Как еще можно использовать сказки
Возможно, сказки вашего ребенка ничему и не научат, но, по крайней мере, с их помощью можно будет его быстро усыпить и познакомить с таким чудом человеческой цивилизации, как книга.
Именно с помощью сказок у детей 4-5 лет можно создать мотивацию для раннего приобретения навыка чтения. Для этого можно начать читать ребенку какую-нибудь увлекательную сказочную историю с ярким сюжетом, которая его очень заинтересует.
Когда дело дойдет до развязки, можно будет закрыть книгу, и сказать ребенку, что, если он хочет узнать, что будет дальше, то можно попробовать научиться читать, чтобы самостоятельно изучать потом интересные истории, скрывающиеся в тысячах книгах. Возможно, благодаря этому, ваш ребенок откроет для себя удивительный мир литературы гораздо раньше своих сверстников.
Сказка Пастушья дудочка
Жили в одном селе старик да старуха, бедные-пребедные, и был у них сын Иванушка. С малых лет любил он на дудочке играть. И так — то он хорошо играл, что все слушали — наслушаться не могли. Заиграет Иванушка грустную песню — все пригорюнятся, у всех слезы катятся. Заиграет плясовую — все в пляс идут, удержаться не могут.
Подрос Иванушка и говорит отцу да матери:
— Пойду я, батюшка и матушка, в работники наниматься. Сколько заработаю — все вам принесу. Попрощался и пошел. Пришел в одну деревню — никто не нанимает. В другую пошел — и там работники не нужны. Пошел Иванушка дальше. Шел-шел и пришел в дальнее село. Ходит от избы к избе, спрашивает:
— Не нужен ли кому работник?
Вышел из одной избы мужик и говорит:
— Не наймешься ли ты овец пасти?
— Наймусь, дело не хитрое!
— Не хитрое оно, это так. Только у меня такое условие: если хорошо пасти будешь — двойное жалованье заплачу. А если хоть одну овечку из моего стада потеряешь — ничего не получишь, прогоню без денег!
— Авось не потеряю! — отвечает Иванушка.
— То-то, смотри!
Уговорились они, и стал Иванушка стадо пасти. Утром чуть свет уйдет со двора, а возвращается, когда солнце сядет.
Как идет он с пастбища, хозяин с хозяйкой уже у ворот стоят, овец считают: — Одна, две, три… десять… двадцать… сорок… пятьдесят… Все овцы целы!
Живое слово
- невероятная музыкальность,
- поэтичность,
- образность,
- мелодичность,
- напевность,
- остроумие,
- искрометность,
- фразеологизмы и фразы, ставшие крылатыми.
Впитывая с младенчества лучшие образцы живого родного слова, ребенок учится красиво и грамотно строить свою речь, правильно применять средства художественной выразительности, пополняет словарный запас. И вместе с тем, еще до школы усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Те немногие названия русских народных сказок, упомянутые в статье, конечно, не отражают всего разнообразия русского сказочного творчества. Сказочных сюжетов в русском фольклоре зафиксировано около тысячи. Многие из них имеют литературную обработку В.И. Даля, А.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева. Выбирая сборники сказок под редакцией этих выдающихся знатоков родного слова, родитель и педагог могут быть уверенны, что чтение принесет ребенку максимальную пользу.
Сочинение на тему: «Русские сказки»
Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце.
С. Королев
Чему нас учат русские народные сказки
Какие книги читают детям практически с пеленок? Это, конечно, сказки – умные, добрые и веселые. И выбор не случаен. Именно в сказках заложен главный принцип бытия: добро всегда сильнее зла. Добро победит, только путь к этой победе нелегок. Но, несмотря ни на что, нужно верить в себя и свои силы.
Прелесть русских народных сказок еще и в том, что этот смысл не лежит на поверхности. Все аллегорично, иносказательно. Как у Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек!» Взрослея, мы перечитываем сказки, и каждый раз нам отрывается что-то новое: новое видение, новый оттенок чувств и эмоций.
Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.
Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.
Сказки о животных – настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – «свой парень», но трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот «зайцы» и «лисицы», «волки» и «медведи»!
Что касается волшебных сказок, то это – огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня – непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая «армия зла»: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть «испытание».
Например, в сказке «Царевна-лягушка» главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. В сказке «Морозко» бедной Настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. И это, пожалуй, главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.
Сказки – это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.» Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.
Таким образом, сказки – это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка – не только «преданье старины глубокой», но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.
Значение добра и зла в русской литературе
В том, что такое добро и зло и каковы их характерные особенности, мы разобрались. Какое же значение в русской литературе имеет такая религиозно-философская тема, как тема добра и зла? Начнем с того, что практически во всех произведениях присутствует тема добра и зла. Какое же значение имеет эта тема в русской литературе? Естественно, большое.
Во-первых, в таких произведениях поднимается не только тема добра или зла, но и другие важные философские проблемы, вытекающие из этих тем
Так, можно рассматривать весь мир как совокупность добрых и злых дел в различных пропорциях, откуда следует важность и значимость таких тем
Во-вторых, такие произведения являются нестареющими, всегда актуальными для различных поколений, так как в них можно найти ответы на многие интересующие вопросы с религиозно-философской и с социальной точки зрения.
Русская сказка: «Пастушья дудочка»
Жили в одном селе старик да старуха, бедные-пребедные, и был у них сын Иванушка. С малых лет любил он на дудочке играть. И так-то он хорошо играл, что все слушали – наслушаться не могли. Заиграет Иванушка грустную песню – все пригорюнятся, у всех слезы катятся. Заиграет плясовую – все в пляс идут, удержаться не могут.Подрос Иванушка и говорит отцу да матери:–?Пойду я, батюшка и матушка, в работники наниматься. Сколько заработаю – все вам принесу.Попрощался и пошел.Пришел в одну деревню – никто не нанимает. В другую пришел – и там работники не нужны.Пошел Иванушка дальше.Шел-шел и пришел в дальнее село. Ходит от избы к избе, спрашивает:–?Не нужен ли кому работник?Вышел из одной избы мужик и говорит:–?Не наймешься ли ты овец пасти?–?Наймусь, дело не хитрое!–?Не хитрое оно, это так. Только у меня такое условие: если хорошо пасти будешь – двойное жалованье заплачу. А если хоть одну овечку из моего стада потеряешь – ничего не получишь, прогоню без денег!–?Авось не потеряю! – отвечает Иванушка.–?То-то, смотри!Уговорились они, и стал Иванушка стадо пасти.Утром чуть свет уйдет со двора, а возвращается, когда солнце сядет.Как идет он с пастбища, хозяин с хозяйкой уже у ворот стоят, овец считают:–?Одна, две, три… десять… двадцать… сорок… пятьдесят…Все овцы целы!Так и месяц прошел, и другой, и третий. Скоро надо с пастухом рассчитываться, жалованье ему платить.«Что это? – думает хозяин. – Как это пастух всех овец сберегает? В прошлые годы всегда овцы пропадали: то волк задерет, то сами куда забредут, потеряются… Неспроста это. Надо посмотреть, что пастух на пастбище делает».Под утро, когда все еще спали, взял хозяин овчинный тулуп, выворотил его шерстью наружу, напялил на себя и пробрался в хлев. Стал среди овец на четвереньки. Стоит дожидается, когда пастух погонит стадо на пастбище.Как солнышко взошло, Иванушка поднялся и погнал овец. Заблеяли овцы и побежали. А хозяину хоть и трудно, только он не отстает – бежит вместе с овцами, покрикивает:–?Бя-бя-бя! Бя-бя-бя!А сам думает:«Теперь-то я все узнаю, выведаю!»Думал он, что Иванушка его не приметит. А Иванушка зорким был, сразу его увидел, только виду не подал – гонит овец, а сам нет-нет и стегнет их кнутом. Да все метит прямо хозяина по спине!Пригнал овец на опушку леса, сел под кусток и стал краюшку жевать.Ходят овцы по полянке, щиплют траву. А Иванушка за ними посматривает. Как увидит, что какая овца хочет в лес забежать, сейчас на дудочке заиграет. Все овцы к нему и бегут.А хозяин все на четвереньках ходит, головой в землю тычется, будто траву щиплет.Устал, утомился, а показаться стыдно: расскажет пастух соседям – сраму не оберешься!Как наелись овцы, Иванушка и говорит им:–?Ну, сыты вы, довольны вы, теперь и поплясать можно!Да и заиграл на дудочке плясовую.Принялись овцы скакать да плясать, копытцами постукивать! И хозяин туда же: хоть и не сыт и не доволен, а выскочил из середины стада и давай плясать вприсядку. Пляшет, пляшет, ногами разные штуки выделывает, удержаться не может!Иванушка все быстрее да быстрее играет.А за ним и овцы и хозяин быстрее пляшут.
В началоНазад1ВпередВ конец
↑ Список произведений на тему «Добро и зло» в зарубежной литературе
Дж. Роулинг «Гарри Поттер и дары смерти» И.Ф. Гёте «Фауст» Х. Ли «Убить пересмешника» Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера» Ч. Диккенс «Рождественская история» К.С. Льюис «Хроники Нарнии» У. Шекспир «Макбет», «Гамлет» М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». «Кентервильское привидение» О. де Бальзак «Шагреневая кожа» Ж-Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик» А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Цитадель» В. Скотт «Айвенго» М. Зусак «Книжный вор» Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме» Т. Драйзер «Американская трагедия» Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Надвигается беда» С. Кинг «Зеленая миля» У. Голдинг «Повелитель мух» Д. Митчелл «Облачный атлас» Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол», «Прощай, оружие!» Д. Киз «Цветы для Элджернона» К. Воннегут «Колыбель для кошки» Э. Бёрджесс «Заводной апельсин» П. Несс «Голос монстра» Д. Алигьери «Божественная комедия» Г. Мелвилл «Моби Дик, или Белый Кит»
Актуальны ли сказки в современном мире?
Конечно, в современном мире русские народные сказки и сказки других национальностей несколько утратили то значение, которое имели раньше. Далеко не все родители читают их своим маленьким детям, поскольку сейчас есть немало других «малышовых» развлечений.
Поэтому русский фольклор, конечно, уже не так влияет на формирование национального характера у маленьких детей, как это, возможно, было раньше. Сегодня мы живем в «глобальной деревне», и если родители и читают своим детям сказки, то это совсем не обязательно русские народные сочинения, а сказки самых разных национальностей, населяющих нашу планету.
Тем не менее, есть еще немало родителей, которые считают, что их дети обязательно должны прослушать в раннем детстве курс русскогосказочного творчества не только в развлекательных, но и в воспитательных целях.
Чему же учат детей русские сказки и сказки других национальностей? Действительно ли все они так безобидны, как это кажется на первый взгляд? Какие установки они дают детям на будущее?
«Гадкий утенок»
«Гадкий утенок» — это сказка, написанная датским прозаиком и поэтом, автором всемирно известных сказок для детей и взрослых, Гансом Кристианом Андерсоном (1805-1875). В сказке рассказывается о маленьком утенке, которого постоянно обижают другие обитатели птичьего двора. Но это продолжается недолго, так как со временем маленький утенок превращается в прекрасного белого лебедя – самую красивую птицу среди всех. Эта сказка нравится как взрослым, так и детям, потому что здесь показан личностный рост, превращение, изменение в прекрасную, более лучшую сторону. Сказка, вместе с тремя другими произведениями Андерсона, впервые была опубликована 11 ноября 1843 года в Копенгагене, Дания, и была очень критично воспринята публикой. Однако, сказку сразу включили в репертуар оперного театра, по мотивам сказки был поставлен мюзикл, а так же был снят анимационный фильм. Это произведение не относится ни к фольклору, ни к народным сказкам, так как было придумано Гансом Кристианом Андерсоном.
Это одна из тех сказок, прочитав которые, мы понимаем, что мы не такие, какими кажемся на первый взгляд. Все мы разные, все мы отличаемся друг от друга, но одно дело – знать, что ты не такой, как остальные, другое же – удивляться собственному, неожиданному, прекрасному перевоплощению. Каждый из нас должен научиться прощать себе былые ошибки, учиться меняться в лучшую сторону и стремиться к саморазвитию и самопознанию.
Добро и зло в русской литературе
Добро и зло существуют, как известно, только в симбиозе. В современном мире добро и зло практически не имеют четких границ. Все это было неоднократно доказано многими писателями и философами. Добро и зло относятся к философским, «вечным» темам. Добро — это довольно-таки широкое понятие, включающее в себя как качества объекта (добрый, хороший, мягкий, способный любить и т.д.), так и проявления качественных индивидуальных характеристик (милосердный, добросердечный, сочувствующий).
В отличии от добра, зло — понятие относительное. С философской точки зрения зло — это отсутствие добра и его проявлений, само по себе «зло» — это пустота, возникающая там, где нет доброты, справедливости, сочувствия. Любое отсутствие чего-либо неминуемо заполняется его противоположностью, одним из таких примеров и является зло.
Что же такое «зло» и «добро» в русской литературе? Каковы их проявления и отличительные характеристики? Чтобы разобраться в этом вопросе, проанализируем несколько произведений русской классики:
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
- Во-первых, рассмотрим тему добра и зла в произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». В каждом из главных героев в этом произведении присутствуют и добро, и зло. Зло представлено в героях, как духовное и нравственное падение, с которым они борются на протяжении всего романа. Таким образом, зло может проявляться не только как явная жестокость, жажда крови, месть и так далее, но и как комплекс с добром, которое в конкретном герое это зло может перебороть.
- Во-вторых, добро может быть представлено не только как милосердие, но и как сочувствие. Это особенно актуально в военных произведениях.
- В-третьих, зло может быть представлено как злоба или злость, ненависть. Исключение составляет такая злость, которая мотивирует человека или способна вдохновить его на творчество. Примером такого может служить произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
Так, мы выяснили, что в различных произведениях добро и зло могут быть представлены не только как их явные проявления, но и как их симбиозы. Темы, связанные с добром и злом, всегда актуальны, несмотря на время, потому что они относятся к рангу «вечных» тем и проблем.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Также могут различаться и представления о добре и зле у различных персонажей. Герой каждого произведения несет свою идеологию, у него свои понятия о добре и зле, о морали и нравственности, о цинизме и милосердии.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что добро и зло — это достаточно субъективные понятия, которые, по своей сути, являются религиозно-философскими. Добро и зло по-разному могут быть представлены в различных произведениях. Также данное представление может зависеть от понятия автора о добре и зле. Персонажи в одном произведении тоже могут содержать в себе различные представления, а смешанные понятия о том, что есть добро и в чем кроется зло.
Отрывок, характеризующий Карлик Нос (сказка)
– Ничего, ничего. – Она улыбнулась сквозь слезы Пьеру. – Прощайте, пора спать. Пьер встал и простился. Княжна Марья и Наташа, как и всегда, сошлись в спальне. Они поговорили о том, что рассказывал Пьер. Княжна Марья не говорила своего мнения о Пьере. Наташа тоже не говорила о нем. – Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем. Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней. – Разве можно забыть? – сказала она. – Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему… ничего, что я рассказала ему? – вдруг покраснев, спросила она. – Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья. – Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда? – Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл. – И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало… – Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья. – Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем? – Да, и чудесный. – Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.
Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь. Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате. «Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей. «Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе. Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу. «Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он. – Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер. – Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим. – Ну, а дети? – И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно. – Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой. – И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство. «Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
Вариант 2
Сказки, конечно, учат. В них нет, как в баснях, такой уж морали – в конце отдельной строкой, но всё и так понятно. Общее направление – это учиться добру, побеждать зло.
В сказках, понято, всё просто. Вот если бы в жизни всё так было: добро и зло, белый и черный… Сказка учит проходить препятствия, побеждать зло, не поддаваться злым чарам. Учат находить свою любовь, смело идти вперёд, помогать всем. Не бояться.
Но они не учат анализировать, почему, например, Кощей злой. Может, у него была несчастная любовь, травма в детстве… Не просто так он таким стал. То есть мы учим основы
В жизни, думаю, нужно применять осторожно эти уроки. Просто дальше они усложняются
Так ведь во всём – сначала мы учим базу, а после уже усложняем.
В принципе, все сказки похожи тем, что добро побеждает. Бедный трудяга получает помощь (обычно волшебную), отправляется в путь (а на это нужна смелость), встречает разные трудности, всех побеждает… И ещё герой встречает разных существ волшебных. Обычно они ему помогают, хотя иногда нужно пройти испытания. Вот, например, баба Яга. Страшная, но могущественная. Может и съесть! Но если ей помочь, то подарит, например, клубочек, который дорогу показывает. Говорят, что подобное и в жизни бывает, но только, конечно, Яга уже не бабка, а, например, завуч… И в конце сражаешься с чудовищем, побеждаешь, становишься принцем. То есть происходит превращение.
И ещё я слышал, что сказки намекают на внутреннее путешествие. То есть ты стараешься понять себя, раскрыть в себе новые качества… Встречаешься со своими «драконами», хотя бы со страшным зверем – Лень. Побеждаешь его, а тогда становишься «принцем», то есть открываешь новые качества, добиваешься цели.
Можно сказать, что сказки, так как они много раз повторялись всё новым поколениям уже так вошли в сознание и подсознание, что влияют на человечество. Главное, что они учат добру, хорошему ещё до религии, до государства…
2, 5 класс
Беседа
Выслушала хозяйка и говорит:
— Настоящий ты дурень! Нужно же тебе было плясать! Меня-то он не заставит! Как придет, велю ему играть. Посмотришь, что будет.
Стал хозяин просить жену:
— Коли ты такое дело затеяла, посади меня в сундук да привяжи на чердаке за перекладину, чтоб мне вместе с тобой не заплясать… Будет с меня! Наплясался я утром, чуть жив хожу.
Хозяйка так и сделала. Посадила мужа в большой сундук и привязала на чердаке за перекладину. А сама ждет не дождется, когда вернется батрак с поля. Вечером, только Иванушка пригнал стадо, хозяйка и говорит ему:
— Правда ли, что у тебя такая дудка есть, под которую все пляшут?
— Правда.
— Ну — ка поиграй! Если и я запляшу — отдадим тебе жалованье, а не запляшу — так прогоним.
— Хорошо, — говорит Иванушка, — будь по-твоему. Вынул он дудочку и стал плясовую наигрывать. А хозяйка в это время тесто месила. Не удержалась она и пошла плясать. Пляшет, а сама переваливает тесто с руки на руку.
А Иванушка все быстрее да быстрее, все громче да громче играет.
И хозяйка все быстрее да быстрее пляшет. Услыхал дудочку и хозяин на чердаке. Стал в своем сундуке руками да ногами шевелить, поплясывать.
Да тесно ему там, — все головой о крышку стукается. Возился, возился да сорвался с перекладины вместе с сундуком. Прошиб головой крышку, выскочил из сундука и давай по чердаку вприсядку плясать! С чердака скатился, в избу ввалился. Стал там вместе с женой плясать, руками да ногами размахивать!
Беседа
Выслушала хозяйка и говорит:
— Настоящий ты дурень! Нужно же тебе было плясать! Меня-то он не заставит! Как придет, велю ему играть. Посмотришь, что будет.
Стал хозяин просить жену:
— Коли ты такое дело затеяла, посади меня в сундук да привяжи на чердаке за перекладину, чтоб мне вместе с тобой не заплясать… Будет с меня! Наплясался я утром, чуть жив хожу.
Хозяйка так и сделала. Посадила мужа в большой сундук и привязала на чердаке за перекладину. А сама ждет не дождется, когда вернется батрак с поля. Вечером, только Иванушка пригнал стадо, хозяйка и говорит ему:
— Правда ли, что у тебя такая дудка есть, под которую все пляшут?
— Правда.
— Ну — ка поиграй! Если и я запляшу — отдадим тебе жалованье, а не запляшу — так прогоним.
— Хорошо, — говорит Иванушка, — будь по-твоему. Вынул он дудочку и стал плясовую наигрывать. А хозяйка в это время тесто месила. Не удержалась она и пошла плясать. Пляшет, а сама переваливает тесто с руки на руку.
А Иванушка все быстрее да быстрее, все громче да громче играет.
И хозяйка все быстрее да быстрее пляшет. Услыхал дудочку и хозяин на чердаке. Стал в своем сундуке руками да ногами шевелить, поплясывать.
Да тесно ему там, — все головой о крышку стукается. Возился, возился да сорвался с перекладины вместе с сундуком. Прошиб головой крышку, выскочил из сундука и давай по чердаку вприсядку плясать! С чердака скатился, в избу ввалился. Стал там вместе с женой плясать, руками да ногами размахивать!
Звери, птицы, рыбы
Интересно, что животные в сказках русского народа являются олицетворением человеческих качеств. Даже сложились своеобразные штампы, одинаковые для многих произведений.
Лиса — обманщица, плутовка. Воплощает в себе плохие качества: склонность к обману, воровству, уловкам. Она притворяется слабенькой и убогой, чтобы получить желаемое, пускает в ход все свое красноречие, чтобы добиться своего (пример — сказка «Лиса и Волк»). Но часто лиса и получает заслуженное наказание за свои обманы, если ее хитрости причиняют вред героям.
Волк — жадный, злобный, но в то же время глупый. Он легко поддается в сети обмана более хитрых персонажей (Лисы, Колобка, Зайца). Часто в русских сказках можно встретить противостояние Волк-Лиса. В некоторых сказках Волк еще и олицетворение смерти (так как он частенько кого-либо съедает). Но добрые персонажи почти всегда его побеждают.
Мелкие зверушки в русских сказках (мыши, зайцы) — добры, но и трусливы. Зачастую они помогают главному герою, являются хорошими друзьями.