самостоятельное распределение ролей или игрушек самими детьми;
- сглаживал или нейтрализовал конфликты между воспитанниками из-за нарушения правил или несправедливого распределение ролей.
Диагностический протокол уровня развития игровых навыков детей
Показатели развития |
Фамилия, имя ребёнка |
---|---|
1 | 2 |
I. Содержание игры1. Замысел игры появляется:а) с помощью взрослого;б) самостоятельно | |
2. Разнообразие замыслов | |
3. Количество игровых задач | |
4. Разнообразие игровых задач | |
5. Самостоятельность при постановке задач:а) вставит взрослый;б) с помощью взрослого;в) самостоятельно | |
II. Способы решения игровых задач6. Разнообразие игровых действий с игрушками | |
7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:а) развёрнутые;б) обобщённые | |
8. Игровые действия с предметами-заместителями:а) с помощью взрослого;б) самостоятельно | |
9. Игровые действия с воображаемыми предметами:а) с помощью взрослого;б) самостоятельно | |
10. Принимает роль | |
11. Разнообразие ролевых действий | |
12. Выразительность ролевых высказываний | |
13. Наличие ролевых высказываний | |
14. Ролевые высказывания возникают по инициативе:а) взрослого;б) ребёнка | |
15. Ролевая беседа возникает:а) со взрослым;б) со сверстником | |
16. Ролевая беседа возникает по инициативе:а) взрослого;б) ребёнка | |
17. Содержательность ролевой беседы | |
III. Взаимодействие детей в игре18. Вступает во взаимодействие:а) со взрослым;б) со сверстником | |
19. Ставит игровые задачи:а) взрослому;б) сверстнику | |
20. Принимает игровые задачи:а) от взрослого;б) от сверстника;в) отказывается | |
21. Длительность взаимодействия:а) кратковременное;б) длительное |