Русские народные сказки, детские рассказы, сказки мира, стихотворения, загадки!

Язык и стиль

Приемы, которыми пользуется автор, характерны для сказочных сюжетов. В сказках часто числу три придается особое значение. Пушкин также использует троекратное повторение (в третий раз забросил он невод — пришел невод с золотою рыбкой). Связь с фольклором подчеркивается и использованием народных пословиц и поговорок, простонародных выражений. Например: старик, обращаясь к старухе говорит: «Что ты, баба, белены объелась?» Или, наоборот, люди смеются над стариком и говорят ему «Не садися не в свои сани». Старуха, разговаривая со стариком, называет его: «дурачина ты, простофиля».

Сказка написана в стихах образным, легким для восприятия языком. В стихах этой сказки нет рифмы, но, как и в народной поэзии, есть ритм и поэтические обороты, поэтому отсутствие рифмы совсем не заметно. Поэтический ритм образован равным количеством ударных слогов в каждой строчке, их здесь ровно четыре, не больше и не меньше. Фразы из текста легко воспринимаются, несмотря не некоторые непривычные современному читателю выражения.

Сергей Есенин — красивые стихи о жизни, душе и любви

Поэзия великого русского поэта Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Стихи Есенина о смысле жизни, беспокойной, ищущей опоры душе или любви к женщине  трогают своей пронзительностью поклонников поэта и любителей поэзии.

Думы

Думы печальные, думы глубокие, Горькие думы, думы тяжелые, Думы, от счастия вечно далекие, Спутники жизни моей невеселые!

Думы — родители звуков мучения, Думы несчастные, думы холодные, Думы — источники слез огорчения, Вольные думы, думы свободные!

Что вы терзаете грудь истомлённую, Что заграждаете путь вы мне мой?.. Что возбуждаете силу сломлённую Вновь на борьбу с непроглядною тьмой?

Не поддержать вам костра догоревшего, Искры потухшие… Поздно, бесплодные. Не исцелить сердца вам наболевшего, Думы больные, без жизни, холодные!

***

Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.

Звезды

Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные! Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие!

Ты ушла и ко мне не вернешься…

Ты ушла и ко мне не вернешься, Позабыла ты мой уголок И теперь ты другому смеешься, Укрываясь в белый платок.

Мне тоскливо, и скучно, и жалко, Неуютно камин мой горит, Но измятая в книжке фиалка Все о счастье былом говорит.

Поделиться статьей с друзьями!

33
Поделились

Ответы к стр. 10 — 11

1. Соответствие


Какими были старик и старуха? Укажи ⇒
.

мудрые


добрые
старик и старуха ⇒

трудолюбивые

скромные

2. Сравнение

Сравните зачин сказки в учебнике и в тетради. Почему его можно записать как стихотворение? Рифмуются ли строки? Подчеркните рифмы.

На ровном месте, как на бороне

,
от всех дорог в стороне

глухой деревушке

жили-были старик со старухой
.

3. Точное слово


Найдите описание Лесного Деда и запишите.

Был этот Дед в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.

4. Поиск

О чём попросил старика Лесной Дед? Подчеркните.

Пошёл старик в лес. Приглядел он хорошее деревцо. Только замахнулся топором — а из чащи Лесной Дед выходит. Был этот Дед в мохнатые ветки одет в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.
— Не трогай
, — говорит, — старичок, моих деревьев
, ведь они все живые, тоже жить хотят. Лучше попроси у меня, чего тебе надобно, — всё тебе дам
.

5

. Соответствие

Из раздела «Пословицы» выберите те, которые подходят к сказке «Самое дорогое». Запишите.

Труд кормит, а лень портит.
Рощи да леса — всему краю краса.
Мало хотеть, надо уметь.
Птице крылья, человеку разум.

6

. Поиск

Кроссворд
«Самые дорогие вещи стариков»

Читать русские народные сказки.

Морской царь и Василиса Премудрая Сказка о молодильных яблоках и живой воде Колобок Репка Медведь и лиса Кот и лиса Лиса и козел Коза — дереза Нет козы с орехами Звери в яме Терем мышки Зимовье зверей Кот — серый лоб, козел да баран Хитрый козел Овца, лиса и волк Волк и коза Медведь и собака Заяц — хваста Зайцы и лягушки Байка про тетерева Журавль и цапля Ворона и рак Сказка о рыбаке и рыбке Лиса и заяц Лиса и журавль Лиса — исповедница Как лиса училась летать Лиса и кувшин Лиса и рак Петушок — золотой гребешок Думы Лиса и тетерев Лиса и дрозд Бобовое зернышко Кочеток и курочка Пузырь, соломинка и лапоть Старик и волк Мужик и медведь Медведь — липовая нога Маша и медведь Снегурушка и лиса Кузьма Скоробогатый Гуси — лебеди Терешечка Морозко Лутонюшка Глупый жених Как дела в Ростове? Кашица из топора Хорошо, да худо Хлыст и Подлыгало Марья Моревна Сивка-бурка Сестрица Аленушка и братец Иванушка Дочь и падчерица Хаврошечка Мальчик с пальчик Лев, щука и человек Петушок — золотой гребешок Война грибов Мизгирь О щуке зубастой Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове О Ваське-Муське Глиняный парень Как старуха нашла лапоть Яичко Скатерть, баранчик и сума Чивы, чивы, чивычок Кривая уточка Чернушка Девушка в колодце Козел Иван-царевич и серый волк Беззаботная жена Брат и сестра Горшок Шемякин суд На суде Финист — ясный сокол Царевна — лягушка Иванушко — дурачок Иванушка и домовой За дурной головой — ногам работа Заяц Завещание Жена — спорщица Неумелая жена Беспамятный зять Белая уточка Солнце, Месяц и Ворон Воронович Притворная болезнь Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что Арысь — поле Рифмы Привычки Солдат и чёрт Солдатская школа Как Иван-дурак дверь стерег Солдат и пельмени Разговор

Устаревшие слова в сказке (архаизмы)

В тексте есть старинные слова, требующие особого объяснения.

Невод — рыболовная сеть, которая забрасывается вручную с берега или с лодки.

Простофиля — глупый, недалёкий человек.

Корысть — материальная выгода.

Светёлка — светлая комната, которая обычно располагалась в верхней части дома

Тесовые ворота — сбитые из тонких (обтёсанных) досок.

В описании нарядов старухи, когда она стала дворянкой, используются слова : «дорогая соболья душегрейка, парчовая на маковке кичка».

Душегрейка — старинная женская верхняя одежда без рукавов, типа теплой жилетки.

Кичка — старинный головной убор, который носили замужние женщины.

Парча — дорогая ткань, т.е. парчовая кичка – головной убор солидной дамы.

Старуха, став дворянкой и обзаведясь слугами, «бьет их, за чупрун таскает».

Чупрун — прядь волос, спадающая на лоб.

Белена — ядовитое сорняковое растение. В народе называют дурь-травой. Употребление в пищу вызывает отравление и галлюцинации.

Толкать взашей — грубо выгнать, буквально — вытолкать в шею.

Подписи к слайдам:

Русская народная сказка «Самое дорогое» 3 класс

За лесом за еловым, под солнышком под веселым в маленькой деревушке жили-были старик со старушкой. Старик ивовые прутья резал. корзины плел, старуха шерсть пряла, чулки да рукавицы вязала.

Как-то раз случилась беда: сломалась у старухи прялка, а у ножа, которым старик прутья резал, ручка треснула. Вот и говорит старуха: — Сходи-ка ты, дед, в лес, выруби деревце. Сделаем новую прялку и ручку к ножу.

Ладно, бабка, схожу, — ответил старик. Собрался и пошел в лес. Приходит старик в лес. Выбрал подходящее деревце. Но только он топором замахнулся — так на месте и замер: батюшки, да это кто же такой?!

Выходит из чащи Лесной Дед. Был это Дед в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелеными горят. — Не трогай, старичок, моих деревьев, — говорит Лесной Дед, — ведь все они живые, тоже жить хотят. Лучше попроси у меня, что тебе надобно, все тебе дам.

Удивился наш старик. Не знает, что и сказать. но спорить не стал. Подумал и говорит: — Хорошо, только погоди, я должен домой сходить, со старухой посоветоваться. — Ладно, — отвечает Лесной Дед, — иди, посоветуйся, а завтра опять на это место приходи.

Прибегает старик домой. Встречает его старуха: — Что же ты, старый, зачем в лес ходил? Даже и деревца не вырубил? А старик смеется: — Не серчай, бабка! Идем в избу. Послушай-ка, что со мною было!

Вошли они в избу, уселись на лавку, старик и принялся рассказывать, как вышел к нему из чащи Лесной Дед и что было потом. — Вот теперь и подумаем, чего у Лесного Деда просить будем, — старик говорит. — Хочешь, бабка, попросим у него много-много денег? Он даст. Он ведь лесной хозяин, все клады, в лесу зарытые, знает.

Что ты, старый! На что нам много-много денег? Нам их прятать негде. Да и боятся будем, что их ночью воры утащат. Нет, дед, не надо нам чужих денег. Нам и своих хватит. — Ну хочешь, — старик говорит, — попросим большое-пребольшое стадо коров и овец? Будем их на луговине пасти.

А может попросить у Лесного Деда тысячу курочек? — старик спрашивает. — Ну куда нам с тобой тысячу курочек? Чем мы их кормить станем? Что с ними делать будем? Есть у нас три курочки-хохлатки, есть Петя-петушок, нам и довольно.

А хочешь, бабка, я тебе у Лесного Деда пятьсот новых сарафанов выпрошу? — старик говорит. — Опомнись, дед! Да когда же я их носить-то стану? Да как я их стирать-то буду? И подумать страшно! Не надо мне новых сарафанов, мне и моих трех старых хватит.

Вздохнул старик: — Ой, баба, беда мне с тобой! Ничего-то ты не хочешь. — Ох, дед, да и мне с тобой-то горюшко. чего только не навыдумывал! -Ну, ладно, — старик говорит, — Утро вечера мудренее. Авось чего-нибудь надумаем.

Легли они спать, а утром старик веселый встает: — Я, — говорит, -бабка, знаю, чего у Лесного Деда просить надо! Оделся и пошел в лес.

Приходит он на знакомую полянку — а навстречу ему Лесной Дед, в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелеными горят.

Ну как, — говорит, — надумал ты, старичок, чего тебе у меня просит надобно? — Надумал. — отвечает старик, — не надо нам не богатства. ни скота, ни другого добра ненужного. Не это на свете самое дорогое!

Так чего же ты хочешь? — Лесной Дед спрашивает. А старик и отвечает: — Вот ты так сделай, чтобы наш ножик да прялка никогда не ломались, да чтобы руки у нас всегда здоровыми были; тогда, все что нам нужно, мы с бабкой сами заработаем.

Хорошо, ты, старичок, придумал, — Лесной Дед говорит, — пусть будет по-твоему. Договорились они, распрощались, и пошел наш старик домой

И зажили они со старухой по-прежнему: старик корзины плетет, старуха шерсть прядет, чулки да рукавица вяжет… Работают оба. Тем и кормятся. Все, что нужно, есть у них. И хорошо живут, счастливо!

Какие темы поднимает

В сказочном сюжете Пушкин обращается к нравственным и социальным темам. Он описывает человеческие пороки и свойства характера, которые мешают человеку в жизни. Через сказку автор выводит читателя на размышления о жизненных ценностях.

Жадность и корысть

Жадность — порок, обличаемый во многих сказочных и литературных сюжетах. В сказке о «Рыбаке и рыбке» тема жадности — центральная. Повествуя о злоключениях героев, автор показывает, что жадность до добра не доводит.

Высокомерие и эгоизм

Пагубные стороны эгоизма и высокомерия также воплощены в образе старухи. Она прожила со своим мужем больше 30 лет, а, значит, это самый близкий для неё человек, но даже его она ни в грош не ставит, смотрит с высока, бранит и использует в своих целях. Золотая рыбка для неё не морская волшебница, а прислужница, исполняющая все её желания.

Слабохарактерность

Даже если человек добр и милосерден, но безволен, не способен проявить характер, он будет выглядеть жалким в глазах окружающих. Старик добрый и нежадный человек, но не может противостоять сварливой жене. Уступая зарвавшейся бабе, не пытаясь даже приструнить ее, он потакает пороку супруги, и в этом его вина.

Чувство меры

Свои желания нужно умерять, старуха оказывается безмерно жадна и эгоистична, старик выступает её антиподом, он чрезмерно услужлив и мягкотел. И то, и другое — одинаково плохо

Важно найти золотую середину. Человек должен уважать себя так же, как и окружающих, не позволять собой манипулировать, иметь стержень, но не переходить грань, не становиться высокомерным эгоистом, смотрящим на всех окружающих, как на слуг

Проблематика

В сказке отражены социальные проблемы, в частности — семейные. На примере старика и старухи показана нездоровая модель семьи: отношения супругов сложились не по правилам.

Мужчина по традиции и по справедливости должен быть главой семьи. Его долг не только быть защитником для жены, но и отвечать за ее поведение, удерживать от легкомысленных желаний и поступков, на которые толкает женщин повышенная эмоциональность. В сказке же мы видим мужчину-подкаблучника, который оказывается во власти женского своенравия и ничего не может поделать со скверным характером своей супруги. Он все терпит и исполняет её желания. В жизни такое нередко случается.

Также в сказке звучит проблема «черни». Старуха, которая «из грязи в князи», становится лишь непомерно кичливой, ни благородства, ни воспитания она не обрела. Слуги ничуть не лучше: раболепствуют, угодничают перед ней, богатой и наделенной властью, а над стариком издеваются и смеются. Пушкин изобразил знать и низшее сословие, объединенное невежеством, грубостью и подлостью. Автор не придавал значения сословной принадлежности, он хорошо знал, что такое светская чернь.

Православное объяснение Сказки о рыбаке и рыбке. Монах Константин Сабельников

Старик (ум) со старухой (сердцем) жили у моря 33 года. Это означает, что человек прожил сознательную жизнь (жил умом и сердцем) и стал готов к тому, чтобы поверить в Господа Иисуса Христа, Который в возрасте 33-х лет умер и воскрес.
Старуха пряла пряжу — в этой жизни каждый человек своими мыслями, словами и делами создает себе нравственное состояние души, которое будет ее одеждой в вечности.
Старик ловил рыбу — каждый человек ищет себе блага в земной жизни.

Однажды он сначала вытащил невод с тиной и травой, а затем с золотой рыбкой — однажды человек понимает временность временной жизни, а это помогает ему поверить в вечность и в Бога.

Рыба — древний символ Христа, а золото — символ благодати. Рыбка попросила отпустить ее, хотя в этом не нуждалась, потому что имела власть даже над судьбами людей — Господь призывает человека проявить милосердие к кому-то, а оно более всего приближает к Богу, открывает сердце для веры в Него.

Старуха заставила старика прежде всего попросить корыто — человек, придя к вере, начинает духовную жизнь с очищения своей совести от грехов. Ап. Петр сказал уверовавшим иудеям: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…» (Деян. 2:38). Неверующие люди не имеют таких средств и не знают, как можно облегчить совесть.

Старуха ругает старика и называет его «дурачиной», потому что человек действует по велению сердца и, как сказал Ларошфуко, ум всегда в дураках у сердца. Когда старик пошел просить корыто, море разыгралось — потому что Богу неугодно, когда человек, уверовавший в Него, хочет не служить Ему, а использовать Его для своих личных целей, пусть даже и благих.

Получив новое корыто, старуха не поблагодарила рыбку, а послала старика с другой просьбой — верующие редко искренно благодарят Бога за то, что Он дает возможность очиститься от грехов в таинстве Исповеди. Начав церковную жизнь, они, как правило, начинают просить у Бога здоровья и благополучия в семье и на работе (новую избу).

Затем старуха потребовала быть дворянкой и царицей — человек начинает просить у Бога того, что служит к удовлетворению тщеславия и гордости (в данном случае властолюбия). Господь иногда попускает человеку получать просимое, чтобы, получая, он возрос в вере в Бога, а затем, познав свои страсти, стал бороться с ними и ради Бога отказался от того, что питает их.

Когда старуха стала дворянкой, она стала бить слуг, потому что когда человек получает честь и славу и питает ими свое тщеславие, его сердце ожесточается по отношению к людям. Она ударила старика, который пытался спорить с ней — потому что когда страсть тщеславия усиливается, она сильнее подчиняет себе ум человека.

Старуха потребовала стать царицей — от желания славы человек переходит к желанию власти. Старуха потребовала власти над золотой рыбкой — авва Дорофей говорит, что гордость перед людьми приводит к гордости перед Богом.
Старик не смог понять, что главной его проблемой был характер бабки. Он должен был просить золотую рыбку изменить старуху, но он только жаловался на нее.

Так и человек должен понять умом, что главная его проблема — это страсти сердца, и, придя к вере, он не просто должен исповедоваться в своих грехах (жаловаться на старуху), а просить у Бога изменить свое сердце.

В сказке показано, что происходит с людьми, которые пытаются с помощью Божией изменить свою жизнь, но не себя. Сначала у них действительно улучшается жизнь, но потом они служат не Богу, а своим страстям, хотя сами они этого не замечают. Если человек не борется со страстями, то они борют его. Господь сказал: «кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Авва Дорофей сказал, что в духовной жизни человек не может стоять на месте, он становится или хуже, или лучше.

Третьего не дано. Из-за гордости человек остается у разбитого корыта. Со временем он все равно теряет земные блага: с уходом на пенсию или из-за болезни теряет должность, влияние на людей. Потеряв эти блага, он понимает, что, получив на время в этой жизни многое, он не получил самое главное — он не стал другим.

Самое дорогое — поучительная сказка на ночь для детей

 
Жили-были в старой избушке старик со своей старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт, а старуха лён ткёт. Тем и кормятся.
Вот сидят они, трудятся:
— Ох, дед, трудно нам стало работать: у меня прялка сломалась!
— Да-да, а у меня гляди-ка, ручка у ножа треснула, едва держится.
— Сходи-ка ты в лес, старик, выруби деревце, сделаем новую прялку да ручку к ножу.
— И то верно, пойду.
Пошёл старик в лес. Приглядел он хорошее деревце. Только замахнулся он топором, а из чащи Лесной Дед выходит. В мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.
— Не трогай, — говорит, — моих деревьев: ведь они все живые, тоже жить хотят. Лучше попроси у меня, чего тебе надобно, — всё дам.
Удивился старик, обрадовался. Пошёл домой со старухой посоветоваться. Сели они рядком перед избой на лавочку. Старик и спрашивает:
— Ну, старуха, чего мы у Лесного Деда просить будем? Хочешь — много-много денег попросим? Он даст.
— А на что нам, старик? Нам их и прятать негде. Нет, старик, не надо нам денег!
— Ну, хочешь, попросим большое-пребольшое стадо коров и овец?
— А на что нам, старик? Нам с ним и не управиться будет. Есть у нас коровушка — молоко даёт, есть шесть овечек — шерсть дают. На что нам больше? Не надо!
— А может быть, старуха, мы у Лесного Деда тысячу курочек попросим?
— Да что ты, старик, чего выдумал? Чем же мы их кормить станем? Что с ними делать будем? Есть у нас три курочки-хохлатки, есть Петя-петушок — нам и довольно.
Думали, думали старик со старухой — ничего придумать не могут: всё, что нужно, у них есть, а чего нет, то они своими трудами всегда заработать могут. Встал старик с лавки и говорит:
— Я, старуха, придумал, чего у Лесного Деда просить надо!
Пошёл он в лес. А навстречу ему Лесной Дед, в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.
— Ну как, мужичок, надумал, чего тебе надобно?
— Надумал, — старик говорит. — Сделай так, чтобы наша прялка да ножик никогда не ломались да чтобы руки у нас всегда здоровыми были. Тогда мы всё, что нам нужно, сами себе заработаем.
— Будь по-вашему, — Лесной Дед отвечает.
И живут-поживают с тех пор старик со старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт, старуха шерсть прядёт, рукавицы вяжет.
Тем и кормятся.
И хорошо живут, счастливо!
 


Другие поучительные сказки на ночьКороткие сказки на ночьЕще больше коротких сказки на ночь

Сказка Самое дорогое читать

Душа в душу жили старик со старухой. Хоть и старая была у них изба, жили – не тужили. Баба пряла пряжу, дед мастерил корзинки. Своим трудом они на кусок хлеба зарабатывали и судьбу благодарили. Однажды у бабы поломалась прялка, а у деда нож. Старик пошел в лес, чтобы срубить деревце: нужно починить себе нож, а бабушке прялку. Увидел Лесной Дед, покровитель леса, что старик рубит дерево и начал просить старика: «Не руби дерево, оно живое, проси все, что ни пожелаешь. Задумался дед. Пошел домой, чтобы с бабкой посоветоваться. Сели старички и думают, что им попросить: денег, коров, овец, курочек? Долго они думали. Все, что им нужно, у них есть – одеты, обуты, сыты. Попросили у Лесного Деда здоровья, а еще попросили, чтобы никогда не ломались прялка и нож, которыми они на хлеб зарабатывают. Выполнил волшебник их желания. И живут старички счастливо – горя не знают. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Место и время действия

Как и в народных сказках, в которых часто нет указания времени и места действия, (в тридевятом царстве, во времена оны), у А. С. Пушкина нет четкого обозначения, где и когда происходят события сказки. Но кое-что можно понять из контекста.

Старик со старухой живут у моря в небогатом селении, они являются «черными крестьянами». Старуха хочет стать столбовой, т.е. потомственной, дворянкой, чей титул передается по наследству. У нее появились крепостные слуги. Значит, события происходят в период существования крепостничества на Руси.

«Черными» или «черносошными» крестьянами, которыми были старик со старухой в начале повествования, называли вольных людей, относящихся к непривилегированному крестьянскому сословию. В отличие от крепостных, они не состояли в личной зависимости, крепостные же фактически были собственностью дворян-землевладельцев.

Крепостное право на Руси формировалось постепенно, ключевым моментом в окончательном закрепощении крестьян считается Соборное уложение 1649 года.

Выход к морю Россия получает лишь при Петре I в конце XVII – начале XVIII века, поэтому можно предположить, что дело происходит приблизительно в XVIII – начале XIX века.

Лихо одноглазое

Однажды простому русскому кузнецу захотелось увидеть лихо. Настолько хорошо и спокойно ему жилось, что пошёл он это лихо искать лично. По дороге встретил портного. Оказалось, что портной тоже лиха никогда не видел. Пошли они вместе. Ближе к ночи заплутали в густой чаще. Вдруг увидели избушку, в которой горел свет. Зашли, и дверь за ними захлопнулась. Вышла высокая старуха, худощавая и жутко уродливая, с одним глазом. Вот оно — лихо. Схватила портного, зарубила его топором и кинула в печь. Отужинав несчастным, она начала разглядывать кузнеца. Мужик смекнул, что спасаться ему надо, и предложил старухе выковать ей второй глаз. Для верности привязал её к стулу, чтобы во время работы старуха не дёргалась. После того, как всё было готово, а лихо привязана, кузнец взял шило и приставил его к здоровому глазу, после чего размахнулся и ударил молотом. Старуха взвизгнула, порвала верёвки, но мужик уже выбежал из избы.

Бежал мужик долго, вдруг увидел торчащий в пне красивый топор с золотой рукояткой. Захотел он его взять себе, схватился, а отпустить не может. Из чащи начали доноситься звуки приближающегося лиха, вот оно уже и на поляне появилось. Достал кузнец из кармана ножик и отрезал себе руку. В деревне потом всем рассказывал, что у него лихо руку отняло, а товарища его и вовсе съело.

Душевные стихи о любви, трогательные до слез

***

Друг друга быстро обгоняя, Бегут слезинки по щеке… Не плачь, любимая, родная, Прижавшись тихо в уголке.

Клянусь тебе, что не обижу Ни взглядом и ни словом я! Поверь, родная, вот увидишь, Не плачь, любимая моя…

Всегда беречь, лелеять буду Тебя, мне данную судьбой, Нигде в разлуке не забуду Любимый, нежный образ твой!

Давай, я вытру слёзы эти, Прижму тебя к своей груди… Разлуку эту не заметишь, Ты вот увидишь, только жди…

Розалия Мартысь

***

На свиданье дeвушка cпешила В туфляx на выcоких каблукаx, И в толпе cлучайнo зацeпила Шедшегo навcтречу cтарика.

Обepнулаcь: “Дeдушка, пpoститe!” Oн пoднял уcтавшиe глаза: “Mилая, куда ж вы так спeшитe?” “Ждут мeня, oпаздывать нельзя”.

“Xoрошо, кoгда вас где-то ждут, И вcтpечают c pадостью на лицах, А мoя любовь нашла пpиют Там, куда мoгу не тoрoпиться.”

Девушка взглянула на букет, И в глазаx застыло coжаленье … Он пpодолжил : “Bот уже ceмь лeт Ей нoшу ромашки в день poждeнья.

Их oна oсoбеннo любила, B вoлоcы вплeтала и в вeнок. Даже в день знакoмcтва, помню, былo Платьишко на нeй в такой цвeтoк.

Mнoгo лет мы были с ней жeнаты, Но не гаc любви волшебнoй пыл. С пeрвoй встpeчи до поcлeдней даты, Я всю жизнь eё бoготворил.”

Улыбнулcя, крeпче cжал букет, И пoшёл тихoнькo к ocтанoвке… A она смoтрела ему вcлед, Cлoвнo вниз летeла бeз cтpаxовки…

… Он там ждёт за cтoликoм в кафe, Злитcя, вeдь у них вcегo лишь вeчep … Галoчкoй помeченный в графe Meжду тренингом и важнoй встрeчей.

Да, он изначальнo не cкрывал, Kтo такой, какoй машиной “pулит”. Пoсле вcтpеч такcи eй вызывал, А она надeялась, чтo любит …

Ухмыльнувшиcь, сбрocила звонoк, Нoмеp удалила в неизвeстноcть. Знала вcё, чтo он отвeтить мoг, Толькo бoльшe eй неинтepесно.

Нужен тoт, кто будeт пoнимать, И любить, и чувcтвом дорожить. Нужен дoм, в котоpoм будут ждать … И букет ромашек …oт души.

Марина Яныкина

***

Последняя любовь — как наважденье, Как колдовство, как порча, как дурман, Последний шанс на страсть и обновленье, Прощальный утешительный обман…

В какие годы сердце горше плачет? Увы, конечно, на исходе дней… Любовь — загадка, как она дурачит — Не хватит жизни разобраться в ней…

Последняя любовь — нежданный случай, Судьба шальная нас с тобой свела. Всю жизнь я был какой-то невезучий.. А ты меня ждала, ждала, ждала..

Жизнь куролесит наворот событий, Сжимает сердце, голова пьяна, И множество незнаемых открытий Мне дарит обретенная страна…

Последняя любовь — как завещанье, Прозрение, прощенье и прощанье…

Эльдар Рязанов

***

Всё в жизни происходит не с проста. Одних бросают. Без других не могут. И создаётся в жизни суета: К гадалке кто идёт… Кто в церковь, к Богу…

Здесь не известно, прав кто, виноват. Расстались если — смысл догоняться? Да, тяжело… Глаза от слёз болят… И хочется по полной расквитаться…

Какой абсурд! Назад не возвратить. И местью ничего тут не исправить. Сумейте выжить, чтобы дальше жить- Судьба сама всё по местам расставит…

Не надо вслед проклятья посылать- Зачем до унижений опускаться? Честнее будет счастья пожелать, И по людски, по взрослому расстаться…

Но дать понять, что больше никогда Не примите назад, коль не сложилось. Бывает, не уходят никуда- У многих не расстаться получилось!

Всё в жизни происходит не с проста… И многое в сравненьи познаётся. Чтоб не коснулась жизни суета С судьбою не играйте — воздаётся!

Галина Нижник

Ответы к стр. 10 — 11

1. Соответствие


Какими были старик и старуха? Укажи ⇒
.

мудрые


добрые
старик и старуха ⇒

трудолюбивые

скромные

2. Сравнение

Сравните зачин сказки в учебнике и в тетради. Почему его можно записать как стихотворение? Рифмуются ли строки? Подчеркните рифмы.

На ровном месте, как на бороне

,
от всех дорог в стороне

глухой деревушке

жили-были старик со старухой
.

3. Точное слово


Найдите описание Лесного Деда и запишите.

Был этот Дед в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.

4. Поиск

О чём попросил старика Лесной Дед? Подчеркните.

Пошёл старик в лес. Приглядел он хорошее деревцо. Только замахнулся топором — а из чащи Лесной Дед выходит. Был этот Дед в мохнатые ветки одет в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.
— Не трогай
, — говорит, — старичок, моих деревьев
, ведь они все живые, тоже жить хотят. Лучше попроси у меня, чего тебе надобно, — всё тебе дам
.

5

. Соответствие

Из раздела «Пословицы» выберите те, которые подходят к сказке «Самое дорогое». Запишите.

Труд кормит, а лень портит.
Рощи да леса — всему краю краса.
Мало хотеть, надо уметь.
Птице крылья, человеку разум.

6

. Поиск

Кроссворд
«Самые дорогие вещи стариков»

Совместимость Водолей (женщина) — Весы (мужчина)

К чему снится шуба во сне?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: