Примеры проектов
Исследовательская работа «Экологические проблемы родного города»
Проблема загрязнения окружающей среды – это одна из основных угроз для всех людей, живущих на планете. И наш город – не исключение. В данной работе ученик исследует экологические проблемы родного города и пути их решения.
Проект по направлению история «Дорога жизни»
Проектная работа посвящена юбилею снятия блокады Ленинграда. Цель работы: изучение одной из страниц истории Великой Отечественной войны – блокады Ленинграда.
Исследовательская работа «Удивительное рядом»
Я уже знаю, что гусеница потом превращается в куколку, но как это происходит, я никогда не видела? Сможет ли гусеница окуклиться у меня дома. Цель работы: стать свидетелем превращения гусеницы в куколку.
Исследовательская работа «Невидимки»
Маше 6 лет, и она не верила, что на наших руках остаются бактерии, пока сама это не проверила. Ее целью стало узнать, действительно ли существует на наших руках невидимая глазу грязь (микробы, бактерии)?
Мороженое в домашних условиях
Данный краткосрочный проект “Мороженое в домашних условиях” для старшей группы детского сада посвящен изучению истории мороженного. рассмотрению рецептов приготовления мороженного в домашних условиях и практической деятельности воспитанников.
Проект “Чудеса из мыла”
Детский проект в ДОУ на тему «Чудеса из мыла» создан воспитанницей старшей группы детского сада под руководством мамы с целью, изучить историю мыловарения и попробовать самостоятельно изготовить мыло в домашних условиях.
Круговорот воды в природе
В исследовательской работе в старшей группе детского сада “Круговорот воды в природе” содержатся исследования дошкольника об испарении воды, рассматриваются основные принципы круговорота воды в природе на простых примерах.
Проект в средней группе ДОУ “Волшебница – вода”
В исследовательской работе в средней группе “Волшебница – вода” содержатся педагогические разработки по проведению краткосрочного проекта в средней группе детского сада, направленного на знакомство воспитанников с водой и ее свойствами.
Краткосрочный проект в средней группе: “Маленькие исследователи”
В исследовательской работе в средней группе “Маленькие исследователи” содержатся педагогические разработки по проведению краткосрочного проекта в средней группе детского сада, направленного на знакомство воспитанников с вулканами.
Почему извергаются вулканы?
Предложенный краткосрочный проект в ДОУ в средней группе на тему “Почему извергаются вулканы?” направлен на изучение воспитанниками природных особенностей вулкана, его строения и причин извержения.
Проект в ДОУ “Числа в сказках”
Предложенный краткосрочный проект в ДОУ в средней группе на тему “Числа в сказках” направлен на изучение воспитанниками значения чисел в сказках и определение смысла употребления разных чисел в контексте сказки.
Что могут добрые слова?
Данный проект в ДОУ на тему «Что могут добрые слова?» разработан воспитателем детского сада с целью ознакомления воспитанников старшей группы дошкольного образовательного учреждения с теорией влияния слов на живые организмы.
Исследовательская работа «Что же такое иммунитет?»
В течение своей жизни мне ни один раз приходилось слышать фразы: «Вадик гулять не пойдет, он опять заболел, иммунитета совсем нет»; «Нужно правильно питаться, кушать натуральные продукты. Иначе не будет сил и иммунитета». Меня заинтересовало: Что же такое иммунитет и почему о нем так часто говорят?
Уголок краеведения в развивающей предметно-пространственной среде группы
Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём селе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.
Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.
Что же такое краеведение? Краеведение – это изучение определённой части страны, города, села или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает.
Одним из важных условий в работе по краеведению выступает создание развивающей предметно – пространственной среды в группе.
При оформлении и подборе материалов для создания уголка краеведения в нашей группе мы придерживались следующих правил:
— материал должен быть понятным и доступным возрасту детей;
— материалы должен быть достаточно ярким и насыщенным;
— предоставить детям возможность участвовать в создании уголка.
Уголок находится в доступном и безопасном месте. Дети могут взять материал, игры, предметы рукотворного мира. Также уголок может трансформироваться в мини-музей, мастерскую, выставку детского творчества. Наличие полифункционнальных предметов, в том числе природных материалов, для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов — заместителей.
Важным условием успеха в данной работе является тесная связь с родителями (законными представителями). Приняли участие в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения уголка краеведения: семейные фото, лэпбук, сведения об Иргизе, селе, стенд «Люби и знай свой край», оформление выставки «Неофициальные символы России.
Информация в уголке представлена по разделам:
«Моя семья»: семейные фото, генеалогическое древо, лэпбук, рисунки детей, стихи, высказывания о семье, дидактические игры.
«Детский сад»: план-схема группы, фото сотрудников детского сада, стихи, работаем над созданием альбома «Наши будни и праздники».
«Родное село»: альбом «Наш край», фото достопримечательностей, фото известных людей села, журналы, герб села, информация о реке Иргиз, о селе, наглядный иллюстрированный и справочный материал «Животные и растения родного края», игра «Пятый лишний», рисунки детей.
«Город Самара»: карта, символика, фото достопримечательностей, набор открыток.
«Страна Россия»: карта, символика страны, фото президента, дидактическая игра «Моя Россия», иллюстрированный и справочный материал.
«Наша Армия»: дидактический материал, альбомы для рассматривания, награды Великой Отечественной войны, папка «9 Мая».
«Русская национальная культура»: мини-музей прикладного творчества — изделия народных мастеров: матрёшка, свистульки, каргопольская, филлимоновская, дымковская игрушка, жостовский поднос, вологодские кружева, изделия из бересты, хохломские ложки, макет «Русская изба» тряпичные куклы, наглядный иллюстрированный материал: «Народные традиции и праздники», «Русский костюм», «Народные росписи».
Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка краеведения, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:
— в центре детского творчества представлены образцы декоративно – прикладного творчества;
— в центре игры присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Ферма». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях.
— в уголке познавательного развития помещены игры, лото «Профессии», напольная папка, стихи;
— в литературном центре помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, загадки, стихи).
Таким образом, не только уголок краеведения, но и вся предметно-развивающая среда группы направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Условия, необходимые для организации элементарной поисковой деятельности с детьми.
- Первое условие связано с пространственной организацией опытов. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребёнок должен иметь возможность тактильно-кинестетического обследования, чтобы ощутить характер поверхности, форму, температуру и тяжесть предмета. Педагогическое требование к пространственной организации опыта заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Хорошим подспорьем в организации опыта является раздаточный материал. Воспитатель также должен помнить, что слово идет за чувственным познанием — только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.
- Второе условие связано с временным параметром: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение – это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, умственного напряжения. Такая деятельность трудна дошкольникам. Следовательно, продолжительность наблюдения должна быть примерно 3-10 минут -–это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации. Дети должны начать и завершить опыт в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления — в этом заключается успех и воспитательно-образовательная эффективность этого мероприятия.
- Третье условие связано со структурой опыта. Каждое из них имеет начало основную часть и конец. Функции их различны. Правильное их понимание и проведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта.
- Четвертое условие. Это диагностирование воспитателем уровня знаний у детей о явлениях живой и неживой природы. А также уровня развития логического мышления. Это нужно для того, чтобы выбрать наиболее доступные знания не сложные для данного уровня, а также правильную методику проведения опыта (дополнительные вопросы, более долгое рассматривание и т.д.).
Таким образом, соблюдение этих условий позволяет осуществить познавательно- исследовательскую деятельность с детьми педагогически целесообразным способом и с наибольшим эффектом для образования детей.
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
После непосредственного изучения овощей ребята могут нарисовать их
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
- совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
- Макет вулкана,
- поддон,
- сода,
- уксус,
- красная краска,
- моющая жидкость,
- лист бумаги для фиксаций наблюдений,
- цветные карандаши,
- чайная ложка,
- пипетка.
Гора стоит, из неё дым валит,Потом шум, да гром —Всё горит кругом. (Вулкан).
Насыпаем ложку соды.
Добавляем красной краски.
Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).
А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя)
Это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово
Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).
Временной план занятия
Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:
- младшая группа — 15 минут;
- средняя группа — 20 минут;
- старшая группа — 25 минут;
- подготовительная группа — 30 минут.
Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.
Структурный компонент занятия | Мотивирующее начало (сюрпризный момент) | Дидактическая игра | Физкультминутка | Исследование свойств бумаги | Подведение итогов |
Время проведения | 2 минуты | 2–3 минуты | 1–2 минуты | 7 минут | 1–2 минуты |
Структурный компонент занятия | Мотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок) | Дидактическая игра | Подвижная игра | Исследование свойств воды (проведение опытов) | Подведение итогов |
Время проведения | 2–3 минуты | 3 минуты | 3 минуты | 10 минут | 1–2 минуты |
Структурный компонент занятия | Мотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки) | Зарядка на свежем воздухе | Исследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце) | Трудовые поручения | Проведение опыта с льдинками | Подведение итогов |
Время проведения | 3–4 минуты | 5 минут | 10 минут | 5–7 минут | 4 минуты | 2 минуты |
Структурный компонент занятия | Мотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео) | Эвристическая беседа | Подвижная игра | Дидактическая игра | Изучение условий появления радуги (проведение опыта) | Подведение итогов |
Время проведения | 3 минуты | 3–5 минут | 3–4 минуты | 3 минуты | 12–14 минут | 1–2 минуты |
Примеры организации познавательно-поисковой деятельности средних дошкольников
Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 4–5 лет.
Фотогалерея: примеры оформления исследовательского уголка
Организация детской деятельности в рамках познавательно-исследовательской направленности является важным механизмом разностороннего развития личности. В процессе экспериментирования дошкольники непосредственно контактируют с изучаемыми объектами, память пополняется чувственным опытом, формируются черты исследовательского типа мышления и анализаторские способности. Изучая особенности природных явлений и объектов, дети начинают лучше понимать всю сложность и красоту окружающего мира.
Примеры организации познавательно-поисковой деятельности средних дошкольников
Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 4–5 лет.
Фотогалерея: примеры оформления исследовательского уголка
Организация детской деятельности в рамках познавательно-исследовательской направленности является важным механизмом разностороннего развития личности. В процессе экспериментирования дошкольники непосредственно контактируют с изучаемыми объектами, память пополняется чувственным опытом, формируются черты исследовательского типа мышления и анализаторские способности. Изучая особенности природных явлений и объектов, дети начинают лучше понимать всю сложность и красоту окружающего мира.
Работа кружка по исследовательской деятельности в детском саду
Опытно-исследовательская деятельность вызывает неподдельный восторг у дошкольников. Благодаря экспериментированию в раннем возрасте в детях закладывается и развивается заинтересованность к приобретению знаний, усиливается желание самостоятельного поиска информации. Эти качества готовят хорошую мотивационную и опытную базу к обучению в школе. Функционирование кружка по исследовательской деятельности развивает познавательные способности ребят и расширяет представления об объектах вещественного мира.
Педагог разрабатывает программу, в которой отмечает цели и задачи работы кружка, освещает изученную методическую литературу по теме, составляет календарно-тематическое планирование. Для проведения занятий кружка может быть выделено отдельное помещение (опытная лаборатория) или организован уголок исследовательской деятельности. Воспитатель оформляет стенд с правилами проведения опытов с различными материалами. Воспитанники должны быть ознакомлены с техникой безопасности в лаборатории, проговаривать правила перед выполнением исследований и соблюдать их в процессе.
Проведение любых экспериментов требует соблюдения правил
Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Дети всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. В материальной базе кружка могут быть:
- Природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна.
- Приборы: магниты, лупа, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы.
- Сосуды: баночки, мензурки, колбы, стаканчики.
- Медицинские материалы: резиновые перчатки, пинцет, шприц, ватные диски, марля, пипетки.
- Вещества: соль, марганцовка, пищевые красители, мука.
- Фартуки, защитные очки, шапочки.
- Карточки и журналы для фиксирования результатов исследований.
Во время проведения опытов ребятам могут потребоваться бахилы, шапочки, фартуки или халаты
В кружке по познавательно-исследовательской деятельности ребята могут познакомиться с удивительным микромиром
Ход занятия:
Игровая ситуация «Весна»
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окошко. Что мы видим?
Дети: Береза, солнышко светит, травка зеленая.
Воспитатель: А когда у нас начинает травка зеленеть, солнышко ярче светить, первые листочки появляться на деревьях?
Дети: Весной.
Воспитатель: Правильно весной. У меня есть очень хорошее стихотворение про весну, послушайте.
В мае
Я пройдусь по лесам,
Много птичек есть там:
Все порхают, поют,
Гнезда теплые вьют.
Я пройдусь по лугам,
Мотылечки есть там:
Как красивы они
В эти майские дни!
А. Майков
Воспитатель: Ребята, а теперь присаживайтесь за столы. Посмотрите, я принесла вам панно «Весна». Расскажите, что здесь есть?
Дети: Солнышко, облака, бабочек, божьи коровки, цветы.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а как называются цветы.
Дети: Подснежники.
Воспитатель: Помните, мы рассматривали подснежники на прогулке. Они были синего, желтого цвета.
Ребята, у вас на тарелочках лежат цветочки. На карточках, на верхней линии расположим цветочки синего цвета. Помните, между цветочками оставляем место.
Ребята, как можно узнать, сколько цветов на верхней линии?
Дети: Сосчитать.
Воспитатель: Да сосчитать. Давайте считать будем вместе. Один, два, три, четыре, пять. Всего цветочков на верхней линии пять.
А теперь на нижней линии расположите цветочки желтого цвета. Расположите так, что желтый цветок находился, под синим цветком. Выполнили?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, что можно сказать о количестве желтых цветов? Их сколько?
Дети: Пять.
Воспитатель: А как вы узнали, что цветочков пять?
Дети: Потому что, желтые цветочки, находятся под синими, и лишних цветов нет.
Воспитатель: Правильно ребята, желтых цветочков тоже пять. Значит, желтых и синих цветочков у нас сколько?
Дети: Поровну.
Воспитатель: Правильно, цветочков у нас поровну. Ребята, цветочки обратно убираем на тарелочки и ставим на край стола.
Ребята, посмотрите еще раз на панно, здесь у нас еще есть божьи коровки. А у вас на столе тоже есть божьи коровки. Переверните карточки. Все нашли?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, а сколько коровок у вас?
Дети: пять.
Воспитатель: Ребята, а божьи коровки все одинаковые? Или они отличаются?
Дети: Отличаются. Первая коровка – самая большая, последняя – самая маленькая.
Воспитатель: Божьи коровки хотят погулять, но нам надо им помочь. Они запутались в дорожках. Ребята, а какая дорожка, нужна для самой большой божьей коровки?
Дети: Самая длинная дорожка.
Воспитатель: Да, для самой большой божьей коровки нужна, самая длинна дорожка. Ребята, теперь раскладываем дорожки от самой длинной до самой короткой. Помните, как мы это делали? Среди пяти дорожек выбираем самую длинную, и откладываем. потом выбираем среди четырех дорожек и так далее до самой короткой.
Воспитатель: Молодцы, все справились, у всех божьи коровки пошли гулять. Дорожки обратно складываем в конвертики и откладываем на край стола.
Воспитатель: Знаете, солнышко нам в гости отправил своего друга – солнечного зайчика. И мы с ним сейчас поиграем. Ребята, встаем и идем на коврик. Но у зайчика, есть правила, когда солнечный зайчик идет вверх – поднимаем руки и прыгаем, если лучик вниз- присаживаемся, идет направо или налево, то бежим за ним.
Дети и воспитатель играют. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: А теперь солнечный зайчик приглашает нас опять присесть за столы.
Воспитатель: А сейчас с вами поиграем. Очень внимательно посмотрим на панно. Что на нём есть? А теперь закрываем глазки. Открываем, ребята, что изменилось на панно?
Дети: Бабочка с левого угла перелетела на правый.
Воспитатель: правильно, молодцы.
Игра продолжается 2-3 раза.
Литература
1.От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3- е изд— М.: Мозаика – Синтез, 2014.- 368 с.
2. Помораева, И. А.Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа / И. А. Помораева, В. А. Позина. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.- 64 с.
3. Четыре времени года / под ред. С. А. Веретенникова, А. А. Клыкова. – М.: Просвещение, 1992.- 207 с.
Комплексно-тематическое планирование по экспериментированию для детей 4-5лет
Месяц | № п/п
Неделя |
Тема | Цели и задачи | Литература | |
Сентябрь | 1 | Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем | Закрепить представление детей об органах чувств, их значение (уши-слышать, узнавать различные звуки; нос- определять запах) | Игра «Угадай, что звучит»
Игра «Отгадай по запаху» |
Экспериментальная деятельность автор Тугушева Г.П. Чистякова А.Е.Ст9 |
Сентябрь | 2 | Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем | Продолжить закреплять представления детей об органах чувств, их значение (пальцы- определять форму, структура поверхности; язык- определять на вкус) | Игра «Отгадай на вкус»
Игра «Отгадай на ощупь» |
Экспериментальная деятельность автор Тугушева Г.П. Ст9 |
Сентябрь | 3 | Почему все звучит? | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Игра «Что звучит?» | Экспериментальная деятельность
Тугушева Г.П. Ст10 |
Сентябрь | 4 | Почему все звучит? | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Игра «Что звучит?» | Экспериментальная деятельность
Тугушева Г.П. Ст10 |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Пояснительная записка
Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» также является составляющей частью образовательного направления «Познание». Детские исследовательские проекты являются эффективным и дидактически оправданным методом обучения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить её до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.
Основной целью этого раздела является формирование потребности в исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
— создание методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей;
— формирование умения оформлять результаты исследовательской деятельности;
— создание условий для презентации результатов исследовательской деятельности;
— привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребёнка.
В конце года дети могут:
• самостоятельно повторить проделанные вместе со взрослыми опыты;
• составлять план
исследовательской работы, делать схемы и зарисовки;
• сопоставлять результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения
Месяц | № п/п
Неделя |
Тема | Цели и задачи | Литература | |
октябрь | 5 | Прозрачная вода | Выявить свойства воды(прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). | Игра «Кто такая капелька? С чем она любит играть?»Игра «Узнай и назови»
Игра «Какая вода?» |
Экспериментальная деятельность автор Тугушева Г.П. Ст11 |
Как провести занятие с опытами
Маленьким любителям неизведанного эксперименты, проводимые в детском саду, однозначно понравятся. Ребенок удовлетворяет свое природное любопытство, получает новые знания, систематизирует и закрепляет уже имеющиеся.
НОД по экспериментированию в средней группе
Проводится экспериментирование в средней группе по теме «Такой интересный песок».
Материалы:
- леечки с водой;
- контейнеры с песком;
- формочки;
- ложки;
- лопатки;
- лупы;
- стол.
Игры с песком развивают мышление
Воспитатель составляет конспект занятия, в котором прописывает цели и задачи.
Ход НОД:
- Дети имеют перед собой открытый контейнер с сухим песком. Педагог предлагает им поиграть с формочками и песком. Конечно же, у дошкольников ничего не выйдет, т. к. песок сухой.
- «Ребята, почему у вас не получилось сделать формочки? Правильно, песок сухой».
- «Возьмите лупы и посмотрите, что представляет собой песок. Видите, это множество мелких частиц, которые между собой в сухом виде никак не связаны».
- «Посмотрите, что есть у вас на столе, что сможет исправить ситуацию? Вода в леечках».
- «Полейте ваш песок, и он станет не таким рассыпчатым. Вода поможет частичкам склеиться между собой. Теперь попробуйте сделать формочки. Получается».
Дидактические игры
Такие игры по экспериментированию увлекательны для детей из средней группы ДОУ. Они с удовольствием принимают в них участие.
Игры:
«Утонет или поплывет?». Воспитатель дает детям небольшие образцы из разных материалов и различные предметы. Каждый объект кладется ребенком в центр емкости с водой. Задача заключается в том, чтобы наблюдать, что тонет, а что плавает. Для игры подойдут: скорлупа грецкого ореха, кусочек пенопласта, кусочек картона, пластилин, деревянный брусок, пластиковый кубик, ручка, кружка, металлическая игрушка и прочее.
«Живая вода». Подготовительный этап: ребята совместно с воспитателем садят в стаканчики с землей семена растений. Часть семян не поливают, а часть регулярно поливают водой. Через некоторое время поливаемые семена взойдут. Это наглядный пример того, что растения нуждаются в воде, как люди в пище.
«Знакомый аромат». Детям по очереди завязывают глаза и предлагают по запаху угадать, что же это за съедобный объект. Для этой игры подойдут апельсины, лимоны, огурцы, бананы, творог, шоколад
После игры важно рассказать детям, что такое обоняние, его значение, особенности у человека и некоторых животных.
Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Дошкольники — маленькие исследователи, ищущие ответы на свои вопросы
Цель и задачи
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.
Задачи познавательного развития в ДОУ:
- развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
- формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
- развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
- создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
- стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
- формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.
В ходе исследовательской деятельности ребята изучают строение мира
Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ
Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.
Дошкольники с удовольствием наблюдают за таянием льда в тепле
Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах: