Как индивидуализировать работу по познавательному развитию
Так как каждый ребенок индивидуален, и каждый имеет персональный уровень развития познавательных интересов. Задачей воспитателя является подобрать определенный подход и совместить взаимодействие со всеми. Добиться этого порой очень сложно
Важно найти оптимальный способ компенсирования и взаимообогащения познавательных интересов в группе
Педагогу требуется уметь варьировать и дозировать задания.
Обратите внимание! Помимо всего прочего можно выйти из сложившейся ситуации с помощью практики выполнения определенных заданий на дому, определения круга обязанностей и смены ролей в процессе занятий
Оформление познавательной зоны в детском саду
В младшей группе детский участок оформляется с учетом правил безопасности. При выполнении активных движений у малышей не хватает координации. Они могут упасть или бросить какой-нибудь рядом находящийся предмет. Чтобы познать окружающий мир, детям будут помогать игры с песком, глиной. Малышей можно приучить рисовать любимых персонажей.
Средний класс выбирает сюжетно-ролевые занятия. Ребята с развитой фантазией осуществляют различные игровые замыслы. Оформляя пространство, они используют интересные предметы, которые помогают в развитии сюжета игры.
Важно! Старшая группа требует особого внимания. В этом случае оформление зоны усложняется
Необходимо использовать различные предметы, которые способны различать дети в этом возрасте. Педагог всегда дополняет материал новыми предметами, например, одеждой.
Как оформляются детские участки
Предварительный просмотр:
Программа работы кружка «Развивайка»
в подготовительной группе.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка «Развивайка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
Программа реализуется в объёме 17 часов в подготовительной группе детского сада, ориентируется на запросы и потребности детей и родителей.
Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Предлагаемая программа рассчитана на работу с детьми 6-7 лет, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
ЦЕЛЬ: повысить готовность детей к познавательной деятельности перед поступлением в школу.
Время действия кружка:
Количество занятий: 17. Возраст детей: 6-7 лет. Место проведения: подготовительная группа.
Программа составлена с учетом направлений развития и образования детей (образовательные области):
Основными принципами программы математического кружка являются:
В процессе нод используются различные формы:
Ожидаемый результат: Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит его к обучению в школе.
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
• Предшествующее число, последующее число, соседей числа;
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
•Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.
Формирование познавательного развития детей дошкольного возраста в ДОУ
Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, у малыша раскрываются разные стороны своей личности. Появляется уникальная возможность продемонстрировать свой талант в определенных видах деятельности. Уже с 2-х лет малыш стремится к самостоятельности, проявляя познавательную активность.
Формирование познавательного развития детей в дошкольном возрасте по ДОУ
Согласно государственному стандарту, специально составленная педагогами программа должна обеспечивать развитие личности будущих школьников с учетом их общих интересов. Переход к школьному возрасту связан с изменением ведущей деятельности ребенка. То есть игры сменяются учебными занятиями. Этот период связан с развитием психических функций
У ребенка меняется мышление, формируется восприятие, внимание, память
Формирование познавательного развития детей дошкольного возраста в ДОУ направлено на развитие любознательности, активности, выявление таланта. Эта структура формирует первичные представления об объектах окружающего мира. Малышу дается возможность определить или анализировать особенности предметов (форма, цвет, размер, материал, ритм, темп, количество, число, движение).
Актуальность, цели и задачи
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей.
Цели и задачи познавательной деятельности:
- любознательность;
- формирование сознания;
- самоанализ по развитию речи;
- определение первичных представлений об окружающем мире.
Обратите внимание! Основная задача педагога — это создать мотивацию к поиску информации, к жажде знаний. Правильная подача материала обеспечит успешность ребенка на следующей стадии образования
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- обогатить условия, которые будут способствовать развитию познавательной активности при воспитании малышей дошкольного возраста;
- искать, разрабатывать, а затем внедрять новые методы, обеспечивающие эффективное формирование познавательной активности;
- повысить компетентность родителей по вопросам, касающимся развития познавательной активности малыша.
К примеру, можно рассмотреть вариант с деревом. Посадив «семя», что нужно сделать, чтобы добиться максимальных результатов? Естественно, правильно ухаживать за ними. Как нужно за ними правильно смотреть? Это делается очень просто. Необходимо создать благоприятные условия (солнечное место, полив из лейки).
Занятие по познавательному развитию в детском саду в условиях реализации ФГОС
ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей. Таким образом происходит реализация определенных видов деятельности. Федеральный государственный стандарт развивает интеллектуальные качества будущих школьников. Поэтому есть основное условие для реализации данного направления:
- определение познавательных задач;
- применение экспериментирования в работе с детьми;
- осуществление целей.
Занятие в условиях реализации ФГОС
Пример составления конспекта НОД с элементами познавательной деятельности
Большой интерес у детей вызывают такие формы организации, как занятия-путешествия: «Путешествие в страну электроприборов», «Путешествие в гости к….», «Путешествие по реке времени»
Каждый дошкольник во время путешествия проходит испытания, преодолевает препятствия, выполняет задания на внимание, память, мышление. Игровая форма будет помогать детям в определении прошлого, настоящего и будущего
Выбор тем для путешествий в прошлое предметов зависит от возраста и возможности показать тот или иной образец. Педагогика использует методические пособия Дыбина О. В. «Что было до… Игры путешествия», Дыбина О. В, Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников», «Из чего сделаны предметы: игры — занятия для дошкольников».
Обратите внимание! Повышать познавательный интерес помогают досуги, например, занимательный досуг «Чья потеря, моя находка», веселый досуг «Новая тайна известных предметов», забавный досуг ” Мы — фокусники«, а также другие интересные игры — соревнования, КВНы
Что нужно учитывать при организации занятий
Обучение должно быть организовано по всем видам деятельности детей. Они должны совершенствовать навыки лепки, конструирования, рисования. Но в 5-6 лет начинается постепенный переход к стилю обучения, когда детей надо научить выполнять требуемые задания. Дети все еще чувствуют потребности в игровой деятельности. На основании этого процесс обучения хотя и становится целенаправленнее, но включает в себя и элементы игры.
Вниманию детей 5-6 лет характеризует непроизвольность; Малыш еще не в состоянии руководить своими эмоциями, концентрировать и направлять внимание на важные вещи. В силу этого может оказаться под внешними впечатлениями
Данные впечатления выражаются в том, что ребенок быстро отвлекается, он не может сосредоточить внимание на каком-то одном предмете или действии, а деятельность должен часто менять. Руководство со стороны взрослых направляется на то, чтобы постепенно повышать уровень концентрации внимания. Ребенок при таком отношении будет развивать ответственность за результаты своих действий.
Надо учить ребенка пересказывать прочитанное
Особенности восприятия информации в 5-6 лет
Важнейшие характеристики внимания, которые предстоит развивать у ребенка – это:
проявление устойчивости внимания, то есть способности длительный период сохранять концентрацию;
умение переключать внимание, вырабатывать быструю ориентацию в разных ситуациях и перестраиваться с одного вида деятельности на другой;
распределение внимания на два и более объекта.
Игра на понимание ситуации
Развитие восприятия у ребенка присутствует с первых месяцев. Но в 5-6 лет уровень восприятия находится на пике. Ребенок впитывает в себя новое, воспринимает информацию из окружающего мира. Но наиболее полно входит в сознание то, что ему интересно. Поэтому основная цель взрослых – это заинтересовать детей в тех знаниях, которые они должны получить.
Особенности развития малышей в 5,6 лет
Занятия, нацеленные на развитие мышления, логики, познания мира разнообразны. Знания и умения пятилетнего малыша уже немалые. В пять лет ребенок достаточно хорошо владеет речью, умеет анализировать ситуации, дает объяснения некоторых явлений и отстаивает свое мнение. У ребенка есть навыки счета, он умеет сравнивать и выполнять задания по инструкциям. У детей в этот период «взрослеет» сознание и повышается ответственность.
В 5-6 лет у ребенка вырабатывается ответственность и понимание необходимости учиться
Наблюдения за детьми показывают, что у ребенка все в большей степени проявляется самостоятельность, возникают новые интересы, воодушевление успехами в творчестве.
Но психика ребенка еще не сформировалась окончательно. Он все еще впечатлителен, эмоционален, сравнивает себя с другими детьми.
В 5-6 лет все еще продолжается процесс познания мира. Развивающие процессы все еще проходят посредством игр и общения. Но уже идет постепенный переход на обучающие занятия, которые предполагают учебный процесс с установленными правилами и требованиями и, конечно, оценкой результата.
Виды деятельности для познавательного развития
Исходя из задач развития области познания у детей 6–7 лет, можно сделать вывод о том, что этой сферой затрагиваются все виды деятельности, практикуемые в детском саду:
- собственно познавательная активность (ФЭМП, развитие интеллекта и пр.);
- коммуникативная (имеющиеся речевые навыки детей позволяют получать знания не только из монологических высказываний педагога, но и в ходе диалога друг с другом, опираясь на собственный опыт);
- игровая (все этапы развития познавательной сферу проходят в форме игры, в которой дети подготовительной группы выступают не только участниками, но и организаторами, например, в сюжетно-ролевой игре «Школа» малыши учатся основным правилам поведения в учебном заведении — спокойно сидеть на уроке, поднимать руку, прежде чем ответить и пр., перейдя по ссылкам можно детально ознакомиться с примерами картотек дидактических игр, театрализованных игр и подвижных игр);
- исследовательская (этот вид деятельности реализуется через наблюдения, подробнее о которых можно узнать здесь);
- коммуникативная (как и игровая, коммуникативная активность сопровождает любой вид работы с детьми, в процессе которого малыши учатся налаживать контакт со сверстниками и взрослым, чему способствуют речевые приёмы взаимодействия, о чём пойдёт речь ниже);
- трудовая (в основу реализации познавательного развития в этом виде деятельности заложено привлечение детей к помощи в уборке территории, поливе и уходе за цветами, наблюдению за трудом взрослых, в том числе поваров, дворников и др.);
- продуктивная или практическая (создание рисунков, аппликаций, поделок формирует у детей личный взгляд на тот или иной предмет, а также воспитывает умение проявлять собственное видение и мнение);
- музыкально-художественная, включающая пение, игры под музыку, подготовку к выступлениям (в процессе этой деятельности малыши выявляют свои способности, таланты, расширяют кругозор, например, малыш, исполняющий роль астронавта в утреннике накануне Дня космонавтики, знакомиться с понятиями «открытый космос», «спутник», «галактика» и пр.).
Виды деятельности для познавательного развития
Исходя из задач развития области познания у детей 6–7 лет, можно сделать вывод о том, что этой сферой затрагиваются все виды деятельности, практикуемые в детском саду:
- собственно познавательная активность (ФЭМП, развитие интеллекта и пр.);
- коммуникативная (имеющиеся речевые навыки детей позволяют получать знания не только из монологических высказываний педагога, но и в ходе диалога друг с другом, опираясь на собственный опыт);
- игровая (все этапы развития познавательной сферу проходят в форме игры, в которой дети подготовительной группы выступают не только участниками, но и организаторами, например, в сюжетно-ролевой игре «Школа» малыши учатся основным правилам поведения в учебном заведении — спокойно сидеть на уроке, поднимать руку, прежде чем ответить и пр., перейдя по ссылкам можно детально ознакомиться с примерами картотек дидактических игр, театрализованных игр и подвижных игр);
- исследовательская (этот вид деятельности реализуется через наблюдения, подробнее о которых можно узнать здесь);
- коммуникативная (как и игровая, коммуникативная активность сопровождает любой вид работы с детьми, в процессе которого малыши учатся налаживать контакт со сверстниками и взрослым, чему способствуют речевые приёмы взаимодействия, о чём пойдёт речь ниже);
- трудовая (в основу реализации познавательного развития в этом виде деятельности заложено привлечение детей к помощи в уборке территории, поливе и уходе за цветами, наблюдению за трудом взрослых, в том числе поваров, дворников и др.);
- продуктивная или практическая (создание рисунков, аппликаций, поделок формирует у детей личный взгляд на тот или иной предмет, а также воспитывает умение проявлять собственное видение и мнение);
- музыкально-художественная, включающая пение, игры под музыку, подготовку к выступлениям (в процессе этой деятельности малыши выявляют свои способности, таланты, расширяют кругозор, например, малыш, исполняющий роль астронавта в утреннике накануне Дня космонавтики, знакомиться с понятиями «открытый космос», «спутник», «галактика» и пр.).
Формы реализации познавательного развития в подготовительной группе
Задачи развития сферы познания реализуются не только в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), то есть на занятиях разных видов (комплексных, интегрированных и др.) по всем направлениям, но и в процессе организации:
- досуговых мероприятий (к примеру, дети могут быть вовлечены в сбор материалов по теме утренника, посвящённого проводам Масленицы);
- режимных моментов (так, прогулка является самой удобной формой наблюдений за природой, человеком).
Кроме занятий, цели познавательного развития реализуются и в процессе подготовки и проведения досуговых мероприятий
Рабочая программа кружка познавательного направления
Для изучения дополнительных материалов к основной программе познавательного развития в рамках учебно-воспитательного процесса организуется свободное объединение детей по общности интересов, которое называется кружком. Цели такой формы работы аналогичны тем, что определены для старшей группы и сконцентрированы вокруг развития умения самостоятельно находить интересующую информацию, формирования навыка пользоваться справочными материалами, а также полученным ранее опытом.
С ребятами подготовительной группы занятия кружка по познавательному развитию длительностью 30 минут проводятся 2 раза в месяц.
Кружковая работа по познавательному развитию направлена на практическое осмысление тем, например, с помощью опытов
Практические методы и приемы
Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.
Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон кислый, если сам попробует его на вкус и т.п. Выделяют четыре основных метода.
Упражнения
Упражнения — это многократное повторение различных действий (практических или умственных) определенного содержания. В результате выполнения упражнений формируются устойчивые навыки или умения. Упражнения бывают нескольких видов.
- Подражательные упражнения обозначают действия по заданному образцу. Они используются при отработке правильной артикуляции, для формирования культурно-гигиенических навыков и т.д.
- Конструктивные упражнения — это реализация задач, аналогичных тем, которые ребенок выполнял под руководством учителя. Их еще называют тренировочными. Например, они необходимы для освоения двигательных навыков.
- Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основе интерпретации или нового сочетания уже имеющихся у него умений. Например, имея навыки обращения с пластилином, ребенок может слепить сложный по своей конструкции объект.
Система использования метода упражнений должна строиться на основе принципа постепенного усложнения условий их выполнения.
Эксперимент
В детском саду практикуют только самые простые опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.
Наиболее эффективным приемом является организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать такие задания:
- определить, какой предмет тонет, какой нет;
- превратить снег в воду;
- провести опыты с глиной;
- установить свойства воска таять и т.д.
Благодаря такому методу воспитатель формирует у детей наглядно-действенное мышление.
Моделирование
Метод моделирования основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком. В детском саду используются предметные модели (игрушки или предметы-заместители) или предметно-схематические (например, при работе с календарем природы).
Применение данного метода способствует развитию умений сопоставлять, абстрагироваться, обобщать существенные признаки.
Игры
В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.
Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:
- инсценизация;
- загадывание загадок;
- введение соревновательных элементов;
- организация игровой ситуации;
- выполнение педагогом игровых действий;
- чудесное появление объектов.
Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.
Мониторинг познавательного развития дошкольников
Подготовительный дошкольный год в детском саду прежде всего развивает социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества детей.
Первичный этап — это наблюдение за тем, как выполняет работу учреждение (детский сад). То есть выделяется деятельность по познавательному развитию воспитанников.
Обратите внимание! Познавательное развитие выступает одним из важных критериев общего развития дошкольника. Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с прогрессивными качественными и количественными изменениями таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение и мышление
Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с прогрессивными качественными и количественными изменениями таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение и мышление
Мониторинг дошкольников
Процесс познания сферы детей дошкольного возраста по ФГОС имеет особую актуальность, т. к. именно в дошкольном возрасте познавательный потенциал ребенка при благоприятных условиях развивается и становится фундаментом для развития высших психических функций.
Обратите внимание! Важнейшим условием познания всех сфер психики ребенка является развитие в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Развитие познавательного интереса ФЭМП к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе
Развитие познавательного интереса ФЭМП к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе.
Рабочая программа кружка познавательного направления
Для изучения дополнительных материалов к основной программе познавательного развития в рамках учебно-воспитательного процесса организуется свободное объединение детей по общности интересов, которое называется кружком. Цели такой формы работы аналогичны тем, что определены для старшей группы и сконцентрированы вокруг развития умения самостоятельно находить интересующую информацию, формирования навыка пользоваться справочными материалами, а также полученным ранее опытом.
С ребятами подготовительной группы занятия кружка по познавательному развитию длительностью 30 минут проводятся 2 раза в месяц.
Кружковая работа по познавательному развитию направлена на практическое осмысление тем, например, с помощью опытов
Оформление познавательной зоны в детском саду
В младшей группе детский участок оформляется с учетом правил безопасности. При выполнении активных движений у малышей не хватает координации. Они могут упасть или бросить какой-нибудь рядом находящийся предмет. Чтобы познать окружающий мир, детям будут помогать игры с песком, глиной. Малышей можно приучить рисовать любимых персонажей.
Средний класс выбирает сюжетно-ролевые занятия. Ребята с развитой фантазией осуществляют различные игровые замыслы. Оформляя пространство, они используют интересные предметы, которые помогают в развитии сюжета игры.
Важно! Старшая группа требует особого внимания. В этом случае оформление зоны усложняется
Необходимо использовать различные предметы, которые способны различать дети в этом возрасте. Педагог всегда дополняет материал новыми предметами, например, одеждой.
Как оформляются детские участки