Учебный год

Как и каким образом можно организовать процесс повышения профессионального уровня?

Для того чтобы быть в тренде, современному воспитателю необходимо систематически следить за новостями в области дошкольной педагогики и психологии, знакомиться в передовым педагогическим опытом, находиться в постоянном общении с коллегами, работать над повышением общей эрудиции и совершенствованием педагогического мастерства, знакомиться с нормативно-правовой базой дошкольного образования и анализировать собственный профессиональный опыт.

Дополнительное развитие педагога — обязательная часть, которая включена в план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. План содействует систематизации работы, является отражением результативности деятельности воспитателя, создает возможности для перспектив общения с детьми.

Общая картина работы педагога по самообразованию

Тему самообразования я уже неоднократно затрагивала на страницах блога, но вот о плане вроде не говорила еще. Как ни крути, но в начале каждого учебного года все воспитатели должны выбрать и утвердить этот самый план. Тему выбираем в соответствии с планом работы ДОУ, а также с индивидуальным планом работы на год.

То есть, если у вас тема развитие мелкой моторики посредством пальчикового театра, то весь год по плану вы должны обязательно реализовывать свою тему с детками. Вот мы весь учебный период фиксируем этапы самообразования в специальную тетрадь, где отмечаем все, что было сделано именно по теме.

Что включает в себя работа по самообразованию:

  • Изучение тематической литературы (скрупулезно записываем всех авторов и названия их работ);
  • Посещение семинаров, участие в вебинарах, курсах, лекциях и т.п.;
  • Проведение открытых занятий для коллег, выступление с докладами, рефератами, консультирование по теме самообразования родителей и коллег;
  • Практическая деятельность с детками: занятия, кружки, диагностика, праздники, утренники и т.п.

К концу учебного года обязательно пишем отчет по самообразованию и выступаем с ним на педагогическом совете. Аттестация тоже не пройдет гладко без качественно составленных материалов по проделанной работе. Если подойти к вопросу не как к обязаловке, а как к возможности углубить свои знания и приобрести новые навыки, то процесс самостоятельной подготовки вас захватит. Глядишь, и на авторскую методичку хватит материала!

Ведь для современного педагога стремление к самосовершенствованию должно быть естественным. Мы не имеем права быть закостенелыми, старозаветными, что ли. Наши детки постоянно ставят нас в тупик, поэтому поиск новых форм обучения и развития современных дошкольников – наша первейшая задача. А для этого нужно учиться, учиться…

Тем более что в современном мире информация теряет свою актуальность через 5 лет. Это так статистика утверждает. Итого, знания, которые нам вложили в голову в училище или институте, устарели…

Чтобы не вам искать долго тематические материалы, этот труд взяла на себя я.

Примерные темы самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС (2017 год и позднее)

В соответствии с выделенными направлениями темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС могут быть следующими:

  • Методы и средства амплификации развития дошкольника.
  • Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
  • Индивидуальный подход в дошкольном образовании.
  • Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности.
  • Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
  • Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.
  • Воспитание доброты у дошкольников.
  • Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание целеустремленности у воспитанников ДОУ.
  • Воспитание честности и правдивости у дошкольников.
  • Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
  • Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
  • Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
  • Ознакомление дошкольников с биоценозом леса (луга, водоема).
  • Формирование у дошкольников представлений о космосе.
  • Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
  • Формирование у дошкольников представлений о форме величине, пространственных отношениях объектов.
  • Формирование у дошкольников понятия числа.
  • Развитие форм общения у дошкольников.
  • Развитие связной речи детей дошкольного возраста (в общении, игре).
  • Обучение детей 4-7 лет элементарному анализу литературного произведения.
  • Обучение дошкольников пересказу литературных произведений.
  • Обучение дошкольников выразительному чтению стихотворений.
  • Творческое рассказывание в детском саду.
  • Обучение грамоте в ДОУ.
  • Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
  • Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
  • Формирование у детей раннего и дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
  • Создание психологического комфорта в группе ДОУ.
  • Компьютерные технологии в дошкольном образовании.
  • Преемственность дошкольного и начального образования.
  • Психолого-педагогическая помощь в семье в воспитании и развитии дошкольников.

В 2016 году во ФГОС были внесены изменения и дополнения, в частности, об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим одной из тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2017 может быть:

«Инклюзивное образование в условиях ДОУ».

Помимо тем по конкретному направлению, можно выбрать тематику, касаемо работы дошкольного учреждения в целом:

  • Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
  • Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
  • Разработка парциальных программ дошкольного образования.
  • Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.

В перечне тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2017 может быть заявлена тематика:

  • Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
  • Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Качество дошкольного образования: критерии оценки.
  • Общественные отношения в дошкольном образовании.

Темы по самообразованию: ранний возраст

Темы по самообразованию: ранний возраст

Апрель 25th, 2021 adminТемы по самообразованию:

ранний возраст

Уважаемые коллеги!

В этой статье представлены основные формулировки тем по работе с детьми раннего возраста. Вы можете самостоятельно «сконструировать» формулировку, взяв начало предложения от одной темы, а окончание — от другой. Или можете посмотреть формулировки по детям дошкольного возраста, выбрать понравившуюся и подкорректировать её под ранний возраст.

  1. Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
  2. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
  3. Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  4. Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.
  5. Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр.
  6. Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм.
  7. Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.
  8. Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности.
  9. Формирование предметных действий у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  10. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.
  11. Формирование элементарных представлений у детей раннего возраста об изобразительном искусстве в процессе продуктивной деятельности.
  12. Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности.
  13. Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности.
  14. Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром.
  15. Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством краеведения.
  16. Формирование основ экологической культуры у детей раннего возраста посредством приобщения к природному миру родного края.
  17. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе предметной деятельности.
  18. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности.
  19. Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр.
  20. Формирование основ диалогической речи у детей раннего возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе.
  21. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством применения нетрадиционных техник рисования.
  22. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром посредством проектной деятельности.
  23. Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в игровой деятельности.
  24. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в продуктивных видах деятельности.
  25. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством ознакомления с малыми формами фольклора.
  26. Речевое развитие детей раннего возраста в процессе приобщения к устному народному творчеству.
  27. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования.
  28. Речевое развитие детей раннего возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры.
  29. Формирование звуковой культуры речи детей раннего возраста посредством малых форм народного фольклора.
  30. Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством коммуникативных игр.
  31. Формирование первичных представлений о мире у детей раннего возраста посредством речевой деятельности.
  32. Приобщение детей раннего возраста к здоровому образу жизни посредством закаливания.
  33. Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе подвижных игр.
  34. Взаимодействие с родителями по оздоровлению детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.
  35. Взаимодействие с родителями по речевому развитию детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт. detstvogid.ru

Цели и задачи самообразования воспитателя

В первую очередь следует четко осознать, что такое самообразование воспитателя. Это способность педагога самостоятельно получать новые профессиональные знания и навыки. Какова цель такой работы? Это усовершенствование образовательного процесса за счет повышения уровня теоретического и практического мастерства педагога.

Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа) предполагает постановку следующих педагогических задач:

  • оценка возрастных особенностей детей, определение проблемных моментов в работе с малышами;
  • ознакомление с методическими новинками;
  • применение современных педагогических веяний на практике, организация учебного и воспитательного процесса с учетом современных требований и использованием инновационных технологий;
  • совершенствование и повышение уровня профессионального мастерства.

Образцы заполнения плана и другой отчётности по ФГОС

Некоторые документы и отчёты оформляются педагогом в свободной форме, однако существуют всё же некоторые требования к структуре и содержанию документации.

Годовой план самообразования воспитателя ДОУ поФГОС

Правильное оформление годового плана помогает в том числе при составлении итоговой отчётности.

Оформление титульного листа

Титульный лист документа должен содержать следующую информацию:

  1. Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение — детский сад общеразвивающего вида №…).
  2. Наименование документа (план по самообразованию педагога).
  3. Сведения о педагоге: Ф.И.О. педагога.
  4. Стаж работы.
  5. Квалификационная категория и дата её присвоения.

Название темы.
Учебный год.
Возрастная группа.
Год.

Оформление второй страницы

Тема: «…».

Цель: «…».

Задачи (примерный перечень):

  • повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения собраний педагогов, самообразования…);
  • разработать перспективный план работы с детьми;
  • подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • организовать работу кружка, создать учебную программу;
  • оформить в группе уголок…;
  • подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
  • подготовить (принять участие) в семинаре…;
  • подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«…».

Таблица: формы работы по месяцам

Месяц Формы работы
С детьми Педагогами Самообразование Родителями
Сентябрь Диагностика ЗУН (знаний, умений, навыков) детей
  • Организовать работу кружка;
  • создать учебную программу;
  • изучить литературу
Консультация для родителей: «…»
Октябрь Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка
Ноябрь Оформление папки передвижки. Тема: «…»
Декабрь Оформить в группе уголок… Оформление папки передвижки. Тема: «…»
Январь
Февраль Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»
Март
Апрель Развлечение «…»
Май Диагностика Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год
Июнь Выставка детских работ Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу Консультация для родителей: «…»
Июль
Август

Выход темы (представление практического применения)

Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:

  • провести открытое занятие (коллективный просмотр…);
  • подготовить (участвовать, провести) семинар;
  • провести мастер-класс для педагогов по указанной теме;
  • оформить папку-передвижку;
  • составить сборник консультаций для родителей;
  • составить отчёт о проделанной работе за учебный год.

В каждом случае необходимо обозначить используемую тему, а также дату (месяц) презентации.

Оформление списка литературы

В конце плана нужно указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство — для каждого пункта в списке.

Как оформить тетрадь по самообразованию

Это ещё один спутник сотрудника дошкольного образовательного учреждения в педагогической работе.

Оформление титульного листа

Титульный лист документа должен содержать следующую информацию:

  1. Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение — детский сад общеразвивающего вида №…)
  2. Наименование документа (Тетрадь…)
  3. Сведения о педагоге: Ф.И.О. педагога.
  4. Стаж работы.
  5. Квалификационная категория и дата её присвоения.

Дата начала ведения.
Год.

Внутренние страницы

Каждая тема должна быть указана отдельно. Необходимо также обозначать год и группу. По каждой теме заполняется специальная табличка.

Таблица: план работы по месяцам (бланк)

Формы работы
С детьми С педагогами Самообразование С родителями
сентябрь

Перспективный план самообразования педагога

План должен содержать следующие данные:

  1. ФИО воспитателя.
  2. Группа.
  3. Стаж работы.

Пять этапов плана по самообразованию к теме экология

I этап – информационно – аналитический. Подбор темы по самообразованию для воспитателей

На этом этапе изучается психолого – методическая литература и подбираются экологические темы по самообразованию для воспитателей. Составляется перспективный план работы, организуются выставки игр и пособий, обобщаются опыты работы по экологическому воспитанию дошколят, вместе с родителями организуется выставка поделок из овощей, фруктов и листьев.

II этап – внедрение в практическую деятельность

На этом этапе разрабатывается программно – методическое обеспечение процесса образования. Формой распространения опыта является:

  • календарно-тематическое планирование;
  • наглядный материал;
  • просмотр педагогической деятельности;
  • подготовка памяток, анкет рекомендаций и советов для родителей, педагогов и детей;
  • подборка методического оснащения и пополнение методической копилки;
  • составление перспективного рабочего плана.

V этап – мероприятия для детей

На данном этапе проводятся мероприятия для ребят «Осенние дары», «Природный мир глазами ребят», подготавливаются стенгазеты «Мир экологии в жизни малюток», «Берегите природные богатства», «Маленький эколог», «Зеленая аптечка». Загадываются загадки, декламируются стихи по экологии, проводятся наблюдения, тематические прогулки и изготавливаются плакаты в защиту природного мира.

Для дошколят экология в Доу и самообразование педагогов направлено на создание и реализацию таких развлекательных замыслов, как:

  • обогащение и систематизирование знания дошколят об экологии, природном мире, предметах и явлениях внешнего мира;
  • развитие памяти, внимания, воображения, мышления, речи, сенсорики дошколят;
  • формирование желания действовать с различными игрушками и играми, побуждение к творчеству в игре, самостоятельности и инициативы;
  • воспитание творческой самостоятельности, формирование дружелюбия, дисциплинированности;
  • воспитание культуры честного соревнования в соревнованиях.

Самообразование воспитателя в Доу по экологии возрастает вместе с размышлением над тем, чего не хватает нашим малышам. Многие педагоги занимаясь самообразованием, пришли к выводу, что дошколята являются равнодушными к окружающему миру, не замечают тот или иной природный объект, у них нет чувства единого целого с природой.

По мнениям многих педагогов, для понимания экологии и природного мира, ребенку необходимо дать не только знания о ней, а научить слушать и сопереживать природным явлениям, научить видеть, как зеленеет травка, как поют птицы, какой звук издает ветер. Тогда обогатится и внутренний мир малышей. Но без обучения самого педагога и обогащения опыта работы не обойтись, поэтому для воспитателя будут полезны следующие вебинары:

  • «Как организовать зону природы в ДОО: методический инструментарий для воспитателей»;
  • «Виртуальные экскурсии в ДОО как средство экологического воспитания дошкольников».

Таблица: пример плана работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы (фрагмент)

Автор
Калинина С.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад» №130, г

Дзержинска, Нижегородской области
Название
«Развитие мелкой моторики дошкольников»
Цель
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи

Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность,
улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук,
улучшить общую двигательную активность,
содействовать нормализации речевой функции,
развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность,
создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Литература

Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик

Пальчиковые игры. – М.: Карапуз, 2007.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Данилова Е. Пальчиковые игры. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2006.
Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом«Литера», 2006.
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».

Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, мозаики. Они отказываются от любимых другими детьми видов деятельности (например, лепки), не успевают за ребятами на занятиях.Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными…&gt,
Этап теории(сентябрь-октябрь)
Практический выход:
изучение нормативных документов по проблеме (ФГОС, примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы),
изучение методической литературы, материалов интернет-ресурсов: Международный образовательный портал МААМ. RU – http://www.maam.ru, социальная сеть работников образования «Наша сеть» — http://nsportal.ru.

Практика (ноябрь-апрель)
Практический выход:
консультация для родителей «Играем нашими пальчиками дома»,
консультация для воспитателей «Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»,
создание картотеки дидактических игр, наглядно-иллюстративных материалов (дидактические игры «Золушка»,«Найди игрушку», «Пуговки-застёжки», игры с бельевыми прищепками, «Сухой бассейн»),
открытое занятие педагогам ДОУ,
памятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»,
выставка книг по данной теме,
оформление папки-передвижки «Дидактические игры»,
выставка работ по дидактическим играм, способствующим развитию мелкой моторики.

Анализ результатов (май)
Практический выход: отчёт о проделанной работе за учебный год, выводы («Проанализировав проделанную работу, пришла к выводу, что работу по изучению данной темы необходимо продолжить: делиться опытом работы в интернете, участвовать в деятельности городских методических объединениях, выступать на педсоветах, участвовать в интернет-конкурсах, а также работать над созданием своего сайта»).
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/plan-raboty-po-samobrazovaniyu-1-mladshaja-grupa-1.html

Папка по самообразованию воспитателя детского сада

В начале учебного года воспитатель разрабатывает план по самообразованию на определённый период в соответствии с выбранной темой. В течение отведённого периода, согласно плану, педагог фиксирует проведённую работу и подшивает в папку. В конце периода работы воспитатель подготавливает отчёт о проделанной работе.

Воспитатель должен ответственно подойти к своему саморазвитию, так как он является главным источником информации для детей на определённом этапе взросления, наставником, к которому дети прислушиваются. И чем многогранней личность воспитателя, тем больше возможностей будет предоставлено детям для раскрытия собственных способностей.

Оформление папки по самообразованию педагога младшей группы

Результаты работы напрямую зависят от методически грамотного оформления результатов каждого этапа ознакомления с темой и её практического воплощения. Все материалы удобно оформить в единую папку, структура которой может выглядеть следующим образом:

  • титульный лист (указывается название работы, имя педагога, опыт и стаж работы, категорию);
  • указание темы, целей и задач исследования;
  • определение форм работы с детьми, родителями и коллегами по теме (например, в теме «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника» одной из форм работы с детьми являются подвижные игры, описание которых подкрепляется иллюстрациями; для родителей проводится анкетирование «Роль спорта в жизни нашей семьи»; для коллег составляется презентация с перечнем используемых игр, а также предоставляется фотоотчёт по итогам мероприятия «Мама, папа, я — спортивная семья»);
  • перечень источников с полезными материалами;
  • описание практической деятельности воспитателя с датами (можно в виде циклов фотографий с развёрнутыми подписями);
  • презентация результатов практической работы (результаты исследований, поделки малышей, собственные методические разработки по теме).

Главный итог работы по самообразованию — успехи малышей

Самообразование — неотъемлемая часть педагогической деятельности воспитателя детского сада. Педагог должен искать, исследовать, внедрять инновации, постоянно повышать свою профессиональную компетентность. Иначе детям, обучение и воспитание которых проходит на базе застоявшихся методик и форм, будет очень сложно адаптироваться в мире постоянно развивающихся технологий и ускоряющегося ритма жизни.

Специфика самообразования методиста, старшего воспитателя

Методист дошкольного учреждения также занимается деятельностью по самосовершенствованию, поэтому он обязан быть хорошо осведомлен обо всех новейших разработках в области дошкольного образования. Ведь для остальных педагогов методист — своего рода эксперт в области того, что печатается и издаётся в последнее время по дошкольной педагогике. На прилавках магазинов сейчас можно встретить много литературы, не соответствующей научным требованиям.

Методист, как и все воспитатели, должен периодически повышать свою квалификацию. Каждый год он трудится над определённой темой, по которой составляет соответствующий план. Там прописываются цели, задачи деятельности, перечень конкретных аспектов самосовершенствования, предполагаемые результаты.

Что касается отчётности по выполненной работе, то часто она оформляется в виде презентации. Также специалист может подготовить доклад для выступления на районном методическом объединении.

Актуальность самообразования

Повышать свой уровень информированности это необходимость для человека любой профессии.

К сведению! Для педагога или воспитателя это тем более необходимо потому, что его задача — научить детей жизни в обществе, умению адаптироваться в нём в условиях стремительных изменений, которые произошли и происходят последние несколько десятилетий.

И это возможно выполнять с успехом, если младший педагог или уже профессионал имеет представление об этих изменениях.

Начальный уровень воспитателя требует самообразования

Формы самообразования

Самообразование воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) может реализовываться в следующих формах:

  • Изучение последних нормативных документов, связанных с различными точками зрения на дошкольное воспитание.
  • Изучение методических пособий и проектов по своей специализации, чтение специализированных журналов по вопросам дошкольного образования.
  • Знакомство с передовым опытом других ДОУ, изучение новейших программ в области воспитания детей, освоение инновационных педагогических программ.
  • Личностное самосовершенствование.

Если рассматривать самообразование в более широком аспекте, то возможны также следующие формы:

  • Педагогический совет — коллективное обсуждение актуальных вопросов воспитания детей. Они могут проходить как по определённым темам, так и по общим вопросам.
  • Обучающий семинар — повышение теоретического уровня воспитателя. В рамках семинара педагогам необходимо выполнять конкретные задания для закрепления полученных знаний.
  • Курсы повышения квалификации, по окончании которых воспитателю необходимо выполнить итоговое зачётное задание для получения сертификата или диплома.
  • Открытые занятия, которые можно посещать самому, перенимая опыт коллег, и проводить их, демонстрируя свои знания, опыт, теоретическую подготовку. В последнем случае, анализируя открытое занятие, воспитатель подмечает сам или с помощью коллег слабые места своих методов работы.
  • Педагогический тренинг, проводимый опытными воспитателями, на котором появляется возможность развивать собственные навыки.

Перспективный воспитатель всегда развивается

Самообразование воспитателя ДОУ в любой форме преследует следующие цели:

  • Получение дополнительных знаний общепедагогического или психологического характера для улучшения собственных методов обучения и воспитания.
  • Углубление имеющихся знаний по применяемым методикам.
  • Овладение последними достижениями в педагогике, передовым опытом в области дошкольного воспитания.
  • Повышение собственного низкого или среднего уровня развития до высшего (английский язык, география, обществознание, пальчиковая гимнастика).

К сведению! В процессе самообразования воспитатель обязательно должен чётко понимать конкретные цели, которых он желает достичь. Без этого эффективность данного процесса будет минимальной, так как будут отсутствовать критерии оценки результатов.

Выбор темы

Тему для самообразования воспитатель выбирает сам. Для облегчения выбора существует два критерия:

  • Требование к изучению темы извне, которое формулируется в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
  • Слабые места в работе самого воспитателя — недостаток опыта или знаний в некоторых вопросах воспитания.

Классное самообразование получается по ФГОС

Согласно этим критериям, прежде чем выбирать тему, следует ознакомиться с нормативами ФГОС и проанализировать свою работу.

К сведению! Если воспитателю самому сложно сформулировать тему для саморазвития, то он может выбрать её направление, в котором желает развиваться, а идеи для темы можно почерпнуть в ФГОС или учебных программах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: