Самоанализ занятия по физической культуре в группе раннего возраста с 1,5 до 2-х лет

Основные требования к выполнению ДГ

Есть воспитанники ДОУ, которым заниматься нельзя, поэтому следует проконсультироваться с доктором. ДГ следует проводить 2 раза в день, одно занятие 10-30 мин. Изначально воспитанникам упражнения могут показаться сложными, но цель воспитателя — обучить дошкольников верно их делать, по максимуму заполнять легкие воздухом.

К сведению! Важно освоить навык полного освобождения легких, ведь малыши, которые выдыхают не до конца, оставляют внутри себя отработанный, вредный воздух. Основные правила ДГ для детей 5-6 лет:

Основные правила ДГ для детей 5-6 лет:

  • занятия выполняются за 60 мин до приема пищи;
  • чтобы заинтересовать воспитанников, для упражнений нужно придумывать интересные названия;
  • в ходе их выполнения рекомендуется использовать игрушки;
  • эффективнее выполнять упражнения на улице, но только в теплое время года (не зимой) — весной, летом. В зимние месяцы занятия проводят исключительно в теплом, хорошо проветренном помещении;
  • костюм и обувь для ДГ должны быть комфортными, а приемлемый температурный режим должен быть в пределах +17-22 °С.

Обратите внимание! Только систематическая гимнастика даст эффект. Первые нагрузки должны быть несложными, задачи стоит усложнять со временем

Сначала заниматься нужно около 10 мин, повышая на 5 мин каждые 7 дней, пока не дойдет до получаса.

Дыхательная гимнастика на занятиях в ДОУ

Всё хорошо в меру — этот принцип применим и для проведения гимнастики органов дыхания. На выполнение комплекса из 6–7 заданий уходит от 10 до 12 минут. При этом время распределяется между упражнениями таким образом:

  • вводная часть — упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 3 минуты;
  • основная часть — задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 5 минут;
  • заключительная часть — упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.

Обязательно стоит учитывать и тот факт, что часто 1–2 дыхательных упражнения входят в состав заданий для физкультминуток. В этом случае на их выполнение время выделяется в пропорциональном соотношении с остальными заданиями.

Таблица: пример конспекта дыхательной гимнастики (фрагмент)

Автор Смецкая Ольга, воспитатель МАДОУ №9, г. Шебекино
Название «Методика проведения дыхательной гимнастики по А. Фролову в старшей группе»
<�…Воспитатель: Ребята, к нам из леса в гости пришёл медвежонок Винни-Пух. Он такой больной, что даже не может говорить. У медвежонка болит горло, голова, у него высокая температура, насморк и кашель. Он сказал мне на ушко, что никак не может вылечиться. Не помогают ни таблетки, ни лекарства, даже любимый мёд не лечит Винни-Пуха. На улице тёплая погода, он хочет гулять и играть со своими друзьями в лесу, а простуда не проходит. Винни-Пух, очень жаль, что ты заболел. А ребята в нашем садике не болеют, у них нет ни насморка, ни кашля, ни температуры. Посмотри, Винни-Пух, какие они здоровые, весёлые и активные. Ребята, медвежонок спрашивает, что же надо делать, чтобы не болеть? (Делать зарядку, умываться, закаляться, заниматься спортом). А ещё наши ребята каждый день делают дыхательную гимнастику в детском саду. Ты не знаешь, что такое дыхательная гимнастика? Ребята тебе всё расскажут и покажут. Винни-Пух, тренировать нужно не только тело, но и лёгкие, ведь дыхание — это важная функция, от которой зависит состояние нашего здоровья. Мы дышим кислородом, который проникает во все клеточки нашего организма и помогает их работе. Поэтому ребята проводят дыхательные тренировки. Дети показывают 1–2 упражнения…> <�…Воспитатель: Ребята, чем помогают вам занятия дыхательной гимнастикой? (Мы стали здоровыми, сильными, весёлыми, красивыми). Винни-Пух, выздоравливай поскорее, тоже закаляйся и делай дыхательную гимнастику. И будешь, как наши ребята, здоровым и весёлым. Ждём тебя в гости в следующий раз здоровым. Ребята, попрощайтесь с нашим гостем и пожелайте ему всего хорошего. Чтоб здоровье раздобыть, Не надо далеко ходить. Нужно нам самим стараться, И всё будет получаться. Если хочешь быть здоровым, Обойтись без докторов – Закаляйся, умывайся, Спортом разным занимайся…>
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/metodika-provedenija-dyhatelnoi-gimnastiki-po-a-frolovu-v-starshei-grupe.html

Упражнения

Уровень сложности заданий, продолжительность тренировки зависят от возраста, индивидуальных особенностей дошкольников.

Проводить занятия можно во время утренней зарядки, повторять их на прогулке до обеда, вечером. Форма занятий – игровая.

Комплекс для детей 2-3 лет

Упражнение Цель Исходная позиция Инструкция Повторы
Пузырики Учимся правильно дышать. Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела. Вдох через носик, надуваем щечки (как пузырьки). Выдох через рот. 2-3
Насосик Обучение правильному дыханию. Стоя На вдох — приседаем, на выдохе — встаем в исходное положение. Чем ниже приседание, тем глубже вдох. 3-4
Рубим дрова Укрепление физиологического дыхания. Стоя, руки опущены Вдыхаем, руки поднимаются наверх, на выдохе — наклоняемся, вытягиваем руки чуть вперед, как будто рубим дрова. 3
Трубач Обучение плавному выдоху. Сидя или стоя в удобном устойчивом положении. Руки сложить трубой, поднести ко рту. Свободно вдохнуть, на выдохе громко сказать: «П-ф-ф..». 5
Паровозик Ритмичное дыхание, контроль за его частотой. Ходим по игровой комнате. Руками изображаем движения колес паровоза. Во время хождения друг за другом на выдохе приговариваем ри. 30 секунд
Мяч Обучение длительному выдоху. Стоя. В руках зажат мяч. Руки готовятся к броску. Неглубокий вдох, на выдохе делаем бросок мяча вперед с силой и говорим протяжно: «У-у-ух». 5-6

Дыхательную гимнастику для детей младших групп (2-3 лет) следует проводить в форме веселой игры. Обязательно участие взрослых, воспитателей.

Комплекс для детей 4-5 лет

Дошкольники средней группы детского сада, более самостоятельные и подвижные. Дыхательная гимнастика для детей от 4 лет может включать в себя следующие задания:

Упражнение Цель Исходное положение Инструкция Повторы
Слушай свое дыхание Обучение контролю над ритмом, глубиной дыхания. Удобная для ребенка позиция. Сидя, лежа, стоя. Мышцы тела расслаблены. Спокойно дышим и слушаем себя. Наблюдаем за тем, куда проходит воздушная струя, как двигается грудная клетка и т.д. 1-2 раза
Воздушный шар Тренировка мышц брюшной полости, контроль за наполнением легких воздухом. Лежа на спине, руки протянуты вдоль тела. Концентрация внимания на животе. Медленно, глубоко вдыхаем, наблюдаем, как поднимается, опускается живот. 5-10
Подыши одной ноздрей Тренировка мышц дыхательного аппарата. Любое удобное расположение тела. Мышцы полностью расслаблены. Открываем ноздри для вдоха и выдоха попеременно. Через одну вдыхаем медленно, глубоко, через другую выдыхаем. 6
Трубочка Укрепление мышц носоглотки, легких. Сидя, стоя Делаем максимально глубокий выдох через нос, при этом живот, ребра должны подтянуться к телу. Вытягиваем губы трубочкой и резко вдыхаем как можно больше воздуха. Задерживаем дыхание. Поднимаем голову вверх, выдыхаем через нос. 6
Мыльные пузыри Укрепление тонуса мышц легких, носоглотки. Стоя Поднимаем голову в ИС и выдыхаем медленно через нос. Вдыхаем, не опуская голову. Выдыхаем с опущенной головой носом. 4
Ежик Тренировка ритмичного неглубокого дыхания. Стоя. Голову поворачиваем в ритме марша. При каждом повороте головы влево-вправо делаем короткий вдох носом, дышим шумно, напрягая мышцы носоглотки. Выдыхаем через нос. 6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика в 12 карточках в которых 3-4 упражнения.Понятное описание для того кто проводит и масса положительных эмоций у тех с кем проводят!)).

Картотека дыхательной гимнастики для 2 младшей группы.

Карточка № 1.«Кошка- царапушка». И.П.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос- кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулак; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через нос- вы.

В картотеку включены различные дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста.

Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей.

Источник

Дыхательная гимнастика на занятиях в ДОУ

Всё хорошо в меру — этот принцип применим и для проведения гимнастики органов дыхания. На выполнение комплекса из 6–7 заданий уходит от 10 до 12 минут. При этом время распределяется между упражнениями таким образом:

  • вводная часть — упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 3 минуты;
  • основная часть — задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 5 минут;
  • заключительная часть — упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.

Обязательно стоит учитывать и тот факт, что часто 1–2 дыхательных упражнения входят в состав заданий для физкультминуток. В этом случае на их выполнение время выделяется в пропорциональном соотношении с остальными заданиями.

Таблица: пример конспекта дыхательной гимнастики (фрагмент)

Автор Смецкая Ольга, воспитатель МАДОУ №9, г. Шебекино
Название «Методика проведения дыхательной гимнастики по А. Фролову в старшей группе»
<�…Воспитатель: Ребята, к нам из леса в гости пришёл медвежонок Винни-Пух. Он такой больной, что даже не может говорить. У медвежонка болит горло, голова, у него высокая температура, насморк и кашель. Он сказал мне на ушко, что никак не может вылечиться. Не помогают ни таблетки, ни лекарства, даже любимый мёд не лечит Винни-Пуха. На улице тёплая погода, он хочет гулять и играть со своими друзьями в лесу, а простуда не проходит. Винни-Пух, очень жаль, что ты заболел. А ребята в нашем садике не болеют, у них нет ни насморка, ни кашля, ни температуры. Посмотри, Винни-Пух, какие они здоровые, весёлые и активные. Ребята, медвежонок спрашивает, что же надо делать, чтобы не болеть? (Делать зарядку, умываться, закаляться, заниматься спортом). А ещё наши ребята каждый день делают дыхательную гимнастику в детском саду. Ты не знаешь, что такое дыхательная гимнастика? Ребята тебе всё расскажут и покажут. Винни-Пух, тренировать нужно не только тело, но и лёгкие, ведь дыхание — это важная функция, от которой зависит состояние нашего здоровья. Мы дышим кислородом, который проникает во все клеточки нашего организма и помогает их работе. Поэтому ребята проводят дыхательные тренировки. Дети показывают 1–2 упражнения…> <�…Воспитатель: Ребята, чем помогают вам занятия дыхательной гимнастикой? (Мы стали здоровыми, сильными, весёлыми, красивыми). Винни-Пух, выздоравливай поскорее, тоже закаляйся и делай дыхательную гимнастику. И будешь, как наши ребята, здоровым и весёлым. Ждём тебя в гости в следующий раз здоровым. Ребята, попрощайтесь с нашим гостем и пожелайте ему всего хорошего. Чтоб здоровье раздобыть, Не надо далеко ходить. Нужно нам самим стараться, И всё будет получаться. Если хочешь быть здоровым, Обойтись без докторов – Закаляйся, умывайся, Спортом разным занимайся…>
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/metodika-provedenija-dyhatelnoi-gimnastiki-po-a-frolovu-v-starshei-grupe.html

Фотогалерея: комплекс упражнений в картинках

Упражнение «Часики» нужно повторить 10–12 раз Правильное дыхание — залог отличной игры на духовых инструментах Упражнение «Паровозик» поможет скоротать время в очереди к врачу или парикмахеру Упражнение «На турнике» можно включить в разминку перед занятием физкультурой Упражнения с мячом — одни из самых любимых у малышей Дети с удовольствием выполняют упражнения, в сюжете которых идёт речь о взрослении

Дыхательная гимнастика — это не только эффективный способ сохранить и укрепить иммунитет, развить речь, но ещё и весёлая игра. Поэтому у детей не возникает сложностей с выполнением упражнений, а интерес и удовольствие сопровождают образовательный процесс. Главное — артистично преподнести сюжет забавы, а также методически грамотно вплести его в общую канву занятия.

Методика Стрельниковой

Методика Стрельниковой может показаться странной из-за специфики выполнения упражнений. Но она имеет право на существование в особых случаях, например в случае заболеваний носоглотки, где в лечебных целях применяется монотонное ритмическое дыхание. Упражнения делать 8 — 10 раз. Вдыхать меньше, чем обычно, не напрягаться, темп можно менять на удобный для ребенка. Выдох при следующих упражнениях легкий, произвольный и неконтролируемый. Со временем можно дыхательные упражнения совмещать со звуковыми.

  1. Разминка — дети стоят, расставив ноги на ширину плеч, руки не полностью согнуты в локтях при прямом туловище. Пальцы сжаты в кулаки, но не слишком сильно и повернуты навстречу друг к другу. Присесть, скрестив руки, активно и быстро, с шумом вдыхать носом один раз в секунду. Выдыхать произвольно. Усложнение — вдыхать два раза в секунду.
  2. Наклоны — стоим, ноги расставлены на ширину плеч, туловище держать прямым, руки по швам. Наклоняемся, произвольно опустив и слегка скрестив руки. Шумно и быстро вдыхать носом один раз в секунду, при выдохе не полностью выпрямится.
  3. Наклоны назад — ноги на ширине плеч, поднять согнутые в локтях руки на уровень плеч, руки в кулачках, пальцы повернуть навстречу. Отклоняемся назад, руки скрещиваем перед грудью, делаем быстрый вдох носом с небольшим шумом. На выдохе выпрямляться не полностью и повторить наклоны назад со вдохом. Выдох контролировать не нужно.
  4. Маятник — наклоняемся вперед и опускаем вниз руки. Качаемся вперед — руки на быстром вдохе носом скрещиваются, на выдохе качаемся назад.

Если упражнения гимнастики для дыхания хорошо получаются, в старшей группе их нужно усложнять — увеличивать интенсивность, время исполнения, делать круговые и рывковые движения рук.

Правила дыхательных упражнений для начинающих

Как и в любых других упражнениях, рекомендуется начинать с минимальной нагрузки. Частоту и интенсивность упражнений для дыхательной системы следует увеличивать постепенно

Заниматься важно в удобной одежде, на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. 

Выполнять упражнения лучше на пустой желудок. Если вы решили заниматься дыхательными практиками, то лучше отказаться от курения. Не рекомендуется практиковать дыхательные упражнения во время острой фазы простуды или респираторных заболеваний. Дыхательные практики увеличивают обмен веществ и болезнь может распространиться на весь организм.

Комплекс дыхательных упражнений нужно делать медленно. Во время выполнения может появиться легкое головокружение. Это нормальная реакция организма на гипервентиляцию. Видов дыхательных упражнений много:

  • комплекс Бутейко трансформирует обычное дыхание в поверхностное с задержкой. Помогает избавиться от астмы и сильных аллергий;

  • дыхательная практика Оксисайз — дыхательные упражнения совмещаются с физическими. Помогает сократить лишний вес;

  • дыхательная практика Цигун трансформирует энергетическое состояние, нормализует работу нервной системы, восстанавливает естественные функции органов дыхания;

  • концепция Стрельниковой используется в качестве профилактического и лечебного средства при головных болях, заболеваниях легких. Ее применяют для развития голоса вокалисты и при тренировках речевого дыхания;  

  • пранаяма — дыхательные практики из йоги. Их практикуют до и после выполнения асан. Регулярное выполнение пранаямы помогает успокоиться, ускоряет обмен веществ, защищает от ОРВИ, избавляет от одышки.

Выбирать технику рекомендуется под свои задачи, состояние здоровья и возраст. Лучше всего начинать практиковать под руководством опытного тренера, который поможет поставить технику и расскажет о нюансах упражнений.

Также можно скачать специальное мобильное приложение с библиотекой дыхательных упражнений. Например, MindShift CBT содержит большое количество дыхательных упражнений, которые помогут успокоиться и расслабиться. Приложение Zenfie предлагает медитации с использованием дыхательных практик. Для снятия стресса можно воспользоваться дыхательными упражнениями в приложении Breath Ball. Дыхательные упражнения в приложении Saagara были разработаны врачами для работы с дыхательно-легочной системой.

Для работы с частотой сердечного ритма и контроля давления можно воспользоваться упражнениями из «Дыхательного приложения» (The Breathing App) и Kardia.

Если у вас гипертония, меряйте давление до дыхательной практики и спустя 10-15 минут после ее выполнения. Если давление не нормализовалось, откажитесь от упражнений.

Отследите реакцию вашего давления на дыхательные упражнения. У большинства людей давление от них нормализуется — нормальное давление остается прежним, а вот повышенное постепенно снижается до нормы.

Если у вас имеются респираторные инфекции, то выполнять упражнения лучше в одиночестве. Так как во время интенсивного дыхания освобождаются вирусы и бактерии. В такой ситуации можно заразить окружающих. 

По возможности уберите на время практики из помещения домашних животных, чтобы не вдыхать их шерсть.

Практиковать рекомендуется в тихом месте без посторонних звуков, где вас никто и ничто не будет отвлекать. Гаджеты лучше отключать. Вам должно быть спокойно и комфортно.

Комплекс упражнений

Часто мамы интересуются, можно ли самостоятельно начинать практики. Когда есть возможность первый сеанс провести в присутствии педагога, доктора или инструктора по дыхательной гимнастике, воспользуйтесь ею. Если такой возможности нет, ничего страшного — все упражнения довольно простые, их вполне можно начать практиковать самостоятельно.

Начнем с комплекса для самых младших дошкольников.

  • «Мячик». Это упражнение носит такое название за образ, который малыш должен держать перед глазами. Мячиком станет его собственный животик в момент глубокого вдоха. Попросите малыша принять положение лежа на спине, поставьте на живот маленькую мягкую игрушку. Медленно вдыхая через нос, ребенок должен надувать «мячик» как можно сильнее, а потом так же медленно сдувать его, выдыхая через рот, сложив губки трубочкой.
  • «Аквалангист». Это упражнение можно выполнять в любом положении — стоя, сидя, лежа. Попросите ребенка представить себе, что ему предстоит погружение в воду. Пусть он наберет как можно больше воздуха и удерживает его как можно дольше — мама ведет отсчет вслух, хвалит ребенка, если сегодня у него получилось удерживать воздух хотя бы на секунду дольше, чем вчера.
  • «Легкое перышко». Для этого упражнения вам понадобится самое настоящее перышко из подушки или небольшой воздушный шарик (его, кстати, можно надуть вместе с ребенком!). Цель игры — как можно дольше удержать шарик или перышко в воздухе, совершая короткие и интенсивные выдохи. Все в детстве дули на перышко, а потому больших трудностей техника выполнения этого упражнения не вызовет.

Упражнения для детей от 5 лет также могут включать в себя вышеперечисленные приемы. Кроме того, добавляют другие упражнения, которые, по своей сути, являются комбинированными.

  • «Ближе-дальше». Это упражнение можно проводить в положении сидя и в положении стоя. Попросите ребенка втянуть воздух носом так, как будто он вдыхает аромат чудесного цветка. Выдох нужно сделать через рот, сложив губы трубочкой. При этом ребенок должен выдохнуть более интенсивно, как будто он отталкивает от себя какой-то легкий предмет.
  • «Хомяк на охоте». Это упражнение обычно очень нравится детям. Попросите его изобразить хомячка, надув щеки как можно сильнее. Потом малыш выпускает воздух резко, хлопнув по щекам ладошками. За новой порцией «запасов» воображаемый грызун отправляется после предварительного обнюхивания — ребенок делает носом серию мелких и частых вдохов.
  • «Дракоша Тоша». Это упражнение нужно выполнять с детьми, которые прекрасно представляют себе, как выглядит дракончик. Расскажете, что дракон заболел и теперь может выдыхать огонь только через одну ноздрю. В этом и будет заключаться игра — попеременные выдохи через одну ноздрю (вторую прикрывают пальцем).
  • «Кулачки». Такой прием выполняют одновременно с движением. Попросите ребенка встать и вытянуть руки вперед. Вдох совершают серией в четыре коротких резких вдоха, а выдох — любым удобным способом. Во время вдохов кулачки ритмично сжимают и разжимают.

Есть и отдельная группа упражнений, которые предназначены для развития речи и улучшения произношения отдельных букв и звуков. Вот несколько из них.

  • «Летят гуси». Мама предлагает ребенку представить себя гусем, который летит высоко. При этом она читает стишок «Гуси, гуси полетят, на Сережу (Марину, Наташу, Ирину, Алешу и т. д.) поглядят». На первой строке ребенок делает вдох и совершает руками движения, как гусь крыльями. На второй строке нужно сделать выдох со звуком «гу-у-у-у-у», руки опустить вдоль туловища.
  • «Часы». Мама просит ребенка представить, что его руки — это часовая и минутная стрелки. Одну руку поднимают вверх, вторую отводят в сторону (положение «три часа»). Потом меняют (положение «девять часов»). При первой позиции вдох, при второй — выдох. Мама читает стишок: «Время точное покажут, час и день они укажут». При выдохе ребенок должен произносить звук, который дается ему с трудом («ля-ля-ля» или «р-р-р»).
  • «Полицейский». Мама читает стишок: «За порядком я слежу, влево вправо погляжу. Если что-нибудь случится, я на помощь прихожу!». Ребенок в положении стоя делает ритмичные повороты головы вправо влево. На каждый поворот приходится вдох, на следующий — выдох. Выдох сопровождается протяжным «жу-жу-жуууу».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: