Упражнения дыхательной гимнастики для дошколят

Цель и значение дыхательной гимнастики

Самая главная цель, которую преследуют сторонники дыхательной гимнастики – это общее укрепление и оздоровление организма ребенка.

Ведущие специалисты рекомендуют как можно чаще обращаться к методикам, основанным на дыхательных упражнениях, так как они:

  • обогащают организм кислородом;
  • являются отличным методом, помогающим ребенку в управлении своим дыханием;
  • улучшают работу всех внутренних органов;
  • позволяют ребенку стать более спокойным, и избежать стрессовых ситуаций;
  • имеют профилактическую направленность, позволяя сделать иммунитет малыша более стойким к различным простудным заболеваниям.

Другие упражнения

Как только три основных упражнения комплекса освоены, можно включить в гимнастику и другие.

Объятия

Благотворно влияет на состояние здоровья при бронхите и астме. Исходное положение – стоя, стопы и плечи составляют горизонталь, руки согнуты в локтях и размещены на одном уровне с плечевым поясом. Порядок действий таков:

  1. Выполнить правильный вдох, при этом энергично обнять себя: правая рука помещается на левое плечо, левая – прячется под правую подмышку.
  2. На медленном выдохе вернуть руки в исходную позицию.

Кошечка

Довольно веселое упражнение, которое придется по вкусу малышам дошкольного возраста. Также оно очень полезно при увеличенных аденоидах, рините и проблемах с сосудами. Делается так:

  1. Ребенок встает в простую позицию, ноги на ширине плеч, руки опущены.
  2. Вдохнуть, одновременно выполнить два движения – неглубокое приседание и поворот туловища. Руки сгибаются в локтях, словно ребенок копирует повадки кошки.

При выдохе следует занять начальное положение.

Шаги

Еще одно упражнение делается так:

  1. Встать, расслабив мышцы спины, стопы и плечи составляют вертикаль, руки висят вдоль тела.
  2. Сделав динамичный вдох, необходимо шагнуть на месте.
  3. Далее воздух выпускается, делается ритмичный шаг с другой ноги.

Когда ходьба без перемещения не будет вызывать у малышей сложности, следует предложить им пройтись по комнате

Можно задать игровую ситуацию, попросив детей представить, будто сегодня они стали солдатами и принимают участие в очень важном параде, где главное – четко и ритмично выполнять каждое движение. Поможет такое стихотворение:. Мы солдаты на параде!

Мы солдаты на параде!

Смело воздух мы вдыхаем,

Вместе дружно мы шагаем!

Движения головой

Очень полезная часть тренировки, включающая в себя несколько упражнений:

  1. Шагая, выполняя повороты головой (активный резкий вдох делается при повороте в левую сторону, естественный выдох – в правую).
  2. Делать наклоны головы в сторону (аналогично предыдущему – резкий вдох при наклоне влево, выдох – вправо).

Чтобы детям не стало скучно, можно попросить их представить, будто сегодня они – кошки, которым очень интересно, что же происходит вокруг.

Любознательная кошка

Решила поиграть немножко –

Глядит влево, смотрит вправо –

Хочет запах распознать.

Интересно, что комплекс Стрельниковой поможет ребенку избавиться от страхов и панических состояний, улучшить их настроение.

Малый маятник

Занять исходную позицию: ноги чуть шире плеч, подбородок поднят, руки опустить вдоль тела, стараться сохранять правильную осанку. Опустив голову, сделать резкий непродолжительный вдох, будто пытаясь разобрать какой-то запах. На выдохе голову запрокинуть назад.

Важно добиваться того, чтобы мышцы шеи не напрягались, а двигалась исключительно голова, оставляя плечи неподвижными. Число повторов надо увеличивать постепенно, на первых этапах вполне достаточно выполнить 4 раза, через несколько тренировок – 8 и так далее, оптимальное количество раз – 96. Опять же, лучше всего сыграть в интересную игру, например, «Сад и огород»: когда голова запрокинута назад, ребенок проверяет урожай на плодовых деревьях (смотрит, выросли ли яблоки), когда же опущена – интересуется, что происходит на грядке с его любимыми овощами

Опять же, лучше всего сыграть в интересную игру, например, «Сад и огород»: когда голова запрокинута назад, ребенок проверяет урожай на плодовых деревьях (смотрит, выросли ли яблоки), когда же опущена – интересуется, что происходит на грядке с его любимыми овощами.

В целях лечения

Гимнастика поможет в решении ряда проблем со здоровьем малышей, главное – правильно подобрать упражнения. При аденоидах рекомендуется выполнять:

  • Кошку.
  • Шаги.
  • Шаги назад. Встать, согнутую в колене ногу отвести назад. Присев на другую, вдохнуть, затем, при выдохе, вернуться в начальную позицию. Повторить, поменяв ноги.

Выполнить 4 сета по 8 вдохов.

При астме полезны будут:

  • «Объятия»;
  • «Насос»;
  • повороты головы.

При заикании лучше всего показать малышу, как делать такие движения:

  • «Насос»;
  • «Объятия».

Первые положительные результаты можно будет заметить уже через 2 месяца регулярных занятий. Мышцы гортани и носоглотки укрепятся, ребенок будет испытывать меньше проблем с дыханием и произношением. Заниматься по методике Стрельниковой от заикания рекомендуется с 5-6 лет.

Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками

Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.

Причиной многих проблем с детским здоровьем и самочувствием часто бывает неправильное дыхание

Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться

При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме

Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико:

Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать. Ребёнок становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
Упражнения помогают в борьбе с имеющимися хроническими заболеваниями: астмой, гайморитом, проблемах с аденоидами и пр.
Корректируются дефекты речевого дыхания, укрепляется речевой аппарат, что способствует устранению логопедических проблем.
Поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся более работоспособными и активными, лучше развивается интеллект.
Улучшается и физическое развитие. Занятия физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребёнка развивается мускулатура, здоровый румянец.
Упражнения учат дошкольников управлять своим дыханием

Как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия.
Медленный вдох способствует расслаблению, успокоению (это особенно важно для гиперактивных малышей), помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.

Управляя своим дыханием, дети учатся управлять собой

Интересно, что дыхательные упражнения имеют крайне мало противопоказаний. К примеру, выполнять гимнастику нежелательно ребятам, перенёсшим травмы головного мозга, позвоночника, имеющим остеохондроз шейно-грудного позвоночного отдела, а также высокое давление (артериальное, внутриглазное, внутричерепное).

«Особенности использования дыхательной гимнастики в процессе физического воспитания дошкольников»

Необходимо концентрировать внимание детей на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие (педагог сам в совершенстве должен владеть методикой и контролировать правильность и качество выполнения упражнений детьми)

Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом (это правило не относится к упражнениям парадоксальных методик, например методики Стрельниковой).

Выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие (педагогу важно видеть каждого ребёнка и уметь грамотно определять его самочувствие в процессе выполнения упражнений). Дышать надо носом

Дышать надо носом.

Увеличивать число повторений и количество новых упражнений следует постепенно по мере усвоения и этапа возрастного развития.

От старших дошкольников следует ожидать осознанного выполнения дыхательных комплексов (педагог должен доступно объяснять детям пользу того или иного упражнения и поощрять ответственное отношение детей к занятию).

Упражнения желательно выполнять на фоне медленной музыки (это даёт не только улучшение дыхательной функции на клеточном уровне, но и обеспечивает более глубокое расслабление, что очень важно в процессе реабилитации детей с двигательными нарушениями). Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:

Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:

— перед началом занятия очистить носовые ходы (младшие дошкольники учатся пользоваться носовыми платками, старшим дошкольникам доступно промывание носоглотки водой или слабым солевым раствором); — все упражнения выполнять легко, естественно, без излишних усилий и напряжения (главное, чтобы ребёнок не утомлялся и не задыхался после выполнения упражнений); — находиться в стадии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении); — следить за тем, чтобы воздух входил и выходил из лёгких одной непрерывной струёй, а вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга (если не оговорено какое-либо изменение актов вдоха и выдоха в примечании, согласно применяемой методики). Для того, чтобы подготовить носовые ходы детей к выполнению дыхательных упражнений, надо научить их правильно «высмаркиваться». Для этого следует попросить ребят положить носовой платок на ладошку и поднести к носу. Указательным пальцем другой ладони закрыть одну ноздрю и нерезкими короткими выдохами очистить нос, рот закрыт. Повторить с другой ноздрёй. Следить, чтобы выдохи были нерезкими, иначе дети могут травмировать слизистую оболочку носа. Другой способ очищения — промывание носа и полоскание горла подсоленной водой (0,5 чайной ложки соли на стакан воды комнатной температуры). В этом случае не только хорошо очищаются и обеззараживаются полости носа и рта (предотвращается развитие кариеса, появление насморка, заболеваний горла), но также осуществляется прекрасный закаливающий эффект. Полоскание горла доступно детям среднего возраста, а промывание носа под контролем взрослого можно начинать проводить со старшими дошкольниками

Важно придерживаться медицинских рекомендаций и учитывать индивидуальные особенности детей. Занятия дыхательной гимнастикой проводятся в любой позе, в любых условиях (стоя, лёжа, сидя, в движении), но разучивать новые движения целесообразно сидя

Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов:

Дыхательная гимнастика Стрельниковой (список болезней)

Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает организму справляться со многими болезнями без лекарств.

1. Насморк, аденоиды, гайморит

Для лечения болезней носа, следует хорошо освоить весь комплекс гимнастики.

2. Бронхит и бронхиальная астма

Дыхательная гимнастика Стрельниковой восстанавливает атрофированную слизистую бронхов и снимает воспалительные процессы.

3. Кожные заболевания (диатез, нейродермит, псориаз)

Тренируя только активный вдох, организм насыщается кислородом на клеточном уровне, способствуя тем самым регенерации кожного покрова. Благодаря этому активизируется и кожное дыхание, положительно воздействующее на весь организм, включая эндокринную систему. Ежедневные занятия активизируют кровообращение в соединительной ткани, ликвидируется закупорка устьев сальных желез, выводится из протоков кожное сало. Может исчезнуть угревая сыпь — хроническое заболевание кожи, особенно часто встречающееся у подростков и юношей в период полового созревания.

4. Невроз, неврит, депрессия

Дыхательная гимнастика способна через полчаса после начала тренировки улучшить ваше состояние и настроение. Упражнения вызывают массу положительных эмоций и прилив сил. Вместе с этим улучшается и общее самочувствие (см. утренняя зарядка).

5. Болезни сердечно-сосудистой системы

Гимнастика Стрельниковой улучшает кровоснабжение и насыщает кислородом сосуды рук и ног. Полезна многим больным, особенно на ранних стадиях заболевания.

6. Головные боли, эпилепсия, инсульт

7. Гипертония, гипотония и вегетососудистая дистония

Наиболее эффективны при гипертонии первые 5 упражнений – «Ладошки», «Погончики»», «Насос» (ни в коем случае низко не кланяться!), «Кошка» и «Обними плечи». Всего за один урок получится 5 «сотен» вдохов-движений.

8. Заикание

Заикающемуся ребенку надо изменить, стереотип дыхания и речи. Этого можно добиться с помощью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Из комплекса надо взять два упражнения: «Насос» и «Обними плечи» — делать их ежедневно с заикающимися детьми 2 раза в день (утром и вечером) до еды или через полтора-два часа после (желательно делать и другие упражнения комплекса).

9. Остеохондроз, сколиоз, травмы головы и позвоночника

Дыхательная гимнастика воздействует на позвоночник изнутри. Межпозвонковые диски получают возможность быстро восстанавливаться, освобождаясь от сжатия позвонками. Гимнастика ликвидирует сдавливание позвоночных артерий и симпатических нервных стволов (исчезают болевой синдром и отеки)

«Насос», «Большой маятник» и упражнения головой, надо выполнять особенно осторожно, без резких движений

10. Лишний вес и табакокурение

Гимнастика Стрельниковой улучшает работу всех центров головного мозга, в том числе и пищевого, что приводит к его само регуляции. Гимнастика активизирует обменные процессы на клеточном уровне, в результате чего число жировых клеток не увеличивается, а существующие быстро «сгорают». Весь комплекс надо выполнять три раза в день (утром, днем и вечером).

Гимнастика помогает не только бросить курить, но и очистить голосовые связки, трахеи и бронхи от никотинового налета, он отторгается организмом вместе со слизью и мокротой.

* Здесь приведен лишь список болезней. Подробные рекомендации по лечению данных болезней читайте в книге М.Н. Щетинина «Дыхательная гимнастика Стрельниковой ».

Стрельникова Александра Николаевна является автором известной гимнастики, которая помогла не только ей, но и многим людям обрести здоровье. Она была оперной певицей и использовала дыхательные упражнений из будущей гимнастики потому, что потеряла голос. Певица была вынуждена изобрести средство, чтобы вернуть разговорный и певческий голос. Позже Стрельникова А.Н. стала педагогом-вокалистом и, имея нездоровое сердце, помогала себе в приступах удушья самостоятельно разработанной системой дыхания.

«Дыхательная гимнастика по Стрельниковой (мастер-класс) – это насыщенный качественным материалом фильм, которые расскажет о известной системе оздоровления.

Отличие от других систем

Подход Стрельниковой отличается от традиционных взглядов на дыхательную гимнастику тем, что педагог предлагает обращать внимание не на дыхание как процесс, а непосредственно на специфику вдоха

Крайне важно сосредотачиваться именно на нем, выдох же пройдет естественным образом

Согласно системе, грудная клетка на этапе вдоха сжимается при помощи выполнения специальных упражнений – наклонов, поворотов торса, захвата ребер руками, в то время как в традиционных комплексах она должна расширяться.

Преимущество метода Стрельниковой перед иными системами (типа даосской или Цигун) – в простоте реализации, с упражнениями справится и дошкольник, в то время как некоторые альтернативные системы потребуют серьезных затрат энергии и будут детям просто не по силам.

Стрельникова уверена в том, что затянутый вдох не просто бесполезен, но и даже вреден для человека, поэтому делать его нужно шумным, резким, не стыдясь звуков, которые при этом выходят. Правильное дыхание – энергичное, можно представлять себе, что от силы вдоха зависит многое. При выполнении любого упражнения из нижеперечисленных важна сосредоточенность именно на вдохе.

Итак, правильный вдох, по Стрельниковой, такой:

  • короткий;
  • энергичный;
  • шумный;
  • естественный.

Крылья носа в процессе должны сужаться, а не наоборот. На практике ничего невыполнимого в правильном исполнении  нет, однако может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к такой модели дыхания. Именно поэтому гимнастику следует проводить регулярно, при тренировках «иногда» научиться правильно выполнять упражнения невозможно, особенно детям.

Гимнастика в средней группе ДОУ

Упражнения могут помочь при таких заболеваниях, как:

  • пневмосклероз;
  • пневмония;
  • аллергические заболевания;
  • бронхиальная астма.

Картотека дыхательных упражнений в средней группе подразумевает допуск к занятиям с 2-х лет. Рекомендовано к выполнению часто болеющим ОРВИ и с аномалиями в дыхательной системе. Комплекс укрепит иммунитет ребенка, а также сделает его сильнее, крепче, выносливее.

Выдох ртом

Важно! Пойдет на пользу, если его подберет лечащий доктор. Исследовательская деятельность на прогулке в подготовительной группе. Исследовательская деятельность на прогулке в подготовительной группе

Исследовательская деятельность на прогулке в подготовительной группе

Правила проведения занятий:

  • Занятия осуществляются при температуре от 17 до 20 градусов Цельсия.
  • Заниматься лучше всего до еды.
  • Упражнения должны проводиться как игра — так ребенок сможет легче адаптироваться.
  • Занятия должны начинаться с легких упражнений, постепенно усложняясь.

Обратите внимание! Только постоянное проведение правильно подобранных комплексов приведет к желаемому эффекту

Тест. Правильно, ли я дышу?

Медика давно доказано, что мужчины и женщины дышат по-разному. Женщины дышат грудью, а мужчины животом.

Для того чтобы проверить, как дышите вы, пройдите несложный тест.

Нужно взять толстую, большую книгу. Положить её на живот. Если книга при вашем дыхание сильно поднимается и шевелится, значит вы дышите животом. Если двигается не сильно – грудью.

Правильным считается диафрагмальное дыхание. Движения книги, при таком дыхании, плавные.

Именно такое дыхание необходимо для красивой речи.

Работу над речевым дыханием нужно начинать с формирования сильного ротового выдоха. Время выдоха нужно строго контролировать.

В речевом дыхании выдох гораздо длиннее вдоха. Этой способности мы и будем обучаться.

Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за дыханием.

Правила для ротового выдоха:

— делаем глубокий вдох носом, чтобы произвести глубокий выдох;

— выдох должен быть очень плавным;

— во время выдоха щёки надувать не нужно;

— во время выдоха воздух должен выходить исключительно через рот;

— во время разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Дыхательные упражнения должны быть ограничены по времени, так как могут вызвать плохое самочувствие.

Техника правильного дыхания

Как правильно дышать во время лечебной гимнастики? Техника выполнения, интенсивность, продолжительность и частота повторения упражнений может отличаться при различных заболеваниях. Поэтому стоит уточнить у врача, какая дыхательная терапия будет полезна в вашем случае, а какие популярные практики и упражнения вам противопоказаны. Ниже мы поделимся с вами базовыми правилами известных методик.

Дыхание животом

Диафрагмальное дыхание является базовым упражнением. Оно воздействует на самую большую мышцу — диафрагму, разделяющую грудную клетку и брюшную полость, а также мышцы пресса и все межреберные мышцы.

«Дыхание животом» улучшает снабжение организма кислородом, регулирует работу и положение органов пищеварения, помогает справиться с сонливостью и снимает напряжение. Разобраться, как правильно дышать животом, помогут следующие рекомендации:

  • выполнять упражнение лучше лежа на спине;
  • положите одну руку на живот, а вторую — на грудь, чтобы контролировать их движение;
  • расслабьтесь и сделайте выдох;
  • на вдохе постепенно наполняйте и выпячивайте живот;
  • не напрягайте живот, он должен подниматься за счет воздуха;
  • продолжительный выдох начинайте с живота и полностью выдыхайте весь воздух из живота и грудной клетки;
  • при вдохе и выдохе двигаться должна рука на животе.

Рекомендуется выполнять 5 повторений в 2-3 подхода в сутки. Все дыхательные упражнения, в том числе диафрагмальное дыхание, лучше выполнять до приема пищи.

Дыхательная гимнастика Бутейко

Комплекс дыхательных упражнений Бутейко базируется на подходе уменьшения частоты дыхания:

  • сделайте вдох на две секунды;
  • выдохните за 4 секунды;
  • задержите дыхание на 4 секунды. После этого повторяйте процедуру. Вы будете чувствовать нехватку воздуха, но это нормально на первых этапах.

Дыхательная гимнастика Марины Корпан

Упражнения выполняются по следующему алгоритму:

  • глубоко вдохните воздух через нос и втяните живот;
  • медленно и спокойно выдохните через рот, при этом постарайтесь максимально высвободить воздух из легких;
  • практикуйте такую дыхательную технику ежедневно по 15 минут.

Дыхательная гимнастика для йоги

Данный вид дыхательной гимнастики выполняется в следующей последовательности:

  • глубоко вдохните через нос;
  • ненадолго задержите дыхание, после чего через рот выдохните небольшую порцию воздуха. Постарайтесь при этом держать губы в сомкнутом состоянии «трубочкой» и не раздувать щеки;
  • задержите дыхание на пару секунд и снова выдохните небольшую порцию воздуха;
  • проделывайте эту процедуру до тех пор, пока весь скопившийся воздух не будет выдохнут из ваших легких;
  • сделайте свободный вдох-выдох. И повторите упражнение.

Польза дыхательной гимнастики

Определить, что у вашего малыша плохо развитая система дыхания, просто

Обратите внимание на следующие внешние признаки:

  • Бледность
  • Утомляемость
  • Сонливость
  • Медлительность
  • Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
  • Дыхание через рот
  • Частые респираторные заболевания.

От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания – обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.

Делать упражнения на дыхание для детей рекомендуется при следующих заболеваниях:

Астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах, ОРЗ и т.д.

Улучшается иммунитет за счет повышения сопротивляемости вирусам, закаливания, развития мышц дыхательной системы.

При заболеваниях ЖКТ

Улучшается моторика желудочной и кишечной мускулатуры.

Заболевания скелетно-мышечной, опорно-двигательной систем, ДЦП.

Улучшается циркуляция крови в мышцах.

При заболеваниях сердца

Сочетание ЛФК и тренажера органов дыхания.

При ЗРР (задержках речевого развития), ОНР (общих нарушениях речи)

Тренируются мышцы органов речи.

Упражнения для малышей от 2-х лет

Когда вы начинаете дыхательную практику, не следует спешить, и даже если ребенку уже давно не два года начать следует с самых простых игр, а именно:

  • Веселый пузырик. Надувание щек – излюбленная забава малышей, которая сама по себе является отличной практикой. В удобном для себя положении малыш через нос набирает в легкие воздух, при этом надувает щеки. После чего слегка приоткрыв рот, выпускает воздух.
  • Задорный хомячок. Принцип выполнения схож с предыдущим упражнением, с той разницей, что хомячок надув щечки, делает пару шагов вперед, а после весело хлопает себя по щекам, звонко и весело выпуская воздух.
  • Озорной насосик. В данном случае ребенок должен ровно встать и расставить ноги на ширину плеч, а руки разместить на талии. Из этого положения аккуратно присесть, набирая воздух в легкие, зафиксировать положение и выпрямиться, выдыхая воздух в верхней точке.
  • Курочки-рябушки. Вытягиваем руки вверх над головой и делаем глубокий вдох. Из этой позиции наклоняемся слегка вперед, руки расслаблены, а голова спокойно опущена на грудь. Фиксируем положение, выдыхая небольшими порциями, похлопываем ладонями по коленям, приговаривая «тах-тах-тах» или «ко-ко-ко», звуки должны быть резкими и четкими. Когда воздух закончится, выпрямляем туловище и поднимаем руки над головой, делая глубокий вдох. При желании курочек можно заменить паровозиками, а фразу «тах-тах» поменять на «чух-чух».

Повторять упражнения следует по 5-7 раз, контролируя самочувствие малыша.

Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ

Проведение с дошкольниками дыхательной гимнастики имеет определённые нюансы:

Воздух в помещении обязательно должен быть свежим, но не холодным.
Очень полезно делать гимнастику на улице

Помимо специальных игровых упражнений, хорошо просто предложить детям вдохнуть полной грудью свежий аромат природы (например, после дождя), обратить внимание, как чудесно пахнут цветы на клумбе и пр. Это не только укрепит дыхательные органы, но и обогатит детские представления об окружающем мире

А после прогулки в холодную погоду можно интенсивно подуть на свои ладошки, чтобы согреть их (это тоже полезное дыхательное упражнение).
Любое упражнение по продолжительности не должно длиться более 3 минут.
Мышцы тела ребёнка не должны быть напряжены.
Если у малыша насморк, перед гимнастикой следует очистить носовые ходы.
Упражнения непременно должны быть регулярными, поскольку оздоровительный эффект наблюдается после длительного курса.
Если у какого-то ребёнка плохое настроение и он не расположен к занятиям, то нельзя заставлять его тренироваться. Пользы это не принесёт, ведь важен позитивный настрой. Воспитатель должен проявить фантазию, чтобы малыш сам захотел включиться в деятельность.
Гимнастику нельзя выполнять сразу после приёма пищи, это чревато тошнотой и даже рвотой. Нужно выдержать паузу не менее получаса. Запрещено делать упражнения и на голодный желудок — у ребёнка может просто закружиться голова.
В процессе выполнения гимнастики нужно следить за состоянием дошкольников. Если кто-то побледнел либо покраснел, прикрыл глаза, стал часто дышать, то нужно сразу предложить этому ребёнку отдохнуть.
Одно и то же упражнение с течением временем можно усложнять. Например, не просто греть ручки после прогулки — направлять на них глубокое тёплое дыхание, а сопровождать свои действия протяжным произношением гласных звуков («а», «о», «у»).

Возрастные особенности дошкольников

Практиковать дыхательную гимнастику можно уже с ясельной группы. Для малышей 2–3 лет это должна быть исключительно весёлая игра, в которой воспитатель участвует наравне с дошкольниками.

В раннем и младшем дошкольном возрасте гимнастику нужно проводить в форме забавной игры

Вначале нужно доходчиво объяснить малышам, что из себя представляет дыхание. Для этого можно, к примеру, поиграть с одуванчиком на участке детского сада. Глубокий выдох, от которого разлетаются белые пушинки, делается вначале ртом, а затем носом.

Вначале педагог должен объяснить малышам, что такое дыхание, например, с помощью одуванчика на прогулке

Чтобы заинтересовать самых маленьких дошкольников игровыми упражнениями, воспитатель предлагает поиграть, перевоплотиться в кого или что-либо: «А давайте вы будете насосами!» или «Представьте, что ваш живот — это воздушный шарик!».

Воспитанники средней группы уже более самостоятельные, усидчивые. В этом возрасте нужно учить ребят прислушиваться к дыханию, характеризовать его глубину, силу (тихое либо шумное), частоту, прослеживать, куда направляется воздушная струя, каким образом двигается грудная клетка и пр. Дыхательные упражнения усложняются: появляются повороты влево и вправо, вводится соревновательный элемент.

В среднем дошкольном возрасте в дыхательные упражнения можно вносить элементы соревнования

В старшем же дошкольном звене, помимо прочих упражнений и игр, уже можно практиковать методику А. Стрельниковой. Ведь дети с помощью педагога осознанно подходят к выполнению полезных заданий.

Картотека упражнений дыхательной гимнастики в средней группе

Картотека упражнений дыхательной гимнастики в средней группе.

Сентябрь.

Тема: «Здраствуй, Осень»

«Сбор урожая»

— встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, — вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза.

Тема: «Лес полон сказок и чудес»

В лесу.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Тема: «Город, в котором я живу»

«Сыграем на гармошке»

— встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

Тема: «Жили были сто ребят — все ходили в детский сад»

Вырасти большой

Исходная позиция: стоя прямо, ноги вместе.

Поднять руки, хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, Опустить руки, опуститься на всю ступню — выдох. Произнести: «У-х-х-х»!

Повторить 4—5 раз. Темп умеренный.

Указание: «Соблюдать устойчивое положение».

Октябрь.

Тема: « Что мы знаем о животных»

«Ёж».

Дети ложатся на спину(на ковёр) , руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос. Всё упражнение повторить 4-6 раз.

Тема: «Добрый доктор Айболит»

Вырасти большой.

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

Тема: «Осенние дары»

«Сбор урожая»

— встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

Тема: «Осень»

«Греем руки»

— вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Тема: «Неделя транспорта»

Паровозик. Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

Ноябрь.

Тема: «Мои друзья»

«Кто громче»

— выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звкук (М) надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: