Материалы и инструменты для рисования
Без специального самодельного или купленного в магазине оборудования научиться рисовать на песке не получится. Набор инструментов и расходников небольшой:
- Столик с подсветкой и бортами, чтобы материал не просыпался на пол.
- Кварцевый песок. Это идеальный вариант расходника. Кварцевые песчинки ровные, примерно одинаковой формы. Если найти его сложно, замените на промытый и прокаленный речной материал, соль, манку, молотый кофе. Обновляйте расходники 1–2 раза в три месяца, если дошкольник увлечен процессом, он рисует ежедневно.
- Антистатик. Подойдет распылитель для синтетической одежды. Нужен, чтобы песчинки не сцеплялись, материал был рассыпчатым после многоразового использования. Антистатик распыляют на стекло перед каждым уроком.
- Кисти, палочки, тоненькие художественные приспособления, сито. Понадобятся для создания мелких деталей. На начальном этапе обучения не пригодятся.
Подсказки воспитателю
Сделайте копии плана занятия и кратких описаний упражнений. Это позволит вам иметь при себе необходимые материалы и при необходимости провести занятие вне группы, допустим, в парке.
Выпишите слова, ещё неизвестные детям, и определите их значение. Помните, что детсадовцы всё ещё активно пополняют свой словарный запас, поэтому постарайтесь вводить в их лексикон как можно больше простых и коротких слов.
Запланируйте занятие несколько длиннее, чем собираетесь провести на самом деле. Легче сократить часть урока при нехватке времени, чем, в случае более быстрого окончания занятия заполнять оставшееся время, придумывая упражнения на ходу.
Неплохо будет создать веб-сайт группы и обновлять его каждую неделю, добавляя планы уроков и объявления. Поощряйте родителей ознакамливаться с новостями сайта и учебными планами, создав рассылку на их электронные адреса.
Спросите родителей, не имеющих доступа к сети Интернет, хотели ли бы они получать копии учебных планов на руки.
При отсутствии компьютера, выходом для воспитателя может стать вывешивание объявлений, учебных планов и детских творческих работ в приёмной детской группы. Так родители, приходя за детьми, смогут знакомиться с ходом образовательного процесса и успехами своих детей.
Игры
Занятия «Песочная терапия» представляют собой детские игры, дающие возможность детям себя проявить.
«Знакомство»
Предложите малышу дотронуться до песка, погладить его, погрузить руки в песок. Нарисуйте волны и змейки. Выполните рисунки ладошками, кулачками, ребром руки, пальчиком.
Комментируйте ощущения, задавайте наводящие вопросы. Подсказывайте светлые, радостные и добрые ассоциации.
«Дождик»
Пусть малыш наберет песок в кулачок и постепенно высыпает в раскрытую ладошку или в вашу руку. Эта игра расслабляет, регулирует мышечный тонус.
«Угадай — ка»
Ребенок должен узнать наощупь зарытые в песок фигурки. Эта игра развивает мелкую моторику рук и воображение, формирует уверенность в себе.
«Веселая история»
Выложите фигурки на песке в определенном порядке, покажите ребенку, дайте запомнить. Затем заройте игрушки в песок беспорядочно. Малыш должен отыскать фигурки в песке и выложить их в исходном порядке.
Если ребенок умеет читать, фигурки можно заменить буквами, выложив из них интересное слово.
«Мой город»
Пусть малыш построит любимый город, расставит в нем любимые фигурки, устроит место для себя.
Упражнения
Приводим несколько популярных упражнений для рисования песком на световых столах для детей:
- Буквы. Занятие полезно для дошкольников старшей группы и младших школьников, которые учатся писать. Рассыпьте по столу песок плотным слоем. Пусть ребенок учится красиво выводить буквы, развивает моторику пальцев.
- Водный пейзаж. Для его создания пройдитесь растопыренными пальцами по песчаной поверхности, изображая волны. В верхней части композиции сделайте тонкие штрихи ногтем – это будет дальняя рябь. Ребром ладони проведите горизонт, уберите излишки в верхней части – это небо над водоемом.
- Облака. Наберите песок в кулак. Высыпайте его тонкой струйкой, совершая круговые неразмашистые движения.
- Лист клена. Насыпьте линии, формирующие контур и прожилки листа. Сделайте контур резче, проведя пальцем по внешнему краю линии, сдвигая песок внутрь. Ногтем пройдитесь по прожилкам. Очертите границу черешка.
- Солнце. Наберите песок в кулак, поднимите на 20-30 см над поверхностью стола. Равномерно высыпайте, стараясь не сдвигать руку. Песчинки, падая с высоты, отскакивают от пластиковой поверхности, формируют кольцо, а середина остается пустой. И ее диаметр тем шире, чем выше поднята рука.
- Горный пейзаж. Быстрыми зигзагообразными движениями рассыпайте песок в горизонтальном направлении. Ребром мизинца пройдитесь по верхней части, убрав лишнее, чтобы получился рельеф.
Песочная анимация
Первую простенькую анимацию ребенок сможет исполнить через три–четыре урока, освоив технические азы рисования. Предложите школьнику изобразить на стекле яблоню. Пошаговый мастер-класс приведен ниже:
Подготовьте песок и экран. Поверхность стола обработайте антистатиком, уберите лишнее.
Наберите в кулак немного песка и рассыпьте по световому столу. Поверхность должна быть покрыта равномерно.
Нарисуйте большим пальцем ствол, давите на всю подушечку.
Поднимаясь к верхушке яблони, заостряйте линию. Рисуйте не все подушкой, а половинкой, потом ноготком.
Мизинцем и указательным пальцем нарисуйте тонкие и толстые ветки. Искривляйте линии, чтобы яблоня была похожа на настоящую.
Изобразите крону. Наберите песок, щедро насыпьте вокруг веток, наверху.
Немного оставьте для нижней части картины. Рассейте его под деревом. Это будет травка.
С помощью отпечатков пальцев изобразите яблоки на веточках. Их количество определите сами
Важно, чтобы кружочки не были размытыми, края должны быть четкими.
Если три–четыре яблока нарисовать под деревом, на земле, получится осенний вариант картинки.
Теперь очистите фон. Обведите вокруг кроны контур, уберите лишний песок с поверхности
У дерева появится форма.
В чем польза этого занятия
Американский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф подала интересную идею педагогам и родителям, как организовать досуг малышей и заняться развитием разнонаправленных навыков одновременно.
Она создала песочный видеоролик. Герои оживали, действовали на светящейся доске. Художница рисовала их пальцами с помощью песка. Идею подхватили другие мультипликаторы. Метод создания образов и сюжета заслужил высокую оценку.
Постепенно рисование на специальной доске с песком пришло в жизнь простых обывателей. Педагоги стали практиковать такие занятия с детьми разного возраста. Увлекательный метод педагогической работы изучался с точки зрения психологии, физиологии, дидактики. Практикующие инновации учителя и воспитатели ДОУ заметили следующие полезные свойства подобных занятий:
- Рисовать песком на стекле весело и интересно. 99% детей получают заряд положительных эмоций во время урока, развлечения.
-
У метода нет особых правил. Малыш может рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось.
- Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами уникального шедевра.
- Развивается моторика. Детсадовцам надоел пластилин, карандаши, тренировать ловкость пальчиков с помощью светового планшета и песка не менее полезно. Одновременно с моторикой развивается речь.
- Совершенствуется графомоторика. Школьники развивают способность повторять контур, правильно удерживать ручку, соблюдать ритм движений.
- Подходит для любого возраста. С удовольствием рисуют на доске ясельники, школьники и взрослые. Магия сыпучей анимации не оставляет равнодушными почти никого.
- Избавление от стресса. Работа с песком включается в курс психотерапии по лечению неврозов, тиков, бессонницы. Здоровые дети на занятиях тоже успокаиваются, находят душевное равновесие, забывают о неприятностях.
- Уникальный метод помогает раскрыть творческий потенциал, найти себя. Ребенок проявляет фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.
Если рассматривать методику с точки зрения организации и материальных затрат, выявляются следующие преимущества:
- Расходные материалы стоят дешево. Песок не обязательно покупать, используйте манку, молотый кофе.
- Сделать планшет для рисования можно своими руками. Потребуется лампа, оргстекло, деревянная коробка. Оборудование занимает мало места в комнате и не требует особого ухода.
-
Научить малыша рисовать песком может любая мама, папа, бабушка. Для занятий не нужно специальное образование, курсы.
Посмотрите примеры работ в интернете и смело начинайте творить.
Занятия в детском саду с песком: примерная структура занятия
I. Вводная часть занятия в детском саду:
- Особое приветствие.
- Правила работы с песком.
II. Основная часть занятия в детском саду:
- Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
- Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического внимания, фонематической памяти, фонематического анализа и синтеза.
III. Заключительная часть занятия в детском саду:
- Подведение итогов занятия в детском саду.
- Упражнение на релаксацию. Рефлексия.
- Ритуал прощания.
1. Оргмомент.
Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
(А.Густышкин).
Можно использовать присказки, потешки, организовать необыкновенные приключения, путешествия и испытания…
2. Правила.
Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?
3. Ход занятия в детском саду.
Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:
- Рассказ детям о сказке (путешествии).
- Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее).
- Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее).
- Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью:
— Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?
При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.
4.Рефлексия.
Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.
Очень хорошо описаны игры в детском саду с песком в книге Большебратской Э.Э. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. Опираясь на методы и приемы, описываемые в книге, можно самому разработать и провести цикл занятий с песком, адаптировав их для «своих деток», для определенного возраста и группы детского сада. А в конце цикла сделать выставку творческих работ под названием:
- Путешествие песочного человечка,
- Песочные замки,
- Мы песочком рисовали….
Вот пример работы с выставки ПЕСОЧНЫЕ ЗАМКИ.
Как сделать стол для песочной анимации своими руками
Игровая деятельность в кругу семьи гораздо полезнее для малышей раннего возраста, чем групповые занятия в развивающих центрах.
Планшет для рисования песком с подсветкой можно сделать дома из подручных материалов. Папам понадобятся:
- деревянный ящик;
- подходящий по размеру кусок оргстекла;
- гвозди;
- изолента, скотч;
- краска по дереву;
- фонарик, лампа.
Процесс изготовления займет не более 1–2 часов, а детской радости не будет предела. Сделайте столик побольше, чтобы пользоваться всей семьей одновременно. Инструкция состоит из следующих шагов:
- Очистите деревянный ящик от лишнего, уменьшите высоту бортов. Средняя глубина пространства – 10–15 сантиметров.
- Уберите нижнюю крышку или сделайте прорезь для установки стекла.
- Поставьте прозрачную часть на нижнюю половину.
- Тщательно закрепите стекло планками снизу.
- По бокам сделайте отделения для хранения мелочей (палочек, сита, граблей). Для этого прибейте планки, отступая от края пару сантиметров.
- Установите ножки к столику. Высоту выбирайте по росту и возрасту младшего ребенка.
- Под стол поставьте яркий фонарь или электрическую лампу с хорошей мощностью.
- Рабочее место для маленького художника готово.
Посмотрите видео-инструкцию о том, как сделать световой стол для рисования песком своими руками дома:
Композиции из песка нельзя повесить на стену, оставить на память, чтобы показать друзьям и родственникам. Это единственный минус такого творчества. Но выход есть. Записывайте удачные занятия на камеру, фотографируйте рисунки. Сделайте ролик, наложив на слайды музыку.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Польза от игр с природным материалом
Игры с песком, землей, камешками помогают избавиться от негативной психической энергии, особенно хорошо действуют на гиперактивных малышей. Педагог во время игры может передавать детям жизненно важные качества: уважение, доверие, сопереживание, просто рассказывая сказку или интересную поучительную историю. Дети с нарушениями речи быстрее осваивают упражнения, если они отражены на песке. Учить буквы во время игр с песком тоже намного легче, их можно писать палочкой, или лепить при помощи пластиковых формочек.
При помощи песочной терапии ребенок учится предметному и ландшафтному дизайну. С помощью песка, воды и других материалов он строит горы, создает озера, пускает речки, прорывает туннели, возводит целые города. Расширяется кругозор, развивается ориентация в пространстве.
Простые на первый взгляд игры стабилизируют эмоциональное состояние, развивают моторику, речь, внимание и память, но самое главное – ваш подопечный учится понимать себя и окружающих. Обязательно порекомендуйте родителям в полной мере воспользоваться картотекой дома или в песочнице во дворе
На случаи плохой погоды обязательно согласуйте с родительским комитетом покупку наборов песка для занятий внутри группы. Наборы продаются в простых магазинах игрушек и интернете.
Если есть желание и возможность принести для занятий в группу песок с улицы, то необходимо подготовить для такого досуга специальный стол с бортиками. И маленький ребенок и воспитанник подготовительной группы детского сада будет один или в команде со сверствниками с интересом собирать фигурки или строить что-то из песка. Дайте возможность детям пройти курс песочной терапии!
Что ещё можно включить в план работы с детьми
Дошкольники получают огромное количество информации посредством различных видов деятельности, в которую они вовлекаются в этом возрасте. Воспитатели детского сада должны применять разнообразные методы, стимулирующие детей вовлекаться в активное обучение.
Когда образовательная деятельность возбуждает детский интерес, дошкольники успешно развивают навыки общения, познания, выражения эмоций и движения, которые открывают путь в успешное будущее.
Ниже представлены наиболее интересные детям дошкольного возраста задания и упражнения, которые можно включить в план работы воспитателя ДОУ.
Дошкольники любят заполнять таблицы. Многофункциональность нарисованных таблиц позволяет воспитателям использовать их в различных целях.
Детям нравится вносить в наглядные таблицы и графики геометрические фигуры, овощи, фрукты, животных и т.д., сортируя их по размеру, цвету, количеству и т.п.
В оформлении любого праздника можно использовать разноцветные отпечатки рук. С помощью отпечатков рук на боку цветочного горшка можно создать прекрасный подарок на день матери.
Дошкольникам также нравится делать фигурки голубя и рождественские гирлянды из отпечатков рук. Ещё они легко превращаются в рога северного оленя или индейские перья.
Такие тактильные занятия помогут детям развить мелкую моторику и изучить текстуру краски. А родители будут с любовью хранить результаты этой деятельности долгие годы.
Дошкольники любят считать предметы. Воспитатель может положить одинаковые и единичные мелкие предметы в коробку. Детям нравится считать повторяющиеся предметы, исследуя содержимое коробки.
Дайте им задание найти 4 одинаковых ластика, 2 одинаковые игрушки, 6 одинаковых кубиков или 2 парных носка – и дети несколько минут будут весело заниматься подсчётами, сравнениями и ощупыванием.
Дошкольники учатся различать цифры и слова, обозначающие цифры, сравнивая количество предметов с цифрой или словом.
Дошкольники обожают животных. Создание фигурок животных из простых форм развивает навык распознавания различных геометрических фигур.
Например, дети могут создать утку с помощью простых форм. Большой овал станет телом утки. 2 формы в виде сердечек образуют крылья. Маленькие кружки служат глазами. Треугольником обозначается клюв, а ходит утка на 2 оранжевых лапах в форме звезды.
Развивается воображение и формируется навык принятия решений, когда детям необходимо определиться, какие формы они будут использовать для создания любимого животного.
Дошкольники развивают крупную моторику с помощью музыки и движений. Дети любят двигаться под любимые песни. Воспитатели могут стимулировать вовлечение дошкольников в обучение посредством создания стихов, которые учат некоторым понятиям, и наложения их на знакомые детям мелодии.
Какую цель преследует песочная терапия?
Умело преподнесенная игровая деятельность в песочнице может помочь развить внутренние возможности малыша, научить его пространственному воображению, а также способности мыслить образно и логически. Помимо развития мелкой моторики песочная терапия знакомит ребенка с гармонией мира вокруг него и показывает в простой и доступной форме, что такое хорошо и что такое плохо.
Свойства песка волшебны настолько, что позволяют оживлять уже знакомые сказки, а ребенок при этом уже не зритель, но участник и даже режиссер. Видя результат своей деятельности, ребенок учится быть ответственным, развивает новые качества.
Принцип песочной терапии прост: работая с песком, ребенок успокаивается. Песочная терапия особенно полезна для детей с гиперактивностью (рекомендуем прочитать: синдром дефицита внимания и гиперактивности). В каждой песчинке будто таится маленький кусочек солнышка, которое подпитывает нас и заряжает энергией. Мы видим, что песочная терапия – это мощный инструмент развития и воспитания гиперактивных детей любого возраста.
Гармоничное сочетание пользы и интереса
В программе песочной терапии гимнастика для рук сочетается с актерским мастерством, а все это в комплексе улучшает эмоциональный фон крохи, развивает чувствительные и моторные навыки, стимулирует работу познавательных процессов. Песочная терапия может применяться с самого раннего возраста, а значит уже тогда возможно узнать о том, что тревожит ребенка, что его страшит. Порой даже взрослому человеку бывает сложно выразить свои чувства. Фигурки, которые ребенок использует в создании собственного мира в методе песочной терапии, могут поведать о фантазиях и проблемах, волнующих малыша.
Какова цель песочной терапии? Программа не ставит себе задачу изменить ребенка или обучить навыкам поведения. Самое главное – дать ребенку свободу творчества.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста хороша еще и тем, что деткам не нужны специальные знания и навыки, как например в рисовании. Композиции создаются легко и просто, а значит процесс этот приносит только положительные эмоции: веселье, раскованность, полет фантазии. Ошибок здесь нет и быть не может, а значит нет и поводов для расстройства. Создание нового мира – процесс увлекательный и очень приятный.
Песочная терапия – своего рода игра, где кроха учится решать сложные ситуации, бороться с затруднениями и знакомиться с миром вокруг него. Рядом всегда должен быть взрослый, психолог или воспитатель, чтобы уметь вовремя подсказать решение непростой ситуации.
Подходы к применению песочной терапии
Методики применения песочной терапии могут быть разными:
- занятия для коррекции психики у дошкольников;
- игровые занятия с детьми младшего школьного возраста и в подростковом периоде;
- обучающая песочная терапия, в игровой форме учащая писать, читать и овладевать различными знаниями;
- подготовительные занятия перед школой в небольших группах по 6 человек.
Перечислим важные основные задачи, которые ставит перед собой песочная терапия. Цели:
- совершенствование созидательных способностей ребенка;
- установление равновесия в эмоциональном плане и положительного восприятия мира;
- создание положительных моделей для общения;
- корректировка решения трудных задач и ситуаций;
- избавление от агрессии, страха, замкнутости;
- совершенствование внутреннего потенциала ребенка (малыш становится более самостоятельным, уверенным и ответственным);
- улучшение деятельности процессов познания (памяти, мышления, воображения, внимания);
- формирование навыков коммуникации.
Правила игры с песком
Практически в каждом магазине игрушек вы можете найти наборы для творчества с песком. Производители позаботились о безопасности детей, сделав эти наборы чистыми по составу. Однако чаще всего играть с песком в ДОУ ребятам приходится на улице — это не просто интересно, но и полезно для знакомства с природой. В дошкольном возрасте они проявляют активную любознательность, задают вопросы буквально обо всем, что видят и слышат. В ходе песочной игры малыши могут получить ответы на многие вопросы и проявить свои исследовательские черты. Существует несколько картотек игр для разных возрастных групп и ситуаций.
Для начала нужно познакомить детей с правилами обращения с песком:
- Нельзя кидаться в других детей и сыпать песчинки на себя. Игры с песком, который находится на улице, могут стать причиной травмирования слизистой оболочки глаз или засорения ушей.
- Каждому ребенку нужно понять, что мешать другим детям нельзя.
- Когда игра закончится, нужно всем вместе помочь воспитателю собрать игрушки.
Затем нужно предложить взять песочную массу в руки и пропустить сквозь пальцы, попросить рассказать о полученных ощущениях. Это требуется для того, чтобы понимать свойства сухих песчинок, их легкую отделимость друг от друга
После можно взять игрушечную леечку и намочить небольшую часть песочницы водой, при этом обращая внимание детей на то, что мокрый песок стал липким и поменял цвет. Вода может также стать предметом игр, как отдельным, так и дополнительным
Рисование на песке
Кинетический песок нужно предварительно подготовить для рисования — примять и выровнять, иначе рисунок получится нечетким. Рисовать лучше острыми палочками или стеками для работы с пластилином. Такое творчество развивает креативность и учит ребенка управлять своим телом.
Рисование неведущей рукой
Правила: нужно попросить маленького художника спрятать за спину или положить на колено ведущую руку. Работать можно только неведущей, то есть левой рукой для правшей и правой — для левшей. Нужно давать ребенку разные задания — нарисовать круг, квадрат, волну, заборчик или даже небольшой сюжет: например, солнышко с облаками или цветочек на полянке.
Игра развивает:
мелкую моторику;
мышление;
координацию;
внимание;
креативность.
Поссорившиеся ручки
Правила: поверхность песка делится на две части линией посередине. Ребенку говорим, что ручки поссорились, обиделись друг на друга и убежали в разные стороны. Нужно рисовать палочками короткие линии, постепенно удаляя руки друг от друга. Затем их нужно помирить: рисуем линии в обратном направлении, пока ручки не встретятся посередине.
Вместо линий можно рисовать волны, заборчики, геометрические фигуры.
Игра развивает:
- моторику;
- работоспособность;
- умственную активность;
- концентрацию внимания;
- улучшает эмоциональное состояние;
- помогает справляться с тревогой.
Хаотичное рисование
Правила: рисование без сюжета и цели. Лучше выполнять с закрытыми глазами. Игра поможет выплеснуть наружу накопленные переживания и раскрыть внутренний мир ребенка. Ему нужно удобно сесть, закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и подумать о том, что его беспокоит или наоборот радует. Пусть рисует так, как ему хочется.
В конце стоит обсудить рисунок, если ребенок не против. Если малыш изобразил свой страх, можете вместе его уничтожить или превратить во что-то приятное.
Игра развивает:
- мелкую моторику;
- координацию;
- креативность;
- воображение;
- стабилизирует эмоциональное состояние.
Материалы по теме:
- Играем в бумвейкеры: уроки музыки для всей семьи
- 5 неочевидных способов развить мелкую моторику у дошкольника
- Сенсорная комната для детей. Для чего нужна и как сделать самостоятельно
Стадии игры с песком
По картинам на песке можно определить эмоциональное состояние малыша
Учёные выделили три стадии игры малыша с песком:
- Хаос. Это этап, когда на игровой площадке нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, люди, растения. Такое обращение с сыпучим материалом говорит о том, что ребёнок тревожен, взволнован.
- Борьба. На этой стадии малыш чётко делит персонажей на хороших и плохих, причём преобладание последних может быть довольно значительным. Это период внутренней борьбы в душе у ребёнка. Психологи советуют не торопить малыша менять сюжет игры, добавляя положительных героев. Он должен сам прийти к этому.
- Исход. Это последняя, финальная стадия терапии. Она обозначает, что ребёнок уравновешен, спокоен и находится в мире с собой.
Подготовка к работе с песком
Под ящик с песком нужно выделить уютное место в комнате
Для занятий с сыпучим материалом дома, нужно сделать специальную площадку для игр. Для этого потребуется:
- плоская широкая коробка высотой около 7 см;
- голубая краска;
- лейка и небольшое ведро для воды;
- небольшие разнообразные игрушки (металлические, пластмассовые высотой не более 10 см), камешки, ракушки.
Проверьте, чтобы в коробке не было острых углов или зазубрин. Внутреннюю часть ящика необходимо покрасить краской, которая будет вызывать спокойные ассоциации с водой или небом. Если у вас есть возможность выделить под занятия стол, то он должен быть гладким, а его высота подходить под рост ребёнка, чтобы работать можно было и сидя, и стоя. Что касается песка, то его выбор лучше оставить за малышом. Но рекомендуется брать тёплые жёлтые оттенки. Также не повредит и несколько тёмных – для создания контрастных сюжетов.
Упражнения
Главная задача упражнений — познакомить ребёнка с песком
Существует набор упражнений, которые позволяют детям лучше освоиться с новым непривычным материалом. Как правило, эти манипуляции применяются на этапе знакомства.
- Попросите малыша положить ладошки на песок и описать, какой он на ощупь.
- Пусть малыш нарисует пальцами змейку, выполняя красивые волнистые линии.
- Пересыпание песка из кулачка в песочницу также помогает лучше прочувствовать материал.
- Предложите малышу каждым пальчиком поздороваться с песочком. Для этого пусть положит ладошку в песочницу и закроет глаза. А вы насыпайте на каждый пальчик песок, задача малыша – угадать, на какой по счёту палец насыпан песочек.
Занятия
Занятия песочной терапией могут быть индивидуальные и коллективные
Работа детей в песке может быть индивидуальной и групповой. Если занятия подразумевают взаимодействие нескольких человек, то обязательно должен быть взрослый, который будет координировать вклад каждого участника. Например, можно предложить малышам построить сказочную страну. Каждый участник выбирает себе объект строительства и работает над ним, не мешая остальным, но соотнося свои действия с другими.
Игры
При индивидуальной работе можно освоить несколько базовых игр:
- «Догадайся». Закопайте какую-то фигурку в песке и попросите ребёнка угадать кого. Для этого давайте наводящие характеристики объекта.
- «Забавные истории». Вместе с малышом придумайте весёлую историю для фигурок на песке, и какие-то ключевые слова выложите буквами алфавита. Затем попросите ребёнка отвернуться, а в это время разбросайте буквы по ящику с песком. Задача для крохи – раскопать буквы и сложить потерянные слова.
- «Город моей мечты». Предложите ребёнку построить город, в котором он хотел бы жить. Обязательно нужно назвать всех героев, придумать им истории.
Этапы терапии
Занятия «Песочная терапия» предполагают постепенный переход с одной ступени на следующую в индивидуальном ритме ребенка.
Хаос
Это начальный этап для детей, когда они забрасывают в песок множество игрушек без группировки их по размерам, цветам, принадлежности к животным, предметам и т.д. Это свидетельствует о глубоких внутренних страхах и переживаниях, растерянности.
Борьба
Ребенок начинает разделять фигурки на противоборствующие группы. Появляются добрые и злые, плохие и хорошие фигурки. Не торопите малыша, предлагая ему доброго героя. Пусть выплеснутся все страхи, обиды и сомнения. Этот этап завершится с наступлением мира у воюющих сторон.
Исход
Это заключительный этап покоя, уравновешенности и гармонии. Все фигурки в парах или небольших группах. Появляются яркие элементы. Движения становятся спокойными и плавными.