Логопедические упражнения на звук с

Упражнения для исправления шепелявости

Если вы обнаружили, что ребенок шепелявит, требуется незамедлительное посещение логопеда! Он не только оценит работу артикуляционного аппарата ребенка, но и пропишет эффективные и правильные упражнения. Случается, что некоторые причины сигматизма можно устранить лишь через определенные хирургические процедуры, такие, как, например, подрезание уздечки под языком.

Какие бывают упражнения против шепелявости? Например, массирование сердцевины языка (кошачий хребет), касание кончиком языка верхних и нижних зубов, подтягивание языка к гортани (чайной ложкой). Не менее важны упражнения для губ. А также позитивная мотивация к повторению правильно проговоренных крылатых фраз, стихов, речёвок, куплетов, частушек, пословиц, скороговорок. Например, извечная «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Безусловно, игровая, неутомительная форма таких речевых упражнений чрезвычайно важна для коррекции произношения ребенка.

Как уже упоминалось выше, помним, что основа успеха – правильная, грамотная речь в общении с ребенком. Нормальным, «взрослым» языком, без каких-либо «лялечных», «пусичных» искажений, сюсюканий.

Как правило, подбор и последовательность упражнений определяет логопед. В этом процессе исправления нарушений очень важны не только регулярные занятия у специалиста, но и ежедневная работа с ребенком в домашних условиях. Проблемой нельзя пренебрегать, так как со взрослением шепелявость у ребенка будет исправить все сложнее.

Если шепелявящий ребенок посещает детский сад, где есть немало младших детей с такой же проблемой – это не так критично, там он будет одним из многих и незаметен. И совсем другое дело, когда он пойдет в школу, где он столкнется со старшими детьми и с ровесниками, у которых чаще всего шепелявость уже будет исправлена. В таком случае есть большой риск получить издевательства одноклассников, что чревато в дальнейшем тяжёлыми психологическими проблемами.

Артикуляционные упражнения

  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  • (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

«Месим тесто»

  • улыбнуться;
  • спокойно положить язык на нижнюю губу;
  • пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
  • закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»

улыбнуться;

приоткрыть рот;

положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.  

Чистим зубы»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить»  нижние  зубы;
  • делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх;
  • нижняя челюсть при этом не двигается.

«Часики»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
  • нижняя челюсть неподвижна.

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).

«Киска
сердится»

  • губы в улыбке, рот открыт;
  • широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами;
  • на счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в бугорки за нижними зубами,  на счет «два» язык убирается  вглубь рта;
  • кончик языка при этом не должен отрываться от бугорочков за  нижними зубами рот не закрывается.

«Загнать мяч в ворота»

  • положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками;
  • щеки не должны надуваться.
  • рот закрыт;
  • кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
  • на щеках образуются твердые шарики — «мячики».
  • открыть рот;
  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
  • не прикасаться к губам и зубам.

«Трубочка»

  • открыть рот;
  • высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх;
  • подуть в «трубочку».

Выполняя эти упражнения правильно и регулярно вы
поможете своему ребенку быстрее справиться с неправильным произношением
свистящих звуков. Иногда длительного выполнения этих упражнений (1-2 месяца)
будет достаточно для того, чтоб звуки самостоятельно появились в речи. В более
тяжелых случаях, связанных с органическим поражением артикуляционного аппарата,
нужно обратиться за помощью к учителю-дефектологу.

Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков»

Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.

Симптомы и типы афазии

Центры коры головного мозга, отвечающие за речь, всегда располагаются в так называемом доминантном полушарии головного мозга, которое отвечает за движения доминирующей руки у человека (в 9/10 случаев правши). Поскольку нервные пути пересекают полушария головного мозгау правшей доминирует левое полушарие, у левшей (10%) – правое полушарие.

  • Моторная афазия. При моторной афазии пациент (обычно внезапно) чувствует, что не может ничего сказать. Чаще всего он понимает, какие мысли хочет выразить, но издает нечленораздельные звуки или отдельные слова, которые не образуют логическое целое. Иногда больной заменяет пропущенные слова другими, делает грамматические ошибки, не строит предложения или повторяет слова. Отсутствует беглая речь (частичная двигательная афазия).
  • Сенсорная афазия. При сенсорной афазии пациент не понимает произносимых вопросов, команд, предложений и слов. В легкой форме (частичная сенсорная афазия), даже если он сохраняет способность говорить, он не понимает, что ему говорят  другие.
  • Частичная афазия. Частичная афазия иногда называется дисфазией. Слова происходят из греческого языка: префикс «а-» означает отмену или отсутствие действия или объекта (например, афазия – это отсутствие речи). Приставка «дис-» предполагает частичное отсутствие активности или предмета, расстройство или повреждение (дисфазия – расстройство речи).

Типы афазии

Особенности постановки звуков

Работу по правке звукопроизношения начинают со звуков, что наиболее доступны малышу. Задействуют все анализаторы: вибрационный, слуховой, зрительный и тактильный. На первых занятиях не стоит создавать в корне новые модели артикуляционных движений и фонем, чтобы вызвать нужный звук. Изначально работа базируется на максимальном использовании доступных ребенку моделей.

Детям, у которых диагностированы сниженная кинестезия или расстройства фонематического слуха, рекомендовано усваивать промежуточные артикуляции. Саму же артикуляцию можно улучшить, выполняя упражнения на удлинение выдоха и необходимое давление воздушного потока. Поэтому постановку звуков обычно начинают в положении лежа, разрабатывая нижне-диафрагмально дыхание. Так ребенок учится плавно вдыхать воздух носом и размеренно выдыхать его ртом.

Выполняя работу по формированию артикуляционного праксиса (способности произносить серию звуков родной речи), нужно учитывать, насколько сильна взаимосвязь мышц органов артикуляции. Полезно использовать такие приемы, которые должны опираться на зрительный контроль (выполнение упражнения ребенок должен контролировать в зеркале):

  • чтобы переместить язык во рту немножко глубже, выдвигают уголки рта вперед механическим путем (например, пальцами);
  • чтобы передвинуть язык вперед, уголки рта отодвигают в стороны.

Корректируя произношение звуков, которые ребенок искажает, не стоит называть их – это вызовет неправильное их произношение.

Постановку звуков производят такими методами:

  1. По подражанию: например, предложите ребенку порычать, как тигр (р-р-р) или издать звук дрели (дррр).
  2. По опорным звукам: например, изучаем звуки в таком порядке — В-З-Ж, М-Б, Н-Д, С-Ш-З-Ж, Ф-В, Ф-С-Ш.
  3. От гимнастики языка по звуку, однако использовать правильную дикцию — Т, Д, Н. Если звуки ребенок произносит межзубно, то следует научить проговаривать их правильно, а затем ставить дефектные звуки.
  4. Механическим методом (с использованием шпателя, пальцев, сосок, зондов).

Если проводится работа над корректированием звукопроизношения, нельзя забывать о таких особенностях:

  1. Параллельная работа над правильностью дыхания и артикуляции обязательна.
  2. Ребенок должен осознанно контролировать собственное произношение на слух.
  3. Изучаемые звуки нужно обозначать специальными знаками-символами.
  4. Для старших дошкольников вводят буквенное обозначение звуков, что способствует дальнейшему обучению грамоте.
  5. Автоматизация звуков и их применение в разных условиях – в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях.
  6. Предупреждение дисграфий.

С теорией немного разобрались, приступим к практике.

Подготовительный этап

В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.

Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.

Вот несколько упражнений на дыхание:

Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.

Книжки для родителей с артикуляционной гимнастикой

  • Анищенкова Е.С. «Артикуляционная
    гимнастика для дошкольников: пособие для родителей и педагогов», АСТ.
  • Волошина И.В. «Артикуляционная
    гимнастика для девочек», Детство-Пресс.
  • Волошина И.В. «Артикуляционная
    гимнастика для мальчиков», Детство-Пресс.
  • Куликовская Т.А. «Артикуляционная
    гимнастика в считалках», Гном.
  • Нищева Н.В. «Веселая
    артикуляционная гимнастика», Детство-Пресс.
  • Нищева Н.В. «Веселая
    артикуляционная гимнастика 2», Детство-Пресс.
  • Романова М. «Угадай, кто жужжит».
    Мозаика-Синтез.

Чтобы научить ребенка правильно и четко
произносить звуки, очень полезнос ним заниматься артикуляционной гимнастикой.

Для того, чтобы занятия дали максимальный эффект,
нужно соблюдать ряд вышеуказанных правил и требований при выполнении
упражнений.

Огромное значение имеет интерес малыша к занятиям
и ощущение успеха.

Выполняя советы и упражнения, которые мы привели
в этой статье, ребенок обязательно научится выговаривать звуки четко и
правильно.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Способы постановки звука «С» и Сь»

Картотека заданий

логопеда содержит множество методов обучения, после подготовительного этапа. Основные из них:

По подражанию. Один из самых простых способов постановки. Взрослый вместе с ребенком становятся напротив зеркала. Родитель или специалист показывает малышу, как располагаются органы речевого аппарата при воспроизведении фонемы. После кроху просят повторить. Так можно выполнять и артикуляционные упражнения.

Механический метод. Выполняют с помощью зонда. Кроху просят растянуть губы в улыбке. Кончик языка касается нижней челюсти. После ребенка просят дунуть. Воздух должен проходить по кончику органа. Во время выхода воздушной струи середину языка слегка прижимаютзондом, образовывая желобок. Инструмент просовывают на 2 см. После надавливают, и двигают с разной силой на орган во время выхода воздуха. Далее специалист устанавливает при каком положении слышится звук «С». Результат закрепляют регулярными тренировками. Потом зонд постепенно убирают, автоматизируя изолированное произношение.

Постановка от фонемы «Т» и «Ть». Рот ребенка немного приоткрыт. Зубы не сомкнуты. Малыш произносит звук «Т» на выдохе. Будет слышаться «тссссс». После крохе предлагают вытянуть губы трубочкой и продолжить воспроизводить «Т» на выдохе. Будет слышаться свистящая «С». Звук «Сь» аналогично произносят от мягкого «Ть».

Постановка от «Ш». Малыша просят произнести «Ш». Но язычок при этом нужно продвинуть вперед. Получается неправильный звук «С». После занятий кроха поймет, как правильно выговаривать фонемы.

Постановка от «Ф»

При воспроизведении «Ф» важно следить, чтобы воздух выходил через губы.

Выполнять можно один из методов на выбор или применять сразу несколько.

Постановка звука «Сь»

При воспроизведении этого звука зубы обнажены. Они больше сближены между собой, но не сомкнуты. Языком делают упор в нижнюю десну. Орган находится в напряжении. Воздушная струя направляется на передние резцы.

Постановку осуществляют с помощью звука «С». Кроху просят произносить твердый звук в сочетании с гласными, которые дают смягчение («ИСИ»). При этом фонема «И» должна воспроизводится максимально в высокой тональности с ударением

и в быстром темпе.

Ставим звуки [К], [Г], [Х]

Звук «К» ставят механическим способом, используя шпатель. Артикуляция выглядит следующим образом:

  • губы должны принять положение следующего гласного звука;
  • зубы не смыкать нельзя;
  • кончик языка нужно опустить и прикоснуться им к резцам нижнего зубного ряда;
  • боковые части язычка примыкаются к верхним боковым зубкам;
  • задняя часть языка должна образовывать с небом смычку;
  • мягкое небо в это время приподнимается, перекрывая проход к носоглотке;
  • голосовые связки напрягать не нужно, они разомкнуты;
  • во время выдоха образующаяся струя воздуха должна взрывать смычку, из-за чего возникает характерный звук.

Первый вариант постановки – от звука «Т». Используется, если звук «Т» ребенок проговаривает четко, чисто, без лишних призвуков.

Предложите малышу воспроизвести звук «ТА». Одновременно нажимайте шпателем на переднюю часть спинки язычка, вследствие чего послышится звук «ТЯ». Далее нужно продвинуть шпатель немного дальше вглубь, что спровоцирует произношение звука «КЯ». Еще более глубокий нажим на язычок дает четкое произношение звука «КА». Использование механического метода прекращают тогда, когда ребенок запоминает расположение артикуляционных органов для произношения изучаемого звука.

Звук «К» можно ставить на вдохе. Такое упражнение напоминает имитацию храпа – беззвучную либо шепотную. Предложите ребенку похрапеть в свое удовольствие. После упражнения можно услышать звук, напоминающий «К». Предложите ребенку произнести «КА» на вдохе и выдохе. После этого проведите автоматизацию звука традиционно: «КА-КО-КУ-КИ-КЕ-КЁ».

Артикуляция звука «Г» аналогична артикуляции звука «К». Однако в этом процессе участвует голос – голосовые связки во время упражнений должны смыкаться и вибрировать.

Звук «Г» можно поставить от «Ы». Для этого предложите ребенку запрокинуть голову назад и на сильном выдохе произнести «ЫЫЫЫ», выставляя одновременно нижнюю челюсть вперед, поднимая ее и опуская. По аналогии постановки звука «К» от «ТА» можно ставить звук «Г» от «ДА».

Артикуляция звука «Х» отличается от «К» тем, что задняя часть спинки язычка должна образовывать с небом не смычку, а щель по средней линии. Звук «Х» можно ставить так: предложите ребенку приоткрыть ротик на ширину двух пальцев и подуть на ладони теплым воздухом. Если звук не получается, можно попробовать запрокидывать в процессе голову вверх. Звук «Х» можно ставить от «С» и «Ш». Используют механический способ: когда ребенок проговаривает эти звуки, шпателем нужно отодвигать язычок вглубь рта.

Особенности дополнительных методик в разных возрастных периодах

Для того чтобы занятия проходили интересно, для каждой техники разработано сопровождение в стихотворном варианте. Если ребенок устает и отвлекается, можно включать в программу элементы развивающих занятий с применением картинок, пазлов и игрушек.

Длительность урока определяется специалистом индивидуально, но не должна превышать 45 минут. У маленьких детей лучше начинать с 20 минут. При регулярных тренировках, при отсутствии тяжелой патологии, результат лечения будет заметен в течение 10 уроков. Однако каждый ребенок особенный. Поэтому с первого раза затруднительно определить время, за которое малыш научится правильно выговаривать звуки.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука «с» включает выполнение упражнений с помощью языка и губ, а также работу с литературой. Существуют специально разработанные методические пособия, которые содержат слова, предложения и скороговорки для тренировки произношения букв. Родители воспроизводят слова в определенной последовательности, а ребенок их правильно повторяет.

Для малышей разработана артикуляционная гимнастика для звука «с» в картинках. Такой подход позволяет заинтересовать ребенка

Визуализация буквы, которую нужно запомнить и произнести, помогает ребенку быстро ориентироваться на уроке и удерживает внимание на длительный период времени. Упражнения выполняют до достижения автоматического произношения

Некоторые дети в старшем возрасте контролируют себя во время разговора. Если они неправильно воспроизводят звук, то сразу его исправляют

При этом главное — не мешать ребенку и не акцентировать внимание на речевых ошибках. Выполнять артикуляционные упражнения для звука «с» необходимо под контролем логопеда

При этом важны ежедневные тренировки дома. Они поддерживают произношение и технику на должном уровне.

Данный этап работы проводится как часть занятия.

Тема: Уточнение произношения имеющего звука с или вызывание его по подражанию, развитие длительного ротового выдоха.

Цель: Добивать правильного изолированного, длительного произношения звука с, умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука с.

Чтобы дети правильно произносили звук с, необходимо следить за положением губ, языка, наличием воздушной струи, идущей посередине языка

Следует обратить внимание детей на то, что «сердитый» свист воздуха, выходящего из насоса, напоминает звук с. Когда мы произносим с, то губы в улыбке, зубы видны и тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, можно ощутить холодную струйку воздуха

Чтобы помочь тем, кто произносит звук нечетко, нужно видеть, что именно не получается у каждого ребенка.

Рекомендации для занятий

Артикуляционная гимнастика для постановки звука имеет своей целью выработать правильные движения и необходимые положения речевого аппарата, чтобы звук произносился верно.

При выполнении упражнений следует помнить о следующих правилах:

  • Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно. Только так можно достичь формирования навыков произношения звуков и их закрепления.
  • Оптимальным временем для занятий считается 2 раза ежедневно, уделяя всего лишь 5–10 минут.
  • Делать упражнения необходимо последовательно, сначала выполнять простые, а потом сменять их более сложными.
  • Гимнастика должна выполняться медленно, четко и плавно.
  • Если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае нельзя демонстрировать ему свое огорчение.
  • Если малыш делает упражнение неточно, без особого желания, то желательно прекратить занятие, потому что ребенок устал.
  • Обязательно необходимо хвалить свое чадо за его старание, всегда вселять надежду в то, что у него все получится.

Если выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука регулярно и правильно, то звук «С» будет постепенно вырабатываться. Перед тем как начинать делать ее дома, следует посоветоваться с логопедом, возможно он порекомендует еще какие-нибудь действенные методы.

Кто такой логопед?

Логопед – это специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Логопед обладает специальными навыками обучения, тренировки и лечения пациентов, у которых нарушено произношение отдельных букв или звуков, слогов, слов или целых предложений и фраз. Более того, данный специалист информирует пациентов о методах раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего возраста, что позволяет предотвратить развитие некоторых речевых дефектов, а при их наличии своевременно провести необходимую коррекцию.

Для того чтобы стать логопедом, не обязательно оканчивать медицинское высшее учебное заведение (ВУЗ), то есть, не обязательно быть врачом. Логопеды обучаются в педагогических ВУЗах или на педагогических факультетах, где изучают основы формирования речи и методы коррекции, связанных с этим, нарушений. Более сложными нарушениями устной и письменной речи занимается специалист с медицинским образованием, который сможет установить связь дефекта речи с перенесенными травмами, заболеваниями, а также направит на инструментальную диагностику и консультации других специалистов.

Как правильно научить ребенка произносить звук «Ц»

Если в речи уже присутствуют звуки «С» и «Т», можно смело приступать к постановке «Ц». Используйте слухо-зрительный прием, который заключается в прослушивании изучаемого звука в слогах и сопоставлении с другими согласными (палец — лес, ац — ас, цветы цветут — свет светит).

Изучаем букву «Ц»: попросить ребенка повторить предложенные слова (птенец, цветок, заяц, кузнец, синица, цех, гонец), словосочетания (цокот копыт, народный танец, смелый боец, отец поцарапал палец, певец вышел на сцену, в конце пути).

Как только у ребенка получилось произнести звук «Ц», следующим шагом является автоматизация. Чистоговорки, забавные стихотворения и потешки — это лучшие помощники логопеда в таком процессе.

Ец-ец-ец — прискакал гонец.

Ец-ец-ец — в гнезде сидит птенец.

Ца-ца-ца — стоит Маша у крыльца.

Ца-ца-ца — у веревки два конца.

Цо-цо-цо — на руке блестит кольцо.

Цо-цо-цо — у Кати милое лицо.

Цы-цы-цы — на огороде огурцы.

Цы-цы-цы — за детьми пришли отцы.

Цу-цу-цу — это платье вам к лицу.

Цу-цу-цу — я споймала курицу.

Мы по азбуке шагали,

Сейчас учим букву Ц,

Это звук стоит в начале,

В середине и в конце.

Слоги с буквой Ц изображенные на карточках для игрового обучения.

Дикция vs артикуляция

Чтобы начать работать над своей речью, необходимо знать эти два понятия и то, чем они отличаются.

  1. Артикуляция.

Это способ произнесения звуков и работа всего речевого аппарата, которая нужна для звучания слов. Проще говоря, артикуляция изучает, как сложить губы, чтобы получить звук «у», или куда направить язык, чтобы произнести «л». 

  1. Дикция.

Это чистота и отчетливость произношения звуков. Проще говоря, дикция — это четкость артикуляции.

Если артикуляция определенных звуков в дошкольном возрасте сформировалась неверно, то неизбежно будет страдать и дикция. Исправить такие дефекты помогает логопед, причем обратиться к нему можно в любом возрасте. 

К множеству логопедических проблем, которые сложно решить без помощи специалиста, относят:

  • Дефективное произношение звуков (картавость, шепелявость и т.д.);
  • Постоянное «проскакивание» звука;
  • Замена одного звука другим;
  • Смягчение твердых звуков и, наоборот, твердое произношение мягких;
  • Нарушение скорости речи (слишком быстрая или чересчур медленная);
  • Заикание;
  • Запинки, спотыкания в речи и т.д.

Если же с артикуляцией всё в порядке, но дикция все равно страдает, педагог может заниматься самостоятельно, чтобы отточить четкость речи.

Какие логопедические проблемы можно исправить самостоятельно

Кристина Гортман выделяет несколько особенностей речи, которые при правильном подходе, поддаются коррекции в домашних условиях:

  • Ощущение «каши во рту»;
  • Сложности с произношением длинных, составных слов;
  • Путаница в звуках на трудных словах со скоплением согласных или гласных звуков;
  • Путаница в звуках на сложных стыках слов со скоплением согласных или гласных звуков;
  • Общая вялость речи, как будто «ленивость» звуков.

В этих случаях помогут специальные упражнения и артикуляционная гимнастика, которые можно делать дома.

Причины нарушения произношения свистящих звуков

Проблемы с артикуляцией возникают по многим причинам. В большинстве случаев они носят временный характер и подлежат коррекции специалиста. Иногда проблема с речевой функцией является одним из признаков тяжелой патологии. При этом работа с логопедом — важный шаг к адаптации в социальной среде. Можно назвать следующие факторы, приводящие к нарушению произношения:

  1. Патология внутриутробного периода.
  2. Повреждения нервной системы во время родов.
  3. Инфекционные заболевания с поражением головного мозга, особенно у детей до года.
  4. Недостаток общения родителей с ребенком.
  5. Плохие социально-бытовые условия.
  6. Наследственная предрасположенность.
  7. Аномалии развития челюстно-лицевого аппарата.
  8. Черепно-мозговые травмы.
  9. Снижение слуха, которое приводит к нарушению речи.

Ставим звуки [Р], [Р’]

Самый частый вопрос, встречающийся в практике: «Почему он(она) «не говорит звук «р», мы переживаем?» И пусть малышу всего 2 года, родители начинают переживать, не разобравшись с особенностями становления звукового ряда у детей.

Получить правильный звук «Р» — трудоемкий процесс. Как показывает практика, вызвать его при помощи подражания практически невозможно. Обычно, появлению его в речи, предшествует долгая подготовка артикуляционных органов, выработка нужных движений языка, учению различать верные и неверные звуки.

Наиболее подходящий комплекс упражнений – «Быстрая змейка», «Дятел», «Балалайка», «Индюшата», «Барабанщик», «Ковшик», «Иголочка». Есть и другие, не менее эффективные упражнения:

«Малярная кисть»

Малыш улыбается и приоткрывает рот. Далее ребенок языком поглаживает верхнее небо в направлении вперед-назад, то есть от передних зубов в сторону горла, отводя язык максимально глубоко. Повторить упражнение нужно 10-12 раз.

«Гармошка»

Нужно улыбнуться и открыть ротик, язык прижать к небу, словно готовимся произнести протяжный звук «нь». Удерживая язык в поставленном положении, открываем рот широко по максимуму, затем закрываем его. Повтор упражнения — 15-20 раз.

«Комарик»

Открыть ротик, кончик языка убрать за передние зубы и пытаться произносить звук «з». Затем убрать язык обратно, упереться им в верхнее небо у линии роста передних зубов. Снова произнести звук «з».

Подобные упражнения отлично развивают артикуляцию, растягивают уздечку, укрепляют мышцы лица. Но чтобы поставить звук , используют еще и специальные упражнения:

  1. Ребенок должен открыть ротик, кончик языка прижать к основанию передних зубов у неба, при этом предложите ему быстро произносить звук «д-д-д». Спустя несколько секунд попросите малыша сильно дунуть на кончик языка, не останавливаясь выговаривать звук «д». Это упражнение поможет ребенку ощутить нужную вибрацию и запомнить ее.
  2. Ребенок широко открывает рот и выговаривает звук «ж-ж-ж», продвигая язычок ближе к линии роста верхних зубов. Спустя пару секунд специальный шпатель введите под язычок ребенка и ритмично водите его в стороны, создавая вибрацию. Ребенок при этом должен с силой дуть на произносимый звук, чувствуя вибрацию и колебания, которые получаются.
  3. Попросите, чтобы ребенок произнес звук «з-з-за», отодвигая язык назад по максимуму. Подобно второму упражнению, введите шпатель под язык и поводите им вправо-влево. При правильном выполнении тренировки в итоге вы услышите четкий звук «Р».
  4. Аналогично упражнению №3, попросите малыша произнести звуки «з-зи», не закрывая рот. Проделайте шпателем аналогичные движения. Это упражнение позволит поставить звук «р», но более мягкий.

Если у малыша не получается удержать язык вверху, а сам звук получается глухим, попросите его удлинить звук – дрнь-дрнь (например, заведи автомобиль).

Причины

К нарушениям фонетической стороны речи у детей приводит множество логопедических заболеваний (ринолалия, изменения голосообразования, дислалия, скрытая дизартрия). Особенности этих патологий — фонационные и звукопроизносительные дефекты. Классификация ФНР производится в зависимости от прямых причин фонетических нарушений:

  • Патологии строения языка. Артикуляция практически всех согласных происходит с помощью языка, а значит, любые изменения его анатомии оказывают влияние на правильное произношение. Распространенной патологией, встречающейся чаще всего, является анкилоглоссия (короткая подъязычная связка).
  • Стоматологические пороки развития. Наиболее частой причиной изменений речи детей с фонетическими нарушениями признан неправильный прикус: дистальный, мезиальный, боковой и передний открытые. К этим же этиологическим факторам нарушений фонетической речи относят пороки развития неба (готическое небо, волчья пасть), искажающие не только правильное произношение, но и речевое поведение в целом.
  • Мышечный тонус речевой мускулатуры. Спазм или парез мышц артикуляции — характерная особенность дизартрии. При таких патологиях ухудшается подвижность губ, языка, связок голосового аппарата, снижается активность неба, изменяется речевой выдох (слабый, рассеянный).
  • Заболевания гортани, такие как ларингит, трахеит, аномалии развития, папилломатозные изменения, функциональное переутомление голосовых связок, приводят к возникновению диспросодии.
  • Двуязычие, иначе билингвизм, в системе ФНР встречается довольно часто. Для этих детей характерны, например, межзубный , увулярный , двугубный .
  • Влияние окружающей среды. Отсутствие должного внимания со стороны педагогов и родителей к развитию речи у ребенка приводит к фонетическим расстройствам. Необходимо помнить, что возникновение нарушения фонетического строя речи у детей с социально-педагогической точки зрения может быть связано с манерой речи взрослых (сюсюканье, картавость, излишняя смягчение звуков, шепелявость и др.).

Существуют примеры более тяжелых форм системного (общего) недоразвития вербальной функции или фонетико-фонематической патологии, которые включают в себя нарушение фонетической стороны речи и тяжелее поддаются коррекции.

В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» работа по коррекции фонетических расстройств речи у детей с диагнозом ФНР проводится по уникальным методикам и включает в себя формирование и укрепление навыков правильного произношения звуков (развитие артикуляционного аппарата), а также постановку речевого дыхания и звуков, произносимых с дефектом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: