Театральные инсценировки и драматизации сказок в старших группах

Игры для подготовительной группы

Ребята, которые скоро пойдут в школу, уже многое умеют и знают. Игры для них направлены на закрепление социальных навыков и на обучение общения со взрослыми. Они являются продолжением режиссерских игр старшей группы. В подготовительной группе играйте с детьми в такие игры:

  • Воспитатель соединяет правую ладонь с левой ладонью ребенка, а левую ладонь – с правой ладонью малыша. В таком положении пара обходит препятствия в помещении. Препятствиями выступают столы, стулья, подушки и т. д.
  • Попросите ребят нарисовать картинку, в которой воплощен сюжет их любимой сказки. После этого ребенок рассказывает, что он нарисовал и объясняет историю, которую он запечатлел на рисунке.
  • Посмотрите с ребятами мультфильм, который длится до 5 минут. Заранее подготовьте костюмы и другие реквизиты. После просмотра предложите ребятам сыграть мультфильм. Распределите между ними роли, оденьте их в костюмы и дайте детям возможность импровизировать.

Сценарий инсценировки сказки «Теремок» в старшей группе (5–6 лет)

Елена Смирнова

Сценарий инсценировки сказки «Теремок» в старшей группе (5–6 лет)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Буквально вчера 11 апреля мы с моими ребятами стали участник межрайонного конкурса театрального искусства «Театр Детства».

Цель: развитие связной речи детей, продолжать формировать у детей интерес к театрализованной игре.

способствовать развитию диалогической речи;

совершенствование грамматического строя речи: согласование существительных с прилагательными, глаголами и числительными.

развитие связного речевого высказывания;

развитие восприятия, внимания, мышления;

выработка четких координированных движений во взаимодействии с речью;

развитие целостного восприятия русской народной сказки;

продолжать развивать у детей умение создавать выразительный образ в игре- драматизации, развивать умение имитировать характерные действия персонажей;

развивать память, зрительное и слуховое внимание, образное мышление, воображение. создание у детей эмоционально-позитивного настроя, формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности;

создание у детей эмоционально-позитивного настроя, формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности;

воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру через сказку.

воспитание чувства уверенности при выполнении заданий;

формирование мелкой моторики средствами самомассажа.

Материалы: костюмы зверей, домик- теремок, игрушечные строительные материал.

Какой материал взять для игры-драматизации в старшей группе ДОУ?

Игра-драматизация может быть проведена на различном материале: русские народные сказки, авторские сказки, произведения в стихотворной форме или в прозе. Дети возраста 5-6 лет уже достаточно хорошо воспринимают даже такие сказки, как «Золушка» Ш. Перро или «Дюймовочка» Г.-Х. Андерсена.

Вот некоторые примеры русских народных сказок: «Заяц-хваста», «Емеля», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Лиса и заяц». Также любимы произведения В. Сутеева (например, «Мешок яблок»), Ш. Перро («Красная шапочка», «Золушка») и других писателей.

Приемы для организации занятий

Чтобы деятельность проходила с максимальной пользой для развития дошкольников, существует немало приемов организации занятий. На то, какие из них и в какой форме будет использовать педагог, влияют возраст воспитанников, поставленные цели и т.д.

Индивидуализация заданий

Один из основных приемов, используемых педагогами во время организации занятий

Важной чертой современной системы образования является стремление найти подход к каждому, отказ от шаблонности. Есть несколько способов персонализировать театральную деятельность в ДОУ, и выбор метода зависит от цели, которую преследует индивидуализация

Например, если ребенок является интровертом и попытки вовлечь его в публичные выступления не приносят положительных результатов, можно попробовать найти ему другую деятельность, связанную с театром. Например, он может готовить декорации или костюмы.

Детям-экстравертам, свободно проявляющим эмоции на публике и имеющим выраженные способности к актерской игре, преподаватель должен дать возможность развить талант. Если, например, воспитанник хорошо читает стихи, можно привлечь его к этой деятельности, вставив в сценарий несколько поэтических элементов.

При таком индивидуальном подходе у воспитанников появляется возможность освоения своих, наиболее подходящих лично им способов самореализации. Однако воспитатель не должен забывать, что деятельность детей нужно разнообразить.

Эффективная мотивация для детей

Мотивация детей — важная составляющая педагогического процесса. С ее помощью можно создать необходимый настрой на любую деятельность.

Способы мотивации детей в сфере театрализованной деятельности:

Наглядность. Человек воспринимает глазами до 90% поступающей информации. К тому же в дошкольном возрасте у детей только начинает происходить переход от наглядного к наглядно-образному восприятию

Перед тем как воспринять сюжет произведения, ребенку важно увидеть, как выглядят действующие лица. Это необходимо и в момент, когда дошкольнику предстоит сыграть какого-то персонажа — он должен представить его

Основные способы повышения наглядности — это мультимедийные презентации, буклеты с картинками, фотографии и т.д.
Беседы. Разговоры помогают педагогу настроить воспитанников на рабочий лад, повторить с ними имена персонажей и сюжет, пробудить интерес к деятельности. Рекомендуется применять вопросно-ответную форму беседы.
Игры. Такая форма деятельности не позволит интересу дошкольников угаснуть. Особенно полезны забавы, направленные на формирование исполнительского мастерства.

Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:

  1. Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.
  2. Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.
  3. в садах — самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Группы и виды игр

Выделяется две группы театрализованных игр:

  • драматизации (дети организуются педагогом для представления образа с помощью разных средств выразительности);
  • режиссёрские (малыши сами выступают в качестве организаторов игровых действий для игрушек и кукол).

В каждой группе выделяются отдельные виды.

Взаимодействие с куклами — основа режиссёрских театрализованных игр

Таблица: виды драматизации и режиссёрских игр во второй младшей группе

Группа Вид Суть
Драматизация Имитация Дети показывают, как двигаются животные, птицы, какие звуки они издают. Кроме того, малыши могут показывать образы из сказок.
Сюжетно-ролевая Дочки-матери, на приёме у врача, в магазине.
Инсценировка Обычно такие игры используются для утренников и представляют собой выученные наизусть стихотворения, которые вписаны в контекст единого сценария.
Режиссёрские (деление этой группы игр основывается на видах театра, с которыми знакомятся дети в детском саду). Настольный Актёрами могут выступать картинки, природный материал (жёлуди, каштаны). С их помощью дети представляют сценки на основе прослушанной сказки или просмотренного мультфильма.
Стендовый Суть этих игр заключается в том, что малыши представляют игровые действия с помощью перестановки картинок на стенде — магнитной доске или фланелеграфе. В отличие от использования игр этого вида в работе с первой младшей группой, дети 3–4 лет выполняют не только те действия, которые озвучивает взрослый, но и придумывают движения персонажей самостоятельно.
Кукольный Демонстрация сюжета идёт от лица кукол (пальчиковых, перчаточных или обычных игрушек).
Баночный, кулачковый и др. Дети показывают сюжет с помощью разрисованных пластиковых стаканчиков, одетых в ткань кулачков или объёмных фигур из подручного материала.

Театрализованная игра в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

Автор занятия: Завилкина Мария Геннадьевна, МДОУ №73 «Дельфин», г. Тольятти

Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи. Познакомить с образованием имени Баба Яга.
Развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в художественный образ; побуждать к выразительности в этюдах (пантомимика), развивать навыки импровизации, соотносить эмоциональное состояние героя с характером музыки; учить вступать во взаимодействие с партнёром, в подгруппах; изображать в рисунке эмоциональное состояние – радость.
Воспитывать доброту, желание оказывать помощь.

Виды театров в ДОУ

Таким образом, организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целей ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.

Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:

  • настольный театр;
  • стендовый;
  • верховой;
  • наручный;
  • напольный;
  • театр живой куклы.

В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды. Подробнее о каждом из них расскажем ниже.

Ход игры:

Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.

Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?

Дети отвечают, что это мишка

Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать

Вдруг мишка прячется за домик.

Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка!

Где ты? Где ты? Отзовись!

Мишка, Мишка-шалунишка!

Где ты? Где ты? Покажись!

В окне снова показывается голова мишки. Он качает головой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам»

этих персонажей.

Карточка № 6 «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»

Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника

Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на невозможно. Такая деятельность способствует:

  • усвоению и закреплению детьми учебного материала;
  • развитию речи и мелкой моторики;
  • формированию коммуникативных навыков;
  • развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;
  • формированию умения взаимодействовать с окружающими;
  • становлению чувствительно-эмоциональной сферы;
  • появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;
  • воспитанию эстетического вкуса;
  • развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.

Материалы для изготовления персонажей

Из чего же еще можно сделать персонажей :

  • картона, сделав в нижней части два отверстия для пальцев;
  • спичечных коробков;
  • теннисных мячиков;
  • надувных шаров;
  • одноразовой посуды: тарелок, стаканчиков, ложек;
  • носка, варежки, перчатки;
  • пластиковых бутылок;
  • природного материала и др.

Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду

Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми

От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.

Как организовать театрализованную игру во второй младшей группе

Как и в первой младшей, основой для театрализованной деятельности с детьми 3–4 лет составляют сказки, потешки и стихотворения, изучаемые по программе. При этом некоторые из материалов, в частности сказки, являются основой для нескольких видов игр. Например, на сказке «Теремок» педагог с детьми показывает постановку и на фланелеграфе картинками, и на столе куклами.

Таблица: картотека театрализованных игр для второй младшей группы (фрагменты)

Автор — Богатенкова Н.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР Детский сад №31», д. Медвежьи Озёра, Щёлковского района, Московская область.

Дата Название (материал) Вид игры Цели Атрибуты На каком занятии (режимном моменте) применяется
Сентябрь «Теремок» Режиссёрская (настольная)
  • научить выражать эмоции через движение и мимику;
  • познакомить со сказкой «Теремок»;
  • побуждать к активному восприятию сказки;
  • учить внимательно, слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета;
  • активизировать словарный запас.
  • ширма-норка мышки;
  • театральные куклы (мышка, лягушка, лиса, заяц, волк, медведь) и декорации для сказки «Теремок».
Развитие речи, чтение.
Октябрь «Колобок» Драматизация (имитация), режиссёрская (пальчиковые куклы)
  • пробуждать интерес к театрализованной игре;
  • учить выражать эмоции через движение и мимику;
  • предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации;
  • расширять активный словарь.
  • шапочки-маски с изображением персонажей;
  • пальчиковые куклы.
Развитие речи, на прогулке
Декабрь «Волк и козлятки» («Волк и семеро козлят») Драматизация (инсценировка)
  • знакомить с искусством театра;
  • дать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты);
  • учить правилам поведения в театре;
  • учить настраиваться на восприятие сказки с первых звуков музыкального вступления, внимательно слушать сказку;
  • учить рассказывать о своих первых впечатлениях сразу по окончании спектакля.
  • ширма;
  • шапочки, костюмы (коза, семеро козлят, волк);
  • декорации (задник «Лес и деревня», дом козы, куст) и атрибуты(корзина для козы).
Утренник к Новому году
Март «Кошка и её котята» (сказка «Кошка и котята») Режиссёрская игра (стендовый театр на фланелеграфе)
  • познакомить со сказкой «Кошка и котята»;
  • развивать сопереживание;
  • учить внимательно, слушать сказку;
  • учить отвечать на вопросы по её содержанию.
  • фланелеграф;
  • картинки для театра (котята, кошка, пёс, будка, миска с молоком).
Развитие речи
Май «Дедушка Ежок» (сказка «Как ёжик друга нашёл») Режиссёрская (кукольный театр)
  • познакомить со сказкой «Как ёжик друга нашёл»;
  • создать эмоционально-положительное отношение к произведениям малых фольклорных форм;
  • научить детей выступать перед сверстниками;
  • развивать эстетический вкус;
  • побуждать к импровизации.
  • мягкая игрушка ёж;
  • куклы перчаточного театра (ёж, белка, заяц).
Элемент сценария развлечения «Проводы весны»
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: