Проект «За здоровьем в детский сад»
Проект «За здоровьем в детский сад»Тип проекта: информационно-творческий.Вид проекта: групповой, семейный.Участники проекта: дети, родители, воспитатели, инструктор по физ. воспитанию, медсестра.Срок проекта: долгосрочный.Цель проекта:1) сохранение и укрепление здоровья детей, формирование потребностей поведенческих навыков здорового образа жизни;2) организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности;3) повысить эффективность здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.Задачи проекта:— дать знания о здоровье человека и способах его укрепления;— научить элементарным приемам сохранения здоровья;— формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста;— воспитание у детей желания заботиться о своем здоровье и здоровье своей семьи.План реализации проекта:1. Подготовительный этап.Цель: изучение возможностей и потребностей детей и родителей по формированию здорового образа жизни.Содержание этапа:— подбор художественной литературы для чтения детям;— планирование совместной работы со специалистами ДОУ: медсестрой, социологом, инструктором по физ. воспитанию;— подбор дидактического материала;— совместная работа с родителями по подготовке к проекту.2. Практический этап.Цель: создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.Формы работы с детьми:Беседа: «Как сохранить свое здоровье»Беседа: «Наши куклы – врачи»Беседа: «Знакомство с профессией врача»Беседа: «Что лежит в чемоданчике у Айболита»Беседа: «Как лечили Жирафчика»Беседа: «Чистота – залог здоровья»Беседа: «Машина для доктора Айболита»Беседа: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»Чтение художественной литературы:К. И. Чуковский «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Мойдодыр»А
Барто «Девочка-чумазая»Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»Сюжетно – ролевая игра «Больница»Экскурсия в медицинский кабинет.День здоровья.Игровой массаж: «Обширное умывание» («умывайка», «Массаж рук» («поиграем с ручками», «Точечный массаж», «Пальчиковая гимнастика», «Дыхательная гимнастика»(«поиграем с носиком», «Массаж волшебных точек ушей» («поиграем с ушками», «Массаж подошв» («поиграем с ножками»), «Босохождение».Подвижные игры.НОД:«Если хочешь быть здоров».Работа с родителями:Консультация: «Инфекционные заболевания»Консультация: «Прививка против гриппа»Консультация: «Закаливание ребенка»Консультация: «Профилактика простудных заболеваний»Консультация: «Здоровье детей – ценное достояние каждого цивилизованного общества»Консультация: «Спортивный уголок дома»Консультация: «Полезные привычки»Консультация: «Рациональное питание детей»Консультация: «Осторожно – грипп!»Памятка для родителей по формированию здорового образа у детей.Памятка для родителей: «Режим ребенка»Конкурс рисунков и плакатов «здоровый образ жизни»3. Заключительный этап.Цель: реализация проектной деятельности.Содержание этапа:— фотовыставка— рисунки родителей «Здоровый образ жизни»— коллаж (родители)— мониторинг (инструктор по физ
воспитанию)-антропометрические данные: рост, вес, группа здоровья (медсестра)
Проекты по здоровьесбережению в средней группе
Проектная деятельность является одним из вариантов реализации практического метода работы с детьми. Этот приём призван раскрывать творческий потенциал малышей, а также поощрять инициативу в работе, расширяя представления ребят по теме. Проекты могут быть двух видов:
- краткосрочные, не требующие много времени на подготовку, уточняющие тот или иной аспект изучаемой темы (рисунки, плакаты, буклеты и пр.);
- долгосрочные, предполагающие определённые этапы разработки.
Методика работы над долгосрочным проектом
Этот вид практической деятельности требует предварительного изучения теории вопроса. Поэтому разработка долгосрочного проекта происходит в три этапа:
подготовительный, на котором малыши получают знания по теме (например, работая над заданием, связанным с важностью закаливания, ребята слушали и обсуждали стихотворение С. Михалкова «Про мимозу»);
основной — реализация задумки проекта (в нашем примере это была инсценировка произведения С
Михалкова);
отчётный — составление презентации в виде буклета, фотогалереи по выполнению задания.
Пример составления паспорта проекта дан в разработке Шанцевой Т.Б.
Проекты по здоровьесбережению в средней группе
Проектная деятельность является одним из вариантов реализации практического метода работы с детьми. Этот приём призван раскрывать творческий потенциал малышей, а также поощрять инициативу в работе, расширяя представления ребят по теме. Проекты могут быть двух видов:
- краткосрочные, не требующие много времени на подготовку, уточняющие тот или иной аспект изучаемой темы (рисунки, плакаты, буклеты и пр.);
- долгосрочные, предполагающие определённые этапы разработки.
Фотогалерея: примеры краткосрочных проектов по ЗОЖ
Своих воспитанников я ограничивала: в рисунках, или схемах, не должно быть более 6 позиций
Проект моет выполняться с родителями
В процессе работы над этим проектом малыши уточняют свои представления о том, что такое витамины
Проект чаще всего выполняется совместно с родителями и воспитателем
Детям средней группы стоит чаще давать задание описывать такие схематичные рисунки
Методика работы над долгосрочным проектом
Этот вид практической деятельности требует предварительного изучения теории вопроса. Поэтому разработка долгосрочного проекта происходит в три этапа:
подготовительный, на котором малыши получают знания по теме (например, работая над заданием, связанным с важностью закаливания, ребята слушали и обсуждали стихотворение С. Михалкова «Про мимозу»);
основной — реализация задумки проекта (в нашем примере это была инсценировка произведения С
Михалкова);
отчётный — составление презентации в виде буклета, фотогалереи по выполнению задания.
Пример составления паспорта проекта дан в разработке Шанцевой Т.Б.
Суть здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ поФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
- закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
- повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
- проведение профилактической оздоровительной работы;
- ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
- мотивация детей на здоровый образ жизни;
- формирование полезных привычек;
- формирование валеологических навыков;
- формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
- физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
- валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
- валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
- здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Отчёт о летней оздоровительной работе в средней группе детского сада
Анализ занятий является неотъемлемой частью методической работы по реализации технологии здоровьесбережения. Подробнее об алгоритме его составления можно узнать .
Однако, кроме НОД, анализ проводится и для других видов образовательной деятельности по здоровьесбережению, в частности для отчёта о летней оздоровительной работе.
Алгоритм составления отчёта
Схема композиции отчёта включает освещение следующих аспектов работы:
- описание целей и задач летнего оздоровления;
- перечень форм взаимодействия (например, НОД, самостоятельная работа малышей, индивидуальная деятельность, взаимодействие с родителями, досуговые мероприятия);
- обзор используемых приёмов и средств в работе (например, игровые приёмы, варианты словесного взаимодействия с использованием игрушек, спортивного инвентаря);
- оценка эффективности выбранных приёмов и средств;
- краткий обзор проделанной работы по организации взаимодействия с родителями (мероприятия, привлечение к оформлению предметно-развивающей среды и пр.);
- презентация результатов практической деятельности малышей (инсценировки, выставки рисунков, буклетов и пр., представленные в виде фотоотчёта);
- выводы об общем состоянии здоровья малышей и оценка проведённой оздоровительной работы.
Отчёт о летней оздоровительной работе может быть более подробным, чуть менее детальным. «Золотой серединой» можно считать вариант, представленный здесь.
Летняя в апреле-мае оздоровительная деятельность предполагает повторение пройденного за год материала
Здоровьесбережение в средней группе разрабатывается всеми видами технологий, практикуемыми в детском саду для сохранения и укрепления здоровья малышей, а также для просвещения родителей. Методика организации образовательной деятельности в аспекте здоровьесбережения имеет ряд особенностей, связанных с содержанием работы, например, акцент на выполнение физических упражнений разных видов. При этом основной формой взаимодействия будет игра. Как и другие образовательные направления, здоровьесбережение требует проведения регулярного анализа эффективности работы, в том числе и составления отчёта по летнему оздоровлению ребят.
Отчёт о летней оздоровительной работе в средней группе детского сада
Анализ занятий является неотъемлемой частью методической работы по реализации технологии здоровьесбережения. Подробнее об алгоритме его составления можно узнать здесь.
Однако, кроме НОД, анализ проводится и для других видов образовательной деятельности по здоровьесбережению, в частности для отчёта о летней оздоровительной работе.
Алгоритм составления отчёта
Схема композиции отчёта включает освещение следующих аспектов работы:
- описание целей и задач летнего оздоровления;
- перечень форм взаимодействия (например, НОД, самостоятельная работа малышей, индивидуальная деятельность, взаимодействие с родителями, досуговые мероприятия);
- обзор используемых приёмов и средств в работе (например, игровые приёмы, варианты словесного взаимодействия с использованием игрушек, спортивного инвентаря);
- оценка эффективности выбранных приёмов и средств;
- краткий обзор проделанной работы по организации взаимодействия с родителями (мероприятия, привлечение к оформлению предметно-развивающей среды и пр.);
- презентация результатов практической деятельности малышей (инсценировки, выставки рисунков, буклетов и пр., представленные в виде фотоотчёта);
- выводы об общем состоянии здоровья малышей и оценка проведённой оздоровительной работы.
Отчёт о летней оздоровительной работе может быть более подробным, чуть менее детальным. «Золотой серединой» можно считать вариант, представленный здесь.
Летняя в апреле-мае оздоровительная деятельность предполагает повторение пройденного за год материала
Здоровьесбережение в средней группе разрабатывается всеми видами технологий, практикуемыми в детском саду для сохранения и укрепления здоровья малышей, а также для просвещения родителей. Методика организации образовательной деятельности в аспекте здоровьесбережения имеет ряд особенностей, связанных с содержанием работы, например, акцент на выполнение физических упражнений разных видов. При этом основной формой взаимодействия будет игра. Как и другие образовательные направления, здоровьесбережение требует проведения регулярного анализа эффективности работы, в том числе и составления отчёта по летнему оздоровлению ребят.
Проекты по здоровьесбережению в средней группе
Проектная деятельность является одним из вариантов реализации практического метода работы с детьми. Этот приём призван раскрывать творческий потенциал малышей, а также поощрять инициативу в работе, расширяя представления ребят по теме. Проекты могут быть двух видов:
- краткосрочные, не требующие много времени на подготовку, уточняющие тот или иной аспект изучаемой темы (рисунки, плакаты, буклеты и пр.);
- долгосрочные, предполагающие определённые этапы разработки.
Фотогалерея: примеры краткосрочных проектов по ЗОЖ
Своих воспитанников я ограничивала: в рисунках, или схемах, не должно быть более 6 позиций
Проект моет выполняться с родителями
В процессе работы над этим проектом малыши уточняют свои представления о том, что такое витамины
Проект чаще всего выполняется совместно с родителями и воспитателем
Детям средней группы стоит чаще давать задание описывать такие схематичные рисунки
Методика работы над долгосрочным проектом
Этот вид практической деятельности требует предварительного изучения теории вопроса. Поэтому разработка долгосрочного проекта происходит в три этапа:
подготовительный, на котором малыши получают знания по теме (например, работая над заданием, связанным с важностью закаливания, ребята слушали и обсуждали стихотворение С. Михалкова «Про мимозу»);
основной — реализация задумки проекта (в нашем примере это была инсценировка произведения С
Михалкова);
отчётный — составление презентации в виде буклета, фотогалереи по выполнению задания.
Пример составления паспорта проекта дан в разработке Шанцевой Т.Б.
Что такое «здоровьесберегающие технологии»
Осуществление мероприятий воспитательного, профилактического, оздоровительно-коррекционного характера в образовательном процессе через разные формы сотрудничества детей, родителей, педагогов и медиков, называется технологиями здоровьесбережения. Исходя из определения, можно сделать вывод о том, что данное понятие подразумевает все стороны формирования личности малыша: и физическое становление, и познавательное развитие, и поведенческую линию. Такой широкий спектр воздействия технологий здоровьесбережения на личность позволяет ставить следующие цели их реализации, единые в работе с детьми любого возраста:
- обеспечение безопасности жизни и здоровья малышей (так, например, в предметно-развивающих зонах не должно быть игрушек с острыми элементами или оборудования, несущего угрозу для детей);
- накопление представлений ребят о понятии «здоровье», его приоритетности как в собственной жизни, так и в жизни других людей;
- ознакомление и практическая реализация способов ведения ЗОЖ (здорового образа жизни), в том числе и посредством согласованного с родителями осуществления элементарных мер по закаливанию;
Гимнастика пробуждения также является одним из способов формирования правильного отношения к ЗОЖ
- воспитание навыков оказания первой медицинской помощи (в средней группе малыши осваивают меры оказания первой помощи при порезах, ссадинах).
Кроме того, здоровьесберегающие технологии систематизируют:
- график проведения диспансеризации;
- соблюдение режима движений, еды и питья;
- меры оказания психологической поддержки родителям малышей (педагоги обеспечивают семьи воспитанников материалами для раскрытия тех или иных теоретических вопросов, в том числе и, например, о том, как вводить закаливание дома).
Что касается конкретизации работы по тому или иному направлению здоровьесбережения, то это достигается делением технологий на виды, каждый из которых ставит свои задачи сохранения и укрепления здоровья.
Таблица: виды технологий здоровьесбережения и их задачи в средней группе
Название технологии | Суть понятия | Конкретные задачи для детей 4–5 лет |
Физкультурная оздоровительная | Отработка качественных показателей физического состояния (гибкости, выносливости, силы), а также работа, нацеленная на удовлетворение потребности малышей в движении. |
|
Профилактическая (медицинская) | Осуществление мер профилактического характера для укрепления и сохранения здоровья воспитанников. |
|
Социально-психологическая, реализуемая воспитателем в тесном контакте с психологом при помощи проведения тестов, а также на основе наблюдения за малышами. | Выбор методов и приёмов для обеспечения эмоционально комфортного состояния детей. |
|
Просветительская (валеологическая), нацеленная, прежде всего, на взаимодействие с семьями воспитанников. | Приобщение семей к ЗОЖ. |
|
Регулярный медицинский осмотр детей является важным элементом реализации профилактической технологии здоровьесбережения в детском саду
Задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду:
- Сохранение и укрепление детского здорoвья на основе комплексного и систематического использования доступных для ДОУ средств физического, психоэмоционального развития, организации двигательной активности на свежем воздухе.
- Создание оптимальных условий для развития, обучения, оздоровления дошкольников.
- Развитие физических качеств воспитанников.
- Контроль двигательной деятельности детей и становление их физической культуры.
- Обеспечение активной позиции воспитанников в процессе получения знаний о здоровом образе жизни и мотивация к знаниям, пропаганда здорового образа жизни.
- Снятие психоэмoционального напряжения и создание положительного эмоционального настрoя.
- Профилактика различных заболеваний, нарушений опорно – двигательного аппарата, формирование правильной здоровой осанки.
- Воспитание привычки повседневной физической активности и навыков гигиены.
- Конструктивное партнерство педагогического коллектива, семьи и самих дошкольников в укреплении их здоровья, физической культуры и развития творческого потенциала.
Слайды и текст этой презентации
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2 « Родничок»
«Современные здоровьесберегающие технологии»
Воспитатели
Шуляк Гульсара Сангалиевна
« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).
Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие образовательные
технологии
технологии обеспечения гигиенически оптимальных условий проведения воспитательно-образовательного процессатехнологии правильной организации воспитательно-образовательного процессапсихолого-педагогические технологии
Задачи здоровьесбережения
создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детейсохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения
Формы организации здоровьесберегающей работы
Физкультурное занятие
занятия проводятся в соответствии с программой, перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
Самостоятельная деятельность детей
Подвижные и спортивные игры
подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В детском саду используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация
Гимнастика после сна
Гимнастика бодрящая, закаливание
форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по дорожкам «здоровья», лёгкий бег из группы в спортзал с разницей температуры в помещениях и другие.
Гимнастика бодрящая, закаливание
лёгкий бег из группы в спортзал с разницей температуры в помещениях и другие.
Гимнастика пальчиковая
рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводиться в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика дыхательная
проводится в проветриваемом помещении, педагог даёт детям инструкции об обязательной гигиене полости носа
Гимнастика для глаз
рекомендуется использовать наглядный материал (ориентиры), показ педагога.
Занятия из серии «Здоровье»
могут быть включены в НОД к качестве познавательного характера
Здоровое питание
Самомассаж
Точечный самомассаж
Сказкотерапия
используется для психо-терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.
Работа с родителями
Мы стремимся к полной реализации, в жизни каждого ребенка, трех моментов:
достаточной индивидуальной умственной нагрузки обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений полное удовлетворение потребности в движении
Спасибо за внимание!
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду:
- Медико – профилактические технологии. Направлены на сохранение и укрепление детского здоровья под контролем медицинских работников детского сада в соответствии с медицинскими нормативными документами (мониторинг здоровья и физического развития воспитанников, прививки, организация и контроль качества питания, профилактические мероприятия, витаминизация, организация здоровьесберегающей среды и др.).
- Физкультурно – оздоровительные технологии. Направлены непосредственно на укрепление здоровья и физическое развитие дошкольников. Реализуются воспитателями и специалистами по физической культуре (развитие физической культуры и двигательной активности детей, организация закаливания, фитотерапия, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, организация занятий по плаванию в бассейне, массаж, дыхательная гимнастика и др.).
- Технологии обеспечения социально – психологического благополучия детей. Направлены на создание эмоционального комфорта и позитивного настроения воспитанников в процессе взаимодействия со сверстниками и воспитателями в детском саду и в кругу семьи. Реализуются как воспитателем, так и штатным психологом ДОУ.
- Технологии здоровьесбережения педагогов. Направлены на укрепление культуры здоровья педагогического состава ДОУ, формирование потребности здорового образа жизни.
- Технологии валеологического просвещения родителей. Направлены на обеспечение непрерывного валеологического информирования и образованности родителей.
- Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ. Направлены на воспитание у детей культуры здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на здоровый образ жизни. Имеют целью не только сохранить и преумножить здоровье ребенка, но и научить заботиться о своем здоровье самому, закрепить навыки гигиены и физической активности. Этот вид здоровьесберегающих технологий является одним из важнейших, так как не только закладывает у воспитанников устойчивую мотивацию к физической культуре, но и обеспечивает багажом навыков, прививает интерес к гигиене, трудолюбию и спортивным традициям. Стоит рассмотреть их подробнее.
Здоровьесберегающие образовательные технологиив детском саду
Все чаще педагоги, педиатры, валеологи уделяют внимание именно здоровьесберегающим образовательным технологиям в ДОУ как подвиду здоровьесберегающих технологий, понимая под этим не просто комплекс средств и методик охраны здоровья в системе образования, а технологии мотивации и перспективного обучения детей здоровому образу жизни. Они могут быть разными: