Игра «Повторяй ритмический узор»
1 вариант игры
Цель:
- Развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи;
- дать простейшее представление о длине звуков (длинный, короткий).
Описание:
Воспитатель хлопает в ладоши или карандашом по столу, ритмичный рисунок мелодии ребенок повторяет. Затем ребенок выходит в ритме, учитель повторяет, ученик проверяет правильность задания.
-
Пример:
Воспитатель декламирует стихотворение: То, то, два кота… - Ребенок отбивает ритм стиха ладонями (или пальцем на ключ, карандашом на столе, ладонью на столе) крышка инструмента, рука в бубне, палочка на ключе металлофона):
Вопросы к задаче
1. Сколько звуков вы слышите? 2. Где короткие звуки: в середине, в начале или в конце? 3. Где длинные звуки: в середине, в начале или в конце? 4. Сколько длинных и коротких звуков вы слышали? 5. Выберите правильную схему из предложенных:
2 версия игры
Цель:
- Развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи;
- Дать простейшее представление о длине звуков (длинный, короткий).
- Описание.
- Воспитатель предлагает отбить ритм по таблице:
- Задания:
- Коснитесь ритма руками и произнесите текст. Выделяйте своим голосом длинные и короткие звуки – длинные хиты, короткие говорят быстро.
- 2. Нарисуйте таблицу заметок для любой линии (по выбору ребенка или учителя).Пример.
Динь, дон, динь, дон, в зоопарке есть слон. Ребенок а) декламирует стих и отбивает ритм руками; б) определяет на слух количество длинных и коротких звуков; в) определяет их положение (в начале, в середине, в конце); г) отметить очертание стиха с пометками – кружками.
3 версия игры
Цель:
- Развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи;
- Дать простейшее представление о длине звуков (длинный, короткий), о типах звуков (шум и музыка).
Описание
В этом задании заметки пишутся черными и белыми кружками, как вариант для первоклассников. Задание содержит загадку. В этом задании вы можете повторить вопросы второй версии игры, а можете поэкспериментировать с музыкальными шумами и звуками: ребенок изобретательно отбивает ритм (например, длинные звуки отбивает ногой, короткие звуки руками учитель угадывает, это шумные звуки или музыкальные звуки, повторяет задание ребенку, ребенок проверяет выполнение задания, затем педагог предлагает задание.)
4 версия игры
Музыкальная игра «Цветные ключи» Цель: развить чувство ритма, слух, память, воображение, речь, получение простейшего представления о длине звуков. Описание. Для этой игры ребенку понадобится цветная клавиатура,
в зависимости от чего он сможет играть самостоятельно,
а также придумывайте свои незабываемые мелодии на стихи автора, в составлении которых могут помочь учитель, родители и старшие одноклассники. Вы можете обработать созданный ребенком материал в программе Adode Photoshop, создать личный инструментальный альбом в бумажном или электронном формате, а также подготовить презентацию этого альбома с изображениями и звуковыми мелодиями, записать произведения молодого автора на диск, который приятно преподнести в подарок маме, бабушке, друзьям.
II. Пойдем!
Цель:
развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи, закрепление знаний по длительности нот.
Описание.
Пойдем! – закрепить материал при изучении длительностей нот. Дети с удовольствием «катаются» в поездах. Можно делать машины из цветного картона, использовать в игре разные размеры (2/4, 3 \ 4, 4/4 /, 3/8, 6/8, 9/8), более короткие сроки (шестнадцатый, тридцать второй) , дайте ребенку попробовать самостоятельно заполнить трейлеры продолжительностью в соответствии с предложенным размером.
III. Игра «Песни на лестнице»
Цель:
развить чувство ритма, слух, память, воображение, речь.
Описание.
Игра «Песни на лестницах» – еще один вариант ритмического упражнения с изменением тона звуков. Здесь ребенок учится ориентироваться на клавиатуре, меняя тональность звуков по схеме. Есть много вариантов со схемой.
- Пример :
а) можно предложить ребенку посмотреть на схему, выделенную красным, и определить направление мелодии (сначала вверх, потом вниз); - б) определить, сколько коротких и длинных звуков (два коротких, 3 длинных), куда они идут: вверх или вниз (3 звука вверх, затем два вниз);
- в) исполнение мелодии на звучащем инструменте а (варианты: да ре, да фа, да си); г) задеть ритм мелодии и подобрать для нее слова (иду гулять); д) придумывайте свою лестницу, нарисуйте ее в альбоме, сочините слова.
Для создания творческой атмосферы на уроке педагог придумывает нетрадиционные формы: урок сказки, урок путешествия, урок диспута, комплексный урок, урок КВН.
Гитара
Дети сначала наклеивают деку гитары, затем гриф. После из пластилина делают колки и резонатор.
Музыкально-ритмическое упражнение «Музыкальные молоточки»
— Сейчас музыкальные молоточки пойдут гулять на прогулку.
Вот они спускаются по лестнице
(медленно стучим)
А теперь молоточки вышли на улицу, обрадовались и побежали.
(частые удары)
Затем молоточки стали прыгать. Скок, скок.
(быстро ударяем молоточками)
Вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень».
(постепенное ускорение ритма ударов молоточками)
Испугались молоточки и побежали домой.
(быстро и ритмично стучим молоточками)
Дидактическое упражнение «Угадай музыкальный инструмент по звуку»
Воспитатель прячется и издает звуки с помощью разных инструментов. Дети пытаются отгадать и назвать или показать этот инструмент.
Проведение дидактических занятий
Педагогические занятия для детей старшей группы детского сада подразумевают приемы, которые можно разбить на три категории.
Словесные. Приоритетная цель развития речевого центра у детей старшей группы — образовать целостный запас слов и набор невербальных навыков.
Наглядные. Абстрактное мышление слабо сформировано у детей этого возраста. У них лидирует наглядно-образная модель восприятия. Задачей воспитателя является совмещение этих методов восприятия информации путем демонстрации зрительных образов.
Практические
Немаловажно, чтобы во время занятия ребенок творчески воплотил свое видение игры в различной форме художественной реализации: нарисовал объект игры; сделал аппликацию (этот метод очень удачно вписывается после игр с числами); смастерил поделку или слепил что-то из снега, если занятие проходит на улице зимой.
Пример конспекта игры
Название | Цели и задачи | Форма работы | Оборудование | Этапы | Ход игры | Результативность |
«Учимся танцевать» | Цель: создать условия для развития чувства ритма дошкольников.Задачи:
|
индивидуально — групповая |
|
1.Вводная часть. | Воспитатель ставит матрёшек на стол и говорит: «Ребята, к нам в гости пришли весёлые матрёшки. Они любят музыку и очень хотят научиться танцевать. Давайте научим их!» | Способствует развитию чувства ритма, общей музыкальности, психических процессов и творческих способностей. |
2.Объяснение правил. | «Я возьму большую, а вы берите матрёшек поменьше. Моя игрушка будет показывать движения, а ваши повторять». | |||||
3.Проведение игры. | Воспитатель выстукивает ритм, а дети повторяют за ним.Далее задание постепенно усложняется: один из детей самостоятельно выстукивает ритм, остальные повторяют за ним и напевают песенку.После этого дети поочерёдно придумывают и выстукивают ритм, и каждый пытается его повторить.Затем добавляется оборудование: магнитная доска, фишки, металлофон. Воспитатель играет мелодию, один ребёнок выкладывает ритмический рисунок фишками на доске, остальные пытаются выстукивать его матрёшками по рисунку. | |||||
4.Завершение. | После выполнения всех заданий дети отправляются на чаепитие. |
Фотоотчёт игры
Важно помнить, что грамотно подобранная и организованная игра способствует расширению знаний дошкольников о музыке и развивает творческие способности. Игровая форма делает процесс познания простым и осознанным, обеспечивает умственную активность детей
Она должна быть простой и интересной. В этом случае игра становится для детей стимулом к действию.
Временной план игры
Для достижения поставленных задач важно чётко построить и выполнить алгоритм действий
Алгоритм действий с учётом времени
В подготовительной группе длительность игры в среднем составляет 15–20 минут. Это время позволяет пройти четыре этапа:
- Вводная часть: мотивация детей и активация их внимания (2 минуты).
- Объяснение правил (1–2 минуты).
- Проведение игры (10–15 минут).
- Завершение: оценивание результатов, поощрение самых активных (1–2 минуты).
Примеры материалов с алгоритмом: таблица
«Песня — танец — марш» | |
Этап | |
Вводная часть | Воспитатель показывает детям рисунок домика. Дети рассматривают его и предполагают, кто в нём живёт. |
Объяснение правил | «Ребята, как вы думаете, что происходит сейчас в домике? Хотите узнать? Тогда послушайте музыку и попытайтесь угадать». |
Проведение игры | Воспитатель начинает играть музыку или звучит аудиозапись и дети отгадывают действия. Угадавшему разрешают открыть ставни, в окошке видно изображение движений. За верный ответ ребёнок получает карточку. |
Завершение | После того как все мелодии отгаданы, проводится подсчёт. Побеждает тот, у кого больше карточек. |
«Ходим кругом» | |
Этап | |
Вводная часть | Ребята, давайте немного поиграем и вспомним песенку, которую учили на прошлом занятии. |
Объяснение правил | Становитесь все в круг и возьмитесь за руки. Первым ведущим будет (имя). Он(а) заходит в круг и двигается внутри него в разные стороны. Мы с вами идём по кругу и поём песенку, когда она закончится, (имя) нам покажет движение, а мы его повторим. После он(а) выберет другого ведущего. Готовы? Начинаем. |
Проведение игры | Дети идут по кругу и поют:Ходим кругом, друг за другом.Эй, ребята, не зевать!Все, что (имя) нам покажет,Будем дружно повторять!Далее ведущий делает движение, все его повторяют. Затем он меняется и так далее. |
Завершение | Как только очередь доходит до первого ведущего, игру можно прекратить и отдохнуть. |
«Кто больше знает?» | |
Этап | |
Вводная часть | «Ребята, давайте представим, что вы идёте в магазин музыкальных инструментов и купить гитару, бубен и контрабас. Чтобы правильно выбрать, что купить, вам нужно вспомнить как они выглядят». |
Объяснение правил | «Сейчас я буду показывать вам карточки с инструментами, а вы попробуйте угадать, как он называется». |
Проведение игры | Воспитатель показывает детям карточки по очереди. Отгадавший ребёнок забирает её себе. Игра продолжается пока карточки не закончатся. |
Завершение | Затем проводится подсчёт. Выигрывает тот, у кого больше карточек. |
Временной план игры
Для достижения поставленных задач важно чётко построить и выполнить алгоритм действий
Алгоритм действий с учётом времени
В подготовительной группе длительность игры в среднем составляет 15–20 минут. Это время позволяет пройти четыре этапа:
- Вводная часть: мотивация детей и активация их внимания (2 минуты).
- Объяснение правил (1–2 минуты).
- Проведение игры (10–15 минут).
- Завершение: оценивание результатов, поощрение самых активных (1–2 минуты).
Примеры материалов с алгоритмом: таблица
«Песня — танец — марш» | |
Этап | |
Вводная часть | Воспитатель показывает детям рисунок домика. Дети рассматривают его и предполагают, кто в нём живёт. |
Объяснение правил | «Ребята, как вы думаете, что происходит сейчас в домике? Хотите узнать? Тогда послушайте музыку и попытайтесь угадать». |
Проведение игры | Воспитатель начинает играть музыку или звучит аудиозапись и дети отгадывают действия. Угадавшему разрешают открыть ставни, в окошке видно изображение движений. За верный ответ ребёнок получает карточку. |
Завершение | После того как все мелодии отгаданы, проводится подсчёт. Побеждает тот, у кого больше карточек. |
«Ходим кругом» | |
Этап | |
Вводная часть | Ребята, давайте немного поиграем и вспомним песенку, которую учили на прошлом занятии. |
Объяснение правил | Становитесь все в круг и возьмитесь за руки. Первым ведущим будет (имя). Он(а) заходит в круг и двигается внутри него в разные стороны. Мы с вами идём по кругу и поём песенку, когда она закончится, (имя) нам покажет движение, а мы его повторим. После он(а) выберет другого ведущего. Готовы? Начинаем. |
Проведение игры | Дети идут по кругу и поют:Ходим кругом, друг за другом.Эй, ребята, не зевать!Все, что (имя) нам покажет,Будем дружно повторять!Далее ведущий делает движение, все его повторяют. Затем он меняется и так далее. |
Завершение | Как только очередь доходит до первого ведущего, игру можно прекратить и отдохнуть. |
«Кто больше знает?» | |
Этап | |
Вводная часть | «Ребята, давайте представим, что вы идёте в магазин музыкальных инструментов и купить гитару, бубен и контрабас. Чтобы правильно выбрать, что купить, вам нужно вспомнить как они выглядят». |
Объяснение правил | «Сейчас я буду показывать вам карточки с инструментами, а вы попробуйте угадать, как он называется». |
Проведение игры | Воспитатель показывает детям карточки по очереди. Отгадавший ребёнок забирает её себе. Игра продолжается пока карточки не закончатся. |
Завершение | Затем проводится подсчёт. Выигрывает тот, у кого больше карточек. |