Игры на развитие мелкой моторики детей 4-5-6 лет

Делаем тренажеры

Чтобы научить ребенка владеть кистью и делать движения пальцами, родителям придется постараться и проявить терпение, ведь не все получится с первого раза

Чтобы малыш не потерял интерес, важно предложить ему разнообразие упражнений. Поэтому мамам и папам предстоит создать тренажеры своими руками

Вариантов множество.

Птичка делается так:

  1. берется картонная коробка (например, из-под пиццы, конфет).
  2. на нее наносится изображение пернатого, желательно большого размера (птицу можно наклеить или нарисовать),
  3. около клюва в картоне проделывается отверстие.

Задача малыша – по одному зернышку опускать в отверстие (покормить птичку).

Аналогичным образом можно кормить червячка горохом. Тренажер с лентами можно сделать так:

  1. несколько атласных лент крепятся к вертикальной поверхности (можно пришить их к специальному коврику, который повесить на стену так, чтобы малыш без труда доставал до него),
  2. к другой стороне каждой ленты приклеивается небольшая деревянная палочка (можно использовать палочку от эскимо).

Задача ребенка – попробовать скрутить ленту.

Очень любят дети и самодельные шнуровки, занятия с которым способствуют формированию очень важного навыка – шнуровать обувь. Интересное развлечение можно самостоятельно изготовить из фетра – вырезать фигурку ежа и фрукты, предложив малышу разместить «добычу» на колючках ежика

Интересное развлечение можно самостоятельно изготовить из фетра – вырезать фигурку ежа и фрукты, предложив малышу разместить «добычу» на колючках ежика.

Можно приобрести в магазине специальные развивающие игрушки – конструкторы, мозаики, паззлы, пирамидки, волшебное лукошко.

От 1 года: первые навыки самообслуживания

Ложка, зубная щетка, расческа. К году жизни обязательно оказываются в руке малыша. Не только позволяют отрабатывать навыки самообслуживания, но развивают координацию движений и мелкую моторику. К детскому саду учимся застегивать и расстегивать липучки и пуговицы на обуви или одежде, шнуровать обувь. Шнуровки, бусы. В магазинах много красивых шнуровок, от простых (можно пробовать уже в год) до сложных (не раньше 3 лет). Можно обойтись куском картона с проделанными в нем дырочками, главное — найти шнурок с толстым и прочным наконечником или деревянную иглу. Бусы тоже не обязательно покупать в виде готовых наборов — можно нарезать из фетра колечек и нанизывать их на ленты. В ход идет и такой простой и доступный материал, как сухие макароны-трубочки (пенне, ригатони, каннеллони — на упаковке обычно указано)

Хорошо, если такие занятия будут ежедневными: они прекрасно развивают сенсомоторную координацию, глазомер, внимание, усидчивость, готовят руку к письму. Успешно применяются как любимый детьми рабочий материал в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори

Домашние занятия: «месим тесто», подбираем пуговицы разного цвета и размера, перебираем крупу, занимаемся «сбором ягод» (собираем по одной горошине, удерживая уже собранные в ладони, до полной горсти), рассыпаем на подносе мелкую крупу и даем ребенку рисовать на ней пальчиком линии, предметы, буквы

Игры с бельевыми прищепками. Пересыпаем крупу — ложкой, руками, стаканчиками, ищем спрятанные в ней предметы, готовим суп куклам. Учимся собирать губкой воду со стола и отжимать губку. Достаем мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой — это легче, — потом чайной). Вылавливаем мелкие предметы ложкой из воды. Переносим мелкие шарики в ложке по комнате. Переливаем воду стаканчиками (идеально — играть в ванной во время купания). Развивающие центры, доски, коврики — панели, на которых закреплены крючки, застежки, замки, кнопки, выключатели, молнии, защелки и др., — для тренировки точности и силы движений. Также из системы Марии Монтессори.

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

    Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

  • Когда ребенок должен начать говорить?

    Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

    К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)

    К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

    Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

  • Когда следует начинать занятия?

    Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

    Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

    Календарь посещения логопеда

    1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
    2. В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
    3. В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
    4. В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
    5. В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза )
    6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

  • «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

0-3 месяца

Мелкая моторика будет развиваться естественным путем вне зависимости от того, станете вы целенаправленно ее тренировать или нет. Огромная разница будет заключаться в том, насколько окажутся развиты мышцы пальчиков. Если вы начнете заниматься с крохой с рождения, то первый захват предмета пальчиками произойдет уже в 1,5-2 месяца, а не в 3 и позже, как обычно. Перекладывать предметы из руки в руку малыш также научится раньше и будет делать это более ловко.

Буквально с рождения можно делать массаж ладошки, тыльной стороны ручки и каждого пальчика. Сопровождать занятие лучше всего детскими стишками и веселыми потешками. Меняйте тембр голоса, скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело и выразительно. Главное, чтобы это вызывало эмоциональный отклик у малыша. Помните, что лучшая игрушка для него сейчас — это вы сами!

Упражнения

  • перебирайте пальчики крохи, подносите каждый из них к губам и целуйте;

  • производите каждым пальчиком круговые движения, сначала в одну сторону, затем в другую;

  • вкладывайте в детские ладошки маленькие (диаметром 3-4 см) шарики из различного материала — это хорошо развивает тактильные ощущения. Малыш должен их захватывать и стараться удержать;

  • с 1,5 месяцев начинайте тренировать хватательный рефлекс. Подставьте свои указательные пальцы малышу к ладошкам и дождитесь, пока он ухватится за них. Затем аккуратно потяните малыша на себя, слегка приподнимая и отрывая головку от поверхности. Не забывайте страховать кроху: пальчики еще совсем слабы и могут в любой момент разжаться!

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.

Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал;

2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями;

3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него;

6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат;

7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»;

9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет»;

11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев

Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»)

Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками;

  • 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам;
  • 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

Подручные материалы для развития мелкой моторики

Для развития мелкой моторики подойдут любые материалы и предметы: бумага и ткань, шнуровка и пуговицы, крупа и макароны, природный материал, пластилин и соленое тесто, всевозможные баночки, бусины. Самое главное, насколько интересно вы преподнесете идею и обыграете ее. Предлагаем несколько идей.

1. Спагетти

  • с их помощью можно выкладывать буквы, цифры, фигуры и даже строить лабиринты;

  • возьмите цветные макароны и предложите крохе рассортировать их по трем блюдцам или баночкам;

  • из толстых коротких макарон разных фактур можно делать бусы и браслеты.

2. Крупа

  • хорошо подходит для «пальчикового рисования». Рассыпьте крупу ровным слоем на ровной поверхности (можно использовать поднос, который легко вымыть после игры) и проведите пальцем так, чтобы получилась линия. Попросите малыша повторить. Сначала рисунками могут быть обыкновенные точки, линии и зигзаги, затем усложняйте задачу –чертите геометрические фигуры, рисуйте елочки, цветы, человечков и т.п.;

  • осваивайте «аппликацию»: покройте тонким слоем пластилина лист картона, насыпьте в разные тарелки гречку, рис и горох и покажите крохе, как выкладывать узоры, вдавливая крупинки и горошины в пластилин;

  • вооружите кроху глубокой ложкой и дайте ему возможность пересыпать фасоль или горох из одной емкости в другую. Также ребенку будет интересно пересыпать крупу через сито (можно использовать кухонное или игрушечное — например, от ведерка);

  • в небольшие глубокие мисочки спрячьте мелкие игрушки, а сверху насыпьте крупы (гречку, горох, пшено, чечевицу, фасоль) и предложите малышу найти игрушки в крупе;

  • предложите крохе поиграть в рыбака: вылавливать фасолины с помощью сита или ложки из миски с водой.

3. Соленое тесто

Приготовить его очень просто: стакан мелкой соли смешайте со стаканом муки, добавьте ложку растительного масла и полстакана воды. Замесите тесто и положите на несколько часов в холодильник.

  • малышам помладше будет интересно просто месить тесто, отрывать от него кусочки, делать отпечатки ладошек, ступней и различных предметов (карандашей, ключей, монет и т.д.)

  • годовасик будет разминать тесто в ручках, отщипывать маленькие кусочки теста, перекладывать их из ручки в ручку, разминать и давить.

  • Научите кроху делать блинчики и колбаски или спрячьте в тесто игрушку от киндер-сюрприза. Пусть он запустит в миску обе ручки и потыкает тесто пальцами в свое удовольствие. Это будет способствовать не только укреплению пальчиков, но и развитию тактильной чувствительности.

Больше полезных и интересных материалов о развитии детей — в нашем канале на .

Мелкая моторика в 3-4 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики: 1

Малыш сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.

Пальчиковые игры «Веселые ручки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.

Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Условия: ребенок лежит на спинке.

Занятие 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:

Ручки, ручки, не скучайте!

Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.

Где вы были? Отвечайте!

Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.

Посидели дома?

Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.

И пошли к знакомым!

Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.

Занятие 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки:

Ручка, ручка, где была?

Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.

Спрятаться от нас смогла?

Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.

Мы тебя сейчас найдем!

После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой.

И играть скорей пойдем!

Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.

Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.

Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 2

Малыш захватывает рукой свою ножку.

Пальчиковые игры «Ручки и ножки»


Задача:
стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.

Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.

Условия: малыш лежит на спинке.

Занятие: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.

Ручки-ножки, не скучайте!

Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки.

Где вы были? Отвечайте!

Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.

Поиграть вам хочется?

Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.

Так пора знакомиться!

Помогите карапузу схватить носочек.

Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.

Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

Когда мы развиваем мелкую моторику малышей, очень важно не допустить таких ошибок:

Скучное выполнение упражнений, отказ от игровой формы, потешек и стишков. Ребенок быстро утрачивает интерес к таким занятиям, в лучшем случае из вежливости будет делать то, что просит мама, в худшем – закапризничает и откажется

Чтобы избежать такого результата, важно использовать разнообразные формы, каждый раз предлагая крохе что-то новое, непривычное.

Занятия в те дни, когда малыш болен или плохо себя чувствует. Некоторые родители, поняв важность пальчиковых упражнений, начинают заставлять дошкольника тренироваться каждый день

Однако если ребенок не настроен на занятия, вполне допустимо пропустить пару дней.

Однообразие. Об этом уже говорили, коротко повторим – есть огромное количество пособий, игр, упражнений, поэтому нет необходимости «мучить» ребенка чем-то одним изо дня в день.

Нетерпение. Иногда родители срываются на своего «неловкого» ребенка, которому не удается простое, на первый взгляд, действие. Однако важно помнить о том, что все умения приходят постепенно, малыш еще не научился как следует управлять своими руками, ему надо помочь, но ни в коем случае не ругать.

Избежать этих ошибок в работе с дошкольниками просто – необходимо проводить занятия в легкой игровой форме, быть терпеливым и использовать различные упражнения.

Таковы основные упражнения для тренировки мелкой моторики малыша, их актуальность не ослабевает, поскольку такие задания направлены не только на выполнение своей прямой цели, но и помогают развитию речи, памяти, веселому времяпрепровождению.

Польза развивающих занятий в жизни детей

Кроме положительного влияния таких уроков на психику и речь дошкольника, ловкие и сноровистые пальчики весьма пригодятся в бытовой повседневной жизни. Например, ребенок учится самостоятельно застегивать молнию на одежде, зашнуровывать ботинки, осваивает пуговицы и другие виды застежек. То есть совершенствует навык самообслуживания.

Умение правильно держать в руках карандаш, ручку или кисточку в возрасте 4-5 лет, станет огромным подспорьем в быстром освоении навыка письма и рисования. Зачастую, только отведя сына или дочку в первый класс, родители с удивлением узнают о недостаточно развитой моторике у их чада. Вот тут-то и случаются первые проблемы у начинающего школьника, вместо начертания своих первых палочек и крючочков, и запоминания нового учебного материала он учится правильно держать в пальцах ручку или карандаш. Такая учеба становится для малыша настоящим мучением!

Поэтому начинать тематические уроки с дошкольниками нужно с раннего детства, оптимальным считается возраст 2-х лет, когда кроха уже все понимает и умеет произносить ряд слов, а иногда и предложений. Заниматься развивающей деятельностью нужно регулярно, а не от случая к случаю, лучше, если у вас будет разработана определенная недельная программа и расписан четкий план каждого урока.

Диагностика уровня развития мелкой моторики детей в разном возрасте

С каждым днём ребёнок растёт и развивается. В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы оценить успехи малыша проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых педагог или психолог определяет уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.

  1. Упражнения для 3–4 лет.
    1. Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой — за 20 секунд.
    2. Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая — против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру — задание считается невыполненным.
    3. Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
    4. Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
  2. Упражнения для 4–5 лет.
    1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
    2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
    3. Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
    4. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
  3. Упражнения для 5–7 лет.
    1. Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
    2. На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
    3. Вырезать из квадрата круг.
    4. Попросить ребёнка как бы посолить суп, чтобы малыш медленно растирал кусочки соли между пальцами.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: