Виды и особенности искусства первобытного общества. наскальная живопись. древние петроглифы

Чем питались?

Тем, что удавалось словить или насобирать. Мужчины отправлялись на охоту или рыбалку, женщины же занимались собирательством разных ягод, фруктов. Охота первобытного человека была весьма опасным мероприятиям, нередко и сами охотники погибали или становились добычей других хищников (если первобытный охотник шел, к примеру, на медведя, то еще был вопрос, кто кем в результате будет обедать, человек медведем или медведь человеком).

Но если удавалось поймать крупную добычу, убить того же мамонта, то его мяса хватало на более долгий период.

Охота первобытных людей.

Пойманную дичь готовили на костре, который первобытные люди научились разводить при помощи палок и камней.

Система мира по Птолемею

Говоря об изучении Вселенной, нельзя не вспомнить деятельность выдающегося учёного Птолемея. Он, бесспорно, внёс огромный вклад в науку. Не только в астрономию, а также в математику, физику и географию.

Он утверждал, что Земля неподвижна. А всё движется вокруг неё. В свою очередь, наша планета является центром мироздания.
Представление Вселенной Птолемея заключалось в геоцентрической модели. Кстати, также выглядит схема вселенной Аристотеля.

Как известно, такой взгляд на карту космоса возник в Древней Греции. На геоцентризме основана античная и средневековая наука.

Птолемей в своих трудах доказывал, что Земля расположена в середине космического пространства. Также он отмечал её малые размеры, относительно других тел.

К такому выводу учёный пришёл, потому что все звёзды с Земли мы видим одинаково. А значит, расстояние до этих звёзд огромны по сравнению с размерами Земли.

Неподвижность Земли Птолемей объяснял тем, что если бы движение существовало, то происходило бы смещение. А так как оно отсутствует, следует что движения нет.

Вдобавок, он указывал на вертикальное падение тел относительно Земли. Таким образом, наша планета есть центр всего.

Кстати, на правиле свободного падения учёный вывел понятие верха и низа. Верх это направление от центра Земли. А низ, наоборот, к центру.

Птолемей, так же как и Аристотель, считал, что всё состоит из материи и движения. Которые не могут существовать друг без друга.
Он выделял круговые орбиты Земли. Их он разделил на эпициклы, то есть малые круги. Которые, в свою очередь, движутся в другом большем кругу. Его он назвал деферентом.

2) Назови знаменитых людей Нового времени. Чем они прославились?

  • Колумб — открыл Америку.
  • Магеллан — совершил первое кругосветное путешествие.
  • Беллинсгаузен и Лазарев открыли Антарктиду.
  • Леонардо да Винчи и Рафаэль Санти были известными художниками.
  • Даниэль Дефо написал “Робинзона Крузо”.
  • Жюль Верн писал фантастические романы.
  • Пушкин и Лермонтов были великими поэтами.
  • Тургенев и Толстой были известными писателями.

Пример презентации «Имя на карте. Христофор Колумб»

3) Какие изобретения были сделаны в то время?

В это время были изобретены пароход, паровоз, телеграф, радио, телефон, лампочка, метро, фотография, автомобиль и многое другое.

Таблички из воска

Глиняные таблички громоздкие, хрупкие, неудобны для транспортировки, с них невозможно стереть написанное, поэтому на смену им пришли таблички из воска.

На специальные деревянные дощечки или дощечки из слоновой кости наносили слой воска – писать на нем можно было острым грифелем. Другим закругленным концом ненужный знак затирали, стирали.

Изготовить таблички было несложно, поэтому в античные и средневековые времена ими пользовались в быту для пометок по хозяйству, применяли как записные книжки и в обучении письму.

По мере использования качество воска ухудшалось, его соскабливали и наносили новый слой. Нынешнее выражение — «с чистого листа», когда нужно начать все сначала, корнями уходит именно в те времена.

Потом применение табличек усовершенствовалось – их соединяли ремешками из кожи, получалась книга. Упоминания о восковых табличках встречаются у Гомера, Цицерона.

Пользоваться ими продолжали до 19 века, хотя давно уже писали на бумаге. Например, восковой табличкой удобно пользоваться на некоторых производствах для занесения текущих данных.

Искусство в жизни человека

Переоценить значение искусства невозможно. Дать точное оп­ределение — трудно, так многообразны его проявления, так сложно и доступно оно одновременно. Но очевидно одно: без искусства не существует никакое общество, а жизнь человека без искусства — бедна и неинтересна.

Роль и место искусства в жизни общества не остаются неизмен­ными.

Одни эпохи живут искусством, например, Античность, Ренес­санс. В другие — жизнь общества определяет религия — Средневе­ковье. В нашей стране, в силу своеобразия ее исторического развития, искусство всегда играло огромную роль и было вырази­телем идей и взглядов, отличающихся от официально признанных и навязываемых. Через искусство люди осмысливали свое бытие, в нем искали и находили ответы на самые насущные вопросы жизни. С ним спорили, его героям подражали, им жили.

Однако в последние годы, когда появилась возможность открыто выражать свои взгляды, а политический диктат отошел в историю, общественное звучание искусства уменьшилось. Искусство переста­ло быть единственной трибуной для выражения общественного мнения. Не было оно ею и в странах с развитой демократией. Учитывая это, некоторые теоретики и общественные деятели стали утверждать, что искусство сыграло свою историческую роль и что за ним остается только гнедонистическая функция и узко понима­емая эстетическая: давать людям отдых, развлечение и любование красивым. Поток развлекательной литературы и телевизионных сериалов о «красивой жизни» как бы подтверждают это. Но если бы природа искусства сводилась только к этим его функциям, вряд ли бы человечество смогло достичь тех духовных, нравственных, эстетических высот, обрести тонкость чувств, душевность и отзыв­чивость, которые присущи подлинной человечности.

«О, жалок был бы круг наших представлений, если бы мы были представлены только своим пяти чувствам и мозг наш перерабатывал пищу, добытую ими. Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добыто многими годами жизни. Мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего «Я» принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому при­ближает нас мощная рука творчества»,— отметил русский писатель В.М. Гаршин (20).

Иногда, и не редко, прочитанное или увиденное художественное произведение оказывает огромное влияние на поведение человека и даже определяет всю его жизнь.

«Многое определил во мне Евгений Онегин. Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протя­гивала руку — и руки, не страшась суда,— то только потому, что на заре моих дней, лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепан­ной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах сделала.

И если я потом, когда уходили (всегда — уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.

Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества»,— скажет Марина Цветаева (21; 43).

«Посредством искусства (пения и слова) мы выражаем свои чувства любви, горести и радости, под звуки музыки мы смелее идем к победе, под те же звуки оплакиваем падших героев. Искусство украшает храмы, оно учит нас лучше молиться, сильнее любить Бога и чувствовать чувства других. Искусство… это — выразитель и тол­кователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, да не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, что стремится вперед к свету. Хочет быть лучше, совершеннее»,— утверждал русский скульптор XIX в. Марк Антокольский (22; IV; 227).

«Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскры­вает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание»,— определяет назначение искусства фран­цузский скульптор Огюст Роден (23; III; 385—386).

Но это высокое свое назначение, ради которого и было челове­ком создано, сохранено и развито искусство, оно выполняет только тогда, когда не превращается в простое развлечение.

И так как по логике своего исторического развития человечество не может продлить свое существование без взаимопонимания (а потребность в этом все возрастает), без общения людей, без стрем­ления осмыслить жизнь, понять других и прежде всего — самого себя, без радости сотворчества и творчества, без восхищения и восторга красотой, то потребность в искусстве, а следовательно, и само искусство будет существовать, пока есть люди на Земле. И общение с ним делает каждого человека душевно тоньше, духовно богаче. Надо только понять природу искусства и его высокое назначение, научиться любить искусство и уважать его творцов.

Поход Македонского Войска

В 334-325 годы до н. э. молодой царь Александр, «успокоив» Фивы путём уничтожения города и продажи всего его населения в рабство, переправился с огромным войском в Малую Азию.

Почти 9 лет длилась военная кампания молодого полководца. Ничто не могло удержать его армию. Ни боевые колесницы персов, ни устрашающие слоны индийцев. Манёвренность, дисциплинированность и выучка армии, напор, военная хитрость, неожиданные решения молодого военного гения не оставляли врагу шансов на победу.

В результате похода:

  1. Образовалась огромная империя от Балкан до реки Инд.
  2. Была разгромлена Персидская держава.
  3. Основано множество городов, заселённых колониалистами из Греции и Македонии.
  4. Возросла торговля, укрепились экономические связи.
  5. Стало происходить взаимопроникновение культур, ранее изолированных друг от друга.

Как познакомить дошкольника с портретом?

Портреты – это часть истории. В них даны образы людей разных эпох. По портретам мы можем понять, в каком мире жил художник и как он относился к людям.

Человек на портрете может быть нарисован в полный рост, по грудь (погрудный), по пояс (поясной), по колени (поколенный).

По повороту головы портреты бывают: в профиль, в анфас (фр. en face — «с лица»), в четверть поворота направо или налево, в три четверти, вполоборота.

По способу исполнения портрет делится на карандашный, пастельный, масляный, акварельный, гравированный, фотографический и т. д.

По характеру изображения выделяются две группы: парадные (изображение человека на коне, стоящим в полный рост или сидящим на фоне пейзажа или архитектуры) и камерные портреты (погрудное, поясное изображение человека на нейтральном фоне).

Портрет называют костюмированным, если человек изображен в виде литературного (театрального, аллегорического, исторического, мифологического) персонажа. При наименовании такого портрета включают слова «в образе» или «в виде».

Портрет может передавать не только индивидуальные черты человека, но и характерные черты эпохи, в которой жил портретируемый.

По лицу, позе и жестам модели можно угадать ее особенности поведения, темперамент и характер.

Изображая конкретного человека, портретист отражает время, переживания, мечты его соотечественников, а также свои идеалы и свое отношение к модели.

С жанром портрета связано творчество известных художников: В. М. Васнецова, А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина, К. Е. Маковского, Х. П. Платонова, В. И. Сурикова, А. А. Пластова, И. Е. Репина, В. Г. Перова, И. Э. Грабаря и др.

Ребенку дошкольного возраста близки по чувствам детские портреты. Они вызывают у них положительные ассоциации. Мимика лица, расположение рук помогают дошкольнику понять настроение, характер, душевный мир портретируемого.

Примерная беседа о портрете:

Вопросы по содержанию картины: Кто изображен на этой картине? Что ты можешь рассказать о нем (о ней)? Сколько ему (ей) лет? Как его (ее) зовут? Что он делает? Что изображено рядом с ним (с ней)? Что эти предметы рассказывают о нем (о ней)?

Вопросы, раскрывающие эмоциональное состояние, настроение человека: о чем думает мальчик (девочка)? Что он (она) видит (слышит)? Что он (она) хочет сделать? Что ты видишь в его (ее) глазах? О чем они говорят? О чем рассказывает его одежда? Какую тайну можно разгадать, глядя на руки этого мальчика (этой девочки)? Почему художник изобразил его (ее) в этой позе?

По наводящим вопросам ребенок составляет описательный рассказ. Примерный рассказ по портрету В.А. Серова «Мика Морозов»:

На картине изображен мальчик. Ему 4 года. Его зовут Мика. Он сидит на большом стуле. Рядом с ним лежит игрушка. Мальчик отложил ее в сторонку, потому что увидел за окном маленькую синичку. В его глазах я вижу удивление. Вот-вот он спрыгнет с высокого стула и побежит к окну, чтобы хорошо разглядеть красивую птичку.

Рассказ по портрету И. Е. Репина «Стрекоза»:

И. Е. Репин «Стрекоза»

На этой картине художник изобразил девочку. Ей 5 лет. Она сидит на изгороди, свесив ножки. Девочка очень похожа на стрекозу. Она не боится высоты. У нее красивое зеленое платье. Она радуется солнцу, траве, небу.

В процессе беседы можно попросить ребенка придумать свое название портрету, открыть тайну в картине, скрытую художником и т. д.

Где жили?

Как мы писали выше, сперва типичным местом жилища наших очень далеких предков были пещеры. Но вот только пещер удобных для проживания было не так и много, а численность первобытных людей со временем увеличивалась, и в какой-то момент пещер на всех перестало хватать. И вот перед первобытным человеком впервые возник «квартирный вопрос» – где жить (как видите, этот вопрос является актуальным во все исторические эпохи, и в нашу в частности).

Пещера первобытного человека.

Чтобы решить «квартирный вопрос» первобытные люди научились строить первые жилища, которые делали в том числе из костей умерших животных. Бывало, что удавалось убить какого-нибудь большого мамонта и в его останках создать себе уютное жилище. Мощные кости мамонта вкапывались в землю, а сверху на них натягивались звериные шкуры, получался такой импровизированный шалаш, в котором вполне можно было укрыться от непогоды и жить своей первобытной жизнью.

Первые древнеиндийские города

Археологами открыты сотни городов Древней Индии. Считается, что они были основаны 3 тыс. лет до н.э. Самые крупные из них – это Мохенджо-Даро и Хараппа. Предполагается, что проживало в них по сто тысяч человек. Располагались два этих древнеиндийских мегаполиса на расстоянии около 580 км.

Хараппа

Однако по планировке были очень схожи:

  1. Имелось деление на две части: цитадель и «нижний город».
  2. Улицы пересекались под прямым углом.
  3. Преобладали двухэтажные здания, построенные из обожжённого кирпича.
  4. Главные улицы были существенно шире второстепенных.

В цитадели жили и работали правители. Это было самое большое здание города. В «Нижнем городе» жили простые граждане. Там же они устраивали свои мастерские.

Историяй

Большинство скелетов первобытных людей было найдено археологами на африканском континенте, что дает ученым основание полагать, что именно Африка была родиной человечества. Также именно здесь были найдены первые каменные орудия труда, которым приблизительно 2-2,5 млн. лет. Именно это время 2-2,5 млн. лет назад считается условной датой появления человека.

Если верить теории эволюции Чарльза Дарвина то появлению человека современного, так званного «Homo sapience» предшествовали австралопитеки, а затем «Homo habilis» – человек умелый. Австралопитеки и «Homo habilis» были своего рода промежуточным звеном между современным человеком и его ближайшим родичем – обезьяной (опять таки если верить теории Чарльза Дарвина). Они уже уверено передвигались на двух ногах, имели развитые кисти рук, способные не только держать камень или палку, но и уверенно использовать их, как впрочем, и другие примитивные орудия труда. Но в отличие от современных людей они еще не умели говорить, а общались друг с другом при помощи криков, возгласов и жестов, а тела их еще были покрыты шерстью.

Примерно так могли выглядеть австралопитеки.

Стоит заметить, что гипотеза Чарльза Дарвина имеет немало темных пятен, и некоторые ученые полагают, что найденные скелеты австралопитеков являются искусной подделкой.

Как бы там не было, первые следы «человека разумного», датируются 250 тис. лет назад. Первобытный разумный человек, он же неандерталец, наконец-то обрел речь, впервые, стал использовать пещеры в качестве укрытий и жилья (отсюда и название «пещерная эпоха», «пещерные люди»). В этот период истории первобытных людей появилась религия, культура и ее извечный атрибут – искусство. Удивительные наскальные рисунки во многих пещерах по всему миру являются отличным примером искусства первобытных людей, и это без сомнения первое проявления искусства в истории.

Неандертальцы в отличие от австралопитеков хоронили своих умерших сородичей, окружали их могилы камнями и цветами, имели различные религиозные и магические обряды и ритуалы, о чем говорит найденные археологами черепки животных, расставленные в строго определенном порядке.

Похороны первобытного человека.

Также у неандертальцев впервые появилась медицина: некоторые найденные скелеты дают основание говорить о том, что первобытные люди пытались вылечить своих больных либо травмированных родичей. Так некоторых скелетах имеются следы хирургических операций.

И наконец, примерно 40 тис. лет назад на смену неандертальцу пришел человек современный – «Homo sapience», который был по сути таким же человеком, как и мы с вами (только он не сидел за компьютером в интернете, а грелся у огня в какой-нибудь пещере). Первые скелеты современного человека были найдены в пещере Кро-Маньйон в южной Франции, и порой первых «Homo sapience» стали называть также кроманьонцами.

Некоторые ученые полагают, что какое-то время неандертальцы и кроманьонцы сосуществовали друг с другом, но на определенном периоде более умные кроманьонцы вытеснили и полностью истребили неандертальцев, которым оставалось либо эволюционировать, либо погибнуть.

Кроманьонцы против неандертальцев.

Но также стоит заметить, что вероятное противостояние кроманьонцев и неандертальцев, не более чем гипотеза.

Искусство и литература

Слово – это неотъемлемая часть творчества. Благодаря ему можно очень точно передать информацию, события, чувства и так далее. Художественная литература как искусство способна передать человеку широчайший спектр эмоций и взглядов на жизнь. Также воображение помогает передать картинки неописуемой красоты. Благодаря слову люди могут испытывать радость, переживания, соболезнования, грусть и так далее. Текст в книге чем-то напоминает альтернативную реальность.

В мире существует очень много литературных направлений и авторов, среди которых любой человек может найти что-то близкое для себя. Ведь тексты начали появляться еще со времен античности. Для многих людей в мире они стали своего рода учителями. Книга может обучить человека нравам, помочь взглянуть на мир под другим ракурсом, полюбить жизнь и так далее. Многие поэты использовали литературу как способ поделиться с миром своими любовными переживаниями и восприятием мира.

Также писатели рассказывают о своих предположениях, которые касаются будущего человечества. Существует очень много популярных антиутопий, отражающих совсем не светлое будущее, например: «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла. Они служат человеку предупреждением, чтобы он не забывал любить и старался ценить все, что имеет. Этот факт показывает, зачем нужно искусство негативной литературы. Ведь в таких книгах высмеиваются проблемы людей: безумное потребление, любовь к деньгам, власти и так далее. Ведь эти вещи совсем не приносят счастья, и нужно заниматься только благородными делами и иметь честь.

Слияние государств Нижнего и Верхнего Египта

В конце 4 тыс. до н.э. в бассейне реки Нил сформировались несколько десятков маленьких государств. Греки называли их нормами, а сами египтяне хеспами. Образовывались они путём слияния нескольких общин, имеющих похожий культ поклонения. Возглавляли такие номы вожди – адзы, имеющие неограниченную власть.

Эти государства часто враждовали, поэтому происходило постепенное подчинение слабых номов более сильному. Говоря по-другому – слияние. Таким образом, сформировалось два крупных государства. Первое – Верхний Египет, расположенный у истоков Нила. Второе – Нижний Египет, лежащий ближе к дельте реки.

Союз номов с верховья Нила оказался более прочным. Правил им Менес. Он-то и подчинил себе все общины, осуществив слияние государств Верхнего и Нижнего Египта. Столицей стал город Абидос, а сам Менес основал первую династию египетских царей.

Менес

Таблички из глины

Скалы и камни – твердый материал для нанесения рисунков. Около 3500-4000 лет до н. э. стали использовать мягкую и пластичную глину для изготовления табличек для письма. Свидетельства этому найдены в Ираке и Иране (Месопотамия).

Пока табличка была влажной, на ее поверхности заостренной палочкой (грифель, стилиус) наносились знаки, затем ее сушили на солнце. Такой способ письма получил название клинопись. Считается, что родилась она в Шумерской цивилизации.

Громоздкие рисунки постепенно трансформировались в знаки и символы – писать их было быстрее и удобнее, да и места они занимали меньше.

картина

черты

Классицизм и реализм

Классицизм был одной из тенденций, использованных художниками эпохи Возрождения для определения метода своих работ.

Классицизм был техникой, которая защищала приверженность классическому искусству, стремилась создавать простые произведения, эстетически сбалансированные, ясные для глаз и использующие традиции Запада..

Кроме того, в работах отстаивался физический реализм, фундаментальная черта гуманистической философии.

манерность

Когда эпоха Возрождения подходила к концу, художники начали отказываться от классицизма и привязались к маньеризму.

Эта техника стремилась выразить немного больше сложности в работах, поэтому физические формы предметов имели тенденцию быть нарисованными более искаженными, чем это было принято в начале движения.

католицизм

Одна из причин, по которой так много произведений искусства со сценами католицизма, заключается в том, что в этот период католическая церковь доверила несколько картин итальянским художникам..

Движение ренессансной живописи характеризовалось наличием нескольких аллегорических произведений католической религии.

представители

Основными художниками эпохи Возрождения были итальянцы. Однако по мере расширения движения по всей Европе появились другие важные фигуры, особенно в Нидерландах и Испании..

Леонардо да Винчи

Возможно, самый признанный художник эпохи Возрождения сегодня. Да Винчи создал уникальные произведения, которые стали важными наследиями человечества, такими как Мона Лиза или Тайная вечеря.

Кроме того, он был одним из самых важных фигур эпохи Возрождения, чтобы обеспечить инновационные знания в различных областях науки и общественных наук.

Сандро Боттичелли

Боттичелли был одним из ведущих художников начала эпохи Возрождения. Он был из школы во Флоренции и был частью Золотого века итальянских художников шестнадцатого века. Он посвятил себя живописи мифологических и религиозных работ.

Miguel Angel

Микеланджело был итальянским художником, скульптором и архитектором, возможно, одним из авторов эпохи Возрождения, сохранившим лучшие произведения с тех пор..

Он создал такие работы, как Страшный суд и он нарисовал одно из самых внушительных художественных произведений в истории: потолок Сикстинской капеллы.

Брейгель

Питер Брейгель был голландским художником и одним из ведущих представителей живописи эпохи Возрождения в своей стране. Он посвятил себя созданию пейзажей и сцен изо дня в день, представляя различные повседневные сцены и времена года.

Эль Греко

Эль Греко был греко-латиноамериканским художником, который подписывал свои картины на греческом языке. Он был главным и самым важным представителем испанского Ренессанса, и он использовал драматический и экспрессионистский стиль. Он считается предшественником как кубизма, так и экспрессионизма..

Основные работы

-Поклонение Агнцу Божьему, Юбер и Ян Ван Эйк, 1430.

-Свадьба Арнольфини, Ян Ван Эйк, 1434

-весна, Сандро Боттичелли, 1470-е годы.

-Тайная вечеря, Леонардо да Винчи, 1496.

-Потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело, 1510 г..

-Школа Афин, Рафаэль, 1511.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: