Анализ и диагностика зарядки
Все элементы образовательного процесса в детском саду нуждаются в тщательном анализе и диагностике, не исключение составляет и гимнастика в утренние часы. Целью этого мониторинга является оценка эффективности мер, которые предпринимаются педагогическим коллективом детского сада для сохранения здоровья и укрепления иммунитета дошкольников, а также для формирования позитивного эмоционального фона в последующих видах деятельности.
Утренняя гимнастика поднимает настроение и детям, и взрослым на целый день
Воспитателю рекомендуется проводить анализ после окончания работы над комплексом упражнений, то есть 1–2 раза в месяц.
В начале указываются следующие моменты:
- название дошкольного учреждения и группы;
- имя педагога;
- дата проведения гимнастики;
- возраст детей;
- количество малышей в группе.
Таблица: образец схемы анализа утренней гимнастики
Этап занятия | Оборудование | Деятельность педагога | Деятельность детей | Используемые приёмы | Количество упражнений | Время выполнения задания | Вывод (достигнуты цели или нет, все ли дети справились, уложились ли в хронометраж) |
Вводный | 1 минута | ||||||
Основной | 8–9 минут | ||||||
Заключительный | 1–2 минуты |
Мониторинг проведения утренней зарядки в средней группе ДОУ
Анализ (диагностика, мониторинг) образовательной деятельности в детском саду позволяет отследить изменения в физическом, эмоциональном, психологическом развитии воспитанников, а также дать оценку эффективности применяемых педагогом методических приёмов. Диагностика утренней гимнастики проводится в двух форматах:
- методистами, коллегами педагога (как правило, такой вид анализа используется в качестве одной из форм диагностики методической грамотности воспитателя или инструктора по физкультуре в рамках аттестационной кампании, проведения конкурса педагогического мастерства);
- самим педагогом для выявления методических и организационных просчётов в работе.
Мониторинг не только показывает уровень подготовки детей, но и позволяет дать оценку методической целесообразности используемых педагогом приёмов
Алгоритм диагностики
Схема анализа утренней гимнастики включает следующие пункты:
- Общая информация о детях в группе (название, сколько малышей всего, количество присутствовавших в день проведения зарядки).
- Соответствие уровня подготовки помещения санитарным нормам (проводились ли предварительная уборка, проветривание).
- Длительность утренней гимнастики.
- Количество этапов зарядки (вводный, основной, заключительный).
- Детали по каждому этапу: хронометраж, цели и задачи (какие из них были достигнуты, а какие — нет).
- Эффективность участия педагога (доступность объяснения, демонстрация движений).
- Впечатление в целом.
- Итоговая оценка: «5», «4», «3».
Зарядка в средней группе детского сада способствует реализации целей и задач образовательного процесса, помогает создать положительный эмоциональный микроклимат в группе, сглаживает факт утреннего расставания с мамой и настраивает ребят на дальнейшую продуктивную работу
Это определяет не только важность проведения утренней гимнастики, но и необходимость выбора методически целесообразных приёмов взаимодействия с детьми
Особенности гимнастики по месяцам
За это короткое время невозможно провести гимнастику, охватывающую все мышцы и системы организма. Для разностороннего развития детей рекомендуется ежемесячно менять состав занятий после сна. За такой период ребята освоят все упражнения предыдущего комплекса и начнут разминать и тренировать новые группы мышц. Смена гимнастики сохраняет интерес детей к занятиям в течение всего года.
Далее приведен краткий обзор нескольких комплексов, которые могут ежемесячно сменять друг друга:
- Первая группа упражнений начинается с бега в холодное (19°С) помещение, затем следуют профилактические занятия от плоскостопия.
- Следующий комплекс включает в себя разминку лежа и сидя в постели, дыхательные и закаливающие упражнения.
- Далее вместо дыхательной гимнастики в комплекс включается аэробика под музыку.
- Четвертый комплекс начинается с закаливающего бега, затем следует зарядка для профилактики осанки.
Анализ и диагностика проведения зарядки в детском саду
Чтобы установить уровень физической подготовки будущих первоклассников, следует проанализировать их навыки и умения. Для этой цели проводится диагностика выполнения физических упражнений и уровень общего физического развития.
Важно! Ребёнок считается готовым к школе, имеющий способность контролировать и оценивать собственные действия; умение сохранять баланс и координацию движений; самостоятельно воспроизводить изученные физические упражнения; желание проявлять интерес к физической деятельности. Физическая культура является неотъемлемой частью воспитательного процесса
Сформированные с раннего детства правильные привычки помогут растущему организму подружиться со спортом и по мере взросления придерживаться здорового образа жизни
Физическая культура является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Сформированные с раннего детства правильные привычки помогут растущему организму подружиться со спортом и по мере взросления придерживаться здорового образа жизни.
Кардионагрузки
Помимо комплекса, направленного на похудение, пару дней в неделю можно уделить кардионагрузкам. Они способствуют не только похудению и развитию выносливости, но и улучшению общего состояния здоровья. В качестве кардиотренировки можно выполнять такие упражнения:
- Бег. Новичкам стоит начинать бегать не более 20 минут в день. Вечерние пробежки способствуют похудению, а также активному сжиганию жиров. Отправляться бегать нужно не ранее чем через два часа после последнего приема пищи. Более опытным спортсменам требуется бегать в течение часа. При этом необходимо контролировать дыхание и приземляться на всю стопу, а не только на носок. Чтобы скорее избавиться от лишнего веса, рекомендуется чередовать быстрый бег на короткие дистанции с медленным на длинные.
- Ходьба. Для начала вполне хватит легких прогулок, длительность которых не будет превышать 25 минут, но постепенно это время следует увеличивать до часа. Ходить нужно в быстром темпе, по возможности по пересеченной местности. Благодаря такому приятному виду кардионагрузки можно скинуть порядка 5 кг всего за месяц, особо не напрягая собственный организм.
https://sportpit68.ru/fitnes/sport-na-ulice.html
Зарядка в детсаду в рамках общеобразовательного процесса
Воспитанники детсада должны расти здоровыми, чтобы у них сформировывались требуемые умения и навыки, а также способности. Здоровый малыш хорошо обучаем, понимает, что от него хочет воспитатель, ему интересно познавать новое. Помогает в этом зарядка, которая является систематическим занятием в детсаду.
Зарядка в ДОУ
Ее цель — сохранить и укрепить психику и организма в целом. Основная задача — создать позитивный эмоциональный настрой. Утренняя гимнастика (УГ) — составная часть режима физической подготовки дошкольников. Это комплекс специальных упражнений для мышечной ткани и суставов.
Зарядка для дошколят может проводиться в рамках занятий, положительно влияющих на систему дыхания, и игр для мелкой моторики. УГ может проходить вместе с методикой закаливания. Помимо сберегающих здоровье функций, зарядка в ДОУ имеет значение для формирования процессов психики, расширения кругозора, коммуникабельности.
Важно! Во время УГ идет активная выработка эндорфина — гормона счастья. Он повышает настроение и защищает от негативных мыслей
Заряд бодрости от выполнения гимнастических упражнений
Цели и задачи УГ
Гимнастика в ДОУ разделяется по возрастным группам: 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Физическая составляющая важна для всего периода воспитания. Цель зарядки в садике — привить желание следить за своим здоровьем в течение всей жизни.
Ежедневно утро в садике начинается с УГ, которая дает возможность укрепить маленький организм.
К сведению! Важно привить человеку с детства любовь к физкультуре, в садике закладывают фундамент на будущее. Цель УГ заключается в улучшении работы систем организма
Зарядка имеет огромное оздоровительно-воспитательное значение. Многим педагогам ДОУ сложно составить комплекс занятий, которые будут более результативными для детей разных возрастов, и они пользуются рекомендациями ФГОС.
Каждое утро в большинстве детсадов России начинается с УГ. Цель зарядки — развить мышцы тела и улучшить состояния здоровья. Организму малыша нужна физкультура, ему необходимо высвобождать энергию. Её можно направить в наиболее полезное русло, привлекая дошкольников к активным и интересным упражнениям, увлекательным играм.
Зарядка важна в организации дня и для состояния воспитанников. Те, кто уже проснулся и начинает баловать, с помощью упражнений станет спокойнее. Сонные и неактивные ребята, наоборот, взбодрятся. Задача зарядки — нормализовать дисциплину. Заниматься следует ежедневно, чтобы малыш привык к организованному спорту. Тогда это не будет вызывать отрицательные эмоции и усталость, а напротив, превратится в удовольствие.
К сведению! Важно выбирать комплексы упражнений по возрасту и возможностям дошкольников
Комплексы утренней гимнастики для дошкольников средней группе ДОУ. Март
Комплекс №1 «Мы мамины помощники»
1. Ходьба по кругу, держась за руки. Ходьба с перешагиванием через предметы в свободном направлении (5-6 предметов).
2. Ходьба по кругу. Упражнения выполняются в кругу.
— И.п.: стать прямо, ноги слегка расставлены, руки опустить вдоль туловища. Руки в стороны, вперед, вверх, в исходное положение. (5-6 раз)
— И.п.: стать прямо, ноги на ширине плеч, руки опустить вдоль туловища. «Это мы, это мы — мамины помощники!» — повороты туловища вправо и влево со свободными движениями рук, после 3-4 повторений вернуться в исходное положение.(2-3 раза)
— И.п.: стать прямо, ноги на ширине плеч, руки опустить вдоль туловища. Наклониться вниз, сгибая колени, руками коснуться носков ног, вернуться в исходное положение. (5-6 раз)
— И.п.: сидя на полу, руки упор сзади, ноги прямые. Ноги согнуть в коленях и поднять вверх, вернуться в исходное положение. (4-5)
— И.п.: лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища на полу. Свободно подвигать руками и ногами, поднятыми вверх, вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
— И.п.: на четвереньках. «Кошечка ласковая» — прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову поднять, улыбнуться, вернуться в исходное положение. «Кошечка сердитая» — прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову опустить, (по 2 раза)
3. Подвижная игра «Мыши в кладовой!
Цель: бег врассыпную. Не задевая друг друга. Действовать по сигналу воспитателя.
Указания воспитателя:
— В одном доме жили мыши и кот Леопольд. Мыши часто наведывались к коту Леопольду в его кладовую, где лежит мука. Поэтому Леопольд всегда охраняет свои запасы. Но мыши очень хитрые. Будьте внимательны!
Все дети изображают мышей. Один из детей выполняет роль кота Леопольда. Кот садится на стульчик, а рядом держит свой мешок с мукой. Кот Леопольд закрывает глаза и притворяется, что спит. В это время мыши тихонечко подбираются к мешку с мукой и имитируют процесс еды муки.
«Мяу-мяу-мяу!!!». Кот Леопольд просыпается и догоняет мышей.
4. Легкий бег и ходьба в колонне по одному.
Комплекс №2 «Смотрит солнышко в окошко»
1. Ходьба в колонне по одному и бег врассыпную. На сигнал «Найди свое место» построиться в колону. Повторить 2-3 раза.
2. Ходьба на носках и пятках. Перестроение в звенья. Взять обручи.
— И.п.: стать прямо, ноги слегка расставлены. Обруч к плечам. На раз — обруч поднять вверх и посмотреть сквозь него. «Смотрит солнышко к нам в окошко» (5-6 раз)
— И.п.: сидя в обруче, ноги скрестно, обруч у пояса. «Выгляни в окошко, дам тебе горошка». На раз и два — поворот вправо, повернуть и обруч. На три и четыре — поворот влево и обруч повернуть влево.
Смотреть в сторону поворота. Повторить 3 раза.
— И.п.: лежа на спине, ноги врозь, обруч на полу между ног. «Встретились» — на раз и два — ноги согнуть и поставить в обруч. На три и четыре — вернуться в исходное положение. Повторить (5-6 раз)
— И.п.: лежа на полу, обруч над головой, хват с боков. «Наши ножки глядят в окошко» — на раз ноги согнуть и обруч надеть на ножки. На три и четыре — вернуться в исходное положение. (5-6 раз)
— И.п.: стоять в обруче. Ноги слегка расставить. Несколько пружинок. 10-12 подскоков, поворачиваясь вокруг, и ходьба на месте. Повторить 3-4 раза.
— И.п.: лежа на животе, руки сложены впереди, голова лбом на руках, обруч лежит на полу впереди. Приподнять голову и плечевой пояс, поднять руки с обручем, прогнуться, вернуться в исходное положение. (4-5 раз)
3. Подвижная игра «Попади в обруч!»
Цель: развитие глазомера, ориентация на местности.
Указания воспитателя:
— Мы сегодня будем с вами учиться бросать правой и левой рукой мяч в обруч. Надо быть очень внимательными.
На высоте роста ребенка устанавливают подставку с обручем (взрослый может держать обруч в руке). На расстоянии 1,5 -2,0 метра от обруча мелом проводят линию. Ребенок становится около линии и бросает одной рукой мяч или мешочек с песком. Расстояние от обруча можно менять в зависимости от способностей детей. Но бросание левой рукой, особенно в цель, удается детям хуже, поэтому расстояние до цели можно уменьшать до 0,5 м.
4. «Мячики» — подпрыгивание на месте и бег врассыпную.
Комплекс утренней гимнастики в старшей группе по ФГОС: картотека
Согласно ФГОС, одним из направлений реализации образовательной программы дошкольного учреждения является осуществление физического развития детей. Важная роль в системе физического воспитания отводится зарядке, которая является обязательным пунктом режима дня в детском саду. Чтобы можно было разнообразить эти занятия, предлагаем эту картотека комплексов утренней гимнастики в старшей группе на год.
На месяц выбирается по два комплекса упражнений: с предметами и без предметов. Каждый комплекс состоит из трех частей:
- разминка (ходьба, бег);
- общеразвивающие упражнения;
- завершение (ходьба, бег, прыжки).
Упражнения нужно повторять по 5-7 раз, прыжки — по 2-3 раза.
Как проводить утреннюю зарядку для детей подготовительной группы?
Мы уже упомянули, что любой комплекс утренней гимнастики начинается с разминки и заканчивается медленной ходьбой или малоподвижными играми. Итак, приблизительная схема выполнения зарядки для детей старшего дошкольного возраста следующий:
- Разминка заключается в быстрой ходьбе или беге на месте. Но наиболее интересным для ребят будет имитация походки медведя, крадущейся лисы или кошки. Дети с удовольствием показывают эти движения. Им интересно превратиться в одного и героев сказки и побыть им хотя бы минутку.
- Поднятие рук вверх-вниз. Это упражнение помогает формировать правильную осанку и скорректировать ее нарушения. Здесь можно предложить воспитанникам показать что-нибудь очень большое. К примеру, это может быть какой-то зАмок или же дом, в котором живет та же лиса, которую мы изображали в разминке.
- Круговые движения плечами. Здесь можно придумать сюжет о том, что нашему герою утром тоже нужно делать зарядку и он делает вот так вместе с нами.
- Наклоны головы назад-вперед, в стороны, круговые обороты.
- Приседания с вытянутыми перед грудью руками.
- Махи ногами вперед и в стороны (по очереди сначала левой потом правой).
- Прыжки на месте с подогнутыми ногами.
- Наклоны в стороны. Здесь можно использовать мячи. С таким инвентарем детям заниматься более интересно.
Такой же набор упражнений может иметь и утренняя гимнастика в старшей группе.
Особенности нагрузки на детей
Занятия по УГ подготавливаются и проводятся так же, как и прочие образовательные мероприятия. Для этого используется предварительно составленный план, влияющий на подбор физических упражнений и подвижных игр, составляющих структуру каждого урока.
Благодаря этому умения и знания ребёнка к моменту выпуска из дошкольного учреждения должны соответствовать государственному образовательному стандарту.
Обратите внимание! При этом нужно учитывать возрастные особенности, работоспособность, утомляемость при физических нагрузках, чтобы не нарушать общие требования по физиологии и гигиене обучающихся
Роль зарядки в оздоровлении детей
Зарядка — это легкодоступный и достаточно эффективный инструмент, помогающий оздоровлению и улучшению общего физического развития ребёнка. Систематические занятия оказывают укрепляющее и профилактическое воздействие на детский организм. Ежедневные утренние занятия физкультурой позволяют развить в детях гибкость, подвижность и правильное дыхание. Занятия гимнастикой укрепляют мышечный каркас ребёнка.
К сведению! Умственная деятельность напрямую связана с уровнем физической подготовки.
Зарядка служит профилактикой плоскостопия и детского сколиоза, поднимает жизненный тонус, улучшает кровообращение и усиливает работу иммунной системы. Проведение физкультуры на свежем воздухе или в помещении после проветривания способствует общему закаливанию организма. У ребёнка, ежедневно выполняющего комплекс утренних упражнений, формируется здоровая привычка.
Эстафета
Особенности зарядки старших дошкольников
Старшие дошкольники уже понимают главную цель зарядки, поэтому основное внимание педагога обращается на правильность выполнения упражнений и дыхания, четкого соблюдения ритма и темпа комплекса, разнообразию движений, аккуратной работе с предметами
Вводная часть сопровождается несколькими видами ходьбы, перестроениями. Соблюдается дисциплина, ровность колонок. Назначаются выводящие, которые должны с определенного места повернуть и вывести детей своей команды на место построения. Многие дети стремятся заслужить право быть ведущими, поэтому стараются качественно выполнять упражнения. Воспитатель уже иногда доверяет показ упражнения детям. В это время педагог получает возможность пройтись по рядам, оказать индивидуальную помощь, поправить осанку, проверить правильность дыхания.
Систематическое выполнение утренней гимнастики в старшей группе воспитывает у детей привычку. Дети уже более самостоятельны.
Подготовительная к школе группа
Комплекс упражнений для детей 6–7 лет особо не отличается от предыдущей возрастной группы. От детей воспитатель уже требует четкости и отличного качества выполнения упражнений. Ребята должны не только выполнять движения, но и знать исходную позицию, промежуточные положения. Мышцы должны испытывать напряжение.
Большое внимание уделяется осанке и укреплению мышц спины, ведь ребята скоро пойдут в школу, будут много времени проводить за школьными партами и приготовлением уроков. Чтобы не было искривления позвоночника, нужно иметь крепкие и развитые мышцы спины
Детская утренняя гимнастика обеспечивает прекрасное настроение и дает заряд бодрости на весь день, способствует раскрепощению застенчивых и нерешительных детей, дисциплинирует балованных и перевозбужденных малышей. Во время зарядки утром ребята быстрее успокаиваются после прощания с родителями и настраиваются на определенный режим детского сада.
Картотека упражнений для утренней зарядки в средней группе на год
Бег по залу
Далее приведена картотека с планом утренней разминки.
Таблица 2. Сезонные комплексы гимнастики на год
Период | Месяц | Описание |
Осень | Сентябрь | Ходьба и бег в колонне по одному, бег по мостику, доске, дорожке с препятствиями, ходьба в шеренге с платочками. |
Осень | Октябрь | Ходьба и бег вокруг кубиков по команде педагога с поворотами корпуса + бег в рассыпную + прыжки + легкий бег, ходьба в шеренге по одному. |
Осень | Ноябрь | Легкий бег, наклоны с палкой, бег с препятствиями, упражнения с мячом, ходьба, чередуемая с бегом, в шеренге. |
Зима | Декабрь, январь, февраль | Догонялки, игры с платочками, занятия с шариками, прыгающие разминки, футбол с большим мячом, кеглями, обручем, на стульях, с палкой и без предметов. |
Весна | Март-май | С обручем, кубиками, большим мячом, бег, ходьба со средней скоростью, упражнения без предметов, с флагами, малыми мячами, палками, маленьким игровым мячом. |
Обратите внимание! Данная картотека составлена на основе гимнастических примеров из книги Пензулаевой Л. И. «Физическая культура в детском саду
Система работы в подготовительной к школе группе».
«Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе».
Комплекс упражнений для УГ
Обычно гимнастические упражнения в ДОУ осуществляются по подготовленному плану. Как выглядит стандартный комплекс:
- Занятие начинается с ходьбы на месте или бега по кругу. Дети могут ходить и бегать в колонне в обход помещения или веранды, потом парами или по одному. Окончить этот блок нужно бегом врассыпную.
- Затем дети выполняют махи руками вверх-вниз, вбок и по кругу. Это способствует укреплению мышц плеч.
- Далее выполняется гимнастика для мышц нижних конечностей. Ребята делают махи ногами, отставляют их по очереди вбок, приподнимают, сгибают и ставят прямо. Обязательно выполняются приседания.
- Зачем подключаются наклоны тела и повороты. Эти упражнения идут для укрепления спины и торса.
Заканчивается зарядка легкой ходьбой на месте, дыхательной гимнастикой или пальчиковыми играми.
Наклоны тела в бок
Виды гимнастики после дневного сна в детском саду
Разминка в кроватях и закаливание
Не поднимаясь с кроватей и откинув одеяла, в позиции лежа на спине дети выполняют небольшое количество общеразвивающих упражнений. Затем группа встает босиком на расположенные рядом с кроватями массажные коврики. Несколько минут на них производится ходьба на месте, которую можно перевести на бег.
Продолжение гимнастики происходит в другой комнате, предварительно охлажденной до температуры 19°С. Здесь под ритмичную музыку ребятам предлагается выполнить произвольные движения, которые заканчиваются дыхательными упражнениями.
Игровые занятия
Образная гимнастика заключается в подражании детьми движений животных (скачет лягушка, выгибается кошка) или птиц (цапля на одной ноге), имитации характерных движений спортсменов (на лыжах, на коньках) и т.д.
Гимнастика после сна в подготовительной группе на тренажерах
Начинается комплекс с легкой разминки: шаги, пробежка и прыжки. Затем группа детей делится на подгруппы по несколько человек. Первая команда занимается в спортивном уголке, где размещены канаты, лестницы и прочие элементы.
Вторая команда упражняется с детскими тренажерами: гантелями, дисками. Третья группа направляется на беговые дорожки и велосипед. Смена занятий происходит каждые 5 мин.
Занятия на массажных дорожках
Рекомендуется проводить такую гимнастику не реже 2 раз в 7 дней. Группа занимается босиком. Начинается гимнастика с шагов по дорожкам, затем ритм ускоряется и начинается легкий бег, последний длится не более 90 с.
Далее необходимо провести несколько дыхательных упражнений при медленной ходьбе. Следующие 2-3 мин. ребятам предлагается непрерывно бежать.
Завершают занятие медленные шаги по дорожкам здоровья.
Виды упражнений и правила проведения зарядки в детском саду
Как уже отмечалось, утренняя гимнастика — это часть программы физической культуры в дошкольном образовательном учреждении. Зарядка может включать различные виды упражнений:
- под музыку (либо отвлечённый музыкальный фон, либо песенки, описывающие все действия, которые должны выполнить малыши);
- сюжетная гимнастика (все задания объединены общим сюжетом, часто действует один персонаж, к примеру, зарядка с Крокодилом Геной или Машей);
- упражнения с предметами (массажными мячиками, гантелями, мешочками с песком, султанчиками и пр.), которые стимулируют интерес малышей;
Часто для выполнения гимнастики используются султанчики
- работа на тренажёрах (например, степ-платформах);
- игровая гимнастика (основанная на комбинации игровых приёмов, то есть построенная в форме игры, например, квеста «Помоги сестрице Алёнушке найти братца Иванушку», в которой дети выполняют задания и находят персонажа);
- зарядка в кровати (форма ленивой зарядки, которая проводится после дневного сна или в дошкольных учреждениях с ночными группами).
В ежедневный комплекс упражнений рекомендуется включать элементы 2–3 видов. В качестве тренировки мелкой моторики, оздоровления органов дыхания выполняются 1–2 упражнения для дыхательного аппарата и элементы пальчиковой гимнастики.
Традиционная форма гимнастики подразумевает использование общеразвивающих упражнений.
Требования к утренней зарядке
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены требования к утренней зарядке в детском саду:
- Упражнения выполняются в хорошо проветренной комнате или на улице. В группах закаливания дети выполняют зарядку на свежем воздухе в любой сезон.
- Если в комплексе предполагаются упражнения на полу, то нужно использовать специальные гимнастические коврики.
- Группы закаливания завершают гимнастику обливанием водой.
- Форма одежды для зарядки: вещи из гигроскопичных тканей, комфортная обувь или носки.
Главное требование к одежде для гимнастики — удобство и практичность
- Соблюдается очерёдность выполнения заданий: сначала потягивания, потом ходьба, постепенно приобретающая темп бега, дыхательные упражнения, задания на разогрев мышц рук и плечевого пояса, малоподвижная игра.
- Подбираются подходящие по теме рифмовки, музыкальное сопровождение.
- В комбинации динамических и статических упражнений преимущество за первыми.
Анализ и диагностика зарядки
Все элементы образовательного процесса в детском саду нуждаются в тщательном анализе и диагностике, не исключение составляет и гимнастика в утренние часы. Целью этого мониторинга является оценка эффективности мер, которые предпринимаются педагогическим коллективом детского сада для сохранения здоровья и укрепления иммунитета дошкольников, а также для формирования позитивного эмоционального фона в последующих видах деятельности.
Утренняя гимнастика поднимает настроение и детям, и взрослым на целый день
Воспитателю рекомендуется проводить анализ после окончания работы над комплексом упражнений, то есть 1–2 раза в месяц.
В начале указываются следующие моменты:
- название дошкольного учреждения и группы;
- имя педагога;
- дата проведения гимнастики;
- возраст детей;
- количество малышей в группе.
Таблица: образец схемы анализа утренней гимнастики
Этап занятия | Оборудование | Деятельностьпедагога | Деятельностьдетей | Используемыеприёмы | Количествоупражнений | Время выполнения задания | Вывод (достигнуты цели или нет, все ли дети справились, уложились ли в хронометраж) |
Вводный | 1 минута | ||||||
Основной | 8–9 минут | ||||||
Заключительный | 1–2 минуты |
Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).
Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики.
Таблица: задачи артикуляционной гимнастики
Орган артикуляции | Задачи гимнастики |
Губы | Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции. |
Язык | Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д. |
Щёки | Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться. |
Нижняя челюсть | Развивать подвижность нижней челюсти. |
Мягкое нёбо | Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора. |
Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.
Артикуляционная гимнастика способствует формированию правильной речи
Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.
Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:
- профилактическую;
- коррекционную;
- диагностическую.
Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата — формирование чистой и правильной речи ребенка.
Мониторинг проведения утренней зарядки в средней группе ДОУ
Анализ (диагностика, мониторинг) образовательной деятельности в детском саду позволяет отследить изменения в физическом, эмоциональном, психологическом развитии воспитанников, а также дать оценку эффективности применяемых педагогом методических приёмов. Диагностика утренней гимнастики проводится в двух форматах:
- методистами, коллегами педагога (как правило, такой вид анализа используется в качестве одной из форм диагностики методической грамотности воспитателя или инструктора по физкультуре в рамках аттестационной кампании, проведения конкурса педагогического мастерства);
- самим педагогом для выявления методических и организационных просчётов в работе.
Мониторинг не только показывает уровень подготовки детей, но и позволяет дать оценку методической целесообразности используемых педагогом приёмов
Алгоритм диагностики
Схема анализа утренней гимнастики включает следующие пункты:
- Общая информация о детях в группе (название, сколько малышей всего, количество присутствовавших в день проведения зарядки).
- Соответствие уровня подготовки помещения санитарным нормам (проводились ли предварительная уборка, проветривание).
- Длительность утренней гимнастики.
- Количество этапов зарядки (вводный, основной, заключительный).
- Детали по каждому этапу: хронометраж, цели и задачи (какие из них были достигнуты, а какие — нет).
- Эффективность участия педагога (доступность объяснения, демонстрация движений).
- Впечатление в целом.
- Итоговая оценка: «5», «4», «3».
Зарядка в средней группе детского сада способствует реализации целей и задач образовательного процесса, помогает создать положительный эмоциональный микроклимат в группе, сглаживает факт утреннего расставания с мамой и настраивает ребят на дальнейшую продуктивную работу
Это определяет не только важность проведения утренней гимнастики, но и необходимость выбора методически целесообразных приёмов взаимодействия с детьми