Уроки тишины
Как мы уже сказали, в Монтессори-среде нет тяжелых и фиксированных парт. Вместо них предлагаются легкие парты и стулья, которые легко двигаются и издают звук. Но делается это не ради создания шума, а как раз наоборот. Монтессори-сад — это тихое место, где каждый ребенок увлеченно занят своим делом
И когда ребенок, вставая из-за стола производит шум, это отвлекает других детей, они обращают внимание на нарушителя тишины. Ребенку, издавшему шум, такое внимание неприятно, и в следующий раз он старается сделать это максимально тихо, чтобы не потревожить других детей
Все это развивает не только грациозность и мастерство вставать из-за стола незамеченным (а также тихо ходить), но главное дает осознание ценности чувств других людей, которым так легко помешать и нарушить их сосредоточенность.
Помимо этого, М. Монтессори разработала специальные уроки тишины, где дети учатся контролировать свое поведение и быть более организованными. Например, один из уроков тишины проходит так: воспитатель оставляет детей одних, а сама уходит в другую комнату и оттуда шепотом еле слышно называет одного из детей по имени. Задача ребенка услышать свое имя и очень тихо встать, не создав шума, пройти к воспитателю в другую комнату.
Готовим пространство для игр
Конечно, идеальный вариант, когда у ребёнка есть своя комната. Но при грамотном подходе, можно удовлетворить все условия метода и в однокомнатной квартире.
Методика Монтессори для детей диктует главное условие в оформлении игрового пространства — обеспечение ребёнку возможности действовать там самостоятельно. Малыш не должен через каждые пять минут звать взрослого, чтобы тот помог достать какую-то игрушку. Всё в зоне игр расположено в свободной досягаемости
Очень важно при этом научить ребёнка соблюдать порядок. Поиграв с одним материалом, он должен сам отнести его на место и только потом брать следующий
Это обязательное условие, которым нельзя пренебрегать.
Игрушек в зоне для игр не должно быть много и все они обязательно сортируются по блокам: развивающие мелкую моторику, обучающие азам математики, предназначенные для творчества и так далее. Ребёнок двигаясь к определённой полке или коробке, возможно, ещё не уверен в том, какую именно игрушку возьмёт, но чётко знает, какой род занятий ему сейчас интересен.
Тщательно следите за тем, чтобы материалы соответствовали возрасту. Например, переходить к пирамидке из 7 элементов нужно только тогда, когда 5 малыш складывает буквально с закрытыми глазами.
Хорошо, когда в детской комнате есть все атрибуты взрослой жизни в миниатюре. Зеркало в рост малыша, стол и стул, шкаф с маленькими тремпелями, может быть, игрушечная кухня. Такие условия в игровой зоне будут побуждать ребёнка к познанию. Ведь в обычном мире ему никак не достать вещи из взрослого шкафа, не дотянуться до выключателя, не взять книгу с высокой полки. Невыполнимые задачи отбивают всё желание учиться.
Крышки с буквами Монтессори
Сделать своими руками эту игрушку Монтессори смогут те, у кого в доме найдется 33 одинаковых металлических крышечки от банок. И магнитные буквы. Принцип достаточно прост – буквы соединяются с внутренней стороной крышечки, крышечки переворачиваются наружу. Ребенок должен своими руками перевернуть все крышечки и найти буквы. Это одинаковым образом развивает и мелкую моторику, и логическое мышление, и память.
Разумеется, эти развивающие игры уже не для ребенка возрастом до года, а чуть постарше. Допустим, лет трех. После того, как все крышечки перевернуты, а буквы найдены, можно учиться составлять слоги и даже слова. Эта игра от Монтессори хороша тем, что играть в нее можно вплоть до 5-6 лет, пока ребенок не пойдет в школу.
Игрушки от 3 месяцев
В 3 месяца ребенок учится управлять своими ручками и может хватать предметы сам. К тому же, в этом возрасте многие малыши удерживают голову, лежа на животике. Самое время попробовать использовать новые приспособления.
- Развивающий коврик может подолгу увлекать ребенка, если на дугах развешены интересные игрушки или зеркальце. Также ребенок может лежать на животике, а ручками тянуться к предметам, бить по пианино, держать что-то во рту.
- Погремушки на дуге (от развивающего коврика или на отдельной дуге над кроваткой). Можно вешать их на таком расстоянии, чтобы малыш мог случайно или целенаправленно бить по ним кулачками, игрушку можно вкладывать в ручку, чтобы малыш махал ею и слушал звук.
- Текстильные или пластмассовые игрушки с пружинным механизмом — они вешаются на дугу коврика, шезлонга или капор коляски, мама тянет за «хвостик», игрушка вибрирует или проигрывает мелодию.
- Музыкальные панели и пианино – в положении на животике ребенок может трогать пианино или ударять по нему, чтобы услышать мелодию.
- Неваляшка – малыш с радостью потрогает ее ручками, лежа на животике.
Правила безопасности при использовании игрушки
Даже если малыш будет всегда играть под присмотром, игрушка должна быть полностью безопасна. Для этого нужно выполнить следующие правила:
- Доска обязательно закрепляется жестко — к стене, к полу, к мебели, к тому, что ребенок не сможет сдвинуть и уронить. Выполните это правило — и у вас появится немного времени на себя, пока ваш малыш увлеченно играет.
- Вы можете использовать любой материал в качестве основы — от фанеры до старой дверцы шкафа, но не забудьте проконтролировать отсутствие заноз по периметру и на лицевой части.
- Если на поверхности есть острые углы или «проблемные», травмоопасные места, их лучше оббить чем-то мягким, чтобы не допустить ударов.
- Не забывайте, что маленькие пальчики — очень цепкие, и они могут запросто открутить какую-то мелкую деталюшку и отправить ее в рот. Проверяйте надежность креплений тщательно и по нескольку раз.
- Все съемные элементы — ключики, замочки — лучше зафиксировать на шнурках или цепочках.
- Если в вашей развивающей доске будут предусмотрены светящиеся или другие электрические элементы, то запитайте их от батареек, а не от сети.
Монтессори игрушки своими руками
Мария Монтессори не работала с детьми до 3-х лет, однако со временем ее последователи доработали и изменили систему. В современных центрах открыты Нидо-группы (малыши от 8 недель) и Тоддлер-группы (от возраста, когда ребенок впервые пошел и до 3 лет). Соответственно, были придуманы игрушки для младших возрастов.
Игрушки Монтессори для 1 года созданы для развития сенсорики. Это различные рамки, коврики, дощечки.
Сенсорный коврик
Игрушка Монтессори для детей, которые еще не ходят. Для его создания понадобится:
- синтепон;
- отрез однотонной ткани;
- различные лоскуты ткани. Главное требование: они должны быть ярких цветов и самой разной текстуры;
- пуговицы, молнии, шнурки, застежки-липучки, ленточки.
Сшивается синтепон и однотонный отрез ткани. Это основа будущего коврика. Поверх пришиваются лоскуты и различные детали (молнии, пуговицы и прочее). Можно сделать картину, но это необязательно. Малышу в таком раннем возрасте гораздо важнее яркие цвета и текстура. А молнии, пуговицы и шнурки помогут в развитии мелкой моторики. Такой коврик способен увлечь малыша надолго.
Тактильная доска
На лист плотного картона наклеиваются квадраты, вырезанные из самых разных материалов: наждачная бумага, мех, кружево, бархат, резина, щелк. Цель – собрать как можно больше образцов с различными текстурами.
Для детей постарше игру можно усложнить: образцы наклеить на квадраты картона. В этом случае, он, не глядя, достает квадрат и на ощупь пытается определить, что это.
Последователи Монтессори уверены, что раньше полутора-двух лет ребенок еще не умеет различать цвета. Поэтому игрушки Монтессори для 2 лет направлены на развитие цветовосприятия.
Цилиндры
Самостоятельно можно окрасить в разные цвета бумажные стаканчики, маленькие коробки и любой другой подручный материал. А можно подготовить настоящую доску, которая будет использоваться и дальше в зоне математики.
Сделать эту развивающую игрушку для детей Монтессори можно следующим образом:
- наметить будущие отверстия на поверхности основы. Для нее можно использовать невысокую картонную коробку или лист пенопласта;
- ножом вырезать отверстия, покрасить;
- из соленого теста слепить цилиндры. Можно сделать все их одинаковыми, но лучше, если они будут разной формы, размера и высоты;
- высохшие цилиндры покрасить в разные цвета.
Эта игрушка позволит не только развивать цветовосприятие, но и мелкую моторику, а также познакомит дошкольника с понятием формы, размера.
Ребенок в возрасте от 2 лет и до 4 уже обращает внимание на запахи, способен их различать и запоминать. Поэтому отличной Монтессори игрушкой для 3 лет будет коробочка с запахами
Набор ароматов
Пожалуй, это самая простая в подготовке игрушка. Для ее создания понадобится:
- коробка, в которой будет храниться набор;
- небольшие емкости. Это могут быть спичечные коробки, пластмассовые контейнеры из киндер-сюрприза или баночки из-под детского пюре.
В емкости насыпаются приправы, ароматные засушенные травы, цедра, зерна кофе, мята, корица. На первом этапе взрослый открывает, дает понюхать и рассказывает о содержимом. В дальнейшем ребенок должен самостоятельно уметь определять запах.
Бизиборд
В интернете можно найти много мастер-классов по созданию этой детской игрушки Монтессори. Самый простой способ – взять лист ДСП и на нем разместить:
- выключатель;
- замок с ключиком;
- защелку;
- колокольчики;
- вентиль от крана;
- телефонный диск;
- старые счеты.
Бизиборд будет интересен детям в любом возрасте.
Кроме этих, можно сделать множество других игрушек Монтессори своими руками. Рамки с застежками, карточки, буквы и цифры из бархатного картона – практически все материалы для занятий по этой системе изготавливаются самостоятельно.
Самое главное, подготовив игрушки по методу Монтессори, не забывать об основополагающих идеях этой программы:
- не помогать ребенку, пока он не попросит;
- не рассказывать, как пользоваться тем или иным предметом. Дать ему возможность разобраться самостоятельно;
- ребенок сам решает, чем и как долго ему заниматься.
Система раннего развития Монтессори за многие годы завоевала доверие педагогов и родителей. Марию Юнеско включило в список педагогов, изменивших образовательную науку в 20-м веке. И даже если не следовать программе полностью, а применять только развивающие игрушки для детей Монтессори, положительный результат будет гарантирован.
Методика Монтессори для развития самостоятельности дома
Педагогика Монтессори все чаще используется в детских садах. Но могут ли эти принципы быть применены и дома? Некоторые из них точно! Мы расскажем, как поддержать независимость ребенка, применяя принципы Монтессори.
Независимость в подходе Монтессори
По словам Марии Монтессори, чтобы человек был свободным, он должен быть независимым. Итальянский доктор тесно связала три понятия: свобода, достоинство и независимость. В то же время независимость понимается не как «произвольность», а как право выбора в определенных пределах.
Независимость в соответствии с принципами Монтессори распространяется и на активное участие в семейной жизни. Это приводит к выполнению домашних обязанностей и рассматривает даже самые банальные действия как возможность учиться для ребенка.
Некоторые методы обучения Монтессори заставляют детей быстро овладевать конкретными навыками. Однако навязывать детям все ограничения, описанные в методе, является ошибкой. Почему? Потому что метод в оригинале был разработан Марией Монтессори для умственно отсталых детей. Поэтому ее ученикам нужны были четкие правила функционирования, чтобы они чувствовали себя в безопасности и не действовали хаотично.
Свобода в установленных пределах
Родители хотят лучшего для своего ребенка. Они помогают ему решать проблемы, поддерживают его. Часто даже не осознавая, что таким образом они препятствуют обучению независимости.
Так как же выглядит «свобода в установленных пределах»? Дайте ребенку выбор между двумя, тремя вариантами (хочешь надеть синие или красные носки? Хочешь яблоко или банан на десерт?).
Такое поведение требует бдительности, потому что, с одной стороны, родитель должен заботиться о безопасности малыша и поддерживать его, а с другой стороны, он должен воздерживаться от выбора вместо ребенка.
Монтессори правит дома
Учите независимости вашего ребенка, используя предположения Монтессори! У нас есть несколько советов для вас, как это сделать:
Регулировка пространства
Согласно методике развития Монтессори, пространство вокруг ребенка должно быть расслабляющим, стимулирующим к самостоятельной игре, гармоничным и эстетичным. Комната/квартира должна:
- быть свободной для деятельности ребенка;
- иметь ограниченную гамму цветов (включая игрушки); Подробнее о развивающих игрушках для детей от 1 года.
- иметь элементы, оборудование, настроенное пропорционально потребностям ребенка.
Монтессори материалы всегда натуральные, красивые, понятные и имеют конкретное назначение.
Мебель адаптирована для ребенка: открытые и низкие полки (особенно с игрушками, книгами, а также одеждой для малышей). Стул и стол для еды, адаптированные к росту малыша, стул за столом, где ест семья. Низко висящие вешалки для одежды (например, куртки).
Ребенок и повседневные обязанности
Покажите своему ребенку, как делать определенные вещи, и дайте ему попробовать. Правильно проведенное обучение новым вещам для детей ассоциируется с весельем и чувством удовлетворения после выполнения задания. Поощряйте вашего ребенка за самостоятельные действия (чистка зубов, переодевание), а также работу по дому.
У нас на сайте Вы найдете множество идей для развивающих занятий с детьми 2-3 лет.
Разрешить пробовать и учиться на ошибках
Согласно принципам Монтессори, свободное действие и переживание являются наиболее подходящим способом развития. Также, поддерживая самостоятельность в обучении, не забудьте дать вашему ребенку возможность попробовать, совершить ошибки и исправиться.
Монтессори педагогика — одна из самых гармоничных и естественных педагогических систем. Смело внедряйте ее заповеди в жизнь, и очень скоро увидите положительные результаты!
Правила обустройства развивающего пространства
Обустроить детскую в соответствии с правилами Монтессори не так сложно, как может показаться неискушённому родителю. Несомненно, помещения в садике или классы в школе довольно просторные, однако и из небольшой детской может получиться комната в Монтессори-стиле.
При организации домашней развивающей среды важно соблюдение следующих правил:
- ребёнок должен видеть все материалы для занятий, то есть их необходимо располагать в зоне досягаемости;
- мебель должна подходить малышу по росту и должна быть лёгкой по весу, чтобы ребёнок самостоятельно мог двигать или устанавливать в любом месте стульчик и стол;
- на пол следует постелить ковёр или плед, поскольку ребёнок обязательно будет играть и заниматься не только на столе, но и рядом с ним;
- все полочки и стеллажи с игровыми пособиями должны быть «приветливо распахнутыми», чтобы малыш сам смог выбрать нужный предмет;
- любое отдельное задание должно находиться и предлагаться в своём подносе, коробочке или пластиковом контейнере;
- каждый предмет, используемый ребёнком, должен быть настоящим, а не муляжом либо игрушкой (то есть малышу нужно давать, к примеру, настоящий совок и веничек).
Такой порядок в организации игрового пространства не только помогает малышу с ранних лет ориентироваться в материалах и пособиях, но и позволяет приучать к чистоте даже совсем маленького ребёнка. Поиграл? Убирай за собой, ставь предмет на своё место!
Змейка
Сенсорная змейка, или гусеница, — это тоже материал Монтессори. Своими руками сделать такую игрушку можно за несколько часов. Все, что вам понадобится — кусочки различной ткани и материал для наполнения шариков. Подойдут крупы (пшено, фасоль, рис, горох и др.), поролон или ватин, мятая бумага или полиэтиленовая пленка. Можно придумать и другие интересные на ощупь наполнители.
Самый простой вариант — сделать элементы змейки из старых, потерявших свою пару детских носков. Они имеют яркие цвета и рисунки, и в сборе игрушка будет выглядеть весьма интересной.
Те, кто умеет, могут сшить шарики из тканей разных фактур, а голову украсить глазами и улыбкой.
Материал должен развивать что-то одно
В магазинах можно найти игрушки, которые одновременно учат цветам, формам, буквам, играют весёлую музыку. Они не учат ничему, потому что только запутывают ребёнка.
Монтессори-материалы всегда учат чему-то одному. Иногда родители в домашних материалах нарушают и это правило. Особенно часто – в сенсорных материалах. Разные сенсорные свойства предметов смешивают как между собой, так и с упражнениями практической жизни. Например, родителям кажется, что простая сортировка по цветам будет скучной, поэтому сразу же предлагают сортировать с помощью пинцета или сортировать одновременно и по цвету, и по форме. Некоторые дети действительно настолько любят сортировки, что им потребуются такие упражнения. Но только как дополнительные, когда малыши уже прекрасно сортируют отдельно по цвету и по форме и научились работать пинцетом в других упражнениях.
Не предлагайте ребёнку считать шарики во время сортировки или учиться читать на буквах, нарисованных на кубиках розовой башни. Всегда помните, что каждый материл должен служить развитию только одного определённого навыка.
Примеры игр
В специализированных школах Монтессори или классах по развитию детей всегда можно обнаружить массу интересных материалов: всевозможные сортеры, вкладыши, головоломки, рамки и целые борды на всю стену. Оторвать малыша от них невозможно. Ребенок сам находит себе занятие, сам ставит задачу и решает ее.
Например, передвигает шарики по деревянному лабиринту. Сначала его действия могут выглядеть хаотично. Ребенок знакомиться с материалом, пробует разную направленность и силу движений. По мере развития он соображает, что нужно собрать шарики по 4 разным сторонам, согласно цвету больших шаров в углах.
В подобные Монтессори игры можно играть и в домашних условиях. И для этого вовсе не обязательно покупать дорогостоящие игрушки. Все предметы можно найти дома:
- толстые нитки;
- пуговицы, бусины;
- палочки из-под леденцов, мороженого;
- пластиковые емкости, баночки;
- песок;
- крупы, макароны, фасоль;
- бельевую корзину;
- мячи;
- цветные прищепки;
- посуду: кастрюли, стаканы, дуршлаг, ложки, поднос.
Даже с таким небольшим набором можно придумать множество игр по мотивам Монтессори. Чтобы начать игру, нужно показать ребенку, что можно делать с предметами. Например:
- нанизывать бусины на нитку (по цветам, размерам или хаотично);
- продевать нитку в дуршлаг, создавая всевозможные переплетения;
- собирать палочки в закрытую емкость с прорезями;
- выкладывать узоры из деревянных палочек (если на несколько штук, сложенных вместе, нанести рисунок, получится пазл);
- сортировать, пересыпать, смешивать крупы, а также окрашивать их в разные цвета;
- стучать деревянной палочкой, ложкой по посуде, получая разные звуки и создавая музыку;
- ставить прищепки на разноцветный картон;
- закидывать мячи в бельевую корзину;
- строить из песка, разукрашивать его, рисовать палочкой или пальцами по песку, рассыпанному тонким слоем в подносе;
- складывать посуду по принципу матрешки.
На самом деле даже пособия Монтессори перечисляют и описывают игры с подручными предметами. Все-таки целью воспитания является саморазвитие через взаимодействие с окружающим миром, поэтому и материалы должны быть простыми и понятными для малышей.
Резюме
1. Ребенок сам себе учитель. Ему предоставлена полная свобода действий. Педагог позволяет ребенку раскрыться самому.
2. Принцип свободы выбора согласно собственным потребностям. Параллельный принцип – дисциплины. Но свобода по методике – это не хаос и вседозволенность. В любом случае это правила, которые регулируют жизнь ребенка.
3. Занятия происходят в специальной среде – зоне со специальным оборудованием.
4. Ребенка надо заинтересовать и радость от познания нового обеспечит результат.
5. «Не идите против природы человека, а наоборот, следуйте ей, помогая ребенку стать самим собой» М. Монтессори.
Занятия по методике Монтессори для детей — быт и хозяйство
Как ребенок младшего возраста, так и более старший очень увлекаются помощью родителям в домашних делах. Они относятся к этому со всей серьезностью, начинают учиться осознавать ответственность. Стоит только начать доверять ребенку самостоятельно чистить зубы и складывать грязные вещи в корзину, как он станет выполнять это ежедневно, как привычку без напоминания.
Обратите внимание! Отличным элементом игровой деятельности в быту станут пуговицы на одежде. Чем больше малыш будет тренироваться их самостоятельно застегивать, тем быстрее он освоит этот процесс. Ребенка полезно привлекать к выполнению домашних дел
Например, дать ему возможность протереть пыль, вымыть посуду, накрыть стол
Ребенка полезно привлекать к выполнению домашних дел. Например, дать ему возможность протереть пыль, вымыть посуду, накрыть стол
Важно не переделывать ничего на глазах малыша
Занятие домашними делами
Поэтапная инструкция
На изготовление бизиборда может уйти от одного до двух дней в зависимости от сложности работ. Предлагаем воспользоваться инструкцией по сбору относительно простой модели в виде короба с дверцами.
- Нарежьте доски для боковых деталей и полочек, которые будут крепиться во внутренней части изделия. Обработайте все детали шкуркой, включая лист фанеры нужного размера.
- Карандашом сделайте разметку на листе фанеры и обозначьте расположение деталей. Тщательно прочертите места, где будут находиться самые крупные — дверки, диск телефона, выключатели.
- Просверлите отверстия для петель.
- С помощью электролобзика выпилите отверстия для открывающихся элементов (дверей и окон), телефонного круга, розетки и звонка. Края стоит тщательно обработать, чтобы они стали идеально гладкими.
- Прикрепите доски к фанерному листу, используя саморезы и металлические уголки.
- Чтобы петли находились на одном уровне с дверцами, под них можно подложить небольшие ламинатные планки.
- С одного из боков отверстий для дверей прикрепите магниты. На дверцах в том же месте должны быть металлические пластины, чтобы фиксировать их в закрытом виде.
- Прикрепите остальную фурнитуру (шпингалеты, защелки и пр.), используя саморезы. Если они слишком длинные, укоротите их кусачками.
- Все электрические элементы дверного замка спрячьте внутри деревянного короба, на игровой панели должна быть только кнопка.
- Приклейте светильник на основание.
- Заднюю сторону короба нужно закрыть, для этого прикрепите к нему ламинатные панели саморезами.
- В верхней части короба можно сделать ручку для удобства в переноске игрушки. Если развивающая доска должна висеть на стене, стоит позаботиться о крепежных элементах, например, проушинах.
Детская развивающая доска с розетками.
Детская развивающая доска с именем ребенка.
Подходящие по возрасту развивающие материалы
Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные , , предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог , , , вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про , пуговицами, , и т.п.
О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и «Готовые программы занятий».
Шероховатые таблички
Система Монтессори предусматривает тщательное развитие тактильных способностей ребенка
Чувствительность рук, пальцев, возможность ощутить все богатство осязания и передать это словами – очень важно для ребенка, которому больше года
Для создания этой игрушки необходимо наклеить на плотный ватман несколько кусочков разных материалов: наждачной бумаги, меха, войлока, велюра, рубчатой и гладкой ткани. С закрытыми глазами ребенок должен, во-первых, угадать, что касается его рук, во-вторых, описать свои ощущения. Чем больше он для этого использует эпитетов, тем лучше. Чем богаче палитра ощущений – тем лучше! Итак, как мы видим, сделать своими руками развивающие игрушки совсем нетрудно.
Совершенствовать чувствительность рук, мелкую моторику, логику и память необходимо, когда ребенку исполнилось чуть больше года. Система Монтессори направлена на то, чтобы как можно раньше создать малышу ту среду, в которой он начинает жить и мыслить независимо от родителей. И развивающие игрушки – один из важнейших элементов этой среды.
https://youtube.com/watch?v=glwswDJ6gkc
Особенности выбора
Самое главное, о чём должна позаботиться мама – это обеспечение безопасности и увлекательного процесса во время игр.
Кроме этого следует соблюдать следующие правила:
Отдавайте предпочтение деревянным и пластиковым игрушкам. Что касается мягких и резиновых – нужно приобретать исключительно качественную продукцию, не допустимы игрушки из синтетического материала или наполнителя, игрушки с едким запахом.
Следите за тем, чтоб малышу было удобно брать игрушку, поэтому нужно позаботиться о правильной ручке у покупки.
Выбирайте игрушки, которые создают определённый звук. Это могут быть простые пищалки или полноценная музыка, производимая мобилем.
Будьте готовы к тому, что малыш решит попробовать игрушку, испытает её на прочность
Не покупайте хрупкие изделия и такие, от которых можно откусить кусочек практически беззубой челюстью.
Важно покупать игрушки, на которые можно нажать, что-то покрутить, нацепить деталь.
Значительную роль играют динамические игрушки, которые полезны для стимулирования процесса ползания.
Важно иметь игрушки, которые будут отличаться по цвету, форме и типу материала.
Приобретайте товары лишь с документально подтверждённым качеством изделия.
Не покупайте игрушки, содержащие мелкие детали и острые углы.
Важно выбирать игрушки в соответствии с возрастными потребностями. И уж точно не нужно брать для 6-7 месячного карапуза, например, погремушки, которые он не сумеет удержать в ручке.
Из-за того, что груднички тянут в рот всё, что попадается им под руку, лучше давать ему такие игрушки, которые смогут пройти обработку. Если игрушки не очищать, возникает риск развития патогенной микрофлоры на таком предмете.
Если игрушки не очищать, возникает риск развития патогенной микрофлоры на таком предмете.
Рекомендуем к прочтению следующие статьи:
- «Режим дня ребенка в 6 месяцев»;
- «Что должен уметь ребенок в 6 месяцев»;
- «Чем кормить ребенка в 6 месяцев»
- «Режим дня ребенка в 7 месяцев»;
- «Что должен уметь ребенок в 7 месяцев»;
- «Чем кормить ребенка в 7 месяцев»
Груднички в 6-7 месяцев уже умеют самостоятельно сидеть, крепко хватать и продолжительное время удерживать игрушку
Не стоит забывать, что в этот период дети наровят потянуть всё в ротик, откусить кусочек, бросить игрушку на пол – все эти моменты важно учитывать при выборе игрушек. Кроме того, важно следовать общим рекомендациям и покупать игрушки, соответствующие возрастным потребностям ребёнка. И тогда малыш вырастит здоровым, а его развитие будет правильным и своевременным
И тогда малыш вырастит здоровым, а его развитие будет правильным и своевременным.
Занятия и материалы от 3 до 6 лет
Дети в этом возрастном периоде становятся ещё более самостоятельными, особенно после прохождения так называемого кризиса трёх лет. Теперь дошкольник стремится получать новые знания за счёт сторонних источников информации, например, книжек.
Любимые и нелюбимые виды деятельности
После трёхлетнего возраста ребёнок уже не столь активно интересуется «суррогатными» бытовыми занятиями, поэтому зону практических навыков можно постепенно уменьшать.
Малыш уже готов физически и психологически выполнять реальную работу по дому, например:
- ухаживать за собой (эти действия включают не просто чистку зубов, мытьё рук, а участие в готовке обеда, мытье посуды, сервировке стола);
- убираться в квартире (сейчас ребёнок готов подметать, мыть пол, протирать пыль, ухаживать за домашним животным или любимым растением).
Сенсорика отходит на второй план, на первый же выдвигается активная работа с материалами. Например, дети с большим удовольствием занимаются с кинетическим песком (отличается большей пластичностью, по сравнению с обычным).
Узнайте больше информации о том, что такое кинетический песок и в какие игры можно играть с этим пластичным материалом, из статьи детского психолога.
В детской песочнице ребёнок может:
- смешивать различные оттенки;
- лепить не просто куличики, а настоящие «произведения искусства»;
- сравнивать созданные фигурки по размеру, окраске и форме;
- прятать и отыскивать клады;
- создавать из песка буквы и цифры и т.д.
Привычные шумовые баночки уже не актуальны, сейчас нужно отдавать предпочтение детским музыкальным инструментам: барабанам, дудкам и даже синтезаторам.
Если ребёнок с удовольствием играет в игрушки для детей более младшего возраста, не стоит забирать и давать те, которые кажутся вам более правильными. Монтессори предполагала, что малыш сам должен выбирать интересное занятие.
Письмо и чтение
4 — 5-летний ребёнок активно интересуется написанием букв. Стоит ли самим учить малыша писать? Специалисты советуют заняться подготовкой руки и пальцев к овладению этим навыком.
С этой задачей справятся такие занятия, как:
- штрихование;
- выведение букв на манке или кинетическом песке;
- работа в прописях;
- вырезание ножницами;
- нанизывание крупного бисера на леску.
Шесть лет – стандартный возраст обучения чтению. Подготовиться к овладению этим навыком помогут следующие упражнения по методу Монтессори:
упражнения на определение звуков (к примеру, родитель предлагает ребёнку отыскать в комнате те предметы, которые начинаются на звук «р»);
работа с небольшими подписанными предметами, которые хранятся в одной коробке;
работа с карточками, которые включают изображение и его название (важно, чтобы буквы произносились так же, как и писались);
прочитывание небольших книг с крупными иллюстрациями и небольшим сопроводительным текстом.
Также повышается увлечённость математическими занятиями. Методика Монтессори отличается определёнными пособиями для формирования этих навыков. Однако и в домашних условиях также можно подобрать подходящие упражнения и пособия.
Основная задача родителей – показать, как можно совмещать визуальный образ цифры с её названием. К примеру, если вы хотите, чтобы ребёнок запомнил – 3+3=6, нужно сложить рядом карточку с цифрами и необходимое количество бусинок или жетонов.
Расширять знания об окружающем мире можно и во время прогулок. Ребёнок, гуляя по парку, может собирать листья и растения, чтобы создать потом гербарий. Также шестилетний малыш уже способен фотографировать животных, которых он видел в зоопарке, для создания собственной картотеки.
Игрушки на руку
Тут все просто — это мягкая резинка или манжета, на которой закреплена небольшая погремушка. Она шуршит, бренчит или звенит — вариаций много. Игрушка фиксируется на ручке или ножке ребенка
Основная ее задача — привлекать к себе внимание. Для новорожденных, которые пока не умеют даже переворачиваться, — отличный вариант
При выборе смотрим на качество крепления браслета
Если она будет постоянно спадать с руки, то теряется весь «смысл» игрушки
При выборе смотрим на качество крепления браслета. Если она будет постоянно спадать с руки, то теряется весь «смысл» игрушки.
Для новорожденных выбираем максимально простые игрушки-манжеты. Это, по сути, переносная погремушка.
Погремушка Жирафики на руку
После 6-ти месяцев можно подобрать игрушку-манжету посложнее. Со вставками разных форм и фактур.
Итоги
С самого раннего детства, у каждого ребёнка должны быть свои обязанности. Приучайте его заботиться о членах семьи. Просите, например, его принести тапочки или пульт, выкинуть что-нибудь в мусорное ведро. Приобщайте его к различной домашней работе, давая мелкие поручения. Помогая другим, малыш учится быть ответственным, лучше взаимодействовать с людьми, а также, чувствует себя важным и нужным. И еще, если кроха проявляет инициативу, не останавливайте его. Хорошо, когда он предлагает вам свою помощь, пусть даже не совсем и вовремя. Не нужно подавлять его желание помогать.
Фото и видео: свободные источники Интернет
Заключение
Подытожив можно сказать, что нет детей, которые не были бы достаточно одарены, чтобы освоить обязательную программу по математике. Но для полноценного развития математического интеллекта требуется ряд условий
Это своевременное начало, учитывая важность сенсорной подготовки и сенситивный период математики в дошкольном возрасте. Это возможность учиться в своем темпе и без стресса повторять материал, пока он не будет закреплен. И также это грамотно выстроенный процесс обучения, который постепенно переводит ребенка от конкретного к абстрактному, делая сложные математические понятия наглядными и понятными
И также это грамотно выстроенный процесс обучения, который постепенно переводит ребенка от конкретного к абстрактному, делая сложные математические понятия наглядными и понятными.
Foto: Montessori studija
При соблюдении всех этих условий ребенок будет не только понимать, но и любить математику, ведь математический интеллект — это неотъемлемая часть нашего ума.