Проект для детей старшей группы детского сада. Использование мнемотехники
Проект «Использование метода мнемотехники в развитии старших дошкольников»Цель проекта • Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста, с использованием элементов мнемотехники.Тип проекта • Педагогический, творческий, практический для детей старшей группы (5-6 лет). Продолжительность проекта • краткосрочный (3 месяца).Участники проекта • Дети старшей группы № 6, родители, воспитатели.Задачи проекта 1. Совершенствование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса детей. 2. Развитие связной речи детей включая элементы мнемотехники. 3. Учит составлять план рассказа, перекодировать информацию в мнемотаблицы. 4. Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания)Актуальность проекта На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольного возраста – явление очень редкое. 1. Недостаточный словарный запас детей. 2. Бедная диалогическая речь. 3. Неспособность построить монолог. 4. Недостаточно развиты психические процессы. 5. Неумение детей выделять главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.Понятие мнемотехники К.Д. Ушинский писал: « Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.» Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Этот метод заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Реализация пректа «Ребёнок в дошкольном детстве должен научиться грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.» I. Подготовительный II. Основной III. Заключительный I. Подготовительный этап 1. Изучение научно – методической литературы по данной теме. 2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи 3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц) 4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам. 5. Обсуждение проекта вместе с родителями. 6. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.
II. Основной этап:работа с детьми : -Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками – символами; — Учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами. — Самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему – модель. Используя схему –модель как план пересказа; — Использовать мнетаблицу при закреплении материала по лексической теме. — Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики. — Заучивание коротких текстов скороговорок, чистоговорок при автоматизации звука. — Для закрепления полученных знаний изготовить с детьми альбомы по пройденным темам с рассказами и подбор материала к проекту с рисунками. Заключительный этап: показ открытого занятия и создание презентации-отчета.
Презентация на тему: Использование метода мнемотехники в развитии старших дошкольников
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему «Деревья и кустарники весной» Проект в старшей и подготовительной группе детского сада
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»
Правила проведения занятий
Сторонники раннего развития утверждают, что познакомить малыша с мнемотехникой можно уже в 2-3 года, как только у него накопится некоторый словарный запас. При этом:
Занятия не должны длиться более 15 минут. Даже в этот короткий промежуток стоит включить физкультминутку или предусмотреть изменение вида деятельности
Ведь из-за возрастных особенностей дошкольники могут сосредоточенно работать только 8 – 10 минут, а затем их внимание рассеивается.
Ведущим видом деятельности для малышей является игра, поэтому нельзя превращать занятие в строгий академический урок. Кроха лучше воспримет информацию, если ее преподнести в форме увлекательного, веселого приключения.
Мнемоника включает в себя массу приемов и методов, но из-за возрастных особенностей восприятия самым доступным для детей является крокирование – использование наглядности: схем, чертежей, набросков, таблиц или коллажей.
Независимо от возраста ребенка обучение начинаем с самых простых заданий, постепенно усложняя их.
Рисунки или схемы должны быть крупными, четкими и обязательно цветными, иначе крохе будет просто неинтересно
Только в подготовительной группе можно предложить детям черно-белые опорные схемы.
Таблица не должна содержать более 9 квадратов. Больший объем информации дошкольнику трудно запомнить и воспроизвести из-за усталости.
Чтобы все знания улеглись по полочкам памяти, а не перепутались, превратившись в «кашу», не давайте малышу более 2 мнемотаблиц в течение одного занятия.
Постоянно меняйте темы текстов – это лучше развивает память и обогащает словарный запас.
Обязательно учитывайте желание и настроение ребенка. Ни в коем случае не заставляйте его заниматься силой. Если вы чувствуете, что малышу скучно – сделайте короткую передышку, а потом снова попробуйте заинтересовать кроху, изменив тему. Бить, кричать, обзывать и унижать детей – категорически запрещено.
Карточки для скачивания
Иллюстрации к сказкам «Колобок», «Репка», «Бычок, смоляной бочок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Курочка Ряба».
Картинки мнемотаблиц для детей.
Часто родители сталкиваются с тем, что в школе дети плохо запоминают информацию. Школьники слушают внимательно только то, что им интересно, а остальное пропускают мимо ушей. Память действует избирательно. Еще одна проблема, возникающая в школе, — неумение пересказать текст большого объема. В результате снижается успеваемость.
Тренировать память и учить ребят пересказывать тексты на разную тематику можно еще в дошкольном возрасте. Для этого материал представляется в виде опорных схем, или мнемотаблиц. Начинать обучение можно уже года в два, когда ребенок знает некоторые сказки и пытается их пересказать, но путает героев и последовательность событий. Мнемотаблицы для дошкольников сначала составляет взрослый по известным малышу сказкам.
Картинки в ячейках – герои сказок. Очень удобна в этой ситуации сказка «Колобок», где повторяются события, а герои меняются. Для самых маленьких подойдут мнемотаблицы из четырех – девяти ячеек. Несколько мнемотаблиц взрослый разбирает с малышом, анализирует, где спрятались герои сказок. Следующие мнемотаблицы для дошкольников рисуем вместе с ребенком. Дети быстро учатся составлять таблицы. Впоследствии ребята сами составляют таблицы к поданной информации, усложняя их и увеличивая количество ячеек.
Старшая и подготовительная группа
В старшей и подготовительной к школе группах нужно продолжать использовать мнемотехнику для развития речи, легкого заучивания стихов и запоминания рассказов. Также эта техника может использоваться для изучения природных явлений, углубленных знаний о животных разных стран, изучения географии. Благодаря мнемотаблицам, детям не нужно будет специально что-то запоминать и заучивать. Когда нам говорят слово «стол», в нашем мышлении сразу же встает образ. Нам не приходится вспоминать, что это такое. Также и в изучении с помощью мнемотехники.
Во многих современных детских садах вводят изучение иностранных языков. Здесь мнемотехника тоже может помочь. Например, чтобы ребенок легче запомнил какое-то иностранное слово необходимо подобрать русское слово похожее по звучанию на то, которое ему нужно запомнить. Этот метод в последнее время широко используется и дает очень хорошие результаты.
Замечено, что детки, которые учились по мнемотаблицам и схемам, становятся более общительными, коммуникабельными
Они преодолевают застенчивость, свободно держатся перед аудиторией, что немаловажно для подготовки к школе. Ведь там ребенку придется отвечать у доски перед всем классом
Было бы неплохо приобщать к мнемотехнике дошкольников и их родителей. Ведь дома они также учат стихи, умываются, ухаживают за растениями.
Об авторе: Эктова Екатерина Сергеевна, воспитатель ДОУ. Источники фото: на вотермарке.
А у вас есть материалы по мнемотехнике: статьи, таблицы, советы и рекомендации? Высылайте по этой инструкции, будем рады опубликовать.
Как быстро и легко запомнить все, что надо. Мнемотехника для начинающих: упражнения дома для взрослых
Основа запоминания при помощи мнемотехники: Образы – Ассоциации – Связки
Запомнить образ нам гораздо проще, чем текст. Потому мы к слову, которое нам надо запомнить придумываем образ, ну или просто воспроизводим образ этого слова и проводим ассоциацию, после чего связываем образ и слово, которое запоминаем устойчивым соединением.
Например, если нам надо запомнить какой-либо текст, то проще всего будет его проассоциировать с привычной нам последовательностью объектов, например предметами интерьера нашего жилья. К тому же путешествие по комнатам, в которых мы живем для нас обычная задача и легко осуществимая.
Попробуйте запомнить вот такую последовательность:
Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Статуя Зевса в Олимпии, Храм Артемиды, Мавзолей в Галикарнасе, Колос Родосский, Александрийский маяк.
А теперь с помощью мнемотехники. Идите мысленно по своей квартире. Зайдите в кухню. На столе расположилась горка сахара в виде Пирамиды, над столом окно и на оконной Раме висят Семь кашпо с цветами. Под ними Зевающий кот на 5 Тарелках, лежащих как Олимпийские круги. С котом играет маленькая девочка Артемка. Над ней картина Красной площади в Москве с Мавзолеем, на котором расположились Астерикс и Абеликс. И над всем этим греб СССР с выделяющимся колоском, в руках Сергея Радонежского. А из герба льется Свет Фонаря в руке Александра. Вы можете придумать свои ассоциации. И соблюдайте последовательность привычных Вам перемещений. Главное уловите суть.
Ассоциации:
- Пирамида Хеопса — горка сахара в виде Пирамиды
- Висячие сады Семирамиды — на оконной Раме висят Семь кашпо с цветами
- Статуя Зевса в Олимпии — Зевающий кот на 5 Тарелках, лежащих как Олимпийские круги
- Храм Артемиды — маленькая девочка Артемка
- Мавзолей в Галикарнасе — Мавзолеем, на котором расположились Астерикс и Абеликс (Галлы)
- Колос Родосский — колоском, в руках Сергея Радонежского
- Александрийский маяк — Свет Фонаря в руке Александра.
Главное, всю приведенную выше цепочку представьте хорошо именно образами, именно представьте.
Применяйте эту технологию в запоминании любых небольших текстов или разрозненных, никак не связанных слов.
Система «Эйдосов»
Часто надо запомнить последовательность слов в определенном порядке. Например в списке покупок. Для этого применим систему «Эйдосов» — определенные образы для запоминания цифр. Образы подбирайте любые, близкие Вам. Я запомнил вот так:
1 – копье2 – лебедь3 – трезубец Посейдона4 – стул5 – крюк подъемного крана6 – замок7 – коса8 – очки9 – поварешка10 – яблочко (в яблочко или в десятку в мишени)
А можно, например, вот так:
Или так:
Вот еще вариант:
Не важно какие образы Вы выбираете. Главное запомнить их один раз и применять в дальнейшем, не меняя
Теперь к этим образам надо будет привязать наименование товаров, которые Вы собираетесь покупать. К примеру это:
- Колбаса
- Яблоки
- Бананы
- Масло
- Молоко
- Пиво
- Рыба
- Спички
- Картошка
- Жвачка
Применяете метод «Образы – Ассоциации – Связки». К цифре привязываем продукт. Пользоваться будем первым списком цифровых ассоциаций, который я привел выше.
- Копье пронзает колбасу,
- Лебедь ест яблоки,
- Посейдон держит на трезубце по связке бананов,
- На стуле налито масло,
- На крюк надет пакет молока,
- Пиво под замком,
- Коса косит поле из рыб,
- В очках мы разглядываем маленькие спички,
- Поварешкой зачерпываем картошку
- И жевательной резинкой бросая, попадаем прямо в яблочко.
Если продуктов больше, то к первой цепочке привязываем следующий продукт и т.д. К примеру: Копье пронзает колбасу и сосиски.
Какие могут быть трудности.
Есть некоторые «подводные камни», которые могут помешать в запоминании:
- Проблемы с воображением
- Сложности с нахождением ассоциаций
- Неправильный подбор связок
- Проблемы с визуализацией картинок и образов
Все эти пункты кажутся не сложными, но не стоит относиться к ним поверхностно. Они важны. Если таких проблем нет – прекрасно. Но если они возникают, надо придумать как их избежать. Как научиться. Лучше всего посмотреть как то делают дети. Они справляются превосходно. Для них это очередная интересная игра. Относитесь и Вы также и достигните успеха. Еще и удовольствие получите.
С какого возраста используют?
Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.
Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.
Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.
С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:
- пересказывать различные произведения;
- заучивать стихотворения и сложные слова;
- отгадывать и загадывать загадки;
- находить к словам рифмы;
- придумывать сказки или рассказы;
- распределять предметы в группы по определенным признакам;
- изучать числа;
- знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.
Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.
Готовые мнемотаблицы для дошкольников в стихах
Вы можете заучивать простые детские стишки, например «Мой мишка».
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
Я | рубашку | сшила | Мишке, | ||
Я | сошью ему | штанишки. | |||
Надо | к ним карман | пришить | |||
И конфетку | положить. | ||||
По мнемотаблицам можно рассказывать сказки. Для начала берем самые простые – народные, например, «Колобок».
Опорные картинки к русским народным сказкам существуют в огромном разнообразии. С их помощью можно обыграть такие сказки, как «Теремок», «Колосок», «Курочка Ряба», «Лиса и журавль» и многие другие. Я рекомендую иметь набор мнемотаблиц не только в копилке педагога, но и в материалах родителей, которые хотят заниматься с ребенком дома.
Мнемотаблицы для дошкольников в картинках можно брать для разучивания детских песенок. Вообще, музыка и песнопение считаются одной из лучших форм воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка, развитие фонематического слуха, его дыхание, осанку, потому не стоит относиться к урокам музыки в саду или школе с пренебрежением! У нас некоторые родители опаздывают на них или вовсе пропускают, будучи уверенными, что пользы от подобных занятий нет. И очень зря! Они также помогает сформировать смысловую память и речевое воспроизведение. В песнях часто встречаются слова, которые не сразу воспринимаются ребенком на слух, потому подкрепление ритма речи, мелодики слов визуальными образами поможет глубже понять ее содержание. Вот примерная схема с графическим изображением песенки про Деда Мороза.
Наш музыкальный педагог в саду постоянно пользуется этим методом. Я заметила, что дочка стала лучше запоминать объемные песенки, внимательнее относится к речи взрослого, быстрее вспоминает сложные слова. Я не часто пою с ней, так как на все времени не хватает, но иногда мы пробуем с ней вместе прорисовать какую-нибудь смешную детскую песенку. Я спрашиваю ее после прослушивания, какой рисунок подойдет к той или иной части песенки, интересуюсь, каким цветом ей бы хотелось раскрасить героев, даю ей делать это самостоятельно. Даже некоторые чистоговорки и поговорки мы с ней стараемся запомнить с помощью нами же созданных мнемоцепочек.
Я уверена, имея несколько лет работы с собственным особенным ребенком, в том, что чем раньше вы начнете вводить в ваши занятия схемы-модели (вкупе с другими интересными методами, о которых я пишу), тем больше шансов у вас на максимальную коррекцию речевых патологий и обучение в обычной школе!
Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!
Обучение мнемотехнике школьников
Если у вас школьник или подросток, советуем вам обратиться к преподавателю, который подберет упражнения, подходящие типу личности вашего ребенка. Для самостоятельных занятий предлагаем вам следующие упражнения.
№1. Составление акростихов
Если необходимо запечатлеть в памяти ряд слов или цифр, попробуйте образовать из первых букв фразу. Помните, как запомнить цвета радуги? «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В этом упражнении принцип тот же.
№2. Рифмизация
Прием предлагает складывать сложные правила, списки слов, чисел в короткие стихи. Чем бредовее четверостишие, тем быстрее строки въедаются в память. Рифмизация наверняка знакома многим с уроков геометрии, объяснений сложных понятий стихами: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам, делит угол пополам».
№3. Метод историй
Когда необходимо запомнить ряд слов или то, что нарисовано на картине, составляется история из этих слов. Составляющие конструкции связываются единой смысловой цепочкой. Посмотрите в этом видео, как ассоциативные цепочки создают истории:
№4. Поиск созвучных слов
Этот прием мнемоники для начинающих позволяет легко запоминать иностранные слова.
- Возьмем иностранное слово (например, английское «House» — «Дом»)
- Находим созвучную ассоциацию в знакомом языке, представляем себе картинку (House похоже на «Хаос», вечно царящий дома.)
- Повторяем 2-3 раза в день для запоминания (в голове вызываем ту же картинку для ассоциаций).
№5. Метод Цицерона
Цицерон запоминал информацию, раскладывая ее «по полочкам» в воображаемой комнате. Вы можете тоже воспользоваться таким способом. Прием удобен для быстрого усвоения огромного количества данных. Если освоите этот прием с ребенком, будете удивлять своими способностями запоминать информацию.
Представьте в сознании музей – детализированную комнату с полками, комодами, сундуками. Это ваша «система хранения» данных. То, что нужно запомнить (предмет, слово, цифру), мысленно «привяжите» к определенному предмету в вашей комнате. Ярко это представьте. Чтобы вспомнить, просто мысленно «возьмите это с полки».
№6. Метод Айвазовского
Айвазовский, известный художник, обладал отличной фотографической памятью. Запоминал пейзажи в деталях, а затем изображал их на бумаге. Такой прием мнемотехники разовьет фотографическую память.
- Подойдет предмет, картина или часть пейзажа, где много деталей. Рассмотрите. Запомните ее.
- Отметьте важные детали, где на картине они расположены.
- Закройте глаза, воспроизведите образ во всех деталях.
- Откройте, посмотрите на объект. Проверьте, все удалось вспомнить? Повторите еще раз, чтобы запомнить больше деталей.
Мнемотехника на практике. Из личного опыта
Как сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи, наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения? Используйте мнемотехнику.
На своих занятиях с детьми я использовала великолепную книгу, сборник рассказов для развития речи Белоусовой Л.Е. «Научиться пересказывать? Это просто!». Удачно подобранные стихи и рассказы с символьными картинками очень помогали детям в пересказе. К каждому рассказу подобраны картинки-подсказки, которые помогают ребенку запомнить и пересказать тексты. Рисунки в книжке можно раскрашивать. Это способствует развитию мелкой моторики.
Используя символьные картинки на занятии, я увидела, что сначала дети боялись пересказывать, потому что им казалось, что они ничего не запоминают и не могут выразить свои мысли. Но постепенно они поняли, что по картинкам пересказывать — это интересно, занятно и совсем не сложно. Постепенно это превратилось в посильную игру. Даже просили на каждом занятии «поиграть с картинками»! Ведь заучивать ничего не надо, нужно только играючи
«читать картинки». Дети играют, а мы видим в результате осмысленное запоминание.
Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.
Сначала мы с детьми пересказывали по картинкам из книжки, потом они сами научились схематически изображать текст для пересказа.
В итоге работы с мнематаблицами и картинками дети научились сами придумывать символьные картинки и могли легко пересказать любой текст.
Использование мнемотаблиц в детском саду
Часто педагоги пользуются готовыми схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые берут за основу, вносят свои изменения и с успехом используют для занятия в детском саду. Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».
Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятия в детском саду на любую тему.
Например, для речевой игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно использовать такую мнемотаблицу:
Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорить шепеляво, по-старушечьи)
Ели вкусную мы кашу (соединить ладони перед собой — сделать «тарелку», показать ее всем стоящим справа и слева).
Каша пшенная с дымком (над раскрытой ладонью левой руки — «тарелки», указательным пальцем правой руки рисовать воображаемый дымок, идущий от горячей каши, дымок поднимается вверх, поэтому и текст произносят нараспев),
Каша пшенная с дымком (повторить те же движения, но уже правая рука — «тарелка», левая — «дымок»),
С хлебом (правая рука перед грудью, локоть отведен в сторону, внутренняя сторона ладони смотрит вниз — «ломоть хлеба»),
С маслом (левой ладонью накрыть правую ладонь — «слой масла»),
С молоком (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка»).
Взяли мы большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх, развести в стороны — две «ложки»),
Съели все до самой крошки (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту)!
Вот какая каша (снова сделать «тарелку» и показывать ее всем стоящим справа и слева)
У бабушки Наташи (снова взяться за концы воображаемого платочка, говорить по-старушечьи)! (Слова народные)
Можно составить синквейн:
Каша
Пшённая, с дымком
Варили, ели, наелись
Съели всё до самой крошки!
Вкусная еда!
Таким образом, можно составлять схемы для запоминания к стихам и рассказам, пословицам и поговоркам. Например: За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов.
Например: рассказ о себе.
- Меня зовут_____________. Маму зовут____________. Папа_______________.
- У меня есть младший (старший) брат (сестра)___________________________.
- Мама работает______________, а папа_________________________________.
- Моя бабушка_____________________ умеет вязать и шить, а дедушка______ любит заниматься в саду и мастерить что-нибудь из дерева.
- Мы с братом (сестрой) любим отдыхать на даче у бабушки и дедушки. Там мы играем в мяч, купаемся в речке, ходим в лес.
- Мы очень любим свою семью.
При составлении рассказа ребёнок может рисовать картинки сам.
Можно составить план пересказа текста «Любимый фрукт»
Груши- это фрукты. Они растут на деревьях, которые называются груша. Они бывают зелеными и желтыми. Растут в саду. Моя груша жёлтая, большая, сладкая и сочная. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезные. В них много витаминов.