Памятка по самообразованию
Возможная проблема |
Пути решения |
1. Не могу определиться с темой самообразования |
|
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе |
Подбор литературы:
Составление плана изучения конкретной выбранной литературы
|
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал |
|
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. |
|
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. |
Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»
I Этап – подготовка доклада, выступления.
- Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей.
- Формулировка основных вопросов доклада, выступления.
- Составление развернутого плана выступления.
- Просмотр и чтение специальной литературы.
Подбор и систематизация наглядных материалов.
Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег.
Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.
1. Распределение материала по вопросам.
2. Письменное изложение полного текста выступления.
II Этап – работа с подготовленным материалом
1. Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.
2. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).
3. «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).
III Этап – подготовка к выступлению
- Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.
- Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.
Оформление результатов работы
Завершается подведением итогов работа на тему «Самообразование воспитателя в ДОУ». 1 младшая группа может лишь выполнять поставленные конкретные задания под руководством воспитателя. В то время как 2 младшая группа уже может продемонстрировать собственные поделки и самостоятельную работу, помогая воспитателю собрать необходимый практический материал. Как же оформить результаты работы по саморазвитию педагога? Можно применить такие формы:
- тематический семинар;
- круглый стол;
- педагогический мастер-класс;
- открытое занятие;
- творческий марафон;
- развлекательно-познавательная деятельность и другие.
К сожалению, не всегда педагоги осознают, для чего необходимо составлять план самообразования воспитателя ДОУ в младшей группе. Ведь дети этой возрастной категории совсем еще малыши, разве можно с ними организованно что-то делать, экспериментировать, использовать педагогические инновации, исследовать? На самом деле не только можно, но и нужно! Так как эти дети — наше современное поколение. Устаревшие, привычные опытному воспитателю методики образования попросту будут тормозить развитие этих малышей.
В работе крайне важно внедрять педагогические инновации, идти в ногу со временем с целью воспитания поколения, которое отвечает современным требованиям общества. В нашей статье мы предложили примерный план самообразования воспитателя ДОУ (2 младшая группа и 1 младшая группа), рассказали о возможных формах работы и организации деятельности
Но работа воспитателя — это прежде всего творчество и фантазия. Важно подойти к деятельности нестандартно, креативно — только тогда работа педагога будет эффективной и интересной для малышей.
«Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ»
Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ
1.Активизация словаря детей младшей (средней, старшей) возрастной группы.
2.Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру детей раннего возраста.
3.Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
4.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
5.Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.
6.Дидактические игры в обучении детей основам математики.
7.Дидактические игры детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
8.Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
9.Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.
10.Игра как средство общения дошкольников.
11.Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.
12.Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, редней, старшей группе.
13.Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
14.Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет.
15.Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.
16.Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.
17.Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.
18.Оздоровительная гимнастика после дневного сна.
19.Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.
20.Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.
21.Пересказ художественных произведений с помощью картинок.
22.Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
23.Правила дорожного движения для дошкольников.
24.Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
25.Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
26.Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
27.Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет).
28.Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
29.Развитие мелкой моторики дошкольников.
30.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
31.Развитие познавательной деятельности дошкольников.
32.Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
33.Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
План самообразования «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Хасанова Анастасия Николаевна Воспитатель детского сада МБДОУ Детский сад № 261 г. Ростов на Дону План самообразования на 2022 учебный год Дата начала работы над темой – 01.02.2022 года Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через…
Программа по самообразованию «Развитие речи старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Программа по самообразованию «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Воспитателя: Колпаковой Е.И. 2022 – 2022 уч. г. Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и…
Организация работы по темам
Каждая из тем требует аналитической работы. Анализируя литературу, педагог должен выделить основные мысли и идеи авторов, чтобы определить направление работы по данной теме
Например, если выбрана тема «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», воспитателю необходимо уделить особое внимание методике организации и общему содержанию работы по этой теме в различных возрастных группах детского сада
Одной из актуальных задач воспитания в детсаду является экологическое воспитание. Как составить план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС? Экология, например, должна включать занятия и беседы по ознакомлению с природой родного края, опытно-экспериментальную деятельность, работу с родителями, способствующую развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста.
План самообразования воспитателя ДОУ младшей группы должен охватывать работу по оценке возможностей, физиологических и психологических особенностей детей этой возрастной категории, обозначать круг проблем, касающихся работы с младшими дошкольниками, включать применение интерактивных методов обучения и современных методик раннего развития. Работа над темой может быть проведена с участием нескольких педагогов, которые непосредственно знакомы с задачами и целями ДОУ. Правильно организованный процесс самообразования предоставляет большие возможности для более глубокого развития личности и эффективного повышения профессиональной компетентности педагога.
Темы для разработки вопросов самообразования в подготовительной группе
Во ФГОСе определён единый список тем для педагогов, работающих с разными возрастными группами. При этом воспитатель подготовительной группы исследует вопрос в ракурсе актуальности для ребят 6–7 лет. Например, вопросы, связанные с выработкой предпосылок учебной деятельности, определением готовности детей к школе (развитие навыков письма, чтения, счёта и пр.).
Таблица: картотека тем по самообразованию
Образовательное направление | Перечень тем |
Познавательное развитие |
|
Развитие речи |
|
Физическое развитие и здоровьесберегающие технологии |
|
Xудожественно-эстетическое развитие |
|
Нравственно-патриотическое воспитание |
|
Подготовка к школе |
|
Игровая деятельность | Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста. |
Кроме того, ФГОСом определён блок тем общепедагогической направленности, в том числе и темы, касающиеся работы с родителями:
- Методы и средства амплификации (обогащения) развития дошкольника.
- Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
- Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
- Индивидуальный подход в дошкольном образовании.
- Создание психологического комфорта в группе ДОУ.
- Психолого-педагогическая помощь семье в воспитании и развитии дошкольников.
- Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
- Общественные отношения в дошкольном образовании.
Темы, связанные с планированием и диагностикой работы ДОУ:
- Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
- Разработка парциальных (узконаправленных) программ дошкольного образования.
- Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
- Качество дошкольного образования: критерии оценки.
Папка по самообразованию воспитателя детского сада
В начале учебного года воспитатель разрабатывает план по самообразованию на определённый период в соответствии с выбранной темой. В течение отведённого периода, согласно плану, педагог фиксирует проведённую работу и подшивает в папку. В конце периода работы воспитатель подготавливает отчёт о проделанной работе.
Воспитатель должен ответственно подойти к своему саморазвитию, так как он является главным источником информации для детей на определённом этапе взросления, наставником, к которому дети прислушиваются. И чем многогранней личность воспитателя, тем больше возможностей будет предоставлено детям для раскрытия собственных способностей.
Примерный перечень тем самообразования воспитателя по ФГОС
Воспитатель может выбрать следующие темы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования:
- Амплификационные методы развития дошкольника.
- Особенности педагогической диагностики в ДОУ.
- Метод индивидуального подхода в ДО.
- Методика по формированию ОБЖ.
- Эмоциональный интеллект дошкольника.
- Методы по руководству игровой деятельностью.
- Формирование краеведческих представлений (малая родина).
- Творческие способности дошкольников.
- Подготовка к учебной деятельности.
- Развитие любознательности.
- Ознакомление с объектами окружающего мира.
- Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
- Формирование ЭМП.
- Развитие общительности.
- Связная речь.
- Элементарный анализ литературного произведения.
- Обучение грамоте.
- Применение нетрадиционных техник изодеятельности.
- Основы ЗОЖ в ДОУ.
- Формирование КГН и навыков самообслуживания.
- Обеспечение психологического комфорта в детском учреждении.
- Информационно-коммуникативные технологии в ДО.
- Приемственность детсада и школы.
- Психолого-педагогическая поддержка семьи.
- Основы инклюзивного образования в ДОУ.
- РППС детского сада.
- Парциальные программы ДОУ.
- Инновационные формы взаимодействия с родителями.
- Организация экспериментальной деятельности.
- Качество и критерии оценки ДО.
Темы по самообразованию для старших воспитателей
29 мая, 2018 admin
Темы по самообразованию
для старших воспитателей
Уважаемы коллеги!
Представляю вам основные формулировки тем методического и организационно-управленческого характера.
Вы сами можете разнообразить формулировки, взяв начало предложения от одной формулировки, а окончание – от другой.
- Методическое сопровождение развития творческих способностей воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.
- Организация единого информационного пространства в дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО.
- Реализация эффективных технологий в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.
- Проектирование здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования.
- Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации.
- Организация условий для развития познавательной активности воспитанников в дошкольной образовательной организации.
- Реализация эффективной модели взаимодействия педагогов ДОУ с родителями по речевому (познавательному или др.) развитию детей дошкольного возраста.
- Методическое сопровождение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по речевому (познавательному или др.) развитию воспитанников.
- Реализация образовательной области «Речевое развитие» (познавательное или др.) в процессе взаимодействия педагогов и родителей в условиях дошкольной образовательной организации.
- Организация образовательного пространства в дошкольной образовательной организации на основе художественно-эстетического развития (речевого или др.) воспитанников.
- Методическое сопровождение образовательных инициатив семьи в условиях дошкольной образовательной организации.
- Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации профессиональных компетенций в сфере (или в области) художественно-эстетического (речевого или др.) развития воспитанников.
- Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации. (Это про ИКТ).
- Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации профессионально значимых компетенций, необходимых для организации познавательной (игровой, коммуникативной или др.) деятельности воспитанников.
- Методическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ на основе регионального содержания.
- Формирование у педагогов профессиональных компетенций, необходимых для реализации регионального содержания в дошкольном учреждении.
- Методическое сопровождение образовательных инициатив педагогов в условиях реализации регионального содержания.
- Методическое сопровождение проектной (или игровой, или исследовательской деятельности, или др.) в дошкольной образовательной организации.
- Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
- Методическое сопровождение реализации эффективных технологий в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.
- Проектирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования.
- Формирование профессиональных компетенций у педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.
- Методическое сопровождение взаимодействия педагогов и детей на основе игровых технологий.
- Формирование профессиональных компетенций педагогов в вопросах оздоровления и физического развития воспитанников.
- Повышение качества образовательного процесса в ДОУ посредством эффективного применения информационно-коммуникационных технологий.
- Повышение качества образовательного процесса в ДОУ посредством сетевого взаимодействия с социальными партнерами.
- Методическое сопровождение сетевого взаимодействия дошкольного учреждения с социальными партнерами.
Опубликовано в рубрике СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ, Темы по самообразованию
План работы по самообразованию в подготовительной к школе группе на тему: « Развитие связной речи»
Апрель — | Продолжать работу по развитию связной речи детей: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры, проходившие в предыдущие месяцы. | Беседы с родителями: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей». |
Май | Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей. | Показ сказки «Теремок» детям средней группы. |
Используемая литература:
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. — М, 2003. — с.27-43.
2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
6. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2004. — 255 с.
8. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.
9. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание — 2005. — N 1. — с. 18-23.
10. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.
11. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 9. — с. 28-34.
12. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. — М, 2004. – 107 с.
13. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.
14. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО «Эксмо», 2003.
15. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005. — 159 с.
16. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. — N 11. — с. 8-12.
17. Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009. – 96 с.