План работы по самообразованию воспитателя доу

Для чего ведётся работа по самообразованию

Хорошего педагога от просто педагога отличает состояние профессионального непокоя: когда воспитатель в курсе всех новаторских психолого-педагогических идей, имеет представление об актуальных методах и приёмах работы с детьми разного возраста.

Обращение к классическим образцам педагогической науки, а также знакомство с современными образовательными тенденциями — основа основ самообразования

Совершенствование профессиональных знаний и навыков является одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Согласно данному документу, самообразование — это непрерывный процесс осознанной активной познавательной деятельности педагога, нацеленный на обогащение профессионального опыта в соответствии с современным уровнем развития психолого-педагогической мысли.

Цели самообразования педагога

Методическая работа, на совершенствование которой и направлено самообразование воспитателя первой младшей группы, предполагает:

  • знакомство и овладение передовыми педагогическими технологиями;
  • систематизацию опыта коллег, что позволяет усовершенствовать собственный подход к работе с детьми первой младшей группы;
  • создание оптимальных условий для всестороннего физического, творческого и эмоционального развития детей и укрепления их здоровья.

Задачи самообразования

Для достижения поставленных целей педагогу предстоит решить следующие задачи самообразовательной деятельности:

  • оценить возрастные особенности подопечных (с целью определения рациональности применения тех или иных педагогических технологий);
  • сформулировать проблемные моменты, которые встречаются в работе с детьми первой младшей группы (например, довольно большая разница в речевом развитии у сверстников, некоторые малыши уже неплохо разговаривают, а другие молчат, что усложняет работу в группе);
  • познакомиться со всеми методическими новшествами в работе с 2–3-летними детьми (например, определить круг возможностей, которые предоставляет использование ИКТ на занятиях).

    Использование тех или иных средств наглядности, в частности, ИКТ, не должно полностью замещать традиционные формы, например, картинки

Принципы работы

Самообразование педагога первой младшей группы строится на следующих принципах:

  1. Непрерывность. Работа над выбранной темой продолжается в течение всего учебного года, а иногда и 2 лет (если темы тесно взаимосвязаны, их можно объединять).
  2. Взаимосвязь. Каждая последующая тема для самообучения продолжает предыдущую. Например, если педагог занимается изучением дидактических игр, подходящих для детей 2–3 лет, то следующая тема может сузить круг вопросов до рассмотрения игрового комплекса для обучения основам математики.
  3. Соответствие общей стратегии образовательного процесса дошкольного учреждения. Это касается детских садов или отдельных групп, которые работают с детьми с отклонениями в развитии или проблемами со здоровьем, например, нарушением зрения. В этом случае обучение пересказу сюжета сказок по картинкам можно заменить тренировке навыка продолжать сюжетную линию на основании услышанного отрывка произведения.
  4. Доступность. Практический аспект темы должен быть реальным для воплощения его в работе с малышами, то есть не стоит в качестве одного из приёмов обучения нетрадиционным способам рисования добиваться от детей элементов аппликации техникой пластилинографии. Для этого у маленьких подопечных ещё не на достаточном уровне развита мелкая моторика.

    Все используемые методы, приёмы, предлагаемые той или иной педагогической технологией, должны соответствовать возрасту подопечных

Самообразование предполагает самостоятельную работу над выбранной темой. Однако для всестороннего её рассмотрения педагогу нужно выстроить работу с:

  • детьми в процессе учебно-воспитательной деятельности и досуга (в виде занятий, игр, на прогулках);
  • родителями (в форме консультаций, круглых столов, педагогических тренингов);
  • коллегами при организации мастер-классов, выступлений на педагогических советах и заседаниях методического объединения воспитателей детского сада (в виде презентаций, докладов, статей в профильные периодические издания, публикаций на сайтах, посвящённых работе воспитателя детского сада).

Как работать по темам

Работа по каждой из перечисленных тем начинается с анализа литературы (примерный список источников приводится ниже). Читая книги, педагог выделяет основные, мысли, идеи, суждения авторов. Так, взяв тему об использовании дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности, воспитатель:

обращает внимание на особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах;
содержание работы по ОБЖ в ДОУ.

Затем педагог продумывает или также берет из книг потенциально опасные ситуации, которых необходимо избегать, и на основе полученных знаний составляет картотеку игр. Игры разрабатывает сам или берет из источников. Систематизированные материалы апробируются на практике.

Как работать по темам

Работа по каждой из перечисленных тем начинается с анализа литературы (примерный список источников приводится ниже). Читая книги, педагог выделяет основные, мысли, идеи, суждения авторов. Так, взяв тему об использовании дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности, воспитатель:

обращает внимание на особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах;
содержание работы по ОБЖ в ДОУ.

Затем педагог продумывает или также берет из книг потенциально опасные ситуации, которых необходимо избегать, и на основе полученных знаний составляет картотеку игр. Игры разрабатывает сам или берет из источников. Систематизированные материалы апробируются на практике.

Тест для самодиагностики: личная заинтересованность в саморазвитии

Отмечайте те утверждения, которые верны по отношению к вам:

Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
Я много читаю.
Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
Обдумываю свой жизненный опыт и чувства.
Осмысливаю свою деятельность, посвящая этому специальное время.
Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
Я открыто обсуждаю интересующие меня темы, прислушиваюсь к авторитетному мнению.
Стараюсь сохранять веру в свои силы и возможности.
Анализирую влияние окружающих людей на мою личность.
Стараюсь добиваться положительного результата в своей деятельности.
Мне нравится изучать и познавать новое.
Возрастающая ответственность не угнетает меня.
Я позитивно отнесусь к карьерному росту.

Результат: большая часть положительных ответов дают основания сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самосовершенствованию.

Профессиональное самосовершенствование не сводится к формальному заполнению отчётов, подготовке докладов, оформлению выставок и демонстрационных стендов. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы раскрыть творческие способности воспитателя, дать стимул к повышению его уровня мастерства и развитию личностных качеств. Знаток своего дела, обладающий яркой индивидуальностью, всегда будет вызывать интерес у воспитанников и служить авторитетом для родителей.

Темы для разработки вопросов самообразования в подготовительной группе

Во ФГОСе определён единый список тем для педагогов, работающих с разными возрастными группами. При этом воспитатель подготовительной группы исследует вопрос в ракурсе актуальности для ребят 6–7 лет. Например, вопросы, связанные с выработкой предпосылок учебной деятельности, определением готовности детей к школе (развитие навыков письма, чтения, счёта и пр.).

Таблица: картотека тем по самообразованию

Образовательное направление Перечень тем
Познавательное развитие
  • Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
  • Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
  • Ознакомление дошкольников с биоценозом (растительным и животным миром) леса (луга, водоёма).
  • Формирование у дошкольников представлений о космосе.
  • Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
  • Формирование у дошкольников представлений о форме величине, пространственных отношениях объектов.
  • Формирование у дошкольников понятия числа.
  • Компьютерные технологии в дошкольном образовании.
  • Экспериментальная деятельность в ДОУ.
Развитие речи
  • Развитие форм общения у дошкольников.
  • Развитие связной речи детей дошкольного возраста (в общении, игре).
  • Обучение детей 6–7 лет элементарному анализу литературного произведения.
  • Обучение дошкольников пересказу литературных произведений.
  • Обучение детей выразительному чтению стихотворений.
  • Творческое рассказывание в детском саду.
Физическое развитие и здоровьесберегающие технологии
  • Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
  • Формирование у детей раннего и дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
Xудожественно-эстетическое развитие
  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
Нравственно-патриотическое воспитание
  • Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
  • Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности.
  • Воспитание доброты у дошкольников.
  • Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание целеустремлённости у воспитанников ДОУ.
  • Воспитание честности и правдивости у дошкольников.
  • Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
Подготовка к школе
  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
  • Обучение грамоте в ДОУ.
  • Преемственность дошкольного и начального образования.
Игровая деятельность Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.

Кроме того, ФГОСом определён блок тем общепедагогической направленности, в том числе и темы, касающиеся работы с родителями:

  • Методы и средства амплификации (обогащения) развития дошкольника.
  • Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
  • Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
  • Индивидуальный подход в дошкольном образовании.
  • Создание психологического комфорта в группе ДОУ.
  • Психолого-педагогическая помощь семье в воспитании и развитии дошкольников.
  • Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
  • Общественные отношения в дошкольном образовании.

Темы, связанные с планированием и диагностикой работы ДОУ:

  • Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
  • Разработка парциальных (узконаправленных) программ дошкольного образования.
  • Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
  • Качество дошкольного образования: критерии оценки.

Актуальность самообразования

Повышать свой уровень информированности это необходимость для человека любой профессии.

К сведению! Для педагога или воспитателя это тем более необходимо потому, что его задача — научить детей жизни в обществе, умению адаптироваться в нём в условиях стремительных изменений, которые произошли и происходят последние несколько десятилетий.

И это возможно выполнять с успехом, если младший педагог или уже профессионал имеет представление об этих изменениях.

Начальный уровень воспитателя требует самообразования

Формы самообразования

Самообразование воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) может реализовываться в следующих формах:

  • Изучение последних нормативных документов, связанных с различными точками зрения на дошкольное воспитание.
  • Изучение методических пособий и проектов по своей специализации, чтение специализированных журналов по вопросам дошкольного образования.
  • Знакомство с передовым опытом других ДОУ, изучение новейших программ в области воспитания детей, освоение инновационных педагогических программ.
  • Личностное самосовершенствование.

Если рассматривать самообразование в более широком аспекте, то возможны также следующие формы:

  • Педагогический совет — коллективное обсуждение актуальных вопросов воспитания детей. Они могут проходить как по определённым темам, так и по общим вопросам.
  • Обучающий семинар — повышение теоретического уровня воспитателя. В рамках семинара педагогам необходимо выполнять конкретные задания для закрепления полученных знаний.
  • Курсы повышения квалификации, по окончании которых воспитателю необходимо выполнить итоговое зачётное задание для получения сертификата или диплома.
  • Открытые занятия, которые можно посещать самому, перенимая опыт коллег, и проводить их, демонстрируя свои знания, опыт, теоретическую подготовку. В последнем случае, анализируя открытое занятие, воспитатель подмечает сам или с помощью коллег слабые места своих методов работы.
  • Педагогический тренинг, проводимый опытными воспитателями, на котором появляется возможность развивать собственные навыки.

Перспективный воспитатель всегда развивается

Самообразование воспитателя ДОУ в любой форме преследует следующие цели:

  • Получение дополнительных знаний общепедагогического или психологического характера для улучшения собственных методов обучения и воспитания.
  • Углубление имеющихся знаний по применяемым методикам.
  • Овладение последними достижениями в педагогике, передовым опытом в области дошкольного воспитания.
  • Повышение собственного низкого или среднего уровня развития до высшего (английский язык, география, обществознание, пальчиковая гимнастика).

К сведению! В процессе самообразования воспитатель обязательно должен чётко понимать конкретные цели, которых он желает достичь. Без этого эффективность данного процесса будет минимальной, так как будут отсутствовать критерии оценки результатов.

Выбор темы

Тему для самообразования воспитатель выбирает сам. Для облегчения выбора существует два критерия:

  • Требование к изучению темы извне, которое формулируется в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
  • Слабые места в работе самого воспитателя — недостаток опыта или знаний в некоторых вопросах воспитания.

Классное самообразование получается по ФГОС

Согласно этим критериям, прежде чем выбирать тему, следует ознакомиться с нормативами ФГОС и проанализировать свою работу.

К сведению! Если воспитателю самому сложно сформулировать тему для саморазвития, то он может выбрать её направление, в котором желает развиваться, а идеи для темы можно почерпнуть в ФГОС или учебных программах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал представляет собой план работы воспитателя по самообразованию за период учебного года.

Воспитатель _______группы № __МБДОУ «Детский сад № __»Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском с.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

План по самообразованию на 2013-2014 учебный год, может кому пригодится.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2018/08/16/kak-sostavit-plan-po-samoobrazovaniyu-vospitatelya-dou

Оформление плана самообразования воспитателя

Как же правильно оформить самостоятельную деятельность педагога? Предлагаем в качестве примера следующий план:

  1. Титульная страница. На первой странице указывается заголовок: «Самообразование воспитателя в ДОУ (2 младшая группа)», имя педагога, образование, опыт работы, стаж, категория и другое.
  2. Указывается тема, поставленные цели и задачи работы.
  3. Определяются формы работы с родителями, детьми, педагогами.
  4. Оформляется перечень литературы.
  5. Описывается конкретная практическая деятельность педагога по выбранной теме с указанием дат.
  6. Вкладываются наработанные материалы: поделки детей, результаты исследований, собственные методические разработки и другое.
  7. Указываются формы презентации результатов.

План самообразования воспитателя ДОУ в младшей группе предполагает проведение творческих работ, познавательных мероприятий, а также вовлечение в работу родителей и других членов семьи ребенка.

Программа самообразования воспитателя

МАРИНА СМИРНОВА Программа самообразования воспитателя

Чтобы выполнить большой и важный труд,

ясный план и ограниченное время».

План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя, отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего профессионального роста. В плане содержится программа методической деятельности на один или несколько лет

При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель — это выбор темы. «У меня проблема с выбором темы по самообразования! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить на форумах для педагогов дошкольного образования.

Тему предлагает методист или старший воспитатель. Ее также можно выбрать самостоятельно

Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы. Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду

Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете,будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность:

• Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.

• Каждый год воспитатель выбирает новую тему.

Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так,к примеру: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).

Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.

Как выглядит план самообразования воспитателя?

План работы по самообразованию,или План профессионального роста выглядит следующим образом:

Тит.Лист: Программа самообразования педагога на___год.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/programa-samobrazovanija-vospitatelja-350337.html

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

Индивидуальный план самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Индивидуальный план самообразования Должность: Воспитатель Ф.И.О. Образование: Специальность по диплому Когда обучался на курсах повышения квалификации_ Когда начата работа над темой: 01.09 Когда предполагается закончить работу над темой: 31.05. Цель самообразования по теме:…

План самообразования «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток!В этом учебном году,я работаю с детьми младшей группы,делюсь с вами планом самообразования. 1. ФИО педагога – Козлова Ирина Федоровна 2. Образование/ категория: — среднее специальное 3. Тема самообразования: Формирование культурно-гигиенических навыков у…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: