Постановка звука «р»

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «П»:

  • сомкнуть и разомкнуть губы;
  • надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками;
  • надуть щёки и медленно подуть через узкую трубочку губ;
  • закусить нижними зубами верхнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд;
  • закусить верхними зубами нижнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд;
  • высунуть язык и зажать его кончик губами, затем быстро втянуть язык и сомкнуть губы;
  • надуть щёки и с шумом выпустить воздух через губы: пф–пф–фп…

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

Правила проведения

Для того чтобы ускорить постановку звука логопед рекомендует родителям проводить занятия самостоятельно. Уроки должны быть каждый день по 10-15 минут.

Каждое упражнение вводится постепенно. Они выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал себя. Взрослый показывает образец выполнения. Нельзя позволять баловаться, делать кое-как, отвлекаться.

Необходимо уделить внимание особенностям проведения каждого упражнения. Они направлены на развитие движений, улучшение координации, переключаемости. Нельзя заставлять ребенка выполнять гимнастику часами – это вызовет негативизм, отказ заниматься

Желательно поощрять дошкольника — покупкой игрушек, сладостей, наклеек — это способствует выработке внешней мотивации

Нельзя заставлять ребенка выполнять гимнастику часами – это вызовет негативизм, отказ заниматься. Желательно поощрять дошкольника — покупкой игрушек, сладостей, наклеек — это способствует выработке внешней мотивации.

Детей необходимо приучать к учебной деятельности. Упражнения выполняются за столом, возле зеркала, не должно быть игрушек рядом и других отвлекающих факторов.

Статические упражнения (неподвижные) удерживают на счет до пяти, активные до десяти.

Упражнения для общего развития речи в домашних условиях

Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.

Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь

Все упражнения делаются по 8-10 повторов:

  1. «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
  2. Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
  3. Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
  4. Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.

Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки

Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд. Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении. Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад. Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь

При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык. Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами

В таком положении «протащить» язык назад в рот. Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.

Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.

Игры для развития фонематического звука

Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.

  • «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
  • «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук , то топает ножкой, если звук , то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
  • «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.

Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры

Занятие первое

Осваиваем образование и произнесение звука «р» в слогах «ра», «ро, «ру», «ры». Такой вариант произношения «р» освоить маленьким детям проще всего, поэтому именно с его отработки начинаются упражнения и занятия для постановки согласного «р». От раскатистого «р-р-р»этот звук отличается тем, что во время его произношения кончик языка не вибрирует, а находится практически в неподвижном положении.

Подготовка

Как и любое другое логопедическое занятие, постановку «р» следует начинать с артикуляционной гимнастики и упражнений, которые подготовят губы и язык ребёнка.

«Непослушный язычок»

Это упражнение поможет научить ребёнка выкладывать широкий и расслабленный язычок на нижнюю губу. Покажите ребёнку, используя  собственный язык, как его можно превратить в «блинчик».

Выполнение: малыш, приоткрыв ротик, чуть выдвигает широкий «блинчик» языка за пределы ротового отверстия, а потом кладёт его в расслабленном состоянии на нижнюю губу.

Затем на лежащий язычок опускается верхняя губа ребёнка, и это движение повторяется несколько раз. Верхняя губка ребёнка как бы похлопывает «непослушный» язычок. Должен получиться следующий звук: «пя-пя-пя».

Важно: нужно следить, чтобы выполняя это упражнение, ребёнок выдыхал равномерно. Струя воздуха должна быть ровной и чётко направленной

Если этот момент вызывает трудности, то необходимо вспомнить упражнения, направленные на постановку правильного речевого дыхания.

«Язычок-непоседа»

«Непослушный» язычок продолжает своё путешествие во рту и отправляется выше, соприкасаясь с верхней губкой.

Шаг 1. Приоткрыв рот, юный ученик приподнимает по-прежнему расслабленный, ненапряжённый язык. При этом он должен коснуться им, сохраняя такое положение, верхней губы.

Важно: откорректируйте расстояние между верхней и нижней губами малыша. Оно не должно быть большим, тогда упражнение не вызовет затруднений

Шаг 2. Теперь язычок направляется дальше, к той области нёба, которая ограничивается основанием верхних резцов. Необходимо показать, как язык покидает верхнюю губу, «проскальзывает» зубные резцы и оказывается за ними, чуть сместившись ближе к альвеолам. Зафиксируйте это положение речевого аппарата, оно будет исходным на занятиях по дальнейшей постановке согласного «р».

По окончании упражнения язычок плавно скользит туда, откуда он начал своё «путешествие» – то есть укладывается широким «блинчиком» на нижнюю губу.

«Язычок жужжит»

Заключительная часть артикуляционной гимнастики, необходимой для успешного освоения ребёнком согласного звука «р».

Шаг 1. Язык поднимается, упираясь в нёбо в районе основания верхних резцов. Затем скользит по верхнему нёбу в сторону альвеол и останавливается. Зафиксируйте это положение.

Шаг 2. Ученик выдыхает в направлении ротового отверстия, при этом его язычок приобретает чуть вогнутую форму. В этом положении на выдохе попросите ребёнка произнести «з-з-з». Если все сделано правильно, то получившийся звук будет похож на «зжж».

Внимание: следите за тем, чтобы язык оставался широким, а рот не закрывался. Если ребёнок хорошо воспринимает визуальную информацию,то лучше делать эти упражнения перед зеркалом вместе со взрослым

Повторите последнее упражнение несколько раз. Нужно добиться лёгкой и непринуждённой артикуляции звука «зжж».

Начинаем произносить «Р»

Шаг 1. Сделайте предыдущее упражнение, заставив язычок «зжужжать». Зафиксируйте его положение во рту, посмотрев в зеркало.

Шаг 2. Постепенно отодвигая на выдохе кончик языка в сторону альвеол, преобразовывайте полученный звук «зжжж» в «р», но не раскатистый «р-р-р», а «р» плавный, который образуется, если пропеть слог «р-ааа». Для того чтобы образовалось плавное сочетание «р-ааа» нужно усилить напор воздушной струи.

Все эти артикуляционные упражнения приводят к приобретению навыка выговаривания ребёнком плавного звука «р». Для подобного звукообразования не требуется вибрация кончика языка.

Освоение привычного всем, раскатистого «р-р-р», требует немного других упражнений и манипуляций, проводимых при помощи взрослых.

Виды и причины нарушений произношения звука Ш

Искажение шипящих называют сигматизмом. В случае со звуком Ш возможны различные варианты:

  • межзубный — кончик языка занимает положение между верхними и нижними зубами, что придает шепелявость;
  • боковой — язык ложится ребром и струя воздуха идет по его боковому краю. Получается хлюпающий звук;
  • носовой — возникает по причине соприкосновения задней части с мягким небом, которое при опускании открывает проход в носовую полость воздушной струе;
  • губно-зубной — исходный звук заменяется на другой глухой звук Ф. Например, шапка — «фапка».

Факторы, приводящие к проблемам с артикуляцией:

  • физиологические: короткая подъязыковая уздечка либо высокое небо, нарушения прикуса, напряжение или слабость языковых мышц;
  • проблемы с фонематическим и речевым слухом, а также недостаточное развитие памяти, внимания, мышления;
  • длительное использование соски. Это портит прикус и приводит к искажению шипящих звуков;
  • повторение некорректного произношения. Например, ребенок коверкает речь вслед за взрослыми или младшими братьями/сестрами.

Самостоятельно диагностировать проблему можно, но лучше вовремя обратиться к логопеду.

Автоматизация звука Р

Этапы постановки звука Р включают автоматизацию – закрепляющий навыки приём. Закрепляется звучание фонемы в разнообразных словах, содержащих проблемную букву, фразах, можно использовать стихотворение или скороговорку. Сначала фонему нужно автоматизировать в соединении с гласными и согласными, затем в словах и предложениях.

Автоматизация звука Р в слогах

Отработка идет через согласные «Д» и «Т», используются слоги с сочетанием «др» и «тр»: «дра» и «тра», «дро» и «тро», «дру» и «тру». Через эти согласные языку будет легче перейти к проблемной фонеме.

Потом убираются передние согласные, остаются слоги «ра», «ро», «ру». Тренировка проходит поэтапно, затем нужно ввести перевернутые слоги: «ар», «ор», «ур». Чередовать слоги нужно до тех пор, пока у пациента не закрепится вибрационное звучание.

Автоматизация звука Р в словах

Когда слоги будут отработаны, можно переходить к словам. Начинать следует со слов, в которых проблемная фонема стоит в начальном слоге: река, труба, рубашка. Затем идет прорабатывание слов, в которых фонема находится в среднем или последнем слоге: помидор, корова, мотор.

Далее необходимо проработать смягчённое звучание в словах. При обычном рычании язык плотно прижат к нёбу и располагается почти у самых зубов, при смягчённом – прижат не так сильно, находится чуть дальше от верхнего зубного ряда.

Речевой слух

Очень частая проблема при нарушенном речевом слухе – замена на «Л». В этом случае особенность постановочных тренировок заключается в чередовании в словах правильной и заменяющей фонемы. Школьник должен научиться различать эти звуки в начале, середине, конце слова.

Логопед произносит слова: комар, молоко, рука и подобные. Пациент должен отвечать, в каких произносимых словах есть «Р». В словарную цепочку можно включать слова с согласными, совмещёнными с проблемной фонемой: лавр, гром и прочие.

Особенной отработки требуют сложные для детского речевого аппарата сочетания:

  1. Д-Р. Сначала произносят длинное «Д», затем прибавляют вибрирующее «р-р-р»: друг, драка, ведро.
  2. Т-Р. Трус, труба, троллейбус.
  3. З-Р. Зрение, поздравление, здравствуйте.

Как решает проблему логопедия: постановка звуков речи в несколько этапов

Исправление звуков специалистом проходит в 2 шага.

  1. Определение звуков, произношение которых требует корректировки. Постановка гласных звуков и формирование верного произношения шипящих и свистящих происходит по-разному.
  2. Работа над речью, включающая такие этапы:

— Подготовка;

— Непосредственно формирование звуков;

— Автоматизация;

— Дифференциация.

  • Во время подготовительного этапа речевой аппарат настраивается на правильное произношение. С подготовки начинается и постановка свистящих звуков, и работа с гласными, шипящими. После того, как человек научится четко, без ошибок выполнять различные упражнения артикуляционной гимнастики, можно переходить к следующему этапу.
  • На этапе формирования звуков ученик должен научиться правильно выговаривать конкретный звук, поэтому, например, постановка свистящих звуков происходит путем работы над «с», постановка гласных звуков — над устранением назального оттенка, работы над «а», «э», «у» и т.д.
  • Цель автоматизации — сделать произношение сформированного звучания автоматическим. Так, если нужна постановка шипящих звуков, к шипящему «ш» добавляют гласные, получая слоги «ша», «шу» («аш», уш»), и прочее.
  • Этап дифференциации заключается в разграничении схожих звуков: «с» и «ш», «ж» и «р», пр. Сначала произносятся отдельные слоги, затем — простые слова, скороговорки (Например: «У ежа ежата, у ужа ужата», «Шашкой Саша по ошибке шишки сшиб» и т.п.).
  • Далее звук вводится в речь путем произношения текстов и процесс формирования поставленной речи считается завершенным.

Продолжительность коррекционной работы

Сколько по времени занимает выработка правильного произношения звука Р? В современной логопедии нет четких временных границ. Это касается работы с любой группой звуков. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Поставить звук можно уже на первых занятиях (если была проведена подготовительная работа), а этап автоматизации может занять достаточно продолжительное время.

Звук Р − сложный по артикуляции, поэтому и появляется в речи к более старшему возрасту. Не нужно торопиться с автоматизацией, ваша задача добиться чистого звучания и устойчивой вибрации. Язык не должен «соскальзывать», когда ребенок будет произносить слова. Чтобы ему было интересно, используйте дидактические игры, а не только речевой и наглядный материал.

Вы можете поискать определенную логопедическую методику, но все они построены на тех принципах и практических советах, которые изложены выше. Главное условие успешной коррекционной работы − это диагностика и коррекционная работа с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Постановка звуков [Р], [РЬ]

Комплекс упражнений для звуков Р, Рь:

  • «иголочка»,
  • «быстрая змейка»,
  • «индюшата»,
  • «ковшик»,
  • «лошадка»,
  • «маляр»,
  • «дятел»,
  • «ступеньки»,
  • «барабанщик»,
  • «балалайка».

Способы и приёмы постановки звуков , .

По подражанию.

Ребёнка просят выполнить упражнение «грибок». В момент присоса просят с силой подуть на кончик языка. К полученной глухой вибрации присоединяют голос.

При поставленном верхнем подъёме языка ребёнка просят произнести сочетания: джжж, жжж, либо д-д-д-д. В этот момент шпателем, шариковым зондом или чистым пальцем выполнять быстрые движения из стороны в сторону по нижней части языка ближе к кончику.

При спастичности корня языка этот приём используют лёжа.

Аналогичным способом можно вызвать от верхнего подъёма. Ребёнка просят удерживать язык у основания верхних зубов и длительно тянуть звук . Во время его произнесения кончик языка находится в более напряжённом состоянии и воздушная струя более форсированная. При этом полученный звук не является чётким, а скорее шумным. От получившегося звука механическим способом вызывают дрожащий .

При горловом произношении постановка проходит в 2 этапа.

Постановка одноударного от звука . При его протяжном произнесении без округления губ с перемещением языка несколько вперёд, к дёснам верхних зубов. При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и дёснами. Затем постановку осуществляют с помощью зонда как в остальных случаях.

Наиболее распространённым приёмом является постановка от , повторяющегося на одном выдохе с последующим более форсированным произнесением последнего.

При многократном произнесении сочетания , при слегка открытом рте и при смыкании языка с дёснами возникает вибрация. Однако такой способ не подходит для исправления заднеязычного или велярного .

При закрытом рте с плотно сжатыми зубами иногда в сочетании слышен глухой (призубный). От него можно поставить звук, если произнося это сочетание постепенно открывать рот, просовывая между зубами шпатель.

Для удержания верхнего подъёма языка используют упражнение «индюшата». Во время быстрого произнесения сочетания сначала опускают нижнюю губу (язык движется по верхней), затем движения переносятся на верхние резцы, а потом на альвеолы. Такой звук получается слегка картавым. Для устранения этого дефекта следует попросить ребёнка фиксировать сильный выдох на звуке д.

Если ребёнок не удерживает верхнее положение языка, и звук выходит глухим и не раскатистым можно попросить ребёнка «продлить» звук – дрнь – дрнь («заведи машину»).

Постановка звука “р” у взрослых

Логопедические занятия на постановку звука “р” у взрослых включают в себя:

  • технику глубокого дыхания с участием диафрагмы;
  • упражнения, направленные на разработку мышц языка и губ.

Техника дыхания заключается в следующем:

  • вдыхайте через нос, выпячивая живот и наполняя воздухом нижние отделы легких;
  • выдыхайте, сокращая мышцы живота и пропуская мощную струю воздуха через голосовые связки.

Упражнения для выговаривания буквы “р” направлены на то, чтобы “расшевелить” язык: покусывайте его, цокайте, вытягивайте, скручивайте, выполняйте поперечные развороты и круговые движения.

И, конечно же, скороговорки — их значение трудно переоценить. Ррразучивайте, повторрряйте и хвалите себя за успехи.

Чтобы научиться выговаривать “р” взрослому человеку, потребуется, может быть больше времени, чем ребенку, поэтому важен настрой на результат. А когда есть мотивация, процесс идет гораздо быстрее.

Комплекс гимнастики

Для облегчения восприятия упражнений, визуализации используют картинки. Есть готовые наборы разных авторов:

  • Нищевой;
  • Танцюры;
  • Волошиной;
  • Куликовской и других.

Каждая карточка сопровождается цветной картиной, пояснениями для взрослого и образцом выполнения.

Первое упражнение «Блинчик». Оно направлено на выработку широкого, расслабленного языка. Для его выполнения нужно широко открыть рот, положить язык на нижнюю губу

Важно чтобы он был распластанным. Если ребенку тяжело это сделать, то его аккуратно прикусывают зубками со звуком «П». Массаж позволяет расслабить мышцы, снять напряжение

Массаж позволяет расслабить мышцы, снять напряжение.

«Заборчик» нужен для отработки улыбки, поднятия губ. Нужно сомкнуть зубы, улыбнуться, удерживать положение. Необходимо делать так, чтобы оба зубных ряда было хорошо видно.

«Лошадка» — цокать языком. Широкая часть крепко приклеивается к нёбу, резко опускается, слышен характерный щелчок. Действия осуществляют при открытом рте, челюсти разомкнуты. Нижняя челюсть неподвижна!

«Грибок» — рот открыт, губы в улыбке, широкий язык плотно присасывается к нёбу, удерживается в таком положении.

«Вкусное варенье» — кончиком языка провести по верхней губе, словно облизывая ее. Движения делаются сверху вниз, по всей длине губы. Челюсть должна быть неподвижна! Для облегчения выполнения ребенку мажут губу медом, вареньем.

Для «Качелей» рот широко открывают, язык высовывают, поднимают вверх, вниз. Движения выполняют за счет языка.

«Конфета» — рот закрыт, губы сомкнуты, язык упирается в одну, другую щеку. С внешней стороны будут видны «холмики».

Обязательно отрабатывается «Дятел», «Пулемет». Для этого губы держат в улыбке, зубы разомкнуты, рот открыт. Кончик языка ударяет по альвеолам верхних зубов, ребенок произносит «Дддд» или «Тттт».

Для растягивания уздечки используют массаж. Кончик языка оборачивают салфеткой, удерживают, легко тянут, поднимают вверх, вниз. Нельзя доводить до острой боли. Под языком аккуратно массируют маленьким шариковым зондом, ватной палочкой.

После хирургического подрезания необходимо сразу начинать заниматься. Иначе появятся рубцы, которые ограничивают подвижность. Комплекс упражнений стандартный.

Ставим звук [Ц]

Артикуляция следующая:

  • губы находятся в нейтральном положении;
  • зубы приближены на 1-2 мм;
  • кончик язычка опущен, прикасается к нижним резцам; изначально спинка языка сильно выгнута, образуя с резцами смычку, затем ее передняя часть быстро переходит в положение звука «С», образуя желобок посередине;
  • струя воздуха должна быть сильной, неравномерной.

Постановку звука «Ц» выполняют, если ребенок четко выговаривает звуки «С» и «Т». Малыша просят быстро проговаривать «ТС», вследствие чего возникает нужный звук.

Используют 3 способа постановки звука «Ц»:

  1. Прием подражания, используя игровые приемы («Паровоз, останавливаясь, говорит – тссс-ц-ц», «Мышка спит, не шумите – тсс-ц-ц!»).
  2. Прием опорных звуков (в данном случае это «Т» и «С»).
  3. Прием особенностей артикуляционного уклада. Предложите ребенку открыть ротик, упереться кончиком языка в резцы нижнего ряда зубов, приподнять язычок и вытянуть его так, чтоб передняя его часть прижалась к небу. В этом положении язык своей спинкой должен касаться верхних резцов. Не включая голос, предложите малышу произносить звук «Т», отрывая кончик языка напором струи воздуха от передних зубов нижнего ряда. Губы должны быть напряжены, располагаться в положении улыбки. Такое упражнение помогает запомнить положение органов артикуляции, когда произносится звук «Ц».

Особенности произношения звуков Т Д

Какие типичные ошибки совершают дети при их произнесении? К систематически встречающимся речевым нарушениям относится:

  • Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «к – г», например, «к(т)игренок», «инг(д)юк».
  • Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «к – г»: клетка — клекта; стакан — скатан.
  • Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка — птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
  • Стойкое смешение Т Ч (утит — учит, девоть(ч)ка), Т Ц (Пеця — Петя, цвецет — цветет).

У деток с речевыми ошибками можно наблюдать такое построение предложений: «Мама, де (где) мои танфетьки (конфетки)?», «На тартинке (картинке) дуси». Окружающие сразу же замечают подобные нарушения, а родители могут обнаружить и неправильную артикуляцию звука т: вместо того, чтобы оставить кончик языка внизу, упирающимся в передние зубы, малыш поднимает его к нёбу.

Очень часто причинами неправильного произношения являются:

  • Нарушения в артикуляции (работе органов речи).
  • Малая подвижность нижней челюсти.
  • Недоразвитость слухового восприятия (малыш не различает звуки).
  • Плохой пример взрослых, когда кто-то из окружающих неправильно произносит Т Д.

В любом случае диагноз ставит логопед, а родители занимаются постановкой звуков на домашних занятиях в соответствии с его рекомендациями.Очень хорошо помогает в работе артикуляционная гимнастика, которая должна стать постоянным спутником не только занятий, но и повседневной жизни.

Важно: коррекцию произношения звуков Н Т Д, как правило, проводят после того, как в речи дошкольника будут четко поставлены простые звуки: гласные (а, у, о, и, э, ы) и согласные (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь). Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:

Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:

  1. Вслед за взрослым произнести предложения, в которых встречаются данные звуки, например: Дуся дает дыню Даше. У тети Тани на столе тетради.
  2. Рассмотреть картинки, на которых изображены предметы со звуками Т Д, например: тапочки, теленок, тигр, топор, телевизор, телега, торт; дыня, дом, дверь, дерево, девочка, дети.
  3. Среди разложенных на столе картинок найти ту, которую назовет взрослый: точка — дочка, тучка — дачка, уточка — дудочка, прудик — прутик, домик — томик.

Работа требуется тому малышу, у которого в речи не прослеживаются Т Д или заменяются другими звуками, отсутствует дифференциация (различение сходных по звучанию звуков).

Как проводить артикуляционную гимнастику

Во время упражнений малыш должен сидеть. Тело расслаблено, ноги и руки в спокойном положении.
Артикуляционной гимнастикой необходимо заниматься каждый день, чтобы нарабатываемые навыки закреплялись.
Упражнения необходимо выполнять 3–4 раза в день, буквально по 3–5 минут.
За один раз с ребенком лучше не проделывать больше 2–3 упражнений.
Каждое упражнение выполняется 5–7 раз.
Если упражнение статическое (нужно удерживать одну артикуляционную позу), то его длительность должна быть 10–15 секунд.
Двигаться нужно от простых упражнений к сложным, выбирая игровую форму подачи.
Из трех выполняемых упражнений новым может быть только одно. Остальные служат для повторения и закрепления.
Если у малыша что-то не получается, нельзя бросать и переходить к другому

Надо отработать то, что плохо дается.
Важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо взрослого.
Начинать артикуляционную гимнастику всегда лучше с упражнений для губ.

Подготовительный этап

Постановка звука возможна только при определенных условиях. Логопед занимается разработкой артикуляционного аппарата. Для этого используют комплекс упражнений, который направлен на определенные цели.

При проблемах со звуком «Р» необходимо научить ребенка на подготовительном этапе:

  • делать язык широким;
  • поднимать кончик языка и удерживать его на одном месте;
  • выработать сильный выдох.

После выполнения всех пунктов переходят к постановке. Артикуляционная гимнастика на звук «Р» иногда включает упражнения на растягивание уздечки. Среди специалистов нет однозначного мнения по поводу ее эффективности. Одни рекомендуют хирургическое вмешательство — врач вручную подрезает связку, другие предпочитают самостоятельно заниматься с проблемой.

Логопедический массаж

Эффективным методом подготовки к постановке звука «Р» при дизартрии является логопедический массаж. Выполнять такую процедуру может только квалифицированный логопед, так как массаж имеет разные виды. Те движения, которые в одних случаях принесут пользу, в других – противопоказаны. Виды массажных движений зависят от существующей проблемы с речевым аппаратом. При тонусе мышц с помощью массажных упражнений целью ставится расслабление мускулатуры, а при слабой деятельности, наоборот, необходимо активизировать работу артикуляционных мышц.

Проводится ручной и инструментальный массаж шеи, лба, области щек, губ. Для массажа языка эффективно применяют специальный логопедический зонд в виде шарика. Подробно о логопедическом массаже при различных видах дизартрии описано в книге Елены Архиповой.

Продолжительность коррекционной работы

Сколько по времени занимает выработка правильного произношения звука Р? В современной логопедии нет четких временных границ. Это касается работы с любой группой звуков. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Поставить звук можно уже на первых занятиях (если была проведена подготовительная работа), а этап автоматизации может занять достаточно продолжительное время.

Звук Р − сложный по артикуляции, поэтому и появляется в речи к более старшему возрасту. Не нужно торопиться с автоматизацией, ваша задача добиться чистого звучания и устойчивой вибрации. Язык не должен «соскальзывать», когда ребенок будет произносить слова. Чтобы ему было интересно, используйте дидактические игры, а не только речевой и наглядный материал.

Вы можете поискать определенную логопедическую методику, но все они построены на тех принципах и практических советах, которые изложены выше. Главное условие успешной коррекционной работы − это диагностика и коррекционная работа с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Что сложного в звуке «Р»?

Произношение этого звука требует достаточно развитого речевого аппарата. Здесь важны и вибрация, и амплитуда языка, чего не всем деткам удается достичь.

Дети, как правило, допускают следующие ошибки:

– пропускают звук «р» в словах, говорят «мо_оз» (вместо «мороз»), «га_аж» (вместо «гараж»);

– произносят вместо звука «р» другие звуки – «й», «л», «ы», например, «лот» (вместо «рот»), «койова» (вместо «корова»);

– могут произносить звук «р», но делать это неправильно, излишне мягко, чересчур вибрируя.

Если у ребенка всё-таки не получается овладеть этим звуком, расстраиваться не стоит, –проблема решаема, просто нужно ею заняться.

  1. Для начала определите: ребенок не произносит «р» вообще или сложности возникают только в словах. Выяснить это просто. Попросите ребенка порычать как тигрёнок «Ррррр», потом перейдите к слогам «ра», «ре», «ро», и только затем попросите говорить слова с буквой «р»: «рука», «мотор». Если малыш усердно рычит, а вот на слогах и словах уже возникают сложности, тогда проблема в развитии речевого аппарата, и помогут её решить специальные упражнения, которые можно делать самостоятельно в домашних условиях.
  2. Но вот если ребенок совсем не произносит звук «р», тогда без посещения логопеда не обойтись.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: