Дидактический материал по теме «фрукты» 3-5 лет

Дидактическая игра «Паровозик»

Игра направлена на развитие наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению, подбирать обобщающие слова, развитие зрительной памяти, развитие внимания.

В комплект входят:

  • 8 паровозиков;
  • набор вагончиков с дикими животными, домашними животными, фруктами, овощами, одеждой, посудой, игрушками, мебелью.

В игре могут принимать участие от 1 до 8 детей. Игра ориентирована на детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Правила игры: Перед ребёнком выкладываются вагончики, перевёрнутые вниз. Затем педагог предлагает брать по одному вагончику и прикреплять их к определённому паровозику. Заранее с ребёнком обговаривается, что к синему паровозику будут прикрепляться вагончики, например, с домашними животными, а к оранжевому с дикими животными (вместо животных можно использовать другой вариант для классификации, например, фрукты и овощи). Далее педагог может предложить ребёнку закрыть глаза, а в это время перевернуть, какие-то вагончики и предложить ребёнку вспомнить, что было в этих вагончиках, либо он может поменять вагончики местами и спросить, что изменилось.

Приёмы

Для проведения дидактических игр, как и в любой другой образовательной деятельности, педагог пользуется тремя группами приёмов.

Словесные

Слово взрослого для детей 3–4 лет, активно осваивающих речь, играет ведущую роль. При этом малыши не только воспринимают смысловую составляющую речи педагога, но и формируют свой собственный коммуникативный образ, то есть пополняют словарный запас, формируют набор невербальных компонентов (мимики, жестов, манеры разговаривать). В дидактических играх применяется три вида словесных приёмов.

Речь педагога — модель для подражания для детей

Объяснение

Безусловно, самый важный приём в работе над обучающими забавами: педагог не только детально описывает все этапы игры, но и даёт рекомендации, указания по ходу.

Перед началом игры воспитатель описывает все игровые материалы

Загадки

Это мотивационный приём, использующийся перед началом игры. Часто загадками педагог делает переход от непосредственной учебной деятельности к игровой. Так, при изучении темы «Птицы» перед тем, как давать задание на поиск сходств и отличий между отдельными пернатыми, но после того, как воспитатель описал животных и дал прослушать издаваемые ими звуки, малышам предлагаются загадки о птицах. К примеру:

  • Кто так заливисто поёт О том, что солнышко встаёт? (Петушок);
  • Красные лапки, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь);
  • Чёрный, темноты темней, Нету птиц, его умней. На высокой ели — вон он. Это — старый, мудрый… (Ворон).

Во второй младшей группе, в отличие от первой, где все загадки были с договорками, вводятся классические образцы, то есть когда ответы на загадки не рифмуются с четверостишиями.

Угадывать содержимое волшебного мешочка куда интереснее с помощью загадок

Короткие рассказы

Небольшие сюжеты, предваряющие игру — это самый удачный мотивационный приём. Причём история может не только напрямую касаться хода игры, но и опосредовано, когда сказочный герой (игрушка или изображение на картинке) в качестве благодарности за помощь в решении учебных задач предлагает поиграть в игру.

На своей практике я использую этот приём так: после того как дети помогли Незнайке назвать изображённых на картинках насекомых (птиц, зверей, растений), он приглашает сыграть в игру, в которой нужно соединить разных по форме жучков с подходящей тенью. Если говорить о сказках, в которые игры вплетены, то это может быть история о том, как Лунтик собирается выйти погулять зимой, но совершенно не понимает, какую одежду надеть. Задача детей — помочь сказочному другу.

Наглядные

Образно-зрительное восприятие у детей является ведущим, поэтому для полного понимания условий игры малышам нужно видеть:

  • картинки, на которых изображены персонажи игры или играющие ребята;
  • образец действий, то есть игру, от начала и до конца выполненную педагогом;
  • эстетичные и удобные материалы для игры.

    Изображения на картинках должны быть крупными

Практические

После того как воспитатель продемонстрировал все игровые действия, дети переходят к самой игре, что само по себе является практическим осмыслением деятельности. Кроме того, после игры малыши могут выполнять рисунки, аппликации по мотивам забавы.

Например, распределяя корм между лесными животными, я даю детям задание или нарисовать орешки для белочки, или приклеить их в виде аппликации.

Создание рисунков, аппликаций по мотивам игр — это практический способ закрепить материал

Каким образом дидактические игры помогают изучать математику?

Сформировать представление о соотношении цифр и чисел, их количества и написания. Малыш должен четко понимать, какое количество предметов соответствует каждой цифре. Возможность измерить нарисованный символ позволяет легче понять принципы арифметики;
Происходит развитие ориентации во времени и пространстве. Получая новый опыт, рассматривая предметы с разных сторон, ребенок учится понимать и воспринимать абстрактные понятия;
В процессе игры через постоянный результат определенных действий ребенок учится делать выводы

Позволяет привлечь внимание ребенка к тем предметам, которые не интересуют его в обычной жизни.
Развитие мышления и математических способностей дают возможность ребенку видеть новое и интересное в уже изученном материале;
Через эмоциональное восприятие прививается интерес к учебе, что является важным фактором при дальнейшем обучении в школе.

Любое занятие можно преобразовать в дидактическую игру. Нужно добавить некоторые элементы игрового поведения и предложить ребенку не учиться, а играть. Во время игры вводить новые термины и понятия, отображая их действием.

Какие виды дидактических игр используются для изучения математики?

1. На изучение счета; 2. На ориентацию в пространстве; 3. С геометрическими фигурами; 4. Игры на логику и развитие математического мышления.

Какую роль играют дидактические игры в математических способностях?

Благодаря тому, что в дидактических играх происходит изучение различных предметов через складывание, перебирание и разбор предметов ребенок запоминает формы, размеры, цвета и др. Начинает ассоциировать названные предметы с их изображением.

Решение поставленной в игре задачи требует от ребенка применения имеющихся знаний и стимулирует бурную деятельность. Достигая результата, он получает удовольствие от проведенной игры и закрепляет положительное отношение к изученному материалу.

Необходимость сосредоточиться и обдумывать материал для получения правильного ответа развивает у ребенка внимательность и наблюдательность. Состояние поиска ответа расширяет внутренний мир ребенка и положительно влияет на его общее развитие.

В процессе игры происходит формирование математических основ в легкой, привычной для ребенка форме. Полученные таким образом знания становятся частью малыша и быстрее начинают применяться им в обычной жизни.

Игры на изучение геометрических фигур и подсчет формируют базовые представления и позволяют запоминать необходимую информацию. Обучение счету ребенка, который играл с цифрами проходит проще, так как он уже на подсознательном уровне усвоил основы этого знания.

Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»

Игра направлена на развитие мышления, умения распределять животных на группы и формирование умения соотносить изображение животного с их местом обитания.

В комплект входят:

  • 2 игровых поля;
  • 12 карточек с изображением животных.

Правила игры: Ребёнку предлагается разложить карточки с животными, ориентируясь на их место обитания.

Также, используя материалы данной игры, с детьми можно поиграть в игру: «Угадай по описанию». Для игры в этом случае нам понадобятся только карточки с изображением животных. Задача ребёнка взять карточку и не показывая её остальным описать животное, а задача остальных детей угадать это животное.

Дидактические игры своими руками — мастер-класс

Первым делом требуется сделать деревья. Но для того, чтобы они поместились в будущую коробку, стоит измерить ее ширину и длину — величины должны или соответствовать, или быть больше макета дерева. В нашем случае это примерно формат А4 (мы использовали коробку от сухого завтрака). Рисуем будущее дерево на бумаге и вырезаем его.

Рисовать можно сразу на картоне, если вы не боитесь прогадать с размером. Вырезаем деревья из толстого картона и обклеиваем самоклеющейся бумагой. Можно приклеить детали из фетра, если зеленого цвета достаточно в запасах.

Следующий шаг в создании дидактического материала своими руками для наших любимых малышей — фрукты. Для них мы тоже готовим выкройки из обычной белой бумаги.

Для каждого фрукта сделана одна выкройка — ее мы прикладываем к тонкому картону и обрисовываем. Картонных заготовок для дидактической игры нужно сделать столько, сколько будет фруктов. У нас это 7 слив, 6 яблок и 5 груш

Внимание! Вырезать макеты из тонкого картона нужно с отступом внутрь на 3-4 мм, чтобы потом было удобнее их вкладывать между двумя слоями фетра

По выкройкам из простой бумаги нужно сделать заготовки из фетра для фруктов. Для этого подбираются оптимальные цвета и вырезается вдвое больше плодов, чем у нас уже есть картонных заготовок.

Важно правильно подобрать цвет нитей для деталей. Если у вас нет мулине подходящих цветов, то можно все фрукты обшить одним цветом — например, белым

Теперь сшиваем половинки, вложив центр по одной картонной заготовке. Фрукты для дидактической игры готовы!

Чтобы ребята ДОУ смогли собирать с деревьев урожай, нужно сделать тарелки или корзинки. Аналогично вырезаем выкройки для 3 тарелок.

Сшивать детали тарелок лучше черным или другим контрастным цветом, чтобы имитировать углубление в них.

Чтобы сделать разными детали дидактической игры, можно смастерить для деревьев листики. Их можно сделать своими руками из того же фетра, а можно вырезать из картона или прорезиненной бумаги, как в нашей игре. Украсить игру можно и яркими цветками, сделав импровизированную лужайку вокруг деревьев. Большой плюс — дополнительные аксессуары вроде птичек, зайчиков или других зверюшек, которые будут собирать с детками созревший урожай. Наша дидактическая игра своими руками готова!

Осталось преобразить коробку для дидактической игры. Для этого обклеим имеющуюся коробку самоклеющейся бумагой, лучше белой. Распечатаем на принтере название игры и приклеем широким скотчем к уже обклеенной коробке.

Каждый миг, проведенный ребенком за самодельной дидактической игрой, содержащей элементы математики и логики, приближает его к большему пониманию окружающего мира. Он развивает мелкую моторику рук, узнает что-то новое, учится общаться со сверстниками и педагогом. Дидактическая игра — важный элемент занятий воспитателя в младшей, старшей и средней группах. Создавайте для малышей здоровую правильную атмосферу, даже в играх.

Крестики-нолики в изысканном исполнении

До недавнего времени для этого популярного развлечения достаточно было листка из тетради и пары карандашей, теперь делают настоящее игровое поле из 9 квадратов и десяти мелких предметов для выкладывания –постоянный и привлекательный инвентарь. «Крестиками» и «ноликами» послужат бусины двух цветов, пуговицы, окрашенные камушки, деревянные нарезки – все, что подскажет фантазия или окажется под рукой.

Для поля подойдет картон, дерево, ткань, пластик, главное, чтобы было эстетично и вызывало желание поиграть. Красивое решение – диванная подушка с вышитой решеткой и кармашком на обратной стороне для хранения фетровых кружков двух цветов.

Картотека дидактических игр для средних групп детского сада

В средней группе картотека игр может составляться по темам:

«Ребенок и здоровье». Для изучения распорядка дня, детям предлагается рассмотреть картинки с изображениями распорядка дня и расположить их по порядку и прокомментировать: утро начинается с зарядки, завтрака и т.д

Такая игра знакомит детей со здоровым образом жизни, развивает речь, внимание и память. «Полезные продукты»

Запомнить фрукты и овощи помогут следующие игры: дети достают из мешочка муляж какого-либо продукта и описывают его («это яблоко, оно круглое, красное и гладкое); педагог называет характеристики фрукта/овоща, а дети отгадывают его; дети пробуют с закрытыми глазами продукты и называют их, говорят какой у фрукта/овоща вкус

«Полезные продукты». Запомнить фрукты и овощи помогут следующие игры: дети достают из мешочка муляж какого-либо продукта и описывают его («это яблоко, оно круглое, красное и гладкое); педагог называет характеристики фрукта/овоща, а дети отгадывают его; дети пробуют с закрытыми глазами продукты и называют их, говорят какой у фрукта/овоща вкус.

«Опасные предметы»

Цель таких игр – познакомить детей с опасными предметами, которыми не следует играть или брать без разрешения взрослых. Например: воспитатель подготавливает карточки с опасными и безопасными предметами и просит воспитанников разложить их в две группы, объясняя свой выбор. Можно усложнить задание, предлагая рассказать детям, к каким травмам могут привести опасные вещи (порез, ушиб и т.д.).

Развивающие игры для детей, настольные игры для детей, настольные игры скачать, настольные игры распечатать, игры логические, игры развивающие бесплатно

Многие родители сейчас настолько заняты, что в повседневной суете не находят и часа чтобы поиграть вместе с ребенком. Выбирают и покупают игрушки такие, чтобы ребенок играл в них сам и не просил играть с ним вместе. А между тем совместные развивающие игры с родителями очень важны для ребенка, в ходе таких игр ребенок развивает мышление, воображение, может свободно и непринужденно пообщаться, да и вы сможете вместе посмеяться и повеселиться от души. На нашем сайте вы всегда сможете для своих детей разнообразные настольные игры скачать, распечатать и весело и с пользой провести совместный вечер.

Одним из самых популярных настольных игр для детей является лото

Хоть это и простая игра, однако лото развивает у малыша внимание, память, способствует увеличению словарного запаса, в зависимости от варианта картинок учит его навыкам счета, буквам алфавита, познакомиться с миром животных, растений, узнать много нового и полезного об окружающем мире

Здесь мы предлагаем вам развивающую игру для детей лото «Угадай кто это животное», которая состоит из 9 игровых полей с картинками животных и 3 листами для вырезания

Этот вариант лото нацелен на развитие у малыша внимание и памяти. На картинках изображены животные, каждое из которых словно спряталось за разноцветные шары, а малышу нужно найти недостающую часть картинки, положить кружочек с деталью на картинку и назвать кто это. Играя в эту игру ребенок сможет познакомиться с дикими и домашними животными, и некоторыми птицами и насекомыми, на картинках изображены: корова, кошка, тигренок, гусь, лягушка, бабочка, черепашка, собака, панда, олененок, змея, белка, медвежонок, жираф, леопард, обезьянка, поросенок и зебра

Играя в эту игру ребенок сможет познакомиться с дикими и домашними животными, и некоторыми птицами и насекомыми, на картинках изображены: корова, кошка, тигренок, гусь, лягушка, бабочка, черепашка, собака, панда, олененок, змея, белка, медвежонок, жираф, леопард, обезьянка, поросенок и зебра.

Такой вариант игры подойдет для малышей 2 — 3 года. Распечатайте листы с материалами игры на цветном принтере, разрежьте на карточки и вырежьте кружочки с деталями картинок. Положите перед малышом карточки, а сами по одной показывайте кружочки, малыш должен сравнивать картинку и кружочкам, искать подходящую, а затем раскладывать их поверх цветных кружков.

Также материал этой игры можно использовать как шаблоны для аппликации с ребенком, малышу очень понравится искать кружочки с деталями картинок и приклеивать «хвостики» к животным.

Играть в эту игру можно и с одним малышом и с группой детей, дома или в детском саду.

Скачать материалы игры вы можете в конце публикации.

Удачи Вам и интересных и полезных игр!

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

Развивающая игра «Угадай кто это животное?» для малышей 2 — 3 года

  1. Развивающая игра «Учимся считать от 0 до 10», лото для детей 2, 3, 4, 5, 6 лет с цифрами и картинками
  2. Развивающая игра для детей 1-2-3 года лото «Изучаем геометрические фигуры»
  3. Угадай чья тень? Дидактическая настольная игра для детей 1, 2, 3, 4 года
  4. Развивающая настольная игра «Что вокруг нас» для детей 2,3,4,5 лет распечатать
  5. Детская игра про овощи, лото для детей своими руками «Овощи и фрукты» 

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» в средней группе

Игра закрепляет представления об основных геометрических формах, учит определять их тактильно. Для занятия подготовьте небольшие фигуры: плоские – круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, либо объемные, это более сложный вариант, – шар, куб, пирамиду, конус, параллелепипед, цилиндр. Фигуры положите в мешочек.

Правила игры: засунуть руку в мешочек, нащупать одну из фигур, не вынимать ее сразу, а сказать, что это за геометрическая форма. Затем уже достать фигуру, чтобы все убедились, что ответ правильный. Дети играют поочередно, каждый в свою очередь берет только по одному предмету, победителем оказывается тот, кто верно назовет максимальное количество фигур. Если игрок ошибся, ведущий обращается к другим детям, они дают фигуре правильное название.

Кроме геометрических форм, для этой игры подходит набор деревянных игрушек Вальда. В нем 30 предметов размером до 4 см. Все игрушки – узнаваемые объекты: шишки, елочки, желуди и прочее. Изделия выполнены из древесины, текстурно одинаковы, поэтому игроку проще сосредоточиться на определении формы.

Старшая группа

Детям постарше можно предложить образовательную игру, направленную на развитие грамматического строя речи. Цель игры – обучение согласованию частей речи, формирование связного произношения, навыка внешнего и качественного описания объектов.

Для игры подготовьте мешочек, в который положите фрукты и овощи разного размера, цвета и формы. Ведущий держит мешочек, по очереди подзывает игроков. Вышедший игрок опускает руку в мешочек, берет один из предметов, на ощупь угадывает, что это. Затем, не называя объект, описывает его другим участникам. Дети стараются угадать, что нащупал их товарищ.

Важно, чтобы описание, даваемое игроком, было четким, развернутым и подробным. Ребенок должен не просто произносить отдельные прилагательные и существительные, а строить фразы

Например, в мешочке нащупана морковка. Игрок говорит товарищам примерно следующее: «Она длинная, оранжевая, сужается к концу, с зеленью на верхушке, твердая, сладкая».

Дидактические игры своими руками — математика бывает интересной

Чтобы сделать дидактическую игру своими руками, необходимо для начала подготовить и, что очень важно, рассчитать материал. Назовем ее «Собирай урожай» — ребята смогут три вида фруктов разложить на три разных дерева, а потом собрать их в тарелки, оставив листья

Когда малыши подрастут, они смогут играть в эту дидактическую игру уже с другим интересом: считать, каких фруктов они собрали больше или меньше, раскладывать поровну всем детям.

Для дошкольников в детском саду важно не просто играть, но и усваивать новые знания. В дидактической игре «Соберем урожай» дошкольники приходят к мысли, какие именно фрукты растут на деревьях, что это именно фрукты

Они могут рассказывать, какие на вкус плоды в каждом отдельном случае, делиться своим мнением о них, а это уже развитие речи. Приступим!

В чем важность использования дидактических игр?

  • Обучают ребенка в легкой и понятной форме;
  • Развивают физические и умственные способности детей через работу с различными предметами и материалами;
  • Необходимое речевое сопровождение развивает речь ребенка;
  • Формируют представления у ребенка о правильном поведении;
  • Вызывают интерес к трудовой деятельности;
  • Способствуют физическому развитию.

Важные аспекты использования дидактических игр

Играя с ребенком в дидактические игры разных видов нужно не допускать в поле зрения ребенка другие предметы

Освободите пространство для занятия, чтобы малыш мог сконцентрировать свое внимание, понять и принять правила;
Игра должна соответствовать возрасту и развитию ребенка. Если задача слишком легкая, то ребенку будет скучно

Сложная задача может вызвать отторжение. Основная задача дидактической игры – стимулировать активность ребенка в познании нового материала;
Четко формулируйте для себя цель занятия и задачи, которые нужно достигнуть. (Ознакомление, закрепление, развитие);
У дидактической игры должен быть четкий алгоритм действий для достижения цели. Правила позволяют ребенку сдерживать себя и сконцентрироваться на порядке выполнения в занятии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: