Как выглядит план самообразования воспитателя?
План работы по самообразованию, или План профессионального роста выглядит следующим образом:
Форма Индивидуальный план работы по самообразованию.
Тема: «____________________»
__________________________
(Ф.И.О. педагога)
__________________________
(специальность)
__________________________
(образование)
__________________________
(стаж педагогической работы)
__________________________
__________________________
(курсы повышения квалификации)
__________________________
(дата начала работы над темой)
__________________________
(предполагаемая дата окончания работы)
Тема: «__________________________________________________________________________________».
Цель: «__________________________________________________________________________________».
- Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
- Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете №… по теме: «_____________________________________»;
- Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «__________________________________________________________________________________»;
Практические выходы:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;
3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;
4. Оформление папки-передвижки. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;
5. Выставка работ. Тема: «_________________________________________________________________»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;
7. Проект. Тема: «_________________________________________________________________________»;
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Перспективный план самообразования педагога:
Выводы:
Что представляет собой план по самообразованию на тему: «Воспитание любви к природе у дошкольников»?
Стандартный план включает перечень литературы, задачи и цели работы, конкретные методы, концепцию образовательной деятельности, самоанализ и отчет (самообразование), выводы и задачи на будущий учебный год. Основные направления, по которым ведется работа по экологическому воспитанию в детском саду, это беседы, наблюдение за природой во время прогулок и экскурсий, простые эксперименты с ветром, водой.
Творческие занятия обязательно включают темы природы, окружающей среды, животные, птицы
Я всегда акцентирую внимание деток на том, как беззащитна природа перед человеком, как важно не обижать дерево, животное, реку, нашу землю
Важно, чтобы ребята сами делали правильные выводы в результате беседы или после услышанного рассказа, стиха, сказки. В мозгу остается крепко-накрепко не та информация, которую заботливо вложил в голову ребенка взрослый, а та информация, которую малыш добыл самостоятельно
Нужно обращать внимание детей на очевидные факты отвратительного поведения людей на природе, на улице, рассказывать, к чему приведет загрязнение воды, воздуха, наших улиц, парков. Дети очень чувствительны к несправедливости и это хорошо, ведь разбудив совесть в раннем возрасте, трудно будет ее приспать во взрослой жизни
Самообразование воспитателя по теме «Экологическое образование дошкольников» – одновременно простое, но и с нюансами. По теме есть много литературы, материалов в Интернете, но многие педагоги игнорируют возможность общения с родителями. А ведь только во взаимодействии с семьей ребенка можно достичь поставленных целей воспитания личности.
Работа с родителями может быть организована в виде консультаций, личных бесед, совместных занятий и викторин. Также я делаю выставки рисунков деток, фотовыставки на тему экология, можно организовать совместный субботник.
Примерная памятка по самообразованию
Возможная проблема |
Пути решения |
1. Не могу определиться с темой самообразования |
¨ Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. ¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные. |
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе |
Подбор литературы: ¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным. ¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания? Составление плана изучения конкретной выбранной литературы ¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме ¨ Включите современные взгляды на проблему ¨ Используйте опыт работы других педагогов |
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал |
¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. ¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. ¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. ¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. |
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. |
¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов. ¨ Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий. |
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. |
¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми. |
Самообразование включает в себя несколько этапов:
1. Выбор направления и темы самообразования.
2. Формулирование цели и задач самообразования.
3. Определение круга источников информации.
4. Выбор формы самообразования.
5. Составление плана самообразования.
6. Определение результата самообразования.
7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
8. Отчёт.
Результаты самообразования могут быть следующими:
• повышение качества преподавания учебного предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования,
• разработка новых форм, методов и приемов обучения,
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,
• выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения,
• создание комплектов методических разработок,
• обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Критерии оценки эффективности самообразования.
Основными критериями самообразования учителя являются:
· эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников),
· творческий рост учителя,
· внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Показатели эффективности педагогического самообразования — это прежде всего качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Из «Примерной образовательной программы
обучающих курсов (тематического семинара)
«Роль самообразования в совершенствовании
профессионального мастерства педагога»» АПО Г.С. Хадасевич
источник http://nemsite.ru/samoobrazovanie/2013-12-09/lichnyy-plan-samoobrazovaniya-uchitelya
Основные функции самообразования
Определение 2
Возможность самостоятельно учиться требуется во всех видах деятельности без исключения, в том числе и в педагогической. М. Князева выделяет следующие функции самообразования:
- приобретение и накопление новых знаний (экстенсивная функция);
- осознание и принятие своего места в социуме (ориентировочная функция);
- устранение пробелов в полученном ранее образовании, например, школьном или университетском (компенсаторная функция);
- улучшение мышления и памяти, развитие творческих способностей, смена мировоззрения (функция саморазвития);
- преодоление узости профессионального мышления (методологическая функция);
- установление и изучение связей между областями науки, профессиями, временными периодами (коммуникативная функция);
- дополнение творческой деятельности, сопутствие ей (сотворческая функция);
- преодоление инерционности и косности мышления (омолаживающая функция);
- познание чувства полноты бытия, принадлежности к интеллектуальному прогрессу человечества (психологическая функция);
- создание и поддержание связи с остальным миром (геронтологическая функция).
Зачастую самообразование осуществляется в направлении общих идей, имеет целью преодоление профессиональной изоляции. Его обязательной частью является смена или корректировка жизненных целей и устремлений, рост конкретности понимания жизни и собственной деятельности. Эта часть самообразования особенно важна для учителя. С помощью средств культуры обогащается мировоззрение, а жизненная позиция выстраивается личностью и подтверждается обществом. Каждый преподаватель должен создать свою стратегию в профессиональной области, которая учитывает его личные интересы, специфику характера, требования к жизни. Образовательная линия движения должна вести к желаемой цели; она подразумевает, что каждая личность должна найти свой собственный путь обучения, который сполна удовлетворяет ее потребности в знаниях, образовании, квалификации, в физическом, интеллектуальном и нравственном развитии, помогает самостоятельно оценить свои способности и найти место на рынке труда.
Чтобы следовать намеченному плану, необходимо развить в себе способность к саморегуляции и самоорганизации.
Тема «Мелкая моторика»
Это понятие обозначает точность двигательных способностей рук. Данная функция способствует также и развитию речи ребенка.
Отчет воспитателя по самообразованию «Моторика» должен описывать актуальность темы. Эта функция способствует развитию интеллектуальных способностей малышей. При плохой моторике дети неловко держат карандаш и ложку, не способны самостоятельно застегнуть пуговицу и шнуровать обувь. Им порой трудно работать с пазлами, собрать детали конструкции и т. д.
Также в отчете указывается цель деятельности, которая состоит в развитии координации рук и мелкой моторики. Задачи работы, которые также должны быть описаны в данном документе, состоят в улучшении этих способностей у ребенка.
Далее следует описание форм работы с детьми, а также использованных методов и приемов. Это могут быть физкультминутки и самомассаж кистей рук, лепка фигурок из пластилина и конструирование из бумаги, рисование по трафаретам и дидактические игры, обучение шнуровке и игры с мозаикой, пазлами и т. д.
В заключение отчета должен быть проведен анализ проделанной работы, указано на улучшение моторики у детей. Также должно быть разъяснено и то, что малыши научились лучше понимать явления, происходящие в окружающем мире, легче адаптируются в обществе и практической жизни и стали более уверенными в себе и самостоятельными.
Минусы самообразования
отношение работодателей, которые требуют подтверждение вашей квалификацииОграниченность сфер для самообразования.Например, вы можете знать всю анатомию, фармакологию, освоить все протоколы лечения, разобраться в методах диагностики, научиться распознавать заболевания, читать анализы и даже подбирать план лечения распространенных патологий, но как только вы, не дай бог, столкнётесь с инсультом у человека, с асцитом, с ТЭЛА — всё, единственное, на что вы будете способны, это мокрыми ручками набрать 03 и отогнать зевак. Вы даже поймёте, что случилось, но не сможете помочь. Если, конечно, вы здравомыслящий человек.Мало мотивации. Трудно сосредоточиться.Нет тьютора, ментора, никто не исправляет ваши ошибки, не показывает, как проще освоить материал.Самообразование не заканчиваетсяважный социальный нюанс
Темы и цели экологического воспитания детей разного возраста в процессе самообразования
В младшей группе основной акцент в процессе экологического воспитания делается на создание дидактических игр, подходящих для этого возраста. Педагог должен реализовать следующие цели:
- познакомить детей с разными классами животных
- развить у детей эстетические чувства к природе
- приобщать детей к уходу за животными и астениями
- приобщение родителей к изготовлению поделок из природных материалов
В средней группе у детей побуждают к познавательной активности. Педагог в ходе воспитательной работы долен реализовать следующие основные цели:
- объяснить детям, как бережно пользоваться природными богатствами
- научить детей общаться в рамках совместной трудовой и игровой деятельности
В средней группе основной акцент воспитательной работы делается на обогащение у детей знаний в отношении мира флоры и фауны родного края, в данном случае должна прослеживаться еще и связь с патриотическим воспитанием. В рамках этой темы педагог должен реализовать следующие цели:
рассказать детям о животном и растительном мире родного края
рассказать детям о важности природных богатств, почему к ним нужно относиться бережно
привлекать родителей к экологическому воспитанию
В подготовительной группе необходимо больше обратить внимание на правила поведения на природе, так же идет знакомство с понятиями вселенной. Педагог реализовывает следующие цели:
педагог должен рассказать детям о том, что такое вселенная, из чего она состоянии
рассказать и наглядно продемонстрировать основные свойства воды
рассказать сформировать у детей бережное отношение к природе, объяснить важность чистоты окружающей среды
Цели и задачи самообразования в рамках экологического воспитания
Основными целями педагога в рамках самообразования в концепте экологического воспитания являются:
- воспитатель должен помочь ученикам сформировать личностную ответственность за окружающую природу
- педагог должен помочь детям сформировать азы экологического поведения
- педагог помогает детям осознать, что человек (сами дети) являются неотъемлемой частью природы, окружающей среды
- педагог должен оказывать влияние на родителей с целью внедрения азов экологического воспитания в семью
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Для того чтобы воспитатель мог добиться этих целей, ему необходимо осуществить следующие важные задачи:
- пополнять свои знания в отношении той темы, которую он изучает в данный момент
- пополнять материалы с обучающими играми, темами для прогулок, развлекательных мероприятий по теме
- пополнять материалы экологического уголка
- предоставлять новую актуальную информацию в отношении выбранной темы как детям, так и родителям
Чёрная дыра
- Обозначьте контекст самообразования — для чего вы решили этим заниматься, что вы получите в итоге. Тщательно подумайте, как новая информация будет сочетаться с вашим образованием и работой, какую практическую пользу вы получите от занятий. Например, вы хотите изучить психологию и фанатеете от автомобилей, а значит, выбираете, какие книги закупить, во что погрузиться, в какой вуз пойти за дополнительным образованием в будущем. Окей, пытаемся договорться: если вы углубитесь в автодело, вы сможете уйти в автосервис или создать свой. Круто! А есть у вас инвестиции, уникальное предложение, которое вас выделит среди остальных, как будете работать с конкурентами? Ах вы чисто чтобы свой автомобиль чинить, ну интересно же! А гараж есть, а потянете инжекторный двигатель ковырять, а время? Не проще поехать в сервис и посмотреть гонку F1? План Б — психология. Для себя? Неплохо, это в любом случает прокачает soft skills. Для будущего? Вполне — для воспитания своих детей или организации кабинета профориентации подростков и студентов, дабы они на рынке г… не нахлебались. Логично, доходно, разумно.
- Поставьте цели самообразования: что вы хотите изучить и для чего, что вам даст этот процесс для: удовольствия, дохода, общения, карьеры, семьи и т.д. Будет здорово, если цели будут не просто обозначены, но разработаны как поэтапный план обучения.
- Обязательно обозначьте границы знаний — какой объём информации вам предстоит освоить. Каждый предмет, каждая узкая отрасль знаний имеет неизмеримую глубину изучения, и вы можете просто утонуть в информации и попытках объять необъятное. Поэтому составьте себе учебный план, в котором будут обозначены нужные вам предметные отрасли, границы обучения, обязательные темы, источники информации. Это можно сделать, например, с помощью редактор когнитивных карт (mind maps). Конечно, вы отойдёте от этого плана по мере освоения тематики, но он не позволит вам провалиться в глубины сопутствующей информации (например, изучая Python, вы вдруг решите углубиться в математику, станете вникать в сложные теоремы, погрузитесь в историю математики и т.д., и это будет уходом от плана в новый интерес — верный враг человека, занимающегося самообразованием).
Воспитание родом из детства
Вы согласны со мной? Мне очень нравится высказывание: «Окурок, брошенный в урну, более патриотичен, нежели самый громкий лозунг». Больно смотреть на мусор в посадках, парках, реках. А наши мужчины, похоже, не считают окурки мусором, мало кто из них способен сделать пару лишних шагов в сторону урны. Откуда в нас это наплевательское отношение к миру, в котором мы живем и который не ограничивается пределами квартиры?
Ответ простой: все мы родом из детства. Оттуда и хорошее, и плохое воспитание. Если ребеночка с малых лет приучить ни в коем случае не бросать обертку от конфетки на землю, на тротуар, метко целиться в урну, убирать после себя, то он и во взрослой жизни не станет свиньей. Но не просто рассказывать, что мусорить – плохо, а показывать личным примером и внушить, что мусорить – омерзительно.
Вести работу по экологическому воспитанию дошкольников нужно на двух «фронтах»: дома и в детских учреждениях. Мы, педагоги, со своей стороны прилагаем все усилия для того, чтобы внушить ребятам понятия о нравственности, что включает и уважение к окружающей среде. Но что мы можем сделать, если, выйдя из садика, малыш видит, как папа бросает окурок на тротуар и тут же плюет? Или мама говорит: выбрось бумажку тут, никто не видит…