Ребенок неправильно произносит звуки

Ставим звук [Й]

Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».

Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.

От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.

Автоматизация в речи звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

Для автоматизации свистящих звуков необходимо использовать слоговые и словесные цепочки, чистоговорки и скороговорки на заданный звук, загадки, небольшие стихотворения, игровые задания, путаницы, короткие песенки, сказки.

При этом звуки «с», «сь», «з», «зь», «ц» должны быть в начале, в середине и в конце слова. На каждый звук используется отдельный заранее подготовленный материал

Необходимо обратить внимание при подборе заданий на автоматизацию звука «с» в сочетании с согласными звуками

Например:

  • Слоговые цепочки: «спа-спы-спэ-спо-спу» или «пса-псы-псэ-псо-псу».
  • Цепочки слов: «сказка-скамейка-скорлупа-скала» или «пустырь-галстук-пустыня».
  • Предложения: «Солдат стоит на посту», «Сойка съела стручок фасоли».

Важны задания на автоматизацию звука в обратных слогах:

  • Слоговые цепочки: «ас-ос-ус-ес»;
  • Цепочки слов: «нос-ананас-квас-маска-фокус».

Логопедические упражнения на звук С, СЬ

Чистоговорки:

  • Су-су-су – было холодно в лесу;
  • Ос-ос-ос – на поляне много ос;
  • Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.

Игровое упражнение: «Подпевай!». Взрослый читает стихотворение, а ребенок произносит звук «с» там, где это необходимо по тексту.

«Есть у дождика сестричка: «С-с-с».

Это быстрая сестричка – «С-с-с».

«С-с-с», – она свистит,

«С-с-с», – она поет

И струей из крана льет: «С-с-с».

Эту песенку послушай: «С-с-с».

Мойте чисто с мылом уши: «С-с-с».

Скороговорки:

  • У Сени и Сани в сетях сом с усами;
  • Везет Сеня с Саней Соню на санях.

Тренировка и закрепление произношения З, ЗЬ

Чистоговорки:

  • Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу;
  • Зы-зы-зы – испугались мы грозы;
  • Зя-зя-зя – детям спички брать нельзя;
  • Озу-озу-озу – подарю я маме розу.

Скороговорки:

  • У зайки Бубы заболели зубы;
  • У маленькой Зины бузина в корзине;
  • Видит волк козу, забыл про грозу.

Автоматизация произношения звука Ц

Чистоговорки:

  • Цы-цы-цы – поспели огурцы;
  • Цо-цо-цо – на руке кольцо;
  • Цы-цы-цы – заяц любит леденцы;
  • Ац-ац-ац – стелим мягкий мы матрац;
  • Ец-ец-ец –очень вкусный огурец.

Скороговорки:

  • Бегают две курицы прямо по улице;
  • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь;
  • Нагнись в корытце напиться водицы.

Подберите для упражнений подходящие здесь: Скороговорки для детей.

Комплекс упражнений

Артикуляционную гимнастику для постановки свистящих звуков проводят в игровой форме, с многократным повторением упражнений. Пи этом участвуют различные лицевые зоны и органы. Для того чтобы ребенок запомнил игровые элементы, каждая техника озвучивается определенным названием:

  • Забор — улыбка с оголенными зубами.
  • Трубка — вытягивание губ вперед в соответствующую форму.
  • Чередование растягивания губ в улыбке с вытягиванием их трубкой.
  • Наказание для языка — в положении языка на нижней губе, прикрывают его верхней, произнося слог «пя». Затем удерживают его в расслабленном положении.
  • Лопатка — установка края языка на нижней губе.
  • Чистка зубов — проведение кончиком языка по наружной поверхности зубного ряда вверху и внизу, когда ребенок улыбается.
  • Лошадка — громкое и четкое цоканье языком с растягиванием уздечки.
  • Кошка — в упоре языка с внутренней стороны нижнего зубного ряда выполняют перемещение основной его части вперед.
  • Мяч в воротах — перемещение кусочка ваты в определенное место с помощью потока воздуха, при этом губы вытянуты в трубку, а щеки не надуваются.
  • Качели — перемещение языка вверх и вниз при растянутых в улыбке губах.

Дополнительную методику применяют при стертых формах дизартрии, которые проявляются затруднением произношения свистящих звуков.

Артикуляционная гимнастика при межзубном сигматизме включает тренировку звука «с» и других с использованием особых приемов, которые укрепляют круговую мышцу рта. В этом случае недостаточно традиционных упражнений.

Виды сигматизма

Классификация сигматизмов основана на физиологии метода произношения звуков, то есть на нарушениях в работе органов артикуляции. В зависимости от типа дисфункций выделяются следующие виды:

Межзубный сигматизм

Признаками такого вида нарушений считаются нечеткость артикуляции звука “С”. Он произносится как английский “t”. Во время фонации не образуется желобок посредине языка. Он необходим для свободного прохождения воздушной струи. Язык преграждает путь струе за счет того, что его кончик располагается между челюстями.

Губно-зубной сигматизм

Шипящие и свистящие произносятся с призвуком Ф. Причиной проявления такого вида сигматизма, может стать чрезмерное развитие нижней челюсти, ее выступание вперед.

Нижняя губа поднимается вверх к резцам. Образуется небольшое сужение, а язык готовится произнести звук С. Формируется комбинированная артикуляционная позиция для В-Ф и С-З. Фонация происходит смешанная, неприятная на слух. Например, вместо сирень – фирень, зайка – вфайка.

Призубный сигматизм

Артикуляция шипящих нарушается позицией кончика языка. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи. Звук идет чрез небольшую щель, приобретая свист. С и З произносятся как Т с призвуком С. Например, самолет проговаривается как тамолет, зонтик – донтик.

Шипящий сигматизм

С, З произносятся со смягчением. Вместо них мы слышим Ж, Ш. Речь наполнена шумом, свистом, шипением. Например, сумка – щумка, сад – щад, соль – жоль, зима – жяма.

Причиной неправильной фонации становится положение кончика языка. Он вытянут к твердому небу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости. Не занимает позицию для произношения С и З.

Боковой сигматизм

Разделяется на односторонний и двусторонний. Язык отклоняется в сторону либо не касается коренных зубов. Образуются щели. Чрез них проходит воздушная струя, образую хлюпающий призвук. Ребенок говорит на месте звука С – хьль, льхь. Суп – хлюп, собака -хьлябака. Сигматизм боковой является самым сложным видом хзаболевания.

Носовой сигматизм

Воздушная струя выходит через нос. Таким образом могут произноситься не только свистящие и шипящие звуки, но многие другие. Прохождению воздуха мешает корень языка. Он примыкает к заднему небу. Для воздушной струи не остается прохода в ротовую полость. Свистящие звуки произносятся с призвуком Х, гнусаво.

Ребенок не выговаривает звук [ц] – что делать?

В раннем детском возрасте малыш начинает повторять слова за взрослыми. Он еще только учится, поэтому часто делает ошибки в произношении. Некоторые звуки даются детям труднее остальных. В такую категорию входят свистящие – , , . Благодаря веселой артикуляционной гимнастике с использованием стихов ребенка можно легко научить говорить букву Ц, не выходя из дома и не прибегая к помощи логопеда.

Прежде всего нужно определить, насколько серьезен дефект произношения у ребенка. Для этого попросите его произнести подходящие слова, слоги и отдельно звук .

Целые слова

Нужно подобрать несколько слов так, чтобы звук находился в разных позициях: в начале, середине и конце слова. Если ваш ребенок может правильно произнести большинство названых вами слов, то проблемы с данным звуком у него нет.

Если же малыш не смог произнести большую часть слов или же произнес правильно только половину, то в этом нет ничего страшного – звук действительно трудный, но, регулярно выполняя несложные упражнения, ребенок вскоре осилит все слова.

Выберите слоги, содержащие вместе с гласными и согласными звуками.

Если ребенок не может выговорить звук , то попросите его поднести палец ко рту и сказать: «Тсс, тихо!». Повторение звукосочетания – отличное упражнение.

Обратите внимание: Если ребенок не справляется с произношением буквы Ц, это может указывать и на такие проблемы с речевым аппаратом малыша, как:

  • дисфония;
  • дислалия;
  • ринолалия;
  • дизартрия.

С такими логопедическими недостатками желательно начать бороться еще в детском возрасте, однако для точной постановки диагноза следует обратиться к врачу.

Виды и механизмы нарушений

Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а замена в речи другими звуками − парасигматизмом. Сигматизмы различаются механизмами нарушения. Причинами являются особенности строения органов артикуляционного аппарата.

К ним относятся:

  • неправильный прикус;
  • слабый или повышенный мышечный тонус языка;
  • расщелина губы, неба.

Перечисленные особенности анатомии приводят к нарушению работы артикуляционной моторики, что является одной из причин неправильного произношения. Самая распространенная причина − неправильное положение языка. Если он расположен между зубов, то речь будет шепелявая. Он может занимать положение для произнесения Т или С, тогда фонема будет звучать нечетко.

Язык может уходить вбок и воздушная струя будет проходить не по центру, а через его боковой край, в результате получается «хлюпающий» эффект. Или он может сильно подниматься к небу, из-за чего воздушная струя выходит через нос и речь звучит гнусаво. Артикуляция может быть похожа на артикуляцию шипящих, а Ц будет звучать как Ф.

Сигматизмы также являются признаками следующих речевых нарушений:

  • дислалии;
  • дизартрии;
  • ринолалии;
  • алалии.

Кроме того, причины искажения звука могут быть социальными:

  • При общении с ребенком взрослые искажают речь, получается так называемое сюсюканье. Такое общение поддерживать можно, пока ребенок не начнет говорить. Он должен слышать правильное произношение звуков, чтобы потом его речь была грамотной.
  • Ребенок общается со взрослыми или детьми, имеющими трудности со звукопроизношением, и подражает их речи. Нужно, чтобы эти люди стали заниматься коррекцией речи, либо старались не использовать слова, в которых есть «трудный» звук. Особенно, если вы уже проходите этап автоматизации.

Чаще всего Ц заменяют на другие свистящие или на Т. Это связано с тем, что в нем соединились два звука, поэтому если у ребенка недостаточно сформированы фонематические процессы, то он может не выделять нужную фонему среди других из-за похожих акустических и артикуляционных признаков. И это также связано с неправильным произношением. От причины появления сигматизмов и парасигматизмов зависит коррекционная работа.

Подружимся со звуком С!

Если правильно выстроить работу артикуляционного аппарата, то при произнесении С губы должны растягиваться в улыбку, а зубы образовывать тоненькую щель. При этом кончик языка плотно придавлен к основанию нижних зубов, а сам язык выгнут, как спинка кошки. Чтобы звук «заработал», струя воздуха должна производиться сильная и узко-направленная.

Ребенок иногда ошибается. В чем, чаще всего, можно увидеть ошибки?

  • Вместо С мы слышим другие звуки.
  • Совсем исчезает звук С из слов.
  • Произносится С, но звучит искаженно, например, мягко.

Когда вы убедились, что рот ребенка принял точную позицию для воспроизведения С, то начните с подражания перед зеркалом, как говорилось выше. Играйте со звуком С – например, сдувайте пылинки или пушинки. Замечательный метод, который можно использовать в данном упражнении – опорные звуки. Для С есть два опорных звука, которые нужно научиться говорить, чтобы произносить С: это И и Ф.

Как только С будет получаться у ребенка отдельно, то нужно переходить к словам и предложениям, а в последнем завершающем этапе, использовать скороговорки.

Подготовительный этап

В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.

Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.

Вот несколько упражнений на дыхание:

Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.

Комплекс упражнения для звуков Р, Рь

Правильному произношению этих звуков способствует слаженная работа всех участков и мышц язычка:

  • краешек приподнят к языковым лункам, напряжён и слегка вибрирует;
  • его середина приспущена;
  • боковые стороны прижимаются к верхним коренным зубкам.

Чтобы выработать точные движения, предложите ребёнку выполнить следующие несложные задания:

  1. Повторяйте упражнения «Забор», «Трубка», «Забор-трубка», «Лопатка», «Наказываем непослушный язычок», «Сладкое варенье», «Гриб», «Гармонь», «Чистим зубы», «Лошадка» по описанной выше схеме.
  2. «Маляр». Ребёнок улыбается, открывает рот и «гладит» краешком язычка твёрдое нёбо, двигая им вперёд-назад.
  3. «Барабанщик». Малыш улыбается, показывает зубки и стучит краешком язычка за верхними зубами: «д-д-д-д-д». Сперва звуки произносятся в замедленном темпе, затем язык должен работать быстрее.
  4. «Индюшонок». Ребёнок с приоткрытым ртом кладёт краешек язычка на верхнюю губу и поглаживает её из стороны в сторону, постепенно ускоряясь. Должен раздаться характерный звук, похожий на тот, как болбочат индюки.
  5. «Автоматчик». Ребёнок закрывает рот, напряжённым краешком язычка стучит в верхние зубы, при этом следует произносить «т-т-т-т-т», постепенно ускоряя тем.

Комплекс упражнений на свистящие звуки

Упражнения направлены на тренировку языка, развитие его умения занимать нужное положение, сделать орган более гибким  послушным.

Заборчик

Цель: научить широко разводить губы при улыбки, фиксировать позицию.

Техника: широко развести губы по сторонам, сжать челюсти. Зафиксировать лицевые мышцы на 10 секунд.

Месим тесто

Цель: тренировка язычка для прохода в щель между челюстями.

Техника: самомассаж. Ребенок улыбается. Просовывает язык между зубами наружу, челюсти сопротивляются и покусывают его. Он становится тонким, широким. Возвращаем обратно так же с трудом, покусывания продолжаем.

Блинчики

Цель: научить расслаблять мышцы речевого аппарата.

Техника: открыть ротик, вынуть язычок и уложить на верхнюю губу. Расслабить мышцы. Оставить на 10 секунд.

Трубочка

Цель: расслабить мышцы лица, губ.

Техника: глубоко вдыхаем, вытягиваем губы вперед, напрягая мышцы, медленно выдыхаем, можно свистеть. Расслабляем губы и повторяем упражнение опять.

Почистим зубы

Цель: тренировать мышцы на кончике язычка, учить ребенка удерживать его за зубами и не высовывать наружу.

Техника: двигаем языком по внутренней части челюсти как зубной щеткой вверх-вниз, вправо-влево. Рот застыл в улыбке, челюсти сомкнуты. Для чистки внешнее части зубов приоткрываем челюсть на пару сантиметров, тянем кончик по всей поверхности зубов из одной стороны в другую. Язык должен быть тонким и широким. Следите за тем, чтобы кончик не скользил по поверхности резцов, а прикасался с напряжением мышц.

Маляр

Цель: тренировка подвижности языка, движения вверх.

Техника: рот открыт, язык поднимается к верхнему небу и поглаживает его кончиком от задней стенки к зубам. Губы должны быть зафиксированы в одном положении. Следите, чтобы язык не выходил наружу, не опускался вниз, мышцы напрягались. Повтор не менее 10 раз.

Качели

Цель: обучить язычок быстро менять положение, держать широкую и плоскую форму за зубами.

Техника: распластанный орган уложите на нижнее небо — считайте до пяти, поднимите наверх, уложите на верхнее небо, упирая в зубы — опять считайте до пяти.

Маятник

Цель: развиваем умение контролировать язычок.

Техника: рот открыт, язык совершает движения из стороны в сторону к уголкам губ как маятник.

Хомяк

Цель: расслабление мышц щек.

Техника: рот закрыт. Язык попеременно сильно упирается в каждую щеку, выдавливая стенки наружу.

Вкусное варенье

Цель: отработка движений язычком по кругу.

Техника: приоткрыть рот, вынуть тело языка и облизать верхнюю и нижнюю губу по кругу. Напрягать язычка нужно максимально, челюсть остается пассивной.

Горка

Цель: укрепить кончик, научить удерживать тело языка за зубами.

Техника: сжать челюсти, язык упереть кончиком в нижние зубы, согнув тело языка как горку. Держите 5-10 секунд.

Ветерок дует с горки

Цель: научить пропускать вдоль язычка воздушную струю.

Техника: язык в виде горки, кончик уперт в нижние зубы. Ротик приоткрыт, пропускаем воздух наружу так, чтобы струя была холодной. Губы при выдохе немного сжимаются.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков делает постановку звуков игрой. Дети с удовольствием качают язык на качелях, облизывают губки после вкусного варенья, рассказывают стишки. Урок будет гораздо эффективнее, если пользоваться картинками артикуляционной гимнастикой на звук в картинках и демонстрировать, как выполнять упражнения.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

  • Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «В». Пример цепочки звуков: Н, В, Т, У, Д, В, У, Р, А, В, А, Т, В…
  • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «В». Пример цепочки звуков: АС, ВО, ТА, ВУ, РЯ, НЕ, ЗЯ, ВА, ВЭ, АС…
  • Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «В». Пример цепочки слов: ваза, груч, вздор, книга, мыло, звонок, кино, сковорода, варежка, рыба, фрукты…

Продолжительность и советы по организации коррекционной работы

Продолжительность терапии зависит от речевого нарушения и того, как родители ответственно подходят к логопедическим занятиям. Их количество должно быть не менее 3-4 раз в неделю. Их продолжительность зависит от возраста ребенка. Обязательно используйте наглядный материал.

Ничего страшного, если в слогах и словах автоматизация займет больше времени. Часто закрепление в связной речи проходит быстрее, потому что ребенок освоил правильную артикуляцию. Но автоматизировать нужно только четкий звук без искажений.

Чтобы коррекционная работа была эффективной, вам может понадобиться помощь других специалистов, особенно, если у ребенка сложное речевое нарушение. Это дефектолог, невролог, потому что в этом случае нужно оказывать комплексное воздействие.

Произнесение звука [С]

  • губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные и , что приводит к упреждающему округлению губ;
  • зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм);
  • язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам;
  • вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием;
  • мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в носовую полость;
  • голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

Речевая гимнастика

Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие органов речи и слуха. Регулярные тренировки такого плана помогут научиться правильно и четко выговаривать любые звуки, в том числе и «Л»:

«Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
Улыбка

Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.

Ряд проведенных научных исследований доказал, что мелкая моторика рук напрямую влияет на формирование детской речи. Если вы хотите, чтобы ребенок красиво говорил звуки, а речь была поставлена правильно, покупайте ему небольшие игрушки и пластилин.

Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:

  • Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
  • Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
  • Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
  • Корень языка находится в приподнятом положении, голосовые связки напряжены и вибрируют.
  • Мягкое небо прикрывает доступ к полости носа.

Обычно у ребенка не возникает особых сложностей с освоением механизма проговаривания звука Л, поэтому видимый результат наблюдается уже спустя несколько занятий.

Малыш не выговаривает свистящие, когда приступать к борьбе с этим явлением?

Если дожидаться пятилетнего возраста, чтобы только тогда вести малыша к логопеду, то можно опоздать, у ребенка закрепится неправильное выговаривание, что-то изменить ему будет всё труднее. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать, что малышам нужно создать пусковой механизм для начала проговаривания звуков правильно. И делать это лучше в 4 года. Многие родители сами справляются с дефектами речи своего чада, без участия логопедов.

Если у крохи нет серьезных нарушений речевого аппарата, то постановка свистящих звуков не будет сложной. Вам достаточно следовать рекомендациям этой статьи, чтобы ребенок в скором времени порадовал вас звонким З и другими правильно поставленными звуками. Как только это умение будет достигнуто один раз, вашей задачей станет закрепление навыка, то есть выведение его на уровень автоматизма.

Если у вашего малыша нарушены все звуки, он говорит непонятно, либо понятно только вам, здесь нельзя игнорировать логопеда. Без его участия не обойтись. Чем ранее вы придете на первую беседу со специалистом-логопедом, тем быстрее результаты будут достигнуты и закреплены.

Все следующие упражнения будут полезны не только малышам, а еще и детям школьного возраста, да и самим родителям, так как артикуляционная гимнастика в любом возрасте развивает речевой аппарат, делает его более податливым, гибким, учит в совершенстве им управлять, при чем управлять им по своему усмотрению.

Поэтапность работы – самое важное в борьбе с плохим произношением. Как же грамотно подойти к вопросу постановки звуков и что нужно уяснить для себя самому:

  1. Осознание и понимание всех движений органов речевого аппарата, что нужны для произношения определенного звука.
  2. Возникновение правильного звучания.
  3. Закрепление поставленного звука в разговорной речи малыша, как в отдельных слогах, так и в целых фразах, стишках.

Артикуляция гласных в норме

В категорию гласных входят 6 фонем: А, И, У, О, Э, Ы. При их произношении воздух выдыхается со звуком, в надставной трубе или резонаторной камере он обретает определенный тембр, который зависит от очертаний полости рта и глотки, направленности воздушного потока.

Помимо вышеуказанных, вот какие бывают гласные звуки в русском языке: Ё, Е, Я, Ю. Это йотированные фонемы, то есть образовавшиеся от О, Э, А, У с добавлением звука Й. Каждая из перечисленных фонем нуждается в четкой наружной и глоточной артикуляции, иначе речь будет невыразительной, некрасивой.

Артикуляция гласных имеет общую особенность: поднятое мягкое нёбо прижимается к задней поверхности глотки, воздушный ток через полость носа перекрывается, в результате воздух идет через ротовое отверстие. Голосовые складки напрягаются, формируя звучание.

Вот какая артикуляция конкретных гласных:

А – челюсти раскрыты, расстояние между зубными рядами около 1,5 см, губы не полностью закрывают резцы и клыки, язык расслабленно лежит, передним краем касаясь нижних зубов;

О – губы округлены и незначительно вытянуты, закрывают зубы, язык сдвинут вглубь ротовой полости, напряжен, в задней части приподнят к мягкому нёбу;

У – губы сжаты и вытянуты дудочкой, верхние зубы не касаются нижних, язык поднят к нёбу, а его основание задвинуто вглубь полости рта;

И – губы слегка улыбаются, чуть обнажив зубы, язык сдвинут вперед, приподнят;

Э – губы улыбаются, рот раскрыт так, что видны зубы, кончик расслабленного языка касается резцов нижнего ряда, а боковины – верхних моляров;

Ы – рот приоткрыт, губы растянуты, между резцами есть небольшое расстояние, напряженный язык отодвинут назад, в задней части приподнят, но не прикасается к нёбу.

Правильная артикуляция звуков

Для правильной артикуляции и автоматизации произношения свистящих фонем речевые органы должны занять следующие позиции:

Звук Правильное положение
Губы улыбаются, кончик язычка находится на нижнем небе, упирается в зубы. Спинка языка при произношении звука приподнимается, образу горку. Между зубами образуется просвет, воздушная струя идет по спинке языка свободно и сильно. Звук образуется без голоса.
Улыбка будет немного больше, язык с прямой спинкой фиксируется над нижним небом, посередине, напряженный кончик упирается в нижнюю челюсть. Воздух идет резкой струей.
Образуется как , но с голосом.
Производится по принципу артикуляции , но есть вибрация связок.
Губы улыбаются, язычок упирается кончиком в нижнюю челюсть, спинка изогнута, поэтому между альвеолами и телом языка есть смычка. Подается отрывистая воздушная струя, замкнутое звено разрывается, голос в образование фонемы почти не участвует.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: