Загадки про геометрические фигуры
Загадки про геометрические фигуры с ответами для детей.
Загадки про круг
Загадки про круг с ответами для детей.
Загадка №61
Прикатилось колесо,Ведь похожее оно,Как наглядная натураЛишь на круглую фигуру.Догадался, милый друг?Ну, конечно, это …
(Ответ: Круг)
***
Загадка №62
Ни угла, ни стороны,А родня – одни блины.
(Ответ: Круг)
***
Загадки про овал
Загадки про овал с ответами для детей.
Загадка №63
Он похожий на яйцоИли на твое лицо.Вот такая есть окружность —Очень странная наружность:Круг приплюснутым стал.Получился вдруг…
(Ответ: Овал)
***
Загадка №64
Если взял бы я окружность,С двух сторон немного сжал,Отвечайте дети дружно –Получился бы …
(Ответ: Овал)
***
Загадки про треугольник
Загадки про треугольник с ответами для детей.
Загадка №65
Три вершины,Три угла,Три сторонки – Кто же я?
(Ответ: Треугольник)
***
Загадка №66
Три угла, три стороны.Могут разной быть длины.Если стукнешь по углам,То скорей подскочишь сам!
(Ответ: Треугольник)
***
Загадка №67
Три вершины тут видны,Три угла, три стороны, –Ну, пожалуй, и довольно! –Что ты видишь? – …
(Ответ: Треугольник)
***
Загадки про квадрат
Загадки про квадрат с ответами для детей.
Загадка №68
Четыре угла и четыре сторонки,Похожи точно родные сестренки.В ворота его не закатишь, как мяч,И он за тобою не пустится вскачь.Фигура знакома для многих ребят.Его вы узнали? Ведь это …
(Ответ: Квадрат)
***
Загадка №69
Он давно знакомый мой,Каждый угол в нем прямой,Все четыре стороныОдинаковой длины.Вам его представить рад.А зовут его…
(Ответ: Квадрат)
***
Загадка №70
Не овал я и не круг,Треугольнику не друг.Прямоугольнику я брат,А зовут меня …
(Ответ: Квадрат)
***
Загадки про прямоугольник
Загадки про прямоугольник с ответами для детей.
Загадка №71
Вы подумайте, скажите …Только помнить вы должны:Стороны фигуры этойПротивоположные равны.
(Ответ: Прямоугольник)
***
Загадка №72
Два квадрата-близнеца –Половинки их отца.Сторонами приложи,Имя их отца скажи.
(Ответ: Прямоугольник)
***
Загадка №73
Обведи кирпич мелкомНа асфальте целиком,И получится фигура –Ты, конечно, с ней знаком.
(Ответ: Прямоугольник)
***
Загадки про ромб
Загадки про ромб с ответами для детей.
Загадка №74
Если встали все квадратыНа вершины под углом бы,То бы видели ребятаНе квадраты мы, а …
(Ответ: Ромб)
***
Загадка №75
Чуть приплюснутый квадратПриглашает опознать:Острый угол и тупойВечно связаны судьбой.Догадались дело в чем?Как фигуру назовем?
(Ответ: Ромб)
***
Загадка №76
Встал квадрат на уголок –Ткнулся носом в потолок.Вверх он рос еще дней пять.Как теперь его назвать?
(Ответ: Ромб)
***
Виды игр
Старинные игры принято делить на три большие группы: дидактические (настольные), подвижные (в том числе хороводные) и театрализованные (ролевые, обычно по мотивам народных сказок). Эту классификацию можно расширить важными параметрами, выделив, например:
- игры с участием взрослого или без него;
- игры для разного количества игроков (к примеру, для пары или для 3–4 ребят);
- игры с определённым реквизитом, например, марблс;
- игры разных народов.
Приняв во внимание все эти характеристики, составим подборку самых интересных старинных игр
Старинные игры являются важной частью культурного наследия, поэтому знакомство с ними имеет ключевое значение для изучения истории страны и мира
Старинные игры являются важной частью культурного наследия, поэтому знакомство с ними имеет ключевое значение для изучения истории страны и мира
Считалка как жанр игрового детского фольклора
Считалка — разновидность русского игрового фольклора
Первым научным трудом, где было уделено пристальное внимание именно этому жанру, является изданная в 1930 монография «Русский детский фольклор». Автор её доктор филологических наук Г
С. Виноградов. В ней содержится более 500 считалок.
В 1989 году увидел свет сборник фольклориста А. Н. Мартыновой «Потешки, считалки, небылицы», который считается наиболее полным изданием этих жанров. Кроме того, со считалками можно ознакомиться в таких изданиях:
- «Детские считалки. Набор для мамы». 2010 г.
- «Плыл по морю чемодан», 2015 г.
- «Вышел месяц погулять». 2009 г.
Считалочки остаются популярным жанром в детских книгах и сегодня
Отличительными признаками считалок являются:
- Практическая применимость. Считалки имеют чёткую задачу: с их помощью выбирают водящего в игре, распределяют роли или игроков по командам.
- Ритмичность. Если в считалке не будет ритма, её будет очень трудно разделить на слова или слоги, и читающий её ребёнок собьётся.
- Рифмованность. Считалки в стихотворной форме запомнить проще, и это было несомненным плюсом в те времена, когда книги были доступны не всем.
- Краткость, информационная насыщенность. Именно эти качества делают читалку ценным материалом для расширения кругозора детей, ознакомления с народными традициями, устоями.
С первыми считалками ребёнок знакомится, пересчитывая собственные пальчики
Считалки-сказки
Сказка — любимый жанр детей. В сказочных считалках описывается волшебная ситуация и случай, произошедшие с главным героем. Такие истории не встречаются в обычных сказках, поэтому дети с особым восторгом реагируют на данного рода стишки.
Колобок
Колобок по морю плыл
И в Америку заплыл.
Там ботиночки купил
И ботиночки забыл.
А ботиночки украли,
Из Америки забрали.
Жар-птица
У Иванушки жар-птица
Поклевала всю пшеницу.
Он её ловил, ловил
И царице подарил.
Нет жар-птицы, нет пера,
А тебе водить пора!
Белка
Белка прыгала-скакала
И на ветку не попала,
А попала в царский дом,
Где сидели за столом:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кем ты будешь такой?
Король на лавочке
Сидел король на лавочке,
Считал свои булавочки:
«Раз, два, три…»
Королевой будешь ты!
Колпак
Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: «Как же быть?!»
Выходи! Тебе водить!
Считалка гномов
Под горою у реки
Живут гномы‑старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит.
Диги‑диги‑диги‑дон,
Выходи скорее вон!
Великан
«Великан сидит в пещере», —
Говорят в лесу все звери.
Великан голодный ищет,
Кто ему сгодится в пищу,
Звери спрятались в кусты —
Значит, водой будешь ты!
Замок
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдёт,
Тот из круга вон пойдёт.
Карета
Ехала карета
По старому мосту.
Мост развалился,
Карета — ко дну.
Не жалко мне кареты,
Не жалко мне моста,
А жалко мне принцессу
И белого коня.
Щука
Щуку тощую с реки
Притащили рыбаки.
Щука хищная страшней,
Чем страшилище Кащей.
Мы ей дали овощей
И погуще жирных щей.
Щука шлёпнула хвостом,
Словно щёлкнула хлыстом,
И таким ударом крепким
Расщепила стол на щепки.
Трынцы, брынцы, бубенцы
Трынцы, брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги‑диги‑диги‑дон,
Выходи скорее вон!
Яблоко
Катилось яблоко по блюду,
Я водить не буду
Бытовые считалки
Иллюстрация: Екатерина Денисенко / Лайфхакер
— 1 —
Раз, два, три, четыре,
Посчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нём одна дыра,
Значит, вкусным был вчера!
— 2 —
Высоко‑превысоко
Кинул я свой мяч легко.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в тёмный лес.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я иду его искать.
— 3 —
Луноход, луноход
По луне идёт вперёд.
Долго там ему ходить.
А сейчас тебе водить!
— 4 —
Ехала машина тёмным лесом
За каким‑то интересом.
Инте‑инте‑интерес,
Выходи на букву «эс»!
Буква «эс» не подошла —
Выходи на букву «а».
Буква «а» не хороша —
Выходи на букву «ша»!
— 5 —
Солнце — в небе!
Соль — на хлебе,
Вишня — в саду,
А ты — на виду!
Как ни прячься —
Я найду,
Я уже иду!
— 6 —
На окне стоит бутылка,
А в бутылке лимонад.
Кто скорей возьмёт бутылку,
Тот победе будет рад.
— 7 —
Жили‑были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет!
— 8 —
Раз, два, три, четыре,
Мы сидели на квартире.
Чай пили, булки ели,
Позабыли, с кем сидели.
— 9 —
Шёл с получки по толкучке
Толстый дядя Робинзон,
И с получки на толкучке
Приобрёл себе он зонт.
Зонт дешёвый, трёхрублёвый,
Но зато такой здоровый,
Чтобы спрятаться под ним
Можно было бы троим!
— 10 —
Детские считалки развивающие
Каждый ребенок должен развиваться согласно своего возраста. Малышам помогают это делать детские развивающие считалки. Во время игры ребенок даже и не понимает, что он учится, но ему интересно и увлекательно, а это самое главное. Если малыш выучит несколько считалок наизусть, то ему потом будет легче запоминать более сложные стихи.
Детские считалки развивающие
Этот перевод этой считалки с английского. Если ваш ребенок уже подрос и сможет выучить стих на другом языке, то предложите ему эту считалку в оригинале:
Детские считалки
Еще несколько развивающих считалок:
Детские считалки развивающие и познавательные
Детские считалки познавательные
Старинные ролевые игры
Для ролевых игр в качестве реквизита можно использовать отдельные элементы одежды, например, кепка для «Деда» или передник для «Бабки».
«Репка» (русская)
- Возраст игроков: от 4 лет и старше.
- Количество участников: 6 игрока.
- Участие взрослого: не требуется.
Условия:
- Участники обхватывают друг друга за пояс. «Бабка» стоит первой, и она хватается за столб.
- «Дед» тянет последнего участника, «мышку», стараясь за минуту оторвать её от других. Так продолжается до тех пор, пока «дед» не «оторвёт» всех участников друг от друга или «бабку» от дерева. В этом случае участник-дед победил.
«Гуси-лебеди» (русская)
- Возраст игроков: от 3 лет и старше.
- Количество участников: более 6 человек.
- Участие взрослого: по желанию.
Условия:
- Определяют 2 «волков» и «вожака» «гусей».
- «Вожак» занимает одну сторону игровой площадки, «гуси» – противоположную. «Волки» прячутся.
- «Вожак» медленно прогуливается, когда видит волка, начинает хлопать руками-«крыльями» и разыгрывает с «гусями» такой диалог: – Гуси-лебеди, домой! – Зачем? – Бегите, летите домой — серые волки за горой. – А что им нужно? – Гусей щипать.
- «Гуси» бросаются врассыпную по площадке, стремясь добежать до «вожака».
- «Гусь» выбывает, если его поймал «волк». Если «гусь» добежал до «вожака», он в безопасности. Игра идёт до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей», или пока птицы не спрячутся за «вожаком».
Для малышей роли вожака и волка в игре «Гуси-лебеди» могут исполнять взрослые
«Пузырь» (русская)
- Возраст игроков: от 2 до 6 лет.
- Количество участников: более 6 человек.
- Участие взрослого: взрослый выполняет функцию водящего.
Условия:
- Дети и взрослый берутся за руки, становятся в хоровод.
- Проговаривают слова: «Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся!» И одновременно расходятся в стороны, не размыкая рук.
- Водящий говорит: «Лопнул пузырь», и дети присаживаются (или сходятся у центра со звуком «ш-ш-ш»).
Игры способствуют всестороннему развитию личности ребёнка: умственному, физическому, эмоциональному. Старинные народные игры обладают мощным потенциалом для реализации дидактических и воспитательных целей. К тому же тематика и материал большинства из них не теряет своей актуальности и для современных ребят.
Отличие пословиц от поговорок
Весь опыт народной мысли заключен в небольших пословицах и поговорках. Эти жанры создавались задолго до появления письменности, поэтому многие поколения оттачивали и совершенствовали эти краткие изречения.
Сами люди отмечали ценность этих жанров: «Пословица – всем делам помощница», «Пословица – правду всем говорит». Знаменитый русский филолог В.И. Даль выпустил сборник «Пословицы и поговорки русского народа». В нем содержалось более 30 000 пословиц и поговорок. Все примеры разбиты по определенным тематикам. В словаре насчитывается примерно 180 разрядов. Это не все произведения этих жанров. В русской речи их существует намного больше. Ежегодно пытливый ум создает новые изречения.
Сам народ видит отличие пословицы от поговорки в том, что поговорка – это прекрасный цветок, который служит украшением речи. А вот пословица – это спелая ягодка (цельное законченное суждение). Зачастую эти два жанра достаточно тяжело отличить друг от друга. Поэтому нужно хорошо знать их черты пословиц и поговорок, чтобы уметь разграничивать их.
Отличительные признаки пословиц и поговорок
Пословица |
Поговорка |
1. Законченное высказывание. |
1. Незавершенное высказывание. |
2. Имеет нравоучительный смысл. |
2. Красивое высказывание без нравоучительного смысла. |
3. Может употребляться самостоятельно. |
3. Отдельно от высказывания не используется. |
4. Чаще всего,содержит две части. |
4. Состоит из одной части. |
Зная эти отличительные черты пословиц и поговорок, достаточно легко можно отличить пословицу от поговорки. Перечисленные жанры различаются друг от друга и их нельзя перемешивать.
Различия пословицы от поговорок на конкретных примерах
По отличительным признакам можно различить пословицу и поговорку. Например, необходимо определить к какому жанру относится выражение «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Найдем в нем все признаки одного из жанров:
- Это завершенное высказывание, так как не нуждается в продолжении;
- В нем имеется поучение (возьмешься за два дела сразу – ни одного толком не выполнишь);
- Может употребляться отдельно от текста;
- Имеет две части, разграниченные пунктуационным знаком «тире».
Все это доказывает, что, приведенное выше высказывание является пословицей.
То же самое попробуем сделать с высказыванием «Кот наплакал». Найдем в нем все признаки:
- Высказывание не завершено, так как нельзя понять, какой итог у этого изречения;
- Высказывание обозначает: «чего-то очень мало». Это выражение образно, но не имеет нравоучения;
- Отдельно от высказывания употребляться не может;
- Отсутствует вторая часть.
Все эти признаки указывают на то, что высказывание «Кот наплакал» является поговоркой.
Но не всегда можно так просто отличить пословицу от поговорки. Некоторые пословицы произошли от поговорок и наоборот, поэтому при определении жанра в этих случаях необходимо быть предельно внимательным.
К примеру, высказывания «Чужими руками жар загребать» и «Легко чужими руками жар загребать» принадлежат к разным жанрам. Чтобы это понять, необходимо сравнить эти выражения.
Чужими руками жар загребать |
Легко чужими руками жар |
Значение: добиваться цели чужими усилиями |
Значение: Легко добиться цели чужими усилиями |
Есть только факт, но нет нравоучительного вывода |
Есть нравоучительный вывод |
Отдельно от высказывания употребляться не может |
Может быть самостоятельным высказыванием |
Состоит из одной части |
Состоит из одной части |
Поговорка |
Пословица |
Даже тот факт, что оба высказывания состоят из одной части, не влияет на жанровую принадлежность. Пословицы могут состоять из одной части, но это бывает довольно редко.
Два выражения очень похожи друг на друга, однако во втором изречение есть наречие «легко». Именно оно придает высказыванию законченность и нравоучительный смысл. Это значит, что первое выражение является поговоркой, а второе – пословицей.
Небольшие считалки
Выпал снег на поля
Выпал снег на поля,
Прибежала детвора.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем бегать и скакать,
Будем мы в снежки играть.
Листопад
Листопад,
Листопад,
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клен,
Жёлтый бук,
Жёлтый в небе солнца круг.
Жёлтый двор,
Жёлтый дом,
Вся земля желта кругом.
Грибы
В лес однажды я пошел,
Там грибочки я нашел.
Подосиновик, груздочек,
Полезайте в кузовочек.
Ядовитый мухомор,
Из корзины выйди вон!
Луноход
Луноход, луноход,
По Луне идет вперед!
Долго там ему ходить,
А сейчас тебе водить!
Снег
Выпал снег на поля,
Прибежала детвора.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем бегать и скакать,
Будем мы в снежки играть.
Из позёмки ветерок
Из позёмки ветерок
Свил серебряный шнурок
И на нём привёл в тайгу
Белогривую пургу!
Снег, метель, сугробы
Снег, метель, сугробы —
Всё одной природы.
Станем снег мы разгребать,
А затем начнём играть.
Одуванчик
Одуванчик,
Одуванчик!
Ты весёлый
Одуванчик —
Только ветер
Налетит,
Одуванчик
Облетит!
Развитие ритма, счета, речи и прочее
Для становления речи считалки — просто находка. При частом проговаривании оных, речь ребенка становится чище, улучшается артикуляция. В некоторых считалочках употребляются слова, которые не просто произнести. Отмечено их полное отсутствие в других языках.
Народные считалки для детей используют не только в групповых играх, но и когда намечается игра взрослого и ребенка. Например:
Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он, Кто не верит — выйди вон!
Развитие ритма — прекрасная сторона одной из граней считалки. Под нее можно прыгать, когда чаще, а когда реже, в зависимости от пауз. Все зависит от содержания считалки. Без чувства ритма в танцах и музыке делать нечего.
Умение считать — неплохая способность. Перед игрой, слушая считалку со счетом, дитя его запоминает, и, если слова понравились, при частом повторении, счет, как минимум до десяти, будет выучен без особого вашего усердия. Детвора обучается элементарной арифметике. Ритмический и незатейливо рифмованный стишок, даёт объяснение в шутливой форме азов математических правил.
Чтобы выучить понравившуюся считалку, нужно хорошенько сосредоточиться и попытаться запомнить услышанное. Таким образом, считалки кочуют во время игры от одного ребенка к другому. Если некоторые слова дитя не запомнило, то в меру своей фантазии и сообразительности оно придумает, вставит в считалку свои слова и поменяет окончание. Напрашивается вывод – считалки развивают воображение, юмор, хорошую фантазию, дают возможность самому сочинять стихи. Некоторые из них передаются из поколения в поколение.
Далее выясним какие есть считалки. Существует несколько видов.
- Считалки–жеребьевки.
- Заумные считалки.
- Считалки числовики.
- Считалки–заменки.
Считалка – это хорошая прелюдия перед увлекательной игрой. Детишкам нравятся товарищи, у которых считалок в головке целый воз.
Как правильно читать считалку
Считалка произносится, как правило, в быстром темпе
При этом основное внимание уделяется точному ритму, которого нужно придерживаться. При произнесении очередной ритмической единицы (определённый ударный слог) тот, кто читает текст, показывает на следующего игрока
Иногда в считалке могут присутствовать разные виды стихотворного размера или же подряд могут идти несколько односложных слов. Примером служит такой известный текст:
Сидел / петух / на лаво/чке, Считал / свои / булаво/чки. Раз, / два, / три / — Коро/левой / будешь / ты!
Здесь в первых двух строках ритмически выделяются нечётные слоги — стихотворный размер ямб. Третья строка — просто три односложных слова, каждое из которых ритмически выделяется. И в последней строке ударение падает на каждый третий слог — стихотворный размер анапест.
В указанном примере, который полностью состоит из квазислов, при произношении чётко соблюдается ритм — ударение везде падает на нечётные слоги (стихотворный размер хорей).