Здоровьесберегающие технологии план-конспект занятия (старшая группа)

Проектная деятельность по здоровьесбережению в старшей группе

Как уже отмечалось, проект является одной из форм воплощения технологий здоровьесбережения на практике. Проектная деятельность предполагает продуктивную деятельность над изучением отдельного вопроса темы, что способствует развитию самостоятельности малышей, а также помогает раскрыть их творческий потенциал. Проекты могут быть:

  • краткосрочными,
  • долгосрочными.

Краткосрочная проектная деятельность

К этому виду относятся:

  • плакаты,
  • стенгазеты,
  • лэпбуки,
  • буклеты,
  • иллюстрации,
  • экскурсии,
  • организация досугов.

Содержание этих проектов уточняет рассматриваемую проблему по здоровьесбережению. Например, изучая тему «Азбука здоровья», своим воспитанникам я дала задание подготовить коллаж о витаминах.

Выполнять проект дети могут вместе с родителями

Проекты, требующие долгосрочной подготовки

  • подготовительную, на которой дети знакомятся с материалами по вопросу (к примеру, разрабатывая проект по гигиене, читают стихотворение А. Барто «Девочка чумазая»),
  • собственно отработку проекта (инсценировка, например, отрывок из «Мойдодыра»),
  • организацию отчёта по поводу выполнения всех заданий (в формате презентации для родительского собрания, подготовки досугового мероприятия).

Для детей 5–6 лет примерами долгосрочных проектов с детально проработанными паспортами могут быть такие:

  • «Здоровье в наших руках»,
  • «Культура здоровья дошкольника»,
  • «В здоровом теле — здоровый дух».

Практическое применение технологий здоровьесбережения происходит на основном этапе работы над проектом

НОД, досуг, проекты — это способы освоения той или иной темы по здоровьесбережению. В старшей группе эта деятельность помогает дошкольникам обобщить полученные знания, а также встроить новые в имеющуюся систему представлений. Для реализации этой задачи педагог должен логично и структурированно выстраивать все этапы работы, опираясь на хорошо знакомые ребятам виды деятельности, в частности, на игры.

Как составить сценарий Дня здоровья в старшей группе

Праздник спорта и физической культуры проводится обычно 1–2 раза в год с целью создания эмоционально-положительного отношения ребят к ЗОЖ. При этом День здоровья в ДОУ — это не одно мероприятие, а целый комплекс образовательной деятельности, составляющей этот самый день.

Автор Осипова В. В., воспитатель МБДОУ №11, г. Мценск, Орловская обл.
Время План
Первая половина дня В гости приходит Неболейка с ростомером. Что это? Для чего нужен ростомер? Предложить детям измерить их рост. Пригласить из ясельной группы несколько детей и измерить их рост. Чей рост больше? Почему? Что необходимо человеку для роста?
Практическая деятельность по проблемной ситуации «У Карлсона заболели зубы»: закреплять навык чистки зубов, побуждать детей заботиться о здоровье зубов и делать это правильно. &lt,…&gt,
Подвижные игры:
  • «Займи стульчик» (бег вокруг стульев, развитие быстроты реакции),
  • «Змея» (перепрыгивание через скакалку),
  • «Ручеёк» (ходьба, перестроение).
Занятие по физкультуре «Путешествие в страну здоровья».
Наблюдение за погодой и одеждой окружающих, работа по вопросам:
  • Какая сегодня погода?
  • Как вы одеты?
  • Зачем в ветреную погоду нужно надевать шапку, закрывающую уши?
  • Чем опасен ветер для здоровья наших ушек?
  • А почему в дождливую погоду надевают резиновые сапоги, капюшон и пользуются зонтом?
  • Что может случиться, если сильно промокнешь?
  • Зачем прячут руки в перчатки или варежки?
Дидактическая игра «Так опасно или нет?» о правилах безопасности на прогулке.
Подвижные игры:
  • «Выше ноги от земли» (бег, запрыгивание и спрыгивание),
  • «Ловля обезьян» (бег, лазанье по гимнастической стенке),
  • «Бездомный заяц» (бег).
Индивидуальная работа с детьми по развитию речи: составление рассказов из личного опыта на тему: «Как моя семья выезжала на отдых».
Вторая половина дня Гимнастика после сна.
Ситуативная беседа «Зачем мыть руки». &lt,…&gt,
Чтение: С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала» (подвести к пониманию значения еды для здоровья организма).
Сюжетно-ролевые игры:
  • «Больница»,
  • «Стоматологическая клиника».

Цель: побуждать детей отражать в игре свои знания и впечатления.

Дидактические игры:
  • «Носики-курносики». Детям предлагается по запаху определить различные пахучие вещества (апельсин, чеснок, мята, духи, кофе и т. п.). Цель: развивать обоняние детей, умение различать и определять запахи.
  • «Аскорбинка». Цель: расширение и актуализация знаний детей о витаминах и полезных продуктах.
Работа с родителями. В уголке для родителей выставляется информация на тему «Закаливание залог здоровья», «Лечение соками».
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/03/16/tematicheskiy-den-zdorovya-v-starshey-gruppe

День здоровья в детском саду предполагает тематические занятия в течение всего рабочего дня

Викторины на тему здоровья

Одним из видов досуга по технологиям здоровьесбережения является викторина. Организация такой работы, кроме прямых, направленных на заботу о здоровье, преследует следующие цели:

  • воспитание командного духа (ребята играют командами, то есть личный результат зависит от общего),
  • развитие способности к творчеству и импровизации,
  • поощрение целеустремлённости.

В качестве примеров такого досуга на тему здоровья для старшей группы можно назвать викторины:

  • «Царство здоровья» воспитателя Тилековой З.А.,
  • «Здоровому всё здорово» воспитателя Габовой Е.Л.,
  • «Как быть здоровым» коллектива педагогов из Амурской области.

Виды и направления здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, подразделяются на виды, в зависимости от целей и задач, а также основных используемых средств.

Все здоровьесберегающие технологии образовательного процесса принято делить на три основных направления:

  1. Сохранение и стимулирование здоровья учащихся:
  2. пальчиковая гимнастика (проводится педагогом, решает множество проблем, таких как развитие мелкой моторики, речи, повышение работы головного мозга и т.д., может проводиться как самостоятельно, так и в виде физкультминутки);
  3. гимнастика для глаз (организуется педагогом, для того, чтобы предупредить переутомления глаз, а также с целью укрепления глазных мышц);
  4. дыхательная гимнастика (организуется в различных формах, в процесс учебных занятий в идее физкультминутки, во время гимнастики и т.д.);
  5. бодрящая гимнастика (организуется во время физкультминутки, чтобы избежать переутомления у учащихся);
  6. динамически паузы (направлены на создание благоприятной атмосферы во время обучения, могут проводиться в виде физкультминуток и включать в себя комплекс различных упражнений).
  7. Технологии, направленные на формирование у детей ЗОЖ, включают в себя:
  8. самомассаж и массаж (различные виды массажа);
  9. различные занятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья (например, закаливание);
  10. активный отдых (экскурсии, походы);
  11. спортивные праздники и развлечения («День здоровья», разнообразные спортивные соревнования);
  12. спортивные игры проблемного характера.
  13. Технологии коррекционного характера, которые включают в себя:
  14. библиотерапия;
  15. сказкотерапия;
  16. психогимнастика;
  17. фонематическая ритмика.

Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ

Необходимо отличать термины «образовательные технологии» и «педагогические». Образовательные технологии в ДОУ по системе ФГОС — приемы, которые касаются не только педагогики, но и медицины, психологии, управленческих аспектов. Педагогические технологии касаются только педагогики.

Если рассматривать термин «педагогические технологии» подробнее, то это сумма методов и приемов обучения, дающих гарантированный результат.

Определение педагогической технологии

Согласно современной классификации, педагогические технологии по ФГОС в системе дошкольного образования делятся на нижеперечисленные виды:

  • здоровьесберегающие;
  • личностно-ориентированные;
  • проектной деятельности;
  • информационно-коммуникативные;
  • исследовательской деятельности.

Важно! Также в классификацию входят такие виды, как портфолио педагога и дошкольника. Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании приведены далее

Основные критерии педагогических технологий в ДОУ

Технология педагогики может использоваться в образовательном процессе, если соответствует следующим требованиям:

  1. Концептуальность. Опора на научную концепцию.
  2. Управляемость. Простота проверки результатов учебного процесса, прогнозирование.
  3. Системность. Наличие признаков системы, к которым относится целостность, связь между частями и общая логика.
  4. Воспроизводимость. Применение в руках любого педагога с 100% результатом вне зависимости от качеств преподавателя.
  5. Эффективность. Гарантированное достижение установленных стандартом целей.

Виды образовательных технологий

Как составить сценарий Дня здоровья в старшей группе

Праздник спорта и физической культуры проводится обычно 1–2 раза в год с целью создания эмоционально-положительного отношения ребят к ЗОЖ. При этом День здоровья в ДОУ — это не одно мероприятие, а целый комплекс образовательной деятельности, составляющей этот самый день.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2018/04/22/konspekt-razvlecheniya-po-zdorovesberezheniyu-dlya-deteyhttp://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-s-ispolzovaniem-zdorovesberegayuschih-tehnologii-tema-korolevstvo-zdorovja.htmlhttp://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/proekt-po-zdorovesberezheniyu-v-starshey-gruppe.html

Образовательные технологии, которые необходимо использовать для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

ФГОС предъявляет четкие требования к использованию образовательных технологий. Для организации плодотворного процесса обучения необходимо применять следующие разработки, которые соответствуют классификации, приведенной выше:

  1. Здоровьесберегающие. Задача — привить формы поведения, позволяющие развить и укрепить здоровье. В этот раздел относится гимнастика, релаксация, двигательная терапия, гимнастика для глаз.
  2. Проектирования. Задача — развитие социально-личностных связей. Способы достижения — беседы, парная или групповая работа.
  3. Исследовательской деятельности. Необходимо сформировать исследовательский тип мышления. Варианты деятельности — опыты, дидактические игры, наблюдение.
  4. Информационно-коммуникативные. Педагогу нужно подготовить базу для освоения техники. Для этого используются мультимедийные презентации, говорящие словари.
  5. Личностно ориентированные. Индивидуальный подход для максимального развития личности. Образно-ролевые игры, эксперименты, тренинги, спортивный отдых.
  6. Портфолио. Портфолио педагога позволяет оценить результаты его деятельности, воспитанника — результаты применения педагогических технологий (развитие речи, социальных связей, навыков).

Классификация проектов

Также порой выделяют социально игровые технологии для обучения в ДОУ. Они дают базу для развития социальных отношений типа «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», помогает ученику научиться понимать и себя, и других, снижают проявления агрессивного поведения. В этот раздел входит сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, коллективная работа.

Проблема недостаточности применения технологий в ДОУ по ФГОС на практике

Несмотря на нормы ФГОС и попытки их выполнения, в большинстве ДОУ указанные приемы реализуются не полностью. К проблемам, которые вызывают это, относят:

Педсовет о проблемах при реализации образовательных технологий

  1. Отсутствие практических методик, помогающих организовывать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС. Решение — разработка авторских методик членами педагогического состава ДОУ, заимствование у других учреждений через изучение докладов и презентаций.
  2. Некомпетентность педагогического состава. Решение — аттестация с целью проверки профессиональных навыков, привлечение новых кадров, курсы повышения квалификации.
  3. Непонимание новых методик из-за размытых формулировок, отсутствия практических примеров. Решение— организация педсовета, групповое обсуждение проблемных моментов.
  4. Отсутствие условий для реализации программ. Нехватка цифрового и игрового оборудования. В данном случае необходимо обращаться к проблемам финансирования учреждения.

Система ФГОС постоянно меняется, поэтому в ближайшем будущем возможны положительные модификации, которые упростят выполнение программ и сделают их более распространенными на практике. А пока главный совет, который можно привести педагогам ДОУ — развиваться самостоятельно, отталкиваясь от государственных норм. Для этого необходимо углублять знание технологий и форм реализации программ, используемых в группе ДОУ.

Миссия технологий здоровьесбережения в подготовительной группе

В период дошкольного детства у ребёнка происходит интенсивный физический рост, а также закладываются основные индивидуальные черты характера, вырабатывается линия отношений с собой и с окружающими. Целостная система воспитательных, профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий, осуществляемых при взаимодействии детей, их родителей, педагогов и медиков, называется здоровьесберегающей технологией. В подготовительной группе (дети 6–7 лет) дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) миссией реализации этой системы в образовательном процессе является:

  • обеспечение максимального уровня реального здоровья детей (доступное содержание материала, приемлемое для восприятия ребятами 6–7 лет, предметно-развивающая среда без острых, травмоопасных предметов, безопасное устройство быта — всё это формируется с учётом приоритетности здоровья малышей);
  • воспитание осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей (в частности, в аспекте соблюдения мер безопасности в быту);
  • систематизация знаний эффективного решения задач здорового образа жизни (ЗОЖ), к примеру, связанного с правильным питанием, закаливанием и пр.;

    В рамках здоровьесберегающих технологий дети учатся элементарным приёмам заботы о своём здоровье

  • формирование умений оказывать элементарную медицинскую помощь себе и окружающим (к примеру, обрабатывать рану при неглубоком порезе, оказывать первую помощь при ушибах).

Для педагога внедрение здоровьесберегающих технологий означает:

  • становление культуры здоровья (например, в аспекте методик избавления от стресса на работе);
  • валеологическое просвещение семей воспитанников.

Задачи здоровьесберегающих технологий

В детском саду система здоровьесбережения представлена тремя основными разновидностями, каждая из которых имеет свои задачи в разных возрастных группах.

Таблица: задачи разных видов здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе

Разновидность технологии здоровьесбережения Суть технологии Задачи для детей 6–7 лет
Физкультурно-оздоровительная Удовлетворение потребности в двигательной активности и развитие физических качеств.
  • Расширение ряда способов выполнения упражнений (например, передвигаться спиной вперёд);
  • тренировка чувства равновесия при изменении темпа выполнения упражнения, в частности, при переходе с бега на шаг или с бега на прыжки;
  • разработка навыка подтягиваться, используя опору.
Профилактическая медицинская Сохранение и укрепление здоровья детей под контролем медработников детского сада.
  • Проведение просветительской работы относительно употребления некоторых продуктов питания (грибов, газированных напитков и пр.);
  • осуществление медицинского осмотра с привлечением узких специалистов для оценки состояния здоровья перед началом нового образовательного этапа (в частности, для определения группы здоровья на занятиях по физкультуре);
  • просветительская работа в области витаминотерапии (к примеру, польза приёма отвара шиповника в осенне-зимний период для профилактики ОРВИ).
Технология обеспечения социально-психологического здоровья детей (осуществляется воспитателем при активной помощи психолога с помощью специальных тестов и наблюдений) Обеспечение комфортного и эмоционально-положительного пребывания дошкольников в детском саду, а также мониторинг психологической готовности к обучению в школе.
  • Определение уровня интеллектуальной и психологической готовности воспитанников к школе;
  • выявление мотивационной зрелости к следующему этапу образования;
  • диагностика представлений ребят о себе.
Технология валеологического просвещения родителей воспитанников Приобщение родителей к культуре здоровья, уважения ЗОЖ.
  • Организация участия мам и пап в спортивных досугах (например, празднике спорта, посвящённому Дню защиты детей);
  • осуществление просветительской работы в отношении профилактических мер при нарушениях функционирования органов зрения, опорно-двигательного аппарата (из-за скорости роста скелета старших дошкольников), а также тренировка мелкой моторики в контексте подготовки руки ребёнка 6–7 лет к письму.

Для укрепления иммунитета детям рекомендуются занятия в бассейне

Примеры авторских педагогических технологий

В последнее время все чаще встречается практика эксплуатации авторских инновационных программ в детском саду. Перечень самых востребованных указан ниже.

Технология развивающего обучения Эльконина Д. Б.

Технология развивающего обучения в ДОУ по ФГОС основана на программе, разработанной в 1960-1970-ых годах. Программа ориентирована на развитие современного научно-теоретического мышления. Вместо рассудочно-эмпирического мышления, которое основано на практических наблюдениях, перед педагогом стоит задача основать образовательный процесс на теоретических знаниях. Их основу составляют содержательные обобщения. В рамках процесса применяется метод проблематизации знаний, методика учебных задач и коллективной мыслительной деятельности.

Принципы развивающего обучения

Педагогика сотрудничества Ушинский К. Д.

Педагогика сотрудничества отличается:

  • единством обучения и воспитания;
  • гуманным и личностным подходом к воспитаннику;
  • педагогикой отношений.

Дополнительная информация! Педагогика сотрудничества подразумевает, что ученик и учитель развиваются совместно, что между ними устанавливается взаимопонимание. Также имеется в виду, что ДОУ или школьное учреждение является главным фактором воспитания личности.

Технология ТРИЗ Альтшулера Г. С.

ТРИЗ — технология решения изобретательских задач. Эта программа подразумевает, что, зная закономерности технических систем, можно мгновенно, без ошибок, находить решения к различным задачам.

В случае применения ТРИЗ в ДОУ ребенок учится познавать суть предмета, находить в нем противоречия, затем развивает свою фантазию. В самой долгосрочной перспективе ТРИЗ развивает ребенка так, что он учится находить выход из любых сложных ситуаций, используя изобретательское мышление.

Суть ТРИЗ

Технология проблемного обучения Дж. Дьюи

Появилась в 20-30-х годах прошлого века. Суть метода — создание проблемных ситуаций педагогом, разработка занятий с ориентацией на труд и игру. Учащиеся должны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Это способствует удовлетворению 4 основных инстинктов обучения (по автору Дж. Дьюи): исследовательского, конструирования, социального и творческого. Как итог — ребенок овладевает творческими и профессиональными знаниями, а на уровне ДОУ — развивает мыслительную деятельность.

Технология проектной деятельности Киселевой Л. С.

Развитие творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков через реализацию проектов. Педагог дает воспитанникам задачу для самостоятельной реализации. Ученики ДОУ должны подготовить материал, выполнить определенную задачу. Проекты могут быть информационными, творческими, исследовательскими.

Важно! Задача педагога — обучать ребенка сбору информации, а воспитанника — применять эти знания на практике при реализации проекта. В ДОУ проектная работа — это совместная деятельность педагогов, родителей и учеников

Проведение занятия по технологиям здоровьесбережения в старшей группе

Уроки по воплощению идей здоровьесбережения составляются на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Временной план занятия

Продолжительность занятия в старшей группе — 25 минут. В этот временной промежуток педагог организует:

  • организационный этап занятия (до 5 минут), на котором малыши актуализируют имеющиеся знания по рассматриваемой проблеме,
  • основной этап (до 15 минут), раскрывающий все аспекты изучаемого вопроса здоровьесбережения,
  • заключительный этап (до 5 минут), включающий обобщение изученного материала, оценку деятельности воспитанников педагогом, а также рефлексию детей.

В структуру занятия обязательно включается физкультминутка, например, в формате самомассажа

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Конспект занятия по валеологии старший дошкольный возраст «Путешествие в Страну здоровья» Бибикова Ирина Геннадиевна тьютор Сербина Елена Георгиевна тьютор МБДОУ № 68 , г. Белгород Конспект занятия по валеологии старший дошкольный возраст Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»

Цель: Учить различать понятия«часть тела» и«орган» ; Сформировать представление о том, что…

Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Здоровое питание» Цель: Формирование валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить со строением и функцией пищеварительной системы человека. 2. Закреплять знания детей о правильном питании; 3. Формировать культурно-гигиенические навыки. 4. Воспитывать…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: