Содержание
-
Слайд 1
-
Слайд 2
Познакомиться с миром профессий, которые отражают русское народное творчество в декоративно — прикладном искусстве.
-
Слайд 3
«Работа хороша, если в ней польза и душа.Не то золото, что дорого и блестит,А то дорого, что руками мастера создано».
-
Слайд 4
- Профессия – это вид трудовой деятельности, который включает совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков.
- Профессиональное образование – совокупность знаний, навыков, умений, которая позволяет работать специалистом в одной из отраслей экономики нашей страны.
-
Слайд 5
Сегодня в экономике нашей страны не хватает рабочих специальностей таких как токарь, монтажник, слесарь. Не хватает инженерно – технических, строительных специальностей.В нашем городе продолжить обучение и получить профессию можно
- в ПТУ № 28,
- в зейском медицинском училище,
- в торгово – экономическом колледже,
- в политехническом техникуме.
-
Слайд 6
- Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.
- Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.
-
Слайд 7
-
Слайд 8
- Гжель (художественная керамика)
- Дымковская игрушка
- Матрешки
- Расписные платки
- Жостово (роспись по металлу)
- Палех (лаковая живопись)
- Городец (резьба и роспись по дереву)
- Хохлома (лаковая живопись)
- Тульские самовары (производство самоваров)
-
Слайд 9
- Гжель — это диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике.
- Узоры, выполненные легко кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами, придают сказочный вид вазам, кувшинам и прочим изделиям
-
Слайд 10
-
Слайд 11
-
Слайд 12
-
Слайд 13
Один из оригинальных вариантов русского узора на глиняных игрушках из Дымки. Различные барыни, всадники, петухи, козлики украшены красными, синими, желтыми кругами, точками, полосками, волнистыми линиями.
-
Слайд 14
-
Слайд 15
-
Слайд 16
Матрешки
- Первую матрешку сделали более 100 лет назад.
- Игрушечных дел мастер — В. Звездочкин из Сергиева Посада создал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее.
- Название игрушки образовали от имени Матрена.
Наша русская матрешкаНе стареет сотню лет.В красоте, в таланте русскомВесь находится секрет.
-
Слайд 17
-
Слайд 18
-
Слайд 19
-
Слайд 20
-
Слайд 21
Жостовская роспись — декоративная живопись на металлических подносах букетов цветов на черном или цветном фоне. Получила название по одноименной деревне Жостово.
-
Слайд 22
-
Слайд 23
-
Слайд 24
- Городецкая роспись возникла в городе Городец Нижегородской губернии.
- Характерный рисунок — фантастические цветы, животные,
- Элементы узоров выполняются красными, розовыми, синими, зелеными и черными красками на ярко-желтом фоне.
-
Слайд 25
-
Слайд 26
-
Слайд 27
-
Слайд 28
-
Слайд 29
По золоту фонаЗатейливой змейкойОрнамент здесь вьется,Попробуй, сумей-ка.
-
Слайд 30
-
Слайд 31
- Резьба и роспись по дереву.
- Производство самоваров.
- Бисероплетение
- Вышивка
- Выжигание
- Корнепластика
-
Слайд 32
-
Слайд 33
-
Слайд 34
-
Слайд 35
-
Слайд 36
-
Слайд 37
-
Слайд 38
-
Слайд 39
Велика Россия наша,И затейлив в ней народ.О Руси родной умельцахНа весь мир молва идет.
Посмотреть все слайды
Искусство города Городца
Сюжетной росписью славится город Городец Нижегородской области, где возник еще один известный народный художественный промысел — городецкая роспись. Это настоящие картины, персонажей которых хочется получше рассмотреть. Все образы имеют определённый характер. Достаточно лишь взгляда, чтобы почувствовать настроение, которое хотел передать мастер.
В конце прошлого века городецкие умельцы украшали такой росписью прялки, мебель, игрушки, шкатулки. Художники писали сценки из городской и сельской жизни: чаепитие или гуляния, посиделки или охоту. Стремясь к большей декоративности, мастера придавали изображениям некоторую условность, определенные детали мастер мог тщательно и не прорисовывать, но старался выявить что-то особенное в каждом персонаже.
Многие дома в Городце украшены затейливыми орнаментами и выразительными образами. Эта традиция пришла с корабельной резьбы времен Петра Великого. Благодаря глухой объемной резьбе цветы и травы словно оживали вместе с невиданными животными, в том числе со сказочными львами.
На домах горожан заметна богатая фантазия мастеров. Красивые и тонко сделанные рисунки изображали листья, виноградную лозу, ягоды. Все детали и символы были осмыслены мастером. Они дарили ощущение тепла и уюта, являлись солярными охранными знаками.
Художественные ремесла и промыслы продолжают свое развитие. В век технического прогресса предметы, созданные человеческими руками, приобретают особую ценность. Такой труд основан на знаниях и культуре своего народа, на понимании его опыта и души.
Художественное ремесло
Художественное ремесло — культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Профессиональный опыт художественного ремесла складывался путем открытия наиболее эффективных в эстетическом смысле приемов и техники художественной обработки материала, доведения ее до совершенства. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне её культуры. Мастера Древней Руси и западноевропейского средневековья делились по профессиям, в рамках которых обладали универсальным умением применять различные приемы художественной обработки того или иного материала. Так, золотых и серебряных дел мастера владели приемами ковки, литья, чеканки, филиграни, гравировки, чернения по серебру, эмальерным делом. Они специализировались по видам изделий (оружие, книжные оклады, ювелирные украшения и т. д.). Подобного рода специализация имела место в гончарном ремесле, ткачестве, художественном шитье и т. д. В Древнем Киеве, например, было 60 различных ремесленных профессий. По социальному положению ремесленники делились на вотчинных, работавших при княжеском дворе, и монастырских, на городских и посадских. Первые работали по заказу тщательно и долго, достигая высочайшего совершенства и искусности в работе. Посадское художественное ремесло получило отражение в творчестве городских мастеров, связанных с рынком. У них вырабатывалось умение экономными средствами достигать художественного эффекта, приближающего изделие к дорогим образцам. Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла. Творчески создавалась каждая вещь. Артистизм мастера высоко ценился; принадлежность к разряду мастеров определялась умением совершенно выполнить самое трудное художественное изделие. На Руси существовали ремесленные корпорации, организованные по типу западных цехов. Их деятельность регулировалась особыми правилами и законами. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло, каждой страны сохраняло свою национальную самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей. Художественное ремесло правомерно называть и декоративно-прикладным искусством, поскольку его развитие неотделимо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа.
История появления промысла и его развития
История промыслов по-настоящему берет свои корни еще со времен первых людей (рыболовство, охота, собирательство).
Но уже в более развитом виде пришли промыслы к нам из Древней Руси и были взаимосвязаны с ремеслами. Они имели отличие от ремесла в том, что означали именно добычу чего-либо, а ремесло — это уже мелкое производство.
Изначально промыслы носили только характер добычи и ее продажи, но со временем они развились в производственное русло, откуда и берут свои корни ремесла. Развитие ремесленных дел сделало некоторые города ремесленно-торговыми центрами, что привело к их процветанию и развитию рыночных отношений
Из чего следует, что промысел — это важное дело для развития экономики и рынка
Со временем некоторые промыслы переросли в промышленность, которая развита и в наше время. Например, сапожный вид заработка сегодня — это обувная промышленность; ткацкий, прядильный промысел предшественники сегодняшнего текстильного производства; занятие кузнечным делом с тех времен переросло в обработку металлов.
Такой вид заработка, спустя время, приобрел художественно-эстетическое значение. Сегодня некоторые промыслы уже не являются основным видом дохода, а носят историческую ценность и культурное наследие.
Материалы для творчества
Природа служила для мастеров главным источником вдохновения. Воплощая в своих произведениях образ окружающего мира, авторы старались ничего не копировать буквально. Эта взаимосвязь читалась в деталях и штрихах, в том числе и в народном костюме.
Самобытный элемент культуры создавался в процессе творчества с учетом народных национальных традиций. В течение веков одежда видоизменялась, но типичные элементы кроя, орнамента, определенные материалы и украшения, свойственные русской одежде, сохранились по сей день.
К особенностям, характерным для костюма XVII—XIX вв. еков, относят прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов. Мастера использовали домотканую, а позднее фабричную ткань, отделывали костюм вышивкой, кружевом, шитьем, мехом, тканью другого оттенка, за счет чего человеку удавалось выразить определенные чувства. Недаром говорят, что цвет — это язык народа. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде являются красный и белый.
С народным искусством и фольклором связана история русской игрушки. Основными материалами для ее изготовления были дерево и глина. Считалось, что игрушка способна оберегать ребенка от болезней, переманивать хворь на себя. Существовало, например, поверье, что, посвистев в глиняную свистульку и сказав «Пусть порча перейдет на того, кто ее послал», человек выздоравливал.
Любая народная игрушка несла в себе определенные символы. Она оберегала, веселила, помогала ребенку постигать мир. Её всегда хотелось взять в руки не только детям, ведь каждый такой красочный предмет был согрет теплом человеческих рук, дарил любовь и красоту.
Глина, из которой делали свистульки, всегда считалась одним из самых древних материалов. Повсюду, где имелись её природные запасы, мастера изготавливали миски, кувшины и другие предметы, необходимые в быту.
Филигрань
Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.
Шкатулка. Скань
Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.
Казаковская филигрань. Шкатулка
Центрами сканного дела сегодня являются:
- Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
- Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое.
- Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.
Исторические корни
Народный промысел Центральной России в виде различных ремесел стал зарождаться в пятнадцатом-шестнадцатом столетиях. Тогда изготовлением произведений искусства занимались мастера, которые со временем стали образовывать целые поселения.
Но людей подтолкнуло к развитию своих творческих способностей совсем не стремление к прекрасному, а голод и нищета. Основные заработки жителям территории современной России приносил летний период. В это время крестьяне трудились на земле, собирали урожай, выпасали скот. На зиму селяне делали заготовки, но растягивать запасы на весь «мертвый сезон» было очень сложно. Поэтому для того, чтобы хоть как-то выжить и прокормить семью, люди стали создавать поделки, которые отправляли на продажу. Активно торговать собственноручно изготовленными произведениями жители начали в семнадцатом веке.
Активнее всего народные художественные промыслы Центральной России развивались в тех местах, где было достаточное количество сырья. То есть в лесистой местности преобладали деревянные поделки, в регионах с каменистой почвой – каменные изваяния. Также немалую роль играл интерес со стороны покупателей, который стимулировал народных умельцев создавать определенные сувениры.
Оренбургский пуховый платок
Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).
Оренбургский пуховый платок
Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
Крупнейший оренбургский пуховый платок в России
В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.
Оренбургский платок
Прославленный в песне, далеко не забытый промысел появился более чем два с половиной столетия назад в Оренбургском крае. Заслуга его появления не только у рукодельниц-пуховниц, но и у серьезных ученых. Так, Петр Рычков опубликовал исследование о козьей шерсти и выступил инициатором развития пуховязального промысла в крае.
В 1851 году на Лондонской международной выставке оренбургский платок получил широчайшее признание. И уже в последние годы существования Российской империи платки достигли пика своей востребованности: даже англичане стали делать похожие изделия с пометкой «Имитация под Оренбург».
Оренбургский пуховый платок
Пуховязальный промысел появился в Оренбургском крае примерно в ХVIII веке. Уникален он не только своими узнаваемыми изделиями, но и тем, что сохранил свою актуальность даже сегодня. Оренбургские пуховые платки зачастую можно встретить в гардеробе жителей современных городов России.
Платки изготавливают из козьего пуха: его перебирают, вычесывают и прядут из него пряжу. Далее уже из готовой и смотанной в клубки пряжи спицами вяжут платки. Пух берут только у местных оренбургских коз – он считается самым тонким в мире и позволяет делать тончайшие узоры. Самые тонкие платки проходят через отверстие колец. Можете сами проверить это в Первом частном музее Оренбургского пухового платка!
Адрес музея: Оренбург, проезд Знаменский, д. 1/1.
Источник фото www.u0308516.isp.regruhosting.ru
Павловопосадские платки
В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.
Павловопосадские платки
В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.
Павловопосадские платки
До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.
Хохломская посуда
Хохломская посуда – это деревянная посуда, расписанная яркими витиеватыми узорами с использованием золотой, красной, черной и зеленой красок. Принято считать, что первыми начали украшать подобным образом деревянную посуду старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. А продавали такую посуду в деревне Хохлома.
Технологии производства посуды и ее покраски передавались из поколения в поколение. Сегодня увидеть примеры хохломской посуды можно на любой ремесленной ярмарке России. Но если вы хотите еще узнать о тонкостях хохломской росписи, посетите музейно-туристический центр «Золотая хохлома» в городе Семенов Нижегородской области.
Адрес музея: Семенов, ул. Чкалова, д. 18В.
Источник фото www.dymkatoy.ru
Табасаранские ковры
Табасаранские ковры – национальный промысел Дагестана. Промыслу уже много сотен лет. Его традиции передаются сквозь поколения. Хотя изначально эти ковры были семейными реликвиями, сегодня их можно найти в музеях России, США, Франции, Японии, Италии и Германии.
Табасаранские ковры удивляют яркостью красок, тонкой работой и затейливыми узорами. А еще они очень прочные и долговечные. Посмотреть на старинные образцы табасаранских ковров можно в Дагестанском музее изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой в Махачкале.
Адрес музея: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Горького, 8.
Период Советского Союза
Большие новшества в народные художественные промыслы Центральной России внесла Великая Октябрьская социалистическая революция. В двадцатых годах двадцатого века произошло очередное возрождение творческой активности. После окончания революции мастера кустарных производств стали объединяться в промысловые артели. Их основной целью было освобождение от влияния скупщиков.
С началом Великой Отечественной войны народный промысел Центральной России пошел на спад
Но люди все равно жаждали прекрасного, они хотели переключить свое внимание с происходящих событий
В послевоенные годы артели взращивали молодых художников и мастеров. Народное творчество вошло в фазу активного развития. Но в 1960 году была проведена ликвидация промысловой кооперации. На базе артелей были сформированы фабрики и комбинаты. Они сохранили традиции, возникшие еще в пятнадцатом веке, и пронесли их до наших времен.
Дымковская игрушка
Дымковская слобода, стоящая на берегу реки Вятки, родила еще один народный промысел Центральной России. Именно там жили умельцы, которые на гончарном круге изготавливали хозяйственно-бытовые товары и игрушки. Последние представляли собой свистульки, которые забавляли детей. По преданию считалось, что свистом можно приманить бога солнца – Ярилу. Вятичи даже отмечали своеобразный день весны и тепла. Поэтому свистульки в виде различных зверей были настолько яркими и нарядными, что дарили людям ощущение праздника.
Мастера делали свои произведения красочными и пестрыми. Чаще всего игрушками становились животные с хозяйственного двора – индюки, петухи, утки, бараны.
Через много лет после этого известный художник Апполинарий Васнецов изображал на своих полотнах дымковские игрушки. Он приходил в полный восторг при упоминании о свистульках и восхищался ими, как античными скульптурами.
Что такое промысел – как промыслы зарождались и развивались?
Народные промыслы и ремесла – это прикладные виды искусства, которые складывались усилиями мастеров нескольких поколений. Мастерство передавали «из рук в руки» отцы сыновьям, а матери дочерям.
Мастера стремились создать не только практичные, но и красивые предметы. Для создания использовались природные материалы: дерево, глина, кость и другие. Приемы и способы художественной обработки, формы изделий с течением лет оттачивались, приобретали свой особый стиль. В орнаменте изделий отражается видение мастера окружающего мира, его представление добре и зле, связанные с историей народа.
Видео презентация для дошкольников:
Картинки:
Различно происхождение промыслов. Зарождение одних связано с бытом крестьян, изготовлением праздничных и повседневных предметов: вышивка, узорное ткачество. Другие промыслы берут начало от деревенских ремесел: плотничество, гончарство. Некоторые появлялись благодаря заказам: великоустюжская чернь, холмогорская резьба.
Многие промыслы стали визитной карточкой России, а кустарное производство перешло на промышленную основу. Мастера получают поддержку от государства и продолжают развивать свое дело.
Народная игрушка
Также ученик может написать сочинение о народном промысле дымковская игрушка. Появился промысел в заречной слободе Дымково, неподалеку от города Вятки. Дымковские игрушки изначально делали на праздник Свистуньи. Все женское население слободы занималось изготовлением свистулек, которых делали в виде фигурок различных животных. Потом эти глиняные изделия раскрашивали в яркие цвета.
Дымковская игрушка — это уникальное изделие ручной работы. Каждая игрушка — это творение одного мастера. Для ее изготовления используют глину насыщенного красного оттенка, которую тщательно перемешивали с речным песком. Расписывают игрушки красками ярких оттенков. Но изображаемый орнамент должен быть строго геометричным. Поверх узора накладывают ромбики из сусального золота или потали. Благодаря пластичности глины, широкой палитре красок и несложному рисунку дымковскую игрушку часто используют в детском творчестве.
Петербургская роспись
Художник: Мила Лосенко
Незаслуженное забвение настигло этот вид народных промыслов России только в XX веке. А ведь когда-то Петербургская роспись была очень популярна. Скупая на изобилие разных цветов, она невероятно интересна и самобытна. Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в XIX веке в Петербурге. Изысканные белые цветы с золотыми листьями на черном фоне — это Петербургская школа росписи. Листья и цветы пишут нежными полупрозрачными мазками, напоминающими о туманах и белых ночах Санкт-Петербурга.
- Эфиопская иконопись (+ ФОТО)
- Китайская иконопись: инкультурация или искажение Образа?
- Александр Архангельский: Почему очередь именно на Серова?
Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
ПОМОЧЬ
Сочинение на тему «Народные промыслы» — 6 класс
Гжель
Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.
Хохлома
Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.
Дымковская игрушка
А где — то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.
Матрешка
Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.
Самые известные промыслы России
Многие народные художественные промыслы России снискали мировую известность. Изделия участвуют в выставках за рубежом и отмечаются высокими наградами. Туристы приобретают их в качестве сувениров, а антиквары собирают коллекции.
Павлопосадские платки
Сегодня красочные павлопосадские платки производят на фабриках. Но изначально павлопосадский платок появился как промысел. Он зародился в селе Павлове (в наши дни Павловский Посад) в 18 веке. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин на его базе создал предприятие с наемными рабочими, а еще спустя 60 лет, его внук Яков, организовал полноценное производство набивных платков и шалей.
Выглядели они точно так же, как сейчас:
Павлопосадский платок покупают не только в качестве сувенира из России, но и используют его по прямому назначению. Это теплый, уютный и модный элемент гардероба. Рисунки платков самые разнообразные. Они развивались от стандартных образцов, характерных для московского региона, до турецких «огурцов» и натуралистических садовых цветов. Сегодня стиль павлопосадского платка характеризует объемное изображение цветов (георгин, роз, и других). Они могут быть собраны в гирлянды, букеты или разбросаны по полю платка. Иногда рисунок дополняет орнамент и стилизованные растительные элементы.
Хохломская посуда
В конце 19 века хохломской посудой пользовались не только крестьяне, но и члены царской семьи. И сегодня интерес к ней не угас. Хохломская роспись деревянной посуды уникальна в мировой культуре. Ее стиль больше нигде в мире не повторяется. Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа – Хохлома. Село удачно располагалось на торговых путях, поэтому хохломская посуда развозилась по всей России, продавалась в страны Западной Европы и Азии.
Любопытно, что на дерево наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После посуда покрывается лаком, 3-4 раза обрабатывается в печи. Так появляется эффект матовости и уникальный медово-золотой цвет. В наши дни хохломской росписью занимаются в двух центрах – в г. Семенове на фабриках «Хохломская роспись», «Семеновская роспись» и в деревне Семино Ковернинского района на предприятии «Хохломской художник».
Жостовские подносы
Кажется, что украшенные жостовской росписью металлические подносы подсвечиваются изнутри. Сложно не залюбоваться рисунком из полевых трав и садовых цветов, мелким золотым узором по краю. Любопытно, что изначально в деревне Жостово расписывали портсигары и табакерки из папье-маше. Но после того как местные мастерские стали выпускать кованые металлические подносы, промысел вышел на новый уровень.
Жостовские мастера последовали примеру тагильцев, которые рисовали цветочные композиции на железе еще с середины 18 века. Оба промысла живы по сей день, и отличить их непрофессионалу сложно. Но есть одна особенность: в Жостово помимо цветов рисуют коней.
Дымковская игрушка
Красочная нарядная глиняная игрушка из слободы Дымково (ныне окрестность г. Кирова) имеет многовековую историю.
В начале 20 века промысел едва не прекратил свое существование. Оставалась только одна мастерица – Анна Мерзина. После революции дымковскую игрушку восстановили, и она перешла под крыло Союза художников, где находится и сегодня. Народный «дымковский» стиль неоднократно использовали модельеры одежды. Он был задействован в создании многих художественных произведений и на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
Вологодское кружево
Известное во всем мире вологодское кружево, отмеченное множеством золотых медалей – достояние Русского Севера. Здесь кружевоплетением занимались с 16 века.
В нынешнем виде вологодский промысел появился в 19 веке. Кружевоплетение было организовано в мастерских при усадьбах, где над ним работало 40 000 мастериц. Затем в 1928 году появилась профессионально-техническая школа и в 1930 году Вологодский кружевной союз. Сегодня действует объединение «Снежинка», организованное в 1960 году. Здесь сохранены старинные технологии, изготавливаются уникальные кружева по эскизам художников для выставок, а также обычные кружевные занавеси, покрывала и салфетки.
Выводы
В конце сочинения «Русские народные промыслы» можно отметить, что Россия известна не только художественными росписями, но и кружевами, изготовлением игрушек. Можно кратко рассказать о том, как развивалось народное творчество в советскую эпоху. Затем коротко отметить, как обстоят дела с народными промыслами в современном обществе. Это нужно сделать для того, чтобы читатели понимали, что мастера продолжают совершенствовать свое искусство.
Также в этой части ученик может рассказать, чем ему понравился тот или иной вид творчества, и высказать свое мнение о развитии этого промысла. Это был краткий план сочинения о народном промысле.