Физминутки для начальной школы — виды и основные требования к проведению занятий

Методика проведения упражнений на дыхание в первой и второй младших группах

Поскольку задачи проведения дыхательной гимнастики в первой и второй младших группах отличаются лишь отдельными аспектами, методика проведения упражнений единая.

Картотека дыхательных упражнений в первой младшей группе

В методической литературе можно найти несколько подходов к проведению дыхательной гимнастики с детьми 1,5–3 лет. Одни специалисты настаивают на том, что поскольку малышам этого возраста сложно действовать осознанно, дыхательные упражнения с воспитанниками первой младшей группы проводить не стоит. Специалисты, занимающиеся разработкой систем упражнений, наоборот, настаивают на том, что начинать работу в этом направлении нужно как можно раньше. А есть те, кто находит компромисс в этих мнениях и советует начинать занятия дыхательной гимнастикой в 2 года. Последний подход является базовым для большинства детских садов в нашей стране.

Что касается составления картотеки, то она основывается на упражнениях на звукоподражание и правильную артикуляцию звуков. Такой подход отражён в картотеке упражнений для дыхания воспитателя Нечаевой А.В. Ещё один пример картотеки представлен в работе воспитателя из московской области Гаврилиной И.В.

Зачем нужна офисная гимнастика

Выполнение простых упражнений поможет отвлечься от текущих задач, разнообразить рабочие будни. Также занятия благотворно влияют на психическое здоровье. Ежедневное выполнение специальных упражнений придает бодрости, прибавляет силы и увеличивает работоспособность. Кроме того формируется выносливость – человек не чувствует усталость даже под конец рабочего дня.

Значительный оздоровительный эффект могут оказывать грамотно подобранные упражнения для шеи, для плеч, спины

Также важно выполнять специальные упражнения для ног – они позволяют предотвратить такую распространенную болезнь как варикоз

Правильно подобранная офисная гимнастика позволяет предотвратить такие болезни как сколиоз и искривление позвоночника. В целом упражнения позволяют получить дополнительную энергию, что благоприятным образом скажется на работе – у работника увеличивается активность, повышается настроение, появляется желание работать более эффективно.

Стоит отметить, что если у человека уже имеется сколиоз, важно предварительно обратиться к врачу и подобрать специальные упражнения – не все виды гимнастики безопасны при данном виде заболевания

Цели и задачи дыхательных упражнений для младших дошкольников

Блок упражнений, направленный на развитие умения управлять своим дыханием, называется дыхательной гимнастикой. Практикующие йоги утверждают, что привычку дышать ртом можно считать столь же неестественной, как кушать через нос. Однако из-за частого насморка, проблем с аденоидами многие малыши дышат ртом. Дыхательная гимнастика приучает детей дышать и носом.

Дыхательные упражнения благотворно влияют на работу бронхов и лёгких малышей

Целями проведения упражнений для правильного дыхания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) вне зависимости от возраста воспитанников являются:

укрепление физического и психического здоровья;
повышение работоспособности малышей;
тренировка дыхательной мускулатуры;
развитие артикуляционного аппарата (для малышей, которые только осваивают речь, очень важно вырабатывать правильное произношение звуков);
развитие умения управлять своим телом;
воспитание потребности в ЗОЖ.

Для реализации этих целей решается ряд задач, которые также являются универсальными. Отличия в зависимости от возраста детей могут быть лишь в приоритетности тех или иных аспектов. Итак, основными задачами проведения дыхательной гимнастики в первой и второй младших группах являются:

формирование способности управлять своим дыханием — варьировать силу, ритм и глубину вдоха и выдоха (к примеру, медленный выдох помогает расслабиться, справиться со вспышками раздражительности или грусти, что особенно важно для малышей первой младшей групп, тяжело переживающих утреннее расставание с мамой);
развитие навыков правильного звукопроизнесения;
обогащение крови кислородом;
тренировка дыхательной мускулатуры;
предотвращение разрастания аденоидов;
защита от переохлаждения (дети учатся дышать носом, что предотвращает заглатывание холодного воздуха ртом);
воспитание умения слаженно работать в коллективе (игровая форма проведения дыхательной гимнастики в младших группах представляет собой один из основных способов приобщить малышей к занятию единым видом деятельности).

Для правильного речевого развития дети должны уметь управлять своим дыханием

Комплексы дыхательных упражнений для первой и второй младших групп

Изучение пользы дыхательной гимнастики для разных сфер развития малышей является причиной появления довольно большого количества авторских методик:

  • комплекс Стрельниковой (самый известный вид упражнений, основанный на сильном вдохе через нос и плавном выдохе);
  • комплекс Фролова, или «йога для ленивых» (для выполнения этих упражнений необходим специальный аппарат, в практике современных ДОУ данный комплекс используется крайне редко и только со старшими воспитанниками);
  • комплекс Бутейко (призван ликвидировать глубокое дыхание, заменив его неглубоким вдохом и долгим выдохом для расширения бронхов, лёгких);
  • тренинги Лазарева (совмещение упражнений с пением, чтением стихотворений и даже игрой на духовых инструментах).

В первой и второй младших группах для составления картотеки заданий педагог берёт упражнения разных видов (за исключением комплекса Фролова), представляя их в форме игр на дыхание.

Таблица: виды игр на дыхание в первой и второй младших группах

Название упражнения Цели Из какого авторского комплекса упражнение взято
«Часики» Учить координировать движения с произношением звуков.
  1. Начальная поза: дети становятся прямо, руки на пояс, чуть расставив ножки.
  2. Выполняют наклон туловища и на выдохе произносят «тик-так».
  3. Вдыхают и возвращаются в начальную позицию.
Комплекс Стрельниковой
«Капитаны» Тренировать длительный выдох.
  1. В ёмкости с водой плавают бумажные кораблики. Дети складывают губы трубочкой и произносят звук «ф», чтобы кораблик двигался вперёд.
  2. Затем педагог говорит, что налетел порывистый ветер, дети произносят звук «п», чтобы проиллюстрировать эти порывы.
«Трубач» Тренировать длительный выдох. Дети сидят, руки складывают трубочкой и подносят их ко рту, произнося «пф-ф-ф». Комплекс Бутейко
«Летит мяч»
  • Разрабатывать выдержку выдоха;
  • учить соотносить действия с ритмом дыхания.
Дети стоят с мячами в руках. Бросают их вперёд от груди на выдохе произнося «у-х-х-х».
«Солнышко и тучка» Тренировать мышцы туловища.
  1. Педагог говорит, что солнце зашло за тучку — дети задерживают дыхание, чтобы «согреться».
  2. Воспитатель сообщает, что солнце снова появилось и разморило всех ребят — дети медленно выдыхают.
Комплекс Лазарева
«Машина» Учить выдыхать воздух порциями.
  1. Дети на вдохе «заливают бензин».
  2. Двигаются вперёд, произнося «бр-р-р» на одном дыхании.
  3. Побеждает тот, кто «уехал» на одном дыхании дальше остальных.

В одном комплексе должны сочетаться упражнения разных видов

Картотеки дыхательных упражнений во второй младшей группе и методика их проведения

Во второй младшей группе задания становятся более динамичными, подключаются движения туловищем, конечностями. Ознакомиться с картотекой упражнений для второй младшей группы можно в работе воспитателя Кузнецовой Е.Ю.

По большей части картотеки упражнений для детей 1,5–3 лет и 3–4 лет универсальны. Например, в публикации воспитателя из нижегородской области Ширшовой И.В. представлены задания для младших дошкольников.

В комплекс дыхательной гимнастики во второй младшей группе добавляются движения конечностями и туловищем, поэтому упражнения обычно выполняются стоя

Временной план гимнастики

На выполнение дыхательной гимнастики в обеих младших группах, если она проводится самостоятельным элементом образовательного процесса, как уже было отмечено, выделяется 5 минут. Работа распределяется между тремя этапами:

  1. Вводная часть — педагог мотивирует ребят на выполнение (загадкой, стихотворением или предложением поиграть от лица сказочного персонажа) — 1 минута;
  2. Основная часть — педагог показывает порядок выполнения движений одного упражнения, дети повторяют, затем воспитатель даёт образец следующего, малыши повторяют — 2 минуты;
  3. Заключительный этап — дети повторяют весь комплекс целиком, педагог оценивает работу — 2 минуты.

Если дыхательное упражнение является частью физкультминутки на занятии, то на его проработку выделяется около 1 минуты, причём дети либо сами выполняют задание, либо совместно с педагогом, если движения ещё не заучены.

Таблица: фрагмент конспекта дыхательной гимнастики в первой младшей группе

Автор Василишин Н. А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганск
Вводный этап В.: Ребята, давайте отгадаем загадки, которые нам подготовил Незнайка.

Ответы детей. В.: Да, верно, самолёт…>

Основная часть <�… В.: Хорошие загадки, нам понравились. А теперь Незнайка хочет научить нас показывать самолёт. Педагог показывает движения, проговаривая слова:

Дети повторяют…>

Заключительный этап В.: Ребята, давайте покажем Незнайке, как мы запомнили все его упражнения. Дети повторяют упражнения, педагог хвалит малышей.

Чем опасен сидячий образ жизни

Даже если вне работы посещать спортзал, последствия многочасовой сидячий жизни в офисе неизбежны. Гораздо более эффективным методом станет ежечасное выполнение простых упражнений, которые помогут значительно сократить риск таких заболеваний как, ожирение, диабет, некоторые виды рака, прострелы в мышцах, сердечно-сосудистые заболевания, остеохондроз и варикоз, а также ряд сопутствующих заболеваний.

Если сидеть за компьютером ежедневно более 4 часов без разминки в организме могут происходить изменения – мышцы спазмируются, появляются застойные явления. Всё это оказывает пагубное влияние и способствует развитию заболеваний. Первые признаки ухудшения состояния – частые головные боли, изменение осанки, в некоторых случаях возможны дыхательные спазмы.

Даже лёгкие динамические упражнения могут спасти ситуацию. Достаточно заниматься каждые полчаса для предотвращения последствий сидячего образа жизни.

Правила проведения дыхательной гимнастики

Проведение дыхательных упражнений в младших группах основывается на требованиях к организации этого вида работы, обозначенного в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС):

  • Выполнять упражнения можно не раньше, чем через час после еды.
  • Гимнастика для дыхания в первой и второй младших группах проводится трижды в неделю в течение 5 минут с 2–3 повторами комплекса из 2–3 упражнений.
  • Работа также может организовываться в заключительной части физкультпаузы (тогда длительность выполнения упражнений сокращается до 1 минуты) или вместо неё в процессе занятия, на прогулке, если этому способствуют погодные условия, а также при проведении утренней зарядки или гимнастики после сна.
  • Помещение должно быть предварительно проветрено, однако воздух не должен быть холодным.
  • Вдохи и выдохи должны быть плавными, нерезкими.
  • Мышцы шеи, плечевого пояса и груди не должны быть напряжены.
  • Перед проведением гимнастики детям нужно высморкаться.
  • Если малыш плохо себя чувствует, то от выполнения дыхательных упражнений его лучше освободить.

Правила занятий

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики должен быть безопасным, тренировка должна проходить по следующим правилам:

  1. Желательно заниматься на открытом воздухе, в холодное время года хорошо проветрите комнату. Тяжелый застоявшийся воздух при интенсивном дыхании может привести к плохому самочувствию и даже болезням.
  2. Ребенок должен быть в хорошем настроении и выявлять охоту к тренировкам. Для настроения нужно хорошо поесть, но выдержите полчасика после еды.
  3. Картотека дыхательной гимнастики большая, но сначала попробуйте сделать два упражнения, потом расширяйте время занятий — так дети не будут уставать, не будет кружиться голова. У астматиков вообще может быть приступ одышки, поэтому они должны заниматься под контролем (желательно — под постоянным присмотром) врача.
  4. Во время упражнений плечи ребенка не должны двигаться, ребенок должен быть расслаблен, мимика на лице — естественная. Бледность, слабость, головокружение, сильная одышка должны быть сигналом к прекращению нагрузок.

Говорилка

Немного поговорите с малышом, задавайте ему простые вопросы, ответ которых должен содержать гласные звуки. Например:

– Как разговаривает паровозик?

– Ту-ту-ту-ту-у-у.

– Как машинка сигналит?

– Би-би-и-и. Би-би-и-и.

– Как дышит тесто?

– Пых-пых-пых.

Можно еще петь гласные звуки: о-о-о-о-о; а-а-а-а-а; у-у-у-у-у. Такое упражнение можно делать даже отдельно от других. Например, во время активной прогулки.

Для первого занятия такого небольшого арсенала упражнений будет достаточно. Завершите занятие успокаивающими упражнениями, чтобы восстановить спокойное дыхание ребенка.

Упражнение «Веселый паровозик»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: