Методика Никитиных
В 1960-е годы семья Никитиных прославилась на весь СССР, благодаря эксперименту по воспитанию своих семерых детей. Инженер-авиатор Борис Никитин увлекся идеями Антона Макаренко, а его жена, Елена Никитина, поддержала мужа.
Существующая система садов и школ их не устраивала, поэтому школу своей мечты Никитины создали дома. Они разработали советы по кормлению, лечению, закаливанию детей, придумали логические игры, самые известные из которых — кубики Никитина.
Борис Никитин выступал за раннее начало развития и даже сформулировал теорию о «НУВЭРСе» — необратимом угасании возможностей эффективного развития способностей. Если у ребенка нет условий для развития, он не использует свой потенциал, начинается необратимый процесс деградации, и возможности утрачиваются.
Девиз: «Дать свободу естественному развитию ребенка».
Возраст: с первых дней жизни.
Что развивает: здоровье, физические способности, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность.
Основные принципы:
- Естественная физическая культура тела.
Минимум одежды и лекарств, много природы, спорта с раннего возраста.
- Раннее начало.
Развитие способностей с первых месяцев жизни.
- Правильно организованная домашняя среда.
В доме должна быть мастерская, спортзал, библиотека — все для гармоничного развития.
- Родительская поддержка.
Обязательное участие родителей в жизни детей, играх, соревнованиях.
Плюсы:
- Много внимания физической активности и здоровью.
- Игры рассчитаны на детей с разными способностями, построены по принципу «от простого к сложному».
- Развивается логическое и образное мышление.
- Воспитывается самостоятельность, умение преодолевать трудности в детях.
Минусы:
- Некоторые методики выглядят довольно экстремальными. Например, закаливание включает хождение босиком по снегу, обливание ледяной водой.
- Домашнее обучение вызывает проблемы с социализацией. Дети Никитиных переходили из класса в класс с опережением, были младше одноклассников и тяжело общались.
Что почитать родителям:
- Сайт семьи Никитиных;
- Елена Никитина «Родителям XXI века. Как воспитать здорового ребенка»;
- Елена и Борис Никитины «Мы, наши дети и внуки»;
- Борис Никитин «Интеллектуальные игры».
Материалы по теме:
- 7 принципов осознанного родительства
- Раннее развитие? Как заниматься, чтобы не навредить ребенку
Методика Гленна Домана
Американский врач-нейрофизиолог Гленн Доман разработал программу обучения детей с нарушением ЦНС, затем адаптировал ее для здоровых детей. Он пришел к выводу, что мозг развивается, только если интенсивно работает. Причем самое активное развитие происходит до трех лет.
Доман предлагает интеллектуально развивать малышей с помощью специальных карточек с надписями и изображениями животных, предметов одежды и обихода— так называемых «интеллектуальных битов». По ним ребенок учится читать, считать, знакомится с окружающим миром.
Гленн Доман ввел также понятие «физический или двигательный интеллект» и предлагал родителям выполнять с детьми упражнения с самого рождения, чтобы стимулировать их к ползанию, ходьбе. Чем раньше ребенок начинает двигаться, тем быстрее развивается его мозг.
Девиз: «Тренируем мозг с рождения».
Возраст: физические упражнения — с рождения, занятия по карточкам — с трех месяцев до 6 лет.
Что развивает: двигательные навыки, интеллект, память, счет, чтение.
Основные принципы:
- Желание ребенка заниматься.
Занятия в рамках методики проводятся, только если у ребенка хорошее настроение и есть интерес. В иных случаях они просто бесполезны.
- Регулярность.
Занятия проводятся каждый день утром, в обед и вечером с трех месяцев до трех лет. Нельзя пропускать дни.
- Упорядоченность.
Карточки нужно показывать в определенной последовательности и вовремя обновлять.
Плюсы:
- Гармоничное физическое развитие ребенка.
- Детям нравятся занятия, они учатся с удовольствием.
- Увеличивается пассивный словарный запас;
- На ребенка не оказывают давления.
- Тренируется память.
Минусы:
- Если прекратить занятия, изученное быстро забывается.
- Требуется много усилий и времени от родителей, чтобы подготовить материал и организовать регулярные занятия.
- Ребенок привыкает к пассивному получению информации, не учится добывать ее самостоятельно.
- На занятиях не задействованы обоняние, осязание, не развиваются творческие способности, воображение, аналитическое мышление, фантазия.
- По заключению Американской академии педиатрии, эффективность методики не подтверждена.
Что почитать родителям:
- Гленн Доман «Гармоничное развитие ребенка»;
- Гленн Доман, Джанет Доман «Ключевые идеи книги: Как обучить вашего малыша математике. Ласковая революция»;
- Гленн Доман, Джанет Доман «Ключевые идеи книги: Как научить своего малыша читать».
Забавы для развития 11-месячных крох
11-месячные карапузы уже довольно-таки активно ходят, поэтому необходимо всячески стимулировать это умение. Предлагаем ТОП-5 лучших развлечений для развития навыков движения для малышей до года.
- Каталки. Для совершенствования равновесия, обучения ходьбе пригодятся специальные приспособления на колёсах, которые катят перед собой.
- Качалки. Самый популярный вариант – игра с лошадкой-качалкой. Это развлечение помогает развивать координированность действий, совершенствует вестибулярный аппарат. Однако оставлять младенца наедине с этим приспособлением категорически запрещено. Кстати, подобные игрушки актуальны вплоть до трёх лет.
- Забавы в песочнице. Одиннадцатимесячные крохи обожают возиться в песочнице, однако это возможно лишь в тёплое время года. Зимой же можно приобрести специальный кинетический песок, который к тому же способствует совершенствованию моторики пальчиков.
- Рыбалка. Попробуйте привязать небольшие безделушки к длинным шнуркам и закрепить верёвочки на стуле. Продемонстрируйте, как можно вытянуть «улов». Поверьте, детский восторг будет обеспечен, когда карапуз вытянет любимую игрушку.
- Телефон. Сконструируйте из плотной бумаги своеобразную трубку, причём один раструб нужно будет прислонить к детскому уху, а во второй будете говорить вы. Потом предложите крохе сказать несколько слов.
К году ребёнок продолжает интересоваться прежними игрушками, которые и в этом возрасте остаются актуальными: матрёшки, пирамиды и ёмкости для складывания.
Физическое развитие
Интеллектуальное развитие ребенка очень сильно зависит от его физического развития, поэтому очень важно создать малышу условия для постоянной двигательной активности
- стимулируйте ползание и ходьбу ребенка с помощью (любимых игрушек, игрушек каталок, мяча и т.д.)
- учите плавать;
- занимайтесь гимнастикой для малышей (выкладывать на животик, сгибать/разгибать, поднимать/опускать, разводить руки и ноги, занятия на фитболе);
- научите ребенка слезать с дивана (развернув к краю попой и спустив вниз ножки);
- тренируйте чувство равновесия у ребенка (поднимайте/опускайте, кружите на руках);
- делайте регулярно малышу массаж для снятия мышечного тонуса,
- предлагайте малышу ходить босиком по разным поверхностям;
- делайте с ребенком разные упражнения, такие как ходьба на руках, прыжки на месте, перешагивание предметов, перетягивание «каната» и т.д.;
- учите ребенка подниматься и спускаться по лестнице;
- играйте в игры с мячом (перекатывайте, бросайте, ловите).
Важно не просто окружить ребенка игрушками, но и научить играть ими, а также важно, чтобы сами родители были вовлечены в этот процесс. Длительность занятий для малышей в зависимости от возраста составляет от 2 до 10-15 минут
Длительность занятий для малышей в зависимости от возраста составляет от 2 до 10-15 минут.
Во время занятий всегда нужно находиться рядом с ребенком, не оставлять одного особенно с мелкими предметами. Дети очень изобретательны, часто даже трудно предугадать к чему может привести невинная игра.
Ни в коем случае не нужно заставлять малыша делать что-то против его воли, это может надолго отбить желание заниматься!
Не стоит сразу давать малышу слишком большое количество предметов для игр, так он быстрее устанет или заскучает.
Обычно, нет необходимости в том, чтобы приобретать малышам слишком много игрушек. Перед тем, как покупать игрушку, можно понаблюдать в гостях или игровых зонах, какие из них больше интересуют малыша. Многие детки, и вовсе, больше предпочитают играть предметами домашнего обихода.
Занятия для развития моторики
Занятия с ребенком в 1 месяц обязательно должны включать в себя упражнения на развитие моторики и осязания. В этом помогут такие игры, как «Сорока-ворона», «Ладушки» и другие движения, связанные со стимуляцией тактильных ощущений.
Чтобы развивать познавательную активность ребенка, массируйте ему пальчики на руках и ногах, давайте потрогать предметы с разной фактурой – гладкое, шершавое, рельефное, пушистое. Можно щекотать ладони и стопы малыша мягкой кисточкой или перышком.
Хотя новорожденный еще не удерживает в руках предметы, можно вкладывать ему в руки легкие погремушки. Также хорошей тренировкой станет упражнение с кольцами.
Для этого возьмите два пластиковых кольца подходящего размера (можно использовать погремушки или прорезыватели), желательно с рифленой поверхностью, и вложите их в ладошки ребенка. Убедившись, что он крепко их сжал, возьмитесь за кольца с другой стороны и попробуйте подвигать ими так, чтобы ручки малыша поднимались и опускались. Занятие будет проходить веселее, если в такт движениям рассказывать ему потешки.
Детская йога
Как правило, детки охотно занимаются с родителями, копируют их действия и обычаи. Например, если вы привыкли уделять ранним утром время на занятия йогой, привлекайте потихоньку кроху, добавляйте доступные для него асаны. В процессе подобной совместной гимнастики можно получить море удовольствия.
В Индии детей привлекают к занятиям йогой с 2-3 лет. Стоит подчеркнуть, для освоения некоторых положений детям требуется намного меньше времени, поскольку они от природы более пластичны. В пользу йоги можно сказать, что ребенок будет учиться сосредотачиваться на выполнении задания.
От 4 месяцев до полугода
4 месяца
- Смена игрушки. Желательно для игры подобрать предметы с разной фактурой. Дайте сначала одну игрушку малышу в ладошку. Старайтесь помочь противопоставлять большой палец остальным. Пощупав одну игрушку, смените ее на следующую. Такое занятие будет готовить пальчики к развитию мелкой моторики, а тактильное восприятие полезно для развития мозга.
- Зеркало. Игрушечные зеркала можно зафиксировать над кроваткой крохи на расстоянии примерно 25 см от лица. Малышу наверняка очень понравится разглядывать себя в зеркальце.
Первые перевороты. В 4 месяца малыш уже может освоить свои первые перевороты на животик и обратно. Стимулируйте такую двигательную активность яркими книжками с разнообразными интересными картинками.ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как рекомендуется заниматься с ребенком в 4 месяца?
5 месяцев
- Мячики. С колокольчиком внутри поможет развить слуховое восприятие, с мягкими шипами – для мелкой моторики, тряпичный поможет сформировать хватательный навык, а также будет отличной тренировкой для координации работы рук. Начиная с 6 месяцев, малыш уже сможет самостоятельно играть с мячиком, сидя у мамы на ручках или лежа на коврике.
- «Ку-ку». Любимая игра всех деток и не только в 5 месяцев. Мама закрывает ладонями лицо, затем открывает лицо и говорит «ку-ку». Можно прятаться за платочек.
- Прыжки. Ребенок любит стоять на ножках при поддержке взрослых. Сопровождая занятие веселыми стишками, помогайте ему приседать и подпрыгивать.
6 месяцев
Для полугодовалого крохи попробуйте следующие варианты забав:
Ладушки. Старая добрая игра, любимая детками и взрослыми.
- Исследуем мир. Пришло время для активного исследования окружающего мира. По возможности исключите из поля зрения малыша опасные предметы, чтобы он без боязни трогал и изучал все, что попадается у него на пути.
- Коробочки, кнопочки. Дети в возрасте 6 месяцев очень любят открывать всевозможные коробочки, а также нелишними будут игрушки с кнопочками (подробнее в статье: во что играть с ребенком в 6 месяцев: лучшие игры).
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: полный список игрушек для детей 6 месяцев
Физическое развитие
Гимнастика для ребенка в 1 месяц необходима для его физического развития и хорошего самочувствия. Она включает в себя простые упражнения – осторожные сгибания ручек и ножек, приподнимание малыша за ручки, предварительно вложив ему в ладони свои пальцы, чтобы он мог держаться сам.
Уже в этом возрасте ребенка можно учить держать головку. Для приобретения этого навыка его рекомендуется периодически выкладывать на живот. Время такого упражнения должно быть ограничено. Как только вы увидите, что ребенок устал – переверните его в привычное положение.
Также полезны аккуратные поглаживания спинки, ручек и ножек. Чтобы малыша не мучили колики, рекомендуется слегка массировать ему животик круговыми движениями по часовой стрелке.
Упражнения и массаж лучше выполнять за 30 минут до кормления, на полный желудок и перед сном физическое воздействие нежелательно. Оптимальная продолжительность занятий – 2-4 минуты.
Занятия с ребенком в 3 месяца
Теперь поговорим о том, какие развлечения и упражнения подойдут крохе этого возраста. Конечно же, такие занятия носят примитивный характер, и проводятся они в процессе повседневной деятельности и во время ухода за малышом.
Очень важным направлением в жизни всех детей является их физическое развитие. Чтобы развить движения младенца, нужна специальная гимнастика.
Примерные упражнения для 3 месячного ребенка:
Кроха лежит на животике, опираясь на предплечья, голова приподнята. Мама заводит эмоциональную «беседу» с крохой, цель которой — помочь как можно дольше удерживать головку. Малыш внимательно и долго всматривается в глаза мамы. При попытке опустить голову можно позвенеть погремушкой или другой музыкальной игрушкой. Такие занятия с детьми 3 месяцев помогают укрепить мышцы спины и шеи.
Малютка находится в вертикальном положении, мама держит его руками подмышками. Ноги малыша находятся на твердой поверхности, и он пытается опереться ими на всю ступню. Упражнение полезно для развития ножек. Но не следует злоупотреблять или давать большую нагрузку на суставы крохи!
Если младенец лежит на животике, можно положить впереди него заинтересовавшую его вещь на таком расстоянии, чтобы он не мог дотянуться. Малютка протянет ручку и не сможет достать её. Тогда мама подставляет ладонь к ступням ножек, давая опору и подталкивая ребенка к цели.
Для развития целенаправленных движений и тактильных ощущений над кроваткой малыша вешают игрушки. Хорошо, когда они сделаны из разного материала, имеют яркие цвета и издают звуки. Кроха дотягивается до них, обследует пальчиками, знакомясь, таким образом, со свойствами предметов.
Мышцы младенца еще не окрепли, поэтому можно помочь им укрепиться посредством массажа. Массажные движения должны быть поглаживающими, легкими. Ступни ног и кисти рук расслабляют разминающими движениями. Нельзя подолгу утомлять кроху массажем, достаточно нескольких минут.
Мелкая моторика
Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:
- Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т. д.
- Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
- Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
- Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
- Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т. д.
- Игры с рамками-вкладышами и сортером.
- Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.
- Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.
Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт. Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.
6-12 месяцев
-
Неваляшки. У нас их две, одна музыкальная с резиновыми рожками, другая обычная. Деткам после 6 месяцев очень нравятся игрушки с веселыми мордашками.
- Музыкальная игровая панелька с крутящимся шариком, поющей птичкой, открывающейся дверцой и т.д. Это одна из наших любимых игрушек! Мы ее и грызем, и шарик крутим, и на птичку нажимаем, а дверку с мишкой открывали, наверно, раз 500! С 6 месяцев.
-
Треугольник Little tikes. Максим от него просто в восторге, приобрели после того, как я заметила большой интерес с разным крутышимся, открывающимя штучкам. Подходит для деток от 6 месяцев.
-
Пирамидки. После 6 месяцев ребенок тренирует пальчики и учится снимать колечки с пирамидки. У нас пирамида музыкальная с животными, Максиму очень нравилась в 5-6 мемяцев, ближе к 8 стал сам одевать и снимать колечки. Пирамидки-стаканчики становятся очень интересны ближе к 8 месяцам. С ними можно играть и в ванной.
- Мерные ложечки fix price. Волшебные, самые любимые ложечки, которыми можно весело стучать и погрызть при желании.
- Юла, волчок. Обязательно должны быть у каждого ребенка.
- Барабан elc. Появился он у нас в 6 месяцев, не могу сказать, что в полном восторге, но у любителей музыкальных инструментов такой должен быть в арсенале. Можно катать, стучать по нему, танцевать. Скорее для деток после 9 месяцев как и написано на коробке.
- Chicco развивающий столик «звуки и формы». Это самый пресамый любимый игровой столик. Он у нас 6 месяцев, ни дня не прошло без него.
- Умный телефон play smart собачка. Максику подарила баба в 8,5 месяцев, ему очень нравится нажимать на кнопки одним пальчиком. Собачку можно погладить по носу или по голове, она в ответ споет песню. Цифры и буквы подсвечиваются и озвучиваются, есть несколько режимов (найди букву, цифру, фигуру, давай позвоним маме, папе, дедушке и т.д.). В целом, очень приятное впечатление от игрушки, динамики, конечно, как и у многих сразу заклеила скотчем, чтобы не так громко звучали.
- Шарики и кубики разного веса, формы и материала. С 8 месяцев учимся кидать шарики, складывать и доставать их из контейнеров.
- Деревянные музыкальные рамочки с животными.
Самое важное – движение
Развитие малышей всегда должно быть комплексным, затрагивать все сферы его жизни: мышление и интеллект, эмоции, моторику, координацию, навыки самообслуживания. Но наибольшее значение имеют упражнения, направленные на развитие двигательных и речевых навыков. Ведь это два основных умения, необходимых человеку.
Физическая форма крохи совершенствуется с каждым месяцем. Подробно об этом рассказано здесь. Соответственно, двигательные развивающие игры до года меняются по месяцам:
До 3 месяцев основное внимание уделяют упражнениям на укрепление мышц спины и шеи, чтобы кроха быстрее начал держать головку
С 4 до 6 месяцев важно укреплять спинку, мышцы живота, ножек. Это поможет ребенку научиться переворачиваться, садиться и сидеть
Кроме того, сейчас актуально начинать пальчиковые упражнения, чтобы разрабатывать мелкие мышцы кистей рук, которые в эти месяцы приходят в нормальный тонус
Это поможет ребенку научиться переворачиваться, садиться и сидеть
Кроме того, сейчас актуально начинать пальчиковые упражнения, чтобы разрабатывать мелкие мышцы кистей рук, которые в эти месяцы приходят в нормальный тонус
С 4 до 6 месяцев важно укреплять спинку, мышцы живота, ножек. Это поможет ребенку научиться переворачиваться, садиться и сидеть
Кроме того, сейчас актуально начинать пальчиковые упражнения, чтобы разрабатывать мелкие мышцы кистей рук, которые в эти месяцы приходят в нормальный тонус
В 7-9 месяцев кроху учат ползать по-пластунски, вставать на четвереньки, подниматься на ножки, ползать на четвереньках.
10 – 12 месяцев – период обучения хождению
Малышу нужны упражнения, которые научат его вставать, топать, передвигаться по опоре
Также важно тренировать вестибулярный аппарат, чтобы карапуз мог держать равновесие, а значит, смог стоять без опоры, а затем пробовать самостоятельные шаги
Подводим итоги первого года
Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.
Физическое развитие:
- Самостоятельно встает, садится;
- Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
- Пережевывает твердую пищу;
- Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.
Психоэмоциональное развитие:
- Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
- Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
- Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
- Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
- По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
- Волнуется при встрече и прощании;
- Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
- Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.