Специфика самообразования методиста, старшего воспитателя
Методист дошкольного учреждения также занимается деятельностью по самосовершенствованию, поэтому он обязан быть хорошо осведомлен обо всех новейших разработках в области дошкольного образования. Ведь для остальных педагогов методист — своего рода эксперт в области того, что печатается и издаётся в последнее время по дошкольной педагогике. На прилавках магазинов сейчас можно встретить много литературы, не соответствующей научным требованиям.
Методист, как и все воспитатели, должен периодически повышать свою квалификацию. Каждый год он трудится над определённой темой, по которой составляет соответствующий план. Там прописываются цели, задачи деятельности, перечень конкретных аспектов самосовершенствования, предполагаемые результаты.
Что касается отчётности по выполненной работе, то часто она оформляется в виде презентации. Также специалист может подготовить доклад для выступления на районном методическом объединении.
Формы представления результатов
По истечении каждого этапа работы педагог оформляет и представляет свои результаты. Формы, в которых он это может сделать, также включены в план по самообразованию воспитателя ДОУ.
Они могут быть следующими:
Собеседование с руково-дителем методического объединения или со старшим воспитателем;
Выступление на заседании методического объединения или на ;
Открытые занятия;
Реферат, презентация или индивидуальный творческий проект.
Стоит отметить, что в начале учебного года, после того как педагоги определились с темами, должен быть составлен общий план самообразования старшего воспитателя ДОУ.
Самообразование в области экологии
Как должен быть составлен план самообразования воспитателя ДОУ? В старшей группе по экологии предполагается системная работа, поэтому необходимо саморазвитие педагога в данной области. Его деятельность должна способствовать правильному поведению малышей в природе, формированию у них навыков бережного отношения к растениям, животным.
В план работы воспитатель включает этапы:
1. Изучение методических материалов в педагогических изданиях.
2. Анализ нормативных документов.
3. Участие в семинарах, конференциях по экологическому просвещению дошкольников.
4. Создание уголка природы.
5. Составление дидактических экологических игр в ДОУ (старшая группа).
6. Участие в конкурсах, праздниках по данной тематике.
Памятка по самообразованию
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выбореПодбор литературы:
- Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
- Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
Составление плана изучения конкретной выбранной литературы
- Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
- Включите современные взгляды на проблему
- Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал
- По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
- Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
- Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
- Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.
- Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
- Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.
Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.
(https://festival.1september.ru/articles/417088/(Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками .
Как выглядит план самообразования воспитателя?
План работы по самообразованию, или План профессионального роста выглядит следующим образом:
Форма Индивидуальный план работы по самообразованию.
Тема: «____________________»
__________________________
(Ф.И.О. педагога)
__________________________
(специальность)
__________________________
(образование)
__________________________
(стаж педагогической работы)
__________________________
(квалификационная категория)
__________________________
(курсы повышения квалификации)
__________________________
(дата начала работы над темой)
__________________________
(предполагаемая дата окончания работы)
Тема: «__________________________________________________________________________________».
Цель: «__________________________________________________________________________________».
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
- Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете №… по теме: «_____________________________________»;
- Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «__________________________________________________________________________________»;
Практические выходы:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;
3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;
4. Оформление папки-передвижки. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;
5. Выставка работ. Тема: «_________________________________________________________________»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;
7. Проект. Тема: «_________________________________________________________________________»;
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература:
Автор, название, год издания, издательство.
Перспективный план самообразования педагога:
Выводы:
«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности».
Содержание работы | Практические выходы | ||
Изучение методической литературы | Сентябрь — май | 1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987. 2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998 3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010. 4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» — Мозаика-Синтез, Москва 2014. 5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991 6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980 | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Совместная деятельность по оформлению уголка дежурств в группе. | Оформление уголка дежурств. | |
Знакомство с профессией почтальона. | Экскурсия на почту. | ||
Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. | Конкурс рисунков «Кто любит труд, того люди чтут». | ||
Знакомство с профессией пекаря. | Экскурсия на хлебозавод. | ||
Изготовление поделок из лоскутков ткани. | Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки из лоскутков ткани. | ||
Посадка семян на рассаду. | Трудовой десант «Мы – огородники». | ||
Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. (Или подготовка видеосюжета, в котором дети рассказывают, кем они хотят стать, когда вырастут.) | Сборник детских рассказов (или видеосюжет для показа родителям на итоговом родительском собрании) «Кем я хочу стать, когда вырасту». | ||
Работа с семьёй | Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье. | Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье». | |
Подготовка информации для повышения педагогической компетентности родителей. | Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание в семье». | ||
Консультирование родителей. | Консультация для родителей «Какой труд доступен детям?» | ||
Привлечение родителей к изготовлению снежных построек на участке. | Трудовой десант «Зимние фантазии». | ||
Привлечение родителей к уборке территории детского сада. | Субботник «В апрельский день трудиться нам не лень». | ||
Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий. | Фотовыставка «Мы любим труд!» | ||
Самореализация | Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы). | Разработка картотеки игр по трудовому воспитанию. | |
Подготовка консультации для воспитателей «Трудовое воспитание дошкольников». | Выступление на педагогическом совете. | ||
Подготовка консультации для педагогов «Труд и формирование личности ребёнка». | Выступление на педагогическом совете. | ||
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
prodetskiysad.blogspot.com
Организация работы по темам
Каждая из тем требует аналитической работы. Анализируя литературу, педагог должен выделить основные мысли и идеи авторов, чтобы определить направление работы по данной теме
Например, если выбрана тема «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», воспитателю необходимо уделить особое внимание методике организации и общему содержанию работы по этой теме в различных возрастных группах детского сада
Одной из актуальных задач воспитания в детсаду является экологическое воспитание. Как составить план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС? Экология, например, должна включать занятия и беседы по ознакомлению с природой родного края, опытно-экспериментальную деятельность, работу с родителями, способствующую развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста.
План самообразования воспитателя ДОУ младшей группы должен охватывать работу по оценке возможностей, физиологических и психологических особенностей детей этой возрастной категории, обозначать круг проблем, касающихся работы с младшими дошкольниками, включать применение интерактивных методов обучения и современных методик раннего развития. Работа над темой может быть проведена с участием нескольких педагогов, которые непосредственно знакомы с задачами и целями ДОУ. Правильно организованный процесс самообразования предоставляет большие возможности для более глубокого развития личности и эффективного повышения профессиональной компетентности педагога.